Но если эта благодать есть цель нашей жизни, то, само собой разумеется, мы должны о ней иметь познание. Вот что прежде всего мы должны знать с вами, возлюбленные, касательно новозаветной благодати, которую мы получаем во время нашего крещения в таинстве св. миропомазания. Если она, как видим мы из слов Ап. Павла и пророка Иезекииля, делает нас святыми и обновляет наши сердца, то при помощи какой же благодати Святого Духа делались праведниками люди в Ветхом Завете? Иначе сказать: какая существует разница между действием ветхозаветной и новозаветной благодати? На этот вопрос отвечает нам Блаженный Диадох, говоря, что до Христа благодать Святого Духа действовала со-вне на человека, а грех действовал в самом сердце его; после же Христа, наоборот: грех действует со-вне на человека, а благодать – в самом сердце его 77 . Отсюда, по учению св. Иоанна Златоуста и преп. Иоанна Кассиана , ветхозаветная праведность могла возвышаться лишь до освобождения человека от пороков, до воздержания от внешних преступных деяний, а внутренней чистоты и внутренних высших совершенств она не давала 78 . Вот почему, по словам св. Иоанна Златоуста , такие великие ветхозаветные праведники, каковыми были Моисей и Самуил, не дерзали вступать на путь девственной жизни и были связаны брачными узами. И лишь новозаветная праведность, как учат преп. Макарий Великий и тот же преп. Иоанн Кассиан , дала возможность достигать человеку совершенных добродетелей по их сердечной чистоте и неизменности 79 . Эти новозаветные добродетели являются дивными делами Божиими и даже самым великим чудом, превращающим человека плотского в духовного, и земного в небесного 80 . Только в Новом Завете настала возможность для появления таких величайших праведников, какими были Ап. Павел, св. Андрей Христа ради юродивый, св. Варсонофий Великий и преп. Серафим Саровский . Будучи в теле, они возносимы были Богом до престола Божиего – туда, где непрестанно славословят Св. Троицу Серафимы и Херувимы. Живя на земле, они наслаждались райским блаженством в то время, как для ветхозаветных праведников это блаженство было закрыто, и даже самые великие из них после своей смерти сходили в ад. Новозаветные праведники представляют из себя чудное зрелище, подобное купине, которая горела и не сгорала. Подвергаясь всем немощам и страданиям человеческой плоти, они были в теле, как не в теле. Испытывая на себе нападения греха, страстей и диавола, они были неуязвимы, и потому новозаветные праведники ублажаются Церковию, как небесные люди и земные ангелы. Подобно Богу, они всегда озарялись невидимым для обычного человеческого глаза неизреченным светом, в особениости после св. Причащения, которое их обожало и делало ангельски совершенными, чистыми и святыми и не только в делах, но и в помыслах, чувствах и желаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

