а) Климент упомянут ап. Павлом в Послании к Филиппийцам между лицами, очевидно, постоянно жившими в г. Филиппах (IV, 2. 3), б) св. Павел называет Климента ( Фuлun. IV, 3 ), вместе с ним (Апостолом) подвизавшимся в благовествовании, именует сотрудником и, очевидно, в том же городе, (Филиппах), в) спутников у апостола в его путешествиях было вообще незначительное число (в 2 путешествии) как-то: Сила, Тимофей и Лука. Когда же и где Климент прибыл в Рим (если упоминаемого в послании к Филиппийцам считать за одно лицо с Римским) в Филиппы? Не видно ни из Апостольских Деяний, ни из посланий ап. Павла и, если бы Климент (такое знатное лицо) сопутствовал ап. Павлу, то без сомнения упомянули бы о нем или Дееписатель – св. Лука, или же сам ап. Павел, но св. Климент Римский , как спутник ап. Павла, нигде не упоминается. Память св. Климента Сардийского в Православной Церкви 10 сентября (но жития его нет) и 4 января в соборе 70 Апостолов, а св. Климента Римского – 25 ноября. В католической церкви празднование св. Клименту Римскому совершается 23 ноября. В полных месяцесловах и святцах под 23 апреля положена память св. ап. Нафанаила (Варфоломея), Луки и Климента, по случаю обретения их мощей. Климент здесь наименованный в некоторых святцах отождествляется с Климентом Римским (Месяцеслов Правосл. Церкви. Симбирск 1880); но это неверно. Мощи св. Климента, утопленного в 101 г. в Черном море, были обретены св. Кириллом и Мефодием в 9 веке и затем перенесены в Рим где и доселе хранятся в церкви его имени, следовательно, св. Климент коего 22 апр. воспоминается обретете мощей, отличное лице от св. Климента Римского и это отчасти может служить, доказательством что св. Климент, причисленный к св. 70 Апостолам, лице отдельное от св. Климента Римского. Святой апостол Сосфен Этот апостол упоминается в Апостольских Деяниях (XVIII, 17), в 1-м послании к Коринфянам (1, 1) – в приветствии вместе и Сосфен брать. Во время второго путешествия (в 53–54), ап. Павел из Афин прибыл в Коринф, где временно жил у Акилы и Прискиллы ( Дeяh. XXIII, 1, 2 ), а по прибыли Силы и Тимофея апостол, вероятно, вследствие тесноты помещения в доме Акилы, перешел к некоторому чтущему Бога человеку именем Иусту, дом которого находился близ синагоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Апостол при этом в подробности говорит о бранных доспехах христианского воина. Последний должен вооружиться крепким убеждением в истинности того дела, за которое он борется (станите убо препоясани чресла ваша истиною), ибо только в таком случае у всякого воина найдется достаточно энергии для борьбы: это будет для него как бы поясом. Затем, вместо панциря, он должен запастись праведностью; вместо воинских сандалий, которые делали твердой походку воина, христианин должен воспитать в себе готовность к тому, чтобы самым делом служить благовестию мира: это даст ему твердость и устойчивость в борьбе. Вера в Иисуса Христа и в будущее блаженство послужит для него щитом, закрывающим все тело (θυρεν): вонзившись в этот щит, стрелы диавола, концы которых он зажигает (для произведения пожара в неприятельском лагере), погаснут. Голову свою воин христианин защитит и, вместе, украсит щитом, или выставит на вид врагов свою полную уверенность в получении совершенного спасения. Наконец, для отражения нападений врага надежным мечом в руках воина-христианина служит слово Божие, сила которого достаточно выказалась уже в истории искушения Самого Иисуса Христа; здесь, впрочем, ап., конечно, разумеет уже не ветхозаветное, а новозаветное Слово Божие (ст. 11–17). Борьбу самую следует начинать прилежной молитвою в общении со Св. Духом (ν πνεματι ср. Рим.8:26 ). К этому увещанию ап. присоединяет просьбу молиться за него, чтобы ему, как полномочному посланнику Христову, была предоставлена в Риме такая же свобода, как посланникам других царей (ст. 18–20). Затем, рекомендацией уполномоченного своего, Тихика, и благословением тем, в особенности, которые питают неизменную (ν φθαρσ) любовь ко Христу, ап. заканчивает свое послание (ст. 21–24). О послании св. ап. Павла к Филиппийцам Город Филиппы, к христианам которого ап. Павел написал послание, находился в Македонии, при р. Стримоне, невдалеке от Эгейского моря, и был одним из знаменитейших городов этой области, почему писатель книги Деяний и называет его первым (πρτη Деян.16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

