История Церковного Помгола также начиналась с обращения М. Горького – на этот раз к Святейшему Патриарху Тихону, о чем сохранились воспоминания помощницы Горького Е. И. Киракозовой: «В Москве был создан “Комитет помощи голодающим”. Владимир Ильич обратился к Алексею Максимовичу с просьбой написать статью с призывом откликнуться на это бедствие. Предполагалось привлечь к этому самые разнообразные кружки населения, также и церковь . Первое собрание состоялось в Кремле, и на него был приглашен Патриарх Тихон. Последнее было сделано для того, чтобы шире пропагандировать идею помощи голодающим и шире развернуть сбор пожертвований. Владимир Ильич поручил Алексею Максимовичу написать Тихону пригласительное письмо, и он с юмором потом рассказывал, в каком он был затруднении: какое обращение ему употребить в письме к Тихону. “Написать товарищ – не подходит, написать ваше святейшество – тоже не подходит, да и не хочется”. Во всяком случае, присутствие Тихона на заседании он считал уместным и сказал о нем, что “он мужик умный!”. Председателем Московского комитета был Кишкин, с которым Алексей Максимович договорился и об организации комитета в Ленинграде» 6 . В архиве Горького мы обнаружили еще два упоминания о контактах с Патриархом Тихоном: Святитель упомянут в перечне лиц, посетивших квартиру Горького на Кронверкском в Петербурге в 1917–1921 гг. 7 . Здесь находится благодарственная записка от 8 сентября 1921 года на визитной карточке Патриарха следующего содержания: «Ал Мак , очень Вас благодарю за любезный Ваш подарок – книгу, касающуюся истории духовенства России» 8 . О сотрудничестве с Патриархом Горький упомянул в письме к В. Г. Короленко от 13 июля 1921 года. «Это очень умный и честно мыслящий человек…», – писал он о Святителе 9 . В период организации Помгола Патриарх Тихон находился под домашним арестом, который формально был снят после 6 сентября 1921 года, но это не изменило его положения по существу 10 : Как и до ареста, его почта перлюстрировалась и он был лишен права встречаться с посетителями без специального разрешения охранявших его чекистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из текста допроса видно, как следователь давит на Бориса Димитриевича, принуждая его оговорить себя, своих родственников (тестя, шурина), своих прихожан-станичников. Однако он остается непреклонен, чем сохраняет жизнь своему тестю – Андрею Егоровичу Великову, о котором допытывался следователь. А.Е. Великова вскоре освободили, и он вернулся домой к детям, двое из которых были несовершеннолетними (13-летняя Мария и 11-летний Иоанн). На заседании чрезвычайной тройки от 25 октября 1921 г. под председательством полномочного представителя ВЧК Юго-Востока России Г.А. Трушина и членстве председателя ДонЧК А.А. Емельянова, начальника административно-организационного отдела ВЧК Юго-Востока России Андреева и представителя ЦК РКП(б) на Юго-Востоке России – цареубийцы А.Г. Белобородова, был вынесен смертный приговор Борису Димитриевичу Максимову, его шурину Власу Андреевичу Великову и еще 56-ти жителям Дона (Протокол 8 от 25.10.1921 г.). В деле есть Акт о расстреле, где сказано, что 25 ( исправлено карандашом с 21 на 25 ) октября 1921 г. в 3 часа ночи, согласно постановлению чрезвычайной тройки ВЧК Юго-Востока России, Б.Д. Максимов, его шурин В.А. Великов и еще 56 граждан были расстреляны. Приговор приведен в исполнение в присутствии тройки: Трушин, Андреев, Емельянов – председатель Дончека; Андреев – начальник админорготдела и представитель ЦК РКП(б) на Юго-Востоке России – Белобородов. Кроме того, в деле содержится список расстрелянных, в котором есть имя Бориса Димитриевича Максимова. Место захоронения тел в деле не указано . Среди казненных по приговору тройки было семь женщин и один священник госпитального храма святого Архангела Михаила (церковь Красного Креста) в Ростове-на-Дону – отец Киприан Матвеевич Дума (1872–1921), беженец из Галиции. Вся их вина заключалась в недоносительстве на раненных белых офицеров, которые, находясь в госпитале, не смогли покинуть город до занятия его Красной армией и вынуждены были скрываться от ареста. Примером деятельности о. Киприана и его добровольных помощниц из госпиталя, сестер милосердия (Александра Михайловна Котомина и другие), является благотворительный сбор продуктов для скрывающихся офицеров и их семей на Пасху 1921 г.

