Такие юродивые, или блаженные, нередко являлись в столице, носили на себе цепи или вериги, могли всякого, даже знатного человека укорять в глаза беззаконною жизнию… Уверяют, что современник Иоаннов, Василий Блаженный, подобно Николе Псковскому, не щадил Грозного и с удивительною смелостию вопил на стогнах о жестоких делах его (Том 10, гл.4). Из жития святого Иоанна, блаженного Христа ради, известно, что он носил под одеждой тяжелые вериги из толстых железных крестов. В самые суровые морозы ходил в легкой одежде босой. На голове у него всегда был металлический колпак. Он без всякого страха говорил правду всякому, какое бы он положение ни занимал. Даже Борису Годунову, когда тот был фактическим правителем при царе Феодоре Иоанновиче, он часто говорил: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Н.М.Карамзин через П.А.Вяземского прислал о св. блаженном Иоанне некоторые материалы. На это А.Пушкин ответил: «Благодарю от души Карамзина за, что он мне присылает» (ПСС, т.10, с.141). Однако мнение, что в Борисе Годунове изображен св. Иоанн, было бы неверным. Блаженный Иоанн умер 3 июля 1589 г. Борис Годунов стал царем только в 1598 г., а до этого был только лишь реальным правителем при царе Феодоре Иоанновиче. Благоверный царевич Димитрий был убит 15 мая 1591 г. Сцена на соборной площади относится к 1605 году. А.Пушкин создал собирательный образ блаженного. Работая над трагедией, он интересуется житиями и других святых юродивых. Поэт просит В.А.Жуковского: «нельзя ли мне доставить или жизнь, или житие какого-нибудь юродивого. Я напрасно искал Василия Блаженного в Четьих Минеях – а мне бы очень нужно» (ПСС, т.10, с.135). Интерес поэта к личности св. Василия Блаженного (1469-1552) понять легко. Он был очень почитаем в народе. Св. Василий в шестнадцать лет начал подвиг юродства. Был без крова и одежды. Подвергал себя великим лишениям, отягчал тело веригами. Блаженный словом и примером учил народ нравственной жизни. У него был дар прозрения. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, " яко провидца сердец и мыслей человеческих " .

http://pravoslavie.ru/6740.html

Почему Бог призывает некоторых праведников к такому “унизительному” образу жизни? Чтобы понять это, надо учесть, что жизнь человеческого общества насквозь отравлена злом – в ней так много фальши, лжи, лицемерия, жадности, гордости, коварства и других пороков. Нередко под личиной праведности, учености и благородства люди скрывают самые греховные чувства и намерения. Они охотно восхваляют ничтожные и мнимые добродетели, но ненавидят подлинное добро. Яркий пример такого типа людей мы видим в иудейских книжниках времен Христа. Видя их неспособность принять Его учение, Господь Иисус Христос однажды воскликнул: “Славлю Тебя, Отче... неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам” – т.е. простым и скромным людям ( Мф. 11:25 ). Как мы знаем из Священной истории, иногда Господь казалось бы странными поступками и словами Своих избранников обличал лукавство сильных мира сего. Служа Богу, по временам “юродствовали” даже такие великие пророки как Исаия, Иеремия и Иезекииль. За их как будто бессмысленными фразами и странными действиями скрывались высшая мудрость и события будущего. (Смотри, например: Ис.8:3 ; Иер.13:1–9, 18:1–4, 19:1–4, 20:2–10, 27:2, 38:6 ; Иез.4:1–15, 5:1–4, 12:2–7, 24:3–5 ). Но, призывая юродствовать, Господь при этом не порабощает воли человека. Юродивые брали на себя этот необычный подвиг не только из послушания, но по причине и своей жажды праведности. Самой трудной страстью, с которой приходится бороться человеку, является гордость. Многие святые, которые сравнительно легко преодолевали обычные физические страсти, боролись с гордостью и тщеславием до последнего своего издыхания. “Тщеславие радуется всем добродетелям”, – говорит преподобный Иоанн Лествичник . Отвергая здравый смысл и ежедневно терпя поношения, юродивые Христа ради этим подсекали гордость в самом ее корне. Среди них особенно известны святые: Андрей, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Параскева Дивеевская. (Дни памятиоктября, 21 июля и 15 августа по новому календарю). Они, не довольствуясь обычными лишениями имущества и семейной жизни, отрекались от самого главного отличия человека – обычного употребления разума, и добровольно принимали на себя вид человека, не знающего ни меры, ни приличия, ни чувства стыда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

