195. Talmon S. The «Manual of Benedictionis» of the Sect of the Judaean Desert, RQ, 1960, t. II, 8, fasc. 4, s. 475–500. 196. Tcherikover V. Corpus papyrorum judaicarum, vol. I, Cambridge, 1957. 197. Tcherikover V. Hellenistic Civilization and the Jews, Philadelphia – Jerusalem, 1959. 198. Testuz M. Les idées religieuses du Livre des Jubilés, Paris, 1960. 199. Thomas J. Le mouvement Baptiste en Palestine et Syrie Gemblaux, 1939. 200. Tyloch W. Quelques Remarques sur le caractère social de mouvement du Qumran, «Qumran-Probleme», Berlin, 1963, s. 341–351. 201. Urbach E. Ascesis and Suffering in Talmudic and Midrashic Sources, «I. E. Baer. Jubilee Volum», Jerusalem, 1960, s. 48–68 (иврит). 202. Vaux R. de, a propos des manuscrits de la Mer Morte, RB, 1950, t .57, 3, s. 417–429. 203. Vaux R. de, L Archéologie et les manuscrits de la Mer Morte, Paris, 1961. 204. Vellas B. Zur Etymologie des Namens σσαιοι, «Zeitschrift für die Alttestamentliche Wissenschaft», 1969, Bd. 81, H. 1, s. 99–100. 205. Vermes G. Essenes and Therapeutai, RQ, 1962, t. 3, 12, fasc. 4, s. 495–504. 206. Vermes G. Essenes – Therapeutai – Qumran, «The Durham University Journal», 1960, vol. LII, 3, s. 97–115. 207. Vermes G. The Etymologie of «Essenes», RQ, 1960, t. 2, 7, fasc. 3, s. 427–444. 208. Wagner P. Die Essener in der Wissenschaftlichen Discussion, Berlin, 1960. 209. Wendland P. Die hellenistisch-römische Kultur in ihrer Beziehungen zu Judentum und Christentum, Tübingen, 1907. 210. Wendland P. Die Therapeuten und die philonische Schrift vom beschaulichen Leben, Leipzig, 1896. 211. Wilcken U. Grundzüge und Chrestomathie der Papyruskunde, Bd I, Leipzig-Berlin, 1912. 212. Wilcken U. Urkunden der Ptolemäerzeit, Bd I, Berlin und Leipzig, 1927. 213. Wolfson H. A. Philo. Fundations of Religious Philosophy in Judaism, Christianity and Islam, vol. I-II, Cambridge, 1948. 214. Zeitlin S. The Account of the Essens in Josephus and the Philosophumena, JQR, 1959, vol. 49, 4, s. 292–299. 215. Yadin Y. The Ben Sira Scroll from Masada, Jerusalem, 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

1955. 37. [Т.] 2. С. 1-24; Воссоздание Св. Руси. П., 1956. М., 1991р; Жизненный путь митрополита-экзарха Владимира [Тихоницкого]. П., 1957; Очерки по истории Рус. Церкви: В 2 т. П., 1959. М., 1991р; Автобиография//ВРСХД. 1960. 58/59. [Т.] 3/4. С. 57-62; Вселенские Соборы. П., 1963. М., 1994р; Как создался Правосл. богосл. институт в Париже//ВРСХД. 1964. 75/76. [Т.] 4. 1965. С. 4-18; Лик Пушкина//Лик Пушкина: Речи, читанные на торжеств. заседании Богосл. ин-та. П., 1977р. С. 31-38. Лит.: Шингарев А. И. Как это было: Дневник. Петропавловская крепость, 27.9.17 - 5.1.18. М., 1918. С. 40; Веритинов Н. В старой академии//Возрождение. 1956. Кн. 49. С. 78-91; Кн. 50. С. 121-134; он же. Человек великого разума (памяти учителя)//Там же. 1960. Кн. 106. С. 107-112; Поливанов М. По поводу книги А. В. Карташева «Воссоздание Святой Руси»//Новый журнал. Н.-Й., 1956. Кн. 46. С. 239-248; Кассиан (Безобразов), еп. А. В. Карташев//ПМ. 1957. Вып. 11. С. 9-16; Полторацкий Н. П. Церковь и государство: Собеседования по книге проф. А. В. Карташева «Воссоздание Святой Руси»//ВРСХД. 1957. 46. [Т.] 3. С. 27-34; Злобин В. Литературный дневник//Возрождение. 1959. Кн. 93. С. 130-142; Сахаров А. Н. От публикатора// Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р. Т. 1. С. 3-16; он же. Апостол истории «Святой Руси» (А. В. Карташев)//ОИ. 1998. 5. C. 89-107; Зеньковский В. В., прот. Памяти проф. А. В. Карташева//ВРСХД. 1960. 58/59. С. 61; он же. Пять месяцев у власти: Восп. М., 1995. С. 38-39; Князев А., прот. Памяти А. В. Карташева//ВРСХД. 1960. 58/59. [Т.] 3/4. С. 64; он же. Зов пророческий: [Речь, посвящ. памяти А. В. Карташева]//Там же. 1961. 61. [Т.] 2. С. 58-60; Никольский Л. М. Памяти учителя//Там же. 1960. 58/59. С. 58-59; Шмеман А., прот. Церковь, гос-во, теократия: По поводу «Очерков Русской Церкви» А. В. Карташева//Новый журнал. 1960. Кн. 59. С. 270-278; Кононова-Милославская А. М. Проф. А. В. Карташев - ученый, правосл. богослов//Наша дань Бестужевским курсам: Восп. бывш.

