Настроение у меня частенько бывает подавленным. Много неприятных хлопот. Мечтаю иногда о покое. Плотью еще достаточно бодр, но душой иногда немощствую. Прошу Твоих святых молитв. Горячо любящий Тебя а[рхиепископ] Симон. [Нрзб.] Мая 1960 [?]. Д. 61. Лист без номера. Ксерокопия подлинника. Автограф. 15. 1 июля 1960 г. Милый, Дорогой Преосвященнейший Владыко! От всей души благодарю тебя за поздравление меня с днем Ангела и присланные фотографиии. По-моему, фотографии получились хорошие. По возвращении в Винницу я сразу же окунулся в мутный поток суеты, и день своего Ангела провел частью в Браиловском, частью в Барском монастыре. Через день после моих именин насельницы Барского м[онасты]ря переехали в Браилов. Посещение мной Твоей святыни было для меня столь приятно, что я начинаю мечтать о повторении своего визита. Возможно, что в скором времени я уйду на покой, и тогда у меня будут большие возможности навещать дорогих и милых моему сердцу друзей. На праздник св. Владимира еду в Киев. Буду там просить благословения экзарха на поездку в Алма-Ату, куда я обещал Преосв[ященному] Иннокентию 641 приехать ко дню памяти первоверховных Апостолов. Огорчен известием, что м[итрополит] Николай, «по сложившимся обстоятельствам», ушел с поста председателя отдела Патриархии по зарубежным сношениям. У нас стоит жаркая погода. Градусник иной день показывает на солнце 50 . Часто перепадают дожди. Прошу святых Твоих молитв. Всей душой любящий архиепископ Симон. 1/VII–60 Д. 43. Л. 76. Подлинник. Автограф на бланке: «МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ. АРХИЕПИСКОП СИМОН». 16. 31 декабря 1960 г. Милый, Дорогой Владыко, Авва и Друже! К празднику Рождества Христова шлю Тебе от всего сердца приветствие и молитвенные пожелания на новый год, да будет летом благим, исполненным милости и благости Божией. Минувший год был тяжелым для церкви: неразборчивая в средствах агитация, административное давление, запрещение совершения треб на дому, закрытие семинарий. Хочется верить, что Святейший, где нужно, найдет путь к нормализации церковной жизни. Я буду просить у Святейшего разрешения приехать в Москву для доклада о положении в Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Избыточная зальность (даже можно сказать, предсказуемость и однообразие) интерьера определили интересные решения, которые здесь призваны как-то разнообразить восприятие его зрителем. Плоскости перерезаны тянущимися по всему храму карнизами - на уровне человеческого роста. А также ниже пят сводов и в куполе (два пояска карнизов). Именно такие небольшие " секреты " позволили оживить пространство и сделать его удобным для восприятия. В построенном по старому проекту современном храме Александра Невского в Твери такими поясками-карнизами пренебрегли - и в результате купол зрительно превратился (при взгляде снизу) в длинную и некрасивую " трубу " . Вот так эффекта " трубы " избегали мастера до революции. Храм был расписан, но в последние годы небольшие остатки поздней (конца XIX века) масляной росписи практически слиняли. Заметны остатки огромных печных ходов от устроенных в подвале в 1882 году амосовских печей. Село, окружающее храм, сохранило несколько фрагментов старой площади, окружавшей церковный погост. Ограда храма разрушена, уцелел лишь гранитный цоколь. Плохое состояние храма - горькое обстоятельство. По местному рассказу (записано в деревне Сосновицы), колокольный звон с этого храма оповестил 9 мая 1945 года окрестных жителей о долгожданной Победе. В тот же день в храме был отслужен молебен при огромном стечении народа. Увы, нынешние поколения жителей прихода эту сторону истории своей земли уже не помнят. Павел Иванов. По материалам сайта Тверские своды Комментарии и обсуждение Здравствуйте! Меня зовут Сафи Светлана Николаевна. Я жила в с. Михайлова Гора, Лихославского района, Тверской области с марта 1959 по август 1960 года. В этот период (1958-1960) мой отец - Прошенко Николай Григорьевич был священником в церкви Спаса Преображения. В июне 1960 года мой отец (в возрасте 46 лет) умер. Он похоронен на местном кладбище с. Михайлова Гора. На его могиле нет никакой таблички, просто лежит камень. Я помню, что была сторожка, и по-моему, женщину звали Настя. Сначала мы жили у старосты церкви, его дочь звали Маша. Летом 1959 года мы жили в дер. Жерьхово. Потом целый год в Михайловой Горе. Я ходила в начальную школу в д. Сухая Нива. Мою учительницу звали Мария Петровна. В 1960 году после моего отца церковь закрыли. Он был последним священником. Вот какая небольшая информация у меня есть.

