65. Преподобный Феодор Студит (759-826) - один из главных учителей аскетизма и апологет иконопочитания. Вместе с супругой Анной ушёл в монахи и принял пострижение в обители Саккудион, в 794 г. став её игуменом. Из-за конфликтов со светской властью святой Феодор Студит неоднократно изгонялся из монастыря. В первый раз он был сослан из-за протеста против прелюбодейного брака императора Константина VI (780-797) с Феодотой, родственницей преподобного Феодора (после своего брака она даже пыталась задобрить его дарами, но он отверг их). В другой раз император Константин хотел побывать в монастыре Саккудион, проезжая поблизости, но иноки не вышли ему навстречу. За это оскорбление и за обличение царя, святой был заключён в темницу, откуда в 796 г. после жестоких истязаний его ссылали в Солунь. После смерти Константина его мать, святая царица Ирина (797-802), освободила преподобного Феодора, и в 798 г. он поселился со своими учениками в Студийском монастыре. При нём число братии увеличилось с 12 до 1000 человек и студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Вскоре святой вновь подвергся гонениям от Никифора I Геника (802-811) - когда возник вопрос о прощении изверженного из сана священника, повенчавшего Константина, преподобный Феодор восстал против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на один из Принцевых островов, где пробыл два года (809-811), после смерти царя возвратившись в столицу. При императоре Льве V Армянине (813-820) он выступил с осуждением иконоборчества, был заключен в тюрьму и после страшных пыток был сослан в отдалённую ссылку, где никого к нему не допускали; но святой своими посланиями разным линам (сохранилось более 500 его писем) продолжал борьбу за чистоту Православия, за что его подвергали побоям и лишениям. Хотя со смертью Льва закончилось изгнание преподобного Феодора, но свой многострадальный жизненный путь он окончил опять-таки в скитаниях, окружённый преданными учениками. Но уже через два года после своей смерти он был канонизирован, а на соборе 843 г., когда восторжествовало Православие, его имя было прославлено в числе первых.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Кассиана римлянина сочинения, 189, 674, 756, 760. Кассиан, строитель голутвинский, 159. Кассиан, инок киево-печерский, 676, 713. Католики см. Латины. Кесарий,брат Григория Богослова , 136, 138–141, 205, 206. Киприану святогорцу послание Евфимия патр. терновского, 748, 762. Киприана, митр. киевского, сочинения и переводы, 62, 227, 264, 265, 284, 313, 643, 789, 805, 811. Киприан, черный поп, 258, 655. Киприан, казначей Троиц. Серг. мон., 815. Кириковы вопросы еп. Нифонту, 205, 206, 227. Кириаку епископу послание Златоуста, 167, 264, 756, 759, 783, 810. Кирилла александрийского : Послание Домну, 205, 206. Максиму диакону антиох. 207. Часы царские 356. Слова поучительные и отрывки, 9, 147, 149, 150, 188, 204, 623, 664, 665, 678, 680, 681, 748, 751, 754, 758, 760. Кирилла иерусалимского Оглашения, 124, 125. Выписки, 146, 201, 804. Толкование Пророков, 89, 90. Слова, 648, 755. Кирилла, архиеп. константинопольского, слово, 365. Кирилла, святого, 9, 39, 91, 142, 202, 203, 775, 791, 794, 798. Кирилл (Константин), учитель Славян, 214, 647, 729, 739, 791, 793. Кирилла II-ro, митр. киевского, поучение, 15, правило, 205,206. Ему послание, 205, 206. Кирилла I-ro, еп. ростовского, книга, 35. Кирилла II-ro, еп. ростовского, поучение, 11, 205, 206. Упом., 623, 624. Кирилл III-й, архиеп. ростовский, 677, 696. Кирилла IV, митр. ростовского, книга, 328. Кирилла, еп. туровского, слова поучительныя, 9, 11, 91, 103, 104, 120, 142–144, 146, 177, 202–204, 404, 648, 724, 768, 774, 776, 784, 786, 791, 797, 810, 812. Стихиры, 275, 298, 324. Канон, 17, 284, 339, 642. Молитвы, 221, 262, 276, 279, 284, 298, 316, 319, 320, 323, 325, 333, 334, 352, 652, 768, 771, 774, 785, 796, 797, 803, 804. Кирилла Транквилиона, Зерцало богословия, 195. Кирилла, игум. белоезерского, посланиев. кн. Василию Дмитр., 236. Ркп. его, 16. Кириллова мон. перечень игуменов, 647, 740. Кирилл, архим. Троиц. Серг. мон., 104, 681. Кирилла, инока Троиц. Серг. мон., ркп., 276. Кириллова книга (сборник печатный) упом., 256, 661, 718, 769, 785:

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Собравшись в окт. 790 г. в Атроа (Вифиния), фемные войска потребовали выслать им Константина. И. ничего не оставалось, как согласиться. В дек. он вошел в столицу, отрешил И. от власти и сослал всех приближенных к ней евнухов. Ставракий был пострижен в монахи и тоже сослан. И. поместили под домашний арест, она жила в построенном ею дворце Елевферия в К-поле. В янв. 792 г. И. снова получила статус соправительницы, но не реальную власть. Прп. Феофан, в целом благожелательный к И., утверждает, что именно по ее наущению Константин совершал различные неблаговидные поступки, в т. ч. развелся с женой Марией Амнийской, брак с к-рой И. сама же устроила. Этот факт весьма вероятен, поскольку новая жена Константина, Феодота, была кувикуларией (фрейлиной) И. Тем не менее, когда преподобные Платон и Феодор Студиты выступили против этого брака, И., по словам прп. Феофана, защищала их, «потому что они противились ее сыну и срамили его» ( Theoph. Chron. P. 471). В сент. 796 г. И. и Константин выехали на воды в Прусу. В это время Константину сообщили, что у него родился сын, и он спешно отбыл в столицу. Воспользовавшись его отсутствием, И. склонила на свою сторону командиров тагм и др. сановников. В июле 797 г., когда Константин вернулся из неудачного похода против арабов, некие солдаты из тагм попытались его схватить. Тогда он переправился в М. Азию, чтобы собрать фемные войска. И., по утверждению прп. Феофана, была очень напугана его намерениями и думала послать к нему епископов, чтобы получить гарантии неприкосновенности, а затем отойти от дел. Однако среди сопровождавших императора были люди И., и она дала им знать, что выдаст их, если те не доставят Константина в столицу. 15 авг. его переправили в К-поль и заточили во дворце. Там 19 авг. Константин был ослеплен очень жестоким образом, отчего вскоре умер. Началось единоличное правление И., которая ввиду беспрецедентности ситуации стала титуловаться «император (муж. р.) Ирина» (греч. Ερνη βασιλες). Источники дают очень мало сведений о событиях 797-802 гг.

http://pravenc.ru/text/673923.html

Не видна ли и за святейшим патриархом Тарасием, и за преп. Феодором Студитом направляющая все это дело рука Господня, которая уступчивостью патриарха сохранила тишину Церкви, а дерзновением инока лишила покоя преступного царя и очистила атмосферу Церкви от нравственной заразы, внесенной в нее императором?! Та же десница Господня не замедлила тяжко поразить высокопоставленного оскорбителя святыни Церкви: вступивший в беззаконный брак 4 сентября 796 года император был низвержен 16 июля 797 года, ослеплен и отправлен в ссылку. Нравственный удар, нанесенный ему ревностным иноком, был как бы санкционирован и оправдан судом Неба. Святая Церковь причла к лику святых мужественного и нравственно-строгого, хотя ради мира церковного и умерившего свою строгость, патриарха Тарасия; она же включила в число преподобных мужей и дерзновенного обличителя неправды царской игумена Феодора, засвидетельствовав этим богоугодность обоих служителей Христовых. Есть в деле преп. Феодора и третья характерная черта. Тогда как Марк Ефесский и св. Григорий Палама защищали главным образом догматическую истину Православия, преп. Феодор выступил на защиту поруганной правды нравственно-канонической. Это важно отметить, чтобы видеть, как широка сфера нравственного авторитета в Церкви и как ограничена область самодовлеющего авторитета иерархического. А видеть это нам нужно очень и очень... Почему – это выяснится дальше, а теперь я изложу кратко второй эпизод из жизни преп. Феодора, который, как и первый, несмотря на свою хронологическую отдаленность от наших дней, имеет внутреннее отношение к переживаемым нами событиям и может, в известной степени, осветить нам то положение, в котором, конечно, не без воли Божией, поставляется наша Церковь . Недолго правила византийским царством благочестивая царица Ирина (797–802). В 802 году она была низложена государственным казначеем Византии Никифором, который и занял византийский престол. Пока жив был патриарх Тарасий, новый император относился более или менее сдержанно к Церкви и не вторгался в область церковной жизни. Но когда скончался св. Тарасий (806 г.) и на патриарший престол собором епископов и при участии царя был избран государственный секретарь Никифор, церковная политика императора резко изменилась. Самое избрание нового патриарха сопровождалось нарушением церковных обычаев и правил 333 и поэтому вызвало