В наименовании Епафродита «посланником» (апостолом) и служителем (диакон) усматривается то, что он «послан» из Филипп в Рим к ап. Павлу, где служил в его тяжелом положении в узах. Апостол Павел ускорил отправлением Епафродита в Филиппы, потому что он сильно желал видеть всех (Филиппийцев) и тяжко скорбел о том, что до них дошел слух об его болезни (II, 26). И весть эта о болезни Епафродита, к сожалению, была верна, ибо он был болен при смерти (близок был к смерти), но Бог помиловал его, и не его только, но и самого Павла, чтобы не прибавлять печали к печали (II, 27). В выздоровлении Епафродита, Апостол видит особенную милость Божию не только для выздоровевшего (Епафродита), но и для себя; и эта милость дана была Богом, вероятно, по особенной молитве о нем св. Апостола. Слова: «чтобы не прибавилось мне печали к печали» (в случай смерти Епафродита) показывают, как близко к сердцу Апостол принимал болезнь Епафродита; печальный исход (смерть) его усугубил бы печаль св. ап. Павла. Под печалью, которая усилилась бы новою печалью, многие толкователи разумеют тяжелое положение Апостола в узах, которые хотя и радовали его (I, 12), но и печалили, потому что не давали ему возможности к более широкой деятельности для благовествования. Посему, продолжает апостол в послании к Филиппийцам, я скорее отправил Епафродита, чтобы вы, увидевши его, возрадовались и я был бы менее печален (II, 28). Примите же его (Епафродита) в Господе, с всякою радостию и таковых имейте в особом почете (II, 29). Выражением «в Господе» обозначается христианский характер приема; увещание же принять Епафродита «со всякою радостию» обосновано на цели отправления к ним его, чтобы доставить Филиппийцам радость. Далее, апостол представляет и основание к такому приему Епафродита, ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, чтобы восполнить недостаток ваших услуг (II, 3). А в чем состояло это дело, можно видеть из контекста (ст. 25: вашего посланника и служителя в нужде вашей): оно именно состояло в содействии распространению Евангелия Христова чрез вспомоществование благовестнику оного, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Из Троады Игнатий морем достиг Неаполя и отсюда прошел в Филиппы. Филиппийская Церковь приняла его с трогательною любовью ( Флп 1:1 ). Во время пребывания здесь он высказал пожелание, чтобы Филиппийцы отправили Послание к братьям в Антиохию. Филиппийская Церковь действительно скоро написала Поликарпу Смирнскому , прося его доставить их Послание Сирийцам, а также прислать им Послания Игнатия к нему и к другим, какие окажутся у него. С этого пункта относительно путешествия Игнатия могут быть только одни догадки. Вероятно, он прошел Македонию и Иллирию, в Диррахии (Эпидамне) или Аполлонии (на Адриатическом море) взошел на корабль и из Брундузия остальной путь до Рима совершил пешком. Martyrium colbertinum передает, что, переплыв Адриатическое и Терентское море, Игнатий хотел высадиться в Путеолах, чтобы прийти в Рим тем путем, каким шел апостол Павел; но сильный ветер воспрепятствовал этому, почему он вышел на сушу в Римской пристани. В Риме он был отдан на растерзание диким зверям и пострадал мученически в амфитеатре Флавия в присутствии властей и, может быть, самого гуманного Императора Траяна. Из представленного очерка ясно, как трудно получить цельный образ святого Игнатия в виду отсутствия каких бы то ни было данных о происхождении его, обстоятельствах обращения в