Хотелось бы добавить несколько замечаний, как кажется, необходимых, чтобы избежать неверного толкования того, о чём говорит отец Димитрий. «Нечувствие» не является нормой, но, скорее – «тревожным сигналом», поводом для самоукорения и сокрушения сердечного Если говорить о главной теме статьи: о том, что «нечувствие» не должно быть препятствием для участия в Таинствах – это, очевидно, так. Но это ни в коем случае не означает, что «нечувствие» является нормой, но, скорее – «тревожным сигналом», поводом для самоукорения и сокрушения сердечного. Если же нет ни благоговения, ни смирения, ни покаяния с сокрушением – что ж, будем просить об этом у Господа. И когда Он подаст нам просимое – тогда мы обязательно узнаем об этом в живом и действительном чувстве Его присутствия. Узнаем уже сейчас, а не в далёком гипотетическом будущем, которое может для нас так никогда и не случиться, если мы будем держать двери своего сердца закрытыми, не впуская Господа из чувства ложного смирения и недостоинства.    Так преподобный Симеон Новый Богослов говорит о таинстве покаяния, что «если хотим очистить души свои от скверн греховных, то для этого потребно плакать и проливать слёзы от всего сердца». И о таинстве Причащения говорит то же: «Которые думают, что невозможно (всегда) причащаться Пречистых Таин со слезами, – горе нечувствию и жестокосердию тех!» И далее поясняет: «Вы говорите, что иные крепкосерды и нескоро приходят в сокрушение, но скажите мне, прошу вас, по какой причине они таковы? Нелегко и нескоро приходящий в сокрушение бывает таким от злого произволения своего, от лукавых помыслов своих и недобрых дел». О «бессознательном» же причащении святой говорит так: «Если мы считаем, что все это (действие благодати) бывает в нас бессознательно и бесчувственно, кто сможет по достоинству оплакать наше бесчувствие? Действительно, никто». Главным же средством стяжания сокрушенного умиления и покаянного плача святой Симеон называет действительное усердие и тщание в исполнении заповедей Христовых. Равно как и причиной ожесточения и бесчувствия он называет рассеянность и небрежение в исполнении этих заповедей.

http://pravoslavie.ru/73544.html

     Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было. А почему же мы празднуем Рождество? Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Но мы же с вами – не святые люди, мы же, к сожалению, очень часто забываем о Боге. И поэтому нам с вами очень важно вспоминать о всем том, что явил нам, придя на эту грешную землю, Господь. И вспомнить это одномоментно или ощутить это сразу, как это будет, наверное, в вечности, мы не можем. Мы живем во времени. И поэтому Церковь во времени устанавливает праздники, каждый из которых по-своему подводит нас к незыблемым, вечным, одним и тем же истинам. И праздник Рождества Христова является вторым для нас после Пасхи праздником, второй Пасхой, которая наиболее полно приоткрывает нам тайну нашего спасения. Нужно сразу сказать, что готовясь к празднику Рождества, мы постом готовимся не только к нему, но и к празднику Богоявления. Когда-то эти праздники соединялись вместе, вместе с воспоминанием о Рождестве Христовом, о явлении Троицы на Иордане, соединялось воспоминание других событий. Но сейчас Церковь празднует отдельно – Рождество и отдельно – праздник Богоявления, праздник Крещения Господня, соединяя их Святыми Днями, так называемыми Святками. Мне хотелось бы напомнить вам о том главном смысле, которые имеют оба этих праздника. Праздник Рождества особенно являет нам тайну Боговоплощения, тайну соединения двух природ во Христе. А праздник Богоявления говорит нам о Троице, о трех лицах Божественных, соединенных одной природой и имеющих различия по ипостасям по своим. И поэтому, конечно же, важен и праздник Рождества, и праздник Богоявления. Они предваряют главный праздник церковного года – Святую Пасху – и предваряют Богоявлением окончательный праздник церковного года, как он называется в церковных книгах, праздник Сошествия Святого Духа, праздник Святой Троицы.

