Страстная седмица, Пасха, Радоница: как встретить и прожить — советует епископ Климент (Вечеря) В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. 7 апреля, 2015 В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. Нужно ли причащаться на Пасху, поститься на Светлой и как регламентировать своё питание на Страстной седмице — делится опытом епископ Ирпенский Климент (Вечеря). — Как Вы относитесь к тому явлению, что некоторые люди не причащаются на Пасху? Часто это бывает потому, что причащаться на Пасху не советует приходской священник. —  Не очень хорошая традиция, соблюдаемая на некоторых приходах, не причащать на Пасху уходит корнями в наше тоталитарное прошлое. Советская власть прикладывала много усилий для того, чтобы люди на Пасху не приходили в храм, не причащались и т.д.  Организовывались специальные группы, которые оцепляли церкви (открытых храмов тогда было не так много) и старались не пропустить людей в храм на праздник. Особое внимание уделялось максимальному предупреждению посещения храмов молодежью. Среди священников тоже проводилась активная разъяснительная работа касательно запрета причащать людей на Пасху. Сегодня зачастую можно услышать “благочестивые причины” отказа от причащения в Пасхальную ночь. Одна из них: поскольку после Пасхального богослужения и Причастия люди слишком бурно празднуют окончание поста и саму Пасху, ведут себя не благочестиво – то и причащаться в этот день не стоит. Если же мы углубимся в церковное предание, в глубокий смысл праздника Пасхи Христовой в частности и Божественной Литургии вообще, то поймем, что каждый церковный праздник является таковым только в контексте его Евхаристического осмысления. Потому Пасха Христова — Праздник Праздников — может быть пережита христианином, только если он отпразднует Ее, приступив к причастию Святых Христовых Таин. Участники пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, состоявшегося в феврале  этого года, обратили особое внимание священнослужителей на то, что никакими благочестивыми предлогами не может быть оправдан запрет на причащение христиан  в Святую Пасхальную ночь.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-pa...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XXI. Как аббат Кеолфрид послал в королевство пиктов строителей храмов и отправил с ними письмо о католической Пасхе и о тонзуре Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов В то время Нейтон , король пиктов, которые жили в северных областях Британии, прилежно изучал церковные писания, желая исправить ошибку, которой он и его народ до тех пор придерживались в исчислении Пасхи; после он побудил весь народ праздновать вместе с ним католический день Господня Воскресения. Чтобы сделать переход более легким и подкрепить его большим авторитетом, он обратился за помощью к англам, которые, как он знал, давно уже следуют в своих обычаях веры примеру святой Римской апостольской церкви. Поэтому он отправил посланцев к достопочтенному Кеолфриду, аббату монастыря блаженных апостолов Петра и Павла, часть которого находится в устье реки Виур, а другая часть-у реки Тина, в месте под названием Ингирвум . Кеолфрид со славой управлял этим монастырем после упомянутого уже Бенедикта . Король попросил аббата сообщить ему в письме сведения, которые помогли бы посрамить тех, кто предпочитает праздновать Пасху в неверное время, а также сведения о форме и виде тонзуры, которую должны носить клирики; он задавал вопросы, хотя и сам немало знал об этих делах. Также он просил прислать ему строителей, чтобы они выстроили в его стране каменную церковь по римскому обычаю , которую он обещал посвятить блаженному предводителю апостолов. Он также писал, что он и его народ всегда будут преданы обычаям святой Римской апостольской церкви, если только смогут узнать их, находясь в таком отдалении от римлян и их языка. Аббат Кеолфрид удовлетворил эти смиренные пожелания и просьбы, послав к королю строителей вместе с письмом , в котором написано следующее:

http://sedmitza.ru/lib/text/440916/

