Николай (Ерёмин Степан Павлович, 1892–1985), митрополит Корсунский в 1960–1963 гг., в эмиграции жил в Праге, затем во Франции, рукоположён в 1942 г., окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже (1943), преподавал там (1944–1947, уволен за принадлежность к Московскому Патриархату), принял монашеский постриг в 1945 г., архимандрит (1947), епископ Клишийский (1953), в 1954 г. назначен экзархом Московского Патриархата в Западной Европе с возведением в сан архиепископа, с 1963 г. жил на покое в Париже, где и скончался. Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич, 1891–1961), митрополит Крутицкий и Коломенский, выпускник Петербургской Духовной Академии (1914), пострижен и рукоположён в сан иеромонаха в 1914 г., магистр богословия (1917), настоятель Петропавловского собора (1919), архимандрит (1919), наместник Александро-Невской Лавры в 1919–1922 гг., возведён в сан епископа Петергофского в 1922 г., в 1923–1926 гг. – в ссылке, в 1927 г. вернулся в Ленинград, в 1935 г. возведён в сан архиепископа, в 1936–1940 гг. управлял Новгородской и Псковской епархией, в 1940–1941 гг. – архиепископ Волынский и Луцкий, в июле 1941 г. – митрополит Киевский, в августе 1941 г. эвакуировался в Москву и принял управление Московской епархией, с 1943 г. член редколлегии, затем, до 1960 г., председатель Издательского отдела «Журнала Московской Патриархии», где печаталось много его статей, проповедей, речей; в 1944–1947 гг. – митрополит Крутицкий, с 1947 г. до 1960 г. Крутицкий и Коломенский, в 1946–1960 гг. – председатель ОВСЦ, освобождён от должностей под давлением советских властей. Никон , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне, куда поступил в 1978 г. в возрасте 28 лет, старший брат иеродиакона Силуана. Оболенский Николай Александрович (1900–1979), князь, митрофорный протоиерей, священник Свято-Александро-Невского собора в Париже (1963–1979), окормлял также приходы в Биаррице, Ницце, Бордо и других городах Франции, духовный писатель и поэт. До принятия сана: выпускник Пажеского корпуса, кадет императорской гвардии, в эмиграции с 1917 г. (Финляндия, Бельгия, Париж), в годы 2-й мировой войны участник французского Сопротивления, узник Бухенвальда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

65 Сексоты – официальное название – секретные сотрудники (агенты) еще со времен работы полиции Российской империи. Тот же термин использовался в документах советских спецорганов (ВЧК – ОПТУ – НКВД). 66 Доктусов Николай Петрович (1883–1959) – с 1944 г. преподаватель Православного богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в августе 1946 г. в Московскую духовную академию и семинарию, с 1949 г. – профессор, с 1951 по 1956 г. – инспектор МДАиС. В те же годы ректором стал протоиерей Константин Ружицкий. Вместе с ним и ученым секретарем Н. И. Муравьевым Η. П. Доктусов осуществлял руководство духовными школами. 67 Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902–1984) – многолетний (1951–1984) настоятель церкви свт. Николая в Кузнецах в Москве. С 1934 до 1950 г. – клирик Болгарской Православной Церкви. В феврале 1950 г. с семьей по приглашению Патриарха прибыл в Москву и был принят в клир Русской Православной Церкви. В 1950–1951 гг. – инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент. 68 Протопресвитер Николай Колчицкий (1890–1961). Священник с 1914г., с 1924 г. до кончины – настоятель московского Богоявленского кафедрального собора. В 1941–1960 гг. – первый управляющий делами Московской Патриархии. Личность отца Николая вызывала и вызывает до сих пор неоднозначные оценки современников и историков: от крайне негативных до крайне восторженных. 69 Митрополит Николай (Ярушевич , 1892–1961) – епископ Русской Православной Церкви с 1922 г., с 1935 г. – архиепископ, с 1941 г. – митрополит. С 1923 г. по 1926 г. провел в ссылке. С 28 января 1944 г. – митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархией, с 25 марта 1947 г. – митрополит Крутицкий и Коломенский; в 1943–1960 гг. – глава Издательского отдела Московской Патриархии; в 1946–1960 гг. – председатель Отдела внешних церковных сношений. В 1960 г. за свои резкие высказывания в период хрущевских гонений на Церковь под прямым давлением нового председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова смещен со всех должностей и отправлен на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В тоже время государство продолжало использовать Церковь как инструмент в международной политике. 21 июня 1960 года был снят с поста председателя Отдела внешних церковных связей митрополит Николай (Ярушевич), самый энергичный из постоянных членов Священного Синода. Архиепископ Василий (Кривошеин) в своих воспоминаниях пишет: «всех нас, как громом, поразила внезапность и непонятность отставки митрополита Николая… Положение митрополита Николая на должности главы «иностранного» отдела казалось настолько прочным, деятельность его в этой области была всецело в русле политики советского правительства, а известность его за границей столь велика, что отставка выглядела совсем необъяснимой. Что-то важное происходит в стране, решили все, но что именно, было неясно. Вероятно, плохое!» 16 сентября 1960 года он был уволен на покой, а 13 декабря 1961 года скончался. Обстоятельства его смерти до конца не выяснены и поныне .   В 1960 году был осуждён на три года заключения архиепископ Иов (Кресович) (в 1973–1977 гг. Ивановский и Кинешемский) за то, что активно пытался противодействовать закрытию церквей в епархии. Он разъезжал по сёлам и призывал паству твёрдо стоять за свои храмы. Архиепископ Иов был обвинён в неуплате налогов и в сокрытии доходов. В беседе с архиепископом Брюссельским Василием (Кривошеиным), состоявшейся в июле 1960 года, митрополит Николай (Ярушевич) объяснил: «Согласно с установившимися правилами архиереи платят налог со своего жалования. Кроме того, они получают на представительство (куда часто входят содержание машины, секретаря, поездки и т.д.). Эти суммы налогами не облагаются и в инспекцию не заявляются. А вот к архиепископу Иову придрались, что он эти суммы на представительство скрывал, налогов с них не платил. Но даже в этих случаях, когда кто-нибудь скрывает доходы и не платит налогов, за это не сажают сразу в тюрьму, но предлагают уплатить недостающий налог, и только в случае отказа могут подвергнуть наказанию. Архиепископ Иов предложил всё уплатить что с него требуют. Тем не менее его приговорили к трём годам» .    