http://sobory.ru/article/?object=30700

На время управления епархией митр. Виктором пришелся новый этап ужесточения гонений на Церковь (см. в ст. Хрущёв Н. С.). 13 янв. 1960 г. ЦК КПСС принял постановление «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», 16 марта 1962 г. Совет министров СССР принял постановление «Об усилении контроля за выполнением советского законодательства о культах». В Краснодарском крае регулярно проводились совещания партийных и советских работников «по вопросам усиления контроля за деятельностью церковников», активизировалась антирелиг. пропаганда, разрабатывалась противопоставленная церковной советская обрядность (в частности, «обряд современной молодежной свадьбы», в 1962 в Краснодаре было совершено ок. 80 таких свадеб). В 1962 г. была закрыта 31 община, духовенство переведено на фиксированные оклады, установлен жесткий контроль за совершением треб, прекратилось исполнение их в домах верующих. В 1959-1962 гг. число общин в епархии уменьшилось на 46% (в 1959 - 202 общины, в 1960 - 172, в 1961 - 140, в 1962 - 109 общин); число священнослужителей уменьшилось на 41% (в 1959 - 222 чел., в 1960 - 197, в 1961 - 162, в 1962 - 131 чел.); затраты на ремонт молитвенных зданий уменьшились на 56% (в 1959 - 123 100 р., в 1960 - 112 709, в 1961 - 58 039, в 1962 - 53 678 р.). В эти годы закрывались преимущественно сельские общины. Были снесены Георгиевская ц. в ст-це Казанской, Александро-Невский собор и Вознесенская ц. в Майкопе, церкви в ст-цах Терновской и Калининской. К кон. 60-х гг. в крае сохранилось 18 храмовых зданий, в которых совершались богослужения, остальные приходы имели молитвенные дома. Уполномоченному поступало большое число заявлений от верующих о возобновлении богослужения в закрытых молитвенных зданиях, о направлении в приходы духовенства. Всем просителям было отказано, многие были привлечены к судебной ответственности. К 1 янв. 1963 г. в епархии числилось 109 церквей и молитвенных домов, в 30 общинах не было священнослужителей. Епархия была разделена на 6 благочиннических округов. Клир епархии составляли 131 священнослужитель и 66 псаломщиков. За 1962 г. число священнослужителей сократилось на 31 чел., из них уполномоченным были сняты с регистрации 28 священнослужителей. В 1962 г. была совершена 1 хиротония. Несмотря на сокращение количества общин и численности духовенства, количество треб в кон. 50-х - нач. 60-х гг. возросло: в 1962 г. были совершены 29 892 крещения, 311 венчаний, 13 356 отпеваний.

http://pravenc.ru/text/189631.html

Преосвященный Иоасаф (управлявший Сумской епархией в 1958–1959 годах) сам приезжал в обитель и дал распоряжение не кормить паломников. Но старец Андроник (Лукаш) , заботясь о сохранении монастырского устава, сказал от лица всех иноков: «Мы не можем отказать в трапезе богомольцам. Не мы их, а они нас кормят». Братия горячо поддержала о. Андроника, и общая трапеза для всех паломников продолжалась в обители в соответствии с уставом. В архиве уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Сумской области за тот период сохранилась «Справка нарушений по монастырю Глинская пустынь». Вот что вменялось в вину обители: «1. В монастыре предоставляют для паломников гостиницу и питание… 2. На автомашине и гужтранспортом привозят и увозят паломников со станции Локоть и из Глухова… На станции Локоть организовали гостиницу, где останавливаются приезжие паломники… 3. Несмотря на запреты епархиального начальства и угрозы советской власти, Глинские иноки ревностно хранили вековые традиции пустыни, продолжали оказывать самый теплый и заботливый прием богомольцам» 1957 . Архимандрит Феоген укреплял и поддерживал духовную и хозяйственную жизнь обители, поэтому, не считаясь с мнением братии, его отстранили от управления монастырем. 29 июля 1960 года указом управляющего Сумской епархией архиепископа Андрея «в силу сложившихся обстоятельств» 1958 о. Феоген был не только освобожден от должности настоятеля, но и лишен права оставаться в Глинской пустыни – так опасались его духовно-благотворного влияния на братию. Временно исполняющим обязанности настоятеля, несмотря на протест братии, был назначен казначей обители игумен Модест (в миру Михаил Иванович Гамов) 1959 . 3 августа 1960 года архимандрит Феоген передал ему все имущество монастыря 1960 . 10 марта 1961 года игумен Модест был утвержден в должности настоятеля и возведен в сан архимандрита 1961 . Архимандрит Модест родился в 1903 году в селе Куликовка Щигровского уезда Курской губернии в семье крестьянина, окончил три класса начальной школы и до 1930 года работал на родине, затем до 1948 года – в Восточно-Сибирском геологическом управлении мастером по бурению. В Глинскую пустынь поступил 20 сентября 1948 года 1962 . В обители сначала был хлебопеком, затем кладовщиком 1963 . Постриг в монашество принял в 1949 году, в 1951 году был рукоположен во иеродиакона, а в 1953 году – во иеромонаха. После перевода о. Феогена (Тарана) на приход, 1 апреля 1953 года о. Модест был назначен казначеем обители и пробыл в этой должности до июля 1960 года 1964 . В 1958 году он был награжден наперсным крестом, а в 1959 году архиепископом Черниговским и Нежинским Андреем возведен в сан игумена 1965 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

