С целью запугать архиереев, которые боролись с наступлением на Церковь , в 1960 г. был арестован и осужден на 3 года архиепископ Казанский Иов. Его обвинили в неуплате налогов с расходов на представительство, которые ранее налогом не облагались. Таким образом, все иерархи предупреждались, что они могут быть осуждены на основе аналогичного обвинения, если окажутся неугодны. В 1961 г. арестовали архиепископа Иркутского Вениамина, который через 2 года скончался в заключении, и т. д. Отстранялись от служения и наиболее активные священники. Так, только уполномоченный по Минской области в 1960 г. снял с регистрации «в порядке наказания» 6 священнослужителей 1027 . На время ослабив церковное сопротивление, власти приступили к осуществлению намеченных планов. К ноябрю 1960 г. по заданию ЦК КПСС была разработана «Инструкция по применению законодательства о культах», утвержденная в марте 1961 г., которая запрещала религиозным центрам организовывать детские и женские собрания, кружки, паломничество, благотворительность, санаторную и лечебную помощь, экскурсии, библиотеки, использовать средства для возрождения затухающих церквей и монастырей, принудительно взыскивать сборы, применять к верующим меры принуждения и наказания. Запрещение благотворительности дошло до того, что с 1960 г. власти стали оказывать давление на священников и церковные советы, вынуждая их изгонять нищих из храмов. Во многих городах начали препятствовать проведению крестных ходов и в церковной ограде, в ноябре В. Куроедов впервые внес в ЦК КПСС предложение о запрещении колокольного звона. Значительно выросло количество закрываемых церквей: если в 1959 г. власти сняли с регистрации 364 православные общины, то в 1960 г. – 1398 1028 . Сильный удар был нанесен по духовным учебным заведениям. К 1958 г. они достигли пика своего развития за все послевоенное время. В 8 семинариях и 2 Академиях обучалось свыше 1200 человек на дневном отделении и более 500 на заочном. Но с этого времени государство начало прилагать усилия к тому, чтобы сократить количество учащихся духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

277 Николай Александрович Друганов (1886–1971), диакон Свято-Никольского собора в Брюсселе с 1932 по 1971 гг. 279 Николай (Еремин), митрополит Корсунский (1892–1985), Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе (1954–1963 гг.). 280 Александр (Немоловский) (1877–1960). С 1905 – священник-миссионер в Америке, епископ (1909), архиепископ (1919). Настоятель Свято-Николаевской церкви в Брюсселе (1929–1960), архиепископ Брюссельский и Бельгийский, викарий митрополита Евлогия (1936), признан Бельгийским государством (1937). Арестован немцами и перевезен в Берлин (1940). После взятия Берлина присоединился к Московской Патриархии (1945), назначен архиепископом Берлинским с сохранением окормления Бельгийских приходов. Вернулся в Бельгию и утвержден архиепископом Брюссельским и Бельгийским Московской Патриархии (1946), митрополит (1959). О нем, см. А. Казем-Бек, «Знаменательный юбилей (50-летие архиерейского служения архиепископа Брюссельского и Бельгийского)»//ЖМП, 1959, 11; «50-летие епископского Служения митрополита Брюссельского и Бельгийского Александра//ЖМП, 1960, 1; Корнилий [Фристедт] иером., «Митр. Брюссельский и Бельгийский» (Некролог)//ЖМП, 1960, 8, с.10. 281 Николай Александрович Друганов (1886–1971), диакон Свято-Никольского собора в Брюсселе с 1932 по 1971 гг. 283 Сергий Георгиевич Рейнгардт (1932–2006), диакон Свято-Никольского собора в Брюсселе с 1908 по 2006 гг. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви в в Троице-Сергиевой Лавре (май-июнь 1971 года). 284 Владимир Евгеньевич Драшусов (1917–2003), с 1960 по 2003 гг. член приходского совета (с 1985 по 1994 гг. староста) Свято-Никольского собора в Брюсселе. С 1965 по 2003 гг. член Епархиального совета Брюссельско-Бельгийской епархии Русской Православной Церкви. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой Лавре (май-июнь 1971 года). 286 Архиепископ Василий (Кривошеин) . Автобиографическая заметка, рукопись. Брюссель. С. 1 u Son Excellence Monseigneur Basile, Archevêque de Bruxelles et de Belgique: note biographique à l’occasion de son 80e anniversaire//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, Париж, 1980–81.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Затем он участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру. Монах же Павел, друг отца Иоанна, жил недалеко от него, в пещерной часовне.Отец Иоанн страдал и от бедуинских арабов, которые бросали в него камни, желая выгнать его из пещеры, но он претерепел все с благодарностью Богу и большим смирения. До тех пор,пока он жил в пещере, он никогда не видел женщин. Войти к нему никто и не мог, потому что скала была отвесная и забраться в пещеру, похожую на ласточкино гнездо, можно было только по 5-метровой лестнице, которую святой сам спускал по необходимости.За две недели, прежде чем он отдал свою душу в руки Господа, в полдень, в ясном небе, справа он увидел венец из пальмовых листьев и слова: " Блажен.... " Слева были написаны слова " Проклятый.... " , а также сверкала молния и гремел гром. Он рассказал свое видение своему ученику, Иоаникию, который постоянно заботился о нем. Отец Иоанн не сказал, что означает письменная форма " Блажен ... " , дабы не хвалить себя. Зная, что его конец приближается, он принял Святое Причастие. Температура росла постоянно, он слабел, так и не сказав значение слов из своего видения. Это был август,была сильная жара. Ночью отец Иоанн встал на немного, как бы желая что-то сказать, но не мог этого сделать из-за недостатка сил, снова свалившись в постель. Через час, он поднял правую руку и дал благословение на все стороны в знак креста, передавая тем благословение святых отцов, о которых он писал в своих произведениях. После этого, на рассвете четверга, 5 августа 1960 года он был призван к вечной жизни.Отец Иоанн знал, что идет к Господу еще не в преклонных летах, но не грустил и готовил себя к вечности заранее. Его ученик, схимонах Иоаникий, говорит, что он положил мокрую ткань на тело своего отца, чтобы охладить его, потому что тот горел в лихорадке, тот же не проронил ни звука от боли, а только поблагодарил его приятным голосом. Отец Иоанн всю свою жизнь уважал каноны Православной Церкви от мельчайшей вещи до самой великой.

