Как мироносицы шли ко гробу в предрассветных сумерках – так теперь мы идем к дверям храмов Они шли ко гробу с безрассудной верой, не основанной на возможности 12 мая, 2019 Они шли ко гробу с безрассудной верой, не основанной на возможности «В храме Жен-Мироносиц, вернее, в развалинах храма, снова служба идет, и молитва уносится прямо в оголенное небо…» Проповедь отца Павла Адельгейма на престольный праздник храма свв. Жен-Мироносиц. Христос Воскресе! Сегодня Церковь чтит память учениц Христовых, которых называют Женами-Мироносицами. Они позаботились о погребении Тела Господа, снятого с креста. У каждого человека есть имя, с которым он связан. Человек не только отзывается на имя. Над ним совершается таинство крещения. В таинстве крещения человек обретает имя, и оно мистически неотделимо от него. Также каждый храм, подобно человеку, носит имя. Имя связано с храмом практически и мистически. Храм не только называется именем. Храм освящается «во имя». Главная святыня храма – Престол. Престол освящается во имя Святой Троицы, Богоматери, во имена святых. Наш храм освящен во имя святых Жен-Мироносиц, учениц Христовых. Он был освящен в 1532 году на кладбище, где погребали городской люд и назвали его: «На скудельнице», ибо здесь хоронили бедняков. Четыреста лет в храме изо дня в день совершалась божественная Евхаристия, совершались крещения, отпевания, венчания – христианские таинства. В 1936 году храм был закрыт. Храм стоял без окон и дверей, с разрушенной крышей, наполненный мусором. В нем размещались мастерские, склады, подсобные помещения. Пророк Даниил называет это «мерзостью запустения на святом месте» (см. Мф. 24, 15 и Дан. 9, 27). Собирались снести храм и кладбище, проложить широкую асфальтовую дорогу к радиозаводу. Бог судил иначе. В 1989 году храм передали верующим и началось его возрождение. К тому времени храм был в тяжелом состоянии, а от дома причта оставался только фундамент. На одном из первых богослужений в сыром, неоштукатуренном храме с нами вместе молилась Лена Пудовкина, петербургская поэтесса, она оставила о нашем храме замечательные стихи:

http://pravmir.ru/kak-mironositsy-shli-k...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Православная икона Икона есть наглядное свидетельство вечности, которое не может идти от человека, по существу чуждого духовности. Кто же эти свидетели? Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божьей Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в " научение иконного воображения " к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он " учася мастером своим помогаше " . По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своём деле, что, по благодати Божией, как читаем в Житии, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждающихся в иконах храмов и для всех людей, ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днём с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всём том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них - икона Божией Матери - была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами. Трогательно поучителен для нас случай, происшедший перед самой кончиной преподобного. Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Её Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришёл к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу.

http://pravicon.com/text-21

Клин. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . По идентичным проектам построены: Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь иконы Богоматери " Всех скорбящих радость " построена на городском кладбище между 1847 и 1860 гг., освящена в 1861 г. В 1879 г. была пристроена паперть по проекту архитектора Н.П. Делекторского. Здание церкви, завершенное восьмериком с невысоким шатром с главкой, выстроено в стиле эклектики. С запада примыкают трапезная и шатровая колокольня. Иконостас относится к рубежу XIX-XXbb. При храме действовала богадельня, содержавшаяся на частные пожертвования. Церковь Иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " построена в 1847-1860 годы по проекту, присланному из Петербурга, как кладбищенская церковь. Освящение новой кладбищенской церкви состоялось в 1861 году. Она была приписана к Троицкому собору г.Клина. Здание в стиле эклектики совмещает в себе черты классицизма и русского национального стиля. В плане оно представляет собой латинский крест, со сводчатыми перекрытиями. Односветный четверик храма увенчан восьмигранным барабаном с большими окнами, украшенным кокошниками под шатром. Изнутри барабан круглый. Шатер завершается одной маленькой главкой. Колокольня шатровая, два легких восьмерика которой поставлены на западном окончании трапезной. Проемы звона - высокие и широкие, разделенные парными колонками. Основные украшения церкви сосредоточены на барабане и шатре колокольни. Окна обрамлены наличниками с «разорванными» фронтонами в стиле московского барокко. В послереволюционные годы Скорбященская церковь стала приходом. Одно время Православие на всей территории современного Клинского района сосредотачивалось только в этом небольшом кладбищенском храме. Церковь никогда не закрывалась. После закрытия привокзальной часовни верующие спасли из неё чтимый образ Божией Матери, называемый Клинским. Из закрытого тюремного храма Тихона Задонского был перенесён храмовый образ этого святителя. В Скорбященской церкви соорудили маленький алтарь в честь святителя Тихона Задонского, который был освящён в 1947 году. И из других закрытых храмов верующие приносили спасённые иконы в ставшую соборной кладбищенскую церковь. После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда появилась возможность открытия новых храмов, группы прихожан Скорбященской церкви стали организовываться в новые приходские общины, открывать и восстанавливать разорённые церкви. Вокруг этих людей вырастали новые общины. Рядом с храмом находится большой мемориал, посвященный героям Великой Отечественной войны, павшим в боях в Клинском районе.

