680 Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной миссии. Ч. II. М., 1860. С. 153. 681 Поступив в Глинскую пустынь, о. Макарий написал старцу Филарету подробную исповедь своей жизни, начиная с десятилетнего возраста (РГБ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 25 об.). 683 Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной миссии. Ч. II. М., 1860. С. 134. 685 Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской Духовной миссии. Ч. II. М., 1860. С. 153. 689 Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР, кн. 3, отд. 2. Москва, 1876. С. 62. Правящие архиереи Курской епархии в послужных списках о. Филарета писали, что он «к послушаниям очень способен» (РГИА, ф. 796, оп. 113, д. 1923; оп. 114, д. 1231; оп. 116, д. 1084). Путивльские помещики в письме к кн. А. Н. Голицыну называли Глинского настоятеля «неутомимым примерным ревнителем» (Там же, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 68). 692 Глинский послушник Василий Милонов, кающийся//Жизнеописания… подвижников… Т. доп. Ч. I. Кн. 1. Январь-июнь. 1912. С. 147. 693 Жизнеописание игумена Филарета… – С. 114. Житие Серафима, Саровского чудотворца/Сост. Денисовым. М., 1904. С. 115–116. Архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни Астраханской епархии. Астрахань, 1904. С. 4. 697 Архимандрит Макарий, основатель Алтайской Духовной миссии//Жизнеописания… подвижников… Май. М., 1908. С. 138. 700 Глинский иеросхимонах Пантелеимон отшельник//Жизнеописание… подвижников… Т. доп. Ч. I. Кн. 1. Январь-июнь. М., 1912. С. 365. 709 Там же, оп. 118, д. 1202, л. 6 об.; оп. 445, д. 286, л. 78. Подробные сведения о количестве насельников Глинской пустыни при о. Филарете см. в «Архиве Глинской пустыни». 729 Там же, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 26–26 об. В 1836 году, например, доход Глинской пустыни составил 14206 руб., расход – 14193 руб.; но в 1837 г. доход составил 11117 руб., расход – 11105 руб.; а в 1838 г. – доход был лишь 9140 руб., расход 9144 руб. (РГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 25–25 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89. О назначении иеромонаха Исаии настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. 1888 г.//РГИА, ф. 796, оп. 169, д. 185. О продаже недвижимого имущества, принадлежащего Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. 1889 г.//РГИА, ф. 796, оп. 170, д. 1372. Письмо игумена Глинской пустыни Исаии Дмитрию Михайловичу Струкову об иконописной мастерской в монастыре. 1891 г.//РГИА, ф. 695, оп. 1, д. 155. Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (М. Я. Глухарева)//РГБ, ф. 178, 3003.1. Сочинения архимандрита Макария (М. Я. Глухарева)//РГБ, ф. 178, 3003.2–3003.4. Формулярные списки монашествующих и послушников Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1890–1906 гг.//РГБ, ф. 213, к. 1, ед. хр. 3. О принятии Глинской Рождество-Богородицкой пустынью земли, жертвуемой крестьянином Антоном Алюшкиным Косминым. 1891 г.//РГИА, ф. 796, оп. 172, д. 1544. Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней. 1892 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109. Исаия, игумен Глинской Богородицкой пустыни Путивльского уезда Курской губернии. Письма Исаакию (Антимонову). 1893–1894 гг.//РГБ, ф. 213, к. 68, ед. хр. 45. Исаия, игумен, настоятель Глинской пустыни. Письмо от Александра Алексеевича Нахласа об обращении иудеев в Христианство . 1893 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 105. Ведомость описная и перечневая монахов и послушников Глинской Богородицкой пустыни за 1894 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 408. Симон (Титов Симеон), игумен, живущий на покое в Глинской пустыни. 1895 г.//РГИА, ф. 796, оп. 439, д. 817. Прошение Глинской Рождество-Богородицкой пустыни иеромонаха Марина в Московскую Синодальную контору о переводе его в Московскую Синодальную 12 Апостолов Церковь . Окт.-дек. 1895 г.//РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 141. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

