1916–1921: Нестор Анисимов , паки 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. Камчатская, Курильская и Алеутская см. Благовещенская Камышинская –1923: Елевферий 1928–1931: Ираклий Попов 01(14).10.1931–24.06. (07.07).1933: Иоанникий Попов 31 .07(13.08).1933–11(24).08.1933: Георгий Садковский Камышинская (обн.) 03 .1923–12.1923: Сергий Волков 1923–1926: 1926–1926: Сергий Шубин Канадская 06(19).07.1916–1921: Александр Немоловский 1918–1920: Арсений Чаговец Канадская (заруб.) Иоасаф Нечаев Сильвестр Харун Каневская 6(19).08.1914–: Василий Богдашевский –25.02(10.03). 1933: Василий Богдашевский , паки Каневская (григ.) 9(22).05.1934–1934: Феодосий Григорович- Борисов Каневская (обн.) 1925–1926: Серапион Сперанцев, в. у. Канская (обн.) –1924: Николай Мешалкин 20 .02(05.03).1925–1926: Илия Фокин 1926–: Андрей –1933: 10 .1933–17(30).05.1934: Николай Гирченко 08 .1932–10.1934: Александр Спасский Карачевская 29 .11(12.12).1921 –12(25).05.1924: Агапит Борзаковский Каргопольская 13(26).11.1913–1924: Варсонофий Вихвелин 01(14).10.1924–1926: Иларион Бельский Василий Дохтуров Каргопольская (обн.) 5(18).10.1925–18.02(03.03).1934: Павел Герасимов Карельская см. Финляндская Карельская (обн.) Александр Надеждин Виктор Путята Николай Гиляровский Мелхиседек Николев Евгений Аметистов Карпато-Русская см. Филадельфийская и Карпато-Русская Карталинская и Кахетинская см. Грузинский экзархат Касимовская (обн.) 30 .08(12.09).1923–: Геннадий Марченков –1925: 08 .1925–1928: Алексий Покровский 1928–1929: Михаил Постников Кахетинская 1916–1917: Пирр Окропиридзе Кашинская 19 .02(04.03).1919–03.1921: Александр Надеждин 02(15).05.1921–1922: Иоасаф Шешковский- Дрылевский 1923–1923: Игнатий Жебровский Кашинская (обн.) 1923–06(19) .09–1923: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 06(19).09.1923–27.09(10.10).1923: Игнатий Жебровский 1923–1932: 1932–1938: Сергий Андреев Каширская 24 .08(04.09).1914–27.07(11.08).1917: Иувеналий Масловский 17(30).09.1917–1920: Корнилий Соболев 26 .09(09.10).1920–05.1922: Мелхиседек Николев 06(19)08.1923–19.10(01.11).1923: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Балахнинская 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Макарий Гневушев 02 .1917–24.10(06.11).1918: Лаврентий Князев 02(15).02.1919–1920: Пётр Зверев 29 .11(12.12).1920–1925: Филипп Гумилевский Балашовская 1918–1919: Нифонт Фомин 1919–1922: 1922–1923: Николай Коноплев 31 .12(13.01).1923–13(26).07.1927; Андрей Комаров 02(15).09.1927–01(14).12.1927: Евгений Кобраков 01(14).12.1927–05(18).12.1928: Флавиан Сорокин 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Иаков Маскаев Балашовская (обн.) 1922–1922: Николай Позднев 04(17).09.1922–1923: Пётр Данилов Балтская 12(25).02.1915–1918: Пимен Пегов 1918–1922: Герасим Строганов Балтская (обн.) 1922–1924: Герасим Строганов 1924–1927: 1927–1930: Гавриил Рогут, в. у. Барабинская (обн.) 1925–23.12(05.01).1925: Александр Четыркин 1926–1926: Владимир Злобин 1926–1928: 11(24).05.1928–1932: Максим Светич Барановичская (окк.) 1941–1944: Афанасий Мартос, в. y.. окк. Барнаульская 26 .01(08.02).1916–1919: Гавриил Воеводин 1919–1923: Виктор Богоявленский 1923–1925: Никодим 20 .03(02.04).1927–15(28).11.1933: Владимир Юденич 1930–1931(?): Александр Бялозор 12 .1931–1932: Тарасий Ливанов 1932–1932: Герман Коккель 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Иаков Маскаев 29 .01(11.02).1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев Барнаульская (григ.) Николай Барнаульская (обн.) 08(21).09.1922–23.10(05.11).1922: Иоанн Завадовский 01(14).12.1922–1923: Гавриил Ландышев 1923–1931: 1931(?)–09(22).04.1931: Анатолий Синицын 07(20).04.1931–03.1934: Михаил Вяткин Бахмутская (укр.) 21 .10(03.11).1921–: Иоанникий Соколовский Бежецкая 27 .08(09.09).1921–1923: Алексий Замараев 1923–1928: 1928–11(24).04.1929: Захария Лобов 1929–01.1937: Григорий Козырев Белгород-Днестровская 22 .11(05.12).1911–1918: Гавриил Чепура Белгородская 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Никодим Кононов 1919–1921: Аполлинарий Кошевой 1921–1923: Никон Пурлевский 1924–1925: Никон Пурлевский, паки 1925–1930: 13(26).08.1930–1930: Евгений Зернов 01(14).06.1931–11(24).08.1931: Иннокентий Клодецкий 1931–1933: 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из поисков Н.