http://sobory.ru/article/?object=01147

Когда посреди храмового великолепия вдруг настигает одиночество Почему не надо этого бояться 17 июня, 2017 Почему не надо этого бояться Одиночество в Церкви – разве такое возможно? Когда-то я искренне писал, что церковные люди тем и отличаются от прочих, что для них одиночества не существует. Но почему, почему посреди праздника жизни бывает так невыносимо холодно, страшно и одиноко? Свобода выбора стала для человека тяжким испытанием У митрополита Антония Сурожского есть такая мысль: «У Церкви есть аспект славный и аспект трагический. Убогий аспект Церкви – это каждый из нас… Мы уже в Церкви и мы еще на пути к ней». Победившую ад и смерть Церковь, уходящую в небеса и райские дали, где сонмы ангелов непрестанно славят Бога и трепещут в лучах Его славы, где самый малый цветок больше всех земных радостей, Господь основал на земле: на нас, простых, сомневающихся слабых, ропщущих и порой переменчивых людях. И это великая тайна Божией любви, соблазн миру и гимн величию человека. Всесильный Господь, Возлюбивший нас до смерти, Умерший за нас и Воскресший, дал нам свободу НЕ принимать этой Страшной Великой Жертвы. «Я люблю тебя больше своей жизни и больше небес, но ты волен принимать мою любовь или отказаться, потому что я люблю тебя!». Свобода выбора сделала нас богами, и стала для человека тяжким испытанием. Потому что дорога к Богу и другим людям проложена через плотяное переменчивое сердце, где «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло изнутри исходит и оскверняет человека» (Мк.7: 14-23). И оказалось, что нет большей сложности для переменчивого самолюбивого сердца, чем принять другого человека таким, какой он есть. Отсутствие уважения — страшный диагноз Как сказала мне старейшая прихожанка нашего храма, баба Нина: «Раньше люди были живые, настоящие, а сейчас сами не знают, чего хотят!» Дерзкие все стали. Тетушка, которую я второй раз в жизни в нашем храме вижу, объясняет мне, как правильно ставить свечи и где можно и нельзя стоять во время службы. Люди, именующие себя борцами за истину и чистоту православия, большинство из которых ничего вразумительного не написали и понятия не имеют, о чем говорит профессор Осипов, травят его в интернете и на общественных площадках.

http://pravmir.ru/kogda-posredi-hramovog...

Красногорск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храмовый комплекс в Павшине состоит из двух церквей и отдельно стоящей колокольни. Церковь Николая Чудотворца построена в стиле ампир в 1817-1821гг. Основной объем завершен купольной ротондой с люкарнами, увенчанной небольшой главкой на барабане. Трапезная реконструировалась в 1881г. Церковь была закрыта в 1930-х гг., здание значительно пострадало, колокольня была разобрана. Церковный комплекс в микрорайоне Павшино - один из немногих в Московской области, объединивших в одном месте сразу два храма - Святителя Николая Чудотворца и Боголюбской иконы Божией Матери. Они были построены в разные годы, отличаются друг от друга архитектурными стилями и имеют разную степень сохранности, но при этом представляют единый храмовый комплекс. Первое упоминание о деревянной Никольской церкви в селе Павшино встречается в летописях 1623 года, точный год её основания не известен. К концу XVIII века она сильно обветшала и её поновили, и лишь в 1823 году был освящён вместительный каменный храм с 32-метровой колокольней в стиле позднего классицизма, имеющий придел Пророка Божия Илии. Храм строили по типовому образцовому проекту 7 лет. В связи в возросшим числом верующих, особенно в воскресные и праздничные дни, трапезную решено было перестроить, что и было сделано в 1881 году. Новоосвящённая церковь стала самой представительной в церковном округе, в который входили такие известные окрестные сёла, как Хорошёво, Братцево, Спас-Тушино, Троицкое-Лыково, Покровское-Стрешнево, Ховрино. Лишь в 1930-е годы Никольская церковь была закрыта. По инициативе районной организации общества ОСОАВИАХИМ было предложено использовать её колокольню в качестве парашютной вышки. Однако парашютная вышка действовала недолго. Высокую колокольню взорвали в 1941-м году, при приближении немецко-фашистских войск к Москве, чтобы она не стала ориентиром для неприятеля. В послевоенные годы в здании бывшей церкви расположился цех завода металлоизделий. В годы богоборчества был уничтожен находившийся в храме иконостас XVII века из Зачатьевского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=01722

