18 июня 2006 г. 14:50 Слово протоиерея Валентина Асмуса на пастырском семинаре: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Пастырский семинар: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса». Протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Божией Матери, что в Красном Селе.      Из всех даров, врученных священству (пастырство, учительство...) наибольший - тайносовершение, и прежде всего - Божественная Литургия. Это - дар, данный Церкви, всем верующим. Священник - не хозяин этого дара, но раздаятель его, отвечающий перед Богом за то, чтобы никто не остался лишним на «пиру веры». Самое отрадное в нашей церковной жизни - «евхаристическое возрождение», предуказанное еще св. праведным Иоанном Кронштадтским. Мы не имеем право отказывать христианам, желающим приобщиться Святых Христовых Таин. Единственным препятствием здесь является длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Недопустимо причащаться формально, по внешним причинам: потому что Шмеман велит причащаться каждое воскресенье, или потому что мама попросила, или потому что все идут... Причастие - дело личное, самое главное событие в жизни человека. Священник должен напоминать прихожанам о важности причащения. Но не нужно требовать полного единообразия. Когда ко мне приходит т.н. «малоцерковный» человек, я говорю ему, что непременный долг христианина - ежегодное причащение. Имеющим обыкновение ежегодного причащения я говорю, что неплохо бы причащаться во все многодневные посты и в день Ангела. Ходящим в церковь регулярно и ищущим духовного руководства я говорю о желательности причащения раз в месяц или раз в 3 недели. Кто хочет чаще - может и каждую неделю, и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. Это - люди одинокие, немолодые, немощные. Я не могу им отказывать, хотя считаю, что даже они должны всякий раз исповедоваться. Нормы поста и воздержания для каждого определяются индивидуально.

http://e-vestnik.ru/analytics/slovo_prot...

1. Понятие о таинстве священства Священство было и в Ветхом Завете и установлено Самим Богом для избранного народа Божия ( Исх. 28:1, 41 и др.); христианская церковь , как общество верующих во Христа, не могло не иметь своего рода иерархического устройства, чтобы достигать тех великих целей, которые лежат в основании ее, и устройство это должна была иметь от Самого Иисуса Христа, как своей Главы, как своего Основателя, верховного своего Первосвященника, Учителя и Господа, и Господь действительно учредил в ней такую власть. Он сам избрал для сего из множества учеников Своих 12-ть ( Лк. 6:13 ), и отделив их от прочих Своих последователей, предназначил им особенное служение в церкви (сн. Ин. 15:16, 20, 21 ). Для сего приготовлял их к будущему служению их Своими наставлениями и влиянием Своего примера, раскрывал им тайны Царствия Божия ( Мф. 10:5, 13:11 ; Лк. 9:3–6, 10:2–20 ; Ин. гл. 14–16), удостоил их особенных обетований и духовных дарований ( Мф. 10:19, 20 ; Лк. 21:15 ), наконец, облек их властию и правами учения, священнодействия и управления, как особенным их преимуществом в его церкви, обещав и действительно преподав им для сего благодать Св. Духа ( Ин. 20:21, 22 ; Деян. 1:5, 2:1–4 ). а) Так, преподавая им власть учения, он сказал: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). «Шедше... научите вся языки... учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф. 28:19, 20 ); б) преподавая власть совершать таинства и проч. священнодействия церковные, сказал о крещении: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ); о таинстве евхаристии: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ); о таинстве покаяния: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся» ( Ин. 20:23 ). Тоже должно разуметь и о прочих таинствах; и потому-то апостол пишет: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). в) Наконец, преподавая власть управлять церковию, сказал: «Слушаяй вас, мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается» ( Лк. 10:16 ); «аще... церковь преслушает (брат твой), буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

