2 . Двухлетнее пребывание в Кесарии ( Деян. 24:27 ) – вполне достаточный срок для обмена корреспонденцией между Павлом и Филиппами (см. ниже). 3 . В Флп. 1:7 Павел пишет о защите благовествования, все еще находясь в заточении. Скорее всего, речь идет о Кесарии, когда он защищал себя перед Феликсом, а затем продолжал заниматься своей деятельностью в течение этих двух лет. 4 . В своем послании Павел не упоминает о сборе пожертвований для нуждающихся евреев в Иудее, что было важным делом на ранних этапах его служения. Когда он жил в Кесарии, эти пожертвования уже были доставлены в Иерусалим, а потому в Флп. он мог писать о «дарах», не имея в виду эти конкретные пожертвования. Хотя перечисленные аргументы кажутся достаточно убедительными, против них можно возразить следующее: в Кесарии Павел не ожидал незамедлительного вынесения приговора, но перевода в Рим, где он должен был предстать на суд императора, ибо требовал «суда кесарева» ( Деян. 25:11 ). Вынесение смертного приговора или освобождение, о чем Павел пишет в 1:20–24 (а в случае освобождения – посещение Филипп [см.: 2:24]), не были реальными альтернативами во время его пребывания в Кесарии. Если мы примем возможность тюремного заключения Павла в Эфесе, то должны будем основываться на следующих доводах, которые позволят полагать, что Флп. было написано именно там. 1 . В послании указывается по крайней мере четыре путешествия между Филиппами и местом заключения Павла: в первом случае весть о его положении доставил Епафродит, когда прибыл к Павлу из Филипп; затем обратно в Филиппы пришла весть о болезни Епафродита; и снова из Филипп были получены вести о том, что филиппийцы позаботились о Епафродите (2:25–30). Путь от Филипп до Эфеса мог занимать семь–десять дней, а потому все эти путешествия вполне реальны. 2 . В Деян. 19:22 говорится о том, что Тимофей был послан из Эфеса в Македонию, и это согласуется с Флп. 2:19–22 . 3 . Из указанных выше текстов следует, что Павел действительно мог встретиться там с угрозой смерти (ср.: Флп. 1:20–23 ). И это выступает в поддержку мнения о том, что послание написано из темницы в Эфесе. Однако возникает вопрос, как долго пребывал Павел в Эфесе и было ли достаточно времени, чтобы создалась ситуация, описанная в 1:12–18.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Послание к Филиппийцам не менее интересно. В нем есть вполне определенная тема власти и политической реальности. Филиппы — город, основанный царем Филиппом, отцом Александра Македонского. В то время был римской колонией. Это как дальний хутор города Рима. Гражданство подразумевает принадлежность к какому-то определенному городу. Сам Павел был уроженцем города Тарса, но при этом римским гражданином. Это было большой привилегией. Она была, видимо, дана его предкам за какие-то заслуги или в ходе ассимиляции местной знати, что римляне очень любили. Вот и филиппийцы все были римскими гражданами. Это был город, населенный людьми с правами столичных жителей. Среди них было много урожденных римлян, вероятно, ветеранов, тех, кто закончил службу в армии и получил от государства какую-то хорошую собственность, недвижимость, осел в Филиппах. Но в то же время город далек от Рима, от центра принятия решений. Здесь ап. Павел может развернуться! Филиппы становятся центром христианской проповеди в Македонии. Важный для нашей темы фрагмент Послания, 3:18–21: А ведь многие — и я об этом часто вам говорил, а теперь повторяю даже и со слезами — поступают как враги креста Христова. Ждет их погибель, поклоняются они желудку как богу, славятся своим позором и думают только о земном. А наше гражданство принадлежит небесам, откуда мы ждем Спасителя — Господа Иисуса Христа. Он преобразит наши униженные тела по образу Своего прославленного тела действием Своей силы, способной всё Себе подчинить. Кто эти враги креста Христова, мы не знаем. Иудеи, фарисеи и книжники под это описание не подходят. Но зато это идеальное описание римского двора на протяжении большей части истории всей Римской империи. Бывали исключения, но это не Нерон и Калигула, те императоры, которые могли тут упоминаться. Павел пишет к Филиппийцам, с высокой долей вероятности, из Рима, где он находится в заключении. Враги Христа не ведут с ним богословскую полемику, а хотят его убить. И их образ жизни у него перед глазами. Если апостол описывает нравы Рима, то понятно, почему это его так мучает, и почему он не решается высказаться конкретно. Ведь он, полемизируя, например, с иудейскими проповедниками, открыто говорит о них очень грубо, а то и обзывает их. А здесь описательно, мол, вы сами понимаете, о ком я говорю.

