«Воскресное чтение» «Воскресное чтение» стало выходить при Киевской духовной академии с Пасхи 1837 г. Инициатива издания принадлежала тогдашнему ректору Киевской академии, архимандриту Иннокентию (Борисову) , и тогда уже известному в качестве выдающегося духовного оратора. Архимандрит Иннокентий, по соглашению с профессор. И. М. Скворцовым и Я. К. Амфитеатровым и бакалаврами иеромонахом Димитрием и П. С. Авсеневым (в монашестве Феофан), представил проект издания в 1836 г. академическому правлении, правление, приняв проект, с согласия тогдашнего Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) , вошло с ходатайством, 30 января 1837 г., о разрешении издания в комиссию духовных училищ, комиссия, одобрив задуманное предприятие и исправив в некоторых частях программу журнала, сочла нужным испросить на него высочайшее соизволение, которое и воспоследовало 27 февраля 1837 г. В проекте об издании журнала было сказано: «свято проводить дни воскресные и праздничные есть обязанность всегда для христианина священная. Благочестивые христиане посвящают сии дни на слушание богослужения и слова Божия в церкви, на молитву, чтение и душеспасительные беседы в домах своих и на дела человеколюбия. Соображаясь с сею обязанностью христианскою, издатели «В. Ч.» желают доставить своим соотечественникам-христианам занятие в чтении, праздничным дням приличное, а потому предполагаюсь помещать в своём журнале статьи, которые бы вели: 1) к уразумению слова Божия, 2) к уразумению богослужения и обрядов православной восточной церкви и 3) к утверждению в сердце веры, любви и упования христианского». В частности, журнал имел в виду помещать на своих страницах систематизированные, по предметам, выписки из Свящ. Писания, выписки из святоотеческих творений или догматико-нравственного содержания, или для объяснения дневных чтений из Евангелия и Апостола, или значения праздников, постов и священнодействий, краткие сведения о св. писателях, размышления на примечательнейшие тексты Св. Писания, наставления, в каком духе и как должно слушать слово Божие и присутствовать при богослужении; исторические сведения о происхождении и нравственные указания на дух и цель праздников, постов и священнодействий церковных, размышления об этих предметах, обычаи древних христиан, слова и речи современных церковных ораторов; приспособленное к уразумеваю народа изложение истин веры и обязанностей христианских, краткие размышления о Боге и Его промысле, искуплении людей и вечной жизни, опыты духовной жизни, преимущественно пути Промысла в обращении грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

И.А. Гарднер Скачать epub pdf Изучая церковное пение и говоря о сущности его, необходимо прежде всего остановить наше внимание на простейших формах проявления музыкальной стихии в богослужении. Эта стихия начинает проявляться там, где при произношении богослужебного текста можно уловить в интонации отличия от разговорной речи, т.-е., в церковном чтении и в богослужебных возгласах. Обычно эти формы проявления музыкальной стихии в богослужении оставляются без внимания и выключаются из рамок церковного пения (т.-е. музыкального оформления богослужения). Между тем, как чтение, так и возгласы, отличаясь в своих интонациях от разговорной речи, являются весьма существенным элементом музыкального оформления богослужения; возьмем например, диаконские прошения в ектениях и ответы певцов (или хотя бы одного певца) «Господи помилуй», «Подай, Господи». Особенно это музыкальное значение диаконских возглашений заметно в тех случаях, когда отвечает хор, и притом ответы хора сочинены каким-нибудь композитором. Без музыкально-связующих звеньев прошений диакона, эти ответы – «Господи помилуй», «Подай, Господи» сливаются в музыкально-безформенный конгломерат. Таким образом, музыкальное оформление богослужения далеко не исчерпывается только одним пением: к этому оформлению в равной степени относятся и возгласы, и чтение. Эти три музыкальных явления: пение, возгласы и чтение, действуя совместно, и создают музыкальную целостность всего богослужения и друг от друга неотделимы. Они являются только различными градациями музыкальной стихии, неразрывно слитой со словом и исходящей из самого богослужения. И чтение, и возгласы, и пение суть слово, эмоциональная логическая сила которого окрашена и выражена музыкальным тоном, звуком. В краткой статье невозможно подробно разсмотреть эту существенную область русского литургического музыковедения, и мы ограничимся здесь лишь самым главным. Важно отметить общность музыкальных богослужебных явлений у всех христианских вероисповеданий, хранящих апостольское предание и имеющих иерархию апостольского преемства, хотя бы и отделенных от Православной Церкви в щелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Писания святых отцов Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа. Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповедей Господа нашего Иисуса Христа, всех их и источник, и конец – святое Евангелие. Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие. Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия без чтения святых отцов! Это мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, безумно отвергшие святых отцов, приступившие непосредственно, со слепой дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных. Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, – словом, спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. 206 Книги святых отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки. Опять же – эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Православное чтение ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Тематики] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО Современные искушения Жизнь после смерти Демографическая война Секты и лжеучения ИНН Все темы ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЯТИЯ ИНН Доклад А.И.Осипова, профессора Московской духовной академии VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г. В настоящий момент по вопросу отношения к ИНН в церковной среде четко обозначились две взаимоисключающие друг друга точки зрения. Они всем хорошо известны и здесь нет нужды излагать их. Остановлюсь на непосредственной задаче. Она, как мне представляется, имеет три главных аспекта. Первый - это оценка характера дискуссии, развернувшейся по вопросу принятия ИНН. Второй - выявление причин, породивших создавшуюся ситуацию. Третий - возможные пути разрешения данной проблемы. I Характер дискуссии, возникшей в связи с ИНН среди духовенства и мирян, в церковных и околоцерковных средствах информации, свидетельствует прежде всего о том, что он далеко не всегда может быть отнесен к категории того христианского рассуждения, без которого, по учению святоотеческому, не может быть никакой добродетели. Об этом свидетельствует реакция на послание Святейшего Патриарха и Священного Синода по данному вопросу и выступления ряда авторов, разъясняющих позицию священноначалия нашей Церкви. Спокойный тон этих заявлений, призывающих именно к христианскому рассуждению, был встречен в определенной части нашего духовенства и мирян откровенно негативно. В настоящее время ведется уже широкая агитационная компания по неприятию позиции Синода и требованию от церковного руководства выступить с осуждением ИНН как неприемлемого для православного верующего. Обсуждение того, насколько оправданы такие требования с вероучительной стороны, не входит в задачу настоящего сообщения. Здесь отметим другое, не менее серьезное. Во-первых, сам характер этих выступлений отличается категоричностью суждений, резкостью в обличении других точек зрения; во-вторых, позиция их преподносится широкому кругу верующих как учение Церкви в последней инстанции. Все это трудно назвать церковным обсуждением вопроса, требующего совместного братского рассмотрения с кротостью и благоговением (Петр. 3;15). Напротив, вызывает ассоциации с теми историческими эпохами, которые отмечены появлением расколов, сект и т. п.

http://zavet.ru/inn-osipov.htm

В минувшем году исполнилось ровно 75 лет с того момента, как основан наш духовно-академический журнал «Христианское Чтение». Три четверти века в существовании журнала – это период весьма немалый. Журналы, как повременные издания, обыкновенно недолговечны и скоро изживают свой век. За эти три четверти века появлялись целые десятки, чуть не сотни журналов, из которых иные в свое время пользовались широким распространением и громкой славой; но слава их померкла и обветшалые, забытые последующими поколениями книжки их едва можно находить в книгохранилищах, Тем замечательнее факт, что наш журнал, один из старейших в семье своих периодических собратьев, в то же время есть долговечнейший между ними, и этот ветеран 1 духовной печати прожил свой век недаром. Стоя у храма высшей духовной науки и служа ее выражением, он был чуток ко всем движениям в духовной жизни нашего отечества, и его история есть вместе с тем история нашего умственного развития за последние три четверти века. Наш журнал-ветеран впервые увидел свет в январе 1821 года. Честь почина в этом деле принадлежит тогдашнему ректору нашей академии архимандриту Григорию (Постникову) , впоследствии митрополиту Санкт-петербургскому. В журнале конференции духовной академии от 10 октября1820 года говорится об этом следующее: «Академии ректор архимандрит Григорий предложил: не полезно ли бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание? – Все немедленно подтвердили пользу того, а некоторые и решительно объявили себя участниками в сем издании, и именно: 1) А.Рек.Ар.Григорий; 2) Сем. Р.А. Поликарп; 3) А. Инсп. Арх. Нафанаил;. 4) Профессор Гер. Павский; 5) Профессор М.В. Себржинский; 6) Профессор Ф.И. Ветринский; 7) Бакк. греч. яз. Г. Меглицкий; 8) Бак. нем. яз. И. Певницкий; 9) Бак. всеобщей истории В.Оржевский». На заседания этой конференции (10, 17 и 24 октября) были приглашены все вообще учащие, и все выразили свое сочувствие изданию, но собственно родоначальниками журнала должны быть считаемы именно девять поименованных лиц, память которых поэтому должна быть особенно дорога академии и редакции. Вечная им память. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/semide...