недовольство таких ревнителей Православия, как св. Феодор, авва Платон и все студийские монахи. Они протестовали настолько громко, что голос их достиг дворца. Раздраженный протестом, император приказал заключить преподобных Феодора и Платона в тюрьму на 24 дня. Это еще более обострило их отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Крепко целуем тебя. Твои Гроссу Л. 59–60 об. 6 Относительно точной даты кончины А. А. Дмитриевского в историографии нет единого мнения: первая версия – 8 августа 1929 г. – основана на указании В. Н. Бенешевича , опубликованном И. П. Медведевым, вторая – 10 августа того же года – на неопубликованном дневнике протоиерея Николая Чукова (митрополита Григория) (см.: Медведев И. П. Неопубликованные материалы В. Н. Бенешевича по истории византиноведения//Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 576; Акишин С. Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А. А. Дмитриевского //Труды Киевской духовной академии (далее ТКДА). 2011. 15. С. 258–259). 7 26 ноября 1905 г. Святейшим Синодом были установлены «главные основания» академической жизни в новых условиях; 25 января 1906 г. был изъяснен порядок применения этих правил к академической жизни; 21 февраля 1906 г. Учебный комитет при Святейшем Синоде представил результат согласования «главных оснований» с Уставом духовных академий 1884 г. Результат был введен в академическую жизнь под именованием «Временных правил» (РГИА. Ф. 796. Оп.186 (отд. 1, ст. 2). Д. 486. Л. 1–1 об.). 8 26 ноября 1905 г. Святейшим Синодом были установлены «главные основания» академической жизни в новых условиях; 25 января 1906 г. был изъяснен порядок применения этих правил к академической жизни; 21 февраля 1906 г. Учебный комитет при Святейшем Синоде представил результат согласования «главных оснований» с Уставом духовных академий 1884 г. Результат был введен в академическую жизнь под именованием «Временных правил» (РГИА. Ф. 796. Оп.186 (отд. 1, ст. 2). Д. 486. Л. 1–1 об.). 9 РГИА. Ф. 797. Оп. 78 (отд. 1, ст. 2). Д. 49. О ревизии духовных академий в 1908 г. Л. 1, 4, 19, 32. См. также: Воробьев И. В. Ревизия духовных академий в 1908 году//Вестник ПСТБИ. Вып. 1. Филология. История. Педагогика. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 92–106; Ткачук М. Кшвська духовна академия в освггянському «abmohoмiзaцiйhoмy» рус початку XX столггтя//КшвськаˆАкадемия. К., 2007. Вип. 4. С. 149–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

РГИА. Ф. 796. Оп. 182. 1901. III отдел. II стол. Д. 2423. Л. 40; Чин избрания и рукоположения архиерейского. СПб., Синодальная типография. 1910. Л. 19. 984 Присяга была утверждена на заседании Временного правительства 7 марта 1917 г. Через день, 9 марта, определением Синода она была объявлена по духовному ведомству «для исполнения», о чем по всем епархиям были разосланы соответствующие указы (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 53; Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 12. Л. 5253). Священно- и церковнослужители РПЦ присягали по нижеприводимой форме клятвенного обещания. При этом духовенством в обязательном порядке подписывались так называемые присяжные листы, которые направлялись в духовные консистории (см., например: РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10115. Л. 1; Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. 14. Офиц. отдел. С. 352353). 985 Данная форма клятвенного обещания была приспособлена для всех религиозных течений: для лютеран и иудеев из заключительной фразы были отменены слова «осеняю себя крестным знамением»; для магометан вместо последних слов была фраза: «заключаю сию мою клятву целованием преславного Корана и нижеподписуюсь» и т. д. Для военных чинов слово «гражданин» заменялось на соответствующий аналог, например: «Клянусь честью офицера (солдата)» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 1425. Л. 115; Оп. 1. Д. 6. Л. 15об.16). Текст предыдущей всенародной присяги на верность подданства императору ,см. в Приложении I к сему документу. 986 В данном месте для разных категорий граждан допускалась вставка слов: «...честью офицера (солдата), (священнослужителя) и гражданина...» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 6. Л. 15об.16; РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10115. Л. 1). 988 Для военнослужащих в данном месте добавлялось: «...храбрым офицером (солдатом) и гражданином...» (ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 1. Д. 6. Л. 15об.16). 989 По российскому законодательству, вступление императора на престол считалось со дня кончи ны его предшественника. Соответственно, воцарение Николая II состоялось 7(20) октября 1894 г. К присяге на верность подданства императору приводились все лица мужского пола, начиная с 12-летнего возраста, «всякого чина и звания» (Свод законов Российской империи. Т. I. Ч. 1. Гл. 4. Ст. 5356. СПб., Изд. Вестник Знания. 1912. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