http://pravoslavie.ru/99829.html

§ 172. Златоустый – вселенский учитель по общему отзыву. Сочинения его. I. Он – духовный оратор, а) Ораторский талант его. Восток и Запад вскоре после кончины св. Иоанна признала его вселенским учителем, величайшим светильником мира 1125 , столпом Церкви, светом истины, трубою Христовою 1126 , мудрым истолкователем таин 1127 , богоносным и боголюбезным Иоанном 1128 . Прп. Иоанн Кассиан писал чадам Константинопольской Церкви: «помните Иоанна, того Иоанна, который точно подобно Иоанну Евангелисту, апостолу Иисусову, возлежал, всегда на персях Господа» 1129 . Трудно обнять памятью все, чтò изглаголали уста необыкновенного пастыря и учителя Церкви. Так много говорил и писал св. Иоанн! Многое из трудов его для нас потеряно, иное и от того, что не призванные ценители трудов его дозволяли себе переделывать чужие труды по своему вкусу 1130 . Несмотря на то и для нашего времени осталось так много драгоценных трудов великого святителя Церкви, как ни одного из прочих учителей Церкви греческой 1131 . 1) Имя святителя Иоанна прежде всего вызывает собою мысль о необыкновенном проповеднике и наставнике Церкви. Древность почтила св. Иоанна именем Златоустого 1132 и имя учителя златоточивого вполне принадлежит ему по общему суду. Богатство, сила, увлекательность красноречия его необыкновенны. «Не говорю о других, писал св. Исидор, сам Ливаний, столько известный по красноречию, изумлялся языку знаменитого Иоанна, его изяществу мыслей и силе доказательств» 1133 . Ливания пред смертию спросили: кого из учеников своих хотел бы он иметь своим преемником? Ливаний отвечал: «Я бы избрал Иоанна, если бы христиане не похитили его у нас» 1134 . По собственным беседам Златоустого видим, что слова его и в Антиохии и в Константинополе были оглашаемы рукоплесканиями; иногда благодарил он своих слушателей за такую любовь их к слову его, считая восторги их за плод усердия их в слову Божию 1135 и к славе Божией 1136 : но чаще был недоволен. И в последних беседах своих антиохийских он уже не упоминает о рукоплесканиях народа, знак, что он наконец убедил антиохийцев оставить обыкновение прежнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«А когда сломаешь ногу, тоже придешь к батюшке?» Архимандрит Андрей (Конанос) – о том, как беречь здоровье И как телепередача одну женщину спасла 19 октября, 2019 И как телепередача одну женщину спасла Ходить к врачу не любят не только россияне, но и греки. Многие ждут до последнего, а потом бегут к священнику и просят об исцелении. Почему молитва – это хорошо, но недостаточно, и как следить за здоровьем души и тела, рассказывает мудрый архимандрит Андрей (Конанос). Нужно, чтобы отношения были здоровыми. А как теперь часто бывает? Живут муж и жена. Они – изначально разные люди. А дома у них – телевизор, компьютер и телефон, куда всегда можно заглянуть. И вот вместо того, чтобы лишний раз взглянуть друг на друга, люди смотрят в экран – отдыхая после работы, за совместным ужином и т.д. А что говорит Господь? Смотри на себя, и будешь счастлив. Старица Гавриила, когда к ней приходили посетители и она видела, что человек чем-то удручен или обеспокоен, всегда угощала его чаем. То есть, чтобы помочь измученной душе, она не только говорила правильные слова, но и предлагала посидеть вместе за столом, попить чайку, просто побеседовать. Разговор за чашечкой чая или кофе в теплой, домашней обстановке – это очень помогает! Почему? Потому что здесь «заваривается» сама любовь. Да-да, чашка чаю, приготовленного с любовью, согревает душу, и человек, чувствуя эту любовь, потихоньку успокаивается. В старину было такое понятие, как женские посиделки . Кстати, то же самое было и у мужчин, только в кофейнях. Так вот, эти посиделки обладали целительной силой! Потому что сплетни, звучавшие там, были совсем не похожи на сегодняшние. Тогда их цель была не причинить кому-либо вред, а сблизить людей – ведь, разговаривая, они раскрывались друг перед другом. Сегодня же всё иначе. Сплетни стали ядовитыми, у них горький привкус самодовольства, и подобные разговоры делают нас больными. Те из вас, кто причащается, молите Господа в тот момент, когда Он входит в вас, даровать вам здравие – как душевное, так и телесное. Как делал св. прав. Иоанн Кронштадтский, исцеливший множество людей при помощи Святых Христовых Таин. Такое чудо возможно – и с нами, священниками, и с вами – теми, кого мы причащаем. Возможно. Но необходимо иметь здесь крепкую веру, стремиться к этому – исцелению души и тела.

http://pravmir.ru/a-kogda-slomaesh-nogu-...

