Мы уселись. Матушка хлопнула в ладоши два раза, и дожидавшаяся, верно, за дверью послушница мгновенно появилась с подносом. Все блистало чистотою: стояли две чашки с чаем, масло, домашняя булка, вишневое варенье, сахар, сардинки. Как ни вкусно все выглядело, но я смотрела на это с ужасом, зная, чего все это стоит. Взгляд мой был, верно, так выразителен, что игуменья подметила его: — Пожалуйста, не пугайтесь, княгиня, все, что Вы видите, нашлось дома: белый хлеб мы испекли ради святого ангела-сиротки, которого мы воспитываем с матушкой казначеей, коробка сардинок осталась у нас еще с престольного праздника, ну а варенье я велела сварить для дорогих гостей, среди которых и Вас считаю. Я была казначейшей, когда Ваши гащивали у нас, и много от них видела привета и ласки; прошу Вас, Христа ради, не отказывайтесь теперь и от нашей любви. А нет ли у Вас именинниц сегодня, княгиня? — Как же, матушка, сегодня день ангела золовки моей, княжны Софьи Николаевны, которую Вы знаете, да кроме того и я родилась 17 сентября  (17 (30) сентября — день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии († ок. 137) и приехала сюда провести этот день, чтобы хоть его отпраздновать вдали от большевиков. Это лучший подарок, который я могла себе доставить. Даже моя семья, понимая это, отпустила меня. Преподобный Иоанн, затворник Сезеновский, Христа ради юродивый Глаза игуменьи заблестели от слез. — Вы несказанно меня обрадовали. Да будет Вам по вере Вашей, да вымолит Вам наш покойный старец, блаженный Иоанн, останки которого здесь почивают, под спудом, подарок с неба на душевную пользу и на утешение сердечное. Да благословит Господь мужа Вашего и детей, что они поняли состояние Ваше и не испортили Вашего настроения желанием удержать Вас. ( Если верно указано имя блаженного Затворника — «Иоанн», то, видимо, речь идет о преподобном Иоанне, Затворнике Сезеновском, Христа ради юродивом († 1839), которыи основал в с. Сезенове, на правом берегу реки Сквирни (левыи приток Дона), в 12 км от Лебедяни, женскую обитель — ныне она называется Сезеновскии Иоанно-Казанскии епархиальныи женскии монастырь. До революции мощи прп. Иоанна Затворника находились в Свято-Троицком храме обители, возведенном на месте кельи старца, под которои был устроен его склеп. В 1930 г. обитель была официально закрыта. Сестры заблаговременно вывезли святые мощи в с. Мечнянка Тульскои губ. и перезахоронили в часовне возле Свято-Никольского храма. Прп. Иоанн прославлен в 1988 г. В 2007 г. мощи Сезеновского Затворника Иоанна были обретены в с. Мечнянка и торжественно перенесены в основанную им обитель.

http://pravmir.ru/ostavatsya-tebe-nelzya...