10 июля 1960 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I . Как председатель Отдела внешних церковных сношений вступил в управление приходами Русской Православной Церкви в Венгрии и Финляндии. 28 августа 1960 г. назначен членом учрежденной Комиссии Священного Синода по межхристианским связям. 19 сентября того же года Священным Синодом назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата. 6 октября 1960 г. возглавил редакционную коллегию сборника «Богословские труды» и трудился на этом посту до 7 октября 1967 г. 23 ноября 1960 г. постановлением Священного Синода утвержден епископом Ярославским и Ростовским. 16 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 3 августа 1963 г. назначен председателем Комиссии при Священном Синоде по вопросам христианского единства с возведением в сан митрополита. 4 августа того же года назначен митрополитом Минским и Белорусским. 9 октября 1963 г. назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. 7 октября 1967 г. митрополиту Никодиму поручено управление Новгородской епархией с именованием «митрополит Ленинградский и Новгородский». 30 мая 1972 г. освобожден от должности председателяОВЦС Московского Патриархата с оставлением председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и поручением архипастырского окормления приходов в Финляндии, принадлежащих ведению Московского Патриаршего Престола. 3 сентября 1974 г. назначен Патриаршим экзархом ЗападнойЕвропы. Принимал участие во многих экуменических встречах, межправославных совещаниях, международных миротворческих конференциях, Родосских Всеправославных совещаниях. Занимался научной деятельностью и церковным гимнотворчеством. Был почетным членом Ленинградской и Московской духовных академий. 5 сентября 1978 г. скоропостижно скончался в Ватикане во время аудиенции у новоизбранного Папы Римского Иоанна Павла I.Noxopoheh на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-­Невской лавры .

http://e-vestnik.ru/analytics/vernyy_cvi...

С. Хрущёвым . В соответствии с секретным постановлением Совета Министров СССР от 16 окт. 1958 г. «О монастырях в СССР» Советом по делам РПЦ был утвержден план закрытия в 1959-1960 гг. 35 мон-рей, 17 из них - на Украине. Одним из первых сразу после Пасхи 1959 г. был закрыт днепропетровский в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» жен. монастырь. Как и в 20-х гг., монахини изгонялись с применением грубой силы, их буквально выбрасывали на улицу. 21 мая 1959 г. Г. был возведен в сан митрополита и назначен на Минскую и Белорусскую кафедру. В это время в Белоруссии местными властями была развернута широкая кампания «борьбы с религиозными предрассудками». Планомерно срывался прием воспитанников в Минскую ДС, к-рая оказалась в 1960 г. без первокурсников. В том же году по всей республике были закрыты церкви, исторически числившиеся приписными и составлявшие почти 1/3 действовавших храмов. Большинство закрытых храмов было сразу же снесено. Обл. уполномоченные Совета по делам РПЦ снимали священников с регистрации, даже не ставя в известность об этом правящего архиерея. Газеты постоянно печатали клеветнические материалы о духовенстве. Попытки Г. апеллировать к уполномоченным не давали результата. Как мог он поддерживал приходы и мон-ри, лично выдавая субсидии и пособия церковным старостам и настоятелям. Крупную сумму денег от Г., в частности, получила игумения Евфросиниева полоцкого жен. мон-ря . 30 июня 1960 г. был закрыт гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Всех сестер обители разместили на территории жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 19 сент. 1960 г. Г. стал митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Свящ. Синода. Временно управлял Олонецкой епархией. В ходе дальнейшего наступления на Церковь с нач. июня 1961 г. в Ленинградской епархии были введены изменения в хозяйственно-адм. управлении приходов - еще до вынужденного согласия Церкви на реформу приходского управления РПЦ. В июне-июле исполнительными органами было проведено «сокращение штатов духовенства» Ленинграда.