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Митрополит Варсонофий: Санкт-Петербургу нужна " духовная закваска " сентября 2014 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в интервью «ПД» рассказал о крестном ходе по Невскому пр., религиозном образовании и отношении к противникам строительства храмов. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в интервью " ПД " рассказал о крестном ходе по Невскому пр., религиозном образовании и отношении к противникам строительства храмов. " Петербургский дневник " : Двенадцатого сентября состоится крестный ход в честь перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В прошлом году в нем приняли участие более 100 тыс. человек. На ваш взгляд, сколько верующих примут участие в этом году? Митрополит Варсонофий: Наверное, стоит напомнить, что до Октябрьской революции день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского - 12 сентября - был большим общегородским праздником. Императрица Елизавета Петровна установила проводить в этот день крестный ход по главной улице Петербурга - Невскому пр. - к Александро-Невской лавре, которую называют духовным серд­цем города. Как известно, основатель города Петр I собственноручно перенес в новопостроенную монашескую обитель мощи святого князя Александра Невского. И в этом году исполняется 290 лет с того знаменательного дня, как город на Неве стал хранителем мощей святого князя и обрел свое­го небесного покровителя. " Петербургский дневник " : В прошлом году, когда отмечалось 300-летие Александро-Невской лавры, стало очевидно, что жители Петербурга до сих пор воспринимают 12 сентября как общегородской праздник. Митрополит Варсонофий: Двенадцатого сентября 2013 г. в праздновании юбилея обители принял участие предстоятель Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Впереди праздничного крестного хода по Невскому пр., который был возобновлен после более чем 90-летнего перерыва, несли одну из главных святынь Петербурга - чудотворную Казанскую икону Божией Матери. И в этом году мы надеемся, что петербурж­цы и гости города примут участие в общегородской молитвенной процессии.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Монастырь этот основан в начале просвещения России светом Христовой веры, во времена равноапостольного князя Владимира и сына его Ярослава, о чем упоминается в истории государства российского 1 . Следовательно, это один из древнейших русских монастырей. В нем хранятся грамоты русских царей, патриарха Всероссийского Иова и архиепископа Константинопольского, Вселенского патриарха Каллиника. Вследствие политических и других обстоятельств монастырь св.Пантелеимона в длинный период своего существования подвергался разным переворотам; в минувшем же столетии пришел в такую крайнюю скудость, что едва не был закрыт; а в настоящее время он стал наряду с первыми афонскими обителями, превосходя их числом братства, доходящим до 400 человек 2 . Соборных храмов в нем два: во имя св.великомученика и целебника Пантелеимона и Покрова Пресвятой Богородицы. Прочие храмы более замечательные: в честь Успения Богоматери и во имя святителя Христова Митрофана. Всех же храмов в монастырской ограде и вне оной 33. – Храмы эти украшены хранящимися в них благодатными святынями; здесь представляются благоговейному поклоннику: части животворящего древа креста Господня; чудотворные иконы Богоматери, именуемые «Иерусалимской», «Избавительницей», также чудотворные иконы Усекновения главы Предтечи Господня, страстотерпца Христова и целителя Пантелеимона; драгоценные сокровища: многоцелебная честная глава и части святых мощей св.великомученика Пантелеимона; святые главы угодников Божиих: св.преподобномученика Стефана Нового, св.преподобномученицы Параскевы, святых преподобномучеников Афонских, пострадавших в сем веке: Евфимия, Игнатия и Акакия, и части мощей многих иных великих святых. Правила соблюдаются в монастыре, издревле установленные святыми отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но все иметь общее. Богослужения продолжительные: они начинаются в обыкновенные дни с полуночи, а на дни воскресные, двунадесятые праздники и праздники великих святых совершаются во всю ночь. Кроме того, инокам назначено келейное правило, состоящее из поясных и земных поклонов. Братиям, посвященным в великую схиму, назначено более продолжительное келейное правило. Частое исповедывание и постоянное открытие старцам сердечных помыслов стоит во главе афонской иноческой жизни; смирение считается основной ее добродетелью. Св.Христовых Таин, по древнему обычаю, вся братия причащается еженедельно по субботам или в случающийся на неделе праздник. В будни, в свободное от богослужения время, братия занимается трудами, назначаемыми применительно к силе и способностям каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

монахиня Иулиания (Соколова) 7. Православная икона Икона 62 есть наглядное свидетельство вечности, которое не может идти от человека, по существу чуждого духовности. Кто же эти свидетели? Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому не известных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов. На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево–Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше». По окончании росписи лаврских соборов он остался в обители и был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, как читаем в Жития, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетели, ибо он обучался иконописному искусству не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей. Преподобный Алипий постоянно трудился, писал иконы для игумена, для братии, для всех нуждавшихся в иконах храмов и для всех людей,  ничего не взимая за свой труд. Ночью он упражнялся в молитве, а днем с великим смирением, чистотой, терпением, постом, любовью занимался богомыслием и рукоделием. Никто никогда не видал святого праздным, но при всем том он никогда не пропускал молитвенных собраний, даже ради своих богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них – икона Божией Матери – была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами. Трогательно поучителен для нас случай, происшедший перед самой кончиной преподобного. Некто просил его написать икону Пресвятой Богородицы ко дню Ее Успения. Но преподобный вскоре заболел предсмертной болезнью. Когда в канун праздника Успения заказчик пришел к преподобному Алипию и увидел, что его просьба не выполнена, он сильно укорил его за то, что преподобный вовремя не известил его о болезни: он мог бы заказать икону другому иконописцу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Москва. Соборный Храм Христа Спасителя (старый). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал " Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык " . По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: " В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков! " . Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии М.А. Кикину и была передана Александру I через адмирала А.С. Шишкова. Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

http://sobory.ru/article/?object=44392

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010