и др.), 1897–1907 гг. 123 л. Л. 1–31 об., 36–57 об. Приложение: письмо епископа Урмийского и Супурганского и иеромонаха Феофилакта о миссионерской деятельности, 1900 г. (Л. 33–34). Первая заверка в деле относится к 1956 г. В деле 69 писем. Так в тексте. Возможно: РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 450–556, 585, 610. Сергий ( Ляпидевский, Ляпидевский-Каркадиновский; 1820–1898 гг.), 1 января 1861 г. хиротонисан во епископа Курского и Белгородского, с 11 января 1880 г. архиепископ Казанский и Свияжский, с 21 августа 1882 г. архиепископ Кишиневский и Хотинский, с 12 января 1891 г. архиепископ Херсонский и Одесский.С 15 мая 1893 г. член Святейшего Синода. С 9 августа 1893 г. митрополит Московский и Коломенский. Иоанникий (Руднев; 1826–1900 гг.), с 17 ноября 1891 г. митрополит Киевский и Галицкий, с 25 января 1898 г. первенствующий член Святейшего Синода. Возможно, РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 643 – Записка неустановленного лица «О влиянии светской власти на дела церковные»: О должности обер-прокурора Святейшего Синода, с предположениями «для восстановления прежнего порядка в управлении церковном». 2-я половина XIX в. Писарская копия. 12 л. Вероятно, Аркадий (Федоров; 1784–1870 гг.), хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского, 8 августа 1831 г. перемещен на Пермскую кафедру,25 декабря 1833 г. возведен в сан архиепископа, с 29 марта 1851 г. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. Вел неутомимую борьбу со старообрядческим расколом, стремясь всячески облегчить переход старообрядцев в единоверие (с 1836 по 1851 гг. присоединил к единоверию 40 863 человек). 7 июля 1869 г. уволен на покой. Возможно, РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 811–941. Антоний (Радонежский; 1808 или 1809 г. – 1972 г.), с 26 апреля 1858 г. епископ Оренбургский и Уфимский, 1859 г. епископ Оренбургский и Уральский, в марте 1862 г. назначен членом Московской синодальной конторы, в мае 1866 г. уволен на покой. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 256 – О рассмотрении ходатайства викария Рязанской епархии о смягчении наказания, наложенного епархиальным начальством на иеромонаха рязанского Спасского монастыря Флавиана; переписка и определения Синода об увольнении Исидора от должности епископа, 1910–1911 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

32 . Кудинкин Б. С. Православная Миссия в Японии//ЖМП. – 1969. – 1. – С. 19–22. 33 . Левитский Н. Православие и Православная Миссия в Японии//Благовестник. – 1911. – Т. 3. 20. Окт. Кн. 2. 34 . Логачев К. И. Вклад свт. Николая, архиеп. Японского, в отечественную теорию перевода Св. Писания//Православие на Дальнем Востоке. – СПб., 2001. – Вып. 3. – С. 147–152. 35 . Мещеряков А. Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. – М.: Наталис, 2003. 36 . Молодяков В. Э. «Образ Японии» в Европе и России второй половины XIX – началаХХ в. – М., 1996. 37 . Накамура К. Достоевский и Николай Японский //Вопросы литературы. – 1990. – 11/12. – С. 353–355. 38 . Наши пленные в Японии//Прибавления к Церковным ведомостям,– 1905. – 21. – С. 878–879. 39 . [ Николай (Касаткин) , архиеп. Воспоминания]//ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 151. Ед. хр. 3449. 40 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Речь. 2 июня 1891 г.// Саблина Э.Б. 150 лет Православия в Японии. – М.; СПб.: АИРО – XXI, 2006. – С. 382–386. 41 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Дневники св. Николая Японского . – Изд-во Хоккайдского ун-та, 1994. – 771 с. 42 .  Николай (Касаткин) , архиеп. «И в Японии жатва многа…»: Письмо русского из Хакодатэ//Дневники св. Николая Японского . – Изд. Хоккадайского университета, 1994. 43 . [ Николай (Касаткин) , архиеп.] Из донесения начальника Российской Духовной миссии о состоянии Православной Церкви в Японии за 1911 г.// Саблина Э. Б. 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. – М., СПб., 2006. – С. 410–411. 44. Николай (Касаткин) , архиеп. Об учреждении Православной Духовной миссии в Японии: Рапорт архим. Николая от 15 янв. 1872 г.//ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 151. 1422а. 45 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Отчет Святейшему Синоду о состоянии Российской Духовной Миссии в 1905 г.//Прибавления к Церковным ведомостям. – СПб., 1906. – 27. 46 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Письмо//ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 151. Ед. хр. 1422а. 47 .  Николай (Касаткин) , архиеп. Рапорт от 8 марта 1890 г.//ЦГИАЛ. Ф. 796. Оп. 151. Ед. хр. 2454.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