Христианство, условиях деятельности; мы даже ничего не знаем о нем, как епископе своей Церкви в мирное время Ее существования. Непроницаемая тьма, окутывающая жизнь и деятельность святого Игнатия, только в конце прорезывается ярким, хотя и мимолетным лучом. Если бы обстоятельства мученичества не вывели Игнатия из неизвестности, то он, подобно своему предшественнику Еводию, остался бы для. последующих поколений только именем и ничем более. Но внезапно озаренный конец его жизни показал его Христианскому миру как выдающуюся определенную и живую личность, истинного отца Церкви, учителя и образец непоколебимой веры на все последующие времена. IV. 2. Вопрос о Посланиях Святого Игнатия В скором времени после пребывания Игнатия в Смирне, не имея еще точных сведений о подробностях, постигших его в Риме страданий, Поликарп писал Филиппийской Церкви: «послания Игнатия, присланные им к нам, и другие, сколько их есть у нас, мы послали к вам, как вы просили; они приложены при этом самом Послании. Вы можете получить из них великую пользу, ибо они содержат в себе веру, терпение и всякое назидание в Господе нашем» (13). Таково свидетельство современника, присутствовавшего, так сказать, при самом акте написания нескольких Посланий, о литературной деятельности святого Игнатия. Объем этого первого собрания Посланий точно неизвестен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Мы могли бы найти более или менее вероятное объяснение приписке с предостережением против иудействующих, но и только; все же дальнейшее в нашем послании являлось бы непонятным. Весть о новой и сильной выходке иудействующих против евангелия, или лично против Св. Павла могла заставить его остановиться среди заключения послания и приписать против них предостережение. Это более или менее возможно. Но где объяснение дальнейшего содержания послания? По меньшей мере невероятно, что Св. Павел хотел закончить свое послание, не сказав ни слова благодарности за присланный через Епафродита дар. Ранее он только упомянул о нем кратко и мимоходом. Если же предположить, что содержащееся в двух последних главах Апостол имел и ранее в виду написать, но, написав вторую главу, был на некоторое время прерван, то все же непонятно, почему он заканчивает послание, имея ввиду продолжить его. Предположить же, что Апостол не был прерван, но позабыл о том написать и вспомнил только, когда ста было заканчивать послание, уже совсем немыслимо. Лучше придерживаться объяснений Св. Златоуста и Экумения, которые это приглашение радоваться, как и дальнейшее ( Флп.4:4 ), относят к предыдущим известиям об успешном распространении евангелия, об Епафродите, о прибытии в Филиппы Тимофея и Апостола. Вообще: “исполняйтесь всякого духовного веселья” 353 . Это понимание более естественно и вытекает из всего хода мыслей. Понятно и желание Св. Апостола успокоить во всех отношениях Филиппийскую церковь . Что она тогда должна быть в некоторых в некотором отношении неспокойна и опечалена, это вполне понятно, если принять во внимание тогдашние обстоятельства. Сама она, если не переносила преследования, то ждала их. Но не это только было основанием к заботе, но также должна наполнять ее сердце печалью и мысль о положении Апостола в Риме и не ради только его самого, но и ради успеха евангельского дела. К этому присоединилась печальная весть о смертельной болезни Епафродита. Относительно всего этого и успокаивает Апостол Филиппийскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

