Разделы портала «Азбука веры» Нищету Христову возлюбивши,/безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/безумием мнимым безумие мира обличивши,/смирением крестным силу Божию восприяла еси./Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/Ксение блаженная, моли Христа Бога//избавитися нам от всякаго зла покаянием. Перевод: Нищету Христову возлюбив, сейчас ты наслаждаешься Бессмертной Трапезой, обличив безумие мира своим мнимым безумием, крестным смирением ты приняла силу Божию. Потому дар чудодейственной помощи заслужившая, Ксения блаженная, моли Христа Бога об избавлении нашем от всякого зла через покаяние. Кондак, глас 3 Аудио: На земли яко странна пребывши,/о Небеснем же отечествии воздыхающи,/юрода от буйих и неверных,/премудра же и свята от верных познаваешися,/и от Бога славою и честию венчаешися,/Ксение мужеумная и богоумная,/сего ради зовем ти://радуйся, яко по странствии земнем в дому Отчем водворяешися. Перевод: На земле пребывая как странница, о Небесном же Отечестве тоскуя, юродивой ты считалась у неразумных и неверующих, премудрой же и святой почитаешься верующими, и венчаешься славой и честью от Бога, Ксения, имеющая совершенный разум и Богоумная, потому взываем к тебе: «Радуйся, так как после земного странствия ты водворяешься в доме Отчем». Молитва 1я Аудио: О, святая всеблаженная мати Ксение! Под покровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога прияла еси и под сению Всемогущаго покоишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосердаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими молитвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом Святаго Крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности и целомудрии воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующим подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты бо еси наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-bla...

Разделы портала «Азбука веры» Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника , духовника ), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии . К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою , и покаянием . Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним. Молитва домашняя и церковная Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения . Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение. Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия следует прочитать: Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин: (На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон ). Если человек желает читать каноны и акафисты (или хотя бы молитвы в конце их) и находит для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может. Каноны соответствующего дня читаются на Утрене, входящий в состав Всенощного бдения. Пост Перед Причастием положен литургический пост . Для новоначальных, отпавших  и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3–7 дневный пост перед Причастием. Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до причастия воздерживаться от телесного общения.

http://azbyka.ru/kak-gotovitsya-ko-svyat...

Скачать epub pdf Евхаристия – главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» ( Мф. 26, 26–28 ). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово. Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время – будь то время человеческой жизни или история всего человечества – есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни – ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается. I. Практика причащения и подготовки к нему Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы. Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности – и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1Кор. 10, 16–17 ; Деян. 2, 46 ; Деян. 20, 7 ). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: «Всех верных, входящих в церковь , и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ob-u...