711 К выборам епископа для Владимирской епархии//Владимирские епархиальные ведомости. 1917. 8 июля. 713 Протоиерей Т. А. Налимов был преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии. В 1906 г. был выбран ректором Академии, но не был утвержден Синодом. Впоследствии был священником в одном из госпиталей действующей армии. Служил в Казанском соборе. Являлся духовником Петроградского митрополита Вениамина и известного историка и философа Г. П. Федотова . 715 Такая информативность студента Семенова дает возможность предположить, что он был студентом Духовной академии. А. И. Покровский действительно в 1916 г. указом Синода был лишен докторской степени, присвоенной ему Советом Московской духовной академии, которая была ему восстановлена в 1917 г. 719 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 310. Л. 6. Следует отметать, что и в недавно вышедших очерках по истории владимирской епархии также только констатация факта выбора Сергия. См.: Гоглов А., священник. Крестный путь России. Владимирская епархия в года крушения Империи и гражданской войны в России. 1917–1920. М., 2006. С. 59–60. 733 Журналы экстренного епархиального съезда 22–23 марта 1917 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 285. Л. 165. 737 Там же. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 78. Л. 43. См. также: Чаров И. Кому нужен епископ Димитрий?//Рязанская жизнь. 1917. 8 апреля. 740 Голос свободной церкви. Рязань. 1917. 14 мая. Одна из таких листовок сохранилась н фондах Синода. Датирована она 12 апреля: «Ввиду того, что скоро предстоят выборы архиерея, – сообщалось в ней, – позвольте ознакомить вас с одним из достойнейших кандидатов». Далее следует характеристика Серафима как человека «прогрессивных и независимых взглядов». В листовке утверждалось, что архимандрит хорошо знает быт и нужды рядового духовенства и «является истинным слугой Церкви Христовой и нашего обновленного дорогого отечества». После данной фразы в экземпляре листовки приписка карандашом: «Хорошо обновили»! РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 285. Л. 224.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I ст. Л. 174). 131 Письмо епископа Пимена Преосвященный Андроник частично приводит в «Пермских епархиальных ведомостях» 35–36 за 1916 г.). 132 Отношение епископа Пимена на имя обер-прокурора H. П. Раева от 24 января 1917 г, 35 (РГИА. Ф. 796, с. 204, (1917 )д. 83, 1 отд. I ст. Л. 2–2 об). 135 Из рапорта епископа Пимена Св. Правительствующему Синоду, Урмия, 27 мая 1917 г. (Обращение еп. Пимена в Комитет 7-го Кавказского отдельного армейского корпуса приложено им к рапорту). (РГИА. Ф. 796, о. 204 (1917) д. 70, VI отд. I ст.). 137 «Послание епископа Салмасского Пимена, начальника Урмийской православной миссии, сирийскому национальному собранию», Послание прилагается к рапорту еп. Пимена Св. Правительствующему Синоду от 23 мая 1917 г., 169. (РГИА Ф. 796, о. 204 (1917), д. 70, VI отд I ст.). 138 Письмо из Урмии от 11 мая 1917 г. на имя митрополита Сергия (РГИА. Ф. 796, о. 193 (1911), д. 1395 VI отд. I ст. Л. 202–203). Далее цитируется рапорт в Свят. Правит. Синод от 2 сентября 1917 г, 377, а также письмо к митрополиту Вениамину (Казанскому) (то же дело, л. 249–250 и 192–194). 143 К прибытию Преосвященнейшего Пимена в Верный//Туркестанские епархиальные ведомости. 1917. 20. 145 «Добро сильнее зла» (проповедь, сказанная в кафедральном соборе г. Верного 15 октября 1918 г.)//Туркестанские епархиальные ведомости. 1918. 21. 148 Какое чудо нам теперь нужно: (Из чтений в Народном доме Верного)//Туркестанские епархиальные ведомости. 1918. 1. 149 Письмо епископа Пимена правительственному комиссару Семиреченской области Петру Ивановичу Шебалину. (ЦГА РК. Ф. 1414, о. 1, д. 23). 150 Протоколы заседаний войскового совета Семиреченского казачьего войска. (ЦГА РК. Ф. 39, о. 2, д. 309. Л. 300). 152 В отчете Туркестанского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1915 г. отмечается: «Миссионерская деятельность Иссык-Кульского монастыря пока и ограничивается только школьным обучением 14 мальчиков-киргизов, т. к монастырь не имеет возможности, по составу своей братии, открыть более или менее правильную миссионерскую деятельность... Пока приходится смириться с мыслью, что влияние монастыря не лишено значения в смысле укрепления православного населения в преданности своей вере и своим народным святыням» (Туркестанские епархиальные ведомости. 1916. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