С детства стремился он к Богу, постился, шестнадцати лет оставил дом родителей и удалился для спасения не в тихую пустыню, а в столичный город. Без крова-пристанищаа скитался он, по Москве, почти нагой, зимой переносил такие морозы, от которых иногда трескалась земля, а летом терпел зной на солнце. Днем скитался по улицам, а ночью ложился на паперти церковной и проводил время в молитве. Не было у него ни дружбы, ни знакомства ни с кем. Для всех он был чужим, лишал себя всякого утешения земного, только у одной бедной вдовы иногда преклонял он голову. Дивная жизнь стяжала ему великие дары. Он был прозорлив. В 1547 году он горько плакал перед церковью Воздвижения. На следующий день в Москве занялся страшный пожар, начавшийся с этого храма. Свв. блаж. Иоанн и Василий, Христа ради юродивые. Сгорали оба города, старый и новый, исчезали храмы, дома, великокняжеский дворец; расплавленная медь разливалась ручьями, как вода. Проходя мимо домов, где люди безумно веселились и пьянствовали, Василий обнимал со слезами углы того дома. Это он со слезами упрашивал ангелов-хранителей этих людей, чтоб они молили Господа об обращении грешников. Персидские купцы, приходя в Москву, узнавали в Василии того человека, который в бурю, ходя по морю, являлся к ним и спасал их. Однажды царь Иоанн Грозный, почитавший Василия, пригласил его на свои именины. Когда принесли заздравную чашу, блаженный трижды выплескивал ее за окошко. Иоанн раздражился этим пренебрежением к своему угощению. «Не пеняй, Иванушка, – сказал Василий» – «надо было залить пожар в Новгороде». Царь послал нарочитого в Новгород. Действительно, в это время там случился пожар, вскоре потухший. В последние часы Василия, когда он недвижимым лежал на одре, пришел к нему царь Иоанн со своей кроткой царицей Анастасией и детьми Иоанном и Феодором. Младшему царевичу Феодору он сказал: «Все достояние родителей твоих будет твоим: ты наследник». Он почил восьмидесяти восьми лети, из которых семьдесят два года провел в великом подвиге юродства. Сам царь нес на себе его гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибыв, они увидят здесь суровый тюремный режим с отвратительным питанием и невыносимым холодом. В довершение всего, начальник тюрьмы будет их без конца терроризировать, превращая их существование в пытку. Памятник жертвам коммунистических тюрем, на заднем плане здания тюрьмы Аюд, на переднем Овраг рабов, дверь в основании памятника ведет в скит Вознесения Господня Иоанн с самого начала смотрел на тюрьму как на мученичество Иоанн с самого начала смотрел на тюрьму как на мученичество: «Полные мечтаний и идеалов, рыцари исчезнувшей эпохи, юродивые Креста ради, носители чести и достоинства, мы в действительности боролись с целым миром. Мы были лишены реализма и чувства самосохранения, мы были немудры и угодили в волчью пасть, но что мы еще могли сделать? Мы ведь не могли запятнать своих душ. Ввязываясь в эту схватку, мы сознательно шли на мученичество». В этих жутких условиях он будет жадно заниматься самообразованием, в частности правом, философией, политикой, социологией и педагогикой, но главной его заботой была душа: он молится целыми часами, совершает ночные молитвы, бдения и каждый день читает Священное Писание. И всё же, невзирая на все напряженные усилия, Иоанн еще не достиг духовной жизни, поскольку не сокрушил своей гордыни, без чего невозможно стяжать умиления духа. Более того, он сознавал за собой некоторые общечеловеческие грехи, но не хотел их признавать из-за того же себялюбия, смешанного со стыдом. Вдобавок ко всему сказывалось отсутствие у него духовника. И Бог не замедлил послать Иоанну повод для совершенствования и смирения. Так, тюремный истязатель однажды будет пытать его, требуя, чтобы он во всеуслышание признал себя бандитом, а его уважаемым человеком. И Иоанн, сломленный болью, сдастся, и эта минута, хоть и унизительная, станет в его жизни поворотной, поскольку заставит его переосмыслить всю жизнь: «Тогда я пал ниц и впервые в жизни из глубины души сказал: “Я окаянный!”». Теперь, после такого падения, его гордыня была, наконец, сокрушена, а он стал сам себе невыносим. В этом отчаянном состоянии он узнаёт от одного заключенного священника об исихастской молитве и несколько месяцев подвизается в ее делании. После чего, обновившись духом, принимает решение посвятить всю свою жизнь без остатка Христу.

http://pravoslavie.ru/149210.html

Что такое святость С епископством в 38 лет (1934) святитель не изменил аскетической практики, хотя очень изменилась жизнь: никакого уединения, всегда рядом люди, их просьбы, их распри. Нередко монахи, например, святой Сергий Радонежский, которому предлагали стать епископом, решительно отказывались, боясь гордости, боясь, что это нарушит их молитвенную жизнь, часто с большим трудом выстраиваемую. Ведь епископ – это все равно что большой начальник, администратор, которому надо все время решать вопросы с людьми. Святитель Иоанн тоже не хотел быть епископом. Даже, как аргумент, привел свое косноязычие, а епископу нужно говорить речи и проповеди. Но ему ответили, что и Моисей был косноязычным, и ничего. Первым местом епископского служения святителя Иоанна стал Китай      Святитель Иоанн воспринял епископство как церковное послушание. Кроме того, он очень верил и чтил своего духовного наставника – митрополита Антония Храповицкого, благословившего его принять сан. Сам митр. Антоний так отзывался о своем ученике: «Этот маленький и слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления…». Когда святитель Иоанн стал епископом, замечали, что он порой юродствует: странно выглядит, ведет себя «не по правилам», и свои странности никак не объясняет. Некоторых это раздражало – епископам не положено, он же не пустынник какой, на него люди смотрят! Но для святителя Иоанна, который знал, чего хочет от него Бог, было не так важно, как смотрят на него люди. Его юродство было Христа ради – когда правда Христова важнее всех правд, обычаев и понятий человеческих. «Святителя часто критиковали за нарушения принятого порядка вещей. Он опаздывал на службы (не по личным мотивам, а задерживаясь у больных или умирающих) и не разрешал начинать без себя, а когда служил – богослужения бывали очень долгими. Он имел обыкновения показываться в разных местах без предупреждения и в неожиданное время; часто посещал больницы ночью. Временами его суждения казались противоречащими здравому смыслу, а действия – странными и он не объяснял их, – писал о нем о. Серафим Роуз, знавший его с юности.