http://blog.predanie.ru/article/chto-nac...

Между прочим в этом послании апостол Павел вспоминает о своей проповеди в Коринфе и говорит, что Иисус Христос был проповедан в Коринфе не только им одним, но и Силуаном и Тимофеем ( 2Кор. 1, 19 ). К тому же времени относится Послание апостола Павла к Римлянам. В этом послании апостол Павел посылает приветствие и от сотрудника своего Тимофея (см.: Рим. 16, 21 ). Затем мы видим Тимофея около апостола Павла во время его римских уз. Из Рима апостол Павел посылает Тимофея в Македонию, в Филиппы. Надеюсь, – писал апостол филиппийцам, – вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равноусердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною ( Флп. 2, 19–23 ). Имя Тимофея мы видим в надписании посланий, составленных в римских узах, – к Филиппийцам (см.: Флп. 1, 1 ), к Колоссянам (см.: Кол. 1, 1 ) и к Филимону (см.: Флм. 1, 1 ). Кроме того, имя Тимофея упоминается и в Послании к Евреям (см.: Евр. 13, 23 ). Наконец, апостол Павел поручил Тимофею высшее руководство Ефесской Церковью (см.: 1Тим. 1, 3 ) и преподал ему пастырское дарование по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим. 4, 14 ). Ему апостол лично пишет два пастырских послания, весьма важных для церковного устройства и благочиния. Таково было участие Тимофея в благовестнической деятельности апостола Павла. Многие послания апостола Павла были написаны при некотором участии Тимофея; в начале этих посланий стоит имя и Тимофея. Таковы – Первое и Второе к Солунянам, Второе к Коринфянам, к Филиппийцам, к Колоссянам и к Филимону. В других апостол упоминает о Тимофее, дает о нем очень сердечный и похвальный отзыв. Таковы послания – Первое к Коринфянам, к Римлянам и к Евреям. Если Тимофей был бескорыстно преданным учеником великого апостола – он, конечно, с любовью и совершенным вниманием следил за всем, что делал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Тимофей таким образом до 58-го года был вместе с Павлом, как видно из заметок посланий Апостола, появившихся до этого года, а затем на много лет он исчезает из круга нашего зрения. Затем упоминания о Тимофее мы находим в посланиях к Колоссянам и Филиппийцам, написанных Павлом из Рима (первые узы). Павел хочет послать находящегося при нем Тимофея в Филиппы, чтобы верный его ученик принес ему самые точные сведения о состоянии столь дорогой Павлу церкви Филиппийской ( Флп.2:19 и сл.). Из послания к Евреям ( Евр.13:23 ) видно, что Тимофей был также в заключении, но потом получил свободу. К какому времени относится это заключение – неизвестно. Из 1-го посл. к Тим видно, что во время написания этого послания он находился в Ефесе. Предание церковное говорит, что Тимофей был епископом в Ефесе (Евсевий Церк. Ист. CX 1, 4, 5), что он долго пребывал в общении с Апостолом Иоанном и при императоре Нерве, в проконсульство Перегрина (97 г.) 22-го Января претерпел мученическую смерть. В 356-м г. останки его были перенесены в Константинополь. Не во всех пастырских посланиях соблюдается строго логическое расположение, но первое послание к Тимофею несомненно имеет такое расположение. Именно после краткого вступления ( 1Тим.1:1–2 ), Апостол в первой части своего послания представляет Тимофея как попечителя над церковью Ефесскою в ее целости ( 1Тим.1:3–4:5 ) – сначала 1) как проповедника и защитника спасительной истины в борьбе против отлучающих многих членов церкви от единства веры лжеучителей ( 1Тим.1:3–20 ), затем 2) как поддерживающего порядок в церковной жизни ( 1Тим.2:1–3 ), и ближе всего а) в богослужении ( 1Тим.2:1–15 ) и б) в церковном устроении: в епископы, диаконы и диакониссы Тимофеем должны быть избираемы вполне достойные люди ( 1Тим.3:1–13 ) и 3) наконец как охранителя спасительной истины против имеющих явиться лжеучителей ( 1Тим.3:14, 4:5 ): Церковь изображается здесь как столп и утверждение истины. Вторая главная часть содержит в себе вразумления Тимофею относительно его личного поведения, которое должно быть таким, чтобы Церковь видела в нем доброго служителя Христа ( 1Тим.4:6–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В результате современных исследований становится все более и более очевидным, что Послание к Филиппийцам было написано раньше и, следовательно, должно рассматриваться отдельно от остальных Посланий из уз. Что касается Кол., Флм. И Еф., они с отчетливостью являют единое целое как в плане обстоятельств их создания, так и в плане новых или по- новому сформулированных богословских тем, которые в них трактуются. С этим связано наше решение вначале рассмотреть Флп., а затем перейти к анализу трех остальных Кол., Флм. И Еф. Послание к Филиппийцам Введение а. Авторство апостола Павла не оспаривается. б. Обстоятельства создания. Апостол находится в узах (1:7; 1:12; 1:17), но в тексте не уточняется, что он в Риме. Узник получил от филиппийцев пожертвование, которое передал ему Епафродит (4:18). Находясь у апостола Павла Епафродит заболел, и слухи об этом дошли до филиппийцев (2:26). И вот апостол отправляет его, уже здорового, в Филиппы, поручая ему передать Послание (2:25; 2:28). Такая переписка предполагает, что между Филиппами и местом заключения апостола Павла уже неоднократно курировали посыльные. Находился ли в это время апостол в Риме, как считается согласно церковному Преданию? В новозаветной критике высказывались предположения относительно других мест заключения апостола, который и сам свидетельствовал, что был в узах не один раз (2Кор. 6:5; 11:23). Среди таких предположений фигурировала Кесария, где апостол Павел провел в узах два года, однако этот вариант приходится отбросить, потому что в Флп. автор выражает твердую уверенность в том, что будет скоро освобожден: «Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам» (2:24 и 1:26). Однако в Кесарии апостол не мог на это надеяться. В то время как православный экзегет еп. Кассиан 19 и католический о. Медбьель 20 склоняются в пользу традиционной версии, а именно – римского происхождения Флп., в последнее время все чаще и чаще выдвигается другая гипотеза: о том, что Флп. было написано в Ефесе. Она не вполне отвергается в BJ и определенно предпочитается в ТОВ., где в ее поддержку приводятся убедительные аргументы. Правда, что в Книге Деяний очень мало говорится о двухлетнем пребывании апостола Павла в Ефесе и нет никаких упоминаний о том, что он был там в заключении. Вместе с тем нам известно, что апостол подвергался в Ефесе большой опасности (1Кор. 15:32; 2Кор. 1:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Taranto, 1983. P. 275-283). Возможно также, что Н. не посещал Филиппы, т. к. выражение «Philippaeos agros» (букв.- Филиппийские поля) может быть общим названием Македонии; в таком случае он сразу из Фессалоники повернул на север, к Стоби ( Burn. 1905. P. LII. Not. 5). Прибыв в родной город, Н. был встречен всеобщим ликованием паствы как их «собственный отец» (suum parentem), возвращения к-рого они ожидали с нетерпением денно и нощно и к-рого давно призывали обратно ( Paul. Nol. Carm. 17. 5-6, 57-66, 186-187). Возможно, Н. так торопился вернуться на родину, чтобы успеть к началу Великого поста (февр. 400), во время к-рого он должен был готовить катехуменов к принятию крещения ( Soroceanu. 