182 Печальная судьба христиан Урмии. (Наблюдения и воспоминания миссионера)./Церковные ведомости, прибавл. 1915, 39. С. 210−211. 186 Там же. Из секретного послания надворного советника Г. Чиркова императорскому посланнику в Персии от 1 апреля 1914 г. 187 РГИА. Ф. 797. Оп. 84, 2 отд. 3 стол. Д. 149. (Дело об ограждении христиан от оскорблений со стороны персов). 188 Архим. Пимен. Миссионерская нужда и важный праздничный подарок христианскому населению Урмии./Православная Урмия. 1914, 192 Родился 2 февраля 1878 г., окончил 1-е Орловское духовное училище, 1898 году Орловскую Духовную семинарию. 193 Письмо митрополиту С.-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) из Урмии от 1 февраля 1903 года. Цит. по тексту (С. 453) в приложении в книге: А.В. Журавский «Во имя правды и достоинства Церкви. Житие и труды священномученика Кирилла Казанского». М., 2004. 194 См.: Сергий (Лавров), епископ. Начало православия в Салмасе (в Персии)./Церковные Ведомости, прибавления. 1914, С.544 −548. 195 Материалы архим. Сергия печаталась в «Православной Урмии» в 1912 –1913 гг. в серии «Дневник миссионера». 196 РГИА. Ф.796. Оп 199(1914). VI отд. 1 ст. Д.189. Л. 26−27. Из рапорта епископа Сергия митрополиту Владимиру от 9 октября 1914 г. 199 Сазонов Сергей Дмитриевич (1860−1927), русский государственный деятель, дипломат; происходил из дворян рязанской губернии; министр иностранных дел с сентября 1910 по июль 1916. В 1918−1920 являлся представителем правительств Колчака и Деникина на парижской мирной конференции. Скончался в эмиграции, в Ницце. 200 РГИА. Ф. 796. Оп.193. 1 ст. 6отд. Д.1395 (7015). Л.134–135. (Послание обер-прокурору А.Н. Волжину от 25 февраля 1916 года). 201 Известно о выпущенной брошюре «Церковные впечатления и недоумения и мысли православного» и о подготовке к печати третьей брошюры «Церковная революция 1917 г. и Всероссийский Московский собор». 202 Сергий (Лавров). Кризис Православия, или правда о Русской Церкви. Типогр. Глезера, 1919. Киев. С.12. 204 Об этом свидетельствует письмо священника Григория Лазуревского епископу Сергию в Ташкент из Алма-Аты./Архив СПБ епархии. Ф. 2. Оп.3. Д. 90 [копия из Центрального архива Республики Узбекистан).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

При этом отметим, что склонность у преп. Феодора к общежительному строю возникла под влиянием двух факторов, во-первых, от полной неудовлетворенности келлиотским строем жизни монастырей, приведшим отечественное монашество к дисциплинарному и моральному разложению; во-вторых, раннее знакомство преп. Феодора с творениями св. Василия Великого и его общежительном уставом дало ему благую мысль последовать в устройстве монашеской жизни этому св. отцу. Тем более, что преп. Феодор очень рано питал особенную любовь к творениям св. Василия Великого и считал их плодом непосредственного участия Св. Духа. Указанные два факта, надо полагать, и привели преп. Феодора к решению, что возрождению монашеской дисциплины и нравственности среди иноков может способствовать только переустройство монашеской жизни на принципах общежития. Начало осуществления этого решения и было им положено в Саккудионе. Таким образом, еще в Саккудионской обители преп. Феодор положил начало общежительному строю монашеской жизни, полностью который развит им был впоследствии в Студийском монастыре. Здесь-же в Саккудионе начинает проявляться и церковно-общественная деятельность преп. Феодора. Так, он мужественно выступает поборником истины и благочестия в так называемых мехианских спорах. 47 Преп. Феодор в духе Иоанна Крестителя, обличавшего прелюбодеяния Ирода, резко осуждал противоканонический брак Константина Копронима. Отстаивая чистоту и неизменность церковных канонов, он навлек на себя гнев императора. По воле последнего, в 796 г. после жестокого бичевания, преп. Феодора вместе с 11 иноками отправили в заточение в Солунь. 