12 - РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 502. 13 - Там же. 14 - Вот что сообщал о малороссийских переселенцах Семиреченской области второй архипастырь Туркестанский, преосвященнейший Александр (Кульчицкий) в письме от 1881 года: «Я недавно возвратился из поездки на оз. Иссык-Куль. Прелестнейшая и богатая местность! Как прекрасно устроились здесь переселенцы - хохлы! В каком довольстве они живут! Но к чести их нужно заметить, что и Бога не забывают. Где нет церкви, там непременно имеются молитвенные дома, обширностью и убранством далеко превосходящие казенные военные храмы, например хоть бы в Чекменте, Борохудзире и многих других местах. Не только при каждой церкви, но и при каждом молитвенном доме я нашел певческие хоры, поющие несколько своеобразно, пожалуй, но стройно, гармонично и с примерным усердием. В тех же хохлатских деревнях я был поражен следующим явлением: школы нет, а между тем все почти подростки мужского и женского пола грамотны, некоторые очень бойко и правильно читают на клиросе, все без исключения знают молитвы и важнейшие события из священной истории. «Откуда, - спрашивал я, - откуда у вас премудрость сия?» - «Да от батька», - отвечали мальчики, «Да от матки», - отвечали девочки». Религиозностью и любовью к грамотности отличаются малороссийские переселенцы и в Сибири. 15 - РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 502. 16 - Там же. 17 - РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 497. 18 - Владыка Софония не только в первый год своего служения в Туркестане объехал всю епархию, но, как видно из его годовых отчетов Св. Синоду, он и в последующие годы старался объезжать все церкви Туркестана. 19 - Бывало, что российские переселенцы перенимали в быту некоторые черты у туземцев. Так, в 1886 году епископ Туркестанский Неофит писал: «В казачьем выселке Любавинском в церкви я слушал молебен св. Архистратигу Михаилу. [...] Несмотря на рабочее время, к молебну собралось довольно казаков, из которых иные пришли в киргизских халатах; счел нужным пристыдить таких, что мало дорожат казацкой честью и в храм Божий приходят в магометанской одежде». (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 1163.)

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/24/...

Архимандрит Иннокентий, настоятель Глинской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 207–208. Танков А. Из истории церковного пения//Курские епархиальные ведомости. 1901. 13. С. 307. Архивные документы О смерти настоятеля Глинской Богородицкой пустыни игумена Филарета. 1841 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 122, д. 825, л. 1–1 об. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1843 г.//Там же, оп. 124, д. 1877. О построении в Глинской Богородицкой общежительной пустыни теплой каменной церкви//Там же, д. 1811-д. По донесению Илиодора, епископа Курского о возведении в игуменский сан строителя Глинской пустыни иеромонаха Евстратия. 1844 г.//Там же, оп. 125, д. 1762. Послужные списки настоятелей разных монастырей за 1844 г.//Там же, д. 1863. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1846 г.//Там же, оп. 127, д. 2090/1, л. 89. Формулярные списки настоятелей и настоятельниц монастырей в 1848 г.//Там же, оп. 130, д. 1638, л. 459. Ведомости о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1849 г.//Там же, оп. 131, д. 2009, л. 600. Главная опись церковного и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//Там же, ф. 834, оп. 3, д. 2727. Об увеличении числа монашествующих и об учреждении больницы для больных иноков Глинской Богородицкой общежительной пустыни//Там же, ф. 796, оп. 135, д. 135, л. 115. По предложению Синодального обер-прокурора о наделении землей Глинской Богородицкой пустыни Курской епархии с приложением «записки» братии//Там же, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 2 об., 8. Свидетельство Курской епархии Глинской Богородицкой общежительной пустыни от настоятеля с братией государственному крестьянину Ананию Емельянову//ОР ГБЛ, ф. 213. к. 109, ед. хр. 30, л. 3–3 об. Об увольнении в Иерусалим монаха Глинской пустыни Израиля//ЦГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157, л. 1. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Богородицкой пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89, л. 4 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