А. Леднев, Е. Лукьянов Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В связи с предстоящим в июле 1994 года прославлением архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, с благословения архиепископа Антония, ЗападноАмериканского и Сан-Францисского, была вскрыта гробница владыки Иоанна в его усыпальнице под кафедральным собором Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» в городе Сан-Франциско. Перед вскрытием гроба и освидетельствованием честных останков в Бозе почившего владыки Иоанна требовалась подготовка, как духовная, так и практическая. Практически необходимо было выяснить, насколько сложно открыть саркофаг, в котором находится гроб Владыки, в каком состоянии гроб, и есть ли к нему свободный доступ. Эта работа была проведена 17 сентября, в день памяти свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Вечером этого дня архиепископ Антоний, священник о. Георгий Куртов, протодиакон о. Николай Поршников и чтец Владимир Красовский и Б. М. Троян спустились в усыпальницу и, после того как владыка Антоний отслужил литию, приступили к работе. За два часа они сумели снять крышку саркофага и опустить на пол. Крышка весила около 400 фунтов. Открыв крышку, они первым долгом увидели мантию, блестящую как новая. Под мантией стоял гроб владыки Иоанна. Никакого запаха не было. На крышке гроба было несколько пятен ржавчины. После осмотра гроба саркофаг был закрыт в ожидании освидетельствования самих останков владыки Иоанна. К 28 сентября, дню памяти преподобного Харитона исповедника, в Сан-Франциско прибыл член утверждённой Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей Комиссии по подготовке к предстоящим прославлениям, Преосвященный Лавр, архиепископ Сиракузский и Троицкий. Другой член Комиссии, архиепископ Алипий, не смог прибыть в связи с двумя престольными праздниками в его епархии. В состав Комиссии вошёл (по положению, как викарий) Преосвященный Кирилл, епископ Сеаттлийский. Также были назначены участвовать в освидетельствовании несколько духовных лиц из состава епархиального совета и клира кафедрального собора (они будут перечислены ниже). Всего в освидетельствовании приняло участие трое в архиерейском сане, семь в пресвитерском, три в диаконском, один чтец и один мирянин. Все участники этого святого дела соблюдали строгий пост в этот день. Некоторые подготовились к этому делу таинством исповеди, а другие в этот день совершили Божественную Литургию и причащались Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Августа 26 (8 сентября) Священноисповедник Роман (Медведь) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священноисповедник Роман родился 1 октября 1874 года в местечке Замостье Холмской губернии в семье учителя прогимназии Ивана Иосифовича Медведя и Марии Матвеевны, работавшей акушеркой. В семье было семеро детей – пять сыновей и две дочери. Роман был вторым ребенком в семье. Отец его умер рано, когда Роману исполнилось двенадцать лет. Роман, как и его братья, учился в Холмской Духовной семинарии в то время, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Белавин) , будущий Патриарх, оказывавший им впоследствии свое покровительство и помощь. Окончив в 1892 году семинарию первым учеником, Роман Иванович поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1897 году со степенью кандидата богословия. Во время обучения в академии Роман Иванович познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским и, став его духовным сыном, ничего впоследствии не предпринимал без его благословения. Духовное окормление отца Иоанна оказало большое влияние на Романа Ивановича – став пастырем, он центром своей деятельности сделал литургическое служение, и бывали годы, когда он служил ежедневно. По окончании академии Роман Иванович был назначен помощником инспектора, затем инспектором Виленской Духовной семинарии и прослужил в этой должности до 1900 года. 7 января 1901 года Роман Иванович по благословению отца Иоанна Кронштадтского сочетался браком с Анной Николаевной Невзоровой, которая училась вместе с сестрой Романа Ивановича Ольгой на медицинских курсах. Отец Анны Николаевны служил священником в Старорусском уезде Новгородской губернии. Это был благочестивый священник, сподобившийся праведной, мирной кончины. Он умер в день своего Ангела после причащения Святых Христовых Таин во время служения литургии. 3 марта 1901 года епископ Черниговский и Нежинский Антоний (Соколов) рукоположил Романа Ивановича в сан священника ко храму Воздвижения Креста Господня, находившемуся в имении помещика Неплюева, возглавлявшего в то время Крестовоздвиженское братство, в основу деятельности которого были положены скорее коммунистические идеалы, нежели христианские.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апрель 1882 г. 1 апреля Четверг Светлой недели. Благодарю Господа, принявшего покаяние усердное в неприязни моей к настоятелю за уничижение, коим он уничижил меня в отсутствии моем пред народом и пред нищими, назвав меня Ванькой. От души я простил ему это по благодати Божией, смирившись в душе и признав себя достойным всякого уничижения и наказания от Бога за грехи мои. Господь простил меня, прогнав злобу из сердца и даровав благость и кротость, мир и простор сердечный с дерзновением. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос [ Еф.5:14 ]. Кто эти спящие и умершие духовно? Это мы, грешники, и к нам это слово Апостола обращено. Кто пресыщается и пьянствует – тот спит и мертв духовно, кто живет в нечистоте сладострастия – тот уснул и умер, кто завидует благоденствию другого – тот умер, кто живет во вражде, неприязни, ненависти, злобе на ближнего – тот умер, кто собирает богатство, сокровища мира сего и чрез то ожесточает сердце свое, скупится, предается алчности, притесняет и обижает ближнего – тот мертв; все таковые и подобные, если пребывают нераскаянными, всуе, вотще празднуют праздник Воскресения Христова: они празднуют не Христу, но Велиару, или диаволу, своей плоти и крови, которые Царствия Божия наследовать не могут, празднуют греху и страстям; таковые напрасно постились, говели, исповедовались и приобщались Святых Таин: они не обновились, не исправились, не переменились к лучшему, остались такими, какими и были. Пост, говение, покаяние и причащение для того и установлены, чтобы нам время от времени исправляться, очищаться, освящаться, обновляться, изменяться добрым изменением, восходить от силы в силу, от добродетели к добродетели, от греха во святыню и правду, чтобы, обновившись и освятившись таким образом, сподобиться блаженной кончины, уснуть сном праведных и воскреснуть для вечной жизни. Девять часов. Звон к литургии. После прогулки на стенку. Сейчас согрешил, озлобившись на нищих и понося их прощелыгами, хотя и подал им по три копейки, а некоторым по пяти; одного мальчика подрал за ухо с озлоблением за прошение прибавки к десяти данным ему копейкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

