1928–1928: Тихон Тихомиров(?), в, у. Ужгородская см. Мукачевская и Ужгородская Ульяновская 31 .12(13.01).1910–13(26).07.1920: Вениамин Муратовский 1920–1924: 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Виссарион Зорнин 1925–1928: 1928–04(17).12.1929: Иоаким Благовидов 16(29).10.1930–16(29).06.1933: Митрофан Гринёв 06(19).10.1932–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. 16(29).06.1933–05(18).10.1933: Стефан Знамировский 1934–1934: Артемон Евстратов, в. у. 30 .09(13.10).1935–22.10(04.11).1935: Аркадий Ершов 22 .10(04.11).1935–28.07(10.08).1935: Владимир Горьковский 1935–1938: 1938–: Стефан Знамировский, паки –1941: 11 .1941–01(14).08.1942: Иоанн Соколов 1942–1943: Варфоломей Городцов 24 .08(06.09).1943–12.1943: Димитрий Градусов 05 .1944–15(28).12.1945: Иларий Ильин 25 .01(07.02).1946–22.07(04.08).1947: Софроний Иванцов Ульяновская (григ.) 09(22).12.1925–1927(?): Виссарион Зорнин Иоанникий Соколовский 1927–1936: Иоасаф Борисов 1934–1937: Феодосий Григорович-Борисов Ульяновская (обн.) 01(14).05.1923–28.01(10.02).1924: Александр Воецкий, в. у. 28 .01(10.02).1924–03(16).06.1924: Иоанн Никольский, в. у. 3(16).06.1924–20.04(03.05).1938: Иоанн Никольский 1938–1942: 25 .12(07.01).1942–23.03(05.04).1943: Андрей Расторгуев Уманская 13(26).11.1910–1921: Димитрий Вербицкий 1921–1921: Платон Петров 1921–1922: Александр Чекановский 1922–1924: Макарий Кармазинов 1924–04.1930: Димитрий Вербицкий, паки 1930–1932: 17(30).10.1932–25.08(07.09).1933: Александр Петровский 27 .03(09.04).1934–23.10(05.11).1934: Филарет Линчевский 1934–1945: 01(14).10.1945–09(22).10.1945: Нестор Сидорук Уманская (обн.) 1924–1927: Иосиф Ясковский, в. у. 1928–1935: Иов Сахновский Уманская (самозв.) Лука Мартынов Уманская (укр.) 1923–: Макарий Крамаренко Димитрий Маган 03 .1942–: Игорь Губа Управляющий русскими приходами в Болгарии (заруб.) 1921 –1946: Серафим Соболев Управляющий русскими приходами в Болгарии: 1946–13(26).02.1950: Серафим Соболев Уразовская 1925–09(22).12.1925: Митрофан Русинов 05 .1925–1926: Мелхиседек Аверченко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

28 мая митрополитом Владимиром на Троицкой площади в присутствии полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В.И. Матвиенко и губернатора города В.А. Яковлева была освящена вновь построенная к Юбилею Троицкая часовня, воздвигнутая на месте бывшего первого деревянного Троицкого храма, построенного Императором Петром I при основании города. 30 мая впервые в истории Русской Православной Церкви митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в Исаакиевском соборе принимал президентов и глав правительств 45 государств и передал им Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Постановили: Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной богословской комиссии, о результатах Богословской конференции Русской Православной Церкви ‘Православное учение о Церкви’, 17-20 ноября 2003 года. Постановили: Слушали: Доклад Преосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о состоявшихся заседаниях Синода Белорусской Православной Церкви от 21-го июля 2003 года и от 21 октября 2003 года (Журнал 80-81). Постановили: Доклад принять к сведению  Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: ‘В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых’ (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). Постановили: от Екатеринодарской епархии: священника Андрея (Ковалева; 1871 — 28 сентября 1921), священника Григория (Конокотина; 1869 — 28 сентября 1921), священника Михаила (Лекторского; 1872 — 27 октября 1921), священника Григория (Троицкого; 1870 — 28 сентября 1921), священника Иоанна (Яковлева; 1866 — 28 сентября 1921);

http://mospat.ru/archive/86342-zhurnaly-...

