Однажды он встретил на торгу трех златовласых 3 юношей, красивых и телом и душой, и одного из них, доселе ему неизвестного, назвал по имени Епифанием, своим другом. Епифаний в то время не имел еще и восемнадцати лет. С того времени водворилась между ним и Андреем взаимная любовь. Епифаний был сын знатного мужа Иоанна, который имел в доме многих рабов, сыну дал хорошее воспитание и Епифаний удивлял всех своим умом и воздержной и целомудренной жизнью. Много искушаем был он от сатаны плотскими вожделениями. Святой Андрей помогал ему в этой борьбе своими наставлениями и наконец Епифаний, по совету его, обратился с молитвой к мученику Акакию в храме его и исцелен от страсти. Неоднократно святой Андрей предсказывал Епифанию, что он будет святителем в Царьграде. Не задолго пред концом своей жизни святой Андрей удостоился вместе с Епифанием созерцать во Влахернском храме явление Божией Матери. «Однажды во время совершения всенощного славословия в храме Богоматери во Влахернах, говорит жизнеописатель, пришел туда юродствуя блаженный Андрей. Он стоял по обычаю там, сколько усердие давало силы, иногда до полуночи, иногда до утра. Был там и Епифаний и один из слуг Епифания. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит наяву Богородицу, идущую от царских врат (то есть, от главных западных входных врат церковных) 4 со страшной свитой, из коей честный Предтеча и сын грома (т. е., святой евангелист Иоанн Богослов) поддерживали Ее по сторонам своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «видишь ли Госпожу и Царицу мира»? «Вижу, отец мой духовный» отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, подошла к алтарю, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с себя наподобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало (мафорий или омофор), которое имела на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи, святые Андрей и Епифаний, довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую, наподобие молнии, славу Господню, и доколе была там Пресвятая, видимо было и покрывало. По отшествии же Ея, сделалось и оно невидимо. Конечно, Она взяла его с собою, благодать же оставила сущим там».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Особенно трогали его жития преподобных и Христа ради юродивых, добровольно подвергавшихся различным лишениям и трудам, и при этом еще старавшихся скрывать свои подвиги от людей; когда старец читал или рассказывал Прокопию о таких подвижниках, он не мог удерживаться от слез. Вот, думал он, как люди трудились и терпели для спасения своей души, вот примеры, которым я должен подражать, – и с каждым днем более и более стал чувствовать отвращение от мирской жизни и возгораться любовью к Богу. Наконец он раздал все свое имение и богатство частью нищим, частью на сооружение храма в Хутынской обители и, решительно ничего не оставив себе, стал жить в обители как один из странных, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии. Избавившись от всех попечений и житейских забот, Прокопий ощутил спокойствие в своей душе, новый образ жизни сердечно ему полюбился и он желал всю свою жизнь провести в тишине уединенной кельи под мирным кровом святой обители. Но, когда лукавый и во зле лежащий мир оставлял кого-инбудь в покое от своих козней? Кого люди или не преследовали злословием и клеветою, или не смущали и не беспокоили своими почестями и похвалами? Узнавши о том, что Прокопий принял святую веру и раздал все свое имение – новгородцы стали хвалить и превозносить его: этот человек велик пред Богом, потому что от зловерия перешел в Православие, все свое огромное богатство раздал бедным и смотрите, в какое сам пришел смирение и нищету, говорили они. Много каждый год приезжает в Новгород иностранцев, но никто из них еще не принимал нашей святой веры и не раздал нищим своего имения, а все стараются только о том, чтобы обогатиться. Некоторые даже нарочно приходили на Хутынь, чтобы только видеть Прокопия, потому что слава о нем распространилась во всех концах города и пятинах новгородских. Тяжело было Прокопию слышать о себе такие разговоры; людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем. Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он открыл старцу Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда либо, где бы его никто не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Первоначально в 2004 году у нас с отцом Владимиром был замысел снять картину о родине святого праведного Иоанна Кронштадтского – селе Сура (Пинежский район), рассказать о вере и особом духовном складе пинежан. Но Божий замысел был иным: по дороге в Суру автомобиль, в котором мы ехали, слетел в кювет недалеко от Артемиево-Веркольского монастыря. Чудом никто не пострадал. Поймав попутную машину, отец Владимир отправился в обитель. Так все мы благополучно по молитвам святого отрока Артемия оказались на месте будущих съемок», – рассказывает автор . Начались съемки фильма об истории Православия в Боснии и Герцеговине На основе решения Первого собора православной молодежи Республики Сербской и Боснии и Герцеговины (который состоялся в прошлом году в монастыре святителя Николая в Озрене) и в целях укрепления национального самосознания православных сербов в этих краях молодежные объединения Зворничко-Тузланской епархии и Дабро-Боснийской митрополии Сербской Православной Церкви организовали съемки документального фильма. Фильм расскажет об истории края, начиная с первого упоминания Боснии в Х веке императором Константином Багрянородным, о каждом из сохранившихся доселе древних православных монастырях и храмах, о трагических событиях 1463 года, когда земли эти были захвачены мусульманами, после чего начался растянувшийся на века процесс исламизации части местных сербов . Мощи преподобного Иоанна Сезеновского возвращаются в его обитель Спустя более восьми десятилетий на территорию Липецкого края вернулись мощи основателя Сезеновского монастыря преподобного Иоанна, Христа ради юродивого. Преподобный Иоанн основал Сезеновский монастырь в первой четверти XIX века, здесь он совершил много духовных подвигов и здесь же был похоронен в возрасте 47 лет. В начале 1920-х годов, когда в стране начались гонения на Церковь и массовое разрушение православных святынь, сестры монастыря спрятали мощи святого Иоанна под полом в часовне села Мечнянка тогдашнего Ефремовского уезда Тульской области. Теперь, когда Сезеновский женский монастырь начал возрождаться, мощи его основателя по инициативе Липецкой и Елецкой епархии решено вернуть на место прежнего упокоения. Пока же святыня доставлена на временное хранение в Задонский Богородицкий мужской монастырь .

http://pravoslavie.ru/5018.html

После того Прокопий стал юродствовать и юродством закрывал от людей обильную благодать, обитавшую в нем. Он носил в руке три кочерги. Замечено было, что когда носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай; когда же оборачивал их головами вниз, бывал недостаток хлеба. Блаж. Прокопий преставился старцем, в 1303 году, у ворот обители Архистратига Михаила. Согласно с его желанием, тело его похоронили на берегу р. Сухоны, близ соборной Успенской церкви. Камень, на котором часто сидел он на берегу Сухоны, молясь за плавающих, положен над гробом его, а на месте кончины поставлена часовня. Местное почитание св. Прокопия началось со дня его кончины. Храм во имя его построен в Устюге в 1495, а всеобщее празднование его память в 8 день июля утверждено Московским Собором 1547 года. Мощи прав. Прокопия почивают под спудом в храме, посвященном его имени. Наружность блаж. Прокопия в Подлиннике описывается так: «Подобием средовек (средних лет, а по другому Подлиннику: стар и сед), волосы на голове русы, борода Козмина (т.е. длинная); рубище дико-багряное, с праваго плеча спустилось, в руках три кочерги; на ногах сапоги разодраны, колени голы» (Буслаева «Очерки словес. и ист». кн. II, стр. 428. Филарет, Р. Св., июль, стр. 54 и след. Верюжский, 61–85. Рассказы из Ист. Р. Церкви стр. 133–134). Житие блаж. Прокопия, по отзыву В.О. Ключевского , составлено из отдельных эпизодических рассказов, имеющих очень мало литературной связи и разделенных хронологическими противоречиями. Это ряд легенд, сложившихся из различных местных воспоминаний, независимо одна от другой и неподвергнутых в житии искусной обработке. Рассказ о страдании Прокопия во время мороза, по словам биографа, записан со слов юродивого отцем Стефана Пермского, Симеоном (Ключевский, стр. 277). 