http://pravenc.ru/text/Карташёв.html

Отец Павел ни с какими трудностями не считается и куда его потребуют без отказа всегда пойдет. За тот период, в который он служит у нас, мы его полюбили, как любит ребенок мать. Ваш отказ очень и очень нас огорчил и просим Вашего Архипастырского Благословения и разрешения оставить дорогого отца Павла для нашего Храма и для его прихожан. Члены церковного Совета Борзовской Воскресенской церкви и верующие [далее следуют 73 подписи] 16/11–1960 года. 15 МОСКОВСКАЯ NATPUAPXIЯ УКАЗ УПРАВЛЯЮЩЕГО ЯРОСЛАВСКОЙ ENAPXIEЙ МОИМ определением от 29-го февраля 1960 года Настоятель Воскресенской церкви села Борзова Рыбинского района священник ГРУЗДЕВ Павел Александрович переводится Настоятелем Воскресенской церкви села Остров Гаврило-Ямского р-на Ярославской Епархии. Настоящий Указ вступает в силу после регистрации у Уполномоченного Совета по делам Р.П.Ц. по Ярославской области и обязательной явки к Благочинному. г. Ярославль 29-го февраля 1960 года. 17 [круглая печать] УПРАВЛЯЮЩИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ENAPXIEЙ ЕПИСКОП ИСАИЯ 16 Вх. 182 7–3–60 г. Его Преосвященству Преосвященнейшему Исайе Епископу Угличскому, Управляющему Ярославской Епархией от священника села Борзова Груздева Павла Александровича Заявление Настоящим прошу Ваше Преосвященство о переводе меня из села Борзова в село Верхне-Никульское, Некоузского р-на. Священник Павел Груздев 7/3–1960 года 17 МОСКОВСКАЯ NATPUAPXIЯ УКАЗ УПРАВЛЯЮЩЕГО ЯРОСЛАВСКОЙ ENAPXIEЙ МОИМ определением от 7-го марта 1960 года Настоятель Воскресенской церкви села Борзова, Рыбинского района, священник ГРУЗДЕВ Павел Александрович переводится, согласно прошения, Настоятелем Троицкой церкви села Верхне-Никульского, Некоузского района, Ярославской Епархии. Настоящий Указ вступает в силу после регистрации у Уполномоченного Совета по делам Р.П.Ц. по Ярославской области и обязательной явки к Благочинному. г. Ярославль 7-го марта 1960 года. [круглая печать] УПРАВЛЯЮЩИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ENAPXIEЙ ЕПИСКОП ИСАИЯ 18 5/8–60 г. 685. НАСТОЯТЕЛЮ ТРОИЦКОМ ЦЕРКВИ СЕЛА ВЕРХНЕ-НИКУЛЬСКОЕ священнику о. Павлу ГРУЗДЕВУ

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Αθναι, 1960 (Вклад в историю Константина Великого: Скачки в Риме перед битвой на Мульвиевом мосту); Α πρς λλλους σχσεις τν ποιμνων τς Εκκλησας Θεσσαλονκη, 1960 (Отношение друг к другу пастырей Церкви); Die griechische Theologie//Die orthodoxe Kirche in griechischer Sicht. Stuttg., 1960. Bd. 1. S. 7-37 (Греческое богословие); Die Stellung der Laien innerhalb des kirchlichen organismus//Die orthodoxe Kirche in griechischer Sicht. Stuttg., 1960. Bd. 2. S. 92-116 (Положение мирян в церковном организме); Η θσις το ατοκρτορος το Βυζαντου ν τ θε λατρε. Θεσσαλονκη, 1960 (Место визант. императора за богослужением); Η συνθεια ν τ νεωτρ Κανονικ Δικα, φσις, πδρασς της κα α σχσεις της πρς τ θιμον. Θεσσαλονκη, 1961 (Обыкновенное в каноническом праве, природа, влияние и его отношение к обычаю); Παραδσεις Ποιμαντικς. Αθναι, 1961 (Предания пастырства); Συμβολ ες τν ρμηνεαν το 19ου καννος τς Α Οκουμενικς Συνδου. Θεσσαλονκη, 1962 (К вопросу о толковании 19-го правила Первого Вселенского Собора); Ελαβικν φιρωμα. Αθναι, 1962 (Благоговейное посвящение); Σημεισεις το Κανονικο Δκαιου τς Ορθοδξου Ανατολικς Εκκλησας. Θεσσαλονκη, 1960-1962. Τ. 1-3 (Заметки по каноническому праву Православной Восточной Церкви); Α περ κοινοβιακς ζως ντιλψεις το Μεγλου Βασιλεου. Αθναι, 1963 (Представления Василия Великого о киновийной жизни); Μηνματα χαρς. Αθναι, 1964 (Послания радости); Fundamental Principles of Orthodox Morality//The Orthodox Ethos: Essays in Honour of the Centenary of the Greek Orthodox Archdiocese of North and South America/Ed. A. J. Philippou. Oxf., 1964. P. 229-248 (Основные принципы христианской морали) и др.; 1829 μραι ες τ Πηδλιον: 17 Μαου 1967-16 Μαου 1972. Αθναι, 1972. Τ. 1-2 (1829 дней у кормила власти); Τ δρμα νς Αρχιεπισκπου. Αθναι, 1975 4 (Драма архиепископа); Αγαπισμς: Τ καινοργιο σστημα ζως. Αθναι, 19802 (Любовь: новая система жизни). Лит.: Θεοδρου Ε. Κοτσνης Ιερνυμος//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 919-921; Новый Предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Иероним//ЖМП. 1967. 