34 На подлинном бланке рукой синодального чиновника написано, что телеграмма разослана в 67 экземплярах. Из них 66 были отправлены по епархиям внутри России и один в Нью-Йорк (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Д. 54. Л. 6 ). В общее число адресатов не вошла, по-видимому, Петроградская епархия. 36 Аналогичные формы указов для Духовных консисторий были приняты Св. синодом 9 марта (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л.46:54). 37 До Февральской революции форма определений была такова: «.. .По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: .. .(далее – совпадает с новой формой. – (см., например: РГИА. Ф. 796. Оп. 182. Д. 2423. Л. 1; Алексеева С.И. Святейший синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. 18561904 гг. СПб., 2003. Изд. «Наука». С. 68). 40 Определение подписали члены Св. синода, подписи которых стоят под определением 1207 от 6 марта 1917г. Кроме того, имеется подпись обер-секретаря, фамилия которого неразборчива. 41 После подписей членов синодального присутствия стоит виза обер-прокурора Св. синода: «Исполнить 7 марта». На левом поле листа вдоль текста надпись: «Указ Пр[еосвященн]ому Финляндскому 2203. На документах Св. синода, внизу, «Исполнить» ставил обер-прокурор (Алексеева С.И. Указ, соч. С.65:69). 42 Следует перечень конкретных изменений в богослужениях. Более подробный перечень богослужебных изменений был утвержден Синодом 18 марта 1917 г., согласно его определению 1599. См. документ 10. Председателем синодальной Комиссии по исправлению богослужебных книг, которой было поручено внести изменения в молитвословия, являлся архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский ; с 30.08 (12.09). 1943 г. – патриарх Московский и всея Руси) (см.: РГИА. Ф. 796.Оп. 209. Д. 2832. Л. 19). 43 Определение подписано всеми членами Св. синода, список которых см. под определением 1207 от 6 марта 1917 г. 44 В материалах РГИА данное заявление значится, как поданное Св. синоду. В некоторых же печатных изданиях сказано, что оно подано на имя синодального обер-прокурора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77 Из определения Свят. Синода от 2–13 сентября 1898 г. за 3358. об устройстве храмов и причтовых помещений в городах Нью-Йорке и Чикаго: «...имеющиеся в распоряжении Алеутского епархиального начальства 2 000 долларов обратить на приобретение дома в Чикаго для устройства храма и причтовых помещений, с позаимствованием остальной недостающей суммы, под залог приобретаемого дома, в каком-либо Американском кредитном учреждении, на погашение какового займа обращать 600 руб. золотом (900 руб. кредитных), отпускаемые ныне из капитала Американских церквей и миссий на наем молитвенного дома в городе Чикаго...» (РГИЛ. ф. 796, оп. 209. год 1898. д. 2071, л. 115). 78 Свящ. Григорий Грушка настоятель Олдфорджского храма, освященного в честь Архистратига Михаила, редактор газеты «Свет» (органа Православного общества взаимопомощи). 79 Из определения Свят. Синода от 29 июля – 7 августа 1899 г. за 2985. по ходатайству Преосвященного Алеутского об оказании денежного пособия на издание газеты «Свет» на малорусском языке: «В удовлетворение настоящего ходатайства. Святейший Синод, согласно с заключением Хозяйственного Управления, определяет: отпустить в текущем году и отпускать в последующие два года (1900–1901 г.) в пособие на издание в Алеутской епархии газеты «Свет» на малорусском наречии, по шестисот долларов (до 1 200 р.)...» (РГИА. ф. 796, оп. 209. год 1899. д. 2089, л. 348–348об.). 83 Настоятель Миннеаполисской Покровской церкви свящ. Димитрий Гебей был переведен в Бриджпорт 25 июня 1899 г. 85 В октябре 1899 года бывший настоятель Майдан-Княжпольского прихода Белгорайского уезда Люблинской губернии Иоанн Жиповский за содействие греко-униатам был помещён в Лебедянский Троицкий монастырь Тамбовской епархии для раскаяния и исправления. Через три года Свят. Синод, приняв во внимание донесение преосвящ. Тамбовского о пребывании Жиповского в Троицком монастыре, – ни в каких проступках замечен не был, ведёт себя прилично, трезво и скромно, при богослужениях присутствует неопустительно, – разрешил епископу Георгию (Орлову) назначить безместного священника на вакантное место к одной из приходских церквей Тамбовской епархии [определение Свят. Синода от 18–27 сентября 1902 г. за 4202, по прошению безместного священника Иоанна Жиповского о предоставлении ему прихода (РГИА, ф. 796. оп. 209, год 1902, д. 2160. л. 362)]. Однако 25 ноября 1902 года о. Иоанн скончался от чахотки: похоронили его в ограде Лебедянского монастыря [рапорт преосвящ. Тамбовского Святейшему Синоду от 16 декабря 1902 г. за 10137, о смерти бывшего священника Холмско-Варшавской епархии Иоанна Жиповского, помещенного по распоряжению Св. Синода на жительство в Лебедянский Троицкий монастырь (РГИА, ф. 796, оп. 180, год 1899. д. 2990. л. 93–93об.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

