«I. Согласно постановлению Губернской Ликвидационной Комиссии от 19/XI-1921 года, основанному на общем постановлении Губисполкома от 7/XI-1921 г. за 82 о ликвидации монастырей Тульской губернии, была ликвидирована Николо-часовня в городе Туле. При обсуждении этого вопроса Полномочной Комиссией ВЦИК, в заседании от 25/XI-1921 г., выяснилось, что Николочасовня, как один из самых древних храмов города, для широких религиозно-настроенных масс является предметом почитания, в силу религиозных традиций. Об открытии храма имеется ряд заявлений, носящих массовый характер». Принимая во внимание всё вышеизложенное, Комиссия постановила: «Постановление Тульской Губернской Ликвидационной Комиссии по ликвидации монастырей от 19 ноября 1921 года о закрытии Николочасовни – отменить... и разрешить сдать этот храм по договору группе верующих лиц, возбуждающих просьбу об его открытии...». Если бы разъяснение кончалось на этом, то нельзя было бы не признать, что справедливость восторжествовала. Однако далее точно указано, что разрешение это будет иметь силу лишь «при условии, если эта группа выполнит взятое на себя обязательство отремонтировать одно или ряд зданий для нужд Губоно, по своим размерам в общей сложности равняющихся Николочасовне» (25-го ноября 1921 года, 314). Излишне пояснять, насколько такое требование законно и сколь легко выполнимо оно для обнищавшего населения. Этот способ, ведущий, в конце концов, к почти неизбежной «ликвидации» храма, является излюбленным. «II. Бывшие монахини Успенско-Иверского монастыря Гродненской волости Винёвского уезда Тульской губернии обратились в ВЦИК с ходатайством об отмене ликвидации Борщевской трудовой коммуны. Полномочная комиссия ВЦИК, рассмотрев это дело в своём заседании от 24-го ноября 1921 года, установила, что названная коммуна организована 26-го августа из бывших монашек Борщевского монастыря, что Борщевская коммуна находится в Губколхозе на счету образцового коллектива, существующего по нормальному коммунальному уставу, и что Губколхоз считает ликвидацию её, как отвечающей вполне требованиям коллективного строительства, нерациональной, а потому Полномочная Комиссия ВЦИК постановила: ликвидацию Борщевской Коммуны, произведённую Венёвским Уисполкомом без согласия на то Губземотдела, считать неправильной»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 февр. 1921 г. по просьбе Петроградского митр. Вениамина (Казанского) патриарх свт. Тихон назначил Тихвинского еп. Алексия (см. Алексий I (Симанский) , патриарх Московский и всея Руси) епископом Ямбургским. Переехав 11 апр. 1921 г. в Петроград, еп. Алексий жил в доме при Казанском соборе, с авг. 1921 г.- в Александро-Невской лавре; местом служения ему был определен Казанский собор, община которого взяла на себя обязанность содержания викарного епископа. 18 апр. 1921 г. архиерей был назначен на Пензенскую кафедру; по прошению освобожден от назначения, о чем патриарх Тихон сообщил ему в письме от 15 мая того же года. Еп. Алексий стал заведующим богословскими курсами, открывшимися в Петрограде в 1920 - нач. 1921 г. 7-15 июля 1921 г. совершил архипастырскую поездку по р. Луга «в самую глубь уездов Ямбургского и Гдовского». 29 мая 1922 г., после ареста митр. Вениамина (Казанского), вступил в управление Петроградской епархией. 24 июня 1922 г. еп. Алексий отверг ультиматум обновленческого Высшего церковного управления «действовать строго по указаниям ВЦУ», признал «для себя невозможным дальнейшее управление Петроградской епархией». Еп. Алексий возглавил широкое антиобновленческое движение верующих Петроградской епархии, желавших сочетать политическую лояльность с верностью церковным канонам; в сент. 1922 г. совместно с Петергофским еп. Николаем (Ярушевичем) подал заявление о регистрации ввиду отсутствия в Русской Церкви канонического центра автокефальной Петроградской церкви («Петроградская автокефалия»). С окт. 1922 г. еп. Алексий находился в ссылке, вернулся в Ленинград весной 1926 г., направлен на служение в Новгородскую епархию с титулом «архиепископ Тихвинский». Назначение архиеп. Гавриила (Воеводина) викарием Ленинградской епархии с титулом «Кингисеппский» произошло, по одним данным, указом патриарха Тихона, т. е. в 1924 г. или в нач. 1925 г., по другим - в сент. 1926 г. по представлению назначенного на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа (Петровых) . С 14 сент. 1926 г. до ареста 19 апр. 1927 г. Кингисеппский архиеп. Гавриил временно управлял Ленинградской епархией, в дек. 1927 г., после освобождения, назначен на Полоцкую кафедру. Последним епископом Кингисеппским с 30 дек. 1927 по 3 авг. 1928 г. был Сергий (Зенкевич) , затем переведенный на Шлиссельбургское и Лодейнопольское викариатство . В дальнейшем К. в. не замещалось, приходы Кингисеппского р-на в 30-х гг. XX в. находились в ведении Петергофского еп. Николая (Ярушевича).

