(общественное учебное заведение) с 3-летним сроком обучения действовали при КазДА в 1910/11-1917 гг. Курсы готовили квалифицированных преподавательниц Закона Божия для светских учебных заведений; преподавали на курсах в основном профессора академии. В первые годы занятия проходили в помещениях, к-рые снимали специально для курсов; с 1914/15 уч. г. в связи с мобилизацией мн. студентов КазДА курсистки проживали в академии, там же проходили занятия. Ежегодно курсы заканчивали 10-15 выпускниц. КазДА в 1917-1921 гг. С нач. 1918 г., после декрета ВЦИК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», академия утратила статус гос. учебного заведения, прекратилось гос. финансирование. Но она продолжала действовать, хотя новый офиц. статус академия не получила и не была зарегистрирована как церковное учреждение. В авг. 1918 г. Казань была занята Народной армией КОМУЧ (Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания) и Чехословацким корпусом, а 10 сент. 1918 г.- Красной Армией. Почти половина профессоров и значительная часть студентов ушли с отступавшими белыми, многие добровольно вступили в Народную армию. С нач. 1919 до весны 1921 г. академия существовала полулегально, с устного разрешения советских органов просвещения, получая денежные пособия от высших органов церковного управления. Руководство академии удачно использовало упущения в советской антирелиг. политике и пробелы в советском законодательстве. В этот период занятия проходили в соответствии с учебными планами 1917 г. КазДА официально выдавала дипломы. За 1919-1920 гг. было выдано ок. 20 дипломов, утверждены 4 магист. диссертации. В марте 1921 г. московские чекисты, надзиравшие за Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном , обратили внимание властей Татарской АССР на существование в Казани «очага мракобесия». По указанию из Москвы власти Татарской АССР приняли меры к закрытию академии. В апр. того же года КазДА была закрыта, ректор и 32 преподавателя арестованы. 5 окт. 1921 г. за незаконную религиозную деятельность ректор сщмч. Анатолий (Грисюк) был приговорен к году принудительных работ. К году условно были приговорены профессора еп. Афанасий (Малинин), прот. Н. П. Виноградов, прот. Н. В. Петров, Я. В. Васильев, Васильевский, И. Ф. Григорьев, А. П. Касторский, Катанов, Керенский, А. В. Лебедев, Машанов, Нарбеков, Несмелов, И. Покровский, Е. Я. Полянский, Пономарёв, Протопопов. Все, кроме еп. Анатолия, до суда находились на свободе. Временно управляющий Казанской епархией сщмч. Иоасаф (Удалов) добился открытия в нояб. 1921 г. официально зарегистрированного Богословского ин-та, в к-рый были зачислены бывш. студенты академии. По одним данным, ин-т действовал более года, по другим - лишь неск. месяцев. Архитектурный комплекс КазДА в XX-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Невидимо живет. Кого он раз приветил, Тот сирым не умрет. Сентябрь 1921 Катакомбы Пурпурные трауры ирисов приторно ранят, И медленно веянье млеет столетнего тлена, Тоскуют к летейскому озеру белые лани, Покинута, плачет на отмели дальней сирена. O via Appia! O via Appia! Блаженный мученик, святой Калликст! Какой прозрачною и легкой памятью, Как мед растопленный, душа хранит. О via Appia! О via Appia! Тебе привет! Младенчески тени заслушались пенья Орфея. Иона под ивой все помнит китовые недра. Но на плечи Пастирь овцу возлагает, жалея, И благостен круглый закат за верхушкою кедра. О via Appia! О via Appia! О, душ пристанище! могильный путь! Твоим оплаканным, прелестным пастбищем Ты нам расплавила скупую грудь, О via Appia! О via Appia! – Любя, вздохнуть. 