11. С. 59; Георгий, митр. Калабрийский и Эгалийский, местоблюститель. Его Святейшеству Пимену, Патриарху Московскому [сообщение об отставке архиепископа Афинского Иеронима]//ЖМП. 1974. 1. С. 4; Νικδημος (Γκατζιρολης), μητρ. Ιερνυμος Κοτσνης, Αρχιεπσκοπος τν Αποστολικν Οραματισμν. Αθνα, 1990; Скурат. ИППЦ. 1994. С. 80-85, 91-94, 98, 107, 111, 287-288; Γιουσμς Α., πρωτοπρ. Ιερνυμος ο πατρας μου. Μυτιλνη, 1999; Κοκουνας Δ. Η Εκκλησα της Ελλδος απ τον Δαμασκην στον Χριστδουλο, 1941-2007. Αθνα, 2007. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293718.html

«15/28 февраля 1960 года служил последний раз Литургию в селе Борзово», – сделана запись в батюшкиных тетрадках. А 7/20 марта 1960 года начал службу в Свято-Троицком храме села Верхне-Никульское. Отцу Павлу после закрытия храма в Борзове было предложено на выбор три прихода в Некоузском районе: Воскресенское, Верхне-Никульское и райцентр Некоуз. Некоуз ему не понравился, а в Воскресенском он старосте не понравился: «Маленький, плюгавенький, нам такого не надо» – сказала старостиха, – «нам попа надо представительного, видного, ражого» (то есть красивого). А в Верхне-Никульское приехал, там староста еще с войны была. Она ему открыла храм, и отец Павел перед иконой «Достойно есть» отслужил молебен. «Так пел, так пел», – вспоминали прихожане, – «что староста сказала: приезжайте, мы Вас возьмем». Тогда от старосты во многом зависела регистрация священника на приходе у уполномоченного по делам религии. В Верхне-Никульском этот вопрос благополучно решился, и 7 марта 1960 года управляющий Ярославской епархией епископ Исайя издает указ: «Моим определением от 7 марта 1960 года настоятель Воскресенской церкви села Борзово Рыбинского района священник Груздев Павел Александрович переводится, согласно прошению, настоятелем Троицкой церкви села Верхне-Никульское Некоузского района Ярославской епархии». И вот с этого дня начинается тридцатидвухгодичное служение отца Павла в Троицком храме села Верхне-Никульское. Протоиерей Георгий Митрофанов: Хочется отметить еще одну выразительную историческую деталь. Действительно, 1960 год был временем, когда храмы в нашей стране интенсивно закрывались. Но тем не менее случилось так, конечно же, по милости Божией, что именно в этом году, потеряв один храм, к которому уже так прикипела его душа, архимандрит Павел (Груздев) оказывается на том самом приходе, который, собственно, и станет местом всего его дальнейшего служения и который многих православных христиан – и тех, кто был обращен в православную веру в 1960–80-е годы и даже в начале 90-х годов, и станет местом подлинного паломничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Особенно сильно пострадала Волынская епархия во время антирелиг. кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.). К 1958 г. в Волынской обл. насчитывалось 386 церквей, служили 293 священника, 3 диакона, 24 псаломщика. В Ровенской обл. имелось 402 храма, служили 496 священников, 33 диакона. Отдельно учитывались в качестве централизованных орг-ций Корецкий и Дерманский жен. мон-ри, в к-рых были зарегистрированы соответственно 166 и 79 насельниц, хотя были также десятки незарегистрированных монахинь. В 1958 г. начались массовое упразднение приходов и мон-рей, преследование клириков. В июле-авг. 1959 г. в