2013. S. 143). О последних годах жизни Н. практически ничего не известно. Его имя упоминается в 2 посланиях Римского еп. Иннокентия I, в к-рых обсуждаются проблемы иллирийских Церквей. Первое послание ( Innocent. I, papa. Ep. 16), адресованное Маркиану, еп. г. Наисса, стало ответом на обращение к еп. Иннокентию пресв. Германия и диак. Люпенция, к-рые были рукоположены Бонозом, еп. Наисским, ранее осужденным за мариологическую или христологическую ересь, а после его осуждения были допущены еп. Маркианом к служению, но не приняты в церковное общение (см.: Захаров. 2012. С. 246-248). Еп. Иннокентий разъяснял, что можно принимать в церковное общение тех клириков, к-рые были рукоположены до осуждения Боноза и на рукоположении к-рых присутствовали еп. Корнилий Сирмийский и «наш брат Никита» (fratrem nostrum Nicetam), а также нек-рые др. епископы ( Innocent. I, papa. Ep. 16. 1). Упоминание Н. наряду с еп. Корнилием Сирмийским свидетельствует о том, что в то время они были своего рода гарантами православия в иллирийских провинциях ( Soroceanu. 2013. S. 31). В 414 г. еп. Иннокентий вновь попытался внести ясность в дело Боноза и отправил послание македон. епископам и диаконам ( Innocent. I, papa. Ep. 17), в к-ром заявлял, что практика приема клириков, рукоположенных Бонозом, была проявлением своеобразной икономии Анисия, еп. Фессалоникийского, и македонского епископата; а следов., она имеет временный характер (см.: Захаров. 2012. С. 248-249). В начале послания еп. Иннокентий упоминает имя Н. в списке из 23 македон. епископов и диаконов, к к-рым оно обращено ( Innocent. I, papa. Ep. 17. 1). Считается, что это было последнее прижизненное упоминание о Н. ( Soroceanu. 2013. S. 15, 33). В соответствии с этим его смерть большинством исследователей датируется 414-м или 415-м г., когда Н. было ок. 80 лет ( Burn. 1905. P. XXXV; Walsh. 1970. P. 3; Riggi. 1985. P. 5; Soroceanu. 2013. S. 7). Гамбер предлагал более позднюю датировку - 420 г. и полагал, что Н. умер в возрасте 70 лет ( Gamber. 1969. S. 9, 16). Сочинения

http://pravenc.ru/text/2565348.html

17. Послание к филиппийцам  17.1. Апостол Павел и Церковь в Филиппах   Филиппы стали первым европейским городом, где апостолом Павлом и его сотрудниками было брошено семя Евангелия Христова. Во время второго миссионерского путешествия по Малой Азии, в городе Троаде, апостолу Павлу было ночью видение: «Предстал некий муж. Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» ( Деян. 16:9 ). Тотчас уразумев, что таким образом Бог призывает его благовествовать там, апостол Павел идет, в 49–50 годах, минуя остров Самофракию, через город Неаполь (современная Кавала) и оттуда примерно 13 километров на северо-запад – и прибывает в Филиппы. Город Филиппы был выстроен царем Филиппом, отцом Александра Македонского, в 365 году до Рождества Христова на месте древнего селения Криниды (Κρηνδες) и назван в честь своего основателя. После подчинения Македонии римлянам в 146 году до Рождества Христова Филиппы получили статус римской колонии: «Это первый город в той части Македонии, колония» ( Деян. 16:12 ). В 42 году до Рождества Христова в битве возле Филипп войска Октавиана и Антония одержали победу над сторонниками демократии Брутом и Кассием. После этого Филиппы были заселены отставными римскими воинами и получили статус римского города, с государственными религиозными культами, среди которых особо выделялся культ «стратегов». Поскольку Филиппы стояли на Эгнатиевой дороге, недалеко от Пангеи (Παγγαο) с её золотыми приисками, и были первым европейским городом после Неаполя, который встречал путешественников из Малой Азии, естественно, здесь всегда было многолюдно, велась оживлённая торговля и имели хождение различные восточные культы. Современные раскопки показывают, что Филиппы являются «настоящим музеем мифологии». В обычае апостола Павла было останавливаться для проповеди Евангелия в наиболее значительных городах империи. По крайней мере, святой Лука сообщает нам об этих городах больше подробностей. И вот в Филиппах, где примерно за сто лет до этого победой войск Октавиана и Антония решилась судьба Римской империи, теперь, в середине I века, решается судьба мира в намного более важном смысле: основывается первая христианская Церковь на землях Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

