О необходимости и пользе частого причащения Пречистых Таин Христовых и приготовительном к нему покаянии Источник Вместо предисловия «Аз есмь хлеб животный, иже сшедший с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет вовеки» ( Ин. 6:51 ). Святейшее таинство Причащения есть один из величайших даров бесконечной любви Божией к человеку, искупленному Господом Иисусом Христом, но не все, именующие себя христианами, пользуются этим даром, как должно. Многие, не имея надлежащего понятия о величии этого таинства и о богатстве благ, даруемых чрез него, приступают к нему очень редко и без должного приготовления; а есть, к сожалению, и такие христиане, которые, по маловерию или безверию, и вовсе чуждаются сего таинства, лишая себя чрез то соединения с Господом и общения с Ним в этой и будущей жизни, по слову Его: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе ( Ин. 6:53 ). Холодность к принятию великого дара, нам подаваемого в таинстве Причащения, происходит преимущественно от неведания этого высокого дара. Чего не знаем, или о чём не имеем должного понятия – того не желаем; младенцы не заботятся о богатстве, не ищут славы, как не имеющие о них никакого понятия. Но неведением никто да не мнит оправдаться, ибо закон Божий всем известен, храмы Божии для всех всегда открыты. Есть и такие христиане, которые хотя и понимают важность и пользу, происходящие от причащения св. Таин, но остаются холодными к принятию их, по привычке к худой жизни, к лености, нерадению, или потому, что слишком озабочены суетами житейскими, так что они и самое малое приготовление себя, потребное к принятию св. Христовых Таин, считают трудом неодолимым, и на краткое время не хотят уменьшить свою мирскую деятельность. Все таковые уподобляются званным на вечерю Христову, и отказавшимся от неё, всех их позовёт к Себе Господь, но уже не на вечерю, а на страшный Свой суд, на коем отринет их, как чуждых Ему. Но что скажем о христианах только по имени, утративших веру в Божественного Искупителя? Они, как сухие ветви, как бесплодная смоковница, будут в день суда Божия посечены и ввержены в геену огненную, где будет вечный плач и скрежет зубов, где конца не будет адским мучениям, как упоминается в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова, – что грешники будут мучимы день и ночь, не будет им никакой отрады, и дым мучения их восходить будет до небес ( Апок. 19:3, 20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

СВЯТЫЕ ТАЙНЫ Слово Божие говорит, что в ЕВХАРИСТИИ истинное Тело и Кровь Христовы Объявляет Писание, что в святейшей Евхаристии истинное есть Тело Христово и истинная есть Кровь Христова, и сих христиане причащаются. Истинно тако есть. Тако и вся святая церковь верует и исповедует (5:277). Размышление о Св. Тайнах вселяет в душу благоговение и страх Божий Уверися точно и утвердися, что истинно есть Тело Христово и Кровь Его в Святейшей Евхаристии, – и сие самое научит тебе, с коликим страхом, почитанием и БЛАГОГОВЕНИЕМ приступать должно к сему великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом и приуготовлением и благоговением: к сей ли божественной трапезе приступая, не вострепещеши? Тогда не много будеши говорить в молитве, но едино сие повторять будеши: помилуй, Господи, очисти, Господи, да не опален буду, яко сено сухое огнем. Святая бо святым подаются, якоже иерей возглашает на литургии. И тут удивляться будеши благости Божией, что Тело Христово и Его Кровь Пресвятая нам, бренным и недостойным, подается в духовную пищу; и от сердца будешь благословить и благодарить Его за сие великое таинство Его; и, поминая сие, будешь себе исправнее вести в житии твоем; не захощешь осквернить совесть и душу твою грехами, но всячески будешь тщатися жить так, как христианину достойно. Сие едино отвращать тебе будет от всякаго греха и подвигнет ко всякому добру (5:281–282). Причащение приносит пользу, если отстать от грехов Причащение Таин Христовых, если хощеши