48 Это была первая ссылка препод. Феодора, в которой он пробыл более года (796–798). Бедственна и тяжела была его жизнь в этой ссылке. Томление, скорби, болезни и бичевания были постоянными спутниками его в эти дни. Впрочем, милосердный Господь вскоре прекратил эти страдания. В 797 году Константин VI в тяжелых муках окончил свою жизнь. Полноправной правительницей престола стала благочестивая Ирина. Она возвратила из изгнания всех монахов, заточенных ее сыном. Преподобного Феодора при бесчисленном стечении народа сама императрица встретила в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Однако назначение на место обер-прокурора К. не получил и 20 сент. того же года, во время коронационных торжеств, был уволен от занимаемой должности. В Москве К. тяжело заболел, однако 30 окт. 1856 г. был назначен членом Комиссии «для принятия прошений, на высочайшее имя приносимых» с сохранением прежнего оклада. 12 нояб. 1856 г. высочайшим рескриптом К. была выражена благодарность. «Желая употребить в пользу долговременную опытность… по делам женских духовно-учебных заведений», император назначил его попечителем всех уч-щ девиц духовного звания под непосредственным начальством имп. Марии Александровны (РГИА. Ф. 796. Оп. 137. Д. 2039). С того же числа уволен в отпуск «до излечения» от болезни. К. приложил немало усилий по благоустройству духовных учебных заведений, организации их хозяйственной деятельности и увеличению их капитала. Свт. Игнатий (Брянчанинов) ставил в заслугу К. то, что при нем делопроизводство получило «особый характер отчетливости и порядка» ( Соколов Л. А. Еп. Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. К., 1915. Т. 2. Прил. С. 68). Однако многочисленный чиновничий аппарат Духовно-учебного управления с высокими окладами сосредоточил в себе всю отчетность о деятельности духовных школ, следя прежде всего за тем, чтобы школа была «благовидна по наружности». После кончины К. имп. Мария Александровна распорядилась о его поминовении в подведомственных ей женских духовных училищах. Награжден орденами св. Анны 3 степеней (1819, 1826, 1846), св. Владимира 4-й степени (1823), 3-й степени (1842), 2-й степени (1854), св. Станислава 2-й степени (1826), Белого орла (1856), 5 знаками отличной беспорочной службы, двумя пожизненными пенсионами, в т. ч. за участие в Следственной комиссии для изыскания «о злоумышленных обществах». Семьи не имел. Похоронен рядом с А. Д. Боровковым у Никольской ц. с. Доброго Новгородского у. и губ. (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.), местоположение церкви и кладбища неизвестно. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 826; Оп. 137. Д. 2039; Ф. 797. Оп. 25. 1855 г. 1 отд. 1 ст. Д. 57; Ф. 802.

http://pravenc.ru/text/1680989.html

Тяжело заболев, 26 апр. 1912 г. подал в Синод рапорт об утверждении наместника иером. Илариона в должности настоятеля Новоафонского мон-ря. 11 июня того же года еп. Сухумским Андреем (Ухтомским) иером. Иларион был поставлен настоятелем с возведением в сан архимандрита. После кончины И. тот же епископ совершил заупокойные всенощное бдение и литургию. Погребен близ храма ап. Симона Кананита, с юж. стороны. Захоронение осквернено в годы советской власти, могила утрачена. Арх.: РГИА. Ф. 727. Оп. 2. Д. 182; Ф. 796. Оп. 156. Д. 438; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146. Л. 95-96 об.; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 574. Соч.: Восп. о посещении Государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Документы и переписка Ново-Афонского мон-ря//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие. 53. Ст. 354. Лит.: Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Памяти почившего старца архим. Иерона, игум. Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря на Кавказе//Там же. Вып. 12. С. 396-403; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь//К Свету. 1997. Вып. 16; Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхим. Иеронима и схиархим. Макария. Кн. 1: Иеросхим. Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря/Авт.-сост. иером. Иоаким (Сабельников). М., 2001. Игум. Петр (Пиголь) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/293694.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010