На зарубежных приходах Русской Православной Церкви молитвенно отметили Рождество Христово 11 января 2019 г. 13:34 Праздничными богослужениями встретили Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа в храмах Русской Православной Церкви в разных странах мира. Рождественские богослужения в главном соборном храме русского православного присутствия в Святой Земле — Троицком соборе Иерусалима — возглавил начальник Русской духовной миссии архимандрит Александр (Елисов) . Вечером 6 января 2019 года в Троицком соборе было совершено праздничное всенощное бдение. Архимандриту Александру сослужили клирики Миссии игумен Никон (Головко), иеромонах Дометиан (Маркарян), диакон Вячеслав Сенин и паломники из Киевской митрополии Украинской Православной Церкви . В Троицком соборе собрались сотни богомольцев: православные верующие из Иерусалима и отдаленных городов Израиля, паломники, прибывшие в Святую Землю на праздник Рождества из пределов Русской Православной Церкви, представители российского дипломатического корпуса. В Париже в праздник Рождества Христова митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн , экзарх Патриарха Московского и всея Руси, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Троицком кафедральном соборе. Архипастырю сослужили игумен Серафим, иерей Зиновий Гомбесса, священник Георгий Шешко, протодиакон Николай Ребиндер, диакон Антоний Ивашин и диакон Роман Оника. На сугубой ектении Божественной литургии были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. По завершении праздничного богослужения, за которым Святых Христовых Таин причастилось более 170 человек, митрополит Иоанн обратился к духовенству и верующим с праздничным приветствием и словом проповеди. В ночь на 7 января архиепископ Венский и Будапештский Антоний совершил богослужения праздника Рождества Христова в Николаевском кафедральном соборе Вены. Владыке сослужили настоятель собора протоиерей Владимир Тыщук, протоиереи Хризостом Пийненбург и Радослав Ристич, иерей Вячеслав Шибанов, протодиакон Виктор Шиловский и паломники в священном сане. В храме за богослужением молились многочисленные прихожане.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

Об истинном священстве в Церкви Христовой «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры» ( Ефес. 4: 11–12 ). Церковь Христова есть хранительница истинной веры, христианского благочестия и святых таинств, в которых подается верующим благодать Св. Духа для получения вечной жизни. Для научения людей вере и благочестию и особенно для совершения святых таинств и богослужения и поставлены Христом в Его святой Церкви особые люди– пастыри ее. Таким образом, Церковь состоит из мирян и пастырей, поставляемых на это высокое и святое служение чрез таинство священства. Что же такое таинство священства? Таинство священства это такое священное действие, в котором чрез епископское молитвенное руковозложение, преемственно идущее от св. Апостолов, подается избранному лицу «дар Божий“ ( 2Тим. 1: 6 ), то есть, благодать Св. Духа ( Деян. 20: 28 ), дающая ему право и власть учить мирян истинам веры, управлять мирянами в делах веры и священнодействовать, то есть совершать для них богослужение и преподавать им спасительные таинства. Новозаветное священство имеет три степени: епископы, пресвитеры и диаконы. Епископ, как преемник всей полноты апостольской власти, совершает все таинства и рукополагает пресвитеров и диаконов; пресвитер совершает все таинства, кроме рукоположения, а диакон только служит пресвитеру при совершении им таинств и богослужения. Истинное и законное священство должно вести свое начало от самих Апостолов. Священное рукоположение – непростой знак избрания или полномочия на служение, но чрез него подается «дар Божий“ ( 2Тим. 1: 6 ), подается Сам Дух Святой, дающий рукоположенному божественное право «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею“ ( Деян. 20: 28 ). Где нет законно рукоположенного, чрез преемственно идущее от Апостолов епископское руковозложение, священства, там нет и Церкви Христовой, там нет домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4: 1 ), нет благодати, а следовательно и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Об участии верных в Евхаристии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105989.html 04 февраля 2015 Об участии верных в Евхаристии Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html Официальный сайт Московского Патриархата Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. Евхаристия – главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: " Приимите, ядите: сие есть Тело Мое " и " пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета " (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово. Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время – будь то время человеческой жизни или история всего человечества – есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни – ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается. I. Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы. Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности – и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор. 10, 16–17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: " Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного " (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.