http://pravenc.ru/text/1684634.html

1918, 16 июля Расстрел императора Николая II и царской семьи в Екатеринбурге     1918, 26 августа Восстановление Собором памяти всех святых, в земле Российской просиявших 1918, ноябрь Сибирское церковное совещание в Томске 1918–1922 Гражданская война 1919, 14 февраля Издание наркоматом юстиции постановления об организованном вскрытии мощей   1920, 20 апреля Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой лавры   1919, май Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе 1919, 8 октября Послание Св. Патриарха Тихона в день памяти прп. Сергия Радонежского 1921, март Введение новой экономической политики 1921–1922 Голод в Поволжье       1922, 26 февраля Декрет об изъятии церковного имущества 1922, 26 апреля – 8 мая Московский процесс против священнослужителей 1922, 9 мая – 1923, 25 июня Св. Патриарх Тихон под арестом     1922, 29 мая – 5 июля Петроградский процесс против священнослужителей во главе с митр. Петроградским Вениамином (Казанским)   1921, 23 октября «Хиротония " в киевском Софийском соборе Василия Липковского – начало самосвятского раскола 1921 Предоставление автономии православным Церквам в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше 1921, август Образование Св. Патриархом Тихоном Всероссийского церковного комитета помощи голодающим 1921, 21 ноября – 2 декабря I Русский Всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах   1922, 12 мая Назначение Заместителем Патриарха митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) 1922, 16 мая Образование обновленческого ВЦУ 1922, 13 августа Расстрел сщмчч. митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова 1922, 30 декабря Образование СССР   1923, 29 апреля – 9 мая I «собор» обновленцев 1924, 21 января Смерть В. И. Ленина   1925 У власти в большевистской партии и государстве триумвират Сталина, Бухарина и Рыкова   1925, 10 декабря Арест патриаршего Местоблюстителя митр. Петра 1926, ноябрь – 1927, март Пребывание Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия в заключении   1924, 15 апреля Послание Патриарха Тихона о каноничском осуждении деятелей обновленческого раскола   1925, 7 апреля Кончина Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

80 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 38. Д. 87. Л. 5. В другом черновом протоколе 83 заседания Президиума ВЦИК исследуемое постановление не записано вообще: здесь нет текста ни левой, ни правой колонки. – Там же. Д. 94. Л. 576–579. 83 Выписку с постановлением Президиума ВЦИК получил и патриарх Тихон. В своем письме Калинину от 25 февраля 1922 г. глава Русской церкви писал: «Но на наше стучание в дверь мы не удостоивались (так! – С.П.) ответа до 9-го Декабря прошлаго года, когда, наконец, в чрезвычайно узких рамках нам было дозволено прикоснуться к этой работе». – ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 97. Д. 54 a. Л. 38; Дело Патриарха Тихона... С. 53–54; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 61. 84 ГАРФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 36, 46, 47; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 340–341. К сожалению, 9 декабря 1921 г. воспринимается некоторыми исследователями как дата постановления Президиума ВЦИК о помощи религиозных организаций голодающим. – Дело Патриарха Тихона... С. 47; Шкаровский М.В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. 1917–1945 гг. СПб., 1995. С. 54; Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история... С. 64; Одинцов М.