Личность этого святого всегда притягивала к себе внимание, т. к. прп. Феодор самой своей жизнью показал – к чему должен стремиться каждый православный христианин. Настоящее исследование является результатом подобного внимания к духовному опыту подвижника. 1. Истоки сотериологических взглядов прп. Феодора Студита 1.1 Семейное окружение Полагаем, будет естественным приступить к изучению формирования сотериологических воззрений прп. Феодора с выяснения роли его родителей в этом процессе. О том, что эта роль не маловажна, свидетельствуют слова самого преподобного, в которых он упоминает, как его с ранних лет приучали служить Богу (Θε λατρεειν) 111 . 1.1.1 Влияние отца Родился прп. Феодор в Константинополе, в семье государственного казначея (ταμιεας τν βασιλικν φρων) 112 . Отец – Фотин был человеком состоятельным 113 и благочестивым. Так автор жития В отмечает, что отец прп. Феодора отличался добротолюбием 114 , а в житие А упоминается, что Фотин «многих просветил к Божественному» 115 . Однако А.П. Доброклонский не склонен доверять свидетельству житий и дает свою оценку благочестию Фотина: «... полуиндифферентный в религии и нравственном поведении…» 116 . При этом доводы ученого следующие:1) «…он [Фотин – К. В.] доставлял жене много огорчений и слез...» 117 ; 2) «...она [Феоктиста, мать прп. Феодора – К. В.] избегала читать Псалтирь на его [Фотина – К. В.] глазах» 118 ; 3) прп. Феодор в Огласительном Надгробном Слове в честь своей матери, восторженно отзываясь о последней, совершенно в тени оставляет своего отца 119 . При ближайшем рассмотрении, с учетом контекста, эти доводы ученого выглядят не столь однозначно. Все вышеприведенные аргументы взяты из написанного прп. Феодором Огласительного Надгробного Слова в честь матери, где в первом случае, после описания исповеднического подвига Феоктисты (во время «михианской» схизмы), Студийский игумен добавляет: «О, потоки слез, которые постоянно истекали из ее очей ради мужа и наиболее неустойчивого из детей (Евфимия), ради паствы и всех заблуждающихся (λισθαινοντας) и по всякому другому поводу!» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Именно это отмечает св. Василий Великий в послании жителям Неокесарии по поводу людей, распространявших там подобные идеи: «Зло Савеллия, распространившееся было и угашенное отцами, ныне возрождается вновь» 573 . Действительно, в данный период модализм был представлен прежде всего маркеллианами и фотинианами, которые названы в тексте правила после савеллиан. Епископ Анкирский Маркелл († ок. 374) был горячим поборником никейского вероопределения; однако, поскольку он его неверно истолковывал, это вызвало некоторые недоразумения, чем искусно пользовались ариане. Маркелл считал Бога единым Лицом, от Коего не различается предвечное Слово. Проявление Слова является чисто функциональным, как «действующей энергии» Божией в творении и искуплении; оно прекратится в конце времен 574 . Возможно, из-за зачаточного еще в ту пору состояния латинского богословия, на Западе не смогли осознать ересь Маркелла и, несмотря на все призывы св. Василия Великого , воздержались от осуждения епископа Анкирского 575 . Фотин был учеником Маркелла, но, кроме того, он сочетал модализм в учении о Троице с христологией, близкой учению Павла, епископа Антиохийского в III в., который был осужден за адопционистские взгляды 576 . Проявив большую проницательность, нежели в случае с Маркеллом, западные епископы на Соборе в Милане осудили в 345 г. Фотина, десять лет спустя они вновь повторили свое осуждение. Об этом было сообщено восточным епископам, заседавшим на Соборе в Сирмии, которые, однако, не преминули напомнить Западу о связи ереси Фотина с ересью Маркелла 577 . Последняя из перечисленных неправославных групп – аполлинариане. Свое название она получила по имени Аполлинария 578 , ересиарха, происходившего из Лаодикии (нынешней Ааттакии) в Сирии. Будучи ревностным защитником Никейского Символа веры , он был избран православными жителями города на архиерейскую кафедру. Однако не замедлило выясниться, что в христологии он придерживался взглядов, отмеченных глубокими заблуждениями: единство во Христе он усматривал в рамках схемы «Слово-плоть» и делал отсюда самые крайние выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