http://bogoslov.ru/article/3698574

В сентябре 1959 года Святейший Патриарх Алексий посетил Святейшего Патриарха Вселенского Афинагора в Константинополе, известного своей активной экуменической деятельностью, и в беседе с ним затронул вопросы участия Православных Церквей в деятельности ВСЦ. В августе 1960 года Русская Православная Церковь направила на заседание ЦК ВСЦ и конференцию «Вера и церковное устройство» в Сент–Эндрюс (Шотландия) в качестве официальных наблюдателей прот. В. Борового, прот. В. Стойкова и проф. А. Ф. Шишкина. В декабре 1959 года Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод Русской Православной Церкви отлучили от Церкви вероотступника проф. А. Осипова и др., публично поносивших Церковь и отрекшихся от веры. В феврале 1960 года Святейший Патриарх Алексий произнес свою знаменитую речь в защиту гонимой Русской Православной Церкви на Всесоюзной конференции советской общественности за разоружение, проходившей в Кремлевском театре в Москве. Речь была подготовлена митрополитом Николаем. Возбуждение против Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Николая (и вообще против Русской Православной Церкви) в правительстве и партийном руководстве было огромное. 21 июня 1960 года владыка Николай был освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений. На этот пост был назначен архимандрит Никодим (Ротов), заместитель председателя Отдела с возведением в сан епископа Подольского. 13 декабря 1961 года митрополит Николай скончался. В ноябре 1960 года епископ Никодим и А. С. Буевский встретились в Женеве с д–ром Виссерт Хуфтом для подготовки вступления нашей Церкви в ВСЦ. В начале марта 1961 года в Женеву вновь прибыл владыка Никодим в сопровождении прот. В. Борового и А. С. Буевского для окончательного согласования с д–ром В. А. Виссерт Хуфтом вопросов вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. 30 марта 1961 года Священный Синод Русской Православной Церкви обсудил предложение владыки Никодима о членстве нашей Церкви во Всемирном Совете Церквей и поддержал его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Митрополит Николай (Ярушевич Борис Дорофеевич) родился 13 января 1892 г. в Ковно в семье протоиерея. Учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. После первого курса перешел в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил в 1914 г. со степенью кандидата богословия. В 1917 г. получил степень магистра богословия. 23 октября 1914 г. был пострижен в монашество, 24 октября 1914 г. – иеродиакон, 25 октября – иеромонах. С 1919 г,– архимандрит, наместник Александро-Невской Лавры. 7 апреля 1922 г. был хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. С 1935 г,– архиепископ Петергофский. В 1936–1940 гг., оставаясь по титулу Петергофским, по поручению митрополита Алексия (Симанского) управлял Новгородской и Псковской епархиями. Осенью 1940 г. был определен архиепископом (с 9 марта 1941 г. – митрополит) Волынским и Луцким, Экзархом западных областей Украины и Белоруссии. С 15 июля 1941 г,– митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины. С наступлением немецких войск уехал в Москву. 12 октября 1941 г. в своем завещании, написанном перед эвакуацией из Москвы, митрополит Сергий (Страгородский) назвал его третьим кандидатом в Местоблюстители в случае своей кончины, после митрополита Алексия (Симанского) и архиепископа Сергия (Гришина). С февраля 1942 г. по август 1943 г. управлял Московской епархией во время пребывания Патриаршего Местоблюстителя в Ульяновске. Участвовал в известной встрече трех митрополитов с И. Сталиным в сентябре 1943 г., после которой правительство разрешило избрание Патриарха, восстановление церковных учебных заведений. С сентября 1943 г. – член редакционной коллегии «Журнала Московской Патриархии»; затем возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии (до 19 сентября 1960 г.). С 8 сентября 1943 г. – постоянный член Священного Синода. С 28 января 1944 г. – митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархии. С 25 марта 1947 г. – митрополит Крутицкий и Коломенский. Был первым председателем Отдела внешних церковных сношений: с апреля 1946 г. до июня 1960 г. В конце 1950-х гг. все чаще он выступал с критикой атеизма. 21 июня 1960 г. по прямому требованию нового председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова был освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений, а 19 сентября 1960 г. – и от должности митрополита Крутицкого и Коломенского. Скончался в 13 декабря 1961 г., погребен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Куроедов озвучил планы совета по закрытию в 1960 г. 14 монастырей: девяти на Украине, двух в Молдавии и по одному в Белоруссии, Латвии и Литве. Чтобы не допустить повторения ошибок, совершенных при закрытии монастырей в 1959 г., Куроедов призвал уполномоченных совета упомянутых республик незамедлительно развернуть подготовительную работу: одних монашествующих переместить в другие монастыри, других — трудоустроить, третьих — отправить в дома престарелых. При этом потребовать от правящих архиереев, настоятелей монастырей и духовенства монастырских церквей провести «соответствующую работу» среди монашествующих закрываемых монастырей . В Полоцком женском монастыре 5 июня 1960 г. отмечался праздник в честь преподобной Евфросинии Полоцкой. По данным заместителя республиканского уполномоченного Н. Л. Крайко, в текущем году паломников было значительно меньше — 2 тыс. человек против 4 тыс. человек в 1959 г. Верующие объяснили уменьшение количества паломников в 1960 г. совпадением монастырского праздника с праздником Троицы. Крайко привел в докладной записке примечательные сведения: «В Полоцком монастыре, в монастырской церкви, хранятся “мощи Евфросинии”, основательницы Полоцкого монастыря, в честь которой ежегодно 5 июня проводится монастырский праздник. Доступ верующих к указанным “мощам” 5 июня не проводился. По инициативе работников Витебского областного управления КГБ Полоцким горисполкомом принято решение о создании комиссии для вскрытия и исследования “мощей” и передаче их на хранение и для общего обозрения Полоцкому историческому музею. О чем в Полоцкой газете “Флаг коммунизма” от 4 июня напечатана статья “О так называемых “нетленных мощах” Евфросинии Полоцкой”, где помещен акт комиссии о вскрытии в мае месяце 1922 г. “мощей Евфросинии”. Надо сказать, что помещение статьи о “мощах” накануне монастырского праздника в честь Евфросинии сыграло на руку духовенству, так как “мощи” были популяризированы, и многие верующие, о существовании “мощей” не знавшие, после опубликования статьи будут проявлять интерес к указанным “мощам”. Хуже того, 7 июня было намечено комиссии выбыть в монастырь для вскрытия “мощей” и исследования их, намечалось составить акт и напечатать его в местной газете, а “мощи” забрать и передать Полоцкому историческому музею для общего обозрения» .