22 Ливианы монастырь, находившийся предположительно на северном склоне вифинской горы Олимп. Таким образом, выйдя в начале февраля из Саккудионского монастыря, преп. Феодор вместе с товарищами по ссылке останавливался в монастырях по дороге из Никомедии в Никею (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 144, anm. 11). Ред. 23 Левки небольшое поселение недалеко от Никеи, откуда ссыльные направились к Пруссе, возле которой должен был располагаться Фирей (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 144, anm. 12). Ред. 24 Нам известно имя одной из сестер Платона Феоктисты, но идет ли здесь речь о ней или о другой сестре, имя которой неизвестно, неясно. Ред. 26 Лупадион небольшое поселение примерно в 50 км от Пруссы, расположенное на реке Риндак (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 144, anm. 15). Ред. 28 Город Парий упомянут у Геродота (История. V, 117). Возможно, отсюда ссыльные продолжили путь уже морем (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 144). Ред. 31 Древний город на азиатском побережье Геллеспонта (пролив Дарданеллы), откуда вели морские пути в Европу. Ред. 32 Город на европейском побережье Геллеспонта, на южной оконечности Херсонеса Фракийского (Галлипольский полуостров). Ред. 38 Это письмо и следующее (5) написаны немного раньше отправления преп. Феодора в первую ссылку по поводу того, что некоторые убеждали его не восставать против незаконного брака императора. Как показывает А. П. Доброклонский (Ч. 2. С. 158), письмо должно быть датировано концом зимы 795–796 гг. или началом весны 796 г. В это время император Константин VI пытался при помощи посредников успокоить возмутившихся монахов Саккудионского монастыря. Ред. 42 Стефан Асикрит (греч. (δ)σιηκρτις, лат. a secretis) личный секретарь императора или одного из министерств (секретов). Датируется, согласно А. П. Доброклонскому , периодом между зимой 795–796 гг. и сентябрем 796 г. Вероятно, это письмо можно отнести ко времени протеста преп. Феодора против брака Константина VI (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 159). Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Преподобный Феодор Студит об исламе Преподобный Феодор Студит Преподобный Феодор Студит (память 11/24 ноября и 26 января/8 февраля) родился около 759 года в Константинополе в большой семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты. Он получил отличное образование у лучших риторов, философов и богословов столицы. При императоре-иконоборце Константине Копрониме (741–775) Фотин, строго придерживавшийся Православия, оставил государственную службу. В 781 году преподобный Феодор вместе с другими членами семьи под влиянием дяди, святого Платона, принял монашеский постриг в монастыре Символон на горе Олимп. Затем вместе с дядей и братьями они основали монастырь в местечке Саккудион. В 787 году преподобный Феодор был рукоположен патриархом Тарасием в священнический сан. В 794 году, по благословению святого Платона, он становится игуменом Саккудионского монастыря. Возмущенный антиканоническим четвертым браком Константина VI (780–797), преподобный Феодор разослал по монастырям послания, в которых объявил императора отлученным от Церкви. За это он, вместе с десятью сподвижниками, был арестован весной 797 года и сослан в Фессалонику. В августе 797 года святая императрица Ирина, вернувшая себе престол, освободила монахов из ссылки и в 799 году пригласила преподобного Феодора возродить опустевший при иконоборцах Студийский монастырь, куда вскоре собралось до тысячи иноков. В 809 году преподобный Феодор выступил с осуждением неканоничных действий императора Никифора I (802–811), за что был подвергнут истязанию и сослан на о. Халки. Вернуться в Константинополь он смог лишь спустя два года, уже после смерти Никифора. Стал советником императора Михаила I Рангаве (811–813). Весной 815 года, когда император Лев Армянин начал насаждать иконоборчество, преподобный Феодор открыто противостал этому, обличая ересь. Это стало причиной того, что в 816 году он опять был сослан – сначала в иллирийскую крепость Метопу, затем в анатолийскую Бониту, а после в Смирну, где продолжал полемику с иконоборчеством. После гибели Льва Армянина в 820 году ссылку преподобного Феодора прекратил император Михаил II Травл, который, однако, будучи также иконоборцем, запретил иконопочитание в столице. Преподобный несколько лет скитался, пока не прибыл осенью 823 года в монастырь святого Трифона в Вифинии, где и скончался 11 ноября 826 года. 26 января 844 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Феодора Студита в Константинополь.