благоверный князь Довмонт Тимофей и супруга его княгиня Мария («Святыни и древности Пскова», стр. 36). 149. Святый блаженный Никрлае иже Христа ради юродивый Псковский бысть в лето 7078, месяца декабря в 6 день По прозванию Салос (юродивый). Ум. 28 февраля 1576 года. Мощи почивают в Псковском Троицком соборе, в закрытом дубовом ящике. Память местно празднуется в день кончины. Когда Грозный царь, разгромив Новгород, направился к Пскову (в 1570 г.), Псковичи встретили его с хлебом – солью, а Никита Салос, юродствуя, по детскому обычаю, верхом на палочке подъехал к Иоанну и твердил: «Иванушко! Иванушко! покушай хлеба-соли, а не христианской крови!» Царь приказал схватить его, но блаженный стал невидим. Пораженный этим, Иоанн забыл свой гнев, слушал молебен в храме св. Троицы, поклонился гробу св. Всеволода – Гавриила и затем зашел в келью к блаженному Николаю. Последний не убоялся обличить Грозного царя в кровопийстве, и так устрашил его, что он немедленно выехал из города. Благодарные Псковичи чтут местно память блаж. Николая в день преставления. Замечателен древний кондак: «Чудотворец явися, Николае, цареву державу и смысла свирепство на милось обратив, и ныне молим тя, святе, пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих; ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людям похвала и утверждение». По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед гораздо, аки Павел апостол брадою, но токмо главою плешат, наг весь; нецыи пишут его в рубашке». (Филимонов, стр. 40–41). 150. Преподобный Авраамий игумен Спасского монастыря иже на Мирожи реце бысть в лето 6900 месяца сентября в 24 день Первый игумен Спасо-Мирожского монастыря в Пскове. Памятником трудов его доныне остается древний каменный Преображенский храм, в котором мощи его почивают од спудом. Здесь же погребены убиенные 4 марта 1299 года, при нашествии Немцев, местночтимый преп. игумен Василий с несколькими иноками. Память в день кончины. (См. мою книгу: «Святыни и древности Пскова», стр. 66–67). 151. Преподобный Евфросин, игумен Трехсвятительскаго монастыря, иже на Толве реце преставися в лето 6989 месяца маия в 15 день Урожденец погоста Виделебья (близ Пскова), Елеазар, постриженный в Снетогорском монастыре с именем Евфросина, основал в 1447 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В своих статьях епископ Савва представил в святоотеческом контексте случаи чудесного исцеления, изгнания бесов, явленные архиепископом Иоанном, его строгое подвижничество почти без сна и пищи, явление людям в сновидениях уже после кончины, случаи прозорливости. Рассказал он и о необъяснимом явлении, когда во время Божественной литургии, которую служил владыка, вдруг видимо сошел огонь с небес. Поведал епископ Савва и о страшных гонениях, которые претерпел архиепископ Иоанн, и о том, что при жизни мало кто успел его оценить – непривычно было людям видеть юродивого в сане архиепископа, и об этом не забыл сказать епископ Савва». 1207 Он прекрасно понимал, что многие просто не поймут его рвения: к чему так стараться объяснить людям истинное значение архиепископа Иоанна? Знал он и то, что будет охаян за свои труды. Отец Серафим так отозвался о его подвиге: «Чтобы в наш век холодного расчета и мелочной логики (что пронизало даже церковную жизнь) прославить истинного Христа ради юродивого, епископ Савва сам выставил себя на поругание и осмеяние, нимало не заботясь о мнении мира сего. Главное для него было – донести правду». 1208 Епископ Савва поплатился-таки за свое дерзновение. На заседании Синода в 1972 году его вынудили отказаться от всех епископских полномочий. Отец Серафим прокомментировал это в одном из писем: «Мы поведали Вам не всю историю, однако отношение собратьев-иерархов к владыке Савве – это просто позор. Когда его позже спросили, почему ему пришлось перенести подобное обращение, владыка лишь указал перстом на небо и в конце концов остался мирен в душе своей. Он писал нам, что получил все это за то, что помогал владыке Иоанну (может быть, столько же в духовном смысле, сколько в буквальном)». 1209 Оказавшись на вынужденном покое, епископ Савва писал: «Слава Богу, живу покойно. Ничего менять не хочу. Святой Григорий Богослов говорил: «Утерявшие трон да не утеряют Бога, ибо что чин земной! Куда выше и надежнее чины небесные”». 1210 Около шести лет епископ Савва собирал материал для книги об архиепископе Иоанне (Максимовиче) . Предвидя близкую кончину, он завещал Братству преподобного Германа все черновики и собранные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