1921 Рождество Без мук Младенец был рожден, А мы рождаемся в мученьях, Но дрогнет вещий небосклон, Узнав о новых песнопеньях. Не сладкий глас, а ярый крик Прорежет темную утробу: Слепой зародыш не привык, Что путь его подобен гробу. И не восточная звезда Взвилась кровавым метеором, Но впечатлелась навсегда Она преображенным взором. Что дремлешь, ворожейный дух? Мы потаенны, сиры, наги… Надвинув на глаза треух, Бредут невиданные маги. Декабрь 1921 Песня о душе По черной радуге мушиного крыла Безсмертье щедрое душа моя открыла. Напрасно кружится немолчная пчела, – От праздничных молитв меня не отучила. Медлительно плыву от плавней влажных снов. Родные пастбища впервые вижу снова, И прежний ветерок пленителен и нов. Сквозь сумрачный узор сине яснит основа. В слезах расплавился злачёный небосклон, Выздоровления не вычерпано лоно. Средь небывалых рощ сияет Геликон И нежной розой зорь аврорится икона! 1922 Николай Гумилев Гумилев Николай Степанович (1886–1921) – поэт, переводчик, критик. 31 августа 1921 года в газете «Известия ВЦИК» появилось краткое сообщение ВЧК «О раскрытом в Петрограде заговоре против Советской власти». А на следующий день в газете «Петроградская правда» был опубликован и расклеен по городу список 61 расстрелянного участника «таганцевского заговора». Под номером 30 в этом списке значился Н.С. Гумилев.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Милюков П. Н. История второй русской революции, с. 34. Милюков П. Н. История русской революции, с. 28. Сводка Руднева была получена мною через начальника Военно-административных управлений фронта в Сибири генерал-майора С. А. Домонтовича 8 февраля 1920 года. Свидетель П. Н. Переверзев был допрошен мною 8 июля 1921 года в Париже. Свидетельница М. Г. Соловьева (дочь Распутина) была допрошена мною 26–27 декабря 1919 года в г. Чите. Эта свидетельница была допрошена мною 6 августа 1920 года в Париже. Этот свидетель был допрошен мною 15 апреля 1921 года в Париже. Свидетель В. В. Похвиснев был допрошен мною 7 мая 1921 года в Париже. Это письмо было получено мною у известного лица 12 июля 1922 года в Париже. Свидетель князь Ф. Ф. Юсупов был допрошен мною 3–4 января 1921 года в Париже. Свидетель В. А Маклаков был допрошен мною 10 сентября 1920 года в Париже. Этот свидетель был допрошен мною 16 апреля 1921 года в Париже. Она была представлена к следствию Бурцевым 11 августа 1920 года в Париже. Свидетель В. Л. Бурцев был допрошен мною 11 августа 1920 года в Париже Людендорф. Воспоминания о войне 1914–1918 гг. Жильяр П. Трагическая судьба Императора Николая II и его семьи, с. 216. Б. Н. Соловьев был допрошен мною в качестве заподозренного свидетеля (722 ст. уст. угол. суд.) 26 декабря 1919 года – 3 января 1920 года в г. Чите. Свидетель Е. К. Логинов был допрошен военным контролем 24 октября 1919 года в г. Владивостоке. Генерал А. И. Деникин. Очерки русской смуты, т. 1, в. 1, с. 102. Дневник Б. Н. Соловьева был изъят мною у него 28 декабря 1919 года в г. Чите. Дневник М. Г. Соловьевой был изъят мною у нее 28 декабря 1919 года в г. Чите. Сестра Соловьевой, младшая дочь Распутина. Матрена Соловьева старается пользоваться более благозвучным именем Мария. Так называет ее муж. Ольга Владимировна Лохтина – поклонница Распутина. Васильев – священник в Тобольске, как указывалось выше. Он не имел никакой организации, но был в первое время связан с Соловьевым. Потом они рассорились на почве денежных дел.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