архим. Агапит Глава XXIII. Посмертные добродейства старца о. Мака-рия некоторым из почитателей его чрез сновидения: исцеления, утешения, ободрения, обличения Праведницы во веки живут ( Прем.5:15 ), сказал премудрый. И мы веруем ему несомненно; ибо видим на деле, что отходящие в мир горний, в особенности близкие к нам подвижники Христовы, только телом отлучаются от нас, а духом пребывают с нами. Они являются многим, преимущественно имевшим и имеющим к ним любовь и усердие, и в доказательство истинности своего явления так или иначе благодетельствуют им. Приводим здесь несколько замечательных сновидений, бывших по кончине старца о. Макария некоторым из его почитателей. 1. Оптинскому монаху о. Акакию 139 поручено было очень трудное послушание. Он жил верстах в восьми от обители на монастырской даче, известной под названием «Рыбной ловли», где, кроме рыболовства, по р. Жиздре и смежным озерам убиралось в летнее время по лугам много сена и имелось колод до ста пчел. За всем этим поручено было ему смотреть. И так как при обычных хозяйственных заботах о. Акакий и сам наравне с жившими при нем братиями и наемными рабочими нес великие труды; то и нажил себе чрез это две грыжи, которые от повседневных неизбежных напряжений, а вместе и от долгого стояния на церковных богослужениях, когда он приезжал по праздникам или для говения в монастырь, время от времени все более и более увеличивались. Особенно одна, по выражению самого о. Акакия, по временам выходила наружу с кулак, наливаясь как стекло; тогда он падал на землю, не помня себя от боли. Болезнь эта его многим была известна, в особенности старцам – о. Макарию, о. Амвросию и о. Пафнутию, скитоначальнику. В год кончины старца о. Макария, именно в декабре 1860 года, о. Акакий, намереваясь подготовиться к принятию Св. Таин Христовых, прибыл в монастырь и поместился, как всегда так бывало, в келлии своего родного брата, монаха Каллиста, бывшего в то время помощником пономаря. В первый же день говения о. Акакий, хотя чувствовал от грыж сильную боль, однако понудил себя отстоять всю утреню до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