http://pravicon.com/info-2488

В этой пещере с непрерывной мыслью о Боге и думой о родной стране старец Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 года. Было ему только 47 лет, из них 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в третьем отделении пещеры, где упокоились схимонахи, жившие здесь прежде. Старец обрел вечное упокоение после стольких подъятых им на себя трудов, и уготовал ему Господь рай, предназначенный для тех, кто всей душой любит Его. Кончина благочестивого Иоанна потрясла и опечалила многих. Отдавая почившему последние почести, журнал «Святые места» посвятил ему целый номер, рассказав о его трудах и житии. Ученик старца Иоанникий Пырыяла издал в 1968 и 1970 годах в Иерусалиме два тома его стихотворений, переводов и поучений под названием «Пища духовная» с предисловием архиепископа Аристовула из Иерусалимской Патриархии. В течение 20 лет тело иеросхимонаха Иоанна пролежало в пещере св. Анны. В начале августа 1980 года, согласно местным традициям, совет старцев монастыря прп. Георгия Хозевита открыл «пещеру почивших», чтобы положить останки в общую могилу. При сем присутствовали множество греческих и румынских монахов и архимандритов, а также паломники из Румынии. Присутствующие были поражены увиденным. Все засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени. Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря прп. Георгия Хозевита, позднее вспоминал: «Мы ожидали увидеть одни лишь святые кости, а почувствовали дивное благоухание. Когда мы сняли крышку гроба, то увидели отца Иоанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти. Как будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений. Тление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни рясы и обуви». Об этом сразу сообщили Патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре.