http://pravoslavie.ru/94944.html

6 октября отмечается Зачатие Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна , рождение которого перед явлением Мессии было предсказано пророком Михеем. Родители Предтечи праведные священник Захария и Елисавета до преклонных лет молили Господа о разрешении от бесчадия, но оставались бездетными. Однажды в храме Захария увидел Архангела Гавриила, который предрек ему рождение сына Иоанна. За то, что Захария не поверил ему, Гавриил оставил Захарию немым до разрешения Елисаветы от бремени. 8 октября – день преставления преподобного Сергия Радонежского , основателя Свято-Троицкого монастыря – будущей Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, великий чудотворец и в то же время образец иноческого смирения. Именно он благословил войско великого князя Дмитрия Донского перед сражением на Куликовом поле . Св. ап. Иоанн Богослов На следующий день 9 октября церковь отмечает преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова , одного из ближайших последователей Иисуса Христа. Иоанн был единственным из учеников, кто не оставил Господа во время Его распятия, ему Он доверил заботу о Своей Матери. Апостол не претерпел мученическую кончину, как другие ученики Христа, он прожил более ста лет, проповедуя Евангелие во многих странах. По завершении своего земного пути Иоанн велел своим ученикам положить его в могилу живым и засыпать землей, однако на следующий день могила оказалась пустой. В этот же день в 1989 г. был прославлен в лике святых патриарх Тихон — первый избранный после восстановления в России патриаршества предстоятель церкви. Его служение пришлось на самые суровые послереволюционные годы гонений и раскола, когда главной задачей было сохранить русскую церковь в чистоте Православия. 14 октября – великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы . В 860 г. русские дружины с моря подступили к Константинополю. Во время всенощного бдения во Влахернской церкви святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел идущую по воздуху Богородицу в окружении сонма ангелов и святых. Богоматерь простерла Свое головное покрывало над молящимися, защищая их «от враг видимых и невидимых». Вскоре после этого русские дружины сняли осаду и покинули Константинополь – по некоторым сведениям, корабли раскидало сильной бурей. Любопытный факт: греческая церковь не отмечает это событие, тогда как на Руси праздник Покрова, установленный в XII веке князем Андреем Боголюбским, – один из наиболее почитаемых богородичных праздников, не входящих в круг двунадесятых.

