е. Божественная и человеческая природы во Христе составляют одно Лицо). 7 . Итак, это было утверждено Отцами Первого Вселенского собора; захватывает же прельщение затем и Македония, воспользовавшись воцарившейся в нем неустойчивостью (в делах веры), благодаря чему он и стал посажен своими единомышленниками на (патриарший) престол; материю же ему для заблуждения дала ограниченность члена ( Символа веры ), говорящего о Святом Духе; потому что оный собор (в Никее) пространно определил только о Сыне, Которого тогда угнетали ариане. Чтобы покончить со смущением в Церкви, вызванным Македонией, прекрасным царем Феодосием был созван собор в этом величайшем из городов (Константинополе), где это зло преимущественно и возобладало и где проводил полуарианство оный лжеиерарх Церкви; допуская, что Сын – единосущен Отцу, он при этом утверждал, что Божественный Дух есть творение Сына и создание, и чрез Его посредство стал подобным иным (Божественным) Существам: потому что то, что может быть сказано в отношении Отца к Сыну, может быть обращено и в отношении Сына к Отцу, выражение же «Дух», взятое в абсолютном смысле, как он полагал, должно относить к обозначению возвещаемого в Писании Единородного Слова и являет свидетельство о том, что только эти две (первые) Ипостаси – родственны по природе, Духа же следует относить к Ним как некое производимое Ими действие, при помощи Которого, действительно – более уважаемого и преимущественного над другими, говорит он, Слово Божие сотворило весь мир, употребив Его как некое орудие и служителя для прочих дел. Таковы голоса (убеждения) тех, которые завершили раскрытие этого догмата. 8 . Такими именно молениями Истины быв поражен, Македонии, даже и тогда не осознавший ее, отсекается от полноты благочестивых; и когда еще не вполне прекратилось возникшее от оных зло, оживает нечестивый Фотии; потому что порожденные его нечестием вздорные вымыслы Нестория были посеяны в душе Феодора (Мопсуэстийского), в Нестории же приняли пагубные произрастания. И Несторий дерзает говорить, что Христос стал Храмом Божиим в совершенном человеческом лице, в котором возобитало Слово Божие, в этом смысле настолько лучше быв Фотина, что относительно вечного рождения Божиего Слова не разделяет его хулы; так, тот учил, что на основании страдания и прекраснейших дел как награда Христу пришла слава Божества; а этот утверждал, что от начала человеческой способности усвоять Он стал причастным Божественной славе, причастностью, которая в силу полноты возобитавшего в Нем Божества превосходит (все) приключавшиеся некогда в иное время славы; поэтому Блаженную Деву он не называет «Матерью Божией», но только «Матерью Христа», и говорил, что Дух Святой производил во Христе чудеса подобно тому, как и в иных святых, в которых возобитал в прошлое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

8. Итак, в эти дни князь тьмы, не стерпев изобличения тьмы светом, воздвигает гонение на апостолов и, овладев всецело Нероном, начинает с самого главы боговестников, рассудив, что если он устранит главных руководителей нашей веры, то увидит и всю послушную им [паству] погибающей вместе с ними, подобно тому, как при усекновении головы и остальное тело вместе с нею усекается, распадается и погибает. Итак, приняв сие злое решение, он устраняет первоверховных апостолов, учителей и путеводителей всей вселенной, подвергнув Петра страсти Господней, как сам Спаситель предсказал ему после Своего божественного воскресения, но в обратном положении, а Павла обезглавив и таким образом освободив их от [земных] уз и переселив к вожделенному им Христу.  