А. Зенковой известно, что чуть позже, в августе 1921 года по согласованию с губкомиссией и Губкомом партии в Мотовилихинском заводе была также создана «Районная комиссия по изучению истории партии», которая работала «ежедневно с 1 до 3 часов дня» в помещении Мотовилихинского райкома партии по адресу: Мотовилихинский завод, ул. Советская (бывшая Большая), д.5. За сбор материалов в ней отвечал Алексей Андреевич Гребнев (1888-15.11.1930), бывший в 1919-м председателем Мотовилихинского райкома партии, а в 1921 г. ставший членом, позже председателем губернской, затем окружной контрольной комиссии. Но вернемся к июню месяцу и первым посетителям выставки. 21 июня 1921 года в Пермь прибыл агитационно-инструкторский поезд ВЦИК РСФСР во главе с Председателем ВЦИК Михаилом Ивановичем Калининым, который выступил на VIII Губ. конференции РКП (б). Вместе с ним приехал заместитель Наркома внутренних дел Михаил Федорович Владимирский. Об этом имеется соответствующая заметка в газете «Звезда», обнаруженная Н.А. Зенковой . В ней написано: « После доклада о работе губкома на конференцию прибыл председатель Всероссийского Центрального Исполнительного комитета т. Калинин и заместитель наркомвнутдел т. Владимирский, Появление т. Калинина было встречено бурными аплодисментами…». В ПГАСПИ также хранится фото прибытия М.И. Калинина на вокзал Nepмь-II с датой «21.06.1921 г.». В числе стоящих в первом ряду: второй слева – Замнаркома ВД РСФСР М.Ф. Владимирский; четвертый – Председатель ВЦИК РСФСР М.И. Калинин, за ним – Начальник Пермского гарнизона С.А. Окулов, справа и.о. Председателя ГубЧК В.В. Винокуров и др. На указанной фотографии за спиной В.В. Винокурова стоит человек, обликом весьма похожий на Г.И. Мясникова. Становится понятными «факты» и те самые «интересные» подписи «Архивариуса» в «Деле ЧК» , о которых написано в первой части этой статьи: – « Итого прошнуровано 92 бумаг/девяносто две/ 2 мая 21 год . Архивариус» в следственном деле ПОЧК « О похищении Б. Великого Князя Михаила Александровича Романова из Гостиницы Королевские Номера» ;

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

По уполномочию народа и поручению общего собрания Исполнительный комитет (Организационное бюро) Свободной народной Церкви… 2/15 июня 1921 года» (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 50–56, то же: л. 58–63, а также: л. 65–70 (в обоих последних случаях заверено подписью уполномоченного VII отделения СО ВЧК Ф. Л. Ильиных). 119 Однако епископская хиротония Иоанникия Смирнова (других кандидатур не было) состоялась, по воспоминания современников, не ранее первых чисел мая 1922 г. 120 ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 49–49 об. См. также: л. 57–57 об. С учтенной рукописной правкой по л. 49–49 об. (с итоговой заверительной пометой Ф. Ильиных) и со вставкой в п. 6 («Попечение о создании таких условий возложить на всех членов Свободной Народной Церкви»), заверенной тем же Ф. Ильиных. Рукописные резолюции: «т. Уншлихту. 3/VII. СОВЧК»; «Вернуть в СОВЧК. 4.7.21 г . [Уншлихт ?]». Штамп входящей корреспонденции Секретариата Президиума ВЧК 5309. 4/VII — 1921 г.». 121 Речь идет о митрополите Сергии (Страгородском). Не выполнивший взятых на себя обязательств митрополит был осужден на 2 года условно «с жительством» в Нижнем Новгороде (ЦА ФСБ России, д. Р–31639 (Дело митрополита Сергия 1926–1927 гг.), л. 56 об.) 122 Как явствует из текста письма Н. В. Нумерова, секретаря (в 1918–1922 гг.) канцелярии Священного Синода и Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне, главе Зарубежного Синода митрополиту Антонию (Храповицкому) от 1 (14) сентября 1921 г.: «С 1 июня прежний состав высших церковных учреждений прекратил свое существование. Постановление о прекращении таковых полномочий последовало в конце прошлого года на основании доклада м[итрополита] Сергия. Мотив был тот: члены должны оставаться до Собора, а Собор предполагался в 1921 г., но теперь невозможно рассчитывать на созыв Собора, поэтому нельзя наличных членов оставлять в составе Синода до бесконечности. Надо, чтобы Патр[иар]х избрал новых. Состав определен был для каждого учреждения в пять человек. Наступило 1 июня и П[атриар]х избрал тех же лиц.