архим. Кирилл (Павлов) О маршале Г.К. Жукове Душа человека – великая тайна, к которой окружающие могут только лишь прикоснуться. Духовная жизнь скрыта от глаз людских. Тем более жизнь людей, отличившихся великими земными деяниями, жизнь полководцев. Немногие, наверно, знают о том, что генералиссимус Суворов, истинный христианин, собирался окончить свой путь в монастыре, о чем подавал прошение Государю, а перед смертью написал покаянный канон, в котором он умолял Христа дать ему место «хотя при крае Царствия Небесного», взывая «Твой есмь аз и спаси мя». Могущественный Потемкин, которому, по словам Пушкина, мы обязаны Черным морем, чувствуя дыхание смерти, писал в своем «Каноне Спасителю» : «И ныне волнующаяся душа моя и уповающая в бездне беззаконий своих ищет помощи, но не обретает. Подаждь ей, Пречистая Дева, руку свою, ею же носила Спасителя моего и не допусти погибнуть вовеки». Адмирал Ушаков в конце жизни стал насельником Санаксарского монастыря в Мордовии. Есть свидетельства о том, что маршал Василевский, сын протоиерея, которому революция не дала окончить семинарию, тайно приезжал в Троице-Сергиеву Лавру и причащался Святых Христовых Таин. Господь Иисус Христос невидимо обитал в сердцах полководцев и помогал одерживать победы над врагами. Недавно мне пришлось прочитать в одной книге, что нет свидетельств, веровал ли Жуков в Бога. Поэтому, мне, кажется, что пора сказать о том, что таких свидетельств немало. «Я скоро умру, но с того света я буду наблюдать за тобой и в трудную минуту приду», – сказал он, чувствуя приближение неотвратимого конца, мне, 16-летней тогда девочке, оставшейся уже без матери. Много лет пришлось мне осмысливать эти слова. Почти четверть века, что отца нет в живых. Они всегда были в моем сознании. Мне казалось это самым важным, что оставил после себя отец. Только недавно я осознала, что этими (странными, как мне тогда казалось) словами посеял отец во мне веру в вечную жизнь души и в невидимую связь нашего мира с миром загробным – и не только в связь, но и в помощь наших усопших родных нам, их молитвы о нас. В этих словах не было сомнения (он не говорил «может быть»), они были сказаны кротко, спокойно, но и со знанием и силой. Это и есть, по-моему, главное свидетельство его веры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Афонский спор о коливе: почему он важен для нас? Спор о коливе (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) разгорелся, когда монахи афонского скита святой Анны перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы — уставного поминального дня — на воскресенье. Это решение и вызвало протест тех, кого прозвали коливадами… 27 июля, 2012 Спор о коливе (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) разгорелся, когда монахи афонского скита святой Анны перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы — уставного поминального дня — на воскресенье. Это решение и вызвало протест тех, кого прозвали коливадами… Сегодня Православная Церковь празднует память преподобного Никодима Святогорца — святого, вокруг письменного наследия которого и в наше время разворачивается немало споров. Вопросы, которые он и его единомышленники поставили перед христианским миром, выходят за пределы того места и времени, где они были заданы. Предлагаем вашему вниманию краткий очерк об этих вопросах, написанный архимандритом Симеоном (Гагатиком) в качестве предисловия к его переводу «Книги душеполезнейшей о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» . После падения в 1453 г. Константинополя Греческая церковь в течение нескольких веков переживала глубокий упадок богословской образованности. Однако к концу третьего столетия турецкого ига, со второй половины XVIII века, начинается заметное оживление духовной жизни, выразившееся прежде всего в многочисленных изданиях сочинений Святых Отцов, в философско-богословской полемике с начавшими проникать в Грецию идеями французского Просвещения и в борьбе за воплощение святоотеческого Предания в церковной практике. Издатели Святых Отцов, полемисты с духом Запада и борцы за чистоту церковной жизни были одни и те же люди, совершавшие свою работу в сотрудничестве и единомыслии друг с другом. От своих противников они получили ироническое прозвище коливадов — из-за твердого несогласия совершать заупокойную поминальную службу над коливом (коливо — блюдо из вареной пшеницы с медом, изюмом и маком) в воскресные дни. Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения — Макарий Коринфский, Никодим Святогорец , Афанасий Парийский — оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им.

http://pravmir.ru/afonskij-spor-o-kolive...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010