http://pravoslavie.ru/41309.html

1951, начало августа. Поселился в г. Усмань Воронежской области. 1952, июнь–1953, январь. Неудавшаяся попытка обосноваться в Лебедяни. Возвращение в Усмань. 1953,18 июля–1956, 31 июля. Работа бухгалтером Усманской промыслово-кооперативной артели «Красное знамя». 1955, 25 августа –1956,6 мая (Пасха). Написана работа «Моим детям и друзьям». 1956, 10 января. Рождение внучки Марии. 1956. Написаны главы «Воспоминаний» об отце. Работа над «Воспоминаниями» продолжалась до конца 1975 г. 1957, 23 марта. Закончена в первоначальной редакции работа «Путь Отцов» (текст неоднократно перерабатывался до начала 1960-х гг.). 1957–1959. Написана работа «Об ощущении благодати» (приложение к книге «Путь Отцов»). В середине 1970-х гг. на ее основе составлена статья «Причастие вечной жизни». 1959, 21 ноября. Закончена работа « Церковь верных». 1959–1960(?). Закончена статья «Свет Церкви». 1960–1961, зима. Начало работы над книгой «Наследство Достоевского». 1960, август–сентябрь. Написана статья «К 100-летию со дня смерти Хомякова». 1961,15 февраля. Закончена статья «Соборность Церкви и экуменизм». 1961, 21 февраля. Отказ в прописке в г. Загорске. 1962, 14 ноября. Переезд в г. Покров Владимирской области. 1963, весна. Закончена книга «Наследство Достоевского». Начата работа над книгой об отце Павле Флоренском. 1963, 8 августа. Реабилитирован по делу 1933 г. за отсутствием состава преступления. 1964, 11 июня. Отказано в московской прописке (заявление о предоставлении жилой площади в Москве было связано с реабилитацией). 1967, 28 сентября. Реабилитирован по делу 1946 г. за отсутствием состава преступления. 1972, 19 мая. Краткий вариант работы о Флоренском «Священник Павел Флоренский как учитель церковности» передан в редакцию «Журнала Московской Патриархии» (не опубликован). 1972. Закончена работа «Славянофильство и Церковь ». 1972. Опубликована парижским издательством «YMCA-Press» книга «Об о. Павле Флоренском (1882–1943)» (под псевдонимом Ф.И. Уделов). 1972–1977. Работа над сочинениями философской, богословской и церковной тематики, в том числе: «Записки о литургии и Церкви», «Священное Предание», «Оптинское издание аскетической литературы и семейство Киреевских», «Причастие вечной жизни», «У стен Церкви», «Итог всего», «Записи об апостольских посланиях».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

9 июля 1960 г. в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры Н. был наречен епископом Подольским, викарием Московской епархии. Чин наречения совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, архиереи Антиохийского Патриархата митр. Гор Ливанских Илия (Карам) и Сергиопольский еп. Василий (Самаха), епископы Дмитровский Пимен (Извеков; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Можайский Стефан (Никитин). 10 июля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры патриарх Алексий I в сослужении тех же иерархов совершил архиерейскую хиротонию Н. 19 сент. 1960 г. Н. сменил митр. Николая также на должности председателя Издательского отдела Московской Патриархии (занимал этот пост до 14 марта 1963) и председателя редколлегии «Журнала Московской Патриархии» (до 2 янв. 1962). 6 окт. того же года Н. также был утвержден председателем редколлегии сб. «Богословские труды» (до 7 окт. 1967). 22 окт. 1960 г., после кончины еп. Исаии (Ковалёва), Н. был назначен временным управляющим Ярославской епархией, а 23 нояб.- епископом Ярославским и Ростовским. 16 марта 1961 г. Н. по должности председателя ОВЦС стал постоянным членом Синода. 10 июня 1961 г. возведен в сан архиепископа. 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 3 авг. того же года, после увольнения незадолго до кончины Крутицкого и Коломенского митр. Питирима (Свиридова) с должности председателя Синодальной комиссии по межхристианским связям (Н. являлся ее членом с момента создания в авг. 1960), решением Синода был назначен председателем реорганизованной Комиссии по вопросам христианского единства и возведен в сан митрополита. 4 авг. 1963 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским, а 9 окт. того же года - Ленинградским и Ладожским. Кроме того, Н., как председатель ОВЦС, имел в своем архипастырском окормлении благочиния РПЦ в Венгрии и Финляндии. Увольнение митр. Николая (Ярушевича) с должности председателя ОВЦС и назначение на его место Н. многими было воспринято как проявление гонений на Церковь. Это изначально определило негативное отношение к Н.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