И. Русские патриархи XX века... С. 27; и др. Этому способствует и то обстоятельство, что некоторые участники описываемых в настоящей работе событий, получив выписку с постановлением и не зная всех нюансов его принятия, не смогли разобраться в особенностях оформления документа и посчитали 9 декабря 1921 г. датой утверждения постановления Президиумом ВЦИК. Так, например, член Президиума ЦК Помгола и зампред ЦК Последгола при ВЦИК А.Н. Винокуров в подготовленных им документах и газетных сообщениях упоминает постановление Президиума ВЦИК исключительно с датой 9 декабря 1921 г. – Известия ВЦИК. 1922. 26 янв. 19); ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 38. Д. 87. Л. 128; Оп. 97. Д. 54 a. Л. 48 (см. рукописную помету Винокурова); Следственное дело Патриарха Тихона... С. 338–340. 85 Это постановление было утверждено 31 декабря 1921 г. на заседании Президиума ЦК Помгола при ВЦИК (протокол N9 33, пункт 6) по итогам рассмотрения доклада А.Н. Винокурова «Об участии священства в деле помощи голодающим». – ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 96. Д. 167. Л. 10–11; Оп. 97. Д. 54 а. Л. 48; Следственное дело Патриарха Тихона... С. 341.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 .05(10.06).1923–19.08101.09).1923: Александр Введенский 2, в. у. 1922–1924: Софроний Арефьев, в. у. Новосибирская и Барнаульская 15(28).09.1924–17(30).04.1937: Никифор Асташевский 08(21).05.1935 –05(18).05.1937: Сергий Васильков, в. у. 1937–1943: 26 .02(11.03).1943–19.05(01.06). 1956: Варфоломей Городцов Новосильская 1920–1921: Корнилий Соболев 09(22).05.1921–24.08(06.09).1924: Варлаам Пикалов Новоторжская 08(21).03.1920–1927: Феофил Богоявленский 13(26).07.1927–16(29).01.1928: Андрей Комаров 1928–1928: Захария Лобов 01(14).06.1929–1929: Григорий Козырев 01 (14).03.1929–03(16).04.1930: Феодор Яцковский 04(17).05.1931–30.12(12.01).1931: Павел Чистяков 1931–1932: 22 .11(05.12).1933–08.1936: Агапит Борзаковский Новоторжская (обн.) 09 .1931–09.1931: Гавриил Ольховик Новохоперская Павел Крылов Новохоперская (обн.) 18 .02(03.03).1925–22.09(05.10).1926: Василий Павлов Новочеркасская см. Донская Новочеркасская (григ.) 1931–06(7).1943: Фотий Топиро 04(17).04.1932–1934: Иулиан Симашкевич, в. у. Новочеркасская (обн.) 28 .03(10.04).1925–02(15).10.1925: Пётр Рождественский 03(16).10.1925–03(16).01.1926: Георгий Добронравов 1926–1934: 1934–1937: Иулиан Симашкевич Ногинская 1921–17(30).10.1923: Никанор Кудрявцев 01(14).10.1923–1929: Платон Руднев Ногинская (обн.) 08(21).08.1922–29.11(12.12).1922: Николай Федотов 1922–1925: 10 .1925–10(23).02.1926: Георгий Жук Нолинская 19 .09(02.10).1928–20.10(02.11).1928: Авраамий Чурилин 1928–1929: Александр Малинин 1929–13(26).03.1932: Георгий Анисимов Нолинская (обн.) 03 .(16)03.1924–20.03(02.04).1925: Николай Тихвинский Нью-Джерсийская (заруб.) Виталий Максименко Нью-Йоркская см. Американская Няндомская 29 .01(11.02).1930–29.07(11.08).1931: Аполлос Ржаницын Няндомская (обн.) 14(27).03.1930–29.01(11.02).1931: Николай Смирнов Овручская –1924: Максим Жижиленко Одесская 08(21).03.1913–28.09(11.10).1917: Назарий Кириллов 09(22).02.1918–1921: Платон Рождественский 1919–1920: Феодосий Феодосиев, в. у. 1920–13(26).06.1921: Алексий Баженов, в. у. 16(29).05.1921–1923: Парфений Брянских. в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

128 Артемий (Ильинский Александр Матвеевич), архиепископ Тобольский (1870 – год смерти неизвестен). 129 Димитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), археолог, член-корреспондент Академии Наук, профессор Киевской Духовной академии, секретарь Православного Палестинскою общества. 