http://pravenc.ru/text/168372.html

12 . См.: Курганов Ф. Указ. соч. С. 463, 467. 13 . На Архиепископский престол Хризостом был избран после Архиепископа Иакова, который через несколько дней после восшествия на Афинскую кафедру под давлением общественного мнения, обвинявшего его в «нарушениях норм личной жизни», был возвращен в митрополию Аттики и Мегариды. 14 . «Екклисия». 1967. 15 мая. 15 . Важнейшими из трудов Архиепископа являются следующие. 1. Хронологические вопросы о Кресте и монограммах. Афины, 1939 (докторская диссертация). 2. Христианское воспитание детей во времена катакомб. Афины, 1939. 3. Вознаграждение и содержание клириков в древней Церкви. Афины, 1940. 4. Обращения любви. Афины, 1950. 5. Момент энтузиазма в Церкви мучеников. Афины, 1952. 6. Лука Нотарас, первый национальный мученик. Афины, 1953. 7. Голос клириков. Историко-канонический обзор. Афины, 1954. 8. Положение мирян в Церковном Организме согласно Церковному праву Восточной Православной Церкви. Афины, 1956. 9. Каноническая точка зрения на общение с инославными. Афины, 1957. 10. Проблемы «церковной икономии». Афины, 1957. 11. Достоинство с канонической точки зрения общения в таинствах Восточных и западных при французском и венецианском господстве. Фессалоники, 1957. 12. Политика римского государства в отношении христиан. Иерусалим, 1957. 13. О действительности священства англикан с точки зрения Канонического права Православной Церкви. Афины, 1958. 14. Уверенность в победе первых христиан как миссионерская сила. 1958. 15. Свобода и принуждение в вопросах распространения веры. Салоники, 1960. 16. Отношение друг к другу пастырей Церкви. Салоники, 1960. 17. Место византийского императора за богослужением. Салоники, 1960. 18. Обыкновенное в Каноническом праве, природа, влияние и отношение его к обычаю. Салоники, 1961. 19. Предания пастырства. Салоники, 1961. 20. Вклад в толкование 19 правила Первого Вселенского Собора. Салоники, 1962. 21. Благоговейное посвящение. Афины, 1962. 22. Замечания по Каноническому праву Восточной Православной Церкви. Тома 1-3, Салоники, 1960-1962. 23. Учение Василия Великого о киновийной жизни. Афины, 1963, и. др. .

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

На Эзоповом языке это означало то, что впоследствии прекрасно выразит Солженицын: «Запад и Восток — два атеистических мира и не столь чужды друг другу» [ ]. Власти были очень недовольны. 15 июня 1960 Куроедов при встрече с патриархом Алексием выразил глубокое неудовольствие деятельности ОВЦС, в частности отсутствием наступательности и «слабым разоблачением клеветническогй пропаганды о положении религии и Церкви в СССР». Куроедов порекомендовал, а точнее приказал уволить митрополита Никодима с поста председателя ОВЦС. Патриарх согласился, добавив, что митрополит Николай тяготится этой обязанностью и предложил на его место его заместителя — архимандрита Никодима (Ротова) [ ]. 16 июня 1960 г. митрополита Николая освобождают от обязанностей Председателя Отдела Внешних Церковных сношений (якобы по собственному желанию), выразив, правда, благодарность за самоотверженную и успешную работу на посту председателя. На его место назначают молодого архимандрита Никодима с возведением в сан епископа Подольского (10 июля 1960 года) [ ]. В 1961 году архиепископ Никодим приведет Русскую Церковь во Всемирный Совет Церквей. Дальше события приобрели трагический характер. Куроедов потребовал удаления митрополита Николая из Москвы. Патриарх предложил митрополиту Николаю Ленинградскую или Новосибирскую кафедру на выбор, тот не согласился. По возвращении из отпуска он был лишен возможности служить в московских церквях, а 16 сентября 1960 года митрополита Николая освобождают от Крутицкой и Коломенской Кафедры и отправляют на покой (якобы по его собственному желанию, по причине болезни сердца) [ ]. Митрополит Николай был потрясен подобным исходом, он не думал, что Синод и Патриарх не защитят его. В 1961 году митрополита Николая совершенно здорового госпитализируют в Боткинскую больницу, где он находился в полной изоляции. Там он умирает 13 декабря 1961 года, якобы от сердечного приступа, возможно, в результате принятия сильнодействующего, не показанного ему лекарства. Исходя из принципа «кому выгодно» можно предположительно считать, что КГБ ответственен за его смерть.