http://pravoslavie.ru/158426.html

В нояб. 1920 - февр. 1921 г. А. находился в К-поле. Первоначально А. считал, что деятельность рус. ВВЦУ за границей следует прекратить, а духовное окормление беженцев должны взять на себя Поместные Церкви. Однако, узнав о намерении ген. Врангеля сохранить армию для возобновления борьбы с большевиками, А. пришел к убеждению о необходимости сохранить российскую зарубежную церковную орг-цию. Первое заседание ВВЦУ за границей под председательством А. состоялось 19 нояб. 1920 г. в стамбульском порту на пароходе «Великий князь Александр Михайлович». ВВЦУ поручило А. и еп. Вениамину (Федченкову) выяснить канонический статус рус. эмиграции у Местоблюстителя К-польского Патриаршего престола митр. Прусийского Дорофея . 2 дек. 1920 г. грамотой Вселенской Патриархии рус. архиереи-беженцы получили разрешение образовать «для пастырского обслуживания населения... для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран временную комиссию (эпитропию) под высшим управлением Вселенской Патриархии» (К делу о Всезаграничном высшем церковном управлении); комиссия получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ). В февр. 1921 г. ВВЦУЗ под председательством А., воспользовавшись приглашением Сербского Патриарха Димитрия , переехало в Сербию, 31 авг. 1921 г. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви постановил принять ВВЦУЗ под свою защиту с сохранением ее самостоятельной юрисдикции над рус. беженцами. В апр. 1921 г. А. выезжал в Германию, где принял участие в съезде рус. монархистов в Бад-Райхенхалле (Бавария), на к-ром он был избран почетным председателем Высшего монархического совета. 21 нояб.- 2 дек. 1921 г. в г. Сремски-Карловци с согласия Сербского Патриарха Димитрия состоялось «Общее собрание представителей Русской заграничной Церкви», позже переименованное в Русский всезаграничный церковный Собор, председателем к-рого был избран А., он же являлся и председателем отдела Высшего и окружного церковного управления. Открылось собрание докладом А. «О положении Церкви в России и за границей». Собор высказался за восстановление в России монархии и царствующего Дома Романовых, а также обратился к мировым державам с призывом не признавать власти большевиков в России и помочь Белому движению продолжать с ними вооруженную борьбу. Часть членов Собора (34 из 95) возражала против этого решения ввиду его политического характера, однако А. считал, что вопрос о форме гос. управления является не политическим, а церковным.

