Задонский подвижник Никодим, в схиме Нафанаил (Память 30 июня). Иеросхимонах Нафанаил родился от дворян Михаила и Агриппины Остаповых, живших в Епифанском уезде, Тульской губернии. При крещении наименован Николаем. Первоначальное воспитание получил Николай в родительском доме, в коем оставался до 14-летнего возраста. В 1813 году отдан родителем в С.-Петербургский кадетский корпус; по окончании в нем учения, произведен в офицерский чин и послан в армейский пехотный полк. Был полковым казначеем и ротным командиром. Когда собирались к полковнику офицеры, он всегда старался занимать последнее место, признавая всех достойнее себя. Но полковник всегда обращался к нему с отличным вниманием и доверием, давая ему разного рода поручения, которые он выполнял точно и рачительно. Службу военную он знал отлично. По увольнении от службы по прошению, прибыв к родителям, Николай Михайлович, с дозволения их, устроил для себя в саду келлийку, в коей жил семь лет, приучая себя к монашеской жизни, – чтением Св. Писания, молитвою, постом, и каждый год в летнее время ходил пеший на поклонение угодникам Божиим в Киев и в другие монастыри и пустыни. В 1830 г. Николай Михайлович поступил в Задонский монастырь послушником. Ему указано было от настоятеля продавать в церкви свечи и быть келейником затворника Георгия. У свечного ящика в церкви в 1833 г. в последних числах июня Николая Михайловича, уже в рясофорном монашестве Никодима, постигла холера. Жестокая резь в желудке, судороги вынудили его немедленно запереть ящик и бежать в келлию проститься с о. Георгием и по его благословению приготовиться к неминуемой смерти исповедью и причастием св. Таин Христовых. Только что он взошел в коридор, как о. Георгий встречает его, держа в руках небольшую каменную чашу с св. водою и кропилом. Падши к ногам о. Георгия, Никодим возопил: «Батюшка! простите меня, умираю от злой холеры... Благословите исповедаться и приобщиться св. Таин». О. Георгий, покропив на главу и лицо его трижды, сказал: «не умирай! Бог еще благословляет тебя проходить святое послушание. Зачем смутился и убоялся? Это пройдет, и ты останешься жив-здоров. Исповедаешься и приобщишься, когда успокоишься». – «Что же мне теперь делать?» – «Успокойся вступай на послушание, – ты здоров». – Действительно, с окроплением св. водой холера в ту же минуту оставила о. Никодима, и он почувствовал себя совершенно здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос — Ее Сын и Сын Божий — приидет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам. (1Кор.3:16—17). И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце. И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ. Дорогие мои, храм Божий всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания. (Ис.66:1). И первый храм Божий — рукотворенное святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. , — сказал Господь (3Цар.9:3). И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем. Храм Божий во все времена — это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо — и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий — Святая Церковь. Но почему же живущие не знают этих таин, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3264...

