Иоанн осознал себя " игуменом всея Руси " . И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины... Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа - как народа-богоносца, русской государственности - как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания - как осознания богослужебного долга, русского " воцерковленного " мироощущения - как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения... Повелением царским был составлен и введен в действие новый Судебник. С целью всероссийского прославления многочисленных местночтимых святых и упорядочения жизни Церкви Иоанн созвал подряд несколько церковных соборов, к которым самолично составил список вопросов, требовавших соборного решения». Добавим к тому, что во времена Иоанна Грозного и при его личном участии построено множество церквей и монастырей, немало их сохранилось до наших дней. Также интереснейший результат даёт анализ годичного круга церковного календаря, на который обычно мало обращают внимания даже учёные клирики. За 54 года жизни Иоанна Грозного отошло ко Господу из в последствии прославленных в лике святых примерно 60 христиан. Среди них 50 - это святители, преподобные (их больше всего), праведные, Христа ради юродивые, блаженные, всего около 50. Мучеников всего около десятка, они замучены шведами, татарами, и один из них - разбойниками. Единственный священномученик, в смерти которого можно как-то обвинять Царя, это Корнилий Псково-Печерский, казненный за изменническую переписку с агрессивными соседями. Если бы Государь Иоанн Грозный действительно был «terrible» («ужасный»), то наши святцы за XVI век были бы переполнены священномучениками. А всего за годы правления Грозного Царя по его синодикам казнены примерно 4 тысячи изменников, заговорщиков, воров, грабителей и убийц, лжесвидетелей, жуликов и прочих лихих людей, не желавших жить по-христиански.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/01/io...

Когда я стала более внимательно присматриваться к подобным деталям, я обнаружила проявление этого и в других вещах. Вот несколько месяцев назад, посещая Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге, обнаружила следующую интересную деталь. В усыпальнице Св. прав. Иоанна Кронштадтского под стеклом обратила внимание на стенд, рядом с которым два бронзовых бюста, святого Царя-Мученика Николая и святой Царицы-Мученицы Александры. Я обратила внимание на надписи, которые меня немало удивили: «Императрица Александра Федоровна» и «Император Николай Второй». Заметьте: не Святая Царица Александра, а просто Императрица Александра. А на стенде фотографии Св. прав. Иоанна Кронштадтского и Св. Царя-Мученика Николая, и под ними надписи: «Св. прав. Иоанн Кронштадтский» и «Государь Император Николай Второй». То есть Иоанн Кронштадтский - святой, а Государь Император? И это не единичный случай... И это воспринимается уже на уровне подсознания. В этом и подобных случаях образ святых низводится до уровня простых смертных. Далее. Мероприятия, посвященные Св. Царской Семье, практически на 100% посвящены теме их любви друг к другу. Супружеской верности, личной переписке и тому подобному. В связи с этим очень хочется сказать, что никакая любовь к человеку не подвигнет на высший духовный подвиг! Только любовь к Богу может подвигнуть человека на духовный подвиг. Тем более Христоподражательный подвиг, совершенный св. Государем и всей Семьёй. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10: 37). Вспомним Св. Ксению Петербургскую, которая была юродивая Христа ради , а не мужа ради. Почему же не освящается любовь Царской Семьи к Богу? Супружеская верность, семейная любовь - это, конечно, добродетель, но это еще не святость. Даже многие атеисты обладают этими качествами, но к святости это отношения не имеет. Мы забыли о том, что Там, на Небе, где Они уже как сто лет пребывают, «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии» (Мф. 22: 30). Ведь мы же все отмечаем день своего небесного покровителя, который был земным человеком, но возлюбил Бога больше всего земного, прошёл свой земной путь, угодив Господу, и теперь стал нашим небесным покровителем. Ведь мы не восхваляем его любовь к жене и детям, не замечая его самой главной любви - к Богу! Если это так, то это - слепота духовная и нежелание поднять свои глаза на Небо.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/04/de...

Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых здесь поименованы следующия: сентября 5 – Глеб князь; сентября 9 – «в той же день преподобный Арсеней старец преиде и начат жити на Коневском острове в Новгородской области на Ладожеком озере в Кореле»; сентября 16 – Киприан митрополит; сентября 28 – «Вечеслав, князь Черниговский(?), блаженный мученик»; сентября 29 – «Варлаам(?), архимандрит Богоявленский»; октября 14 – Константин философ, «учитель словенску языку и болгарску»; тропарь и кондак ему помещены под 14 февраля; октября 15 – «преставление иже во святых отца нашего Дионисия митрополита(?) всея Руси новаго чудотворца. Преставление память иже во святых отца Еуфимиа архиепископа Великаго Новагорода новаго чудотворца»; ноября 5 – Евфимий, архиепископ Новгородский; ноября 14 «преставление святого князя Александра Ярославича в скиме Новгородского новаго чудотворца в лето 6750 (1242) при архиепископе Спиридоне»; ноября23 – «преставление святого благовернаго князя Александра Ярославича Невского. Преставися во мнишестве в лето 6771 (1263)»; под 21 декабря замечено о митрополите Петре: в той же день преставися всесвященный архиепископ Богоспасенаго града Киева и всеа Русии Петр митрополит в 3 час нощи в лето 6834 пасы церковь Божию лет 18 и 6 месяц и создана церковь во имя Пресвятыа Богородица честнаго Ея Успениа и заложи себе гроб в церкви своима рукама и положено бысть тело святого в церкви соборной Пресвятыа Богородица каменной в Богоспасаеме град(е) славнии нарецаеме Москве при благоверном и христолюбивом цари великого княз(я) Ивана Даниловича и подают исцелениа честныа его мощи притекающим с верою к раце его. Списа же … смиренный митрополит Киприан тои же митрополит»; января 9 – Павел Обнорский; января 17 – Антоний Римлянин; января 19 – Феодор юродивый Христа ради Новгородский, новый чудотворец; января 24 – Иоанн «новый, иже бысть усечен во граде в Казани»; января 30 – Никита Новгородский; мая 27 – Киприан, Фотий и Иона, митрополиты, новые чудотворцы; июня 15 – Симеон архиепископ Новгородский; июля 9 – «страдание священномученика Кирилла епископа Ростовского, новаго чудотворца»; июля 27 – «успение Микулы Кочанова», юродиваго Христа ради Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со временем к деревянной Борисоглебской ц., близ к-рой погребли М., был пристроен придел во имя прп. Максима Исповедника, небесного покровителя М. Храм перестраивался. В 1568 г. он был каменным, с главным престолом во имя прп. Максима Исповедника и с приделом во имя св. князей Бориса и Глеба. Возможно, каменное здание было сооружено в нач. XVI в. по заказу живших на Варварке рядом с церковью купцов-сурожан Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, которые в 1514 г. оплатили постройку соседней ц. во имя вмц. Варвары (Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1982. С. 438-439). Во время строительства Максимовского храма на месте Борисоглебской ц. были обретены мощи М., после чего М. канонизировали на Соборе 1547 г. Соборное определение изложено в Повести: «Создаша церковь над гробом его (М.- Авт.) во имя преподобнаго отца нашего Максима Исповедника, каменную, и в созидании церкви обретены быша честныя его и многоцелебныи мощи целы и нетленны... И повелением самодержца и благословением всего Освященного Собора составиша стихеры и канон молебне, и праздновати учиниша, и предаша всей российстей Церкви» (РГБ. Рум. 364. Л. 328 об.). В Повести неверно сказано об общецерковном прославлении М., поскольку Собор в 1547 г. установил местное почитание святого: «...пети и праздновати на Москве августа в 13 день новому чудотворцу Максиму, Христа ради уродивому» (ААЭ. Т. 1. 213. С. 203). (В агиографической лит-ре обретение мощей М. обычно относят к 1547 г. (или позже), что неверно, т. к. Собор, канонизировавший М., состоялся в февр. 1547). В новом храме мощи святого лежали «под каменною гробницею, а не на яве» (РГБ. Рум. 364. Л. 632 об.). О почитании М. царем Иоанном IV Васильевичем (Грозным) свидетельствует тот факт, что царь подарил икону блаженного в Успенский Старицкий мон-рь (Описные книги Старицкого Успенского монастыря. Старица, 1912. С. 11). Однако в 1602 г., при царе Борисе Феодоровиче Годунове , имя этого юродивого, как и других, было вычеркнуто из московского Служебника ( Кузнецов И. И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы: Ист.-агиогр. исслед. М., 1910. С. 388-389).

http://pravenc.ru/text/2561588.html

49 Там же. 50 здесь: в сущности. 51 Слово 5-е, гл. 6. 52 Беседа 7, гл. 7. 53 Collatio VII, caput XIII. 54 См. Слово о смерти. 55 Не лишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые отцы. 56 Беседа XVI, гл. 8. 57 Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28:3; Лк. 24:4; Ин. 20:12; Деян. 1:10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 58 В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе IV беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, прп. Кассиан, прп. Макарий Египетский приписывали ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн. 2, гл. 3), толкуя сие их мнение, говорит, что они называли их телесными по отношению только к Богу, что прочие учители Церкви, как то: Игнатий, Василий Великий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст полагали их «бестелесными и существами простыми». Мы сочли нужным дополнить это примечание нижеследующим: святой Иоанн Дамаскин, как в третией главе 2-й книги, так и во всем Изложении Православной веры, не сделал ни одной ссылки ни на сочинения святого Макария Великого, ни на сочинения преподобного Кассиана Римлянина, а ссылается он наиболее на святого Григория Богослова, потом на святых: Дионисия Ареопагита, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского и других. Отнюдь не в виде толкования, а как прямое предание Православной Церкви, излагает Дамаскин учение о ангелах в упомянутых книге и главе. «Бестелесным и невещественным, — говорит он, — называется ангел по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