92 Архиепископ Варнава цитировал соответствующее письмо Патриарха Тихона епископу Ямбургскому Алексию (Симанскому) (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000. С. 224). 93 Так излагал ситуацию епископ Ямбургский Алексий (Симанский) в письме митрополиту Арсению (Стадницкому) со ссылкой на племянника митрополита Кирилла (Смирнова) (Там же. С. 221–222). 94 5 апреля (по другим сведениям 28 апреля) 1921 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был назначен архиепископом Рижским и Митавским. 95 Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 224 и др. 96 История иерархии Русской Православной Церкви… С. 871–878. 97 Илья Михайлович Громогласов (1869–1937 гг.), член Высшего церковного совета Православной Российской Церкви от мирян с 1917 по 1922 г. По сведениям на 19 мая 1921 г., профессор Московского университета, с 1922 г. священник. 98 ГА РФ, ф. А–353, оп. 5, д. 241, л. 141 об. 99 По информации епископа Ямбургского Алексия (Симанского), изложенной им в письме на имя митрополита Арсения (Стадницкого) от 16 мая 1921 г. (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 238–239). Евсевий (Никольский; 1860 г.— январь 1922 г.), с 1 января 1899 г. архиепископ Владивостокский и Камчатский, участник Поместного Собора 1917–1918 гг., вскоре был назначен постоянным членом Священного Синода при Патриархе. В 1919–1920 гг. временно управлял Смоленской епархией. С 3 февраля 1920 г. наместник Патриарха в Москве, временно управляющий Московской епархией. С 18 февраля 1920 г. митрополит Крутицкий. 100 Согласно позднейшим заявлениям Путяты, митрополит Серафим (Чичагов) после заседания Синода сказал бывшему архиепископу Владимиру: «Вы еретик, потому что большевик» (Письмо Путяты П. А. Красикову от 8 ноября 1929 г. (РГАСПИ, ф. 142, оп. 1, д. 644, л. 19–21 об., 29–31об.). Серафим (Чичагов; 1856–1937 гг.), в апреле 1905 г. хиротонисан во епископа Сухумского, с февраля 1906 г. епископ Орловский и Севский, с сентября 1908 г. епископ Кишиневский и Хотинский, с мая 1912 г. архиепископ. С 20 марта 1914 г. архиепископ Тверской и Кашинский. В 1917 г. как монархист был уволен с Тверской архиерейской кафедры. Член Поместного Собора 1917–1918 гг. В сентября 1918 г. возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привислинскую кафедру, но из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву, жил в Москве, где служил в различных храмах. В 1921 г. арестован и заключен в Таганскую тюрьму, 16 января 1922 г. освобожден. В 1922–1923 г. высылался в Архангельскую, затем Марийскую область. В 1927 г. поддержал Декларацию заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). С февраля 1928 г. митрополит Ленинградский и Гдовский, с 14 октября 1933 г. на покое.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Среди многообразных форм преследования Русской Церкви в годы атеистического гонения кампания по изъятию церковных ценностей занимает особое место. Формальным поводом к проведению кампании послужили тяжелейшие последствия засухи лета 1921 года и наступившего голода. «Картины голода в Поволжье, который начался осенью 1921 года, были поистине кошмарными, - писали в своих «Очерках» А.Э. Левитин-Краснов и В.А. Шавров, - они поражают даже нас, переживших ленинградскую голодную зиму 1941/42 гг. Достаточно сказать, что людоедство стало в те дни в Поволжье массовым явлением - на людей, как на диких зверей, расставлялись силки; под самым Саратовом, в 2-3 километрах от города, зверски убивали пешеходов, которые становились затем жертвами людоедов; попадались полностью вымершие деревни» . Летом 1921 года святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился к главам христианских Церквей с призывом о помощи. Патриарх также составил специальное воззвание к клиру и пастве, в котором призывал к совершению добровольных благотворительных пожертвований в пользу голодающих. Для контроля и распределения собранных средств в августе 1921 года Святейший Патриарх составил специальный церковный комитет из духовенства и мирян, который был распущен советской властью. «Вместо него начинает действовать государственная «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИКе» . «Разрешение на сбор средств в помощь голодающим Русская Православная Церковь получила только в декабре 1921 г., когда Президиум ВЦИК принял соответствующее постановление. Начались переговоры с Центральной комиссией помощи голодающим при ВЦИК (ЦК Помгол), завершившиеся выработкой Положения об участии Церкви в деле помощи голодающим» . В результате достигнутых договоренностей патриарх Тихон выпустил новое первосвятительское послание от 6 февраля 1922 года,, согласованное с ЦК Помголом, где, в частности, писал: «мы допускаем возможность духовенству и приходским советам, с согласия общин верующих, на попечении которых находится храмовое имущество, использовать находящиеся во многих храмах драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления (подвески в виде колец, цепей, браслет, ожерелье и другие предметы, жертвуемые на украшение святых икон, золотой и серебряный лом), на помощь голодающим» .

