Особенно почитаются народом подвизавшиеся на нашей земле Христа ради юродивыеИоанн Тульский и Евфросиния Алексинская. Блаженный Иоанн (Котельников) происходил из знатного и богатого купеческого рода. Святая Евфросиния (княжна Вяземская), получив образование в Смольном институте, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Их сердца горели любовью ко Христу, а мирская слава, богатство и радости житейские тяготили как мучительное рабство. Каждый из них в свое время тайно покинул свои богатые чертоги, словно узник – темницу, и обменял богатые одеяния на нищенские рубища. Почему они отказались от богатства и славы? Пусть об этом скажет горный орел, который вырвался из позолоченной клетки и, раскинув могучие крылья, плывет теперь в лазурном океане. Города с великолепными дворцами и села в зеленой оправе полей кажутся ему с заоблачной высоты муравейниками. Сияет дивным светом веры и добродетелей, подвигами любви и самоотвержения образ святой блаженной старицы Матроны. С детских лет душа Матроны горела, как светильник, ангельской любовью к Богу. Отрочество ее прошло в Себино Тульской губернии, затем она переселилась в Москву. По ее молитве люди непрестанно получали духовное и телесное исцеление. Как капли дождя собираются в ручьи и реки и непрестанно текут в море, так вереницы народа идут день и ночь помолиться в наш монастырь, к ковчегу с частицами святых мощей блаженной Матроны. Несут они свои скорби, тяжесть грехов своих, чтобы положить эту ношу к мощам старицы. Ее гробница окружена духовным невидимым пламенем, которое не сжигает, а наполняет благодатью души верующих, которое просвещает их сердце. В сословии Тульских святых мы находим имена святителей, благоверных князей, преподобных мужей и жен – подвижников веры и благочестия, известных по святости жизни и в других местах. Наряду с древними святыми Тульская земля обогатилась и новыми подвижниками веры и благочестия. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в прошлый свой пастырский визит в Тульскую епархию совершил канонизацию трех новомучеников и исповедников Российских: епископа Белевского Никиты (Прибыткова), епископа Тульского Онисима (Пылаева), протоиерея Петра Павлушкова, пострадавших за веру Христову в Тульской земле в годы гонений. Это достойнейшие священнослужители, своей жизнью и кровью писавшие историю нашей земли в самые страшные времена.

http://pravoslavie.ru/14753.html

ЕФРЕМ, НИКИФОР († 1617), ИОСИФ, ТИХОН, ФЕОДУЛ, ПОРФИРИЙ, ТРИФОН, ИОСИФ, СЕВАСТИАН, ТИМОФЕЙ, САВВА († 1636), НЕСТОР (XVII в.), Соловецкие, пустынники, преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗЕВИН прп. Сирийский (пам. 23 февр.) - см. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевин, Полихроний, Моисей и Дамиан, преподобные Сирийские ЗЕНОН ИКАЛТОЙСКИЙ [Зинон Икалтоели] (2-я пол. VI в.), прп. (пам. 7 мая с прп. Иоанном Зедазнийским и 12 сир. отцами) ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122336_36.html

Кроме того, оно способствовало отождествлению национальной, гражданской и религиозной идентификации и укрепило чувство совместной принадлежности обществу, начавшему свой исторический путь с обновления Святым Крещением в водах Днепра. Следуя неложным путем Православия как теории и практики, русский народ остался единым целым даже во времена опустошительных нашествий извне или жестоких внутренних гонений. Русская Церковь, берущая свое начало в Крещении, произошедшем в 988 году, на протяжении веков стала светлым маяком духовных и нравственных ориентиров. Тем не менее, авторитет любого института измеряется не только по тому следу, который он оставляет в истории, находясь в стадии своего расцвета. Гораздо большее значение имеет то терпение и та стойкость, которую он демонстрирует, чтобы сохранить его традицию невредимой в суровых условиях. И, подобно тому, как дубы становятся крепче, обдуваемые ветрами, и, как алмазы создаются под тяжестью толщи земли, так и Русская Церковь возмужала, проходя через невзгоды и стеная на крестном пути веры. Она явила великий сонм святых, просветителей, преподобных, Христа ради юродивых и исповедников, украсивших многосветлое небо Соборной Церкви, и ясно засвидетельствовала, что «вера без дел мертва, как и дела без веры, ибо истинная вера делами испытуется» (св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 82, 60-62). Ваше Блаженство, Более чем тысячелетняя историческая глубина и удивительная прочность духовной связи Православия с русским народом, даже во времена, когда эта связь была подвергнута сомнению, красноречиво и неоспоримо свидетельствует о том, что крещение русских людей является историческим событием, не только превосходящим законы истории, но и изменяющим их. Нашим долгом является воздать сегодня дань памяти и засвидетельствовать свое почтение святым, которые привели русских людей к купели пакибытия. Согласно Аристотелю, смелость занимает первое место среди человеческих добродетелей, поскольку наличие ее гарантирует приобретение всех остальных; и равноапостольная просветительница Русской Церкви святая Ольга, со смелостью и дерзновением, а также благим личным примером и спасительной вестью на устах стала пламенным миссионером русского народа. К ней мы благоговейно взываем: «Радуйся, яко поведала еси русским Бога».

http://patriarchia.ru/db/text/3119083.ht...