Скачать epub pdf Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха Память 7 июля В царствование нечестивого римского императора Диоклетиана 4449 , в одной из восточных областей римской империи жил один добродетельный муж, проводивший иноческую жизнь, по имени Эпиктет. Это был пресвитер, с самой юности своей начавший служить Христу. Он обладал даром чудотворений, какой преподан был ему от Бога за его чистую жизнь. Он исцелял всякие болезни; возвращал зрение слепым, излечивал прокаженных, восставлял с одра болезни расслабленных, изгонял бесов. Из этих чудес, удостоверявших его святость, нижеследующие заслуживают особого внимания. Однажды, в то время, когда Епиктет пребывал в своей келлии, стоявшей недалеко от одного селения, и упражнялся в молитвах и благоговейных размышлениях, к нему привез один комит 4450 свою дочь, пятнадцатилетнюю отроковицу, совершенно расслабленную. Желая получить исцеление для своей дочери комит припал к ногам Епиктета и так умолял его: – Человек Божий! сжалься надо мною и не отталкивая меня. Ведь и милосердный Бог, Которому ты служишь, не отвергает никого, кто приходит к Нему 4451 . Вот моя единственная дочь больна уже три года и не может пошевелить ни одним членом тела. Она едва жива, но я твердо верую, что Тот, Кто исцелил жену, двенадцать лет страдавшую кровотечением 4452 , может исцелить и мою дочь. Только помолись за нас, сжалься над нами; ведь мы чада Церкви Христовой и просвещены святым крещением. Тогда служитель Божий Епиктет, помолясь усердно Богу, помазал святым елеем расслабленную отроковицу. Та тотчас же выздоровела и встала на ноги свои, а все окружавшие ее воссылали благодарения Богу. Преподобный же сказал комиту: – Возлюбленный! если ты хочешь, чтобы в доме твоем никто не болел, причащайся со всеми твоими домашними каждое воскресенье божественных Таин Тела и Крови Христовой, надлежащим образом предварительно очистив сердце свое. После этого он отпустил их с миром. Другой раз привели к нему бесноватого. Преподобный три дня держал его при себе, подвергая своими молитвами беса страшным мучениям, и бес такими словами выражал свое состояние:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Часть первая. Странствие и путешествие по России и Молдавии 1. Общее замечание о себе Аз окаянный находился в расколе более тридцати лет моего возраста, и несмь достоин нарещися сыном Святой Христовой Восточной Церкви; зане и аз окаянный иногда, по неведению моему, гоних Церковь Божию. Но Господь и Бог мой, Иисус Христос , по неведомым Своим судьбам и по Своему человеколюбию, извел меня из заблуждения, показал мне истинный свет Святой Своей Церкви, и присоединил меня к ней, и причислил ко Своему избранному стаду, как заблуждшую и погибавшую овцу, якоже Он Сам Владыка пречистыми Своими устами сказал: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его ( Ин.6:44 ). 2. Жизнь моя в юности Я родился в Молдавии, от русских, и в пеленах остался от своих родителей: но паче первых послал мне Господь вторых, которые породили меня духом, воспитали пищею телесною и духовною, и приготовили меня к иноческой уединенной жизни. Я называю их своими родителями, хотя до возраста и не знал, что они не родные: а хотя кто и сказывал, но я тому не верил, видя великую их ко мне любовь. За то я до самой смерти их любил, и много старался о их обращении из раскола. Они были весьма богобоязливы, милостивы и страннолюбивы: дом наш всегда был отверст странним и нищим; за что Господь и не оставил их в расколе, но при старости лет присоединил к Своей Святой Церкви, в которой и препроводили остальные дни своей жизни, и с чистым покаянием и со причастием Святых Таин скончали живот свой. Но хотя они меня и в расколе воспитали, и в неправых понятиях о Святой Соборной Восточной Апостольской Христовой Церкви; но, впрочем, учили меня страху Божию: с самого младенчества отвлекали мое юное сердце от всех мира сего суетного соблазнов, и раскрывали мне всю превратность и непостоянство прелестного мира сего; внушили мне об иноческой уединенной жизни, и всегда о ней читали и говорили со слезами, и ее всякими похвалами ублажали, и, говорили: «Блаженны те, которые оставили сей суетный мир; отложили всякое житейское попечение, и удалились в тихие и безмолвные места, в монастыри и в пустыни, в горы и вертепы, и посвятили себя на служение единому истинному своему Господу Богу, и воспевают Его день и ночь!» Сими словами я напитал свою юную душу, и положил в сердце своем неотлагаемо оставить дом свой и родителей, и всякое житейское попечение и суету, и посвятить всю свою жизнь с самой юности на служение единому истинному Господу Богу, и удалиться в какой-либо монастырь или в пустыню; и хотел сие сделать в отроческих летах, и делал опыты; но удерживаем был от родных до возраста. 3. Первое странствие по России: Киев и Стародубские слободы, монастыри и монахи

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

124. Гнев киселевского органа В то время как открытые враги Церкви Божией, иудеи и их прислужники, наши безбожники всех рангов, в своих печатных органах открыто издеваются над нами, служителями Церкви, всячески стараясь подорвать в лице нашем авторитет самой Церкви, – другие, более опасные враги ее, закутываясь в тогу ее ревнителей и благочестия блюстителей, делают то же самое в своих органах, выставляющих на своем знамени православие. Я уже говорил в своих дневниках о “Грозе”, открытом органе “иоаннитов”, ныне разжалованных в “хлыстов киселевского толка”. Теперь приходится говорить о другом их органе, о коем лишь вскользь я упомянул в своей заметке “Нашим читателям” в 113 “Троицкого Слова”. Это – “Свет истины”, издаваемый неким И. Алексеевым. Я счел долгом предостеречь своих читателей от подписки на это издание как явно сектантское. Моя заметка вызвала столь неприличную, можно сказать прямо – площадную брань, что я вынужден был в “Колоколе” напечатать сле­дующее открытое письмо г. Алексееву, издателю этого якобы “Света истины”. Милостивый государь, Илья Алексеевич! В номерах 16–17 издаваемого вами “Света истины” вы напечатали открытое мне письмо, вызванное моею заметкою в “Троицком Слове” о вашем издании. Очевидно, эта заметка нарушила ваше “наслаждение духовным самочувствием”, которое вы переживали после причащения святых Таин Христовых, но которое, по законам духовной жизни, должно бы помочь вам более благодушно перенести то искушение, какое явилось при чтении моей заметки. Однако же сего не случилось, и вы написали, между прочим, следующие строки: “Какой-то негодяй, подписавшись вашим архипастырским именем, осмелился назвать мое возлюбленное детище “Свет истины” сектантским журналом, якобы издаваемым “киселевцами”, прилагающими к нему (и паки реку “якобы”) специальный орган “иоаннитов” – “Кронштадтский Маяк”, а меня, единоличного редактора-издателя “Света истины”, – сек­тантом, еретиком и даже безбожником”. “Опес, безсмысленнолающий! Знай, что отец твой – диавол, ибо ты – лжец, иль, может быть, ты сатана, преобразившийся в ангела светла. Я тебя все равно не боюсь, но Богом живым заклинаю ответствуй – кто ты?”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