XLII. Поучение, сказанное на освящении обновленного храма в селе Усадах Казанского уезда 46 . О христианских храмах и христианской жизни Освящение обновленного храма сего совершено по милости Божией с торжественностью, редкою не для села только, но и для города. Пользуясь настоящим случаем, я хочу побеседовать с вами о времени появления св. храмов на земле и их украшении. Обращаясь к первым дням жизни человека на земле, мы видим, что люди собирались для молитвы в разных местах, не имея ни постоянных, ни переносных храмов, причем родоначальник совершал богослужение. Так было с Адама до Моисея. После же изведения Евреев из рабства Египетского, где они видели языческие праздники и торжества, Господь, желая предохранить их от увлечения язычеством, дал Моисею подробное указание об устройстве 1-го храма – скинии, храма переносного. Этот переносный храм – скиния завета – существовал от Моисея до царя Давида. При св. царе Давиде был устроен, по указанию Божию, храм постоянный, по своему богатству и благолепию во много раз превосходящий скинию Моисея. С развитием политического могущества и увеличением богатства, св. псалмопевец просил у Господа позволения построить для места обитания славы Его более величественный храм, чем построенный им дотоле. Но Господу угодно было устройство нового храма предоставить сыну Давида, премудрому Соломону. Соломон воздвиг храм, беспримерный в истории по своему богатству и благолепию. Этот величественный храм был разрушен Навуходоносором и самый народ Еврейский был рассеян по разным местам Вавилонского царства. По освобождении из плена иудеи построили новый храм, который по своему благолепию далеко уступал храму Соломонову, так что иудеи плена из старцев, помнившие величие храма Соломонова, горько плакали. Но пророки утешали и ободряли их тем, что в этот храм придет чаяние языков из рода Давидова. Что и исполнилось. Действительно Господь И. Христос пришел, как предсказали пророки, в этот последний храм, в нем Он молился в праздники и проповедывал Свое учение, возвещая мир и любовь, основание новой религии, которая должна была заменить собой религию ветхозаветную: да воссияет солнце вместо тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Мыльная опера во время чумы ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск МЫЛЬНАЯ ОПЕРА ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18 - 25 ноября. Собор Архистратига Михаила. - Новый обвинитель Закаева. - Фальшивая бомба. - Отрицание отрицания. - Фабрика лжи. - Мракобесие чиновничьего масштаба. - Иммунитет от пошлости. - Ордена оккультистов. - Украинские боевики. - Привычный вандализм в Косово. - Божественная миссия. В четверг, 21 ноября, православные христиане отмечали праздник - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, который известен также под названием Михайлов день. Агентство " РИА-Новости " рассказывает об истории праздника: " Согласно учению Церкви, этот праздник был установлен в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Ангельские чины разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Над всеми чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил… С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил и на Руси. Ему посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Ему посвящен и один из главнейших храмов Москвы - храм-усыпальница в Кремле " . Об этом же празднике и о мире Ангелов рассказывает и " Православная газета " . " Святые Ангелы, предстоя престолу Господа, Царя славы, исполненные благоговейного трепета и любви к Богу, воспевают Ему песнь: " Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея " ... Любовь их к Богу столь сильна, что они не умолкают в пении. По любви к Богу и ревности о славе Божией они не потерпели одного из светлых ангелов, который, возгордившись богодарованными ему совершенствами, умолк, не желая славословить Бога, и увлек за собою многих ангелов. Святой Архистратиг Михаил восстал против него и, по повелению Божию, низверг его с неба (Откр. 12, 7-19) " . Так, кроме светлого ангельского мира, возник иной мир: " Злой дух - диавол, потеряв блаженство, позавидовал человеку, соблазнил и ввел его во грех, лишив чрез то людей блаженства. Но Сын Божий, по неизглаголанной любви к нам грешным, снисшел на землю, пострадал за нас, освободил нас из темной власти диавола, открыл нам вечное на небесах блаженство, указав нам путь к нему. Вот теперь и мы, исполненные любви и благодарности к своему Творцу и Избавителю, подобно небожителям, славословим Бога: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земли славы Твоея " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor21.htm