чтобы оно пользовало, тебе отвести от греха должно. К Телу бо Христову и Крови Его Святой когда приступаем, и причащаемся страшных сих и животворящих Таин, когда надобно опасаться, чтобы «не в суд и осуждение» было причащение. Почему должно и прежде причащения и по причащении берещися греха, как змия, который душу поедает (1:109). Причащение святых животворящих Таин подвигает к удалению от ГРЕХА Причащение Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовыя должно подвигнуть нас, христиане, к удалению от греха к истинному покаянию. Како «Пречистое» Тело Христово дерзнеши приняти в руки твои (к приемлющим в руки речь здесь), которыя хищением, граблением, мздоиманием, лихоимством, биением, нечистым прикосновением и прочиим греховным калом оскверняешь? Како приимешь во уста Тело и Кровь Его «святую», в тыя уста, которыя злоречием, сквернословием, кощунством, буесловием, клеветою, осуждением, лестью, лукавством, лжею, язвительным укорением, руганием, поношением и прочиим смрадом не престаеши наполнять? Како приимешь «Христа» в сердце твое, которое злобою, лукавством, ненавистью, похотию, сребролюбием и лихоиманием и прочиим злом преисполнено (3:271).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. 19 апреля, 2005 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Содержание статьи Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках. 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и его наставники

http://pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestya...

Божественная литургия — самое важное богослужение Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 4 декабря, 2005 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 Содержание статьи Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”. Божественная литургия Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

Единство приговоренных к смерти Я, я, я — должен причащаться каждое воскресенье (часто, редко, с подготовкой, с суровыми постами, со средой и пятницей, без постов, с подробной исповедью, без исповеди и т. д. — вписать по вкусу). Само слово «Причастие» потеряло в нашей спешке получить то, что нам надо, слова, объясняющие, чему это причастие и часть. Причастие — Святых Христовых Таин. 20 июня, 2013 Я, я, я — должен причащаться каждое воскресенье (часто, редко, с подготовкой, с суровыми постами, со средой и пятницей, без постов, с подробной исповедью, без исповеди и т. д. — вписать по вкусу). Само слово «Причастие» потеряло в нашей спешке получить то, что нам надо, слова, объясняющие, чему это причастие и часть. Причастие — Святых Христовых Таин. Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти — «посланники последния яви, яко насмертники» (1 Кор. 4:9), — писал апостол Павел в Коринф. Мы — собираясь в Церковь — делаемся «свидетелями сему», мартирами, теми, кого называли «мучениками». Не больше и не меньше. Так высоко наше призвание. Как писал митрополит Антоний Сурожский , отец не может принять сына как наемника — он все равно, хоть и недостойный, но сын. «Человек достоин ада и не менее, если он не достоин небес» — такие парадоксальные слова высказались из внутреннего опыта иеромонаха Серафима (Роуза). …Впрочем! Мартирия — да это когда еще будет! Будь милостив, Господи, и к нам, и к Себе! (Мф. 16:22), зачем снова нам это Петрово искушение Крестное?! Нам так хорошо, когда мы причастимся. Да мы немощные, да мы слабые, да мы… ну не сейчас, Господи Иисусе! У Тебя есть святые, а мы — несвятые, мы — болящие, мы причащаемся, потому что это нам надо. Нам надо… Мне надо… Я, я, я — должен причащаться каждое воскресенье (часто, редко, с подготовкой, с суровыми постами, со средой и пятницей, без постов, с подробной исповедью, без исповеди и т. д. — вписать по вкусу). Само слово «Причастие» потеряло в нашей спешке получить то, что нам надо, слова, объясняющие, чему это причастие и часть. Причастие — Святых Христовых Таин.

http://pravmir.ru/edinstvo-prigovorennyx...

