876 Обращение петроградского митрополита Вениамина и делегации от духовенства и мирян Петроградской епархии к тов. Зиновьеву//Петроградская правда. 1919, 210 (18 сентября). С.1. 881 Обращение петроградского митрополита Вениамина и делегации от духовенства и мирян Петроградской епархии к тов. Зиновьеву//Петроградская правда. 1919, 210 (18 сентября). С.1. 885 Н.С. Кончина протоиерея о. Иоанна Цветкова//Журнал Содружества (Выборг). 1938, 1–2. С.24–25. 890 Действия и распоряжения правительства. К вопросу о браке. Об отделении церкви от государства. (Циркуляр Губисполкома по поводу ст. 12 декрета об отделении церкви от государства//Известия ВЦИК. 1922, 113 (27 мая). С.2. 891 Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. Позиция православной церкви в период Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны. Изд.2-е. Л., Лениздат. 1987. С.99. 894 Моисеев В.Н. Сподвижник митрополита Арсения – В.Н. Фиников//Арсениевские чтения 2. Новгород, 1996. С.69. 899 Соборная жизнь Петроградской Церкви//Православный церковный календарь на 1921 год. Пгр., издание Об-ва Православных приходов Петрограда и его губернии. 1921. С.22. 906 Устав Общества Православных приходов Петрограда и его губернии//Православный церковный календарь на 1921 год. Пгр., издание Об-ва Православных приходов Петрограда и его губернии. 1921. С.22. 908 Новые книги и журналы. Православный церковный календарь на 1921 г.//Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. 1918, 16 (26 января). С.2. 909 Тихон, патриарх Московский. Обращение к Архипастырям и Пастырям Православной Российской Церкви. – Вениамин, митрополит Петроградский. Архипастырское обращение к пастырям Петроградской Церкви. Пгр., 26-я Гос. С.2. 911 Филимонов В.П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и русская Голгофа. СПб., 2001. С.53–54. Автор пишет о том, что сам «митрополит Вениамин возвел о. Варнаву в иеромонаха», но документального подтверждения этому не приводит. 915 Санкт-Петербургская епархия в двадцатом веке в свете архивных материалов 1917–1941. Сборник документов. СПб., 2000. С.50.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родился в 1885 г. в с. Копытово Владовского уезда Холмской губернии в семье псаломщика. В 1906 г. окончил Волынскую духовную семинарию, а в 1910 г. СПб духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1911 г. рукоположен во священника и назначен на ст. Вержблово, служил в западных епархиях. С 1914 г. – полковой священник на фронте, в 1915 г. назначен помощником смотрителя Виленского духовного училища, затем в Троицкую церковь г. Колпино. С декабря 1915 по декабрь 1931г. – настоятель Троицкого храма (29/111–1918 г. получившего статус собора). В декабре 1916 г. сменил фамилию Сегенюк на фамилию Боярский. Один из руководителей образованного 07/111–1917 г. «Всероссийского союза демократического православного духовенства и мирян», одновременно организовал в г. Колпино свою группу «Друзья церковной реформации». В 1921 г. возведён в сан протоиерея. Арестован 24/V11–1921 г., постановлением Президиума Петроградской губ. ЧК от 03/IX-1921 г. приговорён к одному году принудительных работ с высылкой из пределов губернии. Освобождён в начале ноября 1921 г. Был в числе 12 священников, подписавших в 1922 г. письмо об изъятии церковных ценностей, которое положило начало обновленческому расколу. В 1921–1922 гг. – профессор Петроградского Богословского института. В мае 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, один из его главных идеологов. Проходил как свидетель на процессе по «делу митрополита Вениамина», где выступал против Патриарха Тихона. Сведения, что он выступал как защитник митр. Вениамина, не соответствуют материалам процесса. Был запрещён