http://bogoslov.ru/article/1691617

Из писем Царской Семьи. «Рус. Лет.», т. I, 1921 г. Ильин (Женевский). Большевики у власти. М. 1929 г. Казанович. Поездка из Добр. Армии в «Красную Москву». «Арх. Р. Р.», VII. Карабчевский. Что глаза мои видели, т. II. Берлин. 1921 г. Кельсон. Милиция февральской революции. «Былое», 1929 г. Керенский (А.К.). Признания (по поводу публикации «Кр. Арх.»). «Дни», 6 янв. 1926 г. Керенский (доклад). Гибель царской семьи. «Посл. Нов.», 10 февр. 36 г. Керенский. La Revolution Russe. Париж. 1928 г. Керенский . La verité sur le messakre des Romanoff. Париж. 1936 г. Керенский . L’Experience Kerensky. Париж. 1936 г. Керенский. Издалека. Сб. статей 1920 – 1921 г. Париж. 1922 г. Керенский. Отъезд Николая II в Тобольск. «Воля России», 28 авг. 1921 г. Керенский. Еще об отъезде Николая II в Тобольск. «Воля России», 16 сент. 1921 г. Керенский. Екатеринбургская трагедия. «Посл. Нов.», 17 мюля 1932 г. Керенский (интервью). Судьба царской семьи. «П. Нов.», 16 июля 1936 г. Керенский. Дело Корнилова. Москва. 1918 г. Кобылинский. Стенограмма допроса. «Ист. и Совр.», кн. 1 – 5. Рига 1924 г. Коковцев. Воспоминания, т. II. Париж. Коковцев. Было ли возможно спасти Государя и его семью. «Посл. Нов.», май 1936 г. Коковцев. La verité sur la tragedie а Ekaterinbourg. «Rev. des deux Mondes». Кологривов. Арест Гос. Императрицы А. Ф. «Рус. Лет.», 3. Константинополь и проливы. Ред. Адамова. М. 1926 г. Коренев. Чрезвычайная Комиссия по делам о б. министрах. «Арх. Р. Р.», VII. Котляревский. Записки о Нац. Центре в Москве в 1918 г. «На Чужой Стороне», VIII. Крах германской оккупации на Украине. М. 1936 г. Курлов. Гибель Императорской России. Берлин. 1923 г. Лейхтенбергский герц. Как началась Южная Армия. «Арх. Рус. Рев.», VIII. Ленин. Сочинения, т. XVI (первое издание). Ллойд Джордж. War memoirs. Лондон. 1936 г. Лукомский. Воспоминания, Берлин. 1922 г. Лукомский (худ .). Au palais Alexandre apres le depart du tzar. «Revue des deux Mondes». Авг. 1929 г. Луначарский. Революционные силуэты. М. 1924 г. Маклаков . Preface aux interrogatoires par la Commission Extr. De 1917. Париж. 1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