р.б. Иоанна 2013/10/07, 16:59:04 Дорогие Отцы и Братия Святой горы Афон! Дорогие наши молитвенники! Прошу ваших молитв об успешном проведении предстоящей завтра утром сложной онкологической операции у рабы Божией Любови... Да хранит Вас Господь... Сергий 2013/10/07, 14:43:31 Дорогие, Отцы! Помолитеь ради Бога о мне грешном рабе божем Никите и о Ирине, Марии и Александре. Спаси Господи! Никита Дементьев. 2013/10/07, 07:23:57 Слезно прошу братию помолиться за т/бол. Варвару, она теряет сознание, не адекватно себя ведет, находится в полузабытьи, за Илию,чтоб у него с сердцем плохо не стало, он находится с ней, прошу вашей сугубой молитвы!спаси Господи! Тамара 2013/10/06, 23:29:18 Дорогие о Господе отцы и братия Святой горы Афон! Прошу Ваших молитв о моей заблудшей дочери Марии! Ей 21 год.(крещеная).Совсем запуталась.Все ищет счастья в жизни да не там где надо.Вашими молитвами в апреле посетил её Господь скорбью и она поисповедалась и причастилась.Но враг не отпускает.Крутит её --доходило до угроз самоубийства.Я молюсь как могу и стараюсь доверять Богу, что он промышляет о ней --но страшно бывает, потому что ничего уже сделать не могу. Не слушает. Начала употреблять наркотики. Помолитесь ко Господу нашему Иисусу Христу да просвятит помраченный ум её ,чтобы бросила она наркотики,пьянство, курение ,блуд и обратилась к Богу с покаянием. Да помилует её Господь по Великой Милости своей , умягчит сердце её и подасть свою помощь.Завтра она увольняется с работы. Помолитесь чтобы она скоро нашла себе другую работу а то если не будет работать совсем худо будет.Простите что много написала.Спаси Вас Господи! Татьяна. Татьяна 2013/10/06, 17:52:21 Доброго времени уважаемые Отцы Святой Горы Афон. Спаси вас Господь! Прошу молитв о болящем р.Б. Димитрии. Димитрий. 2013/10/06, 17:45:43 Отцы и братия святой горы Афон,благословите!Прошу ваших святых молитв о здравии р.Б.Алексея,Анны,Анастасии,Фотины и о упокоении новопреставл.р.Б.Нины.Храни вас Господь и Пресвятая Богородица! р.Б.Фотина 2013/10/06, 16:17:12

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=339

Преподобный Феодор Студит об исламе Преподобный Феодор Студит Преподобный Феодор Студит (память 11/24 ноября и 26 января/8 февраля) родился около 759 года в Константинополе в большой семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты. Он получил отличное образование у лучших риторов, философов и богословов столицы. При императоре-иконоборце Константине Копрониме (741–775) Фотин, строго придерживавшийся Православия, оставил государственную службу. В 781 году преподобный Феодор вместе с другими членами семьи под влиянием дяди, святого Платона, принял монашеский постриг в монастыре Символон на горе Олимп. Затем вместе с дядей и братьями они основали монастырь в местечке Саккудион. В 787 году преподобный Феодор был рукоположен патриархом Тарасием в священнический сан. В 794 году, по благословению святого Платона, он становится игуменом Саккудионского монастыря. Возмущенный антиканоническим четвертым браком Константина VI (780–797), преподобный Феодор разослал по монастырям послания, в которых объявил императора отлученным от Церкви. За это он, вместе с десятью сподвижниками, был арестован весной 797 года и сослан в Фессалонику. В августе 797 года святая императрица Ирина, вернувшая себе престол, освободила монахов из ссылки и в 799 году пригласила преподобного Феодора возродить опустевший при иконоборцах Студийский монастырь, куда вскоре собралось до тысячи иноков. В 809 году преподобный Феодор выступил с осуждением неканоничных действий императора Никифора I (802–811), за что был подвергнут истязанию и сослан на о. Халки. Вернуться в Константинополь он смог лишь спустя два года, уже после смерти Никифора. Стал советником императора Михаила I Рангаве (811–813). Весной 815 года, когда император Лев Армянин начал насаждать иконоборчество, преподобный Феодор открыто противостал этому, обличая ересь. Это стало причиной того, что в 816 году он опять был сослан – сначала в иллирийскую крепость Метопу, затем в анатолийскую Бониту, а после в Смирну, где продолжал полемику с иконоборчеством. После гибели Льва Армянина в 820 году ссылку преподобного Феодора прекратил император Михаил II Травл, который, однако, будучи также иконоборцем, запретил иконопочитание в столице. Преподобный несколько лет скитался, пока не прибыл осенью 823 года в монастырь святого Трифона в Вифинии, где и скончался 11 ноября 826 года. 26 января 844 года состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Феодора Студита в Константинополь.