9. Когда они таким мученическим образом покинули сей мир, паства их рассеялась и как бы от одного источника разделилась и растеклась в разные части вселенной, не малодушным страхом гонимая, но дабы исполнено было ею то. чего не успели завершить учителя, дабы обратились против врага ковы его, дабы преткнулся он сам о то, чем надеялся создать преткновение [другим], и дабы воссияла ярче сила Христова, часто поправляющая дела, по–видимому, пошатнувшиеся и ведущая нас ко благу твердым кормилом, — таковы суды Бога моего. Итак, другие страны и города имели других проповедников, великомученица же Фотина со сродниками тогда бестрепетно проповедовала явление Христа в африканском городе Карфагене. Итак, когда общий враг и супостат, как сказано, увидел, что благочестие и после сего ширится и возрастает, а его собственная сила слабеет, то он опять подстрекнул Нерона на розыск уцелевших и, воспламенив в нем сильный огонь гнева, побудил разослать по всей подвластной Римлянам [земле] неумолимых правителей, дабы они разными казнями и мучениями принуждали к отречению от Христа исповедующих Его Богом. 11. Поощрив его этими словами, тиран отправил его в Италию. Когда он прибыл туда, то стратилат, вместе с войском встретив его с большим почтением, относился к нему дружественно, и они обменивались взаимными любезностями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

Ваше благочестие, поступая во всем законно и правильно, первым и вторым зовом призывало их чрез честнейших и благочестивейших епископов, как удостоверяют акты (собора); но те (Иоанн и пр.), не в состоянии будучи прикрыть свои дерзкие поступки благовидными доводами и не находя средств к извинению, (в противном случае они, конечно, без всякого замедления пришли бы на святой и великой собор), совершили дело постыдное, приличное людям, бродящим на площади. Ибо, если бы они хотели объявить что-нибудь сему великому собору, то им следовало бы придти благочинно и, с подобающею христианам благопристойностию, высказать и выслушать, что должно. Ничто не препятствовало им поступить таким образом, потому что пред святым собором не стояли воины, как пред их домами. Но вместо того, они составили грамоту, исполненную хвастовства и невежества, и обнародовав ее, произвели во всем городе не столько мятеж, сколько презрение к их собственному безрассудству. Если они это сделали с тем намерением, чтобы мы, видя, как честь наших братий подвергается посрамлению и всеобщему осмеянию, сожалели об этом, то мы довольно пожалели. Ибо они за эти поступки часто были осмеяны. Но если, как означено в изданной ими грамоте, они могут доказать, что мы виновны в ереси Аполлинария, или держимся каких-либо его мнений, то пусть придут и обличат нас в еретичестве, если могут, а не наносят бесславия одними лишь пустыми словами, или пусть помыслят о гневе Божием. Ибо судия всех Бог сказал: свидетель ложный погибнет ( Притч. 21, 28 ), и устами блаженного Давида: седя на брата твоего клеветал еси ( Псал. 49, 20 ). Мы никогда не держались мнений ни Аполлинария, ни Ария, ни Евномия, но с детства изучали священное Писание и воспитаны под руководством православных и святых отцов, а Аполлинария, Ария, Евномия, Македония, Савеллия, Фотина, Павла и Манихеев и всякую другую ересь, а также новоизобретенные хулы Нестория и его сообщников и соумышленников, равно и последующих Целестию и Пелагию, учения которых мы никогда не держались, анафематствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Но теперь я, ко всему прочему, еще и привыкла к такой роскоши, как своя комната. Из которой 10 минут пешком до четырех станций метро. Из которой трамваем удобно добираться до нужного монастыря и в 5:40 утра занимать очередь на исповедь. Из которой 3 минуты ходьбы до Николы в Кузнецах с административным корпусом института. И одна минута до институтского храма Троицы в Вишняках… К тому же теперь мне вообще некуда было съезжать. И мой страх стал больше и реальнее: зачем хозяевам такие проблемы за 200 тысяч? Они производили впечатление людей, крепко стоящих на ногах. Выгонят, выгонят из комнаты!.. Но хозяин комнаты не стал меня выгонять. Вместо этого он посредством энергичных и мало пригодных для цитирования выражений объяснил