связи с закрытием кременецкого Богоявленского жен. мон-ря в Волынскую епархию были переведены 53 монахини, почти все они поселились в Корецком мон-ре, но некоторым власти запретили остаться в мон-ре. В том же году был закрыт Дерманский Троицкий жен. мон-рь. Единственной действующей обителью Волынско-Ровенской епархии оставался корецкий Троицкий жен. мон-рь. В дек. 1959 г. упразднили Николаевский храм во Владимире-Волынском. В мае 1960 г. был закрыт Ильинский собор в г. Камень-Каширский. В янв. 1960 г. был упразднен Преображенский храм в с. Чернчицы (ныне в черте Луцка), переоборудованный под склад, в нояб. 1983 г. он был разобран. В июле 1960 г. закрыли Михайловский храм в с. Вышков (ныне в черте Луцка). 22 нояб. 1960 г. Братский Крестовоздвиженский храм в Луцке был переоборудован под планетарий. В 1960 г. закрыли Успенский храм бывшего подворья Почаевской лавры в г. Здолбунов (разобран в 1963). В г. Корец были упразднены Параскевинский (1960) и Николаевский (1961) храмы. В 1962 г. уполномоченный по делам РПЦ по Ровенской обл. Б. Плугатаренко требовал от митр. Киевского и Галицкого Иоанна (Соколова) уволить игумению Корецкого монастыря Людмилу (Вельсовскую), которая, по его словам, мешает местным властям в проводимых ими «мероприятиях по сокращению численности насельниц обители» в целях упразднения данной монашеской общины. В нач. 1962 г. с согласия архиеп. Панкратия (Кашперука) был закрыт Воскресенский собор в Ровно, переоборудованный в музей космонавтики и научного атеизма. В 1964 г. были снесены колокольня, а также часовня и статуя Пресв. Богородицы возле собора. В 1962 г. упразднили Богоявленский собор в Остроге. В февр. 1963 г. прекратилось богослужение в Рождество-Богородичной ц. в г. Дубровица. Ситуацию ухудшала бездеятельность управлявшего Волынской епархией в 1956-1962 гг. архиеп. Панкратия. В связи с потерей им зрения в 1961-1962 гг. епархией фактически руководил прот. Николай Струменский. В 1962 г. епархию возглавил еп. Мефодий (Мензак), к-рый в отличие от своего предшественника регулярно объезжал приходы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Приводимые ниже таблицы иллюстрируют, как изменялось количество храмов в период проведения реформы приходского управления в  областях Центральной России:   Таблица 4 Численность православных храмов в регионах Центральной России в 1958 – 1963 гг.  Год   Область Владимирская Ивановская Костромская Калининская Калужская Г. Москва Московская Рязанская Смоленская Тульская Ярославская   Таблица 5 Снятие с регистрации религиозных объединений в областях Центральной России в 1960 – 1963 годах   п/п Область Количество религиозных объединений  на 21.08.1963 года Снято с регистрации в 1960 году Снято с регистрации в 1961 году Снято с регистрации в 1962 году  Снято с регистрации в 1963 году Владимирская Ивановская Костромская Калинская Калужская Г. Москва Московская Рязанская Смоленская Тульская Ярославская   Из таблиц мы видим, что наиболее активно закрытие храмов происходило в тех областях, где на начало антицерковных репрессий Н.С. Хрущева их было наибольшее количество – в Ярославской и Московской, а также в Калининской, где за 1960–1962 гг. был закрыт 31 православный храм. Количество храмов, которые закрывались в Центральной России в 1960–1962 годах, за один год почти вдвое превышало количество церквей на 21.08.1963 года в таких областях, как Калужская или Тульская. Только за 1960–1963 годы в областях Центральной России было закрыто 179 храмов. Для очередных закрытий использовались все возможности. В плане уполномоченного Совета по Костромской области на 1964 год значилось: «Совместно с райисполкомами и райкомами провести социологическое обследование населенных пунктов в районе одиннадцати церквей, …где из-за отсутствия священников длительное время нет богослужений и где финансовое положение религиозных объединений свидетельствует о том, что церковь не поддерживается населением и после этого решить вопрос о снятии с регистрации религиозных обществ» . Впрочем, число действующих священнослужителей в Центральной России было все-таки достаточно соразмерным количеству открытых храмов, о чем и свидетельствует приводимая ниже таблица.