296. Святый и блаженный Иоанн иже Христа ради юродивый, преставися в лето 7002 месяца маия в 29 день Близ старого Усюга (Гледена), за р. Сухоною, в с. Пухове у благочестивых и зажиточных поселян Саввы и Марии родился сын Иоанн; здесь же еще с юных лет начал он отличаться жизнию строгою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Припомните историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На Греков напало огромное неприятельское войско. Что им было делать? Они обратились с молитвою к Пресвятой Богородице. И что же? Пресвятая Богородица видимым образом показала Грекам, что Она поможет им в их затруднении. Пели всенощную и во время её вместе с другими молился св. Андрей Христа ради юродивый. Молясь, он поднял свои глаза кверху и что же увидел? Пресвятая Богородица, окруженная Ангелами и Святыми человеками, стоит на облаках под сводами храма, и молится за народ своему Сыну и Господу Иисусу Христу, и простерла над народом покров. Из этого видения все поняли, что Пресвятая Богородица поможет Грекам отразить своих неприятелей. Так и случилось, не смотря на то, что Греки были очень слабы, а неприятели их сильны. Худо делают те из нас, которые в затруднительных своих обстоятельствах обращаются не к Богу и Святым Его, а к таким людям, которые действуют или какими-либо простыми гаданиями, или даже волшебством, т. е. силою злых духов. И простые гадания – грех, потому что тут мы идем против Бога, который сокрыл от нас многое, но гадание-волшебство – страшный грех, потому что здесь человек не только удаляется от Бога, но и прибегает за помощью к врагу Божиему и своему собственному – дьяволу . В Слове Божием гадание прямо называется тяжким грехом ( 1Цар. 15:23 ). Наши церковные правила запрещают допускать до причащения гадателей и гадающих (См. Бол. Требн.). Иных среди нас, именно – людей особенно благочестивой жизни, Господь одаряет даром совета и даже иногда при этом прозорливости. Таковыми, мы знаем из жития Святых, были многие из них. После Бога и Святых, можно нам, братие, обращаться за советом в своих затруднительных обстоятельствах к таковым из нас. Эти люди – не обманщики, они действуют силою Божию, но должно обращаться только действительно в трудных обстоятельствах, а не во всяких мелочах, как бывает у многих из нас, особенно у женщин. Читать далее Источник: Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения : Объясн. сих чтений с прил. вытекающих из них нравств. поучений/Сост. свящ. И. Бухарев. - 2-е изд. - Владимир : тип. П.Ф. Новгородского, 1887. - 212 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Пророки говорят, что с пришествием Мессии наступит такое явление, что люди не будут нуждаться в посредстве чтения книг, наставников, потому что все будут получать непосредственно от Бога, и земля наполнится этим как воды наполняют море. Где это Нет такого А что, выходит, пророки ошибались? Да не ошибались они. И мы видим: в первые века, в апостольское время люди крестились и сразу же в Таинстве крещения получали такие дарования, которые заметны были сразу: они пророчествовали, они исцеляли, они учили, они обладали другим даром, они видели духовный они различали духов, они получали дар глоссолалии, дар языков. Сейчас в силу этого оскудения мы за редчайшими исключениями не имеем такого. Поэтому уровень был такой, что Апостол Иоанн писал: Я написал вам не потому, что вы этого не знали, а потому, что вы знаете. Ивы не имеете нужды в наставлении, ибо вас всем тайнам учит помазание (см. 1Ин. 2:27 ) – помазание, которое мы получаем в Таинствах. Поэтому, чему оно вас научило, того и придерживайтесь, и не слушайте никого. Всё это утрачено. Поэтому мы нуждаемся сейчас в священниках, в наставниках, в учителях, ездим по монастырям, ищем каких-то прозорливых, ищем Христа ради юродивых, задаём вопросы. Младостарчество пышным цветом расцветает, и люди запутываются, поэтому, знаете, чтобы не сбиться, надо быть человеком Церкви, воцерковлённым. И, только участвуя самым активным образом в жизни Церкви, вы можете идти по тому пути, о котором Господь говорит: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь» ( Ин. 14:6 ). Истина это не что, а Кто. Истину ищут философы. Нам не нужно её искать. Она свидетельствует Сама о Себе: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь». Затем, мы посмотрели немножко такие темы, как: «Главный предмет Священного Писания». Главный предмет – это история или домостроительство нашего спасения. И эта история начинается прежде творения Потому что Господь был наречён Агнцем Непорочным «прежде не бысть» ( Ин. 17:5 ). Прежде бытия Он уже был потенциальной Жертвой, Которая будет принесена во искупление этого

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