130 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), экстраординарный профессор Санкт-Петербургской Духовной академии. По поручению Священного Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение». В 1919–1921 гг. Глубоковский исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальной архиве. Член-корреспондент Российской Академии Наук, почётный член Библейского общества в Лондоне, почётный член Московской, Киевской и Казанской Духовных академий, Московского и Петроградского Археологического институтов, действительный член Общества истории и древностей Российских при Московской университете, Православного Палестинского общества в Петрограде. 131 Борис (Лентовский Владимир Иванович), епископ Пензенский и Саранский (год рождения неизвестен, скончался в 1931 году). Хиротонисан из протоиереев г. Пензы в 1921–1922 гг. В этом же году уклонился в обновленческий раскол. 134 Павел (Гальковский), митрополит Ивано-Вознесенский (1864–1945). 5-го июля 1921 года хиротонисан во епископа Бузулукского. 135 Вассиан (Пятницкий Владимир), архиепископ Тамбовский и Шацкий (1879 – 27 декабря 1940 года скончался в ссылке в северном крае). 19 августа 1921 года хиротонисан во епископа Егорьевского. 136 Церковь святителя Николая Чудотворца при городских скотобойнях освящена 16 марта 1908 года епископом Киото Сергием. Закрыта в июле 1922 года, снесена, очевидно, в конце 1930-х годов при реконструкции скотобоен под молокозавод. 137 Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1882–1955). 139 Никандр (Феноменов Николай Григорьевич), митрополит Ташкентский и Туркестанский (1872–1933). 5 сентября 1918 года – епископ Глазовский. 1922–1923 гг. – архиепископ Крутицкий, ближайший помощник Патриарха Тихона. 140 Симон (Шлеев Симеон), епископ Уфимский (единоверческий) (ок. 1863–1921). 3/16 июня 1918 года хиротонисан Патриархом Тихоном во (единоверческого) епископа Охтенского, с подчинением митрополиту Петроградскому. В 1920 году – епископ Уфимский (единоверческий), а затем епископ православный той же кафедры. Убит в Уфе в 1921 году. Читать далее Источник: Письма Патриарха Алексия своему духовнику. - Москва : Издание Сретенского монастыря, 2000. - 303 c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

предложил председателю СНК лично встретиться с бывшим иерархом Русской церкви, уделив ему «хоть несколько минут». В ответной телефонограмме от того же 9 мая 1921 г. Ленин встретиться с Путятой отказался, попросив Луначарского сообщить «письменно в чем дело». Выполняя это распоряжение, нарком по просвещению направил Ленину письмо от 10 мая 1921 г. и в качестве приложения к нему письмо бывшего архиепископа Владимира, адресованное патриарху Тихону. Из полученных в секретариате председателя СНК документов следует, что Красиков и руководимый им VIII отдел НКЮ, согласно Луначарскому, пытались посредством Путяты «взорвать церковь изнутри», используя «поднятую им в церкви распрю в видах революции». Когда «взрыва» не получилось, в VIII отделе НКЮ якобы решили создать во главе с Владимиром «новую советскую православную церковь» с центром в Казани. Луначарский считал, что такая церковь могла сыграть свою положительную роль в «борьбе с официальным поповством», с «черносотенным патриархом и его клевретами». «Конечно, – писал Луначарский, – это обновленное православие с христианско-социалистической подкладкой совсем не сахар, в конечном счете оно нам, разумеется, не нужно [...]». Тем не менее, пояснял нарком по просвещению Ленину, на данном этапе «движение советского православия» могло быть исключительно выгодным для большевиков, т. к. при «негласной помощи» власти это движение было способно сдвинуть влево «в области религиозной» «крестьянские массы, отсталое мещанство» и «более отсталую часть пролетариата», все еще группирующихся вокруг Русской церкви и составляющих «большинство Республики». Адресат письма Луначарского Ленин, по-видимому, ничего нового для себя по сравнению с ноябрьским 1920 г. письмом