Наместник Киево-Печерской Лавры — о паломниках, туристах и причастии в лаврских храмах Чем больше храмов, чем больше достойных пастырей и епископата, тем больше народ обращается к святости. 12 июня, 2014 Чем больше храмов, чем больше достойных пастырей и епископата, тем больше народ обращается к святости. Наместник Лавры митрополит Павел: «Господь не оставляет нас во все времена». Ваше Высокопреосвященство! Православные встретили Великий Праздник Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа. Владыко, о чём Церковь напоминает нам в эти торжественные дни? Вся наша жизнь посвящена служению Церкви и Богу. Поэтому Господь не оставляет нас во все времена. После Своего Воскресения, Он сказал ученикам, чтобы они никуда не расходились, до того времени, пока не примут Другого Утешителя — Духа Святаго, о Котором Он непрестанно предвещал Своим ученикам. Также праздник носит и другое название — день Святой Троицы, с чем это связано? Явление Бога в Троице мы видим в нескольких местах Свщ. Писания Нового Завета. Первое явление совершилось при Крещении Господнем: когда Он вошёл в реку Иордан, Дух Святой нисшел на Богочеловека и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17) . Второе явление Живоначальной Троицы произошло на Фаворской горе, где Господь преобразился, и апостолы увидели всю красоту Божественной славы. С момента Боговоплощения все обновляется, все имеет жизнь, все приводит человека к той величайшей радости, которая только чистое сердце может наполнить. Господь сказал, что только чистое и сокрушенное сердце может увидеть Господа и принять эту Божественную благодать. Да, в этот день все вокруг обновляется, цветет жизнью. Священнослужители также облачаются в зеленые одеяния, даже храмы наполняются зеленью. Но если вспомнить, то зеленый цвет, как символ обновления жизни, также преобладает в дни памяти святых, богоугодно живших в монашеском чине. Духом Святым, как мы читаем в стихирах, все живет и движется. Как весной деревья снова украшаются зеленью, проснувшись от зимней спячки, так и человеческая природа преображается, получив Духа Святаго, Который обновляет, изменяет человека и дает ему новую богоугодную жизнь. Каждый после крещения становится как первозданный человек, при этом природа тела уже не довлеет над ним, а дух, душа поднимается ближе к Богу на служение.

http://pravmir.ru/namestnik-kievo-pecher...

Поучение воспитанникам владимирской гимназии в день храмового праздника св. благоверного великого князя Александра Невского. (23 ноября 1874 года) Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… ( Гал. 5:22, 23 ). Я хочу, дети, остановить ваше нарочитое внимание на сих примечательных словах св. апостола Павла, которые церковь предлагает в назидание всем православным христианам в настоящий день, посвященный памяти св. благов. и велик. кн. Александра Невского. Апостол исчисляет те прекрасные плоды, которыми сопровождается правильное развитие человеческого духа, и по которым безошибочно можно узнать, в каком человеке и даже в каком обществе это развитие идет успешно, и в каком нет. Главная и существенная цель всех ваших учебных трудов и вашего пребывания в школе есть, как известно, правильное и стройное развитие ваших сил духовных; равно как и завершительная цель всех наших стараний и усилий насчет вас, это – указать вам надлежащий путь к вашему духовному развитию, поставить и укрепить вас на этом пути, дабы потом вы сами, когда выйдете из под нашей опеки, могли самостоятельно держаться на нем и с успехом продолжать свое движение по сему благому пути. Значит и для нас, и для вас весьма важно знать и видеть, есть ли какой успех в наших усилиях? И можно ли приметить в вас появление, или по крайней мере некоторые задатки тех прекрасных плодов, которыми характеризуется по Апостолу надлежащее духовное развитие. Прислушайтесь же к словам Апостола: плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание!... Какие, в самом деле, прекрасные и благовонные плоды! Нарисуйте в своем воображение человека любящего, кроткого, трудящегося, терпеливого, верующего, сострадательного, воздержного, непрестанно радостного и благодушного: какой светлый и привлекательный образ! И в то же время какой сильный и могучий образ! И заметьте, как все эти привлекательные и блестящие черты нравственного совершенства родственны тому именно возрасту, в котором находитесь пока вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Речь воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в день храмового