Июнь 1879 г. 1 июня Благодарю Господа, двукратно избавившего меня от великих сердечных бед: во-первых, от беды, приключившейся со мною в карете Невского проспекта, когда вошла в нее женщина в беловатой летней одежде с [капюшонами], уткнувшая свой нос в книгу (во мне запало зло на нее, сильно мучившее меня); я туне 47 возненавидел в сердце женщину, и крайне уязвилась и смутилась оттого душа моя; я долго каялся, и только на пароходе в Кронштадт Господь простил мне грех, и мне стало покойно и легко; во-вторых, от беды, которую я причинил себе дома чрез свое нетерпение и свою изнеженность плотскую, не вытерпев сильного запаха камфоры в фортепьяно и в одеждах меховых; я рассердился на домашних, отпал от любви и впал в неприязнь, которая сильно мучила меня. Я каялся Господу всем сердцем, искренно осуждая себя, – и слава Богу! Он не умедлил помиловать меня, и вот я опять мирен, хотя недостоин мира, как многогрешный, многострастный. Суббота. Благодарю Господа, исцелившего долго болевшую сердечною тоскою и болью под ложечкой и в левом боку рабу Божию Ульянию, четыре года болевшую и, видимо, от злых духов, потому что в ней была неохота ходить в церковь (разве только, по ее словам, когда я служил), да еще, когда я читал заклинательные над демонами молитвы и молитву Отче Святый, ее начинали мучить демоны и она в крайнем расслаблении начинала сильно кричать: ой! ой! Так как это было после совершения мною литургии и после причащения моего Святых Таин, то явно, что здесь чудодействовали Святые Тайны, оживотворяющие меня, очищающие мои сердечные скверны и врачующие мои душевные язвы! Слава чудесам и силам Божественных Христовых Таин Пречистого Тела и Крови Господней. Для проповеди во 2 неделю по Пятидесятнице. Диавол ловит всякого человека удою различных грехов и греховных наклонностей его. Сети его распростерты по всей земле; ловит на уду самолюбия человеческого, гордости, зависти, злобы, гнева, злопамятства, чревоугодия и лакомства, объядения и пиянства, долгого сна и разленения, праздности, нерадения, блуда, сребролюбия, скупости, алчности, жестокосердия, честолюбия, тщеславия и суетности (в одеянии, обстановке жилища и проч.), неверия, вольномыслия, крамолы, ожесточения на всех, отчаяния, пьянства. 2 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отдел 2-й. Учение о христианском откровении Понятие об откровении и его главных видах Словом откровение в тесном смысле означается «сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин. В более общем смысле откровением называется обнаружение божественных свойств – всемогущества, премудрости и благости в творении мира и в постоянном промышлении о судьбах мира и человеческого рода. В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое через посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в св. Писании более общим наименованием: явление (греч. fan)erwsiq, лат. manifestatio), в отличие от более специального слова – откровение (_apok)alujiq, revelatio), которым преимущественно означается открытие какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда апостол Павел говорит об откровении Бога языческому миру через посредство видимых творений, то употребляет выражение: «Бог явил (™fan)erwse) им» ( Puм. I, 19 ), а когда тот же апостол говорит об откровении через писания пророческие тайны воплощения ( Puмл. XIV, 24 ), о которой от вечных времен было умолчано, о чудесном научении его через откровение Иисуса Христа ( Гaлam. I, 12 ), – об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников ( Eфec. III, 3 ) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1Kop. II, 10 ; 2Kop. XII, 1, 7 ; Eфec. I, 17 ; Филипп. III, 15), то во всех этих случаях откровение обозначает словом «_apok)alujiq». Это слово употребляется большей частью и у других священных писателей, когда речь идет об откровении тех или иных сокровенных таин и глубочайших истин, например у евангелиста Луки «утаил еси от премудрых и разумных и открыл еси (_apek)aluje) та младенцам» (ср. Mф. XVI, 17 и др.). В этом смысле откровение Иоанна Богослова называется апокалипсисом 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Поучения воспитанницам женской гимназии в начале говения перед исповедью и после причащения святых таин Источник I       Приведутся царю девы в след ея.        