в священнослужении митр. Вениамином (Казанским), запрещение не было снято. С 1923 г. – член обновленческого Священного Синода, с 1925 г. в сане протопресвитера. В 1924–1930 гг. настоятель кафедрального обновленческого Спасо-Сенновского собора, одновременно в 1926 г. – настоятель Исаакиевского собора и в 1924–1930 гг. – профессор Ленинградского Богословского института. Вновь арестован 04/IV-1925 г., освобождён в конце мая 1925 г. В конце 1930 г. был выслан из Ленинграда в г. Кинешму. С декабря 1931 г. служил в г. Кинешме, в 1933 г. хиротонисан в брачном состоянии во еп. Ивановского и Кинешемского, с конца 1933 г. в сане архиепископа. В 1935 г. возведён в сан митр. Иваново-Вознесенского. Арестован 17/III-1936 г. Постановлением ОСО НКВД от 15/VII-1936 г. приговорён к 5 годам заключения, наказание отбывал в Суздальской тюрьме. Постановлением Тройки Управления НКВД по Ивановской области от 09/IX-1937 г. приговорён к смертной казни. В тот же день расстрелян в г. Иванове.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Петр Иванович Лепорский (1871–1923 гг.), с октября 1896 г. и. о. доцента, с июня 1901 г. магистр богословия и доцент, с января 1905 г. экстраординарный профессор СПбДА. В сентябре 1907 г. рукоположен во священника, служил настоятелем храма Собора Воскресения Христова («Воскресения на Крови»), с октября 1907 г. протоиерей. Во время Первой мировой войны главный священник армии Румынского фронта, член Всероссийского Поместного собора 1917–1918 гг. от военного и морского духовенства. Участник «частного совещания» (23 июня – 1 августа 1919 г.) при Общем подотделе Петроградского городского отдела юстиции по обсуждению вопроса о возможности от имени прогрессивного духовенства выступить с воззванием, «публично осуждавшим действия белогвардейцев и интервентов и выражавшим солидарность с властью, с народом в их борьбе с внешними врагами». Член «инициативной группы с целью выработки предложений по вопросу жизни церкви в условиях нового юридического положения». По сведениям на 20 апреля 1921 г., «старший архивист» 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ. С 23 ноября 1921 г. преподавал сравнительное богословие в ПБИ. КсенофонтПавлович Виноградов (+ 1933 г.), протоиерей, с 1882 г. в церкви Преображения Господня при Санкт-Петербургской 1-й гимназии, с 1912/13 г. – в церкви вмц Екатерины училища правоведения. По сведениям на апрель–июль 1921 г., «старший архивист» 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ. В 1932–1933 гг. настоятель Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге. НиколайВасильевич Миловидов (+ 20 февраля 1943 г.), протоиерей, с 11 ноября 1911 г. настоятель церкви св. князя Александра Невского при Правительствующем Сенате. По сведениям на апрель–июль 1921 г., «старший архивист» 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ. Был настоятелем Свято-Троицкой церкви в поселке Дружноселье Гатчинского района. В 1940 г. арестован и осужден на 1 год лишения свободы. АфанасийФедорович Образский, в 1910–1918 гг. настоятель церкви свт. Николая Чудотворца при 7-й Санкт-Петербургской гимназии. По сведениям на апрель–июль 1921 г., «старший архивист» 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