125. Отклики на выходку г. Алексеева Почтенная редакция “Колокола” не удовольствовалась помещением моего письма: возмущенная выходкой Алексеева, она горячо высказалась и со своей стороны. “Помните ли, как мучители преклоняя колена пред Божественным Страдальцем, говорили: “Радуйся, Царь Иудейский”, и при этом били Его, заушали и плевали в Лице Его. И ныне также поступают дети тьмы: заушая и заплевывая Христа и Его Церковь Святую, они с той же злобною насмешкой восклицают: “Радуйся, Царь Иудейский”. И сугубо ненавидят строителей Таин Божиих – святителей Церкви, ибо они есть стражи Церкви, Хранители истины и носители священной хиротонии, низводящей на совершаемые ими таинства благодать Святого Духа, дающую оживляющую и спасающую силу. И вот, развернув иоаннитский орган “Свет Истины”, мы видим... видим, как у нас, у нас, на Святой Руси, заушают, заплевывают хиротонисанного, имущего апостольское преемство святителя нашей православной святой Христовой Церкви, вопиют и при сем: “Радуйся!” Вы не поверите, православные русские люди? Не поверите, но увы, это истина, это печальная, позорная для нас истина. Мы не можем, мы не смеем замолчать, утаить от той православной Руси, которая чутко прислушивается к звону нашего “Колокола”, каким оскорблениям, каким поношениям, оплеваниям подвергаются те святители православной Церкви, которые “право правя слово истины”, стоят на недреманной страже своей паствы. Итак, слушайте”. Далее “Колокол” приводит выдержки из открытого письма ко мне Алексеева и очень характерное, в фарисейском духе, заключение этого письма: “Преосвященнейший владыко! Как редактор-издатель журнала “Свет Истины”, на обя­занности которого лежит нравственный долг проповедования великих Христовых истин в духе матери нашей, святых православной кафолической Церкви, непрестанно призывающей всех нас к всепрощающей любви, братству и единению я вместе с тем и как истинный глу­боко верующий христианин, все нанесенные мне злостные обиды и клеветы, происшедшие из-за очевидной конкуренции, прощаю вам, с любовью во Христе, прощаю вам, допустив­шему на страницах вашего “Троицкого Слова” площадную брань.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

144. Дети и церковно-приходская жизнь Ныне много говорят об “оживлении” приходской жизни. Не лучше ли сказать – о пробуждении: ведь, приход есть малая часть Церкви Христовой вселенской, а Церковь Божия жива и умереть не может, ибо ее глава – Христос Спаситель наш смертию Своею смерть всякую попрал и живет в Церкви Своей. Пока – не только приход, но и всякий отдельный член Церкви не порвал связи с Церковью, не стал еретиком, дотоле и он не умер для Церкви, какою бы духовною болезнью, каким бы грехом ни страдал он. Отдельный член Церкви может духовно умереть, порвав, прежде всего, общение с Церковью в ее Таинствах, но при­ход сего сделать не может, ибо он возглавляется совершителем Таин Божиих – священником и совершение божественной литургии в его храме иереем, правильно рукоположенным, уже есть свидетельство жизни прихода, сей малой Божией церквицы. А значит, и говорить об оживлении прихода не подобает: это было бы оскорблением Духа Божия, присно живущего в Церкви и действующего в ее Таинах. Особенно заботится о пробуждении жизни приходской еще юное Московское братство четырех святителей. Оно праздновало вторую свою годовщину 5 октября и вечером сего дня устроило годовое собрание в московском епархиальном доме. Главною своею задачею братство поставило взаимное сближение пастырей и пасомых, а чрез то и развитие деятель­ности прихода. Отчет был краток, ибо братство еще только начинает входить в свое дело, намечая свои ближайшие задачи и средства к их осуществлению. А в этом отношении надо быть особенно осторожным: ныне в воздухе носятся идеи, с виду заманчивые, по существу же противоцерковные, каковы, например, идеи нрава, свободы и т. п. Вот и надобно остере­гаться, чтобы не подменить такими модными идеями – чистые идеалы церковные. И дай Бог, чтобы юное братство, руководимое мудрым первосвятителем Московским, избегало этой опасности и чтобы идея долга не заслонялась бы идеею права, а служила сей последней лишь основою... и все согревалось и оживлялось идеею любви, ибо и Церковь есть великий организм любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