После этого, похвалив Филиппийцев за их послушание, Святой Апостол Павел дает им ряд наставлений нравственного характера, внушая им: «со страхом и трепетом свое спасение содевайте» (ср. Пс. 2:11 [ 181 ]) и увещевая все делать без ропота и сомнения, чтобы быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими среди строптивого и развращенного рода. Здесь обращает на себя внимание изречение: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Это не уничтожает, конечно, свободы воли человека, а указывает лишь на то, что истинное благочестие есть дар Божий, подаваемый смиренным. Но Бог только возбуждает хотение добра в человеке воздействием на него Своей благодати, а отзовется ли человек на это, зависит уже от него самого, от его свободной воли. Благодать Божия только содействует человеку, помогает ему в его добрых делах, но это не значит, что она совершает и самое дело за человека. Когда мать ведет за руку начинающее ходить дитя свое, то она только помогает ему ходить, а не сама совершает за него движение. Таково же, по учению преподобного Макария, и содействие нам благодати Божией в наших добрых делах (ст. 12–18). В остальной части второй главы святой Апостол Павел извещает Филиппийцев о своих намерениях. Имея в виду, что Филиппийцев беспокоит его участь, он обещает послать к ним верного сотрудника своего Тимофея, как только узнает о результатах суда над собою у кесаря (ст. 19–23). Другая цель этого посольства — получить верные сведения о жизни Филиппийцев, чтобы быть спокойными за них. «О сколь нежную любовь имел он к Македонии» говорит по этому поводу святой Иоанн Златоуст: «это знак величайшего попечения, когда, не имея возможности сам скоро придти, посылает ученика, не терпя даже и на короткое время оставаться в неведении о происходившем у них. Тимофея же посылает Апостол, как самого верного человека, на которого во всем можно положиться (ст. 20–22). Зная несомненно по внушению Духа Святого, что он будет освобожден, Святой Апостол обещает и сам скоро придти к Филиппийцам. Пока же Апостол посылает Епафродита, вручив ему свое послание, имея в виду то, что Епафродит в Риме был опасно болен, и Филиппийцы, не зная об исходе его болезни, весьма беспокоились о нем. Возвращая Епафродита Филиппийцам, Апостол хвалит его за великий труд, подъятый им: за то, что он пришел к Апостолу, чтобы утешить его в узах за 1000 слишком километров, отделяющих Филиппы от Рима и подвергся тяжкой болезни. Называя его своим «братом», «сотрудником» и «сподвижником», Святой Апостол просит принять его «в Господе со всякой радостью» и «иметь в уважении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Что до результатов миссии Луки в „греческих» европейских областях, то здесь достаточно сослаться на послание к Филиппийцам, которое неотразимо убеждает, что эта церковь была предметом неизменной и самой светлой радости Апостола Павла. Ученик вполне оправдал благоволительные надежды своего учителя, и неудивительно, что последний снова взял его с собою при крестном шествии своем в Иерусалим ( Деян. ХХ, 5 сл. XXI, 1 сл. 17 сл.), а Лука, разумеется, был поблизости даже в период Кесарийских уз, разделял все превратности путешествия в Рим ( Дeяh. XXVII, 1 сл.) и был там в течение не менее двух лет ( Дeяh. XXVIII,16,30 ). Касательно этого периода бесспорно разве то, что, не будучи (- подобно Аристарху и Епафрасу: Koл. IV, 10 Филим. 23 ) – «соузником», он усердно помогал великому благовестнику, почему лестно похваляется пред Колоссянами (IV. 14) и прямо упоминается в числе «сотрудников» ( Филим. 23 ), подвизавшихся за истину Евангельскую в столице мира. Но в письме к Филиппийцам нет ни имени, ни приветствия его, и мы должны думать, что к этому моменту он уже покинул Рим. С другой стороны, говорится о возможном посольстве в Филиппы Тимофея (Филипп. II, 19), между тем всего естественнее было бы завернуть туда Луке, если бы последний отправлялся на Восток. В этом обстоятельстве получает вероятность сообщение Епифания, что Лука благовествовал в Галлии, Италии, Далматии и Македонии, как и вполне понятно, что Апостол, намеревавшийся пройти на запад до Испании ( Puм. XV, 24, 28 ), послал наперед своего ученика, который потом по указанному маршруту переправился в «Грецию». Может быть, к этому же периоду относятся известия Симеона Метафраста и Никифора Каллиста о пребывании его в Египте и Ливии, причем «Постановления Апостольские» говорят (VII, 46), что «в Александрии первый рукоположен (во епископа) Марком Евангелистом Анниан, а второй Авилий – Лукой, также Евангелистом» (М. gr. I, 1052; cnf. XVI, 17). Во всех этих данных много спутанного, – и напр., Александрия допускает даже отожествление с Троадой у Эгейского моря на юг от Трои (A­ κεςανδ α η Τργ ς) 63 ;а Фиваида не без удобства сближается в Беотией, ибо трактуется о Фивах «семивратных» Θβαι π πυ οι, но Египетские издавна величались «стовратными» ( Θβα κατμπυλοι).