Пс.44:15 Видели мы, в минувшем году, таковых, по псаломскому пророчеству, приведенных Царю небесному дев: видим таковых и в нынешнем, – теперь, слушатели благовнимательные! В минувшем году приводимы были Царю девы в веселии и радовании: кажется, и теперь они в таком же неземном состоянии своего духа! благодатные слушатели! В минувшем году девы были не только приведены Царю, но и введены в храм Царев, были даже удостоены бессмертной трапезы Царевой: и теперь приведены и введены в сей храм Царев для того же, т. е., чтобы удостоиться им той же бессмертной трапезы Царевой, сотрапезники святых!!! Царица небесная, предстоящая на небеси Царю, Сыну Своему одесную Его!! И сии девы, как искренние Твои, приведены во след Тебе!!! Вот с каким приветом мы сретаем теперь вас здесь, ученицы-девы!!! Привет этот для некоторых из вас не новый: но всеми вами одинаково должен быть принят за привет церкви: следовательно, как наставление благодатной нашей матери, радующейся о вас… церкви! Церковь есть мать наша, яже нас всех породи в крестительной купели и млеком догматов православных воспита. Также и крепкой пищи тела и крови Христовы нам вкусити дает, и всегда на лоне своем пестует матерски, дóндеже при персех ее сладчайших, яко любезные чада, сном блаженным успем. Вот какое понятие нашей о церкви! Имея такое понятие о матери церкви, кто из вас, дети-девы, в настоящем привете нашем вам не видит себе наставления и наставления такого, какое должно быть вам, приведенным Царю, приведенным во след небесной царицы, и уже введенным в самый храм Царев, и для того единственно введенным, чтобы удостоиться вам бессмертной трапезы Царевой, которой вкусить готова дать вам мать церковь ! В привете нашем вам и наставление! Наставление же должно быть понимаемо и исполняемо. Все ли вы понимаете наставление нашего привета вам? В нашем привете первые три слова: Приведутся Царю девы – суть слова пророка псалмопевца, но они же относятся и к вам девы-ученицы! Первое из них слово: приведутся – должно многое напомнить вам и внушить… Хотя вы теперь и не были ведены кем-либо за руку, но не сами же собой пришли сюда, а точно приведены.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Приготовление к принятию Святых Таин, по мнению святителя Игнатия, должно заключаться в углубленном осмыслении своего внутреннего состояния, в очищении себя от грехов посредством покаяния и исповеди, постоянном чтении Евангелия, постоянной молитве. Все уклонения от пути Евангельских Заповедей, даже самые незначительные (как кажется на первый взгляд), нужно исправлять возвращением на путь послушания Христу и твердой решимостью всегда идти путем Евангелия, ведущим в жизнь вечную. Готовящемуся к Причащению полезно размышлять о своем недостоинстве, ничтожности, греховности, удобопреклонности человека ко греху, а также о величии Божием, способном возродить человека для жизни вечной, о неизреченной любви Спасителя к роду человеческому, питающему это падшее изменчивое творение Свое Своею Плотью и Кровью, тем самым возводя человеческое существо на самую высшую степень Богообщения. Как следствие подобных размышлений в человеке должно возникнуть сокрушение, должно появиться искреннее сознание своего собственного недостоинства к принятию Святых Христовых Таин. Искреннее же осознание своего недостойного падшего состояния есть непременное условие для оставления грехов и достойного Причащения. «Хранись от мечтательности, которая может тебе представить, что ты видишь Господа Иисуса Христа, что ты Его осязаешь, объемлешь. Это – пустая игра напыщенного, гордого самомнения! Это – пагубное самообольщение! Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа святой Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан; тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должного христианам. Если ты проводишь жизнь греховную, удовлетворяешь страстям и вместе думаешь, что любишь Господа Иисуса Христа: то присный ученик Его, возлежавший на персях Его во время тайной вечери, обличает тебя в самообольщении. Он говорит: Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его, не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. А иже аще соблюдает слово Его поистине, в сем любы Божия совершенна есть» .