С радостию всегда памятуй, что в пострижении своем ты воспринял от Бога особую, дивную благодать Святого Духа. Подобно крещенской, она снимает с нас все грехи наши от рождения. Эту благодать некогда созерцали свв. Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн в виде сияющих венцов на главах постригаемых, при дивном ангельском пении. Будь только смиренным. «Кто не имеет смирения, – говорит св. Феодор Студит , – тот не может быть монахом». На мой вопрос, заданный некогда праведной и мудрой старице Варсонофии, игумении Космо-Дамианского женского монастыря в Крыму: сколько в ее монастыре монахинь? Она ответила: «пять». – «Почему же пять, спросил я, когда в Вашей обители множество сестер?» – «Потому, сказала она, что из этого множества только пять истинных смиренных монахинь». Без смирения, при всех, даже великих подвигах поста и молитвы, мы делаемся фарисеями, без всякой любви к ближним, с способностью только их осуждать, клеветать на них и тем самым нравственно их убивать. А при смирении мы будем неуязвимы для бесов, низлагающих нас за гордость и тщеславие, ибо, по словам преп. Иоанна Лествичника , «смиренному некуда падать: он всегда лежит на земле». Некогда св. Антоний Великий видел на земле сети диавола и воскликнул: «Кто может их избежать?» И сказано ему было Богом: «От них спасаются только смирением». Только через смирение Господь сообщает нам Свою благодать, как говорится в Свящ. Писании: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак. 4:6 ). Отсюда понятно, что мы ничем так не приближаемся ко Христу, как только смирением, согласно Его словам: Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть ( Мф. 11:28–29 ). И как может быть иначе, когда Господу угодно было, для стяжания Его небесного Царства, положить смирение в основу всех христианских добродетелей, почему Он и сказал: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное» ( Мф. 5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Святитель Евфимий II был другом блаженного Михаила. Раз, когда святитель был в Клопове, блаженный Михаил стал звоните во все колокола. Его спросили, что это значит. Он ответил, что на Москве великая радость: у великого князя родился сын, который покорит Новгород, лишит его свободы и изменит все его обычаи; и что это наказание постигнет вольный город за постоянные междоусобия между его гражданами и их непокорность вел. князю. В великом смущении слушали его бояре. Действительно, родился будущий вел. князь Иоанн III Васильевич, покоритель Новгорода. Приехал в Клопов князь Димитрий Шемяка, постоянно враждовавший против вел. князя Василия II Васильевича, которого он даже ослепил. Он просил блаженного Михаила помолиться об успехе его дела. Блаженный ответил ему: «Довольно бед натворил ты, если еще примешься за то же — со стыдом воротишься сюда, где гроб ждет тебя!» Шемяка не послушался и был вновь побежден. Не дошла еще эта весть до Новгорода, как блаженный сказал: «Наши потеряли дорогу и бегут от врагов! " Опять приехал Шемяка. «Земля зовет тебя, князь», — сказал блаженный, погладив его по голове. Скоро после этого Шемяка был отравлен своими боярами. В 1452 г. умер игумен Феодосий II — преемник Феодосия I, друга блаженного Михаила, — тоже почитавший блаженного. В тот же день блаженный исчез из монастыря. Исчез и монастырский ручной олень. Но когда тело почившего выносили для погребения, вдруг все видят: навстречу погребальному шествию идет блаженный Михаил и в руках у него мох, а за ним идет олень и тянется за мхом. С тех пор блаженный оставил свое обычное место в церкви и слушал литургию стоя у могилы игумена Феодосия. Когда его спросили, почему он не входит в церковь, он ответил: «Здесь мое место, здесь я буду лежать». Заболел он 5 декабря 1455 г. и больше не вставал. Ясно было, что он угасает, но настроением своим он напоминал путника, возвращающегося домой. 10 января 1456 г. он в последний раз был в церкви и причастился Святых Тайн. Потом ушел в свою келью, унеся с собой кадило. На другой день ему настоятель послал обед из трапезной. Но нашли его уже скончавшимся. Руки его были скрещены, и вся келья наполнена благоуханием фимиама. Архиепископ Новгородский Евфимий приехал нарочно его отпевать. Стечение народа было огромное. Но выкопать могилу было невозможно: земля слишком сильно промерзла. Лишь в том месте, которое указал блаженный для себя, она оказалась мягкой и рыхлой, как летом. Там его и похоронили. По кончине своей св. блаженный Михаил явился на море новгородскому купцу, возвращавшемуся из «латинских стран», и спас его от потопления; также спас и князя Белозерского во время бури на Ильменском озере; спас и обитель свою от пожара.