– Встань, отвори двери ограды, да войдут сюда Мои овцы. Игумен, поднявшись, пошел и отворил монастырские ворота и сел около них, ожидая прихода овец Христовых. Иоанн же и Симеон, приближаясь к монастырю, когда увидели отворенные ворота и у ворот сидящего старца, возрадовались великой радостью. И обратился Иоанн к Симеону: – Доброе это знамение, брат, – вот монастырь отворен и привратник сидит, как будто нарочно, ожидая нашего прихода. Когда они приблизились к воротам, игумен встал и сказал: – Хорошо сделали, что пришли вы, агнцы Христовы. И приняв их ласково, ввел в монастырь и угостил их пищей телесной и духовной; как странников он успокоил в ту ночь Симеона и Иоанна. Наутро игумен обратился к ним с таким словом: – Прекрасна и угодна Богу любовь ваша, которую вы к Нему единодушно питаете, о дети! Но вам надо тщательно блюстись, чтобы не угасил ее в вас враг нашего спасения. Путь ваш хорош, но не надо ослабевать на нем, пока не будете увенчаны. Похвально намерение ваше, но не нерадите, чтобы не охладела в сердцах ваших теплота духовная. Хорошо, что вы поставили вечное выше временного. Конечно, доброе дело служить родителям по плоти, но без сравнения выше служить Отцу небесному. Милы братья по плоти, но гораздо спасительнее духовные. Полезны друзья, которых вы имеете в миру, но много лучше приобрести друзей среди святых угодников Божиих. Сильны ходатаи и заступники ваши пред князьями, но всё же не таковы, как ангелы, ходатайствующие за нас пред Богом. Хорошо и милостыню давать нищим Бога ради; но никакое приношение не благоприятно столь Богу, как душу и волю свою предать Ему всецело. Приятно наслаждение сей жизнью, но ничтожно по сравнению с наслаждениями райскими. Прекрасно и всеми любимо богатства, но никак не сравнится с теми сокровищами, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор.2:9 ). Приятна и красота юности, но ничто в сравнении с достоинствами Прекраснейшего всех сынов человеческих 4776 . Прекрасно стать воином царя земного, но непродолжительно и опасно это служение. А быть воином Царя небесного значит торжествовать над всею вражьею силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Леушинская игумения была глубоким богословом. В своей книге о святом Апостоле Иоанне Богослове она касается сложных вероучительных вопросов. Наделенная литературным даром повествовательницы, матушка Таисия составила замечательное «Жизнеописание блаженной Христа ради юродивой Евдокии Родимой». Памятником духовной дружбы с о. Иоанном Кронштадтским стали ее «Беседы» с Дорогим Батюшкой, без которых сейчас невозможно представить русскую духовную литературу. Эта духовная связь с Всероссийским пастырем запечатлена и в «Письмах о. Иоанна Кронштадтского к игумении Таисии» (изданных в 1909 г.) и в ее сочинении «Иоанн Кронштадтский как духовный пастырь». Игумения Таисия отдала много сил педагогической деятельности, основав при Леушинском монастыре две школы: церковно-приходскую и церковно-учительскую, возрастив сотни и сотни воспитанниц. Даже краткое перечисление деяний игумении Таисии может вызвать удивленный вопрос: как было возможно одному человеку все это успеть совершить, совместив столь многоразличные труды и подвиги? Вся жизнь великой праведницы блаженной старицы и дорогой матушки игумении Таисии была неусыпающей Похвалой Христу Спасителю и Его Пречистой Матери. Но помимо множества дарований игумения Таисия обладала еще одним уникальным талантом – поэтическим, который по заповеди Христовой не сокрыла в земле, оставив богатое поэтическое наследие. Духовные стихи игумении Таисии были весьма высоко оценены о. Иоанном Кронштадтским , который считал ее талант данным от Бога. Матушка Таисия имела обыкновение посылать отцу Иоанну еще в рукописи свои новые стихи. На одно из них, присланных к Рождеству Христову в 1898 г., Батюшка отозвался такими словами: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь». Многие современники считали Таисию «внучкой Пушкина». Даже о. Иоанн Кронштадтский в переписке с нею назвал ее этим «титулом». Хотя в действительности она была представительницей одной из многих ветвей московского рода Пушкиных. Ее мать – московская дворянка Виктория Дмитриевна Солопова в девичестве носила фамилию – Пушкина. Но по силе поэтического дарования в духе и традиции Пушкина, игумения Таисия в творческом смысле действительно может быть названа «внучкой» великого русского поэта.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