http://pravoslavie.ru/28418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХИАНСКАЯ СХИЗМА [От греч. μοιχεα - прелюбодеяние], церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями. Первая фаза (795-797) В 795 г. имп. Константин VI развелся с женой Марией из Амнии, внучкой св. Филарета Милостивого, и насильно заточил ее в мон-рь (Феофан Исповедник ( Theoph. Chron. P. 469) употребил глаголы «заставил» и «убедил» уйти в мон-рь), затем женился на ее кувикуларии (фрейлине) Феодоте. Согласно тенденциозному сообщению Феофана Исповедника, к разводу императора склоняла его мать св. имп. Ирина , желая дискредитировать сына, хотя именно она в 788 г. выбрала ему невесту. Константин утверждал, что Мария пыталась его отравить. Патриарх К-польский свт. Тарасий противился разводу, беспрецедентному в христианской империи, однако в конце концов уступил и позволил Иосифу (PMBZ, N 3447), иконому Св. Софии и игумену Кафарского мон-ря (τν Καθαρν) в Вифинии, обвенчать Константина с Феодотой. Поздние источники сообщают, что император угрожал Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de sanctis patriarchis. Col. 1852D) и даже идолопоклонство ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 26), однако все эти утверждения преследуют цель оправдать поведение патриарха в «михианском» деле. Игум. Саккудийского мон-ря прп. Платон и его племянник прп. Феодор Студит, бывшие в родстве с Феодотой, протестовали против «прелюбодейного брака» и разорвали общение со свт. Тарасием. Их поддержала и императрица Ирина, которая оказывала поддержку всем противникам своего сына ( Theoph. Chron. P. 471). После неудачных попыток склонить преподобных Платона и Феодора к примирению, в 797 г. император велел подвергнуть их бичеванию и сослать в Фессалонику. В авг. того же года Константина VI свергли и ослепили, ссыльные и заключенные по делу о его разводе были освобождены. Преподобные Платон и Феодор примирились с патриархом Тарасием, к-рый запретил иконома Иосифа в служении (в научной лит-ре иногда говорится о лишении сана, но источниками этот факт не подтверждается). Вторая фаза (806-811)

http://pravenc.ru/text/2563840.html

Итак, когда уже окончено это сплетение, я хочу внушить тебе, брат, что из выражений, приводимых иконоборцами, одни явно еретические, ибо невозможно, чтобы ложь не примешивалась к истине, как плевелы к пшенице (ср. Мф.1325 ); другие принадлежат святым отцам, но превратно понимаются омраченным умом их; иные же совершенно неуместны, приписывая иконе Христовой относящееся к идолам; не должно без рассуждения одобрять их речь и даже вступать в беседу с еретиками, вопреки апостольской заповеди (см. Тит. 3:10 ­11). Впрочем, да спасешься, чадо мое; молись, чтобы и мне спастись. 1 Это и следующие два письма к преп. Платону написаны св. Феодором из Фессалоники в 797 г., во время первой его ссылки. Более точная дата написания предположительно вскоре после 25 марта, времени прибытия преп. Феодора в Фессалонику (см.: Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский: В 2 ч. Ч. 2. Одесса, 1914. С. 156; далее Доброклонский; Theodori Studitae Epistulae/Recens. Georgios Fatouros. Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Vol. 31. Pars I. Berolini: Novi Eboraci, 1992. Prolegomena. S. 141–142; далее Fatouros). Ред. 6 Высказываний с подобным содержанием в Словах св. Епифания на Пасху не обнаружено (см.: Fatouros. Pars I. S. 6). Ред. 15 Греч, εν οιχσχφ. Как показывает А.П. Доброклонский (Доброклонский Ч. 1. C. 388, примеч. 2), наиболее вероятным местом заключения Платона бьш монастырь свв. Сергия и Вакха близ императорского дворца в Константинополе. Феофан же пишет: «.. .царь послал Вардана и Иоанна и привели Платона в город и заключили Платона в запертую комнату в храме Архистратига во дворце» ( Феофан Исповедник . Хронография. Год 6288). Ред. 20 Написано между апрелем и августом 797 г., когда император Константин VI был свергнут с престола в результате заговора и ослеплен (15 августа 797 г.). О датировке см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 157. Ред. 21 Речь идет о монастыре, сохранившем лояльность императору Константину VI; назывался монастырь Кафара или Кафары. Точное место его нахождения в настоящее время не определено, но наиболее вероятное у Никомедийского залива (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 143, anm. 10; Доброклонский. Ч. I. С. 318, примеч. 7). Согласно преданию, основан евнухом Нарсесом в царствование Юстина II (565–578 гг.), однако в действительности этот монастырь был основан монофизитами в конце V в. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1514. Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся. — Церковные ведомости 1913. С. 277. 1515. Там же. С. 278. 1516. Там же. 1517. «Последователи о. Илариона». 1518. Мф. 17:20. 1519. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология веры. С. 188. 1520. Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 279. 1521. Там же. С. 280. 1522. На горах Кавказа. С. 54. 1523. Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 280–281. 1524. Там же. С. 281. 1525. Там же. С. 282–283. 1526. Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. — Начала 1–4, 1995. С. 67–68. 1527. Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 284. 1528. Там же. 1529. Мф. 9:2. 1530. Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 50–51. 1531. Булгаков С. Афонское дело. — Русская мысль 34, 1913. С. 44–45. 1532. Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 285–286. 1533. Данный текст вместе с информацией о посещении о. Антония архиепископом Никоном и Троицким содержится в письме И. П. Щербова М. А. Новоселову от конца мая 1913 года. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 113. 1534. См.: Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам Имяславцев. СПб., 1914. С. 98–135. 1535. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 12–13. Ранее предполагалось направить на Афон иерарха Константинопольского Патриархата и, в качестве сопровождающего, наместника Чудова монастыря в Москве архимандрита Арсения, однако он не смог поехать, поскольку участвовал в торжествах по случаю прославления святителя Гермогена, Патриарха Московского. См.: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 3–4об. 1536. Забытые страницы русского имяславия. С. 54–55 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 20). 1537. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 6. 1538. Троицкий находился в Киеве для защиты магистерской диссертации в Киевской духовной академии. Защита состоялась 27 мая.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1188. Забытые страницы русского имяславия. С. 168 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40). Об иеромонахе Пантелеймоне см. в Главе IX. 1189. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 10–11об. 1190. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. Юоб. — 11об. 1191. РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 11 об. 1192. Забытые страницы русского имяславия. С. 169–170 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40). 1193. Там же. С. 181–182 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 40). 1194. Софроний (Сахаров), архимандрит. Преподобный Силуан Афонский. Эссекс, 1990. С. 41. 1195. О взаимоотношениях между русскими и греками на Афоне в XIX веке см. в: Феодосии, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. С. 69–111. См. также: Μυλωνκος Ν. Γ.«Αγιον»Ορος και Σλβοι. Αθναι, 1960 (отдельная глава посвящена имяславским спорам). 1196. Количество русских на Афоне в описываемый период превышало шесть тысяч. Архиепископ Никон (Рождественский) называет цифру в семь тысяч. См.: Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около святейшего Имени Божия (из доклада Святейшему Синоду о поездке на Афон). — Прибавления к Церковным ведомостям, 24.08.1913 34). С. 1520. Другие источники колеблются между пятью и восемью тысячами. По газетным данным, в 1913 году 35 % населения Афона составляли греки, 50 % русские, 9 % румыны, 6 % сербы и болгары. См.: Афонский вопрос. — Московские ведомости, 24.07.(6.08). 1913 170). 1197. Такое же положение сохраняется на Афоне до сего дня. Согласно уставу Афона, кинот состоит из представителей 20 монастырей, из которых 17 принадлежат грекам, 1 болгарам (Зограф), 1 сербам (Хиландар) и 1 русским (св. Пантелеймона). Многочисленные скиты и келлии, разбросанные по всей территории Афона, не имеют своих представителей в киноте. 1198. См. об этом: Троицкий С. В. Афон и международное право. С. 143–144. 1199. Следует, впрочем, отметить, что в греческих монастырях Афона было немало иноков, доброжелательно относившихся к русским, но при этом искренне убежденных в том, что проповедуемые русскими имяславцами мнения составляют»еретическое учение об умной молитве», которое подлежит искоренению. К числу таковых иноков относился, в частности, известный подвижник схимонах Каллиник–исихаст, принявший в 1913 году деятельное участие в борьбе с имясла–вием. См.: Χερουβεμ, αρχιμανδρτης. Καλλνικος συχαστς. ροπς Αττικς, 1990. Σ. 56–57. Письмо схимонаха Каллиника по поводу книги»На горах Кавказа»см. в: Святое Православие и именобожническая ересь. С. 24–26.