праздника Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1883 г. Любезные юноши! Помолившись вместе с вами и о вас, мне желательно оставить вам на память и добрый совет относительно вашего воспитания. В воспитании самое трудное дело – направление свободы человеческой. С нею часто, особенно в наше время, не могут справиться воспитатели, при руководстве своих воспитанников; гибнут и сами воспитанники при неумении владеть ею. Очевидно, здесь главная часть задачи принадлежит самим воспитанникам; что может сделать воспитатель для блага человека, который имеет свободу не принять этого блага? И так, какие же условия находятся в ваших собственных руках для правильного развитая вашей свободы, от которого зависит все ваше будущее – на земле и в вечности?.. Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание и уважение к самой свободе вашей, как неоценен- ному дару Божию, которым на земле обладает один человек, и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно. Поэтому берегитесь быстро решаться на что бы то ни было, – в чем часто погрешает юность, – а привыкайте зрело обдумывать каждый шаг свой. Моисей, повторивши израильскому народу пред вступлением в землю обетованную Закон Божий, сказал: „жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое“ ( Втор. 30, 19 ). Избери, – значит, – подумай, осмотри пути, которые предлежат твоему избранию, и вступай на тот, который ведет к жизни, а не к смерти. Трудно и для зрелого человека в каждом частном случае с уверенностью определить, в какому исходу ведет то, или другое наше решение; тем более это трудно для молодости. Но Господь, даровавший свободу человеку при сотворении его, и восстановляющий ее после его падения, указал нам путь жизни в виде общего закона, или начала, из которого при нашем размышлении должно исходить определение каждого частного случая нашей жизни. В чем же состоит этот закон? „Чтобы ты любил – продолжает Моисей в указанном нами наставлении, – Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих“ (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

LII. Об антихристе Антихрист, по переводу с греческого, значит противник Христу; все противники Христа, значит, антихристы. Поэтому антихристов много; это – все еретики. Но их нужно отличать от антихриста последнего, который придёт перед пришествием Христовым и которому они суть только предтечи. Антихрист, который будет перед пришествием Господним, – один. Он будет человек. Антихрист придёт пред Вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю: 2Фес.2:3–5 . Но слово Божие говорит, что во все времена существования Церкви Христовой на земле будут появляться среди верующих предтечи антихриста: 1Ин.2:18:4:3 . Как же узнавать этих предтеч? Предшественники антихриста, очевидно, будут вести себя и действовать в Церкви Христовой так, как будет действовать сам антихрист, а Слово Божие о лице и действиях антихриста нам говорит: Во-первых, антихрист будет отличаться сатанинской гордостью, он будет выдавать себя за Бога: Дан.11:36–37 . Поэтому всякий человек, гордящийся своей праведностью и говорящий: «Я свят, очищен и не нуждаюсь в благодатных таинствах для своего освящения», – заражён духом антихриста. Во-вторых, антихрист сядет в храме Божием (см. 2Фес.2:4 ), т.е. не только не будет почитать храмов Божиих, но и прямо будет ругаться над ними: Дан.8:11 . Следовательно, и предтечи антихриста не будут почитать храмов Божиих, как особых мест молитвы Богу, и будут глумиться над ними. В-третьих, антихрист воздвигнет гонение на Пресвятую Деву Марию Мать Божию ( Откр.12:1–8 ) и на святых угодников Божиих: Откр.13:7 ; Дан.7:21 , и будет вести борьбу с ангелами: Откр.12:7–9 . Другими словами, антихрист будет стараться уничтожить в Церкви Христовой молитвенное почитание Богоматери, ангелов и святых; отсюда ясно видно, что люди, не почитающие Царицы и Владычицы Небесной и ангелов Божиих, – не последователи Христа, а последователи антихриста. В-четвёртых, антихрист возмечтает отменить у христиан праздничные времена: Дан.7:25 . Поэтому и предтечи антихриста не будут почитать праздников, установленных в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