http://pravoslavie.ru/5895.html

Разделы портала «Азбука веры» игумен Петр (Мещеринов) О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин В Избранное «Наше учение согласно с Евхаристией, а Евхаристия, в свою очередь подтверждает наше учение» (Св. Ириней Лионский ) . «Когда верный раб Господень повинуется в чем-либо Господу своему, будучи обязан к тому или внушением Божиим, или заповедию, то оправдывает пред всеми то самое, что он действует не по своей воле и не по гордости, а единственно из опасения оскорбить Господа неисполнением Его повеления. (Св. Киприан Карфагенский ) . «Если бы кто-нибудь со стороны, придя к нам, хорошо бы узнал заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не нашел бы худших врагов Христа, нежели мы» (Св. Иоанн Златоуст ). Предисловие Поводом к написанию данной статьи послужили размышления одного молодого христианина о современной практике причащения, представленные на одном из Интернет-форумов. Вот этот текст: «Попытаюсь раскрыть суть вопроса более конкретно. Итак, человек в результате своего духовного пути и своих познаний в итоге осознает нужду в теснейшем и постоянном общении со Христом и во Христе со всеми верными христианами. Как следствие, постоянное и единственно подлинное участие в Евхаристии для него становится естественной нормой. Скажем, человек собирается на евхаристическое собрание каждый Воскресный день и вместе со всеми верными причащается Господа. При этом для него тут же встает проблема конфликта наличествующих в Церкви традиций подготовки ко Причастию с такой практикой, к которой он пришел в результате духовных исканий. Самое первое – любой священник, любой молитвослов, почти любая книжка ему расскажут о том, что перед причастием обязательно требуется пост как минимум три дня. Человек буквально считает на пальцах — суббота, пятница, четверг и среда, как и без того постный день, итого — четыре постных дня подряд каждую неделю. А если вдруг посреди недели дополнительно выпадает какой праздник большой, когда все христиане также собираются в евхаристическое собрание, то из постов человеку, очевидно, вовсе и не вылезать. Это самое первое что встречается, самое банальное, что призвано из человека выбить всякую нужду к непрестанному Причащению, которое может быть у него родилось. Ладно, думает человек — искушение всего лишь, с кем не бывает, – прорвемся! И человек дополнительно привыкает к непрестанному пощению (а кто-то может тут уже и передумал, решил что не по физическим силам ему непрестанно участвовать в Божественной Трапезе вместе со всеми верными христианами).

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoya...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 25. О благости Господней. В среду 1й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится. Песнь на Великом входе Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Достойно изумления и восхищения благочестие древних христиан. Всю земную жизнь свою стремились они превратить в живое общение с Господом, всей душою сливаясь с Возлюбившим и Возлюбленнейшим. Вознесение Спасителя в Отчее Царствие не означало расставания нет, святой союз Сына Божия с верными сделался еще теснее, проницая до глубины человеческие души. Преломив хлеб и предложив ученикам чашу Евхаристии, Господь наш заповедал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). С той поры к Святой Чаше стекается весь род христианский, обретая таинственное единение с Господом Милующим. Древние христиане в своем благочестивом рвении стремились за каждой Литургией приобщаться Святых Таин. Совершаемое на Божественных службах величайшее и страшное таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Господа вызывало в их сердцах ни с чем не сравнимое ликование. Однако в земной жизни христианина чувство духовной радости должно чередоваться с принесением покаяния, иначе душе человеческой невозможно очиститься от греха. И в дни Великого поста, в дни плача и покаянных молитв, Церковь дозволяет совершать торжественное принесение Евхаристической Жертвы лишь дважды в неделю, по субботам и воскресеньям. Но древним христианам казалось невыносимым хотя бы несколько дней не причащаться Плоти и Крови Господа, хотя бы на краткий срок разлучиться с Иисусом Сладчайшим. В знак уважения к их пламенному Боголюбию и святому рвению была учреждена Литургия Преждеосвященных Даров, за которой верные приобщались Христовых Таин, пресуществленных на воскресных служениях.