2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р22-214-0300   4 .         Заявитель: Тамбовская епархия Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. Выпуск 3 (20), 2022» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. Выпуск 3 (20), 2022». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р22-214-0321   5 .         Заявитель: Санкт-Петербургская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Христианское чтение. Теология, философия, история. 3, 2022» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Христианское чтение. Теология, философия, история. 3, 2022». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р22-214-0301   6 .         Заявитель: Санкт-Петербургская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 3 (15), 2022» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 3 (15), 2022». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р22-214-0302   7 .         Заявитель: Санкт-Петербургская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Русско-Византийский вестник. 4 (7), 2021 год» , предлагаемого к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

4 .         Заявитель: Сретенская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Сретенское слово. 4 (8), 2023» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Сретенское слово. 4 (8), 2023». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р24-403-0047 5 .         Заявитель: Санкт-Петербургская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Христианское чтение. Теология, философия, история. 1, 2024» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Христианское чтение. Теология, философия, история. 1, 2024». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р24-403-0048 6 .         Заявитель: Санкт-Петербургская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 1 (21), 2024» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 1 (21), 2024». 2. Присвоить данному научному журналу номер Издательского совета – ИС Р24-403-0049 7 .         Заявитель: Санкт-Петербургская духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета научного журнала «Русско-Византийский вестник. 1 (16) за 2024 год» , предлагаемого к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании научного журнала «Русско-Византийский вестник. 1 (16) за 2024 год».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Библиографический указатель статей по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета в русских журналах Источник Скачать epub pdf А А. В. П. [Рец. на:] Библейский альбом. Полное собрание 230 картин к Библии знаменитого художника Густава Дорэ с указанием, в каком месте Библии описывается событие, изображенное на рисунке. СПб., 1906//Странник, 1906, июль. А-нов Е. [Рец. на:] Матвеев Ф. М. Опыт приложения научных знаний к библейскому сказанию о миротворении. М., 1888//Странник, 1888, I. А. Б. [Рецезия] Зильберштейн И. Свод этики иудаизма (по Библии , Талмуду и раввинистической литературе). Ч. 1. По Библии//Христианское чтение, 1899, II, – С. 706. А. В. П. [Рец. на:] Елеонский Ф. , проф. Следы влияния еврейского текста и древних, кроме 70-ти, переводов на древнейший славянский перевод Библии . СПб., 1905//Странник, 1906, июнь. А. В. П. [Рец. на:] Псалтирь, последовательное выяснение славянского текста. Тула, 1904//Странник, 1906, февраль. А. В. П. [Рец. на:] Скарданицкий Г. Фарисеи и саддукеи, как выразители состояния религиозной жизни иудейства пред явлением Христа. Киев, 1905//Странник, 1905, декабрь. А. В. П. [Рец. на:] Феофан, архим. Тетраграмма или ветхозаветное Божественное имя. СПб., 1905//Странник, 1906, январь. А. В. Размышление об изгнании прародителей из рая//Странник, 1860, I, февраль. А. В. Семейный быт древних евреев по Пятикнижию//Труды Киевской духовной академии, 1866, т. III, – С. 251–288. А. Г. Мнимое пророчество Ветхого Завета о Российской Государственной Думе//Труды Киевской духовной академии, 1905, т. III. – C. 660–663. А. И. Слово по избрании судей: «Возлюбите правду судящии землю. Да не познаете лица в суде». ( Прем. 1:1 , Втор. 1:17 ) //Христианское чтение, 1824, 13, – С. 89. А. Л. [Рец. на:] Амфилохий (Лутовинов), архим. Пути Промысле в развитии вселенной, Исторические очерки. СПб., 1884//Странник, 1884, I. А. Л. [Рец. на:] Кинер, еп. Сад в Эдеме и потоп//Странник, 1904, II. А. Л. [Рец. на:] Уоллес А. Р. Место земли человека во вселенной. Нью-Йорк, 1904//Странник, 1904, I.