http://religare.ru/2_105989_1_21.html

Одна из самых красивых великопостных служб Литургия Преждеосвященных даров — одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин. Надеемся, что комментарии к службе будут полезны читателям нашего сайта. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, которое преимущественно совершается в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу в течение всех дней Святой Четыредесятницы Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых , и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения. К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас. Богослужение начинается Великой Вечерней , но первый возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!» , такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!» Священник читает светильничные молитвы , в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению , с которой начинается и полная Литургия.

http://pravmir.ru/obyasnenie-liturgii-pr...

Октябрь 6 октября 1864 г. Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе Боже мой, что Ты, моя всесильная помощь, избавил меня совершенно от мерзостей адского змия и духа уныния во время двух классов, первого и пятого, чрез причащение мое Святым Твоим Божественным и животворящим Тайнам. Правда, была и борьба, но эта борьба с мерзкими силами увенчалась успехом. Благодарю Тебя, Господи, за спасение Твое. Утверди мя, Боже мой! Мне преподавание да будет непрерывным чудом Твоих милостей ко мне, недостойному. Господи! Дерзновения Твоего, сановитости Твоей не лиши меня пред людьми Твоими и отроки Твоими. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [ Ин. 6, 56 ], то есть так, как Иисус Христос находится в Отце и Отец в Нем, и Они составляют одно. Я и Отец – одно [ Ин. 10, 30 ]. Соединение истинных христиан со Христом доказывается, между прочим, их нетленными и чудодейственными мощами: в мощах святых почивает Бог, творящий чудеса. Как в Теле и Крови Спасителя, претворенных из хлеба и вина, пребывает всецелый Христос, проникающий всякую частицу хлеба и вина нераздельно и всецело, так и в душе и теле святых Божиих человеков и истинных причастников Пречистого Тела и Крови Спасителя. Причастник весь обожается, весь делается Божественным, огненным, светлым, весь светом, силою. Но кто ест и пьет недостойно, например чревоугодник пресыщенный, тот ест и пьет осуждение себе ( 1Кор. 11, 29 ). Как в капле воды, как в осколке стекла сияет всё солнце, так в причастнике Христос; как уголь в пламени бывает весь проникнут огнем и светом, так душа истинного причастника – Христом, Солнцем Правды, огнем Божественным. Великое дело – причастие Святых Таин. Но кто достойно их причащается? Кто прост, незлобив и чист сердцем? Кто не пристрастен к пище, питью, деньгам? Кто терпелив и нераздражителен? Той есть глава телу Церкве [ Кол. 1, 18 ]. Ты составляешь часть этой Церкви, которой Глава – Христос. Каково же твое благородство, сан, каковы твои надежды в будущем и как ты должен вести себя в настоящем, чтобы поддержать и сохранить это благородство и сделаться наследником тех обетований, которые даны членам тела Христова! Еще: члены тела благороднейшие, непорочные, очищенные от греха составляют святые Церкви Небесной и, во-первых, высшая всей твари Владычица Богородица, потом Предтеча, все пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и все святые. – В каком ты сообществе как член тела Христова и как ты должен ревновать о подражании им, чтобы в противном случае за подражание богопротивным людям века сего и духу века сего не быть изверженным из этого общества как псу смердящему! Вот какую обязанность налагает на нас понятие о Церкви как о теле Христовом, кого мы составляем члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафистник Акафистник — собрание акафистов, торжественных славословий, гимнов Господу, Божьей Матери, святым: Часть I Акафист Пресвятей и Животворящей Троице Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали Акафист Воскресению Христову Акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу Акафист Святому и Животворящему Духу Акафист ко причащению Святых Христовых Таин Часть II. Акафист Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии (Благовещению) Акафист явлению иконы Пресвятыя Богородицы Тихвинския Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред иконою Ея, именуемою Троеручица Акафист успению Пресвятыя Богородицы Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице, всех скорбящих Радости Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице именуемыя «Скоропослушница» Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице честному Ея знамению еже в велицем Новеграде Акафист Пресвятей Богородице ради чудотворнаго Ея образа нечаянныя радости Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице явления ради Ея иконы «Державныя» Часть