http://pravoslavie.ru/28418.html

Рейтинг: 10 Голосов: 861 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Фотина 10 марта 2020, 12:15 Спасибо от искусствоведа! Андрей 9 марта 2020, 11:00 Где то читал, что в лучшем своём проявлении наука приводит человека к основанию престола Вседержителя. Очень глубокая мысль да не может земная наука оградить человека от духовной брани. Следовательно, роль науки подобна одному из драгоценных приборов в шкиперском сундуке капитана ведущего свой корабль по бурному житейскому морю. У людей поднявших выше житейского моря хоть слабых крыльях, хоть на могучих огненных крыльях (есть и такой образ у святых отцов), средства навигации должны быть на качественно более высоком уровне. р. Б. Ника 8 марта 2020, 20:01 Слёзы от радости. Слава Богу за радость и слёзы! Сергий 8 марта 2020, 04:22 Хорошо написано. Надежда 8 марта 2020, 00:43 Спасибо, матушка! Нет слов! Плачу... НН 7 марта 2020, 22:32 Инокиня Наталья, Вы затронули очень интересную тему. Мне довелось работать со стороны церкви с архитекторами и инженерами ВООПиК(Охрана памятников).Это были самоотверженные люди,прекрасные специалисты и знатоки русской церковной архитектуры,икон,фресок и тд.Это они сберегли храмы,как приспособленные в СССР под какие-то учреждения,так и потом отданные обратно церкви.Именно так.На них смотрели как на врагов,скандалили, когда они не позволяли приспособить " под себя " эти памятники(напр, в памятнике 17в расшарахать окна до современных размер и вставить пластиковые,пробить отверстия в сводах и многое др).Сколько добра сделали эти " вредные " специалисты!Мы даже не в состоянии оценить.Низкий им поклон! Наталия Ростова 7 марта 2020, 09:57 В 2011 году я ещё была " захожанкой " храма. И вот как-то в Великий Пост зашла поставить свечку в наш Старо-Покровский храм-памятник в центре города. На аналое лежала икона - " Не рыдай мене, Мати " , так она называется в народе. Богородица обнимает своего истерзанного, умершего сына...Я минут 20 стояла перед этой иконой и не могла отвести взгляд. Вся боль Вселенной, и одновременно вся нежность и любовь, в глазах Матери Божией. Она смотрела на Сына, а у меня было ощущение, что Она смотрит на меня...Причём я потом специально отошла в строну..Нет, не показалось. Взгляд Её проникает внутрь и под другим углом обзора. Иконописец сотворил чудо. Это привело меня в Храм окончательно..Слава Богу за всё!