Но и в прежние десятилетия святитель Иоанн был у нас известен и почитаем, правда, в довольно узком кругу церковных людей. Так, в бумагах духовной дочери отца Сергия Мечёва , а затем архимандрита Бориса Холчева Елизаветы Александровны Булгаковой († 1995), родной сестры дивеевской монахини – исповедницы Серафимы († 1991), мы нашли машинописные копии двух статей из зарубежной церковной периодики 1966 года, посвящённых блаженной кончине владыки Иоанна. В тогдашней обстановке немного было известно о сём удивительном архиерее, но так же сложно (если не более) было что – то узнать о современных ему подвижниках в самой России. Карловчане тогда были для нас в полной мере своими. Очень важно было сознавать, что где – то православные русские люди в полноте сохраняют наше Церковное Предание, богослужение, продолжают русское богословие. Мы питали души книгами, издаваемыми «зарубежниками» и чудом попадавшими в Союз, мы перепечатывали их на машинках для себя и для надёжных знакомых. С этих книг печатались самиздатовские тиражи. В поддержании книжного церковного предания в советской России живое участие Зарубежной Церкви не подлежит сомнению. Раньше имени владыки Иоанна многие узнали имя его духовного сына иеромонаха Серафима (Роуза) . В работах приснопамятного отца Серафима, появившихся в русском переводе в Союзе в начале восьмидесятых и имевших особое значение не столько для Зарубежной Церкви, сколько для обращающихся в отеческую веру людей советских, нужно видеть действенное участие святителя Иоанна, благословившего начало трудов молодого американца Евгения Роуза. Иеромонах Серафим (небольшую работу которого, посвящённую богословию архиепископа Иоанна, мы включили в сборник) в жизнеописании, составленном вскоре после блаженной кончины Владыки, отмечал три высочайшие проявления его деятельности, обычно редко сочетаемые: «как смелого и признанного иерарха Церкви; как подвижника, продолжающего традицию столпничества, принявшего на себя самую суровую аскезу; наконец, как Христа ради юродивого, наставляющего людей той «простотой», что находится за пределами мудрости мира сего» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Основная ценность «Летописи» – в той оценке, которая дается в ней архиепископу Иоанну. Слишком часто в наше время истинные праведники, завершив свой путь в смирении и внешнем бесславии, оказываются в полном забвении, и опыт их святой жизни теряется для тех, кто следует за ними. Поэтому истинный летописец, каким был епископ Савва, может оказать великую услугу Церкви именно своей справедливой оценкой избранного им святого. Но епископ Савва, давая свою оценку, доверяет не только собственным мнению и чувствам, а и обращается ко многим почтенным свидетелям. Целые главы или части глав его книги о святой жизни владыки Иоанна отданы свидетельствам митрополита Филарета (гл. 20), митрополита Антония (Храповицкого) (гл. 20–21), архиепископа Аверкия (гл. 1), архиепископа Никона (гл. 29), архимандрита Константина (гл. 7), епископа Николая (Велимировича) (гл. 13), протоиерея Валерия Лукьянова (гл. 22), церковного историка Николая Тальберга (гл. 23) и – что составляет большую часть книги – простых церковных людей, испытавших его любовь и познавших чудесную силу его молитвы. Другая, и весьма ценная, часть книги содержит отрывки из сочинений святых Отцов и фрагменты из житий святых, проливающие свет на святость владыки Иоанна. И все же самое драгоценное в «Летописи» – это свидетельства самого епископа Саввы. В каждом его слове и особенно в проповедях о владыке Иоанне (гл. 2, 3, 11) ощущается безграничная любовь и благоговение младшего иерарха перед старшим, его жажда поделиться с церковным народом сокровищами своих воспоминаний и одновременно печаль о том, что в наше время охлаждения веры и любви не многие поймут его или хотя бы отнесутся с пониманием к его чувствам, и в усердном почитании памяти человека, ставшего подлинным юродивым ради Христа в наше расчетливое и рационалистическое столетие епископ Савва и сам уподобился ему, вменяя в ничто мнение мира сего, пока мог говорить истину о том, кто жил по совершенно иным нормам – христианской духовной жизни. I. Епископ Савва (некролог) 1

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла благочинный храмов Богоявленского округа города Москвы архимандрит Дионисий (Шишигин) уходит с поста настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Новым настоятелем Покровского храма назначен протоиерей Иоанн Миролюбов. От имени Предстоятеля Русской Православной Церкви и от себя лично митрополит Иларион выразил благодарность архимандриту Дионисию за труды, которые он нес на протяжении многих лет в качестве настоятеля Покровского храма. «Я хотел бы попросить Вас как благочинного этого округа не оставлять своим вниманием этот святой храм, продолжая помогать отцу Иоанну — новому настоятелю, сказал владыка. Хотел бы пожелать Вам здоровья, которое так необходимо каждому священнослужителю для несения возложенного на него Церковью послушания». Обращаясь к протоиерею Иоанну Миролюбову, митрополит Иларион пожелал новому настоятелю ревностно нести служение, на которое его поставил промысел Божий через священноначалие Русской Православной Церкви. «Мы видим, как община Покровского храма под Вашим руководством развивается и укрепляется, сказал архипастырь. Хотел бы пожелать, чтобы так было и впредь, и чтобы с Божией помощью мы смогли провести намеченные работы по восстановлению и благоукрашению этого храма, а также прилегающих к нему участка и строений». Протоиерей Иоанн Миролюбов сердечно поблагодарил владыку за теплые слова. «Мы несем непростое послушание в этом храме. Очень важное дело хранить в Русской Церкви предание, которое является нашей общей сокровищницей», в частности, отметил он. В архипастырском слове к собравшимся в храме митрополит Иларион сказал: «Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Покрова Пресвятой Богородицы престольным праздником этого святого храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы связан с событием, которое произошло во время осады Константинополя в 910 году. Жители города усиленно молились Пресвятой Богородице об избавлении от врага. И вот за богослужением святой Андрей Христа ради юродивый сподобился чудесного видения: он увидел Пресвятую Богородицу, Которая сняла со Своей головы покров и распростерла над всеми молящимися и над всем городом.

http://patriarchia.ru/db/text/4639853.ht...