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Войска Карла Великого вторглись в земли союзника Византии, Беневент, но голод, возникший в этой части Европы, вынудил прекратить поход. 794.06.01 Карл Великий, король франков провел во Франкфурте–на–Майне свой собор, где не согласился с решением собора 787 года.  Развод Константина со своей женой Марией и венчание со своей любовницей Федотой, вопреки воле патриарха.  797.03–06 Неудачный поход Константина против арабов.  797.06.17 Военачальники столичного гарнизона выступили против Константина, однако тому удалось бежать через залив, где к нему стали стекаться верные войска. 797.08.15 Захват заговорщиками Константина. Ослепление его по приказу Ирины. Византия в IX beke Развернуть таблицу 800 Карл Великий  коронован как император Священной Римской империи, т.к. Римская церковь не признала Ирину законной главой Империи. После смерти одного из фаворитов  Ирины  евнуха Ставрикия, власть сосредоточилась у второго фаворита Аэция. Обмен посольствами между Карлом Великим и Ириной. Планы Карла жениться на Ирине и воссоздать Римскую империю в ее границах. 802.10.31 Заговор против Аэция и Ирины. Логофет Никифор низложил Ирину, сослал ее на о. Принкино, потом о. Лебос. Конец Исаврийской династии. Новый император  Никифор I Геник . Неудавшаяся Попытка одного из военачальников, Вардана, провозгласить себя императором. Посольсто Никифора к Карлу Великому по поводу мирных переговоров. 803.08.09 Смерть Ирины в неволе. Войска Никифора разгромили и подчинили славян, живущих возле византийского укрепления на Балканах Патры. Арабы разрушили многие византийские укрепления в Малой Азии. Война Византии с Карлом Великим за Венецию, Истрию и побережье Далмации. Далмация опустошена византийским флотом. Арабский флот опустошил Кипр и  Родос  и появился у берегов  Сицилии . 807–816 Война болгар и Византии. Переход крымских готов под власть Византии. Болгары взяли  Сердику  (совр. Софию). Попытка Никифора выступить против них, но из-за заговоров в войсках вынужден был отступить. Византийский флот в районе Далмации был разбит и отогнан.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

502 Скорее всего, речь идет о Константине V (718–775, сопр. с 720, имп. с 741), хотя по времени предстоятельство Иоанна совпадает и с годами, когда императором был последний представитель Исаврийской династии, Константин VI (771 – после 797, сопр. с 776, имп. 780–797). До 790 г. он правил вместе с матерью, августой Ириной (ок. 752–803, имп. 769–790 и 791–802, как автократор 797–802). 504 В греческом тексте – ek tes peratikes («в заморье»), что указывает на место, откуда смотрел автор Жития, то есть на Южный берег Черного моря. Поскольку герой Жития, Иоанн, нашел убежище в Амастре (Амастриде) и, прожив четыре года, умер там же, в епископство прославленного, со временем причисленного к лику святых Георгия Амастридского (790–807/809), не исключего, что его агиограф был именно из этого «христолюбивого города», крупного портового центра Пафлагонии, имевшего давние устойчивые связи с Таврикой (см.: §5, 6). 505 502 Тавроскифы – народ, имя которого встречается у римского географа Птолемея (II в.) и писателя Юлия Капитолина (IV в.). Они помещали тавроскифов вне Крымского полуострова, по направлению к низовьям Днепра, но большинство других римских и византийских авторов считали, что это племя жило в Крыму. Оно действительно фигурирует в надписях, в частности, в титулатуре боспорских царей. По словам Прокопия Кесарийского, города Херсон и Боспор лежат за таврами и тавроскифами. По самому смыслу своему двойное имя заключает в себе прямой намек на соединение двух племенных элементов, возможно, перемешавшихся вследствие соседства, то есть – тавров, древних обитателей нагорья и гор Крымского полуострова, и скифов, что, по выражению В. Г. Васильевского , вполне соответствовало бы географической природе вещей. В нашем Житии «сторона (земля) тавроскифов» (ton Tauroskython ges) находится на южном берегу Крыма и противопоставляется Романии. Примечательно, что в Житии свв. епископов Херсонских (§ 2) местом отправки епископа Василея назван Херсон Тавроскифской эпархии (см. выше). Выходит, в представлении современников это были земли епископии, включавшей Херсон, Горный и Южный берег Таврики – Готфию. В этом видится косвенное подтверждение долгого отсутствия отдельной, самостоятельной Готфской епископии и фактического подчинения этих земель Херсонской епископии (Тавроскифской или Херсона Доранта, какая, несомненно, существовала в конце VII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010