http://pravoslavie.ru/129036.html

Анжела – Ангелина, Жанна – Иоанна, Оксана – Ксения, Аксинья – Ксения, Аграфена – Агриппина, Полина – Аполлинария, Лукерия – Гликерия, Егор – Георгий, Жан, Ян – Иоанн, Жорж – Георгий, Олекса – Алексий, Матиас – Матфей, Габриэль – Гавриил, Денис – Дионисий, Люция – Лукия, Сюзана – Сусанна, Фира – Есфирь, Светлана – Фотина, Марта – Марфа, Эжен – Евгений, Аким, Яхим – Иоаким, Йозеф, Юзеф – Иосиф, Цезарь – Кесарь, Корней – Корнилий, Леон – Лев, Люциан – Лукиан, Теодор – Феодор, Теофил – Феофил, Томас – Фома. В том случае, когда не удается установить подобного соответствия (например, Эдуард, Эльвира, Карл, Октябрина), то священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем. Давать при Крещении несколько имен в Православной Церкви в отличие от Католической не принято. Если ребенку по ошибке дано имя, не соответствующее его полу, и это обнаружено до Крещения, то обычно снова прочитывается молитва на наречение имени и в ней произносится новое имя. Относительно перемены имени уже крещенному человеку нет общецерковных правил, поэтому можно сослаться на резолюцию святителя Московского Филарета (от 22 мая 1839 года), согласно которой следовало поступить так: «Велеть отроку приготовиться к принятию Святых Таин, и при исповеди и причащении Святых Таин нарещи ему имя, которое, быв употреблено при Таинствах, и будет для него твердым». Так же, по его мнению, следует поступить и в случае перемены имени «по неудобопроизносимости». Священник должен быть особенно внимателен при наречении имен, имеющих мужскую и женскую форму: Александр и Александра, Евгений и Евгения, Валентин и Валентина и т. п., дабы не ошибиться в соответствии имени и пола крещаемого. Из благоговения перед Именем Спасителя в Православной Церкви не нарекали именем Иисус в честь Сына Божия. Так же мы относимся и к имени Его Пречистой Матери, поэтому имя Мария дается в честь одной из святых, чья память празднуется 26 января, 1 апреля, 22 июля и других. Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однажды Исидор, услышав, что некоторые братья часто бывают в городе, ходят в баню и ведут себя безпечно, пришел в собрание и снял с них монашеские одежды. Но после больно стало сердцу его, и он раскаялся. Волнуемый помыслами пришел он к Авве Пимену, неся с собою и левитоны братьев, и разсказал старцу о деле. Старец спросил его: нет ли и в тебе чего-нибудь от ветхого человека? Совлекся ли ты его? Пресвитер отвечал: и во мне есть ветхий человек. Старец сказал ему: вот и ты таков же, как и братья. Если и немного имеешь ветхости, уже подлежишь греху. Тогда пресвитер пошел от старца и, призвав к себе братьев, просил у них прощения (их было одиннадцать), облек их в монашеские одежды и отпустил 267 . С неутомимою деятельностью занимаясь устроением внутреннего порядка в обители, преподобный Исидор столь же ревностно подвизался для славы и благосостояния всей вообще православной Церкви. От чтеца до епископа, от простого воина до Императора не было ни одного состояния, из которого кто-нибудь не слышал бы его наставления. Ко всем он писал поучительные письма. Одним подавал советы, как друг; иных учил, как отец; одних обличал, как строгий судья; других укреплял словом Божиим, как Ангел Утешитель. Горестное состояние Церкви и общества были причиною того, что св. Исидор во многих письмах дозволял себе строгие и дерзновенные обличения. Догматы веры были извращаемы различными ересями. Тогда, как последователи Монтана, Новата, Ария, Македония, Фотина ещё находили себе многих приверженцев, явилась ересь Нестория, много смущения произведшая в церкви Александрийской, ещё волнуемой спорами оригенистов и антропоморфистов и враждою некоторых в Александрии против Иоанна Златоустог о. Сильное волнение, возбужденное против ереси Нестория, увлекло некоторых противников его в другую крайность и приготовляло почву, на которой быстро должны были возрасти плевелы лжеучения Евтихия. Египет опять под владычеством Фараона, писал Исидор к Епископу Гермогену, не на пришлых сынов Иакова налагает он труды построения городов, но от всех сильных требует подати ересей 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

И какие же злые все сразу стали! Хозяев и Вождей в Храме не признают! А они еще и детей с собой привели! Желаю автору побольше объективности в рассказах! Наталья 22 июля 2015, 16:14 Но Иисус сказал: " Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное " . Привести ребенка к Богу не значит, просто привести его в Храм, чтобы он там играл, скучал, капризничал, авось привыкнет, нет, это значит научить ребенка разговаривать с Богом, молиться. Иначе все хлопоты будут в пустую, и, повзрослев, он перестанет ходить в Храм. Фотина 22 июля 2015, 14:05 Для Натальи: Батюшка (если он настоящий батюшка) не может делать замечания в храме многодетным родителям. Прежде, чем мы привыкли к детям в церкви, наш настоятель постоянно напоминал прихожанам историю из Евангелие, когда ученики попытались не пустить детей к Иисусу Христу. И все, у кого были хоть какие-то недостойные мысли в эту сторону, замолкали, уставившись в пол. Но и наши дети воспитываются в храме на примере взрослых. Нынешние наши пономари и псалтирщик - это юноши, которых я помню еще 2-3-6-летними детьми. Если не водить детей в храм с малолетства, то повзрослев, они тоже не переступят его порог, пока жизнь не прижмет, а пойдут в ночные клубы или к сектантам. Еще раз повторюсь: считаю эту тему недостойной для истинно верующих людей. Антон 22 июля 2015, 13:43 Хотелось бы спросить тех, кто ругает автора и призывает " воспитывать в детях благоговейное отношение к храму " , а вы сами воспитали его в своих детях? И если воспитали, то какими методами? И продолжили воспитанные вами дети ходить в храм, исповедоваться и причащаться, когда они выросли и смогли сами принимать решения? Можно, конечно, вымуштровать маленького ребёнка так, что он будет выстаивать богослужения не шелохнувшись. Но ведь тогда для него богослужение превратится в пытку. И потом, когда он вырастет, его в храм и палкой не загонишь. Другой вариант - постоянное шиканье и принуждение вести себя тихо может сломать ребёнка, сделать из него невротика.