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Эти свойства пастырские из следующей статьи лучше познаются. Примечай здесь, читатель, что во времена апостольские епископы пресвитерами и пресвитеры епископами назывались. Епископ – имя греческое и значит то, что по нашему наречию надзиратель, и пресвитер также имя греческое, и значит то, что старший или старец. Из этого видишь, что и звание их общее. Надзирателем быть – это над другими быть надзирателем, и старшим также над другими старшим. Видим это общее их именование в Писаниях апостольских. Павел святой, в Послании к Филиппийцам, говорит: находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами (Флп. 1:1). Видишь, что здесь епископами пресвитеров называет, потому что Филиппы – это один город, в котором один обыкновенно поставлялся епископ, а не многие, а он пишет ко многим, а не к одному, таким образом, многих в одном граде пресвитеров епископами называет. Еще читаем в Деяниях апостольских, что тот же апостол, от Милита послав во Ефес, призвал пресвитеров церкви, которым между прочим говорит: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами, пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20:17, 28). Вот и здесь пресвитеры нарицаются епископами. Еще, когда Титу святому повелел, чтобы по градам устроил пресвитеров, тотчас, каковыми подобает быть тем пресвитерам, приложил: епископ должен быть непорочен (Тит. 1:7). И здесь пресвитера называет епископом. Об этом и святой Златоуст повествует, что тогда пресвитеры епископами назывались. «Что это! В одном ли граде многие епископы были? Нет, но пресвитеры так нарицались». И ниже: «И пресвитерами издревле нарицались епископы, и служителями Христовыми и епископами пресвитеры» (Беседа 1-я на Послание к Филиппийцам на слова апостольские: находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами). Видим, что во дни апостольские епископ и пресвитер общее имели имя, и на то, кроме прочих причин, особенно поставлялись, чтобы пасти Церковь Христову. Но в последующие времена и ныне епископы только епископами и пресвитеры только пресвитерами называются, и что они есть, и какое обоих звание, всем христианам известно. Дело же пастырское – это попечение, старание и прилежание о стаде Христовых овец, из самих имен их, как сказано, познается быть равным: и те и другие равно пасти Церковь Христову должны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1907. S. 136), а по Римскому Мартирологу - ап. Аристарх (MartRom. P. 321). В «Апостольских постановлениях» 1-м епископом Берои назван ап. Онисим (Const. Ap. VII, 46), а в каталогах апостолов - ап. Карп (Vitae prophetarum. 1907. S. 125, 142). В нач. 50-х гг. в Македонии проповедовали апостолы Тимофей и Ераст , посланные ап. Павлом (Деян 19. 22). Адон, архиеп. Вьеннский, считает Ераста епископом г. Филиппы (PL. 123. Col. 193). Но ряд исследователей ( Θεοχαρδης. 1980. Σ. 37) предполагают, что христ. общину Филипп возглавил ап. Епафродит , названный Феодоритом Кирским апостолом Филиппийцев ( Theodoret. In 1 Cor. 12. 28//PG. 82. Col. 329). В 55 г. ап. Павел вторично посетил М. по пути из М. Азии в Коринф (Деян 20. 1-2). Его точный маршрут неизвестен, но, видимо, проповедь апостола охватила значительную территорию, т. к. в Послании к Римлянам ап. Павел сообщает, что «благовествование Христово распространено мною… до Иллирика» (Рим 15. 