ханыгам, что веры им нет ни на грош и что, если они не заплатят за электричество, их ждут репрессии. И ханыги поняли. Лишь 15 лет спустя меня окончательно оставили сны о том, что мне негде жить Следующей половины года я все равно боялась. Хотя страх жил где-то в подсознании, но выматывал, как теперь понимаю, сильно. Показательно, что лишь 15 лет спустя меня окончательно оставили сны о том, что мне негде жить… Но я кое-как дотянула бакалавриат, неплохо сдала экзамены, получила благословение старца Кирилла (Павлова) на монастырь и стала собираться. Комната, казалось, становилась не нужна. Однако в это время заболела добрая знакомая (см. «О, эти мелкие “совпадения”» ), и понадобилась моя помощь. Я какое-то время разрывалась между монастырем и больницей, и вот тут-то хозяева и попросили освободить комнату. Вовсе не из недовольства мною, а потому что она понадобилась им для родственницы. – К 1 сентября, пожалуйста, освободите комнату, – спокойно сказал хозяин. – Хорошо, – ответила я, лихорадочно прикидывая, разрешат ли мне заканчивать мирские дела, живя в монастыре. Но мать Фотина умерла 29 августа. Когда я добралась с ее похорон к себе, день 31-го августа клонился к вечеру. Пятнадцать месяцев я боялась лишиться этой комнаты, а меня попросили ее освободить в тот день и даже час, когда она стала мне не нужна.

http://pravoslavie.ru/146181.html

Но вернемся к церковно-политическим событиям. В ответ на отлучение и низложение его папой Феодором Павел Константинопольский сочинил и склонил юного императора Константа издать в 647 г. (не раньше сентября) или в 648 г. (не позже августа) от своего имени императорский указ – Типос (Образец), отменявший Экфесис и повелевавший снять его со стен св. Софии. В сущности это был ответ Павла и юного императора на обращенный к ним призыв Африканских соборов. В Типосе под угрозой суровых наказаний 670 запрещалось спорить как о двух волях и действиях во Христе, так и об одной, хотя лично каждому разрешалось придерживаться любого из этих исповеданий 671 . Павел, вероятно, надеялся, что таким политическим решением, уступающим требованию папы Феодора и западного епископата отменить Экфесис и устанавливающим к тому же своего рода «свободу вероисповедания», он сможет прекратить догматические споры и тем самым восстановить единство империи, сохраняя при этом преемственность в идеологическом курсе, проводившемся в Византии со времен императора Ираклия 672 . Указ был послан папе Феодору, но тот, не успев ответить на него, скончался 673 . Из материалов процесса над прп. Максимом 674 известно о посольстве, которое было отправлено от императора Константа к папе Феодору с повелением принять Типос, вероятно, вскоре после его издания. Посланник отбыл с дарами, так что можно предположить, что император и патр. Павел еще не получили в это время отказа Рима принять Типос и питали надежды на мирное решение конфликта 675 . Неизвестно, принял ли папа это посольство, но точно известно, что посланец императора Григорий, сын Фотина, посетил келью прп. Максима в Риме и что между ними состоялся разговор. В ходе этого разговора прп. Максим объяснил Григорию, почему нельзя принять Типос: запрет на споры о волях и энергиях вместе с погашением лжи погашает и истину. Кроме того, прп. Максим отверг претензии императора, защитником которых выказал себя Григорий, отдавать какие-либо указания, касающиеся вероисповедания 676 . Само посещение Григорием прп. Максима свидетельствует о том, что в Константинополе были прекрасно осведомлены о той ведущей роли, которую играл прп. Максим в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