http://pravoslavie.ru/37840.html

На Эзоповом языке это означало то, что впоследствии прекрасно выразит Солженицын: «Запад и Восток — два атеистических мира и не столь чужды друг другу» [ Власти были очень недовольны. 15 июня 1960 Куроедов при встрече с патриархом Алексием выразил глубокое неудовольствие деятельности ОВЦС, в частности отсутствием наступательности и «слабым разоблачением клеветническогй пропаганды о положении религии и Церкви в СССР». Куроедов порекомендовал, а точнее приказал уволить митрополита Никодима с поста председателя ОВЦС. Патриарх согласился, добавив, что митрополит Николай тяготится этой обязанностью и предложил на его место его заместителя — архимандрита Никодима (Ротова) [ 16 июня 1960 г. митрополита Николая освобождают от обязанностей Председателя Отдела Внешних Церковных сношений (якобы по собственному желанию), выразив, правда, благодарность за самоотверженную и успешную работу на посту председателя. На его место назначают молодого архимандрита Никодима с возведением в сан епископа Подольского (10 июля 1960 года) [ В 1961 году архиепископ Никодим приведет Русскую Церковь во Всемирный Совет Церквей. Дальше события приобрели трагический характер. Куроедов потребовал удаления митрополита Николая из Москвы. Патриарх предложил митрополиту Николаю Ленинградскую или Новосибирскую кафедру на выбор, тот не согласился. По возвращении из отпуска он был лишен возможности служить в московских церквях, а 16 сентября 1960 года митрополита Николая освобождают от Крутицкой и Коломенской Кафедры и отправляют на покой (якобы по его собственному желанию, по причине болезни сердца) [ Митрополит Николай был потрясен подобным исходом, он не думал, что Синод и Патриарх не защитят его. В 1961 году митрополита Николая совершенно здорового госпитализируют в Боткинскую больницу, где он находился в полной изоляции. Там он умирает 13 декабря 1961 года, якобы от сердечного приступа, возможно, в результате принятия сильнодействующего, не показанного ему лекарства. Исходя из принципа «кому выгодно» можно предположительно считать, что КГБ ответственен за его смерть.

http://bogoslov.ru/article/487477

После принятия решения райисполкома богослужения в церкви были прекращены. Как писали прихожане, «в результате полгода церковь числится за нами, а богослужение в ней мы совершать не можем. Иногда, когда приедет епископ, тогда производится служба. И то предстансовета т. Ющенко не стесняется во время богослужения входить при народе в церковь и требовать от облаченного епископа, ходящего с каждением по храму, его паспорт». 27 октября 1959 г. было принято решение Облисполкома о закрытии Успенской церкви. 19 декабря 1959 г. было принято окончательное решение Совета по делам религиозных культов об изъятии здания Успенской церкви у верующих. 28 апреля 1960 г. Азовский райисполком сообщил уполномоченному Совета по делам религиозных культов Н.М. Ендакову, что «согласно решению исполкома от 9 января 1960 года 2, старообрядческая церковь в х. Курган продана рыбколхозу им. Ленина с последующим переоборудованием ее под колхозный клуб для рыбаков этого хутора и прилегающего к нему х. Городище». Обстоятельства закрытия Успенской церкви сохранились до нашего времени благодаря жалобам прихожан. В апреле 1960 г. М.П. Дюжиковай писала Н.С. Хрущеву: «…У нас, старообрядцев, местная власть совместно с уполномоченным по делам религиозных культов по Ростовской области Ендаковым отобрали наш храм, за который мы боролись продолжительно несколько веков, т. е. триста лет… В 1959 г. запретили нам в нем совершать богослужения и не дали нам священника. В 1960 г. закрыли. Мы посылали в Москву два раза уполномоченных, чтобы обратиться к высшим властям с нашей прискорбной просьбой, но мы не можем попасть к вам на прием. Мы посылали четыре жалобы, но ответа нам не присылают… Мы обращались к уполномоченному по делам религиозных культов, с нами не хотят даже разговаривать. И наше святое святых разоряют. 2 февраля местная власть совместно с председателем совета Ющенко 10 человек приехали и начали все бить и уничтожать. Сбегся народ, начал плакать и просить, чтобы не делать этого. Власть взяла этих людей на заметку и на другой день начали угрожать и увольнять с колхоза. Председатель колхоза им. Ленина тов. Поддубный забрал все храмовое украшение и сложили все в колхозе».

http://sobory.ru/article/?object=35494

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010