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Изучая подвиг пострадавших в начале гонений (1918-1921 гг.), Синодальная Комиссия по канонизации святых принимала решения, исходя из конкретных обстоятельств их мученической кончины. Учитывался и тот факт, что в то время не существовало еще новых церковных расколов, а безбожное государство, ставя задачей физическое уничтожение Церкви и ее деятелей, как правило, не пыталось вовлечь священнослужителей и мирян в свою антицерковную деятельность. Кроме того, священнослужители, пострадавшие в период 1918-1921 гг., продолжали служить в храмах так же, как они служили и до революции, и безбожники были хорошо осведомлены, кто из священников обладал наибольшим авторитетом и кто наиболее ревностно трудился на ниве церковной. Именно их арестовывали и предавали мученической кончине в первую очередь, как, например, протоиерея Философа Орнатского (1860-1918) или протоиерея Иоанна Восторгова (1867-1918). Гонения 1918-1921 гг. почти не оставили о себе письменных источников, поскольку следствие в те годы практически не велось и все письменные источники зачастую состоят из ордера на арест и приговора к расстрелу, а порой нет и этого. Этим объясняется и тот факт, что остаются неизвестными точные даты смерти многих убиенных за веру в этот период, а порой даже и их имена. Клировые ведомости, епархиальные архивы, содержащие сведения о клириках приходов, зачастую не сохранились, а проведенные дополнительные исследования в некоторых случаях не принесли результата. Тем не менее, немало случаев, когда память народа сохранила имена мучеников и обстоятельства их смерти. Синодальной Комиссией учитывалось, что в начале гонений церковными комиссиями на местах в епархиях велись исследования, касающиеся мучеников 1918-1921 гг. Это делалось согласно Постановлению Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Поэтому результаты работы этих комиссий сочтены достаточными для принятия соответствующего решения. Что касается священнослужителей, пострадавших после 1921 года, то здесь требуется особо тщательное изучение материалов, т.к. с этого времени (с 1922 года) появился обновленческий и другие расколы, инспирированные властью. Позже безбожники, потерпев неудачу в попытке уничтожить Русскую Православную Церковь исключительно насильственными методами, предприняли шаги по воздействию на нее изнутри, опираясь в своих планах на неустойчивых в нравственном отношении членов Церкви, многие из которых во время последующих гонений также были преданы насильственной смерти.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Особая ревность и стремление научить и духовно просветить проявилась у о. Николая в послереволюционное время, когда мрак безбожия и нравственное опустошение расползались по стране. Хронологически видна активность о. Николая, как проповедника-просветителя. Записи его проповедей хранятся в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии 437 . 7 ноября 1916 года. Речь перед панихидой у гроба Преосвященного Никанора (Надежина) епископа Олонецкого и Петрозаводского. С. 78. 19 мая 1918 года. Слово перед молебном по окончании 1917–1918 учебного года в Олонецкой Духовной Семинарии. С. 55. 16/3 апреля 1920 года. Речь при открытии Петроградского Богословского института (в Петрограде). С. 57. 13 апреля 1920 года. Речь, сказанная в ответ на приветствия Богословскому Институту от разных учреждений и лиц. С. 60. 19 мая 1920 года. Слово по случаю 100-летней годовщины со дня рождения (05. 05. 1820) историка Сергея Михайловича Соловьева . (Сказано в храме Троицкого подворья при Петроградском Богословском Институте). С. 79. 26/13 июля 1920 года. Слово перед отпеванием профессора-академика Б.А. Тураева . С. 83. 20/7 августа 1920 года. Слово перед отпеванием академика Алексея Александровича Шахматова в Петрограде. С. 85. 19/6 марта 1921 года. Беседа 10-я в Казанском соборе. Христианство , его исторический ход и победа над древним миром. С. 363–369. Р-1363. 25/12 апреля 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Евангельское изображение Христа, как Богочеловека. С. 17–26. Р-1363. 17/30 июня 1921 года. Беседа 15-я в Казанском соборе: Богочеловек Иисус, как совершитель нашего спасения. С. 123–134. Р-1363. 28 августа 1921 года. 17-я беседа в Казанском соборе: О Церкви. Церковь в мире. Отношение к ней и ее значение для мира. С. 149–156. Р-1364. 