http://pravenc.ru/text/116026.html

В годы гражданской войны духовенство К. к. пыталось отстраниться от противоборствующих лагерей: «Церковь должна соблюдать нейтралитет в борьбе казаков и иногородних, ни в коем случае не поддерживать ни одну из сторон, а стремиться прекратить их взаимную вражду» (Кубанский церк. вестн. 1919. 8. С. 116-117). Новая власть рассматривала Православие как идеологию казачества и попыталась расколоть Церковь путем поддержки обновленческого движения, к-рое, однако, на Кубани первоначально не имело поддержки. Первый виток репрессий против духовенства К. к., обвиняемого в сотрудничестве с Белым движением, пришелся на весну-лето 1918 г. Впервые православные храмы стали подвергаться разграблениям и разрушениям, было убито, по предварительным данным, 43 священника. Среди них - свящ. Иоанн Пригоровский (ст-ца Незамаевская), свящ. Александр Подольский (ст-ца Владимирская), свящ. Григорий Никольский (Марие-Магдалинский жен. мон-рь под ст-цей Роговской), свящ. П. В. Иванов, свящ. Троицкой ц. ст-цы Вознесенской Алексий Павлов и др. Точная статистика жертв репрессий отсутствует. В результате гонений и уничтожения церквей мн. священнослужители бежали в горы, где основали скиты. В 20-х гг. XX в. главными предлогами для расправ с духовенством были борьба с контрреволюционными бандами, а также обвинения священнослужителей в отказе помогать голодающим Поволжья. Для устрашения непокорных проводились публичные судебные процессы. Первым процессом на Кубани стал суд над свящ. Загоруйко, состоявшийся 15 мая 1921 г. В течение года были расстреляны свящ. Андрей Ковалёв (1871-1921), свящ. Григорий Конокотин (1869-1921), прот. Михаил Лекторский (1872-1921), свящ. Григорий Троицкий, свящ. Иоанн Яковлев, причисленные в 2003 г. постановлением Свящ. Синода к лику святых, и др. В 1921 г. на Кубани появились первые антирелиг. об-ва (ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 138. Л. 62). С того же года стали запрещать регистрацию приезжих из центральных губерний России священно- и церковнослужителей. Положение Церкви было значительно ослаблено обновленческим расколом. Не признававшие обновленчества подвергались репрессиям. На Кубани был создан центр противодействия обновленцам, в который вошли Ейский викарий еп. Евсевий (Рождественский), священник церкви ст-цы Ильской А. Маков, священник Димитриевской ц. И. Максимов, священники кафедрального Екатеринодарского собора П. Руткевич и А. Пурлевский и др. Однако попытки противостоять новой власти были безрезультатны. ВЧК приняла постановление передать все храмы обновленцам. В 1923 г. в Краснодаре состоялся 1-й крупный показательный процесс над тихоновцами. Еп. Ейский Евсевий был приговорен к 7 годам тюрьмы.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Острожский еп. Аверкий окончательно утратил власть над приходами Острожского и Дубенского уездов 11 окт. 1921 г., когда приходы Польши были выделены патриархом Тихоном в Польский Экзархат под рук. архиеп. Георгия (Ярошевского), получившего 30 янв. 1922 г. титул митрополита Варшавского и всея Польши, главы автономной Польской Церкви. 31 янв. 1922 г. Архиерейский Собор Польской Церкви утвердил статус Почаевской лавры (ранее подчинявшейся Волынскому архиепископу) как ставропигии в ведении Варшавского митрополита. Митр. Георгий потребовал перевода в подчинение Почаевской лавре Здолбуновского скита. В этих условиях Здолбуновское Почаево-Богородичное братство 5 сент. 1921 г. приняло решение просить Высший Церковный Совет и патриарха Тихона принять братство и братский храм под патриаршее покровительство (Там же. Л. 24). 8 февр. 1922 г. патриарх Тихон и Синод предоставили Здолбуновскому братству статус патриаршей ставропигии, а его настоятеля иером. Тихона (Шарапова) возвели в сан архимандрита. С дек. 1921 г. Тихон (Шарапов) по согласованию с Варшавской митрополией служил в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , оставаясь главой Здолбуновского братства. Патриарх и Синод позже узаконили это перемещение: указом от 16 февр. 1922 г. архим. Тихон был утвержден в должности настоятеля Жировицкого монастыря и председателя Здолбуновского ставропигиального братства (Там же. Ф. 258. Оп. 3. Д. 334. Л. 18). 