е Божественная и человеческая природы во Христе составляют одно Лицо). 7 . Итак, это было утверждено Отцами Первого Вселенского собора, захватывает же прельщение затем и Македония, воспользовавшись воцарившейся в нем неустойчивостью (в делах веры), благодаря чему он и стал посажен своими единомышленниками на (патриарший) престол; материю же ему для заблуждения дала ограниченность члена ( Символа веры ), говорящего о Святом Духе; потому что оный собор (в Никее) пространно определил только о Сыне, Которого тогда угнетали ариане. Чтобы покончить со смущением в Церкви, вызванным Македонием, прекрасным царем Феодосием был созван собор в этом величайшем из городов (Константинополе), где это зло преимущественно и возобладало и где проводил полуарианство оный лжеиерарх Церкви, допуская, что Сын – единосущен Отцу, он при этом утверждал, что Божественный Дух есть творение Сына и создание, и чрез Его посредство стал подобным иным (Божественным) Существам: потому что то, что может быть сказано в отношении Отца к Сыну, может быть обращено и в отношении Сына к Отцу, выражение же «Дух», взятое в абсолютном смысле, как он полагал, длжно относить к обозначению возвещаемого в Писанин Единородного Слова и являет свидетельство о том, что только эти две (первые) Ипостаси – родственны по природе, Духа же следует относить к Ним как некое производимое Ими действие, при помощи Которого, действительно – более уважаемого и преимущественного над другими, говорит он, Слово Божие сотворило весь мир, употребив Его как некое орудие и служителя для прочих дел. Таковы голоса (убеждения) тех, которые завершили раскрытие этого догмата. 8 . Такими именно молениями Истины быв поражен, Македоний, даже и тогда не осознавший ее, отсекается от полноты благочестивых; и когда еще не вполне прекратилось возникшее от оных зло, оживает нечестивый Фотин; потому что порожденные его нечестием вздорные вымыслы Нестория были посеяны в душе Феодора (Мопсуэстийского), в Нестории же приняли пагубные произрастания. И Несторий дерзает говорить, что Христос стал Храмом Божиим в совершенном человеческом лице, в котором возобитало Слово Божие, в этом смысле настолько лучше быв Фотина, что относительно вечного рождения Божиего Слова не разделяет его хулы; так, тот учил, что на основании страдания и прекраснейших дел как награда Христу пришла слава Божества; а этот утверждал, что от начала человеческой способности усвоять Он стал причастным Божественной славе, причастностью, которая в силу полноты возобитавшего в Нем Божества превосходит (все) приключавшиеся некогда в иное время славы; поэтому Блаженную Деву он не называет «Матерью Божией», но только «Матерью Христа», и говорил, что Дух Святой производил во Христе чудеса подобно тому, как и в иных святых, в которых возобитал в прошлое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

И как мудро и вместе просто Он ее приводит к сознанию грехов, нужды покаяния и обновления жизни; как мудро приводит ее к вере в Него, как истинного Мессию! Как Сердцеведец, зная всю ее прошедшую жизнь, исполненную грехов, Господь бережно, постепенно пробуждает ее совесть и заставляет ее саму сознаться в своих грехах и таким образом восчувствовать всем сердцем свою душевную нищету и беду, потребность веры в Мессию-Избавителя, жажду милости Божией, оправдания Божия, жажду чистоты и целомудрия, жажду жизни непреходящей, вечной. И вот самарянка уловлена в веру спасительную. Она уверовала в Иисуса Христа и привлекла к вере своих сограждан; покаялась в прежних делах, начала жизнь добродетельную и возымела такую пламенную, святую любовь к Господу, что как повествует священное предание – не устрашилась впоследствии исповедовать имя Его перед иудеями и язычниками и претерпеть многие страдания ради Его, – и получила венец мученический при гонителе христиан, римском императоре Нероне 178 . Имя ее было Фотина. Итак самарянка на самом деле удостоилась принять от Господа живую воду, текущую в живот вечный, или благодать Святого Духа, очистившую ее от грехов; утолившую жажду ее бессмертной, созданной по образу Божию души, – излиявшую в сердце ее живую веру и пламенную любовь к Господу, укрепившую ее в исповедании имени Его святого и в претерпенных