20.03.1914 (осень) 1917 в/у Арсений IV Смоленец, 3-й раз 16(29)11.1919 02(15)06.1928 22.07(04.08)1921 04.1926 05.1926 24.11(07.12)1936 24.11(07.12)1936 28.10(10.11)1943 09.1943 09.1944 16(29)10.1944 02(15)05.1945 13(26)07.1945 04(17)03.1950 Арсений V Крылов 04(17)03.1950 18(31)07.1954 18(31)07.1954 28.02(13.03)1958 09(22)06.1958 09(22)03.1960 Феодосий Попорский 09(22)03.1960 10(23)11.1960 10(23)11.1960 24.08(06.09)1971 25.08(07.09)1971 05(18)08.1972 05(18)08.1972 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1978 24.09(07.10)1988 17(30)11.1988 20.11(03.12)1988 21.11(04.12)1988 Тверская, обн. (см. Калининская, обн.) Тегельская Основана в 1965 г. Именование – по г. Тегель (близ Берлина). Берлинское (Среднеевропейское) викариатство. Упразднена в 1967 г. 15(28)11.1965 24.09(07.10)1967 Ионафан Кополович Темниковская Основана 19.09(02.10)1923. Местопребывание – в г. Темников (Мордовская АССР). Тамбовское викариатство. 25.09(08.10)1923 14(27)06.1934 07(20)02.1936 Димитрий Поспелов, паки) Иосиф (1935?) Темниковская, григ. Основана в 1926 г. Местопребывание – в г. Темников (Мордовская АССР). Упразднена в 1934 г. 1926 Агафангел Темрюкская, обн. Основана в 1931 г. Именование – по г. Темрюк (Краснодарский край). Кубанское викариатство. Упразднена в 1932 г. 08(21)09.1931 25.02(09.03)1932 Василий Кожин Тер-Гяварская Основана в 1904 г. (?) (в рамках миссии среди персидских несториан; местопребывание – в г. Тер-Гявар, Иран). 25.01.1904 23.04.1910 Илия (Мар-Илия) Геваргизов Тернопольская Тернопольская и Кременецкая. Основана 15(28)12.1988 (выделена из Львовской епархии). Викарная кафедра: Почаевская. 15(28)12.1988 28.03(10.04)1989 Марк Петровцы 28.03(10.04)1989 30.01(12.02)1991 Лазарь Швец 30.01(12.02)1991 03(16)02.1991 04(17)02.1991 10(23)02.1992 29.05(11.06)1992 Терская, обн. Дата учреждения неизвестна. Пятигорское викариатство (при несуществующей основной кафедре). Упразднена в 1935 г. 20.01(02.02)1927 26.03(08.04)1927 Августин Разумовский 11(24)11.1928 13(26)04.1931 25.11(08.12)1932 Иоанн II Острогорский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воронине Клинского р-на свящ. Димитрий Копытин, который, по данным уполномоченного, был «антисоветски настроен» (Там же. Д. 38. Л. 6). В 1957 г. Крутицкая митрополия уменьшилась на 1 приход - в с. Хитровщина Кимовского р-на в связи с переходом Кимовского р-на в состав Тульской обл. В 1958 г. в Москве имелось 36 церквей, в Московской обл.- 175. В 1959 г. стали очевидны новые попытки властей ограничить деятельность Церкви. По требованию властей 15 июня 1959 г. митр. Николай разослал циркулярное письмо настоятелям, в котором запретил привлекать к участию в богослужениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, 21 авг. дал указание о недопущении треб за пределами храмов (аналогичное указание для храмов Москвы дал управляющий делами Московской Патриархии протопр. Николай Колчицкий). В том же году были закрыты 3 церкви: в селах Сивково и Холм Можайского р-на, в с. Сабурове Загорского р-на. Трушин усилил борьбу с паломничеством к св. местам. По его требованиям было закрыто для посещения Святое оз. близ с. Косина Ухтомского р-на, переданное птицефабрике, засыпан Глинковский источник близ Загорска, снесены часовня и поклонные кресты на св. колодцах в с. Гридино-Шувое Егорьевского р-на. Уполномоченный потребовал снести часовню над могилой барона А. Л. Кнопа и находившуюся при ней 3-метровую бронзовую статую Христа Спасителя на Введенском (Немецком) кладбище в Москве, которая со времени войны привлекала много паломников. Вскоре это было исполнено (полуразрушенное здание часовни сохр.); в 1962 г. Трушин сообщал, что с паломничествами на Немецкое кладбище покончено. Также было пресечено посещение св. колодца недалеко от Тихвинской ц. в Алексеевском в Москве. На 1 янв. 1960 г. в Москве (до ее расширения в авг. 1960) было 36 церквей, в области - 172. 13 янв. 1960 г. скончался заместитель митр. Николая Можайский архиеп. Макарий (Даев), 2 апр. того же года во епископа Можайского был хиротонисан архим. Стефан (Никитин) , к-рый также стал заместителем Крутицкого митрополита. В марте 1960 г.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Второй период: 1960-1988 гг. Около 1960 г. три важных события обозначили начало нового периода в отношениях между Шеветоньским монастырем и Русской Православной Церковью. Во-первых, 25 января 1959 г. после своего избрания папа Иоанн XXIII объявил о предстоящем созыве Второго Ватиканского Собора. Отец Ламбер Бодуэн воспринял эту весть с огромной радостью. Дело в том, что перед Второй мировой войной будущий папа посетил общину Амэ и выразил согласие со многими идеями отца Ламбера. Стало известно, что на Собор в Рим будут приглашены наблюдатели от Православных Церквей и что они смогут там выступить. Нескольким монахам из Шеветоня, которые в это время проживали в Риме, было поручено внимательно наблюдать за работой Собора, сотрудничать в качестве советников некоторых епископов и в качестве редакторов соборных документов. В том же 1959 г. старый друг нашей общины архимандрит Василий (Кривошеин) был хиротонисан во епископа и в следующем году (31 мая 1960 г.) назначен Московской Патриархией архиепископом Брюссельским и Бельгийским, после чего наши связи с ним еще более окрепли. Третье событие обозначило начало новой эпохи для Русской Православной Церкви в целом и, в частности, для ее внешних сношений: речь идет о епископской хиротонии архимандрита Никодима (Ротова) 10 июля 1960 г. с назначением его на должность председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии . Уже в июне 1961 г. Русская Православная Церковь подала прошение о приеме во Всемирный Совет Церквей и осенью того же года смогла впервые принять участие в работе третьей Ассамблеи ВСЦ в Нью-Дели. Вместе с тем первая реакция Московской Патриархии на созыв II Ватиканского собора и на поступившее из Рима приглашение прислать на Собор наблюдателей оказалась весьма негативной. В мае 1961 г. в «Журнале Московской Патриархии» появилась анонимная статья с категорическим non possumus . Автор критиковал претензии Католической Церкви на всемирную гегемонию и выражал опасение, что Собор станет «орудием для достижения политических целей, не совместимых с духом христианства» . За этим фактически стояло опасение Московской Патриархии, что Собор выступит с открытыми нападками на Советский Союз.