14 февр. 1922 г. руководство братства обратилось в Волынскую епархию с просьбой о возвращении архим. Тихона в Здолбуново. В ведении архим. Тихона (Шарапова), находившегося в непосредственном подчинении патриарху Тихону, в 1920-1922 гг. состояли Здолбуновское братство при Почаево-Богородичном ските и тесно связанное с последним Острожское Кирилло-Мефодиевское братство при Кирилло-Мефодиевском храме в Остроге, существовавшее с 1865 г. Архим. Тихон руководил Острожским братством в 1921-1922 гг. вследствие того, что прежний глава братства - прот. Михаил Тучемский, 2-й священник острожского Богоявленского собора, в 1921 г.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

На момент выхода статьи началась Первая мировая война, которая, естественно, повлияла на ход и темп постройки храма. Так, согласно ведомости о церкви Христорождественской с. Караульноярское за 1921 г., составленной настоятелем протоиереем Григорием Погореловым (последнее место его служения – село Булашово, расстрелян в Тобольске в 1937 г.), можно отметить следующее. Церковь построена в с. Караульноярском тщанием прихожан на добровольное пожертвование, по плану-фасаду крестообразная. План утвержден тобольским епархиальным начальством в 1914 г. Постройка окончена в 1921 г. к 20 декабря. Зданием церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с такой же колокольней, трехглавая, крытая листовым железом. По сторонам алтаря имеются помещения для ризницы и библиотеки, по сторонам паперти имеются в связи с колокольней сторожка и кладовая. Бывший деревянный храм, построенный в 1879 году, во время Гражданской войны и при бомбардировке с. Караульноярского 26 марта 1921 г. в полдень от орудийных зажигательных снарядов сгорел до основания, со всей церковной утварью и имуществом. Храм освящен малым водоосвящением в день храмового праздника Рождества Христова 25 декабря 1921 г. по резолюции Преосвященнейшего Иринарха, епископа Тюменского. Совершается Божественная литургия на временно устроенном переносном престоле. Утварью церковь весьма нуждается. Нет ни собственных сосудов, ни ризницы; ни даже колоколов, и служба совершается без колокольного благовеста. По штату при ней состоят священник, псаломщик и просфорня. Выходит, что датами строительства нового храма можно считать 15 июня ст. ст. 1914 г. – 20 декабря ст. ст. 1921 г. Построенный за трудных семь лет, новый храм в с. Караульноярском просуществовал как место богослужения не более одного – двух десятков лет. Сегодня от храма сохранились только стены. Самой серьезной проблемой является наличие рядом со зданием храма жилого дома, хозяйственные постройки которого практически упираются в его стену. В 2008 г. некие предприниматели, родом из этих мест, хотели построить новую деревянную церковь из лиственницы, но далее дело не пошло. Хочется верить, что в приближающееся 100-летие храма в честь Рождества Христова с. Караульнояр найдутся неравнодушные люди, которые смогут даровать ему новую достойную жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=36996

1. Миссионарул. Кишинёв, 1930. (рум.) 2. Журнал Московской Патриархии. 1945. 1951. 12; 1953. 3, 10; 1955. 1 08(21).02.1921. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода о назначении викария Новгородской епархии епископа Тихвинского Алексия [Симанского] епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии Журнал Московской Патриархии. 1963. 5, спец. вып 15(28)(?).02.1921. 224. Указ Святейшего Патриарха Тихона о перемещёнии викария Ярославской епархии, епископа Рыбинского Корнилия [Попова] на кафедру епископа Сумского, викария Харьковской епархии Каталог русских архиереев за последние 60 лет. Ч. 4./Сост. А. М. Чебоксары, 1959 424. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода о подчинении всех русских Церквей в Западной Европе канонической юрисдикции архиепископа бывшего Волынского Евлогия [Георгиевского] Ввиду состоявшегося постановления ВЦУ за границей, считать Православные Русские Церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до восстановления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением Преосвященного Волынского Евлогия [Георгиевского], имя которого должно возноситься за богослужением. 1.Троицкий С. Размежевание или раскол. Париж, 1932 2.Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927. 3. Церковные Ведомости. 1922. 1 4. Троицкий С. В. О неправде карловацкого раскола: Разбор книги прот. М. Польского «Каноническое положение Высшей Церковной Власти в СССР и за границей». Париж, 1960. С. 97 17(30).04.1921. Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному епископу Елецкому Даниилу [Троицкому] Архив составителя 08(21).02.1921. Указ Святейшего Патриарха Тихона и Патриаршего Священного Синода о назначении викария Новгородской епархии епископа Тихвинского Алексия [Симанского] епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии Журнал Московской Патриархии. 1963. 5, спец. вып 15(28)(?).02.1921. 224. Указ Святейшего Патриарха Тихона о перемещёнии викария Ярославской епархии, епископа Рыбинского Корнилия [Попова] на кафедру епископа Сумского, викария Харьковской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В связи с оккупацией части Литвы Советской Армией в кон. 1918 г. связь Вильны с Каунасом осложнилась. Указом еп. Елевферия от 18 нояб. 1918 г. свящ. Николай Савицкий был назначен уполномоченным представителем Виленского епархиального совета в Литовской Республике; в нач. сент. 1919 г. свящ. Николай составил проект организации правосл. приходов в Литовской Республике. 18 апр. 1920 г. новым представителем еп. Елевферия в Литве стал прот. Евстафий Калисский. В 1919 г. в Литве существовало 10 зарегистрированных приходов, которые возобновили свою деятельность после войны: в Каунасе, Укмярге, Панявежисе, Кедайняе, Скуодасе, Юрбаркасе, Ужусаляе, Йонаве, Шяуляе, Расейняе. Все приходы признали своим правящим архиереем еп. Ковенского Елевферия. 14 мая 1922 г. премьер-министр Литвы Э. Галванаускас подписал постановление о признании деятельности 10 правосл. приходов: в Каунасе, Кедайняе, Калайняе, Панявежисе, Расейняе, Скуодасе, Жемайчю-Науместисе, Тельшяе, Укмярге, Ужусаляе. Часть ранее открывшихся приходов была включена в состав перечисленных как филиальные (приписные). Клиру этих приходов были установлены оклады из гос. бюджета. В 1921-1924 гг. возродилось еще 14 приходов: 2-я община в Каунасе, в Аникщае, Интурке, Юрбаркасе, Каралишкисе, Каунатаве, Кибартае, Мяркине, Семелишкесе, Шяуляе, Ужпаляе, Векшняе, Вевисе, Зарасае. При правосл. Скорбященском храме, построенном в 1917 г. в поместье дворян Корецких в с. Михнове Виленского воеводства (ныне с. Микнишкес Шальчининкского р-на), была учреждена жен. община милосердия. Приход при храме возродился в февр. 1921 г., но община не была преобразована в мон-рь. Как «церковная сельскохозяйственная коммуна» община в Микнишкесе существует до наст. времени. На заседании епархиального совета в Вильно 25 июня - 8 июля 1921 г. было принято решение учредить духовное правление в Каунасе. 7-8 сент. 1921 г. в Каунасе прошел Собор духовенства и мирян Ковенской Литвы, избравший 5 членов церковного правления. Руководство Литвы не признало новый церковный орган. 16 сент. 1921 г. на заседании Литовского епархиального совета в Вильно было принято решение предоставить Воскресенской кладбищенской ц. в Каунасе статус кафедрального собора.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