23-е Св. муч. Трофима и Феофила, и других тринадцати с ними Сии святые мученики и истинные рабы Христовы пострадали в Ликии в 305 году, в гонение Диоклитианово. Когда они отказались принесть жертву идолам, то были повешены и стружемы железом, биты камнем, и затем сокрушены им были голени. Наконец обезглавили их. Св. священномуч. Аполлинария, еп. Равенийского Аполлинарий был один из учеников св. Апостола Петра, последовавших за ним в Рим и которого Апостол Пётр послал в г. Равенну, чтобы он проповедовал там веру Христову, и посвятил его в епископа будущей христианской Церкви. Бог благословил успехом само начало деятельности нового проповедника Евангелия. Прибыв в Равенну, Аполлинарий остановился в доме одного воина, по имени Иринея. В разговоре с ним, он рассказал ему о цели прибытия своего в этот город и рассказал воину об Иисусе Христе и об Его Божественной силе, спасающей всякого человека, который уверует в Него. – У меня есть сын, страдающий слепотой, – сказал Ириней, – если Бог – Христос, о Котором ты мне говоришь, может исцелить его, то я уверую в Него, как в истинного Бога... С верой несомненной в помощь милосердого и всемогущего Бога Аполлинарий позвал слепого юношу и именем Иисуса Христа исцелил его, моля Бога при этом, чтобы просветилось и душевное зрение людей того города и чтобы они познали истинного Бога. Поражённые чудным исцелением слепого, Ириней и все домашние его уверовали в Иисуса Христа – Сына Божия и приняли св. крещение в реке близ Равенны. Аполлинарий, пребывая в доме Иринея, продолжал просвещать Евангельским учением обратившихся ко Христу. Вслед затем Аполлинарий исцелил больную жену одного трибуна, который также уверовал во Христа со всем семейством своим, и Аполлинарий, поселившись у него в доме, поучал их о Христе, силой Которого для верующих доступны непостижимые чудеса. Он поучал и других жителей Равенны, собиравшихся в дом трибуна, чтобы слышать проповедника нового учения, ознаменованного такими чудными свидетельствами истины его, и таким образом устроилась в этом доме церковь , в которой епископ Аполлинарий совершал литургию, причащая верующих Божественных Таин. Из среды уверовавших он ставил пресвитеров и диаконов, и число последователей Христовых распространялось в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5. Примеры целительной силы таинства елеосвящения I. В городе Нежине (Чернигов. губ.), в греческой церкви с давнего времени соблюдается благочестивый обычай, заимствованный от церквей православного востока: ежегодно в чистый четверг, поутру перед литургией, совершать божественное таинство елеосвящения и соборовать маслом всех, кто пожелает сподобиться сего таинства. Некто, русский православный человек, живущий в Нежине, давно знал об этом, но никогда в этот день не был в греческой церкви, чтобы удостоиться сего таинства, – почему? Он и сам не мог дать ответа на такой вопрос, хотя свято почитал все постановления своей матери – православной церкви. Этот человек по временам страдал сильным ревматизмом в левой щеке и челюсти, отчего и левое ухо и зубы болели у него до невыразимой степени. В марте месяце 1863 года он опять заболел этою болезнью, и так страдал, что с большим трудом мог проглотить небольшой кусок хлеба, размоченный чаем. Приблизилась страстная седмица великого поста. Больной начал говеть и ходил в церковь , весь закутанный и обвязанный. Боль в ухе, щеке и зубах не унималась. Поутру в чистый четверг 28-го марта, после исповеди перед литургией, он пошел в греческую церковь на елеосвящение. Ставши вблизи священников, совершавших таинство, он старался не проронить ни одного слова из чтения и пения, совершаемого на славянском языке, и в первый раз от роду убедился, что святая церковь, по внушению Божию, установила это благодатное таинство не для умирающих только, но преподает оное всем с верою желающим, как вседействующее врачевство от всех болезней. С верою и любовию приступил он, больной, к помазанию освященным елеем, и после того не более как через несколько минут, там же, не выходя из церкви, мгновенно ощутил он, что у него и зубы уже не болят, и челюсть не болит, и ухо и щека не болят! Принеся Господу Богу благодарность за свое исцеление, и потом, после выслушанной литургии, сподобившись приобщиться Божественных Таин Крови и Тела Христова, он все-таки почитал себя таким грешником, который недостоин особого чуда для своего исцеления, а потому на первых порах и не говорил он никому о внезапном своем исцелении. Но потом, порассудивши с своею совестию, он убедился, что скрывать от ближних такое чудо Божией милости, совершившееся над ним, преступно и грешно потому, что это значило бы утаивать славу Божию. Вследствие такого убеждения, он уже начал рассказывать об этом своем исцелении; его рассказ и воспроизводится здесь во славу Божию («Воскр. Чт.» за 1879 г., 6, стр. 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8. Описание моего путешествия к литовским старообрядцам, в конце 1869 и в начале 1870 года 1. Предисловие. О желании старообрядцев Литовского края рассуждать о святой церкви: когда и как оно появилось Поездка моя в Литву не есть труд миссионера между незнакомыми ему людьми и в неведомых местах. Ездил я к своим знакомым и в знакомые места; из города в город, из деревни в деревню приезжал к своим приятелям; не было мне труда взойти в дом, знакомиться с хозяином, искать случая, с чего начать слово; не было опасения и потерпеть нужду, во внешних потребах. Этого всего, по старому знакомству, я был избавлен, и только одно от меня требовалось: не молчать, проповедовать слово, возвещать истину о церкви святой. И о церкви мне было довольно удобно говорить, потому, что в Литве у старообрядцев возбуждена уже сильная потребность рассуждать о церкви. Об этом религиозном движении у старообрядцев того края теперь известно стало везде; но как оно началось и когда, об этом не излишне сказать несколько слов. Когда еще жил я в Пруссии, были у меня ближайшие приятели в литовской епархии: бывший рымковский наставник инок Иоанн, перелазский наставник Мартиниан Афанасьев Тихомиров и брат его Павел Афанасьев, и новоалександровский наставник Артемий Вонифатьев Сухоруков, деревни Королишек наставник Василий Семенов Дарендов, и другие многие ревностные мужи. Из Литвы они езжали ко мне в Прусскую обитель погостить, почитать книги, поучиться, – и гостили месяца по три, по полугоду, а иногда по году, и по два. Они были участниками и свидетелями начавшихся в Прусском монастыре рассуждений о том, что федосеевцы неправо учат, возбраняя в мире живущим брачную жизнь, отвергая чувственное, во плоти, пришествие на землю Илии и Еноха, также чувственное бытие последнего антихриста, и отрицая вечное существование новоблагодатного священства и таин тела и крови Христовы. С той целью, чтобы удобнее показать федосеевцам неправоту их учения, основанного не на слове Божьем и писаниях святых отцов, а только на предании старцев, мы издали тогда книгу, под названием Царский путь , которая не касалась рассуждений о браках, но раскрывала ту мысль, что каждому надлежит свою храмину веры созидать на основании евангельского учения и писаний святых отцов, на предания же стариков не полагаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Arhiva O delegaie a Bisericii Ortodoxe Georgiene se afl în vizit în Rusia 14 decembrie 2012 11:48 11 декабря 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в Москву прибыла делегация Грузинской Православной Церкви . В составе делегации — митрополит Батумский и Лазский Димитрий, председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, профессор Гиви Гамбашидзе. На следующий день митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим отслужил в Богоявленском Патриаршем соборе в Елохове панихиду у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II . За панихидой молился митрополит Батумский и Лазский Димитрий. 13 декабря, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, состоялось малое освящение расположенного в подклете Большого собора Донского монастыря храма в честь Сретения Господня. Освящение Сретенского храма и Божественную литургию в нем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и председатель Иностранного отдела Грузинской Патриархии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , наместник Донского монастыря игумен Парамон (Голубка), настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Федор Кречетов, клирики храма архимандрит Вахтанг (Липартелиани) и иерей Мирон Кантеладзе. В алтаре молился и причастился Святых Христовых Таин митрополит Батумский и Лазский Димитрий. За богослужением, которое совершалось на церковнославянском и грузинском языках, пел мужской хор Донского монастыря под управлением архимандрита Агафодора (Маркевича) и грузинский хор храма святого великомученика Георгия в Грузинах. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к членам грузинской делегации и всем собравшимся в храме: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой митрополит Герасим!