в пришедшем послании от 10 мая 1921 г. не обнаружил, поэтому, очевидно, решил не отвечать Луначарскому и его предложений с ВЧК и НКЮ не обсуждать. Заметим, что и в ВЧК сходное письмо Луначарского от 6 апреля 1921 г., адресованное Дзержинскому, также оставили без внимания. – РГАСПИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иннокентий, игумен. С 1916 г. по сентябрь 1919 г. был настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря. Иоанн (Иван Алексеевич Алексеев; 1873–1958), схиигумен. Из крестьян Тверской губ. Женат не был. 28 мая 1901 г. поступил в Валаамский монастырь. 21 декабря 1906 г. определен в послушники. 22 мая 1910 г. пострижен в монашество с именем Иакинф. Проходил послушания в монастыре, в Петроградской часовне, в скитах Ильинском и Германовском, состоял смотрителем Предтеченского скита. 19 октября 1921 г. назначен и. д. настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря. 13 ноября 1921 г. рукоположен в иеродиакона, 15 ноября 1921 г. – в иеромонаха. 11 декабря 1921 г. посвящен в сан игумена. 30 декабря 1921 г. вступил в должность настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря. В 1932 г. по прошению и собственному желанию был освобожден от должности настоятеля и вернулся на Валаам. Находился в Предтеченском скиту и вновь состоял смотрителем оного. 8 мая 1933 г. облачен в схиму. Проходил послушание духовника и исполнял чреду священнослужения. По переезде монастыря в Финляндию был известным духовником и старцем. Скончался и погребен на кладбище Валаамского монастыря в Финляндии. Финлядская Православная Церковь готовит материал к прославлению схиигумена Иоанна в лике святых. Иоанн (Илья Андреевич Волобьев; 1884–1964), иеромонах. Из крестьян Олонецкой губ. 1 сентября 1912 г. поступил в Свирский монастырь. 6 июля 1917 г. там же пострижен в монашество. 1 апреля 1919 г. пришел на Валаам. С 7 июня 1920 г. – в Коневском монастыре выполнял послушания чтеца, работал на кухне и в рухлядной. 28 июня 1954 г. рукоположен в иеродиакона, 29 июня 1954 г. в Валаамском монастыре – в иеромонаха. Был в обители духовником, свечником, выполнял чреду священнослужения. С осени 1961 г. пребывал на покое. Иоанн, инок – см. Исаев Иоанн Сергеевич. Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев; 1829–1908), протоиерей, святой праведный. Родился в с. Сура Архангельской губ., в бедной семье. В 1855 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. После рукоположения был направлен в г. Кронштадт – место административной ссылки асоциальных личностей, многочисленных нищих и чернорабочих. Протоиерей (1875). С 1894 г. настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Еще при жизни почитался как великий молитвенник, чудотворец и прозорливец. Погребен в основанном им Иоанновском женском монастыре на Карповке (г. Санкт-Петербург). Прославлен в лике святых Русской Православной Церковью в 1990 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В качестве примера приведем данные о сборах на Богословский институт нескольких петроградских церквей: 326 . Рожд-во 1920/21 Неделя Ваий, 1921 Троица 1921 Преобра жение Рожд-во 1921/22 Неделя Ваий, 1922 Троица 1922 Рожд-во 1922/23 1. Исаакиевский собор 298 480 1 516 000 9 515 750 2. Казанский собор 280 000 200 000 239 810 1 375 723 14 405576 +пожертв. 