свящ. Л. Петров Часть вторая Указатель статей в сочинениях и журналах по порядку «Записок». 1) о священных местах О почитании св. храмов Христ. Чт. 1851. Май. О христианских храмах. Хр. Чт. 1847. Ноябрь. Устройство храмов в древности. Пам. христ. древн. кн 8-я. Об усердии к благолепию храмов Божиих. Воскр. Чт. 1852. 17. Три части храма. Скриж. ч. I, гл. 2. Дмитревского изъяснение на литургию стр. 41–2. Симеон. Солунского (у Дмитревского) гл. 12. О составных частях храма. Христ. Чт. 1847. Июль. Освящение храмов, Воскр. Чт. 1845. 23. Чин освящения храма, творимый от архиерея. Воскр. Чт. 1851 16. Освящение храма. Скриж. ч. 3, гл. 8, стр. 56–71. Основание храма. Скриж. ч. 3, стр. 49–56. Притвор – место оглашенных, Пам. Хр. древностей– Ветринского кн. 2-й, стр. 124–7. Скриж. ч. 1-я, стр. 37–8. Там объяснялось учение христианское, там же стр. 42. Служатся некоторые службы: 9-й час, повечерие, 1-й час, лития (там же стр. 45). Отделялся от церкви завесами (там же). В нем устроялись скамьи, там же, стр. 47. Вешались била и клепала (там же), Ставятся умершие (там же). Врата, отделяющие притвор от церкви называются красными и царскими. Скриж. ч. 1, стр. 31. Цари слагали в них свои отличия. Ветр. ч. 3-й стр. 130. В церкви как располагались молящиеся в древности? Ветр. ч. 3-я, стр. 136–40. Амвон Скриж. ч. 1, стр. 30 и сл. Симеона Солун. у Дмитревского гл. 18. Изображает камень, с которого ангел благовествовал мироносицам. Скриж. там же. На него могут входить только диаконы и чтецы, там же. Что значит слово: амвон. Дмитрев. стр. 44. С него Златоуст говорил беседы, там же стр. 45. Сокр. Церк. Ист. VI, 5. Созом, VIII, 5. Солея–возвышение пред иконостасом. Скриж. ч. 1т стр. 28–29. Устроено для преподания евхаристии. Иероним в разговоре христианина с Люциферианом. На Солее могли сидеть диаконы и чтецы. Скриж. ч. 1, стр. 30. Иконостас. Скриж. ч. 1, гл. 7. Прежде вместо него были сети или решетки. Ветр. т. II, стр. 142. Евсевий, Церк. Ист. X, 4. Расположение икон на иконостасе. Скриж. ч. 2, стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > В день Покрова готовится новая волна гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата Маргарита Зайдлер призывает всех верных усилить молитву и пост, чтобы предотвратить кровопролитие в великий православный праздник 13.10.2014 1935 Стало известно , что в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы представители так называемого «Киевского патриархата» при поддержке фашистских молодчиков готовят нападения и захват православных храмов канонической Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата. Насилие против храмов и священников УПЦ МП попытаются в представить как « очередную провокацию » со стороны России! Наподобие того, как русские «провоцировали» несчастных украинцев «самосожжением» в Одессе, артобстрелом своих же городов и своего населения на Донбассе, и нежеланием ополченцев героически погибнуть в Славянске! Боюсь, что кровавые расправы фашистов и церкви, которая их поддерживает, над нашими священниками (ясно, что пострадают тогда и прихожане), в очередной раз хотят списать на В.В. Путина . Подлости бандеровцев нет предела! 14 октябрь - это праздник Покрова Божией Матери, но и день рождения злосчастной УПА. Слуги сатаны всегда старались творить чудовищные преступления, особенно против православных, в великие христианские праздники. Войска НАТО начинали бомбить Сербию именно на Пасху, цинично написав на бомбах: «Счастливой Пасхи»! А в день Святой и Живоначальной Троицы киевская хунта бомбила православные храмы на Донбассе, прямо во время Богослужения, и тогда там погибли люди. Поэтому совершенно неудивительно, что днем основания УПА слуги сатаны выбрали великий праздник Православной Церкви, и нынешние их наследники планируют в этот день кровавое сакральное жертвоприношение православных велиару! Надеюсь и молюсь, что Царица Небесная всех православных монастырей, храмов, священников и прихожан покроет Своим Омофором! Знаем, что кровью свв. мучеников укрепляется Церковь, как это была во все времена гонения на Православие. Даже служение Божественной Литургии невозможно без частицы мощей мучеников! Но не хочется, чтобы снова пролилась драгоценная кровь наших любимых отцев, братьев и сестер!