82 ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 199. 83 Записка Ф .Э. Дзержинского М. И. Лацису, 27 декабря 1920 г. На бланке председателя ВЧК 1919 г. (РГАСПИ, ф. 76, оп. 3, д. 144, л. 1). 84 Служебная записка М. И. Лациса от 2 января 1921 г. (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 185–185 об. Рукописный автограф красными чернилами. Угасший, во многих местах не читаемый текст). 85 Георгий Матвеевич Иванов (1890–1942 (или 1948) г.), с мая 1919 г. комиссар-следователь при Президиуме ВЧК, с июня 1919 г. по февраль 1920 г. член коллегии СО/СОО ВЧК и Секретарь СО/СОО ВЧК. С февраля/марта 1920 г. председатель Казанской губЧК (позднее Всетатарской ЧК) и начальник Особого отдела при Запасной армии Республики. В августе 1921 г. назначен полномочным представителем ВЧК по Приволжскому военному округу. В 1922 г. назначен в Ташкент полномочным представителем ГПУ Туркреспублики. 86 ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 50 (тоже: л. 53, 65). 87 23 декабря 1919 г. Патриарх Тихон подвергся домашнему аресту и по этой причине прекратил председательствовать на заседаниях Священного Синода. Согласно решениям Поместного Собора при отсутствии Патриарха председательство должно было переходить к старшему по хиротонии члену Синода, каковым после ареста в конце 1919 г. митрополитов Кирилла (Смирнова) и Арсения (Стадницкого), оставался митрополит Сергий (Старогородский). В декабре 1919 г. митрополит Сергий прибыл в Москву для участия в работе Синода и остался в столице (История иерархии Русской Православной Церкви: комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями)/Гл. ред. прот. Владимир Воробьев. М., 2006. С. 873). 88 Как указано в анкете следственного дела митрополита Сергия за 1926–1927 гг., в 1921 г. он «был арестован ВЧК за нарушение декрета об отделении церкви от государства» (ЦА ФСБ России, д. Р–31639, л. 56 об.). 89 РГАСПИ, ф. 76, оп. 3, д. 196, л. 1–1 об. Рукописный подлинник (на письме А. В. Луначарского). 90 «Полное восстановление» (лат.) 91 Письмо А. В. Луначарского в VIII отдел Наркомюста Шпицбергу от 15 апреля 1921 г. (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 38).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

31 августа 1921 г., Высшее Церковное управление заграницей назначило епископа Серафима управляющим русскими православными общинами в Болгарии, с оставлением за ним должности настоятеля русского Никольского храма в Софии 114 . В эмиграции было известно, что Патриарх Тихон признал архиерейскую хиротонию епископа Серафима. Так, в письме секретаря канцелярии Священного Синода Н.В. Нумерова митрополиту Антонию (Храповицкому) от 14 сентября 1921 г. содержался список архиереев, признаваемых Патриархом Тихоном. Преосвященный Серафим в этом списке был указан, как епископ Лубенский 115 . То же самое говорилось о епископе Серафиме в письме Нумерова митрополиту Евлогию. Это письмо также было отправлено в 1921 году 116 . В списке законных иерархов, полученном митрополитом Антонием от Патриарха Тихона в 1922 г. (не через Нумерова), епископ Серафим тоже был указан, как Лубенский 117 . Наконец, в 1928 г. из России был получен еще один список иерархов Российской Церкви, находящихся за границей. В этом списке о епископе Серафиме говорилось: «Преосвященный Серафим (Соболев) , Епископ Лубенский, Управляющий русскими православными общинами в Болгарии». При этом, епископ Серафим в списке был упомянут, как «быв[ший] ректор Воронежской духовной семинарии перемещенным в Богучар». Епископом Лубенским в этом же списке числился епископ Аркадий (Остальский) , а до него – епископ Григорий (Лисовский) 118 . Как известно, епископ Григорий был назначен на Лубенскую кафедру в октябре 1921 года 119 . Таким образом, московская церковная власть признавала епископа Серафима управляющим русскими приходами Болгарии. Изменение Святейшим Патриархом титула епископа Серафима на «Богучарский», следует отнести к октябрю 1921 года. Город Богучар находится в Воронежской области и изменение титула епископа Серафима подтверждает приведенную выше информацию о том, что еще в 1919 г. Патриарх Тихон благословил хиротонию архимандрита Серафима (Соболева) в викарного епископа Воронежской епархии. Однако, в эмиграции о новом титуле узнали не сразу и потому во всех документах Русской Зарубежной Церкви, вплоть до 1930 г., епископ Серафим продолжай фигурировать, как епископ Лубенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010