Устав пустынной местности, именуемой Фиваида, находящейся на Святой Афонской Горе, в пределах Крумицы, принадлежащей Русскому общежительному монастырю святого великомученика Пантелеимона 1. О церковной службе В общей церкви, освященной во имя всех святых отцов Афонских, службы церковные исправлять все неизменно по уставу церковному, как бдения и литургии, так и вечерни и повечерия. От Святой Пасхи начинать бдения по восточному исчислению с вечера в первом часу ночи 28 . Утрени начинать в 7 часов ночи, воскресные и праздничные – в 6 часов. Литургии начинать в 11 или в 12 часов утра. Вечерни – в 10 часов вечера, воскресные и праздничные – в 9 часов. Повечерия – в 12 часов вечера, а во Святую Четыредесятницу великие повечерия начинать в 10 часов дня. Таким образом службы церковные отправлять во весь год до Святой Пасхи. 2. Об исповеди Отцы и братия, готовящиеся ко приобщению Святых Христовых Таин, по положенному закону церковному, наперед должны исповедаться у духовника своего. Без исповеди же не должно дерзать приобщаться, ибо сие законом запрещено. Если же кто мнит о себе, что он не имеет, что исповедать духовнику своему, тот пусть хотя по чину со смирением примет благословение от него и выслушает общую разрешительную молитву и потом уже пусть приобщается. Так должно делать, дабы не составилась греховная привычка – ради лености или тщеславия дерзать без исповеди приобщаться и тем пред братиями выказывать себя безгрешными. При этом всякому должно строго смотреть за собою, чтобы с злопамятством на кого-либо не дерзать приобщаться Святых Таин, ибо это весьма душевредно есть. Для искоренения из сердца этого великого зла положена искренняя исповедь пред духовником, которая разрешает и уничтожает всякую злобу. Также отцы и братия должны с любовию принимать от духовника за свои погрешности выговоры или обличения или епитимии и не оскорбляться за то на него. Тем более чтобы по капризу и гневу не оставлять его и не переходить к другому духовнику, ибо так делать законом запрещено. 3. О причащении Святых Христовых Таин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четвертый день. Поучение 1-ое. Св. Андрей, еп. Критский. (О том, как должно каяться). I. Св. Андрей, епископ Критский родился в Дамаске, в 7-м веке, и, исцеленный от немоты после причащении св. таин, посвятил себя чтению слова Божия, а на 14-тилетнем возрасте принят был патриархом Софронием в клир иерусалимской церкви. Когда арабы взяли святый град, Андрей оставался жить здесь. В сане архидиакона он присутствовал на 6-м Вселенском соборе и обличал еретиков, которые признавали во Христе единую божественную волю. По возвращении с собора, Андрей посвятил себя молитве и заботам о бедных и больных. Потом, поставленный в архиепископы острова Крита (ныне Кандия, на средиземном море), он мудро правил своей паствой, назидая ее словом и житием. Молитвами своими он спас остров от нашествия сарацин. Будучи призван в Константинополь по делам церковным, Андрей, на возвратном пути, предсказал, что не увидит острова Крита. Действительно, он скончался на острове Митилене, не доехав до Крита. Из песнопений св. Андрея важнейшим считается покаянный канон, который читается в великом посту на повечериях первой седмицы и на утрени в четверг пятой седмицы. Здесь св. Андрей оплакивает горестное состояние грешника и, изображая лица и события ветхого и Нового Завета, учит нас сокрушаться о грехах и уповать на милосердие Божие. Великий канон был привезен в Константинополь вместе с жизнеописанием св. Марии египетской, которое написал св. Софроний, патриарх иерусалимский, и тогда же оба эти творения включены в великопостную службу. II. Св. Андрей критский , составивший свой бессмертный великий канон покаяния, побуждает нас, братия, побеседовать с вами о том, как «должно каяться». Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию св. Христовых таин , к принятию Самого Господа, Который говорит: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Как Господь есть пречист, а мы нечисты, то приобщению св. пречистых Христовых таин предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в таинстве покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