2 . В Послании филиппийцам 2, 19 апостол Павел говорит о своём намерении «вскоре» послать к ним Тимофея и тотчас добавляет: «…я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам» (2, 24). Эти планы апостола не соответствуют ни тому, что произошло после кесарийских или римских уз, ни с его желанием, согласно Посланию римлянам 15, 24, 28, посетить Испанию. Зато очень хорошо вписываются в повествование о путешествии апостола Павла в Филиппы, о котором говорит святой Лука в книге Деяний 19, 21–22 (см. также 1Кор. 4, 17; 16, 10 ) и с его путешествием по Македонии ( Деян. 20:1–2 ), что в контексте книги Деяний происходит непосредственно после трёхлетнего пребывания апостола Павла в Ефесе. Трудно даже представить, чтобы события, описанные святым Лукой в Деяниях 19, 21–22 и 20, 1–2, могут относиться к другому периоду его служения, кроме как упомянутым в Послании филиппийцам 2, 19, 24 планам апостольского путешествия. В любом случае двойное упоминание «скорого» прибытия в Филиппы ( Флп. 2:19, 24 ) подразумевает в сознании пишущего эти строки весьма близкое расстояние между тем местом, где он находится, и Филиппами. Из Рима, в чём мы только что убедились, невозможно было добраться до Филипп настолько «скоро». 3 . В Послании филиппийцам 4, 10–20 апостол Павел выражает свою благодарность христианам города Филиппы за материальную помощь, которую они присылали ему в Фессалоники. Но если бы апостол писал это из Рима, такая благодарность была бы необъяснима, поскольку до римских уз он успел ещё раз побывать в Филиппах ( Деян. 20, 2 и след. ) и имел возможность лично высказать им свою признательность. 4 . Внимательное изучение и сопоставление тематики Послания филиппийцам с основными вопросами посланий третьего миссионерского путешествия (Рим., 1 и 2Кор., Гал.) позволяет сделать вывод об их близости и свидетельствует о том, что они были написаны апостолом Павлом в тот же период жизни (ср., напр., Флп. 1, 21 = Гал. 2, 20 / Флп. 3 , 2д.= 2Кор. 2, 17; 4, 2–11, 13 / Флп. 3, 4–5 = 2Кор. 11, 18, 22–23 / Флп. 3, 10 = Рим. 6,5 / Флп. 4, 5 = 1Кор. 16, 22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

   Как видно, Филиппы в качестве епископской кафедры св. Мефодия достаточно надёжно засвидетельствованы заглавиями многих рукописей, посланием Иоанна Антиохийского и рядом историко-географических сопоставлений.    Чрезвычайно интересно отметить, что русские палеографы из «Общества Истории и Древностей Российских» уже давно — значительно раньше западных исследователей — считали принципиально правильным наименование св. Мефодия епископом Филиппийским. Об этом свидетельствует обозначение рукописи творений св. Мефодия XVII в., хранящейся в настоящее время в Москве в Библиотеке им. В. И. Ленина и вошедшей туда из собрания только что названного Общества. Сборник оформлен и записан как принадлежащий «Мефодию Филиппскому». Такое обозначение, по всей вероятности, сделано на основании заглавий, имеющихся в тексте рукописи, В. М. Ундольским (1815—1864), который был библиотекарем вышеупомянутого Общества.    