III. Акафист Святому Архангелу Михаилу Акафист Святому Ангелу Хранителю Акафист Святому Иоанну Предтечи и Крестителю Господню Акафист Покрову Пресвятыя Богородицы Акафист Святителю Христову Николаю Акафист Божественным страстем Христовым Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню Акафист о упокоении усопших Часть IV. Акафист преподобному Сергию игумену Радонежскому, Чудотворцу Акафист Святому равноапостольному князю Владимиру Акафист преподобному Серафиму, Саровскому Чудотворцу Акафист Святому великомученику и целителю Пантелеймону Акафист Святым мученицам Вере, Надежде и Любви, и матери их Софии Акафист Святой великомученице Варваре Акафист благодарственный Акафистник Предисловие Слово «акафист» греческого происхождения; «акафистос химнос» значит буквально «неседальное пение». Так называются торжественные славословия в честь Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и святых, которым христиане обыкновенно внимают стоя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Поучение пред Св. Причащением Со страхом Божиим и верою приступите. В настоящей седмице вы, братие, говели, ходили в Божию церковь , постились и молились, были на исповеди, каялись в своих грехах, а теперь, по Господней милости, вы приступаете к принятию святых таин Тела и Крови Христовой. С каким же расположением души должны мы приступать к сему великому таинству? Сему научает нас Св. Церковь . Она взывает ко всем нам: «со страхом Божиим и верою приступите». «Приступите со страхом Божиим». – Помыслим со вниманием, где мы теперь? пред кем предстоим? к чему приступаем, и кто мы? Место, где предстоим мы, – земля свята есть ( Исх. 3:5 ); сие место освящено схождением Святого Духа, невидимым присутствием Божиим, совершением великого Таинства, на которое – самые Ангелы не могут смотреть без страха и трепета. Это есть дом Божий, жилище вечного Бога, место нашего спасения. Если же самое место так свято, то как свят и велик Тот, Кто освящает сие место своим присутствием! Это есть Тот великий Бог, который всемогущим словом Своим сотворил небо и землю и по Своей премудрой воле всем управляет. Это есть тот святейший Бог и Судия, Который придет судить живых и мертвых, и пред Которым все мы должны явиться на Его страшный суд и отдать отчет во всех наших делах и помыслах. Велик и свят наш Бог . Велик и свят и Его небесный дар, который мы намереваемся принять теперь устами нашими. Это есть то пречистое Тело, которое Иисус Христос, ради нашего спасения, принял на себя от Пресвятой Девы Марии; то самое Тело, в котором Господь пострадал и умер на кресте за грехи всего мира, воскрес в третий день, вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца на престоле вечной славы. Это есть та самая святейшая Кровь Богочеловека, которая из пречистых Его ребр, во время страданий на кресте, излилась за жизнь и спасение мира. И после сего всякий из нас должен понять, с каким страхом и благоговением должны мы предстоять в доме Господнем, пред Богом святейшим! С каким страхом и благоговением должны мы приступать к принятию Его небесного дара – Тела и Крови Христовой!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Предисловие Во 2-й половине XVIII в. наряду со спором о поминовении усопших предметом полемики между участниками движения колливадов и их противниками стал также вопрос о частом причащении, который постепенно выдвинулся на первый план. Отечественный исследователь этой темы О.А. Родионов отмечает, что «попытки представить прения о коливе в качестве первой фазы споров, а вопрос о св. Причащении – как основную тему следующей… не выглядят убедительными, так как частое причащение святых Таин становится предметом обсуждения и поводом к столкновениям практически одновременно с возникновением проблемы поминовения усопших по воскресеньям» 1 . Однако вопрос о частом причащении стал не единственным предметом споров, связанных с богословием Евхаристии. Непосредственно в стане колливадов разгорелся спор о тленности Тела Христова в Таинстве, инициатором которого стал Неофит Кавсокаливит 2 . Последний был введен в заблуждение трактатом «О Пречистом Теле, коего мы причащаемся» 3 , надписанным именем прп. Иоанна Дамаскина и созданным сторонниками математика и астронома XII в. Михаила Глики (Сикидита), который утверждал, что Хлеб предложения по природе ( κατ φσιν) такой же, каковой была святая Плоть Христова, данная в пищу ученикам на Тайной Вечере, то есть св. Дары являются тленными, а причастник принимает не «всего Христа» ( λον τν Χριστ ν). Согласно Глике, евхаристическое Тело Христово тленно, за каждой Литургией реально приносится в жертву, преломляется, разделяется на части и вкушается причастниками. В учении Глики сочетались крайний евхаристический реализм (св. Хлеб после освящения есть самое Тело Христово, а не образ, икона или символ, и все, что происходит с Хлебом после