http://sedmitza.ru/lib/text/436784/

Только в храме совершается главное Таинство Церкви — Таинство Евхаристии, Божественная литургия. И то духовное тепло, которое исходит от нее, отогревает человеческие души, исцеляет от нечувствия, оживляет, а вместе с душами оживляет и молитву, помогает ей, обычно стелющейся по земле, возноситься горе. Невидимые враги Впрочем, все сказанное не должно приводить к мысли о том, что в отличие от молитвы домашней молитва церковная вовсе не является трудом (или что необходима лишь она). Нет, молитва домашняя и молитва церковная — это как бы два крыла, и нельзя обойтись лишь одним). Да в это бы никто и не поверил — ведь реальность учит нас иному. Она тоже труд и подвиг — но более удобоподъемлемый. Надо просто знать, что делает ее трудом и что этот труд облегчает. Трудно потому же, почему трудно молиться вообще — ум, так легко прилепляющийся к вещественным предметам и явлениям этого мира, никак не может отстать от них и тогда, когда телом мы стоим в храме. Некогда, как свидетельствует житие, блаженный Василий, Христа ради юродивый, московский чудотворец, обличая Иоанна Грозного, указал ему на то, что в определенный день в храме молились двое — сам Василий и супруга царя. В ответ на недоуменный вопрос государя — как же так де, ведь и он на службе был, святой ответил: «А ты в это время место для дворца на Воробьевых горах осматривал» — имея в виду то, чем были заняты ум и сердце Грозного. Поэтому крайне важное правило — войдя в храм, постараться мысленно отсечь все, что осталось за его порогом, сказав себе: «всему свое время, а время службы принадлежит не делам и не этому миру, но Богу и моей душе». Трудно и по другой причине. Ее указывает преподобный Иоанн Лествичник в слове о псалмопении (или службе) в соборе братии: «Начнем наблюдать и найдем, что когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги (выделение наше.— Иг. Н. ). Они приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: «Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь».

http://pravoslavie.ru/37287.html

Удивительно, что и после Своей кончины, воспринявшая блаженство и бесподобную славу на небесах, Пречистая Божия Матерь не может освободиться от скорби: Она скорбит о нас, о наших грехах, почему св. Андрей, Христа ради юродивый, видел Ее в Константинопольском Влахернском храме, как Она обливалась слезами, осеняя молящихся своим омофором. Но больше всех подвигов, давших Пречистой Деве Марии благодать быть матерью самого Бога, был подвиг Ее изумительного смирения. Она Сама об этом засвидетельствовала в словах Своих при свидании с праведною Елизаветою: «Яко призренна смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя вся роди» ( Лк. 1:48 ). В силу этого смирения, как свидетельствует церковное предание, Она просила апостолов не восхвалять Ея и как можно меньше говорить о Ней. Поэтому так мало сообщается о Божией Матери в Евангелии. В этом дивном смирении Пречистая Божия Матерь пребывает и ныне, несмотря на то что Она стала выше всех ангелов. В жизнеописании св. Григория Чудотворца епископа Неокесарийского повествуется о Ее видении вместе со св. Иоанном Богословом сему великому угоднику Божию. В ответ на усердную молитву научить его истинам православной веры Она по своему смирению не Сама это сделала, а предложила великому ап. Иоанну Богослову научить св. Григория истинам православной веры. И св. Иоанн Богослов преподал ему это учение, которое по окончании видения дословно было записано св. Григорием и стало потом известно Церкви под названием «Григорио-неокесарийского символа». По этому символу учились православной вере святители Василий Великий . Григорий Богослов и многие другие святые иерархи нашей Церкви. Спрашивается, какой же из всего сказанного следует для нас спасительный вывод, мои возлюбленные о Христе чада? Пречистая Дева Мария была достойна благодати сделаться Матерью Бога благодаря Своим великим духовным подвигам. Войдем и мы в той или иной мере в эти подвиги, чтобы нам быть достойными той возрождающей спасительной благодати, которая делает нас истинными сынами Божиими и наследниками великого райского блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010