http://patriarchia.ru/md/db/text/2651655...

I. Воспоминаемый в нынешний день преподобный Пимен многоболезненный жил в XII-м веке. И родился он болезненным, и рос в болезнях. Родители очень сокрушались о своем больном единственном сыне, которого они рассчитывали воспитать в довольстве и наделить значительным наследством по своей смерти. Но не так думал их сын. Он, напротив, благодарил Господа, что Господь смирял и вразумлял его болезнями. Об одном он просил родителей, чтобы они дозволили ему поступить иноком в Киево-Печерскую обитель, где славились тогда святостию жизни многие из иноков, под руководством великих первоначальников иночества – Антония и Феодосия печерских . Родители на это по своим видам не соглашались; они молили Господа только об одном, чтобы их сын был здоров. Привезли они своего больного сына и в Киево-Печерскую обитель к преподобным отцам печерским, чтоб они его исцелили своими молитвами; а сын втайне молился, чтобы Господь, по Своей святой воле, продолжал вести его путем болезней и скорбей и удостоил бы иноческого пострижения. И Господь услышал молитву верного раба Своего: Пимен удостоился таинственного пострижения на болезненном одре, – и все-таки продолжал болеть, хотя других и исцелял от болезней, по благодати ему данной. Только за несколько дней пред своей кончиной, как предуказано ему было свыше, он встал с болезненного одра, пошел, поклонился святыням монастырским, простился с каждым из братии, причастился св. таин Христовых и затем мирно почил о Господе. «Терпение больных не пропадает даром, говорил преподобный одному исцеленному им брату: здесь скорбь и туга; там радость и веселие. Потому-то я и терплю все. Бог, Который исцелил тебя от болезни, может и мне даровать здоровье: но я не желал бы того. Претерпевый до конца, тот спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни: только бы там плоть моя осталась без истления; пусть здесь будет смрадный запах, только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным. Что значит эта смрадная и тесная храмина, как не суд прежде суда того, – мучение прежде муки бесконечной?» Нетленные мощи преподобного Пимена многоболезненного и доныне почивают в пещерах киевских и изливают источники исцелений, в знаменование святости его подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