http://bogoslov.ru/article/506597

Tinnefeld 1987 – Tinnefeld F. Die russische Fürstin Ol’ga bei Konstantin VII und das Problem der «purpurgeborenen Kinder»//Russia Medievalia. 1987. Bd. VI. 1. S. 30–37. Toynbee 1973 – Toynbee A. Constantine Porphyrogenitus and his World. London; New York; Toronto, 1973. Treitinger 1956 – Treitinger O. Die oströmische Kaiser- und Reichsidee nach ihrer Gestaltung im höfischen Zeiemoniell. Darmstadt, 1956. Valdenberg 1925 – Valdenberg V. Les idées politiques dans les fragments attribués à Pierre le Patrice//Byz. 1925. T 2. P. 55–76. Van Dieten 1964 – Van Dieten J.-L. Noch einmal über      Niketas Choniates//BZ. 1964. Bd. 57. S. 302–328. Van Dieten 1971 – Van Dieten J.-L. Niketas Choniates. Erläuterungen zu den Reden und Briefen nebst einer Biographie. Berlin; New York, 1971. Vari 1901 – Vari R. Incerti scriptoris byzantini saeculi X. Liber de re militari. Leipzig, 1901. Vasiliev 1936 – Vasiliev A. The Goths in the Crimea. Cfmbridge (Mass.), 1936. Vasiliev 1946 – Vasiliev A. The Russian Attack on Constantinople in 860. Cambridge (Mass.), 1946. P. 70–89. Vasiliev 1951 – Vasiliev A.      A. The Second Russian Attack on      Constantinople//DOP. 1951. Vol. 6. P. 160–225. Veh 1951–1952, Bd. 1–2 – Veh О. Zur Geschichtsschreibung und Weltauffassung des Prokop von Caesarea. Bd. l–II. Bayreuth, 1950/51–1952. Veh 1957 – Veh O. Untersuchungen zu dem byzantinischen Historiker Theophylaktos Simokattes. Progr. Gymn. Fürth, 1956/1957. Vernadsky 1940–1941 – Vernadsky G. Byzantium and Southern Russia. I. The Eparchy of Gothia//Byz. 1940–1941. T. 15. P. 67–76. Vernadsky 1943 – Vernadsky G. Ancient Russia. New Haven, 1943. Vernadsky 1953 – Vernadsky G. The Byzantine-Russian War of 1043//SOF. 1953. Bd. 12. S. 47–67. Vernadsky 1960 – Vernadsky G. The Russo-Byzantine War of 1043//Byzantinisch- neugriechisches Jahrbuch. Bd. 18. 1945/49 (1960). S. 123–143. Wallace-Hadrill 1960 – Wallace-Hadrill D. S. Eusebius of Caesarea. London, 1960. Weiß 1972 – Weiß G. Forschungen zu den noch nicht edierten Schriften des Michael Psellos//Byzantina. 1972. T. 4. S. 9–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010