55 007 17 610 000 3. Николо-Богоявл. собор 126 000 547 000 11 177 000 21 900 000 4. Успения на Сенной 149 862 172 675 351 980 346 550 2 049 000 18 093 693 56 426 000 5. Исидора Юрьевского 10 07 500 9 000 000 22 500 000 Наряду с щедрыми пожертвованиями некоторые приходы, например, Покровско-Коломенский, Крестовоздвиженский на Петроградской стороне, а также Александро-Невское братство при Крестовой митрополичьей церкви подбирали и направляли в институт юношей и девушек, готовили их к лучшему усвоению богословских наук. На заседании Совета 20 декабря 1921 года о. Николай предложил рассмотреть вопрос «о присуждении стипендии имени Петроградского Покровского прихода в 100 000 р. на ближайший академический год одному или двум лицам из числа студентов Института, имеющим намерение посвятить себя на служение Церкви в священном сане». Совет постановил стипендию предоставить студенту II-ro курса Г. В. Григорьеву с выдачей по на каждый семестр текущего 1921/22 академического года 327 . Так пролагались пути к тесному единению Богословского института с приходами Петрограда. Во-вторых, Богословский институт являлся и церковно-просветительным центром Петрограда. С целью развития и упорядочения духовного просвещения в Петрограде Совет института, согласно предложению Владыки Митрополита Вениамина выработал условия, которым должны были удовлетворять богословские курсы, желающие присвоить себе наименование пастырских и выпускать кандидатов священства для Петроградской епархии, а также определил их отношение к Богословскому институту. Были рассмотрены и одобрены проекты частных богословских курсов для интеллигентных слушателей и для народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, совет общины пользуется данным случаем заявить отделу, что, не имея успеха в исполнении его требования к лицам, проживающим в ограде монастыря, о содержании в чистоте мест, прилегающих к храмам, и очистке наваленных в разных местах грязи и отбросов, он вынужден просить отдел обратиться официально к подлежащим властям с требованием принять решительные меры к очистке церковного двора и воспрещению гадить и сваливать мусор под стенами храмов. Подписи: н. архимандрит Сергий, игумен Иларион, иеромонах Владимир, иеромонах Димитриан, Трусевич, Алексей Фокин, Преображенский» . 19 июля 1921 года Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы (Главмузей) обращал внимание приходского совета Сретенского монастыря «на необходимость исправления двери в церкви Марии Египетской и снабжения ее надлежащими затворами с целью охранения находящихся в храме весьма художественных иконостасов» . Изъятие ценностей из монастыря В 1921 году продолжалось постепенное изъятие монастырского имущества. 9 февраля 1921 года организационно-учетное отделение отдела юстиции Московского совета депутатов выдало мандат и уполномочивало своего сотрудника Глеба Михайловича Кафтанникова перевезти имущество из кладовой Сретенского монастыря в отдел юстиции и просило своему сотруднику оказывать содействие . Кроме того в монастыре в это время находились несколько колоколов XVIII века, эвакуированных из Западного края во время Первой мировой войны. 11 августа 1920 года был подписан мирный договор между Россией и Латвией. Согласно статьи 12 этого договора, российское правительство обязалось возвратить в Латвию эвакуированное в Россию во время войны 1914–1917 годов имущество общественных, благотворительных, культурно-просветительных учреждений, «а также колокола и утварь церквей и молитвенных домов всех вероисповеданий, поскольку означенные предметы фактически находятся или окажутся в ведении правительственных или общественных учреждений России». 3 июня 1921 года в организационно-учетное отделение юридического отдела Моссовета был направлен список колоколов, отобранных в музейный фонд отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины из числа эвакуированных из Западного края в Москву как ценных в историческом и художественном отношении. В Сретенском монастыре были изъяты четыре колокола:

http://pravoslavie.ru/52023.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010