LXII. Беседа в Ключищинском храме, Свияжского уезда 66 . О разных истинах христианской веры Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Православные! Я к вам прибыл не наслаждаться красивым расположением вашей местности, и не любоваться только благолепием вашего храма, а помолиться с вами, преподать вам благословение, наставить вас на путь истины и преподать вам уроки спасительной жизни и благочестия. Вот мы уже и помолились вместе с вами Богу, а так как через молитву низводится на нас благодать Божия, то значит, по молитве, мы удостоились сегодня благодати Божией и благословения. А часто ли вы посещаете храм Божий? Молитесь ли вы Богу? Почитаете ли праздники, говеете ли? Каетесь ли во грехах и приобщаетесь ли Св. Христовых Таин?.. Как вы молитесь Богу, какие читаете молитвы?.. Вот скажи мне, указывая на близ стоящего мужичка, произнес Владыка: «какую ты знаешь молитву?» – .. Господи Иисусе Христе... – ответил тот. Как ты ее читаешь? Прочитай и перекрестись! – (крестясь двуперстно) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. А как ты крестишься, как знаменуешь себя? – Тот поднимает двуперстие. – А разве так следует? А я вот как крещусь! – поднимая троеперстие, произнес Владыка. – А вы почему так? – Мы по старине, был ответ. – Допустим, так... сказал Владыка, – но правильнее троеперстие. А что означают три перста, сложенных вместе и два перста, у меня пригнутых, а у вас протянутых?». – Молчание. – А вот что: три перста – три лица Св. Троицы, соединены вместе –означают едину Св. Троицу, единого Бога, а два остальных перста означают два различных естества в Иисусе Христе: Божество и человечество. Теперь какой у вас главный храмовой праздник, в честь кого устроен храм? – Ивана Предотечи! – отвечает тот же мужичок. – Как? – переспросил Владыка, не расслышав ответ – Ивана Предотечи! – повторил тот. – Не слышу не понимаю: громче скажи? – Иоанна Предтечи! – поправил ответ мужичка стоящий впереди г. исправник. – Ну, вот так: в честь Иоанна Предтечи. Но в честь какого события из его жизни устроен этот храм? – В честь Усекновения Главы его! – отвечают Владыке.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

     Как мы безжалостны бываем, когда забываем о покойниках!.. Покойники нуждаются единственно в нашей молитве, в благотворении за их души. Мы же, изъявляя разные знаки нашей памяти к ним, самое главное забываем – молиться о них. Протоиерей Д.Г. Булгаковский После работы Катерина поехала на вокзал, села в поезд и отправилась в город С-к на похороны двоюродного дяди. Ночь предстояло провести в дороге. Устроившись возле окна, Катя прочла вечернее правило и попыталась заснуть, но осознав, что это бесполезно, принялась молиться о упокоении души новопреставленного раба Божиего Николая. Последний год он сильно болел. Учитывая тяжесть недуга, все понимали: кончина Николая Ивановича не за горами – и внутренне готовились к этому. Но когда брат Володя сообщил, что его папа умер, Катя так разрыдалась, что успокоиться смогла с трудом… Семьдесят восемь лет прожил Николай Иванович в провинциальном С-ке, работал слесарем в местной котельной, а после выхода на пенсию возделывал шесть соток огорода и занимался разведением кроликов. Был дважды женат, в первом браке детей не нажил, от второго имел сына Володю. Характером покойный обладал сложным, да и выпить очень любил, что омрачало жизнь окружающим. Дядя Коля портил нервы соседям, задирался к прохожим во дворе, устраивал жене скандалы, а овдовев, топил печаль на дне стакана, пока не захворал. За время болезни Николай превратился в нового человека: уверовав во Христа, избавился от пагубного пристрастия к алкоголю, попросил прощения у близких и перед своей кончиной пригласил в дом священника для соборования и причащения Святых Христовых Таин… Поезд прибыл в С-к на рассвете. Брат встретил Катю на станции, посадил в старенький «жигуленок» и повез на погост. Проводить покойного в последний путь пришло человек тридцать. Всем раздали поминальные свечи, началось отпевание. Внимая молитвам священника, Катерина мысленно повторяла сквозь слезы: «Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего и прости ему вся согрешения вольныя и невольныя, и даруй ему Царствие Небесное!»

http://pravoslavie.ru/99947.html

     После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9–11). Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача. Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых – алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора… – Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного? – Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва – совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом. – Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

http://pravoslavie.ru/96162.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010