В сан архимандрита иеромонах Афанасий (Сахаров) был возведен 2 февраля 1920 года и 10 февраля назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря Владимира, прослужив в обители до ее закрытия: с 1 июля 1921 года он стал настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 года архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского. Архиерейская митра стала для него подлинно терновым венцом... После кончины владыки в его бумагах был найден следующий документ, раскрывающий всю глубину его исповеднического подвига. " Этапы и даты моей жизни: Родился 2 июля 1887 года. Скончался отец 23 февраля 1889 года. Шуйское духовное училище: 1896–1902 годы. Начал прислуживать в алтаре в августе 1899 года. Владимирская духовная семинария: 1902–1908 годы. Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем в 1902–1906 годы. То же и иподиаконом в 1906–1908 годы. Посвящен в первую степень церковного клира – в чтеца – 6 мая 1907 года. Московская духовная академия: 1908–1912 годы. Пострижен в монашество 12 октября 1912 года. Посвящен во иеродиакона 14 октября 1912 года. Посвящен во иеромонаха 17 октября 1912 года. Преподаватель Полтавской духовной семинарии: ноябрь 1912 года – сентябрь 1913 года. Преподаватель Владимирской духовной семинарии: 1913–1918 годы. Член Поместного Всероссийского Собора: январь – сентябрь 1918 года. Член Владимирского епархиального совета от монашествующих: 1918–1920 годы. Наместник владимирского Рождественского монастыря: 1920–1921 годы. Возведен в сан архимандрита 20 января 1920 года. Настоятель Боголюбова монастыря с 18 июня 1921 года. Хиротонисан во епископа Ковровского 27 июня 1921 года. Арестован 17 марта 1922 года. В срочном порядке препровожден в реввоентрибунал и освобожден 18 марта 1922 года. Арестован в Великую Среду 30 марта 1922 года. В заключении во владимирской тюрьме был с митр. Сергием (Страгородским), архиеп. Вятским Павлом (Борисовским), еп. Суздальским Василием (Зуммером). Показательный суд во Владимире по обвинению в связи с пропажей церковных ценностей в суздальском Спасском монастыре 27 мая 1922 года.

http://e-vestnik.ru/analytics/afanasiy_s...