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/13/v_...

В Кижах готовятся к храмовому празднику - Преображению Господню ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ В Кижах готовятся к храмовому празднику - Преображению Господню 17.08.2001 Сегодня во второй половине дня в музей-заповедник Кижи должен приехать Президент России Владимир Путин. Как сообщили корреспонденту Страны.Ru никакой специальной программы сотрудниками музея не планируется. Музей-заповедник Кижи возник на небольшом практически пустынном одноименном острове на Онежском озере. Он был создан в 1966 году на базе Кижского филиала Государственного краеведческого музея Карельской АССР. Указом Президента РФ в 1993 году музей-заповедник " Кижи " внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Некогда здесь располагалось крупное поселение " Спасский Кижский погост " , упоминаемое уже в новгородских писцовых книгах. Кижский - по названию острова, Спасской была церковь на погосте острова. Слово " погост " (не путать с кладбищем) предполагает некую значительность поселения. Так называли крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей, и непосредственно ее главное поселение, то есть административный центр. Упоминается о заонежских погостах и в писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева 1582-1583 годов: " Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы " . В 1714 году, в разгар Северной войны в погосте возводится новая многоглавая Преображенская церковь. По преданию строительство Преображенской церкви напрямую связано с личностью Петра I. Дескать, Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Несмотря на кажущуюся сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно просты. В их основе лежит традиционная схема восьмерика с четырьмя прирубами. Рядом с Преображенской церковью стоит зимняя теплая Покровская церковь, один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера.

http://zavet.ru/news/news010805.htm

Любить, терпеть, прощать апреля 2019 После Великого поста к верующим приходит долгожданный праздник - Светлое Воскресение Христово . Традиционно Пасху отмечают за семейным накрытым столом с крашеными яйцами и куличами. Но многие петербуржцы встретят праздник уже в ночь на 28 апреля - в храмах города, участвуя в праздничном богослужении и в крестном ходе. При этом не у каждого православного петербуржца имеется церковь " в шаговой доступности " . О том, как встречать праздник, сколько необходимо нашему городу храмов, как искать путь к Богу, рассказывает сегодняшний гость редакции - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Ва рсонофий . - Владыка, если позволите, первый вопрос о делах насущных - строительных. Сколько новых храмов за прошедший год - от Пасхи до Пасхи - было освящено в Санкт-Петербурге? Какие храмы в этом году будут открыты?  - Всего девять храмов, одни новые, другие возвращенные. Два из них - новый храм в честь Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове и исторический Троице-Измайловский собор - освятил Святейший Патриарх Кирилл . В этом году готовятся к освящению восстановленный собор Воскресения Христова Новодевичьего монастыря и храм блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице . Интересная история с храмом блаженной Ксении. Он построен на улице, где когда-то жила святая с мужем, более того, на том самом месте, где, по-видимому, стоял ее дом - во дворе, между домами 15 и 19. Приход был зарегистрирован в 2002 году, и с тех пор велись работы по строительству храма. Летом мы планируем его освятить. Идея его возведения принадлежит отделению Всероссийского общества инвалидов Петроградского района. Многие верующие этой организации с трудом посещают обычный храм, а в этом будет создана доступная для них среда - с лифтом, пандусами и другими приспособлениями. Возводится и храм Рождества Христова на Песках - исторический, построенный специально для строителей имперской столицы в слободе, где они когда-то жили. По его названию целый район и окрестные улицы именовались Рождественскими. После революции храм разрушили до основания, а улицы переименовали в Советские.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

IV. Церковное искусство в эпоху святого Константина Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. IV. Церковное искусство в эпоху святого Константина К оглавлению IV веке, в царствование императора Константина, в жизни Церкви наступает новый период. Она выходит из своего вынужденного затвора и широко раскрывает двери окружающему ее античному миру. Большой наплыв новообращенных потребовал новых, более обширных храмов и соответствующего изменения характера проповеди. Символы первых веков, бывшие достоянием небольшого количества посвященных, для которых их содержание и смысл были ясны и понятны, стали менее понятны для этих новообращенных. Для более доступного усвоения ими учения Церкви появилась потребность более конкретного и ясного образного выражения. В связи с этим в IV и V веках появляются большие монументальные росписи, целые исторические циклы, представляющие события Ветхого и Нового Завета. Известно, что святой Константин построил много храмов в Палестине, на местах главных евангельских событий. В это же время устанавливается и большинство главных церковных праздников и, в основных чертах, соответствующие им композиции икон, которые в Православной Церкви существуют и поныне. Во всяком случае, к VI веку их серия была закончена, и мы находим их воспроизведения на знаменитых ампулах Монцы (недалеко от Милана) и Боббио. Ампулы эти — серебряные сосудики с изображением евангельских событий — были подарены около 600 г. Теоделинде, королеве ломбардов (625), и представляют для нас большую ценность как своего рода документ. Ученые считают, что изображенные на них сцены воспроизводят мозаики палестинских храмов, построенных Константином и Еленой. Другие ученые высказываются осторожнее: «Разумнее считать, — пишет А. Грабар, — что их более древние модели нам пока неизвестны» . Ампулы эти, восходящие к IV—VI векам, изображают некоторые двунадесятые праздники, подтверждая таким образом древность этой иконографии, которую мы видим и теперь на православных иконах .