св. Иоанн Кассиан Римлянин Конец нашей подвижнической жизни есть Царство Божие, а цель – чистота сердца, без которой невозможно достигнуть того конца. св. Серафим Саровский Торжище ( Мф. 25, 1 –13 ) -жизнь наша; двери чертога брачного затворенного и не допустившего их к жениху – смерть человеческая; девы мудрые и юродивые – души Христианские; елей – есть получаемая через добрые дела во внутрь нашего естества благодать Духа Святаго, претворяющего оное из тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы во свет и от бывшего некогда вертепом существа нашего, где страсти иногда яко скоты и звери привязаны были к яслям вертепа, то есть вожделениям нашим,– в пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и вечном Женихе душ наших. Так если рассудить обстоятельно о заповедях Христовых и Апостольских, так дело наше Христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей Христианской жизни лишь средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святаго. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро – суть средства для стяжания Святаго Духа Божьего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святаго, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: – “Кто не собирает со Мною, тот расточает” ( Мф. 12, 30 ). Блаженны будем, когда обрящет нас Господь в полноте даров Духа Святаго, ибо тогда мы сможем благодерзновенно надеяться быть восхищенными на облацех в сретение Господа, грядущего со славою и силою многою судити живым и мертвым и воздати комуждо по делом его. Вот почему, повторяю еще раз, я вам желаю, чтобы вы всегда были в благодати Духа Святаго, приобретали ее средствами, о которых я уже сказал вам, и рассуждали бы, которое средство дает вам более благодати Духа Святаго, тем средством и занимались бы. Примерно: даст вам более благодати Божественной молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост – поститесь; более дает милостыня – милостыню творите и таким образом о всякой добродетели Христа ради делаемой рассуждайте.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти имена своих духовных наставников – орловских протоиереев Николая Азбукина и Всеволода Ковригина. В 10 лет он испытал на себе влияние старца – протоиерея Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского . Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от архиепископа Серафима (Остроумова), впоследствии священномученика, и епископа Вязниковского Николая (Никольского, † 1928). Орловская старица монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москве, заглянула в далекое будущее юноши, назначив ему встречу на Псковской земле. Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в его сознании обаяние Божия человека, силу его духа и тепло любви к людям. После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганьковском кладбище митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич , † 1961) рукоположил его во диакона. 25 октября того же года, в день празднования в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, Святейшим Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен во священника в московском храме Рождества Христова в Измайлове, где и остался служить. Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном и в 1950 году, заочно учась в Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить академию ему не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отец Иоанн был арестован и осужден по статье 58–10 (антисоветская пропаганда и агитация), получив 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Сидел в тюрьме, в камере-одиночке, потом работал на лесоповале... В 1955 году был досрочно освобожден и направлен служить в Псковскую епархию, потом переведен в Рязанскую епархию. В 1989 году отец Иоанн был реабилитирован. 10 июля 1966 года Глинским старцем схиархимандритом Серафимом (Романцовым) в Сухуми батюшка был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, память которого совершается в Соборе 12-ти Апостолов 13 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