6. Замечание на беспоповское сочинение «Обрядовцы церковного иерархичества» Один близкий мой знакомец, сын святой православной церкви, житель одного далекого от Москвы города, увидал у живущих в том месте беспоповцев вышепоименованное сочинение, которое кем-то, и, как надобно полагать, в недавнее время составлено на защиту безъиерархического их существования 56 и людей малосведущих в Писании действительно удерживает в беспоповстве и уловляет в беспоповскую секту. Ревнуя о пользе святой церкви, мой знакомец списал это сочинение и прислал ко мне, чтобы сделать на оное замечания. При помощи Бошей, с искренним желанием послужить матери нашей церкви православной и вразумлению блуждающих во тьме раскола братий наших, предпринимаю труд сей. Сделаю прежде всего замечание о самом названии сочинения: Обрядовцы церковного иерархичества. Обрядовцами беспоповский писатель называет чад святой церкви, за то, что они содержат преданные Евангелием святые тайны и исповедуют вечность иерархии новоблагодатного Христова священства. Очевидно, называть за сие сынов церкви православной обрядовцами никак нельзя. Православная церковь не одну только обрядовую сторону таин и священства содержит. Незыблемо утверждаясь на положенном от самого Господа основании, сиречь на правом исповедании веры во Святую Троицу и воплощение Господне, содержа и преемственно от Апостолов идущую хиротонию, она, по неложному Господню обетованию, имеет вечно пребывающего в ней Духа Святого (от Ин. зач. 48), которого благодатью и силой тайны святые совершаются. Итак, православная церковь содержит богоустановленные таинства и богоучрежденное священство в самом их существе, и за это сынов церкви называть обрядовцами значит уничижать самые божественные установления и издеваться над оными. Имя же обрядовец по справедливости может быть усвоено самим беспоповцам и всем так называемым старообрядцам; ибо они содержать только некоторые обряды церкви российской времен Иосифа патриарха, как-то: хождение посолонь, сугубое аллилуиа и прочее тому подобное, сущности же церковной, преемственно от Апостолов идущей иерархии и святых таин, которые церковь российская содержала при Иосифе патриархе, отверглись и не имеют. Да и разделились они от святой церкви не из-за повреждения в оной богословия и существенности таин, чего отнюдь не было и нет, а только из-за обрядов, – из-за того, что захотели во что бы ни стало удержать некоторые, особенно любимые ими, но не вполне правильные обряды времен Иосифа патриарха. Посему-то имя обрядовец надлежало беспоповскому писателю приложить к своему обществу, а не к церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Бог открылся из сокровенностей, из таин Священного Писания . Пока Бог сидел на небе („Седяй в славе на престоле Божества“), дотоле никто не знал Его таин, даже ближайшие к Нему святые ангелы („От века утаенное и ангелом недоведомое таинство»). А как снизшел Он с неба на землю, и как скоро стал обитать с людьми, так о Его сокровенностях, тайнах не только набожные люди (как святой Иосиф, праведная Саломия), но только важные особы (как три восточных царя), но и простолюдины, пастыри беседуют: сказаша о глаголе, глаголанном им о Отрочати сем ( Лук. 2:17 )... Ныне Церковь воспевает: „Таинство странное вижу и преславное». Да и может ли быть равное сему таинство? Целое небо со всем величеством Божиим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп: „Небо – вертеп». Целый хор херувимский, число которого несказанно (тьмы тем, на которых почивает Бог), уступили должность свою одной пречистой и преблагословенной Деве Марии: „престол херувимский, Дева». Все неисчисленные сокровища Божии, никаким местом невместимые, вмещены в одни тесные ясли: „Ясли вместилище». О, воистину великое, странное и преславное таинство явлено свету в нынешний праздник Рождества