http://bogoslov.ru/article/6177573

Дорогой, родной, любимый Владыка! Пользуюсь случаем послать с Таней 733 несколько слов привета. Из всех поздравлений, полученных мною к дню хиротонии, Ваше было самое драгоценное и тронуло меня до слез. Пока еще не могу приехать к Вам, что сделаю при первой возможности. Здоровьем не могу похвалиться, – опять ухудшение со стороны сердца. Обнимаю и целую Вас. Прошу Ваших св[ятых] молитв. Да сохранит Вас Господь в добром здоровье. Неизменно любящий и всегда благодарный Ваш смиренный послушник Е[пископ] Стефан. 30/17 мая 1960 г. Д. 58. Л. 80–80 об. Автограф. 19. 19 июня 1960 г. СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ УСЕРДНО МОЛИЛСЯ ВАШЕМ ЗДРАВИИ ЛЮБОВИЮ=ЕПИСКОП СТЕФАН Д. 43. Л. 59. Телеграфная лента. 20. 7 ноября 1960 г. Ваше Преосвященство, драгоценнейший и любимый Владыко! Покорнейше прошу Вас принять мою лепту на покупку дома для Вас. Этим Вы принесете мне большое утешение. Дни моей жизни проходят в трудах и тяготах, но да будет во всем воля Божия. Есть и радости: в моем распоряжении прекрасный храм, в котором могу служить при каждой возможности. Как бы хотелось насладиться беседой с Вами «усты ко устом». Всегда о Вас первом возношу свои недостойные молитвы и знаю, что и Вы молитесь обо мне. Братски целую Вас и низко кланяюсь. Любящий Вас и благодарный всегда н[едостойный] Е[пископ] Стефан. 25/Х(7.ХI) 1960 г. Д. 44. Л. 59. Подлинник. Автограф. 21. (вместе с О. А. Никитиной 734 ). 6 апреля 1961 г. Дорогой и любимый Владыка Афанасий, Христос Воскресе! Всем сердцем поздравляю Вас с Великим Праздником Воскресения Христова и желаю Вам здоровья, бодрости, утешения и радости. Чувствую себя лучше, но до выздоровления еще очень далеко. Сегодня радовался, что память моя не ослабела (мне (пишущей сестре) думается, что интеллект не пострадал). Большая радость! Я прекрасно чувствую, что Вы постоянно молитесь обо мне, и Ваша молитва поддерживает меня. Я очень благодарен Вам за эту неоценимую поддержку и знаю, что Вы и впредь будете оказывать ее мне. Сердечно любящий Вас

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Остаюсь в радостном ожидании желанного ответа Вашего Преосвященства с братской во Христе любовью сомолитвенника, недостойный М. Нестор. 123 234 Епископу Афанасию (Сахарову) 25 декабря 1959 г. [г. Кировоград] Дорогой, возлюбленный о Господе Преосвященный Владыко Святитель Божий Афанасий. Сердечно поздравляю Вас с светлым праздником Христова Рождества и с Новолетием 1960 года. Всемилостивый Господь Бог да дарует милость мира всему миру. Да спасает и хранит Вас Христос в добром здравии и благоденствии. Да будут всегда благословенны труды Ваши для утверждения Церкви Христовой Православной. И да отсыхают и отпадут плевелы от пшеницы – веры Христовой. И да стоит вечно благодатная Церковь Божия и врата адовы не одолеют Ее. Вашими святыми молитвами есмь – еже есмь Ваш собрат во Христе, преданный и любящий, недостойный М. Нестор. 25/XII-59 г. 124 235 Коростелевым 1 января 1960 г. г. Кировоград 1/I-60 г.