Владыка Иоанн не признавал эффективность “внешних” классификационных схем, когда речь идет о святости. Поэтому предложенное им деление западных святых неразделенной Церкви на мучеников, преподобных и святителей, осознавалось им не более чем условное. В самом деле, среди первых западных мучеников он в названном докладе выделил прежде всего святителя Пофина, епископа Лионского (†177), а также святителя Сатурнина, епископа Тулузского (сер. III в.), а к преподобным подвижникам был весьма близок святитель Герман Парижский (†576). Это вполне объяснимо: духовный статус епископов в древней Церкви был настолько высок, что ими нередко избирались выдающиеся подвижники, и многие из тех и других доказывали свою верность Христу мученической смертью. Но среди “западно-восточных параллелей”, которые предложил в своем докладе владыка Иоанн с целью приближения западных святых к сознанию живших на Западе православных, нельзя не выделить его замечания относительно того, что бабка святого Клодульда (Клода) (†560) святая Клотильда, королева Франции (†545), воспитавшая своего внука в христианской вере и обратившая в нее и своего супруга, знаменитого франкского короля-воителя Хлодвига, “для Франции имеет то же значение, что для Руси святая Ольга и для Чехии святая Людмила, для Римской империи святая Елена” 9 . Иными словами, владыка Иоанн выделяет целую группу западных равноапостольных жен царского достоинства, подвиг которых находит точные параллели в Восточной Церкви; достаточно сопоставить влияние святой Клотильды на святого Клода и святой Ольги на святого Владимира. Уточнение состава равноапостольных угодников Божиих отчасти проблематично потому, что основное содержание их подвига — миссионерская деятельность — свойственна в значительной мере всем святым, которые старались подражать Апостолам в ревности о Господе. Именно поэтому в наших богослужебных книгах этот чин святых не выделяется среди других (таких, как апостолы, святители, преподобные и Христа ради юродивые, священномученики, преподобномученики, исповедники, безмездники), которым полагаются соответствующие службы.

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

В Сказании о написанной И. Казанской иконе Божией Матери из Воскресенской ц. в Суздале («Месяца ноемвриа в 23 день воспоминание сретения образа Пресвятыя Богородицы Казанския, списанное с истории, сущия в церкви Воскресения Христова, что за рядами во граде Суждале»), включенном в соч. А. Фёдорова «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале» (сер. XVIII в.), рассказывается, что И. «...в обители святаго Николая Чудотворца, яже на Шархме (так! - А. Р.) реце… житие проходя затворническое, пребывая присно в келлии своей, никамо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше... непрестанно же в вечер, утро и полудень на молитве пребываше... Бе же сей… изряден художник иконнаго писания… Иконы же, яже написоваше, не за цену продаяше, но туне, без всякия мзды святым Божиим церквам и многим обителем… на благолепие отдаяше» ( Федоров. 1855. С. 191; Сказание известно также в отдельном списке нач. XVIII в. в собрании НБ МГУ). Поскольку святой не брал денег за написанные им образы, Господь наделял иконы благодатью чудотворения. Чудотворным почитался написанный И. образ Пресв. Богородицы, хранившийся в Шуе (свящ. Н. Миловский считал, что это была Кипрская икона из Спасской ц., к-рая была построена над братской могилой жителей Шуи, убитых в 1619 при нападении на город поляков и «воровских людей»). Некий иерей Иоанн из с. Воскресенского (первоначально в Суздальском, с кон. XVIII в. в Ковровском у.), много слышавший о Шуйской чудотворной иконе, с корыстным помыслом пришел к И. просить о создании для его церкви образа: «Многи будут богомолия ради и к нашей церкви приходити и молебная пения совершати, и сим образом имамы стяжати и мы себе приобретение богатства» (Там же. С. 193). Однако И., обладавший даром прозорливости, отказался писать икону, но предсказал, что вскоре близ церкви в Воскресенском будет обретено «сокровище великое» (впосл. рядом с храмом были обретены мощи блж. Киприана Суздальского, Христа ради юродивого († 1622)). По повелению явившейся И. Пресв. Богородицы преподобный написал Ее Казанскую икону, к-рую послал из Шартомского мон-ря в Воскресенскую ц. в Суздале (в описании Воскресенской ц. Фёдоров сообщает, что И. сам принес образ в Суздаль - Там же. С. 189). 23 нояб. 1625 г. жители Суздаля торжественно встречали написанный И. образ. В память об этом событии был учрежден местный праздник сретения Казанской иконы, от к-рой происходило множество чудес. По повелению патриарха Филарета Суздальский архиеп. св. Арсений Элассонский провел «испытание чудес», после чего их описание было послано в Москву.