К октябрю 1923 г. комиссия разместила коллекцию в восьми отделах: 1) древлехранилище – 916 экспонатов. Все предметы XII–XVIII вв., имевшие историко-художественное значение (изделия из золота, серебра, драгоценных камней, облачения из старинных тканей), ранее хранившиеся в ризнице, в 1918 г. составили отдел предметов прикладного искусства; 2) отдел древнерусской живописи, возник в 1919 г., 174 иконы с XIV в. по XIX в.; 3) отдел древнерусской книги, возник в 1920 г., 70 экспонатов с XVI в. по XVII в.; 4) жилые покои XVIII в., отдел возник в 1920 г., 343 экспоната; 5) архитектурный отдел, возник в 1923 г., 166 экспонатов; 6) кустарный отдел, возник в 1922 г., 322 экспоната; 7) показательная иконописная мастерская, возникла в 1923 г., 220 экспонатов; 8) музей быта в Вифании, с полной обстановкой покоев XVIII в. К музею относились также Успенский и Троицкий соборы, колокольня, стены с башнями. К 1 октября 1925 г. возникли отделы: 1) искусство XIV-XV вв.; 2) жилые покои конца XVIII – начала XIX вв. (быт высшего духовенства); 3) келья монаха; 4) шитье и икона XIX в.; 5) отдел гравюр. Намечалось создать отделы: 1) искусство XVI в.; 2) ткани XVI-XX вв.; 3) церковная археология, основу отдела должна была составлять часть музея Московской духовной академии, принятого в 1919 г. священником П. А. Флоренским и М. В. Шиком; 4) монастырский быт; 5) осада Лавры XVII в.; 6) скульптурный. За период с 1918 по 1925 гг. были проведены следующие выставки: 1) показная коллекция изданий Лавры (весна 1919); 2) выставка картин, рисунков, гравюр, фотографий Лавры, участвовали М. В. Боскин, А. А. Кеслер, Вас. И. Соколов , Вл. И. Соколов, В. Ф. Мей, В. И. Хрустачев, Н. Ф. Юон (1921); 3) древнерусская книга (1921); 4) выставка картин и набросков Тер-Аванесяна в пользу голодающих Поволжья (1–15 декабря 1921); 5) выставка шитья и тканей (лето 1921); 6) выставка экспонатов времени митрополита Филарета (Дроздова) (1922); 7) выставка изделий местных кустарей (1922); 8) выставка Сергиевского общества изучения местного кроя (май 1922); 9) выставка предметов искусства XIV-XV вв. (1924; эта выставка так же, как и выставка книг 1921 г., имела всероссийское значение); 10) выставка шитья и тканей XIX в. (январь 1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

К началу 1921 г. в состав Синода входили только три архиерея: патриарх, митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский) и архиепископ Михаил (Ермаков). Именно в чрезвычайных условиях постоянных арестов архиереев, патриарх Тихон, не имевший возможности организовать полноценную деятельность Синода, начал собирать в своих руках практически всю полноту власти в Церкви. Переход к патриархоцентричной форме церковного управления (июнь 1921 г. — март 1922 г.) В мае 1921 года патриарх назначил членами Синода трех человек из его старого состава: митрополита Евсевия, митрополита Сергия, который фактически не принимал участия в заседаниях, так как был вынужден жить в Нижнем Новгороде, и архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова). Последний в конце июня 1921 года после возведения в сан митрополита был назначен экзархом Украины , куда и выехал. Трех епископов патриарх назначил от церковных округов: епископа Уфимского Андрея (Ухтомского), архиепископа Полоцкого Иннокентия (Ястребова) и епископа Тверского Серафима (Александрова). Их имена указывает епископ Алексий (Симанский) . В 1920 году выявилось скрытое противоборство в Синоде. Патриарх Тихон в условиях гонений стремился к большим полномочиям, некоторые архиереи стремились противодействовать этому, настаивая на сохранении полноты полномочий Синода. С 1920 года патриарх начинает значительно усиливать свои позиции, опираясь на лично преданных, малоизвестных до революции или новорукоположенных архиереев, таких как Евсевий (Никольский), ставший в 1920 году наместником Патриаршей области и митрополитом Крутицким, а также епископы Петр (Полянский) и Иларион (Троицкий), рукоположенные в 1920 году. С 1 июня 1921 года произошла фактическая смена модели высшего церковного управления: возглавляемая патриархом коллегиальная форма сменилась на патриархоцентричную. Полномочий для формирования Синода и ВЦС патриарху Поместный собор не давал. Патриарх пошел на этот шаг вынужденно, понимая, что только принцип единоначалия может сохранить единство Церкви в условиях постоянных попыток государства ослабить, дискредитировать и расколоть Церковь.