http://sedmitza.ru/lib/text/440332/

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы 12 марта 2023 г. 14:35 12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Сретения Господня в Жулебине г. Москвы (Влахернское благочиние Юго-Восточного викариатства Московской епархии ) и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Были освящены два престола: центральный — в честь Сретения Господня, южный — в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным викариатством столицы; архиепископ Егорьевский Матфей , управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы; иерей Марк Кравченко, и.о. настоятеля храмов праведного Иоанна Кронштадтского и Сретения Господня в Жулебине, войсковой священник Центрального казачьего войска в составе Коллегии войсковых священников при Синодальном комитете по взаимодействию с казачеством ; протоиерей Вячеслав Горобец, клирик храмов праведного Иоанна Кронштадтского и Сретения Господня в Жулебине; иеромонах Ермоген (Бурыгин) , и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Сретения Господня в Жулебине под управлением Е.А. Кудрявцевой. В храме присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; префект Юго-Восточного административного округа г. Москвы А.В. Цыбин; глава управы района Выхино-Жулебино г. Москвы С.В. Никитин; и.о. командира 4-й Гвардейской танковой дивизии подполковник А.А. Рыжак.

http://patriarchia.ru/db/text/6009416.ht...

Богослужебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на Востоке Источник О переходе священников с прихода на приход. – Бого­служебные принадлежности храмов Константинополя и Афона и костюм белого и черного духовенства на востоке. – Какой способ освящения семян перед посевом весною пришелся по душе поселянам? – Как статье: «Сельский пастырь в роли мирского судьи». – Вопрос из пастырской практики. Церковно-богослужебные принадлежности христианского во­стока имеют весьма немного особенностей сравнительно с теми же принадлежностями в наших храмах. Мантия епископская ( μανδας, µ ανδη) на востоке – темно-лилового цвета с золотыми источниками, сделанными из газа. Патриаршеская мания отличается от архиерейской лишь тем, что на скрижалях её всегда изображается икона Благовещения. Игумены и архимандриты афонских монастырей носят мантию наших архиереев, но с изображениями на скрижалях или Богоматери, или святого, в честь коего устроена обитель или даже праздника, в который надевается мантия. Черная мантия 1 , какую обыкновенно носят у нас архимандриты или игумены, употребляется на Афоне только во время Великого поста. Посох архиерейский ( βδος), или патерисса, патерица ( πατερζα, πατερσσα), употребляется на востоке епископами и архимандритами. Архиерейские жезлы состоят из палки с гори­зонтально на нее положенною небольшою поперечиною, которая иногда заменяется двумя змеевидными главами, взаимно назад обращенными. Сулок или два небольшие один в другой вложенные платка, по краям обшитые позументом и стягиваемые шнуром на жезле близ поперечины для того, чтобы обвернуть верхнюю часть жезла и сделать через это более удобным его для употребления, не составляет необходимой принадлежности архиерейской патерицы на востоке. Весьма часто в руках епи­скопа мы видели посох без сулка, украшенный лишь шипками или яблоками и змеевидною рукояткою, увенчанною крестом. На Афоне в Руссике патерицы употребляются металлические и костяные, украшенные художественною резьбою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена ‘Введение во храм’. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. 3 декабря, 2013 Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена ‘Введение во храм’. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Основой для создания иконографии « Введение во храм Пресвятой Богородицы » стали описания этого события, зафиксированные в таких письменных источниках как «Протоевангелие Иакова» (гл. 7–8), «Евангелие псевдо-Матфея» (гл. 4–7). Эти апокрифические тексты отражают устное церковное предание, повествующее о рождестве и детстве Пресвятой Богородицы. Написанное во второй половине II beka «Протоевангелие Иакова» получило распространение в восточной части христианского мира, а «Евангелие псевдо-Матфея», датируемое IX bekoм, было популярно на Западе. Этим объясняются некоторые различия между западным и восточным вариантами иконографии праздника. В большинстве случаев церковные образы того или иного события создаются после появления празднования в календаре. Празднование «Введения во храм» было установлено достаточно поздно. B VIII веке праздник отмечен в некоторых месяцесловах, a b IX beke он был уже широко распространен на Востоке. Серединой IX beka датируется первая из дошедших до нашего времени сцена «Введение во храм». Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. Сцена «Введения» встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевской церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Глава X. Богослужение освящения храма 1. История формирования чина Святая Церковь с глубокой древности установила особые священнодейственные обряды на освящение новосозданного храма, в котором воздвигаются жертвенник и престол Бога Живого. Посвящение храма Богу и освящение его совершалось еще в ветхозаветный период. Патриарх Иаков после явления ему Господа дважды воздвигал во Имя Его каменные алтари и освящал их возлиянием на них елея ( Быт. 28, 18; 35, 14 ). Моисей, соорудив по воле Божией скинию при горе Синайской, торжественно посвятил ее Богу посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение Своего присутствия и благоволения: «Покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако» ( Исх. 40, 9, 16, 34, 35 ). Соломон с большим великолепием освятил храм Господа, построенный вместо скинии в Иерусалиме, и праздник освящения длился семь дней в присутствии всего народа ( 2Пар. 7, 8–9 ). После плена Вавилонского «сыны Израилевы, священники, левиты и прочие» совершили освящение «дома Божия с радостью» ( Ездр. 6:16 ). После очищения и освящения храма, оскверненного во время гонений Антиоха, было установлено ежегодное семидневное празднование обновления храма. В Ветхозаветной Церкви освящение скинии и храма совершалось через внесение в них Кивота Завета, пение священных песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь, помазание елеем, молитву и народное празднество ( Исх. 40 ; 3Цар. 8 ). Древний обычай освящать храмы Божии унаследован Новозаветной Церковью. Начало освящения собственно христианских храмов для Богослужения указано Самим Спасителем, по велению Которого ученики Его приготовили в Иерусалиме для совершения тайной вечери «горницу большую, устланную, готовую» ( Мк. 14:15 ), и в особой горнице «в молитве и молении» единодушно пребывали и получили обещанного им Святого Духа» ( Деян. 1, 13–14, 2, 1 ). Во времена гонений христиане строили церкви в удаленных местах, обычно над гробами мучеников, чем уже освящались храмы. Упоминания об обрядах освящения храмов встречаются у церковных писателей I-III веков. Из-за преследований гонителей и опасности разрушения храмов обряды освящения совершались не столь торжественно и открыто, как в последующие века.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Закрыть itemscope itemtype="" > Для государства священники — неграждане или граждане третьего сорта? Нынешняя ситуация — «лакмусовая бумажка», которая показала, как государство реально относится к своим гражданам 24.04.2020 4468 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , в Русской Православной Церкви поддержали инициативу финансово помогать священникам, поскольку в Церкви сложилась сложная ситуация из-за сокращения потока прихожан и пожертвований. Учредитель телеканала «Царьград» Константин Малофеев выделит нуждающимся семьям священников по 15 тысяч рублей. Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик: Учредитель телеканала «Царьград» Константин Малофеев недавно выступил с обращением , в котором выражал недоумение, что государство не оказывает никакой помощи священнослужителям. Без государственной поддержки оказались также работники частного сектора и все те, кто не служит в бюджетных организациях. Но по священству, духовенству и клирикам нынешняя эпидемия коронавируса ударила особенно больно. Во-первых, пропаганда самоизоляции, которая очень многих, даже искренне верующих людей, постоянных прихожан, заставила сидеть дома. Во-вторых, жёсткие и насильственные меры по закрытию храмов, в том числе во время Праздника праздников и Торжества торжеств, естественно, лишили храмов прихожан. Государство временами отвратительно вело изоляционную кампанию. Именно изоляционная политика нанесла чудовищный удар, в том числе, на мой взгляд, необдуманные и преступные ограничения участия верующих в святом празднике Пасхи. Временами разыгрывались омерзительные сцены: по рассказам знакомых священников, в кафедральный собор Петрозаводска запустили 50 человек, а 51-го не пустили. Этим человеком оказалась супруга одного из прихожан. Разыгралась безобразная сцена: полиция тащит женщину в одну сторону, а её мужа — в другую. Такого не было даже в советское время, когда храмов было мало, но в них пускали.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/24/dl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010