19). В следующем году, возвращаясь из Коринфа, ап. Павел отмечал Пасху в Филиппах (Деян 20. 6). Ок. 67 г. через М. прошел направлявшийся в Ахайю ап. Андрей Первозванный . Он проповедовал и совершал чудеса в Филиппах и в Фессалонике (Деяния апостола Андрея/Предисл., пер. и коммент.: А. Ю. Виноградов. М., 2004. С. 61-69), а также рукоположил во епископа М. ап. Урвана (Vitae prophetarum. 1907. S. 120, 137; SynCP. Col. 177). В нач. II в. через М. проходил путь сщмч. Игнатия Богоносца из Антиохии в Рим. Он останавливался в Филиппах. Из Послания сщмч. Поликарпа Смирнского к филиппийцам известно, что тот пересылал им послания Игнатия, а послания христианской общины Филипп - в Сирию ( Polycarp. Ad Phil. 13). Сщмч. Поликарп также упоминает о пострадавших за Христа в Филиппах Зосиме и Руфе ( Idem. 9). Эпиграфический материал свидетельствует, что во II в. христ. община существовала в Эдессе ( Θεοχαρδης. 1980. Σ. 39). В 86 г. пров. Мёзия была разделена на Нижнюю и Верхнюю с центром в Скупи. При имп. Антонине Пии (138-161) границы пров. Македония были расширены за счет Фессалии.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

1923; ΤρεμπλαΠ. Υπμνημα ες τςπιστολς τς Κ. Δ. Τ. 2. Σ. 80–271, 446–456; Τσκωνα Β. πμνημα ες τν πρς Κολοσσαες πιστολν το Απ. Παλου. 1975; CollangeJ. F. L’ 6p!tre de St. Paul aux Philippiens. CNT, 1973; Lohse E. Die Briefe an die Kolosser und an Philemon. KEK, 1986; Gnilka J. Der Ephcserbrief. HThK, 1971; Fee G. Paul’s Letter to the Philippians. NICNT, 1995; Caird G.B. Paul’s Letter from prison. 1976. Научные исследования: γουρδη Σ. ρλος τν γυναικν στνκκλησα τνΦιλππων//Αραγεγινσκειςναγινσκεις. 1989. Σ. 185–193; ωαννδη Β. μνος το Αποστλου Παλου πρς τν ν Τριδι θεν ν φεσ 1, 3–14//ΕΕΘΑΑ 14. 1963. Σ. 385–419; Καραβιδπουλου 7. Ενδεξεις κ τν πιστολν τς αΙχμαλωσας κα κ τς παραδσεως περ τς φυλακσεως το Αποστλου Παλου ν φεσφ. ΕΕθΑθ, 1965; Он же. πρς Φιλιππησους πιστολ στ σγχρονη ?ρευνα. ΔΜΒ, 1980; Он же. Χριστολογικς μνος τς πρς Κολοσσαες πιστολς (Κολ 1, 15–20). 2007. Послания святого апостола Павла ефесянам, филиппийцам, колоссянам и Филимону называют посланиями из уз, поскольку они были написаны из заключения, о чём сам апостол неоднократно упоминает в этих посланиях ( Еф. 3, 1; 6, 20 ; Флп. 1, 7, 12–17 ; Кол. 1, 24; 4. 3, 10, 18 ; Флм. 1, 9, 10, 13, 22, 23 ). Впрочем, апостол нигде не уточняет место своего заключения. Из книги Деяний святых апостолов известны всего три заключения апостола Павла: в Македонском городе Филиппы в течение одной ночи ( Деян. 16:22–40 ), в Кесарии Палестинской на протяжении двух лет, 58–60 годы по Рождестве Христовом ( Деян. 23:33–26, 32 ) и, наконец, в Риме, куда апостол был доставлен в узах и «жил целых два года на своём иждивении» ( Деян. 28:30 ). Но кроме этих уз, о которых прямо говорит святой Лука в книге Деяний, апостол Павел претерпел и другие заключения. Второе послание Тимофею, например, было написано во время вторых римских уз апостола. Кроме того, во Втором коринфянам апостол Павел, перечисляя свои злоключения за Евангелие Христово, между прочими называет и следующие: «Я гораздо более [был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» (11, 23), «под ударами, в темницах, в изгнаниях» (6, 5). И это при том, что ко времени написания Второго коринфянам книга Деяний упоминает только об одном заключении апостола Павла в течение ночи в Филиппах! Предание о многократных заключениях апостола Павла нашло свое отражение и в Первом послании Климента V, 6, где читаем следующее: «[Павел] показал достойное награды терпение, перенеся семь заключений, будучи гоним, побиваем камнями, став проповедником [Евангелия] на Востоке и Западе». Из этого следует, что молчание святого Луки о других заключениях, кроме тех трех, о которых он прямо упоминает, вовсе не означает, что апостол не был более в узах. Итак, во время какого заключения были написаны наши четыре послания?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010