43 См.: Вестник агитации и пропаганды. 1921. 19. С. 29; Известия ЦК РКП(б). 1921. 33. С. 32–33; Справочник партийного работника. М., 1922. Вып. 2. С. 92–93. Заголовок постановления в изданиях варьируется, чаще этот документ печатается под названием «О постановке антирелигиозной пропаганды и о нарушении пункта 13 программы». 44 КПСС в резолюциях... С. 444–446; Коммунистическая партия и Советское правительство... С. 59–62; О религии и церкви: Сб. документов... С. 57–60; О религии и церкви. Сб. высказываний... С. 56–57; а также: Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917–1937 гг.). Л., 1973. С. 41–51, 53–56; Он же. Массовый атеизм: Становление и развитие. Л., 1983. С. 55–59, 63–66; Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 267–271; Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история: Власть и Церковь в советской России (октябрь 1917 – конец 1930-х гг.). Волгоград, С. 60–62, 82; Кашеваров А.Н. Церковь и власть: Русская Православная Церковь в первые годы советской власти. СПб., 1999. С. 287; и др. 45 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 143. Л. 1. Здесь и далее фамилии членов и кандидатов в члены Политбюро даются в том порядке, в каком они приведены в списках присутствующих в «подлинных» протоколах заседаний Политбюро. 49 См.: Вестник агитации и пропаганды. 1921. 19. С. 26–28; Ярославский Е.М. На антирелигиозном фронте: Сб. статей, докладов, лекций, циркуляров за пять лет. 1919–1924. М., 1924. С. 13–20; Он же. На антирелигиозном фронте: Сб. статей, докладов, лекций и циркуляров за шесть лет. 1919–1925. М.; Л., 1925. С. 17–26; Он же. Против религии и церкви. М., 1933. Т. 2: Ленин, коммунизм и религия. С. 151–159. 50 Свой призыв «широко разъяснять [...] трудящимся массам» смысл попыток отдельного духовенства создать «советскую» церковь Ярославский воплотил в жизнь сразу же после окончания Пленума ЦК РКП(б). На страницах газеты «Правда» он опубликовал статью, посвященную «Царицынской церкви» бывшего иеромонаха Илиодора (С.М. Труфанова). В этой статье Ярославский назвал отмеченную им в докладе на Пленуме ЦК РКП (б) и созданную Труфановым структуру «Живой церковью» (Правда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сведениям 1920 года священников было убито – 1215, а с тех пор число их, вероятно, удвоилось. Не щадили большевики и монахов и монахинь. Так, например, в г. Богодухове всех монахинь, не пожелавших уйти из монастыря, привели на кладбище к раскрытой могиле, отрезали им сосцы и живых побросали в эту глубокую яму, а сверху бросили еще дышавшего старого монаха и, засыпая всех землей, кричали, что справляется монашеская свадьба. Кроме сего имеются у нас документальные сведения об арестах архиереев к 1/14 сентября 1921 года. Архиепископ Вятский, впоследствии Крутицкий, Никандр с осени 1918 года до Пасхи 1920 года сидел в тюрьме, затем с осени 1920 года до июля 1921 года вновь был посажен в Бутырки (тюрьма). В настоящее время он вновь содержится в тюрьме. С 1921 года находился в тюрьме Пинежский Епископ Павел . В конце 1920 года арестован был Епископ Брянский Амвросий , которого продержали в тюрьме более года. В сентябре 1921 года посажен в тюрьму быв. Варшавский Архиепископ Серафим . Долгое время держали в чека и тюрьме Митрополита Владимирского С ергия , арестованного в январе 1921 года, который затем был освобожден, а теперь вновь заключен в тюрьму. В Муроме долгое время держали в тюрьме Епископа Муромского Серафима . Также долго томили в тюрьме Епископа Уржумского Виктора . Томился в тюрьме и был приговорен к расстрелу Архиепископ Иркутский Анатолий . Правда, приговор не был приведен в исполнение, т.к. он признал “живую церковь” и для окончательного решения его дела увезен в Новониколаевск. До сих пор томится в Таганской тюрьме, в Москве, арестованный в Казани в июне 1920 года Митрополит Кирилл . В Москву же вывезен и его викарный Епископ Чистопольский Анатолий , которого долгое время держали в тюрьме. В концентрационном лагере держали долго Архиепископа быв. Иркутского Серафима . Долго держали в тюрьме в Ростове-на-Дону и затем сослали в Нижний Новгород Епископа Ейского Филиппа . Очень долгое время держали в тюрьме и престарелого Архиепископа Могилевского Константина .