http://bogoslov.ru/article/3738150

В феврале 1960 года ситуацию изменили крупные перемены, произошедшие в руководстве Совета по делам Русской Православной Церкви. После ухода с должности председателя лояльного к Церкви Г. Г. Карпова его место занял В. А. Куроедов. В апреле на Всесоюзном совещании уполномоченных В. А. Куроедов предложил перейти к плановому сокращению числа церквей, монастырей, духовных учебных заведений и духовенства, епархий и епархиальных центров. Для осуществления намеченного плана было решено подавить сопротивление ряда иерархов, противодействующих новой религиозной политике власти. Теперь у П. С. Горбунова появился шанс свести счеты со строптивым епископом. Документы епархии и уполномоченного с мая по сентябрь 1960 года рисуют драматическую картину борьбы епископа Павла с властями за сохранение ее приходов и самих канонических основ церковной жизни. Чтобы удержать позиции Церкви и укрепить приходы, которым грозила опасность закрытия, епископ сосредоточил свое внимание на формировании их исполнительных органов, стремясь пополнить церковные советы и «двадцатки» наиболее энергичными верующими людьми, того же постоянно требовал от благочинных и настоятелей. В ответ там, где это удавалось, уполномоченный умышленно отменял принятые решения, избранные члены исполнительных органов не регистрировались. Только в первой половине 1960 года уполномоченный полностью или частично снял с регистрации исполнительные органы в восьми церквах. В ответ на новый натиск властей епископ Павел в пасхальную ночь 1960 года организовал праздничное богослужение под открытым небом, которое совершалось игуменом Серафимом (Барановым) параллельно со службой в кафедральном соборе. На претензии уполномоченного епископ ответил: «Я лично не нахожу ничего противозаконного. Верующие просили, и я заставил служить. Это мое право и долг.» Несмотря на требования уполномоченного, запрещавшего пышные соборные богослужения, 9 мая, день памяти святителя Стефана Великопермского, просветителя пермяков, в 1960 году праздновался особенно торжественно. Богослужение вместе с епископом совершали 24 священника и 6 диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем не менее двери храма были забиты. Службы проходили в маленьком церковном доме. Во время церковных праздников прихожане молились на паперти храма. В один из зимних дней 1960 года должна была состояться передача имущества Успенской церкви в церковное сословие, после чего официально должна была прекратить свое существование. По приказу 2 от 23 февраля 1960 года на основании решения райисполкома и ходатайства крайисполкома о изъятии церковного имущества. 20 августа 1960 года священник Успенской церкви отец Андрей (Матвеев), был вызван в город Краснодар уполномоченным совета по делам Русской Православной церкви т.Бабушкиным и таким образом церковь осталась без священника. В это время было объявлено сдать регистрационные удостоверения протерею Волковичу А.И., диакону Чалому П.Г. и служителю Андрееву по приказу Бабушкина. Постановление об изъятии имущества было показано так же старосте Молько П.С. для передаче общине верующих. В последних числах ноября 60-го года церковному старосте поручено обсудить с общиной, как поступать с церковным имуществом. Через два дня Молько П.