Слуцкое духовное училище В 1914 году в 14-летнем возрасте Сергей Васильевич Новицкий окончил Слуцкое духовное училище по второму разряду далее предстояло учиться в Минской духовной семинарии. В ней он учился с 1914 по 1919 год. Учебу затрудняла Первая мировая война и переезды семинарии из-за военных действий. Сергий успел окончить лишь средние общеобразовательные классы. После революционных событий Минскую семинарию, как и многие другие, закрыли. И программу богословских дисциплин он не успел освоить. Отсутствие полного семинарского образования стало серьезной препоной на пути к духовному сану. Да и вся обстановка революционных перемен была вызовом Богу и верующим в Него. Духовные учебные заведения были закрыты. Церковь уничтожалась безбожниками, священники, верующие казнились и безвинно убивались за исповедание имени Христа. Имея лишь общее образование, Сергий с 1919 по 1921 год проработал учителем в селе Печураны Минской области. С 1917 года в Печуранах действовало земское народное училище. Это село расположено поблизости от Телядовичей – села, где в то время служил отец Сергия протоиерей Василий Новицкий. И Печураны, и Телядовичи были недалеко от Слуцка. В 1921 году, в результате советско-польской войны, по Рижскому мирному договору, земли Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины отходили к восстановленной Польше – Второй Речи Посполитой. Храм Святой Троицы в селе Телядовичи, где служили отец Владыки – протоиерей Василий Новицкий, а затем брат – священномученик Валериан Новицкий В этот трагический 1921 год скончался отец Сергия – протоиерей Василий Новицкий, служивший в храме Святой Троицы села Телядовичи Копыльского района Минской области – на территории Советского государства. В результате разделения западнорусских земель с 1921 года Сергий оказался подданным Второй Речи Посполитой (Польши), пребывая в западной части Белоруссии. С этого года начинается новый этап в жизни Сергея. С 1921 года он становится псаломщиком в церкви деревни Дарево Ляховичского района Брестской области Дарево в Первую мировую войну оказалось на самой линии фронта и сильно пострадало. Сергий прибыл туда в тот период, когда пришлось восстанавливать православный храм.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Анастасия Александровна , «мамаша», сестра Е. А. Тучкова. Анатолий (Алешин Александр Яковлевич), иеромонах, проходил по делу митрополита Петра в 1921 г. Ангелина (Кугаевская), игуменья Ивановского монастыря в г. Тобольске. Андреева (Горбунова) Александра Азарьевна (1888–1951), сотрудник ГПУ–ОГПУ. В 1921–1931 гг. помощник начальника МСО ВЧК–ГПУ–ОГПУ. С марта по декабрь 1931 г. секретарь СПО ОГПУ. В 1938 г. арестована, осуждена на 15 лет лагерей. Умерла в заключении. Андрей (Соседов), обновленческий «епископ». Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872–1937), епископ. В 1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии. С 1911 г. епископ Сухумский (Грузинский Экзархат). С 1913 г. епископ Уфимский и Мензелинский. В 1918–1919 гг. окормлял духовенство армии адмирала А. В. Колчака. С 1920 г. в заключении и ссылках с короткими перерывами. В 1921 г. назначен епископом Томским, назначения не принял. С 1921 по 1937 г. в ссылках, лагерях и тюрьмах. Расстрелян. Андрей Днепропетровский, епископ. Андронов Владимир Васильевич (1881–?), до революции был управляющим в одном из поместий Тамбовской губ. После революции член церковного совета Сретенского монастыря. Арестован в 1925 г. по «делу митрополита Петра». В 1926 г. освобожден под подписку о невыезде, затем дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Дальнейшая судьба неизвестна. Антоний (Абашидзе Давид Ильич, в монашестве Димитрий; 1867–1942), святитель, схиархиепископ. В 1902 г. хиротонисан во епископа Алаведцинского, викария Мцхето-Карталинской (Грузинской) епархии. С 1903 г. епископ Гурийско-Мингрельский. С 1905 г. епископ Балтский, викарий Полоцкой епархии. В 1906 г. епископ Туркестанский и Ташкентский. С 1912 г. Таврический и Симферопольский. С 1915 г. архиепископ. С 1921 г. на покое. В 1928 г. пострижен в великую схиму. Скончался в Киево-Печерской Лавре. Антоний (Каржавин Александр Николаевич; 1858–1914), архиепископ. В 1895 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. С 1897 г. епископ Тобольский и Сибирский; с 1910 г. архиепископ Тверской и Кашинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Константинополь. 1924 С. 6. 11 К делу о «Всезаграничном Высшем Русском Церковном Управлении» (Следствие над архиеп.Анастасием, Александром и др.) Документы. Константинополь. 1924 С. 6-7. 12 κκλησιαστικ λθεια. ριθ. 26 2 ουλου 1922 Σ. 280 Ссылка предоставлена иереем ПавломЕрмиловым. 13 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1.Константинополь. 1921 С. 6-7. 14 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1.Константинополь. 1921 С. 7 15 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы ипереписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 – 1943 гг./Сост. М. Губонин. М.,1994 С. 261; Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центральногоархива ФСБ РФ. М., 2000 С. 200. 16 Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание Блаженнейшего митрополита Антония. Т. 5 С. 14. 17 Дамиан, архиеп. Дневник моего беженства с духовенством Царицынской епархии в гражданскуювойну с августа 1919 г. Публ. З.П. Тининой//Мир Православия. Сборник научных статей. Вып. 4Волгоград. 2002 С. 293. 18 Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского).1921 – 1922/Публикация, комментарии, предисловие Н.Ю. Лазарева//Ученые записки российскогоПравославного университета ап. Иоанна Богослова. 2000 Вып. 6 С. 96, 101. 19 Ляшевский С., прот.. Русские православные церкви заграницей (Церковно-исторический очерк). С.1, 2//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Фонд “Liashevskii”, коробка 2, папка14. 20 Дамиан, архиеп. Дневник моего беженства с духовенством Царицынской епархии в гражданскуювойну с августа 1919 г. С. 285. 21 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1.Константинополь. 1921 С. 2, 30. 22 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1.Константинополь. 1921 С. 15, 26-28. 23 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии.

http://e-vestnik.ru/history/zarubezhnoe_...