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

105 Рукописная записка А. В. Луначарского на имя И. А. Шпицберга 1921 г. (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 39). 106 РГАСПИ, ф. 5, оп. 1, д. 120, л. 14–15. Текст обращения Владимира Путяты к Патриарху Тихону практически полностью вошел в текст«Открытого письма Православной Свободной Народной Церкви иерархии ведомства православного исповедания во главе с Патриархом Тихоном» от 2(15) июня 1921 г. (см. ниже). 107 Там же, л. 12–13 об. 108 ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 711, л. 12–12 об. 109 РГАСПИ, ф. 17, оп. 163, д. 143, л. 1, 10. 110 Там же, ф. 89, оп. 4, д. 127, л. 5; ф. 2, оп. 1, д. 18763, л. 2. 111 Вестник агитации и пропаганды ЦК РКП(б). 1921. 15 сентября. 19. С. 26–28; Ярославский Е. М. На антирелигиозном фронте: Сборник статей, докладов, лекций, циркуляров за пять лет. 1919–1924. М., 1924. С. 15, 19–20. 112 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 54. С. 440, 721; РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 18762, л. 1. 113 Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921–1925 гг.). М., 2004. С. 36. 114 РГАСПИ, ф. 17, оп. 2, д. 65, л. 1, 9, 17, 20–20 об.; оп. 112, д. 310, л. 15. 115 ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 42–42 об. Малоразборчивый текст без подписи. 116 История иерархии Русской Православной Церкви… С. 871–878. 117 Письмо заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) протоиерею Михаилу Галунову от 24 августа (6 сентября) 1926 г. ( Иванов Н. П. История путятинской смуты.С. 90–92). 118 «Вступив 25/12 декабря 1920 года чрез своих уполномоченных на путь примирения с Вами, Пензенская Православная Свободная Народная церковь надеялась, что под влиянием текущих событий, когда пролетарские массы взяли в свои мозолистые руки кормило правления Русским государством, Вы, “отцы святые”, освободитесь вместе с ними от мертвой рутины и застоя, от тех крепких цепей, в которых находилась наша Православная Русская Церковь с момента подчинения высшего ее управления государственной власти в лице “Помазанников Божиих”.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Николай Троицкий был определен священником в скитскую Михайло-Архангельскую церковь , что вблизи станции Иннокентьевка. Батюшке кроме богослужения было благословлено проводить занятия с молодежью и с безграмотным населением о правилах веры. 165 Ораторские способности о. Николая и его значительный преподавательский опыт на данном поприще приносил значительные плоды. На следующий год, весной 1921 г., Владыка Анатолий, чтобы как-то отметить пастырские труды о. Николая, решает подать в Священный Синод представление о награждении о. Николая. Указом Священного Синода от 12/25 мая 1921 года за о. Николай «за усердную и полезную службу» был награжден наперсным крестом. 166 Вскоре после награждения, летом, последовал арест о. Николая. Мотивом к аресту было следующее: «обвиняется в агитации против советской власти в г. Казани в период с 1917 по 1918 гг.». В течение летних месяцев и сентября 1921 г. следствие пыталось выяснить степень виновности о. Николая. Октябрь месяц батюшка провел в сырой одиночной камере и ждал решения следственной комиссии или хотя бы объяснений, почему его без решения суда поместили в одиночку. В конце октября о. Николаю было объявлено, что он досрочно освобождается в связи с недоказанностью вины. При этом ему дали понять, что месяц, проведенный в одиночной камере, он может считать за отбытый срок и что гуманная советская власть его помиловала и отпускает на волю в связи со славной годовщиной «Великого октября». В ноябре 1921 года, вернувшись после ареста на родной приход, в Михайло-Архангельскую церковь , о. Николай вновь приступил к совершению богослужений и преподавательской деятельности. Но его не оставляло одно желание: он все-таки хотел вернуться в Казань. Проживая в Сибири, о. Николай смог наладить переписку со своей паствой в Казани, а также в течение 1920 и 1921 гг. осуществлял переписку с настоятелем Воскресенской церкви г. Казани протоиереем Мудровым. Батюшка интересовался, реально ли вернуться ему в Казань на свое бывшее штатное место при Воскресенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Помимо помощи голодающим от религиозных организаций, в декабре 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) X созыва обратило свое внимание и на решение вопросов, на первый взгляд, не связанных напрямую с церковной историей. Так, например, Политбюро проявило интерес к такому явлению общественной жизни российской эмиграции как сменовеховство и даже посвятило одно из своих постановлений известному деятелю этого движения – Владимиру Николаевичу Львову. Интерес этот не был случаен: высший партийный орган уже обращался к