http://pravoslavie.ru/80745.html

Таким же образом и для старейшей, истинно апостольской церкви в Антиохии сирской, в которой первой зазвучало драгоценное имя христиан, собравшиеся как из той самой епархии, так и из восточных диоцезов епископы законно рукоположили епископом благоговейнейшего и боголюбивейшего Флавиана, мужа, почтенного как бы единогласным выбором всей церкви, – и это законное рукоположение принято собором общим. Извещаем вас, что в церковь иерусалимскую – матерь всех церквей, канонически также рукоположен некогда епархиальными благоговейнейший и боголюбивейший епископ Кирилл, столь многократно и в разных местах подвизавшийся против ариан. С этими законно и канонически поставленными у нас епископами мы просим ваше благорасположение обмениваться приветствиями, иметь общение духовной любви и страха Божия, отложив всякое человеческое пристрастие, и благоустройство церквей предпочитая расположению или любви личной, ибо, когда таким образом слова нашей веры придут в согласие и христианская любовь между нами утвердится, мы перестанем говорить то, что осуждает Апостол: «аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин» ( 1Кор 1.12 ). Тогда все мы будем принадлежать Христу, который не разделился в нас, тогда, по воле Божьей, все сохраним тело церкви нераздельным и с дерзновением предстанем пред престолом Господним». Это писали Отцы против безумия Ариева, Аэциева и Евномиева, также против Савеллия, Фотина, Маркелла, Павла самосатского и Македония; равным образом ясно отвергали они нововведение Аполлинария, когда говорили: «и касательно воплощения Господня мы сохраняем не превратное учение: принимаем домостроительство плоти не без души, не без ума и не несовершенным» 187 . Всехвальный же Дамас, узнав о порождении этой ереси, низложил и отрешил не только самого Аполлинария, но и ученика его Тимофея, и через послание известил о том управлявших востоком епископов. Это послание его я считаю полезным поместить в настоящем моем сочинении. Глава 10 «Что вы, дражайшие дети, по своей любви воздаете апостольской кафедре должное уважение – этим весьма много приписываете нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

С. Девятова Скачать epub pdf Пюхтинские старицы 42 Блаженная старица Елена (1866–1947 гг.) Блаженная старица Елена (в миру Елена Богдановна Кушаньева) родилась 21 мая 1866 года в селении Верхний Остров Псковской губернии. Когда девушке исполнилось двадцать пять лет, она пожелала стать невестой Христовой. Благочестивые родители, Богдан и Анна, благословили дочь, решившую уйти в монастырь. Летом 1891 года Елена стала послушницей Пюхтицкого монастыря. Проходившая общие послушания рясофорная послушница Елена вскоре была назначена игуменьей Варварой уставщицей. С 1897 по 1921 год, она несла послушание на монастырском Ревельском подворье. Как-то матушка Елена возвращалась с подворья в Таллинне. За ней была послана из монастыря лошадь на станцию Йыхви (тогда Йевве), но пятидесятилетняя матушка Елена, не пожелала ехать, а возвратилась в монастырь пешком, пройдя 25 километров от станции. После этого случая многие стали обращать внимание на её необычное поведение. По рассказам сестёр в 1938 году блаженная Елена возвратилась в обитель из Гефсиманского скита и поселилась в домике у калитки при Святых вратах, в крайней угловой келии. Многие сёстры уважали её, понимая, что блаженная старица, под видом юродства, скрывает свои подвиги. Но бывали случаи, когда за странные поступки блаженную осуждали. Вспоминает схимонахиня Фотина: «В церковь придет, встанет и громко ругается, а потом, уходя, еще и дверью хлопнула. Сестры сделали ей замечание: «Мать Елена, почему ты так ругалась в церкви?» – «Так разве вы не видели? Ведь полная церковь бесов была, я их все и выгоняла!» Вот как блаженная видела!» Из воспоминаний схимонахини Варсонофии, поступившей в обитель в 1934 году «В то время уже 68-летняя мать Елена была выше среднего роста, видная, крепкого телосложения, и все поступки ее были, как блаженной… Бывало, встретишь ее и скажешь: «Мать Елена, благословите!» Она скажет: «Бог благословит!» А то ответит: «Не моя неделя». Или и вовсе молча пройдет. Ночью ее часто можно было видеть с кухни. Около 3-х часов ночи выходит и начинает вокруг собора ходить: то камушки собирает, потом их переносит, то опять на место кладет. И все это имело особенное значение. В обители издавна существует предание о том, что в 3 часа ночи здесь Матерь Божия является. Валаамский старец иеромонах Памва, по сохранившимся рассказам, неоднократно пюхтицким сестрам о том же говорил: «В 3 часа ночи у вас в обители Матерь Божия всегда ходит».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010