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Введение Цель символических сочинений " под каким бы названием они ни были известны — символов, вероопределений, вероизложений и пр., состоит в том, чтобы дать понять вероучение известной Церкви... в том самом виде, в каком оно действительно исповедуется обществом или лицом, от имени которого представляется. Определенность, самая изысканная точность, точность простирающаяся нередко до щепетильности, до расстановки слов и знаков препинания, является необходимой принадлежностью произведений задавшихся подобной целью: при малейшей погрешности против точности она будет не достигнута " [ 1 ]. Удовлетворяет ли этим требованиям вновь составленный Катехизис митр. Антония? По нашему мнению, решительно нет. Он не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви. Это мы прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении, к рассмотрению которого и перейдем. Проф. Троицкий И.Е. К вопросу о сближении армянской церкви с православной//Христианское чтение. СПб., 1869. N 5 (май). С. 720-721. 1. Учение о естестве Цель символических сочинений " под каким бы названием они ни были известны — символов, вероопределений, вероизложений и пр., состоит в том, чтобы дать понять вероучение известной Церкви... в том самом виде, в каком оно действительно исповедуется обществом или лицом, от имени которого представляется. Определенность, самая изысканная точность, точность простирающаяся нередко до щепетильности, до расстановки слов и знаков препинания, является необходимой принадлежностью произведений задавшихся подобной целью: при малейшей погрешности против точности она будет не достигнута " [ 1 ]. Удовлетворяет ли этим требованиям вновь составленный Катехизис митр. Антония? По нашему мнению, решительно нет. Он не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви. Это мы прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении, к рассмотрению которого и перейдем. Проф. Троицкий И.Е. К вопросу о сближении армянской церкви с православной//Христианское чтение. СПб., 1869. N 5 (май). С. 720-721.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

— Издательство зарегистрировано 22 августа 2013 года. До этого момента издательская деятельность осуществлялась непосредственно самой академией, и заключалась лишь в издании журналов «Христианское чтение» и «НЕБО» («НЕвский БОгослов»). Книги не издавались, договоров на продажу с магазинами не было. Хотя, конечно, можно сказать, что сама идея издательства вызревала с того времени, когда академия собственно и начала издательскую деятельность, т.е. с момента начала выпуска журнала «Христианское чтение» — с 1821 года. Со временем стало понятно, что без специализированной структуры, в которой были бы сосредоточены все издательские функции — от заключения договора с автором книги до поставки напечатанной книги в книготорговые организации — академии уже не обойтись. Время диктует свои правила, и чтобы выпускать книги — учебники, учебные пособия, сборники и прочее, — а также полноценно работать на книжном рынке, необходима профессиональная организационная структура и профессиональная команда. — Как осуществляется руководство издательством, кто ставит задачи, определяет и разрабатывает планы работы? — Стратегию деятельности издательства определяет правление, которое, согласно уставу, возглавляет ректор духовной академии. Все тактические, оперативные вопросы текущей деятельности издательства решают проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич и директор, которые также входят в состав правления. — Какие издания уже вышли в свет, что можно сказать о периодике? — С осени 2013 года по настоящее время выпущены: учебные пособия — «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» (автор Д.Г. Добыкин), «История Древней Греции» (А.Б. Егоров), «Россия и православный Восток» (Л.А. Герд), «“Русская идея” в русской литературе» (П.Е. Бухаркин), монография М.В. Шкаровского «История Болгарской Православной Церкви», сборник материалов юбилейной научной конференции «Архиепископ Михаил (Мудьюгин) в воспоминаниях и размышлениях», нотный сборник «Осмогласие на “Господи, воззвах”».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3727191...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010