за Него страшных муках и сделавшую ее причастницею жизни вечной. Понятно ли теперь после всего сказанного, что есть живая вода, о которой беседовал Господь у колодезя с самарянкой, и какие она производила спасительные действия в нас грешных? Живая вода, или благодать Божия есть спасительная сила Божия, действующая в человеке во спасение через веру во Христа, – располагающая его к покаянию и умилению; – сила, противоборствующая греху и побеждающая грех, – сила милующая, врачующая, очищающая, освящающая, примиряющая и соединяющая человека с Богом, возбуждающая и воспламеняющая сердце человека любовью к Богу и ближнему; – сила просвещающая, утешающая и духовно питающая, воссозидающая и обновляющая, совершенствующая всего человека, в иных – чудотворящая и прозирающая сокровенное и тайное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Собор западных в Сардике смотрел на себя, как на единственно правильный и законный, и потому в лице двух епископов отправил посольство к Констанцию с просьбой утвердить постановления 1083 . Момент для посольства был выбран очень важный. Не имевший намерения из-за церковных распрей заводить ссору со своим западным братом, которая могла бы повлечь за собой политическую опасность, Констанций склонился к удовлетворению требований никейского Запада. Вероятно, Стефан, епископ Антиохии, куда прибыло посольство, только что осужденный в Сардике, грубо отнесся к нему 1084 . Разгневанный Констанций решился пожертвовать одним епископом ради мира, приказал составить собор, низложить его и дать ответ посольству. Таким ответом и явилось новое изложение веры, известное в науке под именем: κτεσις μακρστιχος, т.-е. многострочное изложение веры 1085 . Оно представляет собой прямой ответе на вероизложение, изданное в Сардике и имеет в виду полемику с ним. Вопреки обвинению западных, что они учат о трех отдельных ипостасях, как трех богах, они отвечают, что согласно Писанию признают Отца, Сына и св. Духа, как три самостоятельно существующие бытия ( τρα πργματα) и три Лица, но не проповедуют трех богов и не отлучают Сына от Отца, вымышляя какое-либо пространство и расстояние, телесно разъединяющие их и даже мысленно не допускают никакого хронологического промежутка между бытием Отца и Сына. Но они решительно отвергают утверждающих, что Отец, Сын и св. Дух-одно Лицо, что Сын рожден не по хотению и произволению Отца, а по какой-то необходимости, что Он так же безначален и не рожден, как и Отец, потому что никто не может быть назван Сыном собезначального и нерожденного. Но в виду примирительных тенденций Констанция, восточные дълают несколько шагов навстречу никейского собора. Сын признается «Богом по природе совершенным и истинным», подобным во всем Отцу ( τ πατρ κατ πντα μοιος), имеющим одно с Ним достоинство Божества и совершенное согласие царства, и вместо: три ипостаси-более доступное западной мысли выражение: три лица. Но в общем догматическая позиция Востока остается та же самая. С особенной подробностью восточные епископы разъясняют в этом новом изложения все ту же мысль о различии и самостоятельности Лиц св. Троицы, о подчиненности Сына Отцу, более резко нападая на Маркелла и его ученика Фотина, которого они называют в насмешку Скотиным 1086 , сливающих три ипостаси, под которыми нужно разуметь никейцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