http://pravmir.ru/imeniny-oktyabrya/

Чтобы мы имели благословение от Господа, необходимо регулярно исповедоваться, посещать Церковь, непрестанно молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Пресвятая Богородице, спаси нас». Святой Иоанн Карпафский, один из отцов «Добротолюбия» говорит, что каждый раз, когда мы произносим молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», с неба глас как будто отвечает: «Господь да простил твои грехи». В среду и в пятницу будем поститься даже без растительного масла, так и в другие посты, заповеданные Церковью. Причины, по которым мы страдаем: сердечные приступы, инсульты и прочие болезни почему происходят? Мы не соблюдаем посты, и Господь попускает микробов воевать против нас, заболевать нам. Каждый день будем читать понемногу Священное Писание, творить милостыню бедным семьям. Когда будет давать нам благословение духовник, будем причащаться. Это золотые ключи, отверзающие врата Рая и низводящие благословение Господне на Землю. Без этого мы не сможем спастись. Уж когда уляжемся в гроб, то не скажем ни «Господи, помилуй», ни добрых дел не сделаем. И саван, и костюмы для мертвых не имеют карманов, чтобы что-то взять с собой. Что дали мы своими руками, то принадлежит нам. Остальное — наше — нам не принадлежит. Я потерял все, кроме того, что раздал своими руками. Логика говорит нам: не давай, потому что будешь сам нуждаться и голодать. А вера говорит: дай, чтобы Господь воздал тебе сторицей. Богатство и бедность не находятся в наших домах. Они находятся в наших сердцах. Кто такой безрукий? Тот, у кого нет рук. Однако же его руки намного лучше рук скряги и жадины. Если хочешь стать бедным, то собирай сокровища. Хочешь иметь изобилие — раздавай. Хочешь стать попрошайкой — собирай, складируй, прячь. Если хочешь умереть с голоду, то закрой глаза на людскую боль и людские несчастья. Для чего мы живем на планете Земля? Существуем для того, чтобы славословить Бога и приносить радость и любовь ближнему. Величайшая радость, известная нашей жизни, — это ощущать то, что ты даришь кому-то эту радость. Иоанн Златоуст говорит: «Творит милостыню насколько возможно больше тот, кто вручает себя в объятия Богу, он обрящет Рай, и ангелы ожидают его на Небе». Святой Христа ради юродивый грузин (речь идет о святом Гаврииле Ургебадзе — Ред.) говорил: «В последние времена людей будет спасать доброта, смирение и любовь».

http://radonezh.ru/2022/11/30/andrey-pec...

Царь сочетал в себе, казалось бы, несочетаемые качества: беспощадный правитель, он в то же время был человеком по-своему глубоко верующим. Опричники образовывали особое братство, почти монашеский орден — их дело было представлено как богоугодное и даже священное.  В какой-то степени «государевы псы» действительно совершенно по-монашески отрекались от своей воли, только монашество это было не ради Христа и Его Царствия, а ради процветания Отечества земного, как они это процветание понимали.  Николай Неврев. «Опричники». 1904 г. Разумеется, среди них были и те, кто просто стремились к наживе за счет репрессируемых, но важно понимать идеологию опричнины, причем не только политическую, но ее «метафизические» и даже богословские основания.  Лично Иван Васильевич любил церковную службу и вообще молитву, а казненных по его приказу даже сам поминал. К разного рода знамениям и духовным встречам он также относился с большим почтением. Поэтому беседа с Николаем Салосом его впечатлила очень сильно.  Впрочем, даже если бы царь не верил ни в Бога, ни в темные силы, он бы вряд ли смог проигнорировать эту встречу.  «Покушай хлеба, а не крови человеческой!» В Псков государь приехал в плохом настроении. Поданные Псковским князем Токмаковым хлеб да соль он отшвырнул — дурной знак!  И в этот момент мимо царя проскакал на игрушечной лошадке-палке уличный дурачок Николай с криком: «Покушай, Иванушка, хлеба, а не крови человеческой!» — чем разозлил правителя еще сильнее. Был отдан приказ задержать хулигана, но тот скрылся.  Как обычно, официальный визит царя начался молебном. Выйдя из собора, он опять встретил юродивого — тот приветливо приглашал его к себе в келью под колокольню. Иоанн Васильевич удивился отчаянной смелости блаженного и приглашение принял.  Андрей Рябушкин. «Иван Грозный с приближенными». 1903 г. А в келье его ждал сюрприз: на лавке, на которой спал Николай, была накрыта трапеза — кусок сырого мяса, и радушный хозяин предложил высокому гостю его отведать. Шла суббота первой недели Великого поста, и царь снова возмутился: «Я христианин! Христиане в пост мяса не едят!» — «А ты зато плоть человеческую ешь!» — парировал юродивый, положив тем самым начало традиционной присказке нежелающих соблюдать пищевой устав: «В пост главное не есть людей». 

http://pravmir.ru/chto-skazat-tomu-kto-e...