14-е Свв. мучч. Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Виталия и супруги его Валерии Св. Назарий Римлянин был сын Еврея Африкана и христианки Перпетуи, принявшей св. крещение от св. Апостола Петра. Достигнув совершеннолетнего возраста, Назарий пожелал посвятить себя просвещению язычников и отправился проповедовать веру Христову в разные города. – Придя в Медиолан, где в то время Неронова гонения содержались в темнице христиане Гервасий и Протасий, братья-близнецы, Назарий за посещение их и за вспоможение им подвергся мукам и был изгнан из города. Отсюда отправился он в Галлию, крестил между прочими юношу Кельсия, уроженца города Медиа (Кимелла – близ Ниццы), которого мать отпустила и сопутствовать крестившему его. Продолжая путешествие с целью проповеди, Назарий не раз подвергался побоям и заключению в оковах в темнице. Возвратясь в Медиолан, где ещё содержались в темнице Гервасий и Протасий, он снова посещал их вместе с Кельсием, и за это оба они были схвачены и обезглавлены по повелению правителя Анулина. Вскоре после того были преданы смерти и Гервасий с Протасием, – Гервасий был до смерти засечён оловянными прутьями, а Протасий обезглавлен. – Мощи этих мучеников были открыты св. Амвросием Медиоланским , который таким образом передаёт об этом событии: – «когда в прошедшую св. Четыредесятницу, после причащения св. Таин, я ночью молился, то, задремав, увидел двух юношей, молящихся с воздетыми руками. Когда я очнулся, они стали невидимы. Не зная, как объяснить это видение, не зная, от Бога ли оно, я усиленно постился и в следующую ночь увидел то же видение. В третью ночь явились мне те же юноши уже не спящему, но удивляющемуся, и явились в сопровождении св. Апостола Павла, каким изображают его на иконах, и сказал мне Апостол: – эти юноши, послушав слов моих, презрели мир и богатство и последовали Господу нашему Иисусу Христу. Отрешившись от всех земных и плотских желаний, они прожили здесь, в Медиолане, служа единому Богу, и удостоились быть мучениками за Христа, тела которых ты обретёшь на том месте, где молишься...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

16 апреля 2020 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого в храме святого благоверного великого князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня великий праздник, равный праздникам двунадесятым. Этот праздник установлен Самим Господом и Спасителем как воспоминание Его последней вечери, последнего общения с учениками, и на протяжении минувших тысячелетий Церковь бережно соблюдает память об учреждении Святой Евхаристии, которая лежит в центре всей жизни Церкви. Сам Господь, освящая хлеб и вино и преподавая их ученикам на последней вечери, сказал, заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание — когда будете есть Хлеб сей и Чашу сию пить, вспоминайте обо Мне». С такими словами Спаситель обратился к Своим ученикам, и мы совершаем эту вечерю, как ее совершали святые апостолы и мужи апостольские, как ее совершали, совершают и будут совершать до скончания века ученики Христовы. В Таинстве Евхаристии нам преподается Сам Христос. Причащаясь хлеба и вина, мы подлинно причащаемся Самого Спасителя, мы становимся едиными с Ним, потому что Он входит во все наше естество. Трудно представить, что все это означает для человека, и, наверное, мы никогда не сможем оценить своим разумом и даже сердцем прочувствовать все то, что происходит с нами в момент приобщения Тела и Крови Спасителя. Но мы должны помнить, что причащение даруется нам для того, чтобы мы получали исцеление души и тела, и что через приобщение Святых Христовых Таин мы обретаем величайшую благодать, которая открывает перед нами врата вечности, врата Божественного Царства. В древней Церкви на Евхаристию собирались все верующие, которые проживали в данном месте, — точно так же, как на Тайную Вечерю пришли все двенадцать апостолов. Первые христиане собирались вокруг своего епископа, — потому что в каждом месте был свой епископ, который возглавлял Святую Евхаристию.

http://pravoslavie.ru/130360.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010