Но много может молитва праведных. В такие тяжёлые минуты для отечества жители столицы Цареграда собрались в своих христианских храмах для усердной молитвы перед Господом – освободить их страну от ужасной наступающей грозы-гибели. Между молящимися во Влахернском храме, где сохранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса, находился блаженный Андрей Христа ради юродивый. Долго он бодрствовал перед Господом, долго молитвенный его дух возносился к престолу Божественному и Ходатаице за человеческий христианский мир. В четвёртый час ночи видит молитвенник Христов величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честной Предтеча и сын грома Иоанн Богослов поддерживали Её руками, а сонм ангелов и многие святые в белых одеждах предшествовали Ей и сопровождали Её гимнами и духовными песнями. Полный духовной радости прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу св. Епифанию и спросил его: видит ли он чудо? – видит ли Госпожу и Царицу мира? «Вижу, – ответил он, – и ужасаюсь». И зрят они: преклоняет Богоматерь колена, молится в долгий час, обливает слезами Свое благовидное и пречистое лицо, идёт потом Она к престолу, молится и здесь за предстоящий народ, снимает с себя головное покрывало и простирает его над главами молящихся в сокрушении сердечном. Праведники рассказали своё видение бывшему в храме народу; весть эта разнеслась по всему Цареграду и его окрестностям, все в умилении благодарят Бога и славят небесную Заступницу. Та вражья сила, которая тяготела над Цареградом, которая грозила разрушением христианству и его святыням, силою Божией, молитвами Пресвятой Богородицы надолго была удалена от хранительницы христианства – Византии. Оттоле благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили воспоминать утешительное событие ежегодно церковным празднеством. От греческой церкви прияла и верно соблюдает это торжество и Церковь Российская. Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа по успении своём была вознесена Спасителем в горные обители, где Она сидит на небесном престоле одесную Своего Сына и Бога Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Братие христиане! Прошло много лет, как явилась Казанская чудотворная икона Божией Матери. Находится она теперь в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Но благодать и милость Божией Матери для всех нас всегда близка и никогда неистощима. В какое бы время и в каком бы месте ни стали мы молиться Ей, в Божием ли храме, в своем ли доме, на пути, во дни и в нощи, в горе и несчастии, всегда, говорю, и везде Она к нам близка, всегда и везде нас видит и слышит наши молитвы. Когда Она жила еще на земле, то и тогда много помогала бедствующим. А теперь, когда Она предстоит пред престолом своего Сына и Бога, еще более помогает им. Теперь Она даже сходит с небес на землю и помогает всему миру. О, как отрадно говорится об этом в житиях святых! Св. Андрей, Христа ради юродивый, однажды был восхищен на второе и третье небо, и видел некоего светлого, как облако, мужа, несшего крест и сказавшего ему: «ты хочешь видеть здесь светлейшую Царицу сил небесных, но Ее нет здесь ныне: Она отошла в многобедственный мир помогать человеком и утешить скорбящих» (Чет.-Мин. 2 октября). И точно, Божия Матерь, усердная заступница, спасала препод. Кирилла Белозерского от пожара и от разбойников (Чет.-Мин. 9 июня). Она исцеляла от тяжких болезней нреподоб. Нифонта и сохраняла его в опасностях (Чет.-Мин. 23 дек.). Чрез свою икону Она помогла Российскому князю Андрею Георгиевичу Боголюбскому победить болгар, а Греческому царю Мануилу победить сарацин (Чет.-Мин. 1 авг.). Она спасла Москву и всю Русскую землю от владычества поляков (22 окт.). Она – Божия Матерь и Матерь рода христианского непрестанно изливала и доселе изливает нам – детям своим великие чудеса и милости. К ней и будем мы прибегать в своих горестях, бедах и напастях. Теперь обратимся, други мои, еще к следующему обстоятельству. После покорения Казани, царь Иоанн Васильевич повелел казанских татар просвещать светом веры православной, а Божия Матерь явлением чудотворной иконы своей укрепила св. веру среди татар. И теперь православные цари наши стараются о том, чтобы во всем царстве их процветала православная вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Обычай обливания в крещении у латин окончательно утвердился в латинской церкви в 13 веке, а начал вводиться с 6 века: Проф. А. Бронзов свидетельствует: «Римская церковь практикует (незаконно) троякое