освящения, происходит и с Телом) и оригенистское учение о воскресшем Теле Спасителя, которое недоступно чувственному восприятию и которого нельзя причаститься: оно не может быть преломляемо, вкушаемо и раздробляемо зубами верующих во время Литургии. Однако принесенное в жертву и дробимое и неодушевленное Тело Христово все-таки воскресает в причастнике, как во гробу, и соделывает того общником нетления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Причащение У меня есть слово к тем, которые удаляются от Чаши Христовой, то есть от Божественного Причащения Тела и Крови Христовой, и не хотят причащаться их часто. Но что я говорю: не хотят часто; они не хотят причащаться и редко: ни разу в год, в два, в три, как говорят мне об этом многие. Некоторые уже не причащаются десять лет, другие двадцать, а иные и всю жизнь свою не знают, что значит причаститься Божественных Таин, разве только, будучи младенцами, когда их крестили, причащались, но и этого они не помнят. О какое нерадение о душе своей и не боголюбие! О холодные, как лед, сердца, нисколько не имеющие духовной теплоты! (1) Посмотрим, как велико приобретение и польза от Причащения Чаши Господней и, наоборот, как велика потеря от непричащения? Сам Господь Своими пречистыми устами так говорит во святом Евангелии: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:54 ), – вот в чем приобретение. Наоборот: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ), – вот в чем лишение. Теперь всякий пусть смотрит и рассудит, что лучше: приобрести ли Причащением Чаши Господней жизнь вечную или же непричащением Чаши Господней потерять жизнь вечную? Чаша Господня – это жизнь, и жизнь вечная, ибо вкушающий ее, по слову Господню, «будет жить вовек» ( Ин. 6:51 ). Без Чаши же Господней последует вечная смерть, ибо уста Господни говорят: «не будете иметь в себе жизни». Чаша Господня – это Царство Небесное, согласно слову Господа: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею» ( Лк. 22:29–30 ), – а того, кто не имеет Чаши Господней, постигнет геенна, поглощающая изгнанных из Царства. Чаша Господня – это сообщество с Ангелами. Ведь если древняя манна была названа ангельским хлебом 42 не потому, конечно, что она была вкушаема Ангелами, ибо они, как бесплотные, не нуждаются в пище, но потому, что была приготовлена и свыше ниспослана по повелению Божию служением Ангелов, то тем более Тот, Который говорит о Себе: «Я есмь Хлеб, сшедший с небес» ( Ин. 6:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

прот. Константин Борщ Часть шестая. Авторитеты имяславия (важные документы 2000 год) Великие светильники Церкви Христовой и сам Государь – имяславцы! В первую очередь к имяславцам можно определённо отнести великого светильника Церкви Христовой св. Иоанна Кронштадтского , на весь мир возгласившего: «О, Имя Сладчайшее, Имя Святейшее, Имя Всемогущее, Имя Господа нашего Иисуса Христа, победа моя Господи, слава Тебе!» «Когда ты про себя в сердце говоришь, или произносишь Имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа ... С верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержашевлу, всеуправляющему Имени. Вот почему заповедь Божия строго запрещает употреблять Имя Божие всуе, потому то есть, что Имя Его есть Он Сам, единый Бог в трёх Лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время незаключаемое , т. е. не ограничиваемое им и ничем сущим». Великие Имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, призванные с живою, сердечною верою и благоговением или воображённые в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трёх Лицах « 1083 . » Имя Божие есть Сам Бог « 1084 . » Имя Господа есть Сам Господь – Дух, везде сый и вся исполняяй « 1085 . » В Имени Иисус Христос, весь Христос – душа и тело Его, соединённые с Божеством " 1086 . Имяславцами стали Государь и Государыня Александра Феодоровна «13 февраля 1914 г. Царь Николай II дал имяславцам Высочайшую аудиенцию в Царском Селе. Приняты были иеросхимонах Николай, схимонахи Исаакий и Мартиниан, монах Манассия. Государь выслушал их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им Своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество... настолько была растрогана их печальной вестью, что не могла удержаться от слёз». В апреле Государь пишет письмо митрополиту Московскому Макарию , выражая благоприятное мнение об имяславцах. А 15 апреля на Пасху, в Ливадии Государь передал Обер-Прокурору В. К. Саблеру следующую записку: «В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Таин и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне – Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение». (Ещё до суда Московской Синодальной Конторы в Киевском епархиальном собрании епископов также было рассмотрено их исповедание и признано вполне православным) 1087 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010