–25/ХII-59 г. Дорогие мои, милые старые друзья Отец Протодиакон Симеон Никитич, Анна Тимофеевна и все почтенное потомство Коростелевых. Сердечно Вас поздравляю с радостным – святым праздником Рождества Христова и новолетием 1960 года. Милость Божия да сопутствует Вам в трудах Ваших во благо Христовой Церкви и дорогой нашей Родины. Да хранит Вас всех Христос Спаситель в полном здравии и благоденствии. Большой радостью [было бы] для меня, если бы ты, Сенечка, смог уговорить Владыку Никандра и вместе бы приехали ко мне, насколько Вам возможно погостить. Если у Вас есть расположение, то обрадуете старика. Наша жизнь так коротка, а свидеться душевно хочется. Бог в помощь – собирайтесь. Любящий Ваш старый друг Митрополит Нестор. 125 236 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси 6 февраля 1960 г. [г. Кировоград] Его Святейшеству, Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси Митрополита Нестора, Управляющего Кировоградской Епархией Почтительнейший рапорт Смиреннейше докладываю Вашему Святейшеству, что на мое имя поступали заявления от отдельных верующих, в которых излагались жалобы на настоятелей приходов за то, что они не посещали домов с рождественской молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Епископ Леонтий (Бондарь) в отчете в Патриархию за 1960 г. отметил, что Гродненский женский монастырь после переселения в Жировицы остался «самостоятельной единицей», вел свою хозяйственную жизнь, и «только храмы монастыря и молитва объединяют жителей его в одну христианскую семью» . Гродненские сестры сохранили свой монастырский устав, привели в образцовый порядок и чистоту все храмы Жировицкого монастыря, стали петь на клиросе, чередуясь с братией. Женский монастырь на тот момент насчитывал 51 насельницу: 3 игумении, 22 монахини, 20 рясофорных инокинь и 6 послушниц. К 44 переселившимся монахиням на новом месте жительства добавились монахини, проживавшие в Жировицах. Настоятельницей женского монастыря по-прежнему оставалась игумения Гавриила, плодами забот которой, по словам епископа Леонтия, были «христианская настроенность и трудолюбие сестер». Через два года после переселения в Жировицкий монастырь игумения Гавриила приняла тайный постриг в схиму. Оставшиеся четырнадцать лет ее жизни никто из сестер не знал об особом молитвенном подвиге их настоятельницы. После закрытия Гродненского монастыря власти не успокоились — на очереди был Полоцкий женский монастырь с 46 насельницами. Намерение закрыть Полоцкую обитель возникло еще в начале 1959 г., о чем свидетельствует резолюция Карпова на докладной записке в совет уполномоченного по Витебской области В. Ф. Сидорова от 12 января 1959 г. «О положении и деятельности Полоцкого женского монастыря Витебскои области»: «Т[оварищу] Сивенкову. С этим монастырем можно кончать, то есть воити в Совмин СССР вместе с Советом Министров БССР» . Председатель совета Куроедов 28 января 1961 г. докладывал в ЦК КПСС о планах закрытия в 1961 г. девяти монастырей, в том числе и Полоцкого . Настоятельница Полоцкого монастыря игумения Елевферия (Новикова) почила 30 октября 1960 г. Принявший во временное управление Минскую епархию после отъезда митрополита Гурия в Ленинград викарный епископ Леонтий (Бондарь) свои указом от 6 декабря 1960 г. назначил новую настоятельницу — монахиню Евлампию (Борисову) . В монастырском храме на тот момент служил полоцкий благочинный протоиерей Василий Семенков . И хотя сестрам Полоцкого монастыря было по 60–70 лет и практически все они были нетрудоспособными, епископ Леонтий отмечал: «Жизнь монастыря определяется строгим уставом, насельницы ревностно исполняют свои обеты и с усердием несут свое послушание» .