обливание. Обычай этот наблюдается в Риме, по крайней мере, с шестого века» (творения св. И. Дамаскина, примечания филологического характера, стр. 93). Проф. Алмазов в ученом исследовании «История крещения и миропомазания», стр. 309 пишет: «Обливательное крещение у латин начало вводиться с 8 века, а усилилось и утвердилось в 13 веке». Еп. Сильвестр в «Опыте православного догматического богословия» т. 4, стр. 423 говорит: «В 13 веке мы видим в западной церкви отступление, касающееся видимого способа совершения таинства крещения, а именно – совершения не чрез погружение, как всегда практиковалось в древней вселенской церкви, а чрез обливание или окропление, что было допускаемо в крайней нужде, только как исключение из общего правила». 6) Житие св. Саввы, архиеп. Сербского, рукоп. 15 века (Син. библ. 635) л. 165 об. – у Озерск. 2, 409: «Сущиих же крещенных в латиньсцей ереси такожде с прежде проклятием злые их ереси, и образ веры исповедавшим, и миру святому молитву прочести, и тако тем святым миром сих всех чувствех помазати, и верных с нами имати, сице святый (т. е. Савва) все епискупом своим заповеда о таковых к ним приходящим творити». Есть многие святые чудотворцы, которые были присоединены из латинства без перекрещивания. Св. Исидор чудотворец, Христа ради юродивый, родом бе от латинския веры не покрещеван, почивает в Ростове и доселе, и чудодействуют мощи его, память его маия 14. И св. мученик Меркурий Смоленский, родом бе римлянин, и в России по римском крещении во вторые не крещен, в Смоленске почивает, чудодействуют мощи его, память его ноября 24. И святой Шимон Варяжский и с пришедшими с ним в Киев, яже до трех тысящ душ, купно и со иереи, суще латинския веры не покрещеван, мощи его, святаго Шимона в пещере и доселе чудодействуют» (Патерик Печер. л. 108: у Куляшева «Лекции по облич. соврем. раскола» изд. 2, стр. 315).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Раз благочестивый боярин подарил ему шубу. Недобрые люди решили завладеть ею, и один из них притворился умершим, а другой стал просить на погребение. Блаженный вздохнул и спросил: «Давно ли умер?» — «Сейчас», — ответил обманщик. Блаженный прикрыл притворщика шубой и сказал: «Буди отныне мертв вовеки за лукавство твое!» Оказалось, что он действительно скончался. В 1521 г., во время нашествия хана Магмет-Гирея, когда блаженный слезно молился в Успенском соборе о спасении России, он услышал в храме страшный шум и увидел летающее пламя, а от Владимирской иконы Божией Матери был глас, возвещающий, что Она оставляет Москву вместе со святителями. Блаженный усилил молитвы, и страшное явление прекратилось. А Магмет-Гирей, который усиел уже сжечь предместье Москвы, устрашился видения множества воинов и поспешно отступил из пределов России. В 1547 г. Василий долго и неутешно плакал перед Воздвиженским монастырем, предвещая пожар Москвы, который начался с этого монастыря и уничтожил Кремль, царский дворец вел. князя и почти весь город. Царь Иоанн IV Васильевич любил и почитал блаженного Василия. Раз во время обеда в царских палатах блаженный трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в Новгороде в это время действительно вспыхнул пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Приехавшие после этого в Москву новгородцы опознали в св. Василии этого мужа. После пожара царь раз во время литургии размышлял о построении нового дворца на Воробьевых горах. Блаженный стоял в углу и наблюдал за ним. После литургии он сказал царю: «Я видел, где ты истинно был: не в святом храме, а в ином месте». — «Я нигде не был, только в святом храме», — отвечал царь. Но блаженный сказал ему: «Твои слова не истинны, царь. Я видел, как ты ходил мыслью по Воробьевым горам и строил дворец». С тех пор царь стал еще более бояться и чтить его. Скончался блаженный Василий 2 августа 1552 г., будучи 88 лет. Перед кончиной посетили его царь с царицей Анастасией и царевичами Иоанном и Феодором, и блаженный пророчески сказал младшему из них, Феодору: «Все, что принадлежит твоим предкам, будет твоим, и ты будешь их наследником». Сам царь нес гроб его до могилы, и от прикосновения к святым мощам его многие получали исцеление. Всех же чудес, которые сотворил блаженный по преставлении своем, явлений и исцелений, происходивших на могиле его, описать невозможно. К лику святых блаженный Василий причислен был в 1558 г. Святые мощи его почивали до наших дней в Васильевском приделе Московского Покровского собора, известного под именем храма Василия Блаженного.