http://bogoslov.ru/article/376306

Святитель Иларион по благословению Патриарха Тихона активно совершал рукоположения для храмов Москвы и Московской губернии. Так, в 1921 г. епископ Иларион рукоположил будущего священномученика Иоанна Хренова во диакона ко храму Сорока мучеников . В 1920-1921 гг. владыка Иларион часто служил в храмах Верейского уезда. Во время одной из поездок в Верейский уезд епископ Иларион вместе с протоиереем Петром Пушкинским участвовал в диспуте с агитаторами-антирелигиозниками, которые потерпели полное поражение. Местные власти решили арестовать епископа. Протоиерей Петр вывел владыку черным ходом и привел к себе в дом, откуда утром следующего дня епископ уехал в Москву . Активная деятельность епископа Илариона и других викарных архиереев Московской епархии вызывала серьезное беспокойство в ВЧК. В докладе секретного отдела Московской ЧК от 3 августа 1921 г. говорилось: «В Москве живут много епископов, значащихся викариями какого-либо другого города и даже других губерний, но по месту своей службы из Москвы невыезжающих. Эти епископы получают лишь содержание со своей викарии, пользуются преимуществами, ничего не делающими по своей прямой должности, а в действительности лишь содействующего антисоветской деятельности всего блока духовенства» . Далее предлагалось «всем оказавшимся здесь в Москве епископам разных викарий…выехать на места» . Хотя это предложение МЧК не было в центральном аппарате ВЧК, контроль за деятельностью викарных архиереев был усилен. В сентябре 1921 г. владыка Иларион был подвергнут кратковременному аресту. Это было связано с тем, что он добился у директора Третьяковской Галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И.Я. Грабаря разрешения на праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа/8 сентября) взять чудотворный образ в Сретенский монастырь, но за этим последовал арест святителя. Произошел суд, но состава преступления опять не нашли . Однако и после этого святитель находился под пристальным вниманием ВЧК. 26 ноября 1921 г. уполномоченный Секретного отдела Московской ЧК Михаил Шмелев составил список лиц, входящих в состав Священного Синода и Московского епархиального управления, которые должны были быть арестованы. В этот список входил и епископ Иларион .

http://pravoslavie.ru/5822.html

После изгнания из Афин митрополит Мелетий, так и не признавший своего низложения, в феврале 1921 г. уехал в США. Здесь его с почетом встретили антироялисты-венизелиты и поставленный им для Северной Америки архиеп. Александр, которого новый Синод безуспешно попытался отозвать назад в Грецию. В конце февраля глава Элладской Церкви митр. Феоклит I послал архиеп. Спартского Германоса (Трояноса) представителем Свящ. Синода в Америку вместо архиеп. Александра, однако последний отказался повиноваться указу Синода и объявил себя и всю свою паству находящимися под омофором Константинопольского Патриарха, престол которого тогда был вакантным. Таким образом, греческая диаспора в Америке оказалась расколота между последователями архиеп. Александра и архиеп. Германоса. Началась церковная смута в греческой диаспоре, продолжавшаяся почти 10 лет (к 1921 г. в США уже проживало около 400 тыс. греков, и было открыто 138 приходов). 15 сентября 1921 г. митр. Мелетий создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки, Официально она была признана штатом Нью-Йорк в следующем году. Митрополит также принял участие в конференциях, совместных молитвах и богослужениях с англиканским духовенством. [x] В ноябре того же года митр. Мелетий совершил открытие первой греческой семинарии в Америке, посвященной св. Афанасию. Временно семинария, деньги на создание которой пожертвовал Э. Венизелос, была размещена в одной из комнат центрального отделения ИМКА в Бруклине. [xi] В ноябре 1921 г. Свящ. Синод Элладской Церкви издал распоряжение «О проведении следствия против Мелетия» и сформировал специальную комиссию с целью проведения расследования. Митрополита вызвали на церковный суд, однако он неожиданно был избран Константинопольским Патриархом. Несмотря на это, Синодальная комиссия продолжила свою работу, и на основании ее выводов 29 декабря 1921 г. Свящ. Синод лишил Мелетия священного сана «за ряд церковных проступков, в том числе за учинение раскола». Мелетий Метаксакис и Александр Демоглу были объявлены раскольниками, причем Синод пригрозил объявить раскольниками и всех последовавших за ними. Позднее постановление об извержении митр. Мелетия из сана 24 сентября 1922 г. под сильным политическим давлением было отозвано Синодом. [xii]

http://bogoslov.ru/article/1029958

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010