Христова, – явлено для того, чтобы люди не молчали, но говорили о нем: ибо только тайну царя земного добро таить, а тайны Царя Небесного, дела Божии проповедовать преславно. И дивное свойство таин Божиих! Тайну человеческую, когда скажешь одному, другому, уже все узнают оную, а тайны Божии, чем больше о них говорить, тем они сокровеннее, непостижимее: неиспытани судове и неизследовани путие Его ( Римл. 11:33 ); однако же должно проповедовать и прославлять тайны Божии странные и преславные. Оставляя, за краткостью времени, другие тайны Божии, содеянные при Рождестве Христовом, мы примем во внимание и для изъяснения одну только эту тайну: „Небо – вертеп“. Для чего и как небо – вертеп, и что за тайны – в оном небе? То – не малая тайна, как земля стала небом, небо стало землею. Два гостя ныне прибыли в вертеп: от земли и от неба; один гость – первый человек от земли, пришедший из Назарета, принесенный в утробе девической; другой гость – второй человек, Господь с неба, пришедший с неба. В первом – естество взятое от брения, это – земля; в другом – естество сошедшее с неба, это – небо; Бог становится человеком, а человек – Богом; небо становится землею, а земля – небом, и не так Бог становится человеком, чтобы перестал быть Богом, и человек не так становится Богом, чтобы перестал быть человеком, но то и другое соединяются между собою (как в том таинстве, о котором Апостол говорит: будета оба в плоть едину) в лицо одно, как хорошо говорит Дамаскин: „не во двое лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый». Где же совершается такое таинственное соединение неба с землею, Бога с человеком? – в вертепе Вифлеемском. Итак, вертеп стал небом, когда внутрь себя приял Небесного Бога и всех Небесных Сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О Таинствах 1 . Слово таинство (μυστριον) в новозаветном откровении употребляется в различных смыслах. В речах самого Иисуса Христа этот термин имеет весьма широкое значение, особенно в соединении с выражением «царство небесное», «царство Божие». Так как выражение «царство небесное» «царство Божие», в устах Иисуса Христа, означало иногда все учение Его и вообще все домостроительство спасения человека ( Лк.4:43 ; ср. Мф.10:7 ), иногда, частнее,дело искупления и усвоение искупления ( Мф.18:1–3 ), иногда, еще частнее,общество верующих в Него или церковь ( Мф.13:31–32 ; Мк.4:31–32 , Лк.18:19 ), то и τ μυστρια τς βασιλεας τν ορανν обнимало у него все то, что входило в объем понятия царства Божия. – В апостольской письменности термин μυστριον употребляется иногда для обозначения или всего учения веры Христовой, иличастных пунктов веры, иногда в значении символа или образа. Так, в первом значении термин μυστριον употребляет ап. Павел, когда говорит о диаконах, что они должны хранить таинство веры (τ μυστριον τς πστεως) в чистой совести ( 1Тим.3:9 ), или когда просит верующих молиться, чтобы дано было ему слово, устами с дерзновением, возвещать тайну благовествования (τ μυστριον το εαγγελου Еф.6:19 ), – чтобы Бог отверз ему дверь для слова возвещать тайну Христову (τ μυστριον το Χριστο, Кол.4:3 ), и проч. В значении символа μυστριον употребляется в Апокалипсисе: здесь встречаются выражения: τ μυστριον τν πτ στρων ( Откр.1:20 ), а также τ μυστριον τς γυναικς ( Откр.17:7 ). Но термин μυστριον в новозаветном откровении означает еще внешнее средство благодатного освящения. Так, ап. Павел в 1 послании к Коринфянам называет себя и вообще апостолов строителями таин Божиих(οκονμους μυστριον Θεο, 1Кор.4:1 ). Хотя апостол и не определяет здесь прямо, каких именно таин служителями и строителями называет он себя и апостолов, но по связи речи видно, что на этот раз он обличает тех из Коринфян, которые, будучи крещеныПавлом, Аполлосом или Кифою, называли себя то Павловыми, то Аполлосовыми, то Кифиными, и отсюда под тайнами дает видеть крещение и вообще внешние благодатные действия освящения, употребляемые строителями таин для освящения верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010