http://sedmitza.ru/lib/text/437534/

С радостию всегда памятуй, что в пострижении своем ты воспринял от Бога особую, дивную благодать Св. Духа. Подобно крещенской, она снимает с нас все грехи наши от рождения. Эту благодать некогда созерцали в виде сияющих венцов на главах постригаемых при дивном ангельском пении свв. Симеон Христа ради юродивый и спостник его Иоанн. Будь только смиренным. «Кто не имеет смирения, – говорит св. Феодор Студит , – тот не может быть монахом». На мой вопрос, заданный некогда праведной и мудрой старице Варсонофии, игумений Космо-Дамианского женского монастыря в Крыму, сколько в ее монастыре монахинь, она ответила: «Пять» – «Почему же пять, – спросил я, – когда в Вашей обители множество сестер?» – «Потому, – сказала она. – что из этого множества только пять истинных смиренных монахинь». Без смирения при всех, даже великих подвигах поста и молитвы мы делаемся фарисеями, без всякой любви к ближним, с способностью только их осуждать, клеветать на них и тем самым нравственно их убивать. А при смирении мы будем неуязвимы для бесов, низлагающих нас за гордость и тщеславие, ибо, по словам прп. Иоанна Лествичника , «смиренному некуда падать: он всегда лежит на земле». Некогда св. Антоний Великий видел на земле сети диавола и воскликнул: «Кто может их избежать?». И сказано ему было Богом: «От них спасаются только смирением». Только через смирение Господь сообщает нам Свою благодать, как говорится в Свящ. Писании: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Исае. 4:6). Отсюда понятно, что мы ничем так не приближаемся ко Христу, как только смирением, согласно Его словам: «Приидите ко Мне, еси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток еемь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» ( Мф. 11,28–29 ). И как может быть иначе, когда Господу угодно было для стяжания Его небесного Царства положить смирение в основу всех христианских добродетелей, почему Он и сказал: «Блажени нищий духом: яко тех есть Царствие небесное» ( Мф. 5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но главное не в этом. Господь на Фаворе предстал в сиянии Фаворского света. Стоящий на мертвой горе предстает в свете софитов весь в белом, но в тварном. Денница ведь тоже не зря по латыни Люцифером зовется. И нет здесь учеников – «вы сами учителя» – каркает белый плащ. И вспоминает своих предтеч – Севастьянова, Холмогорова и т.д., имя им – легион. Кто не знает – я напомню: Севастьянов – это русский националист, настолько антиправославный, что печать некуда ставить , да еще и сторонник русского унитарного государства (а вовсе не Империи): «Едва ли не первым в истории русского постсоветского национализма антиимперскую карту начал разыгрывать в середине 1990-х гг. именно автор этих строк». Егор Станиславович (Холмогоров) – как Вам в этой компании? А детям в старших классах введем основы НЛП и восточных боевых искусств (в коих поклонение бесам – часть ритуала). А еще нам нужен монарх. Или президент-управленец, рядом с которым будет стоять духовный лидер. «Где взять – у нас любой второй в Туркмении//аятолла – и даже – Хомейни!» (с). И нация наша исключительно воевать и строить оружие может – знает о. Иоанн этот анекдот про рабочего с завода детских колясок («Припер домой все детали, хотел коляску сыну собрать – а все пулемет получается») И только в конце отец Иоанн говорит о тщете всего этого без Любви. Но это, как уже отмечали, за гранью 77 минут. Но без Любви все речи – медь звенящая и кимвал бряцающий. И именно так придет к нам то, кто «вместо-Христа», обольщающий народы, тот, который из колена Данова (что подчеркивает о.Иоанн нарочитой картавостью) – Антихрист. Актер Иван Охлобыстин сыграл роль Антихриста. Фото Юлии Маковейчук В программке не значится «Антихрист – Иван Охлобыстин». Но и св. Василий Блаженный, поедая мясо в Пост, не вывешивал рядом с собой табличку: «Царь Иоанн Васильевич – Василий». Имеющий уши – да слышит. Трудно узнать Христа ради юродивого. Церковные и околоцерковные либералы различных мастей грезят о нагом и босом. Но это когда-то нагой и босой выделялся из толпы своей необычностью. А сейчас нагой и босой – это БОМЖ. Он абсолютно обычен и привычен, и поэтому никогда не будет услышан. Он даже в общем-то и не поругаем – так, представитель городской фауны. Современный юродивый будет предавать себя на поругание демонстративным возвращением к актерству, креативами мобильных операторов, джипами и всем прочим. Он на виду, и он обращается к нам со своим страшным предупреждением – «Доктриной-77». Читайте также:

http://pravmir.ru/doktrina-77-preduprezh...

Книга о. Иоанна на сербском языке «Оживим сердца для Бога», изданная в Белграде в 2004 г. Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского. Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить. Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

http://pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010