31 октября/13 ноября 1921 года. Слово в Казанском соборе перед панихидой по Федоре Михайловиче Достоевском по случаю 100-летней годовщины со дня его рождения 31 октября. С. 87. 17 февраля 1924 года. Беседа 18-я в Морском соборе: О Царстве Божием. С. 35–42. Р-1364.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: «Двум молодым юношам, сыновьям князя Т. и С.Н.Б., предсказывала, что они даже увидят златоглавый Кремль. И они бесстрашно лезли на врагов. Но князь Т. был убит в первом же сражении за Перекоп. Искали мы среди трупов и сына С.Н.Б., но не нашли. Оказалось, что он был взят в плен и после возвратился к родителям в Кореиз, недалеко от Ялты» 857 . Федор оказался в Харькове, где долго и тяжело болел тифом. 26 ноября 1920 г., сразу после занятия Крыма большевиками, семья получила от Федора письмо : радости не было предела 858 . После госпиталя Федор попал в санаторий, а потом был отпущен домой на поправку (сведения сообщены автору Н.М. Нестеровой). 27 февраля 1921 г. Федор вернулся домой. Семья пережила холодную, голодную и темную зиму 1920–1921 гг. в Олеизе. Булгаков служил в Кореизском и Гасприйском храмах. Летом 1921 г. ему «зима представлялась темной и страшной дырой». Сгущалась атмосфера в Олеизе вокруг дома «бывших». Положение казалось безнадежным. 6 августа 1921 г. Булгаков записал в дневнике: «И вдруг – получил предложение занять место в Ялтинском соборе, чем сразу разрешаются многие трудности: я остаюсь здесь, вблизи своих, получаю храм, амвон и даже кафедру, известный заработок и даже известные возможности доставать книги. Вообще, туча разорвалась, и оттуда льются солнечные лучи благости Божией. Господи, благослови меня и укрепи! Я верю, что Господь ведет меня, и Он укажет время, когда нужно вернуться в Москву, но пока время это, верно, еше не пришло! Становлюсь здесь под стяг св. Александра Невского» 859 . 6 сентября 1921 г. – начало священства в Ялте. 13 сентября запись: «Вот я и в Ялте, служу в Новом соборе, живу около храма, под звон, как благодатное дитя Божие» 860 . Ялтинский Новый Собор во имя св. благоверного кн. Александра Невского был начат строительством Александром III в память трагической кончины Александра II, он освящен в 1902 г. в присутствии Николая II. Соборным протоиереем во время служения в Соборе Булгакова был о.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

В постановлении ЦК пересматривались положения об антирелиг. пропаганде, чтобы «не выпячивать этого вопроса на первое место, согласовать политику в данном вопросе со всей нашей экономической политикой, сущность которой заключается в восстановлении действительного соглашения между пролетариатом и мелкобуржуазными массами крестьянства, до сих пор проникнутыми религиозными предрассудками». Постановление призывало вести «серьезную научную, культурно-просветительную работу, подводящую естественнонаучный фундамент под историческое освещение вопроса о религии... чтобы на место религиозного миропонимания поставить стройную коммунистическую научную систему, обнимающую и объясняющую вопросы, ответы на которые до сих пор крестьянская и рабочая масса искала в религии». В мае 1921 г. при отделе пропаганды и агитации ЦК РКП(б) (Агитпроп) была образована Комиссия по антирелигиозной пропаганде. При некотором действительном смягчении антирелиг. пропаганды (напр., фактически прекратилась кампания по вскрытию мощей, хотя уже изъятые мощи активно использовались в атеистических выставках) общий репрессивный курс по отношению к правосл. Церкви не претерпел в 1921 г. принципиальных изменений. По-прежнему, хотя и менее активно, шло закрытие мон-рей. За год было ликвидировано 49 обителей, т. о. к нач. 1922 г. страна потеряла почти 2/3 имевшихся ранее монастырей. Только в сент. 1921 г. был официально освобожден из-под домашнего ареста патриарх Тихон. Продолжались аресты и суды над представителями духовенства; на окраинных территориях, как и ранее, происходили расправы над священниками, обвинявшимися в «контрреволюции». В февр. 1921 г. в Петропавловске (ныне в Казахстане) в ходе подавления крестьянского восстания карательным отрядом был убит Петропавловский еп. сщмч. Мефодий (Краснопёров) . Личные взгляды Л. на религию в это время оставались неизменными. Показательно его выступление на X Всероссийской конференции РКП(б) 27 мая 1921 г. Объясняя необходимость перестройки хозяйственной работы при нэп, Л.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