Подвиг юродства И. принял в Ростове, где жил при Успенском соборе, там И. «учини себе жилище и постави келию». Согласно Житию прп. Иринарха Ростовского, И. предсказал прп. Иринарху его учительство «по всей вселенней», посоветовал носить вериги, а свой уход в Москву объяснил так: «Аз же иду к Москве ко государю земли прошати, что у меня на Москве будут видимых бесей, что в них едва уставятся хмелевыя тычи, и тех Святая Троица силою Своею изженет» ( Кузнецов. 1910. С. 481). Позднее эти слова И. интерпретировали как предсказание событий Смутного времени . Прп. Иринарх преставился в 1616 г. в возрасте 69 лет, маловероятно, что его встреча с И. произошла ранее 70-80-х гг. XVI в. Согласно уникальному свидетельству Жития ростовского блж. Иоанна Власатого, Милостивого (по списку Милютинских Четьих-Миней), И. жил в Ростове в одно время с блж. Иоанном Власатым († 3 сент. 1580 (?)): «Бе в Ростове человек праведен и именем Иоанн, зовомый Болшой Колпак, млад, и той многа знамения и чюдеса творя, и прорицая многим и архиепископу Евфимию, и збысться, и отъиде в царствующий град Москву, и чудодействуя много, и почи о Господе у Покрова Пресвятыя Богородицы на Рву» (ГИМ. Син. 808. Л. 1448, 1646-1654 гг.). Архиеп. Евфимий занимал Ростовскую кафедру в 1583-1585 гг. Следов., И. в 1-й пол. 80-х гг. XVI в. жил в Ростове и был тогда молод. В службе И. и в 1-й редакции его Жития говорится, что блаженный провел в Ростове «многая лета», а в Москве «собеседник быв святому и блаженному Василию, Христа ради юродивому» ( Кузнецов. 1910. С. 477-478). Однако св. Василий Блаженный преставился ок. 1557 г. и вряд ли мог быть «собеседником» И. Вероятнее всего, И. оставил Ростов не ранее сер. 80-х гг. XVI в., поскольку в Москву, согласно Житию, он пришел «на свое преставление», незадолго до кончины. В перемышльском Лютиковом мон-ре сохранилось предание о том, что И. предупредил жителей Калуги о пожаре криком: «Железные двери, железные затворы!» Возможно, это сказание навеяно историей тушения пожара в Новгороде св. Василием Блаженным ( Кузнецов. 1910. С. 467).

http://pravenc.ru/text/469402.html

Разумеется, можно всегда говорить об исключительных духовных дарованиях наших святых — преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, не сходящих с камня, чтобы не утратить благодать. Можно вспомнить о блаженном Василии, Христа ради юродивом, который нагой и босой среди зимы ходил по Москве и повторял: «Люта зима, но сладок рай». Но посмотрите на святителя Митрофана Воронежского. В своем «Духовном завещании» он пишет предельно просто: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность — богат будешь; воздержно пей, мало ешь — здрав будешь; твори благо, бегай злого — спасен будешь». На самом деле эти примеры чудесно иллюстрируют главную добродетель нашей христианской жизни — рассудительность. В ней есть две стороны, по видимости противоречащие друг другу, — желание любой ценой пробиться ко Господу и «разумные» общие пути, которым должны следовать все, например, несущие своего друга — ведь они должны были вначале постараться пройти через дверь. «Мы должны делать то, что от нас зависит, предоставляя остальное воле Божией» — таков принцип христианского подвига, ибо «Дух дышит, где хочет». Наши пути — не Его пути. Дары Духа Святого свидетельствуют, что Он всегда рядом с нами и дает возможность самому смиренному христианину действовать согласно этим дарам. Эта «осторожность» — прежде всего достояние Церкви. Не перестанем удивляться, как возрастают в святости самые обычные люди в течение истории перед лицом тех, кого Церковь канонизирует одного за другим — разумных и неразумных с точки зрения мира. Мы знаем, через какие искушения смирение проведет тех, кому были даны видения. Посмотрите на святых, которые просили Господа избавить их от дара прозорливости. Святой Иоанн Предтеча «не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем (о Христе), было истинно» (Ин. 10, 41). Осмотрительность заставляет нас с благоговением и трепетом относиться к Богу, в том числе в обычных земных делах, где действует Его Промысл. Тем более будем внимательными к Духу Святому, чтобы не угашать Его. Посмотрите, как народ Божий — хранитель благочестия — узнает исключительное призвание своих святых, и не обязательно только после смерти этих избранников и даже если они не совершают очевидных чудес.