30 лет провели они в пустыне, открытые любой непогоде и бесовским козням. Тогда Симеон, достигнув блаженного бесстрастия благодатью обитавшего в нем Святого Духа, предложил другу покинуть пустыню, чтобы спасти и других людей, высмеяв мир властью Христовой. Иоанн, сочтя, что тот пал жертвой бесовского наваждения, строго ему выговорил и напомнил об обоюдном обещании никогда не расставаться. Но ничто не могло поколебать решимости Симеона, и, уразумев, что на то воля Божия, Иоанн отпустил друга, взяв с него обещание не уходить из этого мира, не повидавшись с ним. Вначале Симеон отправился в паломничество в Иерусалим, где провел три дня в молитве у великих святынь, а затем в Эмесу. Там он решил прикинуться безумцем, чтобы следовать своему служению. Так он стал первым из вступивших на опасный подвижнический путь юродства Христа ради. Слова апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3: 18) – он понял буквально. Поэтому, не имея иных целей, кроме спасения душ, он в качестве средства использовал или смешное поведение, или придуманную заранее хитрость, или чудеса, которые он совершал, отдавая себя при этом на посмешище и поругание, а иногда произносил наставления и пророческие речи вопреки своему мнимому безумию. И всякий раз он стремился укрыться от людей и избежать огласки, чтобы не удостоиться похвалы и почестей от людей и жить в миру как в пустыне. Симеон вступил в город, волоча за собой на ремне труп собаки, найденный им на мусорной куче, вызвав этим издевательские насмешки детей. На следующий день, в воскресенье, он пришел в церковь и принялся тушить свечи, кидая в них орехами. Его хотели выгнать, тогда он взошел на амвон и стал кидать орехи в присутствующих женщин. Когда же его наконец вывели вон, он опрокинул столы торговцев-кондитеров, и те осыпали его ударами. Один продавец пирожков сжалился над ним и предложил торговать в своей лавочке, но Симеон принялся бесплатно раздавать товар прохожим, а сам жадно поедать пирожки, потому что постился уже неделю. Поддавшись на уговоры жены, торговец поколотил его и выгнал. Вечером Симеон взял голыми руками горячие угли и зажег от них ладан, но затем, когда это увидела жена торговца, блаженный сделал вид, будто обжегся, и сбросил жар в свой плащ, оставшийся, как и его руки, невредимым. Впоследствии он обратил ко Христу этого лавочника, который был учеником Севера Антиохийского, изгнав из него беса.

http://pravoslavie.ru/55112.html

Мало того, мы видим, что святые искали себе поношения. Те, кого мы называем юродивыми Христа ради, иногда намеренно вызывали на себя поношения, чтобы побыть в состоянии гонимого, унижаемого, побиваемого ради Христа, чтобы обрести смирение. Так прп.Иоанн, родом из Палестины, за святую жизнь был поставлен епископом в Дамаске, но, убегая славы человеческой, тайно ушёл на Нитрийскую гору и в образе нищего попросился в один монастырь простым работником. Его приняли, и преподобный днём служил братии - носил воду, а ночи проводил в молитвах. Один из братьев обливал его помоями и сквернил его келию своими нечистотами. Игумен хотел наказать брата за это, но архиерей Божий со слезами просил простить его. Наконец один монах узнал, что Иоанн - архиепископ, и объявил это братии, тогда прп. Иоанн покинул обитель и ушёл в Египет. Там он сподобился от Бога дара прозорливости, защищал Церковь от ересей, служа людям во славу Божию. Вот и нам надо тако же поступать. Не противиться злому, в том числе и злому человеку. Есть силы терпеть - терпи, нет - уходи. Это лучше, чем злобствовать и желать отомстить и не каяться в этих своих нехристианских помыслах. Но если мы по духовной гордости, которую не всегда осознаём, решаем: я буду подражать прп.Серафиму Саровскому: приступят ко мне с бранью и кулаками - не буду сопротивляться. И вдруг, действительно, подходят, бьют, ломают рёбра... Что же делаю я? Я, вместо того чтобы смириться, всю оставшуюся жизнь снедаем жаждой мести этим людям. Я молюсь, чтобы Господь испепелил их, подаю на них в суд, требую возмещения ущерба. Меня снедает чувство свершившейся несправедливости, я жажду, чтобы зло было наказано. Я злобствую против напавших, потом против суда, не сумевшего защитить меня, потом против государства и всего человечества. И что получается в итоге? Ещё большее зло! Без смирения все наши добрые дела и поступки - звон один. Господь говорил: «Сыне мой! Отдай сердце твое Мне!» (Притч. 23, 26). А что у нас в сердце? Гордость одна: вот, мол, я храмы строю, милостыню всем раздаю, благодетельствую, собираю толпы народа и говорю им слова правды...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