С. сообщил, что они решили имущество себе не брать, а предложили решать как с ним поступать райисполкому. Председатель райисполкома Бадран договорился в городе Краснодаре о том, что имущество церкви передать в распоряжение благочинного города Курганинска. Благочинный Курганинска 9 декабря 1960 года прибыл в райисполком, чтобы решить вопрос, когда будет возможно принять имущество. Было договорено передать 12 декабря. Об этом поставлен в известность староста Молько, так как ранее было дано указание, что имущество должны выносить из церкви сами верующие. 12 декабря 1960 года было приглашено 40 человек дружинников для обеспечения порядка, затем пригласили еще 60 человек. В ограде церкви находилось 30-40 человек верующих. Верующие заявили, что сами передавать имущество не будут. Весть эта быстро разнеслась по городу. Собралось около 500 человек верующих. Все возмущались тому, что происходит. Осаду стариков и старушек, пенсионеров и инвалидов вели несколько дней и ночей, под руководством начальника районной милиции и секретаря райисполкома Давыдова, заведующего городского коммунального хозяйства Каменского, группой комсомольцев, студентов Лабинского сельскохозяйственно-технического ремесленного училища 1 и в полном составе всей районной милицией. Применялось жестокое насилие, терзали, швыряли людей и крутили руки, разгоняли бабушек, сажали в машины и увозили, как арестантов. Поднялся страшный шум, крики, слезы. Были случаи сердечных приступов. Сторожа Краморова Г.А. поставили к стене, как арестованного. Многих насильно согнали в церковную сторожку.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Дореволюционное состояние приходов не было идеальным, о чем свидетельствовал учрежденный только на Поместном соборе 1917 г. Приходской устав, так и не реализованный. О послевоенном периоде как о времени расцвета приходов нельзя судить по ограниченному количеству открытых храмов и священников, уровень образования которых был довольно низким . Происходил процесс кадрового насыщения приходов после репрессий 1930-х. Подтверждением данной оценки могут служить отчеты епархиальных архиереев в послевоенное время, свидетельствующие о плачевном состоянии возвращенных церковных зданий и приходских организаций. К 1960-м годам положение стало выравниваться благодаря вернувшимся из заключения и окончившим семинарии и академии священнослужителям, в основной своей массе соответствовавшим своему призванию. К 1960-м годам церковная община состояла из настоятеля и обслуживающего персонала: старосты, которая была и продавщицей за церковным ящиком, иногда еще и казначея, псаломщика, уборщиц. Как таковых зарплат у них не было: полученные в результате деятельности средства делились между служащими. Представители церковных двадцаток были формальными участниками приходской жизни. Прихожане ходили на службы и отправляли требы. К жизни и деятельности прихода они не допускались. Разница между городскими и сельскими приходами была разительной. После приходской реформы 1961 года исполнительный орган, состоящий из старосты, его помощника и казначея, фактически управлял приходом. Прихожане к управлению не допускались. В 1960-е годы вновь появилось явление, известное ранее как старчество — духовное руководство, расцвет которого пришелся на XIX век. Инициативу старчества в начале ХХ века продолжили братства. К известным, ярким священникам в 1960-е годы люди приезжали за духовными наставлениями и руководством в жизни. Группы таких священников делились на интеллектуалов и монашествующих. Среди интеллектуалов, вокруг которых объединялась интеллигенция, в качестве знаковых фигур назовем протоиереев Всеволода Шпиллера, Александра Меня, Бориса Старка, Михаила Туруханова, Виктора Гаврилова, Николая Виноградова, Иоанна Евдокимова и многих других.

http://bogoslov.ru/article/6176583

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010