http://moral.ru/dom08_2014/

Родной дом! Для Вани он был прообразом Царства Небесного, временем первых порывов детской души ко Господу и к молитве. По крупице собирал пытливый детский ум нектар в этом Царстве, где великое слово «любовь» приоткрывалось малышу и поначалу означало одно: маму, Елизавету Илларионовну Крестьянкину 4 . Жизнью своей мама отвечала на все вопросы Вани о Боге. Бог есть Любовь . Ее же приносили с собой блаженные, юродивые и нищие, любившие дом вдовицы Елизаветы Крестьянкиной. С их приходом в доме, где крайняя скудость уживалась с изобилием тепла и радушия, словно бы оживало Евангелие – ведь к ним жаловали посланцы Господни. Этих гостей принимали с особым радушием. Ваня раскрывал свое сердечко для их любви и дарил им все самое ценное, что было дорого ему. В них он начинал любить людей. Свет живой веры, входящий с Божиими людьми, освещал их убогий дом и детское сердечко, в котором таинственно зарождалась жизнь в Боге. Свое раннее детство отец Иоанн вспоминал и благословлял особенно. Оно дало ему и первые уроки послушания, и понятие о грехе, когда детские укоры совести за содеянное надолго лишали его радостей, а укоризненный взгляд мамочки вызывал обильные слезы раскаяния. И как следствие его духовной чуткости, появилось в нем умение видеть и слушать, умение не огорчить. Чуткость же породила в сердце мальчика и благоговение, которое в нем, уже повзрослевшем, разлилось на все сущее и стало, как и любовь, сутью его натуры. С любовью и благоговейной памятью он относил все доброе, приобретенное долгой подвижнической жизнью, тем, кто духовно родил его в Божий мир: маме, блаженным Христа ради, духовным отцам, служителям Божиим. Ибо все это было посеяно в то далекое благодатное время, когда он буквально жил в Царстве Небесном. В семь лет для Вани кончилась безмятежная пора детства. Наступал 1917 год, судьбоносный для нашего Отечества. Надвигались невиданные потрясения и бедствия. Богу и Церкви воинствующим безбожием была объявлена война. И верующая Россия, чтобы сохранить для потомков Православие, приняла подвиг мученичества. Время это стало памятником исповеднической эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

- святой старец Серафим Вырицкий. Икона «Три Серафима» -трёх великих светильников Русской Церкви - Николай Александрович Мотовилов известен ныне всему православному народу как " Служка Божией Матери и преп. Серафима " - Блаженная Параскева Дивеевская, более известная как Паша Саровская. Ведущая мероприятия Ирина Игоревна Веселкина. 18.00 Показ фильма «Отец Иоанн Миронов. Любовь не может забыть». 23 декабря, суббота 12.00. Показ фильма «Матушка игумения Арсения (Себрякова). Усть-Медведицкая обитель». 13.00. Ц икл лекц ий « Здоровье православному человеку». Головач Евгений Анатольевич, фитотерапевт. Тема: «Профилактика и лечение простудных и вирусных заболеваний, как укрепить иммунитет методами фитотерапии». 15.00 Издательство «Царское Дело». Встреча «Г лавные книги уходящего 2023 года». Ведущий Сергей Игорев ич Астахов: - «Царицы Золотого века», 2023. Автор Душенова Е.И. - «Митрополит Иоанн (Снычев). Плач сердца. Дневниковые записи архипастыря». Публикуемый дневник охватывает период с 1961 по 1987, является важнейшим свидетельством жизни Русской Православной Церкви в это непростое время. 16.30. Показ фильма о Соловецком монастыре «Святой Архипелаг» Реж. С. Дебижев. 24 декабря, воскресенье 12.00. Показ фильма «Ангел над Оптиной». 13.00. Ц икл лекц ий « Здоровье православному человеку». Головач Евгений Анатольевич, фитотерапевт. Тема: «Суставные заболевания, лечение, профилактика лекарственными растениями». 15.00. Показ фильма «Схиархимандрит Илий». 16.00. Обзор книг Юрия Воробьевского в Санкт-Петербурге. На выставке открыто представ ительство с изданиями. 16.30. Показ фильма «Валаам. Голоса русского православия». 25 декабря, понедельн ик. День православного к инотеатра 12.00. Показ фильма «Юродивые Христа ради ». 15.00. Показ фильма «Горненский монастырь». 17.00. Показ фильма « Архидиакон Роман Тамберг и священник Алексей Грачев» - памяти исполнителей старинных кантов и былин. 26 декабря, вторн ик. День православного к инотеатра 12.00. Показ фильма «Б лаженный инок Владимир (Алексеев) – подв ижник благочестия. Летопись жизни , чудеса по молитвам, небесное заступничество».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/19/v_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010