См. Копия с донесения генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 9об.—10; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 99об.; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 197об. Письмо архимандрита Порфирия из Константинополя государственному канцлеру К.В. Нессельроде от 29 октября 1849//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 3607. Л. 12об.; Письмо архимандрита Порфирия из Константинополягосударственному канцлеру К.В. Нессельроде от 29 октября 1849//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 234об. Отчет об ученых занятиях Русской духовной миссии в Иерусалиме за 1849 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 244об.—245, 340; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 487. Отчет об ученых занятиях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за 1850 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 582; Безобразов П.В. Материалы для биографии еп. Порфирия (Успенского). Т. Ι... С. 488489. Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т. 1: 1815–1859. –– М., 2016. С. 362. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков Лавры прп. Саввы Освященного, что близ Иерусалима СПб., 1880. Патерик, изложенный по главам. Перев. с греч. Автограф. БРПМА. Ф. Свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 10. Док. 33128. Л. 1—305. См. Письмо иеромонаха Феофана (Говорова) к архимандриту Порфирию (Успенскому) от 29 января 1852 г.//СПБФ АРАН. Ф. 118. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 139. Письмо архим. Феофана (Говорова) к А.Н. Муравьеву от 9 апреля 1851 г.//НИОР РГБ. Ф. 188. К. 10. Ед. хр. 7. Л. 1об.

http://bogoslov.ru/article/5558528

В 1847 г. было опубликовано «Введение в православное богословие». М. первоначально подготовил сочинение в виде 3 выпусков, каждый из которых поэтапно отправлял на рассмотрение духовных цензоров. В С.-Петербургском духовном цензурном комитете рукописи рассматривал архим. Аввакум (Честной). Далее рукописи поступали на рассмотрение в Синод, поручивший изучение текстов Курскому архиеп. Илиодору (Чистякову) . Архиерей допустил к печати все 3 выпуска, но в 1-м отзыве порекомендовал заменить первоначальное авторское название «Энциклопедия православного богословия» другим, «более сообразным с существом дела» (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 1-14). По поручению Синода в 1847 г. архиеп. Иннокентий (Борисов) должен был просмотреть сочинение М. и сообщить, можно ли эту книгу преподнести императору. Архиеп. Иннокентий отметил, что «книга сия и по важности своего содержания, и по способу изложения предметов, и по значительности труда, коего стоила она сочинителю» может быть преподнесена в качестве дара главе гос-ва, и одновременно высказал мнение, что будет справедливо М. «как за сей новый ученый труд, так и за предшествовавшие,- особенно по истории Русской Церкви», удостоить докторской степени (РГИА. Ф. 796. Оп. 127. Д. 1611. Л. 17-19). Ходатайство архиеп. Иннокентия и митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) было удовлетворено, и 31 окт. 1847 г. М. был удостоен степени доктора богословия. В 1849 г. был опубликован 1-й том «Православно-догматического богословия». 20 дек. 1850 г., после перевода бывшего ректора СПбДА еп. Евсевия (Орлинского) в Самару, М. был определен ректором СПбДА с присвоением степени настоятеля первоклассного мон-ря и оставлением за ним должности профессора богословия (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1925). 20 янв. 1851 г. последовал указ о хиротонии М. во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии, и о назначении настоятелем первоклассного Шаргородского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря с оставлением на посту ректора СПбДА. На вакантную кафедру Синод на выбор предложил еще 2 кандидатов: настоятеля рязанского в честь Преображения Господня монастыря , ректора Рязанской ДС архим. Антония (Смолина) и настоятеля одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , ректора Херсонской ДС архим. Парфения (Попова) . М. оказался самым младшим, но император из 3 кандидатов выбрал именно его. 24 янв. 1851 г. состоялось наречение М., а 28 янв.- хиротония, к-рую совершил в Казанском соборе С.-Петербурга митр. Никанор (Клементьевский) в сослужении архиеп. Казанского Григория (Постникова) , архиеп. Астраханского Евгения (Баженова) , еп. Тамбовского Николая (Доброхотова) , митр. Неофита Илиупольского и еп. Ревельского Христофора (Эмаусского) (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 1955).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010