http://pravenc.ru/text/468877.html

Например, кто, не рискуя своей жизнью, мог говорить Грозному неприятную для него правду? Много ли находилось таких смельчаков, а вследствии этого голос правды часто ли достигал до ушей царя? А блаженный, прикрываясь своим юродством, безбоязненно и резко высказывал Грозному горькую правду. – Посещая неприличные места, напр. полные пьяным людом корчемницы, блаженный всегда мог подвергнуться оскорблениям, но тем не мение он посещал их опять – таки ради блага ближних: входя здесь в общение с людьми, нравственно погибавшими, блаженный своими увещаниями часто исправлял их и наставлял на путь истинный. Зная, что люди обращают внимание на внешнее и чем оно страннее, тем больше привлекает к себе внимание, блаженный, желая преподать народу наставлене, совершал какой-нибудь странный поступок, приводивший всех в недоумение и когда от него спрашивали обяснения, блаженный раскрывал внйтренний глубокий смысл этого поступка. Конечно, через это наставление блаженного сильнее запечатывалось в памяти и живее там сохранялось. Даже, проявляя в резкой, как бы чересчур наглядной, форме, напр., – совершенной наготе – свое презрение к заботам о теле блаженный тут руководился желанием добра для людей. Видя в своих современниках черезмерное тяготение к земному, св. Василий хотел обратить их взоры к небесному и, зная, что тут всего сильнее действует живой пример, всю свою жизнь и деятельность располагал так, чтобы самым наглядным образом доказать, что для всякого, кто только захочет, всегда возможно, не увлекаясь ничем земным, «пользоваться миром; как бы не пользуясь» (1Кор.7:31), находясь в мире, быть превыше его. – На пользу ближних старался св. Василий употреблять и данный ему от Бога пророческий дар предведения будущего. Так, в 1547 г. при царе Иоанне Васильевиче Грозном, июня 20, блаженный Василий пришел в Воздвиженский монастырь (ныне церковь Воздвижения на Воздвиженке) в Москве и стал здесь горько плакать. Такое необычайное поведение блаженного предупреждало Москвичей, что им грозит какая-то беда, и следующий день столица поняла, о чем так сильно плакал блаженный: 21-го июня зогорелась в вышеупомянутом Воздвиженском монастыре деревянная церковь ; огонь, усиливаемый бурей, распространился на соседние здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого. Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом. Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий. В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81 . Казанский собор (Близ Кремля на Никольской улице) Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора. В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Добрый день. Прошу помочь в опознании времени написания иконы и школы написания иконы. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2023-12-15 09:36:30 Владелец: Stesha555 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте! Хотелось бы определить ,когда примерно была написана икона, может быть удасться понять какая это иконописная школа, чьи лики изображены вокруг образа Пресвятой Богородицы и младенца Христа. Ответов: 1. Последний ответ: Здравствуйте! Вы поставили перед собой замечательные вопросы. Желаем вам творческого подхода и внимательного изучения для определения периода написания таких икон, понимания " иконописных школ " , и историю написания данного образа! Начните с этого сай [...] Добавлено на опознание: 2023-12-13 09:50:23 Владелец: Annyshka1988 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов нет. Добавлено на опознание: 2023-11-13 16:23:36 Владелец: Oleca Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Здравствуйте, нашли икону. Надписей на ней нет. Очень бы хотелось понять кто на ней изображен. Спасибо. Ответов: 1. Последний ответ: Святые блаженный Василий Московский и блаженный Иоанн Московский, Христа ради юродивый. страницы жития этих святых: http://pravicon.com/icon-1392 http://pravicon.com/icon-1957 Добавлено на опознание: 2023-11-11 15:41:19 Владелец: Sherio Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Нашёл сегодня на антресолях, выглядит старинной) [Добавлено 2023-11-11 15:51:45]: Интересно когда такая могла быть написана? Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Деисус " , включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматерь и Иоанна Крестителя. Скорописная икона нач. 20 века. http://pravicon.com/icon-398 Добавлено на опознание: 2023-11-05 16:33:58 Владелец: funkyset Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона на дереве. Подскажите пожалуйста описание и название Ответов нет.

http://pravicon.com/unknown

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010