судьбе Львова несколько раньше, в октябре 1921 г. 87 Тогда, правда, речь шла о субсидировании перемещений видного сменовеховца вне пределов советской России, теперь же встал вопрос о его возвращении домой, где он был более известен своим недавним прошлым, в частности, «революционной» деятельностью на посту обер-прокурора Святейшего Синода в период Временного правительства. Подобное внимание Политбюро к данной фигуре вполне оправдало себя уже через относительно небольшое время, когда Львов стал не менее активным участником другого, по большевистской терминологии, сменовеховского движения – обновленческого церковного раскола: управляющим делами обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), почетным председателем съезда группы «Живая церковь », уполномоченным ВЦУ по мирянским организациям, делегатом обновленческого Поместного собора 1923 г., членом Пленума Высшего церковного совета и даже кандидатом в члены обновленческого Священного Синода 88 . Материалы Политбюро, посвященные Львову, отложились в «подлинном» протоколе 84-а этого высшего органа ЦК РКП(б). Данный протокол не имеет даты заседания, нет в нем и списка присутствовавших. Тексты всех 12 постановлений оформлены здесь в виде машинописных выписок из этого протокола заседания Политбюро. Интересующее нас постановление напечатано на бланке ЦК РКП(б) и имеет обычную для такого типа документа строчку: «Выписка из протокола заседания Политбюро ЦКРКП от 21/ΧIΙ-21 г. 84/а» 89 . Из этой строчки следует, что высший партийный орган все-таки заседал 21 декабря 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

постановил принять ВЦУЗ под свое покровительство с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. В состав ВЦУЗ были включены архиеп. Евлогий и проживавшие в Сербии рус. епископы Гавриил (Чепур) и Михаил (Космодемянский). Деятельность ВЦУЗ заключалась в организации церковной жизни рус. эмиграции и управлении зарубежными рус. духовными миссиями и приходами. Уже 29 нояб. 1920 г. на заседании ВВЦУ ЮВР в эмиграции рассматривался вопрос об упорядочении пришедших в упадок дел Русской духовной миссии в Иерусалиме , временным начальником к-рой был назначен иером. Мелетий. 13 апр. 1921 г. для управления делами миссии ВЦУЗ направило в Иерусалим архиеп. Анастасия (Грибановского). После переезда в февр. 1921 г. в Сербию митр. Антония ВЦУЗ передало ему управление рус. церквами в Сербии. В нач. апр. 1921 г. оно поручило митр. Платону (Рождественскому) упорядочить церковную жизнь в США и принять Североамериканскую епархию от архиеп. Александра (Немоловского) , 15 апр. 1921 г. направило архиеп. Евлогию указ, подтверждавший его статус управляющего рус. церквами в Зап. Европе, включая Болгарию и Румынию. В том же месяце по согласованию с архиеп. Евлогием ВЦУЗ назначило Лубенского еп. Серафима (Соболева) настоятелем рус. храма в Софии с последующим поручением ему управления рус. приходами в Болгарии. Окормление рус. приходов в Греции и на Кипре по решению ВЦУЗ передавалось еп. Ермогену (Максимову) . 23 июля 1921 г. митр. Антоний, архиеп. Феофан (Быстров) и еп. Вениамин (Федченков) составили прошение Патриарху свт. Тихону о предоставлении ВЦУЗ полномочий высшего органа церковного управления над всеми рус. церквами за границей, в т. ч. в Сев. Америке, Японии, Китае, Финляндии, Прибалтике и Польше, и о назначении председателя ВЦУЗ Наместником Всероссийского Патриарха за границей. 13 окт. Синод РПЦ под председательством Патриарха свт. Тихона рассмотрел полученное 25 сент. прошение членов ВЦУЗ и постановил: «Ввиду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами Сов.

http://pravenc.ru/text/161107.html

19 Ляшевский С., прот. Русские православные церкви заграницей (Церковно-исторический очерк). С.1, 2//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Фонд «Liashevskii», коробка 2, папка 14. 20 Дамиан, архиеп. Дневник моего беженства с духовенством Царицынской епархии в гражданскую войну с августа 1919 г. С. 285. 21 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С. 2, 30. 22 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С. 15, 26-28. 23 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С.21, 25. 24 Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып.1. Константинополь. 1921. С. 38-39. 25 Церковен вестник. 1921, 19-20. С. 12 (на болг. яз.). 26 За рубежом. Белград-Париж-Оксфорд (Хроника семьи Зерновых). Париж. 1973 С. 18. Николай Михайлович Зёрнов (1898-1980), русский философ, богослов, исследователь православной культуры, общественный деятель русской эмиграции, писатель. 27 Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание Блаженнейшего митрополита Антония. Т. 5. С. 16. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/5800995.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010