А вот уникальное энциклопедическое издание: Коняев Н., Коняева М. «Русский хронограф» в 2-х томах. Т. 1. М. 2014. Читаю: « 1547 год, 3 июня (Грозному 17 лет, он уже самостоятельный царь - В.С .). «Семьдесят псковских людей пожаловались Иоанну IV Васильевичу Грозному на своего наместника И.И. Турунтая-Пронского . Иоанн велел раздеть псковичей и, положив на земле, поливать их горячим вином и палить им свечами волосы и бороды. Во время экзекуции пришла весть, что с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол» (с.318)... « 1569 год. 23 декабря. В предпразднество Рождества Христова, будучи в Твери на подходе к Новгороду, Иоанн Грозный послал Малюту Скуратова в Тверской Отрочь монастырь взять благословение у бывшего митрополита Филиппа . Филипп отказался благословить карательный поход, и Малюта задушил его. Память священномученика Филиппа - 9 января, 3 июля и 30 мая. Разгром опричниками Клина и Твери» (с. 340)... « 1570 год. 2 января (Грозному 40 лет - В.С .). Казнь Новгорода. Передовые отряды царской дружины устроили вокруг города заставы, никому не позволяя выезжать. Опечатана казна в монастырях. 6 января . В день Богоявления и крещения Господня с полуторотысячным отрядом стрельцов прибыл в Новгород Иоанн IV Васильевич Грозный. 7 января . Отдан приказ: бить палками арестованных игуменов и монахов, а трупы развозить по монастырям для погребения. 8 января . Днем опричники разорили подворье новгородского архиепископа Пимена , а вечером начали пытать простых новгородцев «составной мудростию огненной». Затем обвиненных привязывали к саням и сбрасывали в Волхов. Тех, кому удавалось выплыть, опричники кололи с лодок рогатинами». 13 февраля . Насытившись казнью Новгорода, Иоанн Грозный выехал в Псков. 20 февраля . Казнен настоятель Псково-Печерского монастыря Корнилий , просивший не разорять Псков, и ученик его Вассиан-муромец . Память преподобномученников - 20 февраля. Встреча Иоанна Грозного в Пскове. Царь не принял хлеба-соли, и тогда к нему обратился блаженный юродивый Никола : «Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человеческой крови». Заступничеству блаженного Николы и приписывается спасение Пскова. Убоявшись Божиего гнева, Иоанн уехал из Пскова. Память блаженного Николы, Христа ради юродивого, Псковского - 28 февраля» (с.340-341)...

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/02/ob...

В особенности тяжесть твоего подвига, сын мой о. Кирилл, будет усугубляться оттого, что мы переживаем сейчас страшное, близкое к пришествию антихриста время, когда все святое уничтожается людьми, возлюбившими мир, о котором еще св. Иоанн Богослов сказал: все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость жцтейская ( 1Ин. 2:16 ). Слова Ап. Павла: вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим. 3:12 ), осуществляются, как никогда, теперь в жизни нашей, и мы видим, как мало друзей у монашества и как много у него врагов потому, что люди, в силу своего плотского, безблагодатного и противохристианского настроения, не только не понимают монашества, но и ненавидят этот великий подвиг, эту самую угодную Богу жизнь. Но как бы тебе ни было трудно под тяжестью сего подвига, помни одно, что ты при своем пострижении сейчас получил от Бога особую великую благодать Святого Духа, как божественную силу для доблестного несения воспринятого тобою монашества. Вот почему св. Церковь наша смотрит на пострижение в монашество, как на второе крещение, что свидетельствуется в жизнеописании преп. Антония Великого , св. Симеона Христа ради юродивого и спостника его преп. Иоанна. Св. Антоний Великий видел однажды сатану, который уличал его в грехах, препятствуя ему вход в небесное Царство. Но был слышен грозный Божественный голос: «все грехи, содеянные рабом Моим Антонием до его иночества, прощены Мною при его пострижении; если можешь, то укажи грехи после принятия им иночества». Таких грехов не оказалось, и сатана, посрамленный, отступил от Великого Антония. А св. Симеону Христа ради юродивому и спостнику его Иоанну пред их пострижением праведный игумен Никон говорил, что они восприимут силу таинства второго крещения, которая очистит их от всех бывших грехов и покроет их божественною славою. Действительно, когда св. Симеон и св. Иоанн постригались, то они увидели над собою сияющие венцы и чувствовали в себе такую радость, от которой несколько дней не могли вкушать ни пищи, ни пития.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010