Заканчивая обзор различных мнений, высказанных разными авторами о месте епископского служения св. Мефодия, можно с полной определённостью сказать, что Филиппы в Македонии должны быть признаны в настоящее время наиболее надёжно удостоверенной кафедрой святителя, которого принято было в течение весьма долгого времени называть то Патарским, то Олимпским, то даже Тирским. К этому следует добавить, что «Филиппы» нельзя объяснить как обозначение, возникшее на основе знакомства с текстом творений св. епископа. В его произведениях нет даже малейшего намёка на что-нибудь, из чего можно было бы «вычитать» указание на Филиппы, Элладу или Македонию. Таким образом, титул «Филиппийский епископ» не зависит от содержания его произведений, в то время как наименования «Патарский» и «Олимпский» в какой-то степени — может быть, даже в очень значительной — базируются именно на содержании произведений, неправильно понятых в своё время читателями.    Вопрос о родине св. Мефодия едва ли можно было бы вообще ставить (за отсутствием прямых сведений о ней в церковном предании), если бы исследователями не были открыты возможные намёки на эту его родину в некоторых древних катенах, в которых содержатся отрывки из его толкований на книгу Иова. Согласно указаниям, имеющимся на полях катен, автором отрывков является «Мефодий Сидский». Т. Цан видит здесь указание на родину св. Мефодия и предполагает, что он имел в Сиде гражданство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как видно, Филиппы в качестве епископской кафедры св. Мефодия достаточно надёжно засвидетельствованы заглавиями многих рукописей, посланием Иоанна Антиохийского и рядом историко-географических сопоставлений. Чрезвычайно интересно отметить, что русские палеографы из «Общества Истории и Древностей Российских» уже давно – значительно раньше западных исследователей – считали принципиально правильным наименование св. Мефодия епископом Филиппийским. Об этом свидетельствует обозначение рукописи творений св. Мефодия XVII в., хранящейся в настоящее время в Москве в Библиотеке им. В. И. Ленина и вошедшей туда из собрания только что названного Общества. Сборник оформлен и записан как принадлежащий «Мефодию Филиппскому». Такое обозначение, по всей вероятности, сделано на основании заглавий, имеющихся в тексте рукописи, В. М. Ундольским (1815–1864), который был библиотекарем вышеупомянутого Общества 44 . Заканчивая обзор различных мнений, высказанных разными авторами о месте епископского служения св. Мефодия, можно с полной определённостью сказать, что Филиппы в Македонии должны быть признаны в настоящее время наиболее надёжно удостоверенной кафедрой святителя, которого принято было в течение весьма долгого времени называть то Патарским, то Олимпским, то даже Тирским. К этому следует добавить, что «Филиппы» нельзя объяснить как обозначение, возникшее на основе знакомства с текстом творений св. епископа. В его произведениях нет даже малейшего намёка на что-нибудь, из чего можно было бы «вычитать» указание на Филиппы, Элладу или Македонию. Таким образом, титул «Филиппийский епископ» не зависит от содержания его произведений, в то время как наименования «Патарский» и «Олимпский» в какой-то степени – может быть, даже в очень значительной – базируются именно на содержании произведений, неправильно понятых в своё время читателями. Вопрос о родине св. Мефодия едва ли можно было бы вообще ставить (за отсутствием прямых сведений о ней в церковном предании), если бы исследователями не были открыты возможные намёки на эту его родину в некоторых древних катенах, в которых содержатся отрывки из его толкований на книгу Иова. Согласно указаниям, имеющимся на полях катен, автором отрывков является «Мефодий Сидский» 45 . Т. Цан видит здесь указание на родину св. Мефодия и предполагает, что он имел в Сиде гражданство 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010