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf Брак § 167. Понятие о браке, как таинстве Господь, изливая дары спасительной благодати, необходимые каждому человеку в отдельности для спасения и вечной жизни, благоволил установить особое таинство для тех из чад церкви, которые вступают в брачный союз, дабы через благословение и освящение их союза они могли осуществить закон брака в истинном его существе и достигать определенных волей Творца целей брака, а брачный союз оградить от влияний греха, искажений и злоупотреблений. Брак, как таинство в церкви Христовой, есть такое священнодействие, в котором, по свободном перед священником и церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, через служителя таин Божиих преподается им свыше благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его в образ духовного союза Христа с церковью и содействующая им в достижении всех целей брака – взаимному вспоможению во спасении, благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катих.). § 168. Учение откровения и церкви о том, что браковенчание есть богоустановленное таинство Под именем брака, как таинства, нередко разумеют самый супружеский союз, а не церковное его благословение. Конечно, и самый супружеский союз, когда вступающими в брак оставляется отец и мать и по творческому предначертанию два образуют едину плоть, единое существо и лицо, есть тайна ( Еф 5, 32 ; сн. 1Кор.6:15–16 ). Но православная церковь отличает тайну брачного союза от брака, как таинства, и под таинством брака разумеет не брачный союз, а установленное Господом священнодействие, совершаемое служителем таин Божиих и освящающее брачный союз. I. В откровении нет так ясно выраженных свидетельств об установлении И. Христом таинства брака, какие имеются о богоустановленности брачного союза, или некоторых других таинств (напр., крещения, евхаристии, покаяния), однако даются основания для убеждения в богоустановленности брака, как таинства. Так, И. Христос в беседе с фарисеями о нерасторжимости брачного союза говорил: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:6 ). Поставляя брачное сочетание в прямую зависимость от Бога, сообщающего ему характер нерасторжимости, И. Христос тем показал, что брачные дела, начиная с заключения брачного союза до расторжения в исключительных случаях, подлежат не кесареви или власти гражданской, а к тому, что было Божиим ( Мф.22:21 ) и имело подлежать ведению церкви. Это, особенно в связи с тем, что Господь Своим личным присутствием почтил и, конечно, благословил брак в Кане Галилейской ( Ин.2:1–11 ), приводит к предположению, что Ему благоугодно было установить в Своей церкви для преподания брачущимся необходимого благословения Божия и благодати особое священнодействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Слова 1. Слово в день поставления во священника 15 декабря 1868 года Днесь в церкви Божией, возложением руку архиереову, Таинство Помазания от Духа Святого соверши мя, прежде далече бывша и Церкви и Таин ее. И се, братие, вся нова зрю: и Завет нов, и Таинства новы, и Священство ново. Се вся нова, не того ради точию, яко по ветхом предана суть, или по первом наступили: ибо и второе, аще бы имело обветшати, не могло бы именоватися новым, понеже обветшавающее погубляет имя нового. Новый Завет, якоже именуется нов, тако и есть присно нов; аще ли присно нов, то и вечен; аще ли вечен, то и неотъемлем (не якоже первый), и конца не имать. Сего имени: новый, и изначала своего подания Ветхий Завет не имел; но имя сие, еще при бытии Закона Ветхого, Закону Христову дано бысть: се дние грядут, глаголет Господь, " и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов« (Евр. зач. 319). Посему Моисеем данный завет неветшающим не был, аще при бытии и крепости оного ин завет уже именуется новым. Сей, пророками предуказанный, Новый Завет апостолы именуют вечным: »кровию завета вечнаго« (Евр. зач. 335). А сам Господь силу и сущность нового вечного Завета указует в своей живоносной Крови, ибо сказал: »сия чаша новый завет моею кровию» (Лук. зач. 108). Яве убо, яко Чаша Крови Христовы, яже до скончания мира приноситися имать, купно и Тело его за нас ломимое, се есть Завет нов и вечен; приносители и причастники Тела и Крови Христовы, сии суть служители и причастники нового, вечного Завета. Старообрядцы глаголемии такожде именуют себя сынами и причастниками Завета Нового, но точию именуют, существенной же принадлежности истинных причастников сего Завета не имеют: ибо не имеют вечной, непрерывно от апостол влекущейся иерархии, без которой и преподание Таин Тела и Крови Христовы невозможно. А беспоповцы даже проповедуют, якобы ныне настало время, в неже и быти не должно нового завета священству и жертве: как словом, так и самым безиерархическим пребыванием своим они проповедуют обветшание и конец нового и вечного Завета. Увы горестного ослепления! Завет ли новый, Христом преданный, обветшал? Но «небо и земля мимо идут, а словеса Господня не имут прейти» (Матф. зач. 101). Не закон новый обветшал, а обветшали и охромели, по слову пророка ( Псал. 17 , ст. 46), проповедующие его обветшание. Ныне, говорят беспоповцы, повсюду тма (т. е. безверие), всюду смрад, всюду мертвость, и священства православного несть. Увы! Свет ли Христом преданного священства тма объяла? Никакоже! Тма его не объят; но ослепшему и в полудне, сияющу сольнцу, тма есть, смердящему повсюду смрад, и мертвому несть жизни!..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010