25 мая 1920 г. он был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка Иларион был назначен наместником московского Сретенского монастыря. В 1921 – начале 1922 г. епископ Иларион становится ближайшим помощником Патриарха Тихона по управлению Московской епархией, особенно после ареста и ссылки летом 1921 г. епископа Подольского Петра (Полянского) . Административный опыт, накопленный в Академии, позволил ему блестяще справляться с множеством обременительных дел. До своего ареста в марте 1922 г. епископ Иларион продолжал читать лекции студентам МДА. В отчёте о состоянии МДА в 1919/1920 и 1920/1921 учебных годах сообщалось, что с 21 —341— апреля 1920 г. проректор МДА экстраординарный профессор архимандрит Иларион вследствие назначения епископом Верейским был освобождён от проректорской должности 1063 . Учебный год 1921/1922 начался 2 (15) августа в помещениях Высоко-Петровского монастыря в Москве. 9 июня 1921 г. епископ Илариои писал проф. Н.Н. Глубоковскому : «Академия сейчас в роспусках. Занятия ведутся, но едва-едва, ведь студенты физически не могут заниматься. Да и профессора тоже... Профессором состою и я, но плохим. Правда, я имею то преимущество, что доселе живу, не заботясь о насущном пропитании нисколько. Но я одержим людьми и делами. Служения почти ежедневные, разъезды по Москве и губернии, а дома – люди, люди, люди. Я всегда имею пред собой тысячные аудитории, но больше в храмах, где читаем и лекции, но применительно к публике» 1064 . Существование МДА серьёзно обеспокоило власти в связи с насаждением обновленческого раскола. 6 марта 1923 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) во главе с Е. Ярославским рассмотрела вопрос «о закрытии духовных академий» и приняла решение: «Духовные академии ликвидировать, как Тихоновские в Москве, так и евангельские в Питере» 1065 . После этого лишь отдельные профессора на частных квартирах нелегально продолжали заниматься с некоторыми студентами. 2. APXIEPEЙCKOE СЛУЖЕНИЕ И БОРЬБА С ОБНОВЛЕНЧЕСКИМ РАСКОЛОМ

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1920.7–20.4 Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой Лавры и о национализации ее имущества. Предоставление автономии Православным Церквям в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше. Патриарх Тихон упраздняет автономию Украинской Церкви и устанавливает для нее статус Экзархата. Экзархом назначается архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), впоследствии митрополит Киевский . 1921.1–14.8 Открытие Всероссийского Церковного Комитета помощи голодающим под председательством Патриарха Тихона (распущен ВЦИК 14/27 августа). 1921.1–14; 17–30.10 Собор Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) в Киеве,. состоявший только из белого духовенства и мирян. В Софийском соборе женатый прот. Василий Липковский посвящен в архиереи возложением рук священников, образовавших живую цепь (первый из них возлагал руки на Липковского, а последний прикасался к св. мощам митр. Макария). К середине 20х гг. в руках “самосвятов” (УАПЦ) оказалось 1/5 всех православных приходов на Украине. 1921.26.3–8.4 Указ Патриарха Тихона и Свящ. Синода о подчинении всех русских церквей в Западной Европе архиеп. Евлогию (Георгиевскому). 1921.4.11 Послание Патриарха Тихона против обновленчества. 1921.8–21.11; 19.11–2.12 Русский Заграничный Церковный Собор в Сремских Карловцах. Послание к “Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим”. Избрание Высшего Церковного Управления за границей во главе с митр. Антонием (Храповицким). 1922. май Начало обновленческого раскола во главе с еп. Антонином (Грановским), председателем новообразованного Высшего Церковного Управления, прот. В. Красницким (“Живая Церковь”), прот. А.И. Введенским; допущение женатого епископата и второбрачия духовенства. 1922.осень Различные фракции обновленцев объединяются в борьбе с православной Тихоновской Церковью и создают “коалиционное” новое Высшее Церковное Управление (протопресвитер В. Красницкий, священник А. Введенский, епископ Антонин (Грановский), Нижегородский архиепископ Евдоким, Владимирский митрополит Сергий).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010