Икона Боголюбская Московская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Является разновидностью БОГОЛЮБСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. На Московской Боголюбской иконе помимо Спасителя и Божией Матери изображены наиболее чтимые святые. На оригинале иконы изображены святители Московские: митрополиты Пётр, Алексий, Иона и Филипп; блаженные Василий и Максим; преподобная Параскева, святитель Василий Великий; апостол Пётр; Алексий, человек Божий; апостол Симеон, сродник Господень; мученица Параскева и преподобномученица Евдокия. На разных изводах Боголюбской Московской иконы Божией Матери изображены разные святые. Боголюбская икона у Варварских ворот в Москве Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Существует много списков с Боголюбской чудотворной иконы Богоматери. Один из таких списков, особенно почитаемый верующими, находится в Москве, при входе в Китай-город, над Варварскими воротами. На ней изображены Спаситель, Божия Матерь и свв. угодники Божии: Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские; блаженные Василий и Максим; прп. Параскева; св. Василий Великий; Алексий, человек Божий; Симеон, сродник Господень; апостол Петр; преподобномученица Евдокия и мученица Параскева. Икона имеет большие размеры — 2 3/4 аршина в длину и 1 3/4 аршина в ширину. Неизвестно, кто и когда поставил эту икону над Варварскими воротами. Предание рассказывает, что она поставлена здесь при императоре Петре Великом, в семействе которого она пользовалась особым почитанием и уважением. У этой иконы совершились многие чудеса и исцеления, особенно в 1771 году. С того времени икона Богоматери над Варварскими воротами пользуется особенным почитанием в народе. Ко дню празднования этой иконы, т. е. к [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Боголюбская икона Божией Матери (Московская). Палех. Начало XIX в. Дерево, темпера. 134x80. Пресвятой Богородице предстоят: святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Московские и всея России чудотворцы, блаженный Максим, Христа ради Московский юродивый, блаженный Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец, преподобный Алексий, человек Божий, святой первоверховный апостол Петр, святая великомученица Варвара, святители Василий Великий и Григорий Богослов, преподобная Евдокия, святая мученица Параскева[...]

http://pravicon.com/icon-37

Кто имеет склонность усматривать причины и следствия, знает, насколько переплетены духовными узами, невидимыми нерасторжимыми нитями наши подвижники и их ученики. Потому с радостной улыбкой встречаем сообщение о том, что святой Серафим благословил идти Иоанна к ученикам возродителя старчества на Руси – преподобного Паисия Величковского – в Брянскую Белобережскую пустынь. Иоанн прибыл сюда в 1836 году, три года спустя по кончине батюшки Серафима. А через семь лет принял иноческий постриг с именем Иона.      Интенсивная духовная жизнь, к коей подвижник имел тяготение, и дарования, развитые при отеческом вспомоществовании преподобного Серафима, позволили взойти в высокую степень «самоуглубления и самовникания». Инок удостоился видения, которое рассудил как веление взять на себя труды по устройству новой обители на Днепре. На первый взгляд мысль кажется дерзновенной: мы же знаем, сколько прославленных обителей в Киеве просияло за тысячелетие Православия, какие на днепровских склонах и холмах духовные светильники возжены и сияют поныне! И вот – по воле Киевского митрополита Филарета – отец Иона был переведен в Киевский Никольский монастырь, где через семь лет, в 1858 году, был рукоположен в иеромонахи, а через два года переведен в Выдубицкий монастырь, расположенный и в наши дни на так называемом Зверинце (когда-то тут охотились древнерусские князья). Место живописнейшее и, как поймем дальше, судьбоносное. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. На Зверинецкой горе люди издревле видели и столпы огня до неба, и большой разлив воды – «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 году), есть рассказ о том, что на пути из Китаевской пустыни в Лавру его бычок недвижимо остановился на Зверинецкой горе, и святой изрек: «Быть здесь великой святой обители!» Исследователь церковной истории Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) эту местность назвал Русским Афоном.

http://pravoslavie.ru/69861.html

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря. Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор. Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения. 9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. 12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г. Описание [ править править код ] Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом. Успенский собор лавры Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры Святыни [ править править код ] Святогорская икона Богородицы Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Местонахождение [ править править код ] Адрес: 84131, Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина. Телефон: +380 (06262) 5-30-24 Где остановиться [ править править код ] Для посетителей Святогорской Лавры в течении 3-х дней предоставляется жилье в паломнической гостинице (корпус для мужчин и отдельно корпус для женщин); с учетом поселения не чаще одного раза в месяц. Поселение в гостинице осуществляется только через регистратуру при наличии документов удостоверяющих личность (паспорт с пропиской, пенсионное удостоверение, водительские права и др.).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010