Т.н. " Всеукраинский собор " , проведенный при поддержке большевистской власти украинскими раскольниками в 1921 г с грубейшим нарушением канонов Православной Церкви и положивший начало существованию т.н. " Украинской автокефальной православной церкви " (УАПЦ), в течение всего ХХ столетия был и поныне остается краеугольным камнем в идеологии раскольников-автокефалистов. Большинство народа церковного расценило этот лжесобор как вопиющее беззаконие: он получил устойчивое прозвание " самосвятского " по причине неканонического рукоположения раскольничьей " иерархии " . Однако несмотря на это лидер автокефалистов - Василь Липкивський, избранный в 1921 г. " митрополитом Киевским " и " предстоятелем " УАПЦ - отзывался об итогах " собора " в восторженных тонах. В частности, Липкивский писал: " Первый всеукр. церковный собор целиком выполнил свою задачу наивысшего хозяина своей церкви: он образовал чрезвычайным способом украинскую народную иерархию, утвердил главные основы жизни укр. церкви, ее автокефалию, отделение от государства, всенародную соборноправность, родной язык в церкви, утвердил в ней новый строй, начертал дальнейшие пути ее жизни и сам стал главным основанием, на котором должно проводиться дальнейшее строительство украинской автокефальной православной церкви. Большое церковное значение этот собор имеет еще и потому, что он был целиком свободным, действительно церковным, потому что никакие внешние силы не угнетали его, не влияли на его свободу и целеустремленность " . Липкивский также отмечал: " Первый всеукр. церковный собор 1921 г. для укр. авт. правосл. церкви и не для нее одной имел огромное значение, которое, вероятно, чем далее, тем более будет возрастать и в истории общей Христовой церкви займет, вероятно, важное место " . В мемуарах первого автокефалистского лжемитрополита можно найти и такие напыщенные строки, посвященные самосвятскому сборищу: " Для УАПЦ как было 9 мая 1919 г. днем ее рождения, так и 17 октября 1921 г., когда проходил собор, было днем ее торжественного крещения в Духе св., так как она ощутила окончательно в себе полноту благодати св. Духа и публично на весь мир объявила о своем возрождении " .