LVII. Речь при прощании с Рижской паствой 55 Воспоминания о добрых отношениях с паствой и молитвенное ей благожелание Последний раз я совершил богослужение в сем кафедральном соборе Рижской епархии. Господь указывает мне другое место служения, куда я и должен идти. Живо припоминаю, как я, десять с половиной лет назад, смущённый страхом предстоящего трудного служения на Рижской пастве, первый раз вступил в сей храм, окинул его взором своим и сказал сам себе: « Слава Богу! Будет где помолиться». И любил я совершать богослужение в сем прекрасном храме и молиться здесь вместе с вами... Теперь приходится расстаться с этим дорогим сокровищем. Говорят, для человека, прослужившего долгое время на одном месте, полезно перемещение на другое место служения, эта перемена обновляет его дух и подкрепляет силы... Так ли будет со мной, Бог ведает! Но уже одно долголетнее пребывание на одном месте создаёт привычку, а привычка – привязывает человека к месту. Моё десятилетнее служение в Рижской епархии, несмотря на трудности его, утешало и радовало меня и, поистине, сделало для меня Рижскую епархию дорогой и родной. В настоящее скорбное время моего расставания с нею, все неровности, трудности и неприятности исчезают в моей памяти, а остаётся во мне одно радостное, приятное и утешительное. А это я встречал везде и всегда среди обширной Рижской епархии. И прежде всего: в этом храме и во всех храмах града сего, при своих богослужениях, я всегда видел множество народа, полное внимание к моему богослужению, проповедованию слова Божия. И всегда, и во всех местах, когда я посещал города и веси, при обозрении епархии, я видел тысячи народа, встречавшего и сопровождавшего меня. Мне вспоминается теперь множество религиозных торжеств при совершении крестных ходов, основаниях и освящениях храмов Божьих, перенесении чудотворных икон, при храмовых праздниках и прочее, к которым православные жители с воодушевлением готовились, старательно принимали участие, и при которых, в бесчисленном множестве, присутствовали. Не могу умолчать при сем о тщательном отправлении духовенством богослужения, усердном проповедовании ими слова Божия, толковом чтении и прекрасном пении в храмах, все это меня утешало и радовало. А умножение храмов Божьих и православных училищ, открытие новых приходов и увеличение числа православных в крае составляло счастье и успех моего служения в сей епархии. Вот что меня привязало к сему краю, сроднило меня с ним и сделало его дорогим для меня!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  разделы   рассылка  распечатать Народ Руси духовно возродился за последние 20 лет, считает патриарх Источник:  Риа-Новости Народ на историческом пространстве Руси духовно возродился за последние 20 лет, и именно благодаря этому восстановлены и созданы десятки тысяч храмов, сотни монастырей и социальных церковных учреждений, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая в пятницу юбилейную десятую выставку-форум " Православная Русь " в Центральном выставочном зале " Манеж " . " Тысячи восстановленных храмов, сотни монастырей, больницы, хосписы, учебные центры, школы для взрослых и детей, работа с вооруженными силами и в местах лишения свободы – это то, что мог сделать только народ. Возродилась Церковь... не только с точки зрения возрождения памятников – возродился наш народ " , – сказал патриарх. По его словам, " храмы никогда не строят и тем более не восстанавливают, если в этом нет потребности " , " никто не будет вкладывать большие деньги в то, что не нужно " . Предстоятель Русской православной церкви назвал отмеченное возрождение чудом и сравнил его с чудом освобождения Руси и прекращения смуты в начале 17 века, которое отмечается в пятницу на государственном уровне, как праздник Народного единства. Чудо, по словам патриарха, происходит тогда, когда есть готовность это принять, " а готовность принять чудо всегда есть ни что иное, как соучастие людей в свершении этого чуда " . Патриарх уверен, что не случайно день Народного единства отмечается в День Казанской иконы Божией Матери, которая находилась в рядах народного ополчения, освободившего Москву от интервентов. Первосвятитель убежден, что точно также народ победил и в Великой Отечественной войне. " Точно так совершим новые победы в мирной жизни " , – добавил он. " Верю, что по молитвам людей, по трудам их Господь поможет нам построить жизнь здоровую, духовно крепкую и материально процветающую " , – подчеркнул патриарх. Вице-премьер России Александр Жуков зачитал на открытии выставки приветствие президента страны.

http://religare.ru/2_90175.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010