http://bogoslov.ru/article/6177573

Справка в Госфондовую комиссию об имуществе бывшей Глинской пустыни. 1925 г.//ГАКО, ф. Р325, оп. 1, д. 763, л. 63. Акт ревизии детгородка «Новый мир». 1926 г.//ГАКО, ф. Р1832, оп. 1, д. 435. Книга учета служителей культа Глуховского окружного административного отдела. 1926–1928 гг.//ГАСО, ф. Р3131, оп. 3, д. 132. Акт ревизии Глинской детской трудовой колонии им. В. И. Ленина. 1927 г.//ГАСО, ф. Р2308, оп. 1, д. 14. Учетно-оценочная ведомость живого инвентаря, находящегося в детской трудовой колонии «Глинская пустынь»//ГАСО, ф. Р1685, оп. 2, д. 242. Ведомость использования рабочих, отбывающих принудительные работы. 1927–1929 гг.//ГАСО, ф. Р4918, оп. 1, д. 4. Списки молитвенных домов Сумской области за 1944–1945 гг.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 6. Список регистрации церквей Сумской области за 1945 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 5. Решение Шалыгинского Райсовета депутатов трудящихся о передаче помещения Шалыгинского промкомбината (б. Глинская пустынь) Сумскому ОблОНО для организации Шалыгинского детского дома. 1949 г.//ГАСО, ф. Р7382, оп. 1, д. 1. Акт передачи имущества Шалыгинского детского дома (б. Глинская пустынь) Лебединскому дому инвалидов-престарелых. 1953 г.//ГАСО, ф. Р7383, оп. 1, д. 14. Материалы по монастырю «Глинская пустынь» за 1953 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 31. Материалы по монастырю «Глинская пустынь» за 1954 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34. То же… за 1955 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 37. То же… за 1956 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 43. То же… за 1958 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 48. То же… за 1960 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 53. То же… за 1961 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 13, д. 71. Материалы по религиозным культам за 1959 г.//ГАСО, ф. Р1815, оп. 3, д. 235. То же… за 1960 г.//ГАСО, ф. Р1815, оп. 3, д. 267. То же… за 1960–1961 гг.//ГАСО, ф. Р1815, оп. 3, д. 268. Материалы по закрытию монастыря «Глинская пустынь»//ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 55. Генеральный план Глинской пустыни 1960 г. (Архив Сосновского дома инвалидов). Архивные документы: справочные, статистические, фотографии

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010