http://pravoslavie.ru/29008.html

11 июля 1921 г. Синод в Москве возвел Литовского и Виленского еп. Елевферия в сан архиепископа и назначил его священноархимандритом виленского Свято-Духова мон-ря. При этом признавалась неделимость Литовской епархии. 20 дек. 1921 г. патриарх Тихон направил обращение Президенту Литовской Республики А. Стульгинскису с просьбой дать согласие на признание архиеп. Елевферия главой православных в Литве. 29 марта 1922 г. литов. правительство признало архиеп. Елевферия главой православных в Литве, что вызвало негативную реакцию в Польше. В том же году литов. правительство установило строгие требования к возвращавшимся священникам, также было предписано вести документацию на литов. языке. Сложно развивалась православная жизнь на литов. территории, к-рую контролировали польские власти. Они стремились провозгласить правосл. Церковь в Польше автокефальной и искали кандидатуру наиболее лояльного и авторитетного епископа на пост ее предстоятеля, выбирая из 3 служивших в Польше архиереев: Ковенского еп. Елевферия, Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого) и Кременецкого еп. Дионисия (Валединского) . 24 мая 1920 г. по указанию из Варшавы в Вильно состоялось межъепархиальное совещание о положении православной Церкви в Польской Республике (формально Вильно и Виленский край вошли в состав Польши в 1922). Поскольку большая часть епархии еп. Елевферия находилась на территории марионеточного гос-ва Срединная Литва, его кандидатура была неприемлемой. Еп. Владимир не хотел прерывать канонического общения с Московской Патриархией, поэтому также был для поляков нежелателен. В июне 1921 г. еп. Дионисий был вызван в Варшаву для подготовки проекта организации высшего управления правосл. Церкви в Польше. На пост главы Церкви решили пригласить бежавшего от советской власти Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского) . К осени 1921 г. в Польше было уже 6 правосл. архиереев. Из них польск. власти выбрали троих для проведения переговоров об устроении автокефальной правосл. Церкви в Польше: архиеп. Георгия, еп. Дионисия и поляка Пинского еп. Пантелеимона (Рожновского) . В сент. 1921 г. архиеп. Георгий встретился в Гродно с архиеп. Елевферием и еп. Владимиром и безуспешно пытался убедить их изменить свою позицию и поддержать автокефалию.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Заголовок второго документа – «Проект постановления Пленума Ц.К.Р.К.П. по вопросу об отношении к нарушениям п[ункта] 13 программы и постановке антирелигиозной пропаганды», а также содержание документа, которое находится в непосредственной зависимости от доклада Ярославского, красноречиво говорят о том, что этот проект постановления во исполнение поручения Политбюро был составлен Ярославским. Данный проект постановления, по-видимому, вполне может быть признан, как и приведенный выше доклад Ярославского, итоговым документом к постановлению Политбюро от 7 мая 1921 г. и подготовительным к решению Пленума от 18 мая 1921 года. Машинописный экземпляр проекта постановления Пленума, направленный Ленину, оказался в фонде ленинских подлинников в РГАСПИ 51 . Он дошел до наших дней благодаря тому, что председатель СНК оставил на нем свои пометы, касающиеся не только содержания документа, но и места его хранения. 18 мая 1921 г. Ленин, очевидно после просмотра и корректировки текста проекта, написал, подчеркнув, помету: «в архив». Согласно предложениям Ленина, из документа необходимо было убрать полностью десятый пункт, касающийся борьбы РКП(б) с попытками от дельных представителей духовенства создать прогрессивную «советскую» церковь 52 . «Партия обращает внимание всех организаций Р.К.П., – сообщалось в десятом пункте проекта постановления Пленума, – что за последнее время были неоднократные попытки отдельных служителей культа создать новую организацию церкви, заключить союз церкви с советским государством. Р.К.П. ведет самую широкую решительную борьбу с такими попытками, разоблачает их реакционный смысл, эту новую попытку приспособить паразитический организм церкви к государственной организации. Факты подобного рода необходимо не замалчивать, а широко разъяснять[,] вместе с тем используя их, как новое доказательство силы и влияния пролетарской революции». Тем не менее, Ленин все же решил не акцентировать внимание партии на усилиях отдельных представителей духовенства по созданию лояльных власти церковных организаций. По-видимому, данное предложение возникло у председателя СНК под влиянием известных ему фактов о том, что большинство из таких попыток было инициировано самой властью, при помощи и поддержке «отдельных служителей культа» со стороны ВЧК 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период развития в Украинском Православии раскольнических движений на националистической почве, закончившийся образованием в 1921 г. «самосвятской» т.н. «Украинской автокефальной православной церкви», епископ Василий последовательно придерживался линии св. Патриарха Тихона. Несмотря на прогрессировавшую мучительную болезнь, убедительными и доступными проповедями он защищал Церковь от нападок обновленцев, «самосвятов»-липкивцев, григорианцев и прочих раскольников. 14 июля 1921 г. епископ Василий наряду с другими православными архиереями Украины подписал обращение православного епископата Украины к верующим с призывом не признавать решений т.н. «Украинского церковного собора Киевщины». Вместе со всеми епископами Украинского Экзархата Патриаршей Церкви, возглавляемого митрополитом Михаилом (Ермаковым), еп. Василий 18 августа 1921 г. также подписал «Обращение Священного Собора епископов Украины», направленное против «самосвятского» лжесобора и автокефалистского раскола, возглавляемого бывшим протоиереем Василием Липкивским. В своем обращении православные архиереи пытались призвать раскольников прекратить свою разрушительную деятельность и вернуться в лоно канонической Церкви. В то же время епископ Василий был открыт для диалога с раскольниками с целью убедить их прекратить свою антицерковную деятельность. Так, в 1920 г. владыка Василий принял участие в традиционном поминовении Т.Г.Шевченко, которое было совершено в трапезном храме Софийского собора в Киеве (т.н. «Малая София»), который еще митрополитом Антонием (Храповицким) был предоставлен умеренным приверженцам «украинизации» для совершения богослужений на украинском языке. Позднее здесь обосновались приверженцы радикальной т.н. «Высшей православной церковной рады» (ВПЦР) В.Липкивского. 26 февраля 1920 г. епископ Василий присутствовал на литургии в Малой Софии, которая была совершена на украинском языке, а затем здесь же сам совершил панихиду по Шевченко. Липкивский по этому поводу отмечал в своих воспоминаниях: «Это был единственный случай, когда «Тихоновский» епископ служил с украинским духовенством». На лжесоборе 1921 г. также сообщалось, что на Пасху 1921 г. приверженцы В.Липкивского приходили к владыке Василию, и он принял их, христосовался с ними со слезами на глазах, однако, своего негативного отношения к автокефалистскому движению не изменил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010