«Веруем, яко Бог в кончине времени, егда благоизволи спасти род наш от рабства, посла в мир Сына своего единородного, иже и воплотися от Духа Свята и Марии Девы, восприя тело совершенное, кроме греха, тело, глаголю, душею одаренное, образом непостижимыми, и содела сие тело едино с собою, или присоедини оное себе без изменения, смешения, или разделения, обаче тако, яко бысть естество едино, ипостась едина, лице едино: пострада телом за ны, умре и воскресе из мертвых по писанием, и вознесеся на небо и сиде одесную Отца. Егда же глаголем, яко Бог пострада за ны и умре, верою разумеваем, яко Он пострада за ны телом, понеже сам есть безстрастен, 2 тойжде Бог единый, яко же научиша ны отцы церкви святые. Кийждо же разделяя его, хульно утверждал бы, яко Бог-слово не приобщися ни страданию, ниже смерти, и яко пострада и умре точно человек, и тако разделял бы его на двое, на Бога-слово и на человека, яко бы в нем суть два естества и два лица, и якобы коеждо их действует особо по существу своему. Люди; сии тако понуждены суть вводить нечистую Веру. Некоторые и халкидонского собора против веры истинной. Таковых анафемаствует церковь вселенская, апостольская. Таковых бежим и мы, и проклинаем и анафемаствуем всех исповедующих, яко Бог после единения непостижимаго и имать два естества. Мы же право исповедуем, яко Бог Слово волею восприял есть на себе страдания в телеси. Несомненно бо есть, яко единение всегда и во всем едино есть. Понеже естества яже сперва соединена суть, никакоже и николи же разделяются по смотрению самого Слова: сего ради пребыша нераздельны и во время страдания, еже оно претерпе в телеси своем. Инако мы впали бы в забдуждение Фотина и Савелия, иже нечествоваху, яко Божество отступи, человечество же на кресте пригвождено бяше: каковых вкупе с толками их нечестивыми мы анафемаствуем, избегающе человекослужения их. (νϑροπο λαρεαν)». Это вероисповедание Санутия принимаемо было Коптами с великим уважением. Однако в Фиванде, особенно в селении Белоце, не мало нашлось таких, которые смело оспаривали сего патриарха и признавали его достойным низложения за то, что он приписывал смерть естеству Божескому. (Historia Patriarch. Alexandr. Jacobit. Parisiis. 1713. dag. 305– 306).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Ну, слава Богу! Ничего, может, созреет когда… Ты только не дави на него слишком, но говори, мол, пойдем со мной на службочку сходим, помолимся Богу… И даже не думай, как он там ответит или что потом будет, а просто говори и все… Бог знает… – А вы уж, батюшка, не оставляйте молитв. – Да я-то что… Хорошо, буду молиться, как могу, и вы молитесь . Бог милостив, не оставит. Ну все, родная, будь здорова, а то мне на послушание пора. Знаешь, как у нас в монастыре говорят: послушание выше поста и молитвы. Ну, храни тебя Бог! Зоя постояла, посмотрела вслед удаляющемуся отцу Ипатию, перекрестила его и снова принялась за побелку. Рейтинг: 9.8 Голосов: 34 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Кирилл 17 сентября 2015, 19:00 хороший рассказ. прибавляет сил. ALVIN 6 марта 2015, 20:11 Спасибо, отец Димитрий! раб БОЖИЙ, александр. 5 февраля 2015, 23:14 Спасибо, отец Дмитрий! Храни Вас ГОСПОДЬ ! раб БОЖИЙ, александр. 5 февраля 2015, 23:08 Не будь молитв монашеских, давно б загинули мы все в тартарары, а может и дальше! Лишь благодаря братии молящейся за всех нас и живём всё в той же суете и грехах! Храни вас ГОСПОДЬ, братия-монахи!Спаси нас всех ГОСПОДИ ! Юлия 18 февраля 2014, 18:26 Спасибо отец Дмитрий Elena Muceniece 11 февраля 2014, 14:35 Приношу вам свою благодарность... Акуловская Татьяна Владимировна 29 января 2014, 17:21 Дорогой отец Дмитрий! Рада за Вас, рассказ получился просто прекрасный! Приводит в состояние покаянное душу, а не это ли цель любого миссионерского письма? Хорошая литература - Ваш этот рассказ. В своём ЖЖ размещала уже некоторые Ваши рассказы. С благодарностью и уважением, Акуловская Татьяна, Красноярск. Надеюсь, помните меня, прошу молитв! Сергий 24 января 2014, 02:25 Спаси Бог ! Фотина 21 января 2014, 12:28 Спаси,Господи,батюшка за рассказ. Без слез не могла читать.Как необходимо молиться за ближних,не отвечая на ругать и ворчание.Только с верой в Бога понемногу открываются глаза. Вера 21 января 2014, 09:02 Да дарует Господь Бог мир и согласие украинскому народу. Да отступит сатана с мерзким разделением, да не возобладает.

http://pravoslavie.ru/67678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010