Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕВРОКОПСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Неврокопска епархия (митрополия)] Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Объединяет приходы и мон-ри БПЦ на территории обл. Благоевград (Болгария). Кафедра - г. Гоце-Делчев (до 1951 Неврокоп); кафедральный храм - во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Гоце-Делчев). Разделена на 5 наместничеств: Неврокоп, г. Благоевград, г. Петрич, г. Разлог и г. Сандански. Правящий архиерей - митр. Серафим (Динков; с 19 янв. 2014). История Исследователи связывают учреждение епископской кафедры в г. Никополе (Никополис-ад-Нестум, основан имп. Траяном во II в. до Р. Х., развалины находятся в 7 км от Неврокопа) с путешествием ап. Павла в 51 г. в Филиппы (ныне Греция). Во время археологических раскопок в Никополе были раскрыты фундаменты раннехрист. памятников, в т. ч. епископской базилики. Известны 4 епископа Никополя: Марцелий (451), Амантий (518), безымянный участник VII Вселенского Собора (787; иногда в лит-ре указан как Иоанн) и Николай (879; см.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 347). Периодически кафедра являлась самостоятельной, но чаще входила в состав соседних митрополий К-польской Церкви: Зихнийской (см. ст. Зихнийская и Неврокопийская митрополия ), Филиппийской, Серрской (г. Серры (Сере), ныне Серес, Греция), Драмской (г. Драма, ныне в Греции) или Меленикской (г. Меленик (Мелник), ныне в Болгарии). После завоевания османами (между 1374 и 1383) Неврокоп, значимый христ. населенный пункт, стал центром военного зиамета (феода). На протяжении XV-XVI вв. число мусульм. жителей в нем неуклонно росло: от 4% (167 мусульманских и 315 христ. хозяйств) в 1464 г. до 42% (281 мусульманское и 385 христ. хозяйств) в 1569-1570 гг. ( Радушев Е. Помаците: Християнство и ислям в Зап. Родопи с долината на р. Места, XV - 30-е гг. на XVIII в. София, 2005. Ч. 1. С. 370; Ч. 2: Прил. С. 56). Войны, эпидемии и экономический упадок привели к снижению общего числа населения: в 1723 г. в Неврокопе были зарегистрированы только 86 мусульманских и 42 христ. хозяйства (Там же. Ч. 2. С. 135-136), действовали 10 джамий и 5 мусульм. молитвенных домов (Там же. С. 147-159). В 1808-1811 гг. правосл. жители построили небольшую ц. архангелов Михаила и Гавриила, а в 1833-1841 гг.- собор Успения Пресв. Богородицы, ставший кафедральным в епархии.

http://pravenc.ru/text/2564820.html

По обычаю, он начал свою проповедь Иудеям, которые, хотя жили не в центре Филипп, но освоились в городе вполне, имели молитвенный дом, в котором и проповедовал Павел. В первую же проповедь обратилась ко Христу одна богатая женщина (из Фиатир), по имени Лидия, которая крестилась вместе с домашними своими. Пример ее не остался, конечно, без подражания. Это возбудило врагов веры против Апостолов. Явился и особый повод к гонению на Апостолов. Одна служанка, одержимая духом прорицания, доставлявшая этим доход своим господам, ходя за Павлом, много раз кричала: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Апост. Павел изгнал из нее духа. Господа ее, видя, что они лишились дохода, схватили Павла и Силу и привели их к воеводам, говоря: «эти люди проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует принимать». Народ же сорвал с них одежды, бил их палками и вверг их в темницу. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога: узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение; отворились все двери, и у всех ослабели узы. Темничный страж думал, что все уже разбежались, и хотел умертвить себя: но Павел остановил его, сказав: «все мы здесь». Тогда страж в трепете припал к ногам Павла и Силы, прося сказать: что делать, чтобы спастись? «Веруй в Господа», сказали они, и потом проповедовали всем, бывшим в доме его. Немедленно же он крестился, а равно и все домашние его. Между тем городские власти, узнав, что Павел и Сила – Римские граждане, извинились пред ними и просили их удалиться из города. Навестив Христиан, собравшихся в доме Лидии, и сделав им прощальное назидание, Апостолы оставили Филиппы, посеяв здесь достаточно обильные семена Христианства и поставив достодолжных священных руководителей. Заходя сюда во время других путешествий, Ап. Павел так укрепил и возрастил веру и любовь христианскую в Филиппийцах, что они постоянно заботились об успехах проповеди, доставляя для того посильные средства ( 2Кор. 11:8–9 . Флп. 4:16 ). Обстоятельства написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Скачать epub pdf 10. Неделя ваий или Цветоносная Вербное воскресенье Флn. IV, 4–9 4. Братия! Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7. и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9. Чему вы научились, что приняли и слышали, видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами. Ныне предложены слова св. апостола Павла из его Послания к Филиппийцам. Кто такие были филиппийцы? Где они жили? Чем они были известны при жизни св. апостола? Филиппийцы были жители города Филипп. Этот город находился в Европе, в области Македонии. Филиппы славны были при жизни апостола по торговле и по находившимся вблизи их золотым рудникам, а также и по чеканившейся здесь монете, называвшейся филиппиками. В этом-то городе и устроилась первая в Европе Церковь христианская под личным руководством самого апостола. Здесь-то молитвами и трудами св. апостола положено начало всех добрых плодов истинного христианского просвещения, распространяемого из Европы во все части и страны света. В Македонию пришел апостол по особенному, чудесному приглашению явившегося к нему ночью македонянина, с просьбою придти и помочь им, македонянам, а вместе с ними и всем европейцам ( Дeяh. XVI, 9 ). Св. апостол вступил в Европу и остановился в Филиппах. По своему правилу он в субботу отправился с проповедью к евреям в еврейскую молельню на реку Стримон за город. Здесь апостол и его спутники вступили в разговор о вере с набожными женщинами. И одна из них, Лидия, крестилась со всем своим семейством ( Дeяh. XVI, 13 ). Здесь же, в Филиппах, одна служанка, одержимая злонамеренным духом прорицательным, доставлявшая чрез свое прорицание большой доход своим господам, не раз вслух всех делала добрые и справедливые отзывы о деятельности апостола и его спутников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Глава XVIII. О послании к филиппийцам § 116. Сведения о городе Филиппах и основанной там апостолом Павлом церкви Город Филиппы находился невдалеке от Эгейского моря при реке Стримоне, в стране плодородной, между Неаполем и Амфиполем. В древности сей город назывался Крениды, от источников, около него находящихся. 203 Филипп, царь македонский, будучи приглашен на помощь против фракиян (около 358 года до Р. X.), овладел этим городом, укрепил его и назвал своим именем – Филиппами. Впоследствии времени римляне, заняв Македонию, разделили оную на две, потом на четыре части; а Октавий Август, одержав над Брутом и Кассием победу на полях филиппийских, объявил город римской колонией и главным городом одной из областей Македонии ( Деян.16:12 ). Население города состояло преимущественно из язычников; иудеев здесь было очень немного, потому они не имели здесь синагоги, а только молитвенницу, и ту за городом, куда чтущие Бога собирались в день субботний ( Деян.16:13 ). Апостол Павел, будучи призван в Македонию известным видением ( Деян.16:9, 10, 11 ), отправился туда из Троады и через Самофракию и Неаполь прибыл в Филиппы, иже есть первый град Македонии, колония, по свидетельству св. Евангелиста Луки ( Деян.16:12 ). Здесь в продолжение нескольких дней Апостол положил основание Христовой Церкви через обращение Лидии порфиропродальницы ( Деян.16:14 ). За изгнание пытливого духа из одной отроковицы, рабыни, Апостол ввержен был в темницу, крестил темничного стража с семейством и принужден был удалиться через Амфиполь и Апполонию в Фессалонику ( Деян.16:16–40 ). Во второй раз Апостол Павел посетил Филиппы на обратном пути в Троаду ( Деян.20:1, 6 ). Обратившиеся в христианство филиппийцы, как из иудеев, так, и язычников отличались особенной любовью к Апостолу и своими пожертвованиями неоднократно облегчали его нужды ( Фил.4:15,16 ; сн. 2Кор.11:8,9 ). § 117. Случай и побуждение к написанию послания Сие же усердие филиппийской Церкви послужило для Апостола случаем и побуждением к написанию послания. Узнав, что Апостол содержится в Риме под стражей на своем иждивении ( Деян.28:30 ), филиппийцы собрала добровольные пожертвования и отправили с оными Епафродита, который должен был остаться в Риме для услуг Апостолу. По пробытии в Рим, Епафродит подвергся нечаянной жестокой болезни, причинившей Апостолу великую печаль. Как скоро Епафродит выздоровел и захотел видеть филиппийцев, Апостол отправил его обратно в Филиппы и с ним написал послание к тамошней Церкви ( Фил. 2:25–30; 4:18 ). § 118. Место и время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Прибытие в город Филиппы, особенность отношений его жителей к апостолу       С облегченным сердцем всходил ап. Павел на корабль. Теперь уже ничто, казалось, не могло воспрепятствовать ему ехать к возлюбленными филиппийцам, и ничто не могло задержать во время предстоящего недалекого плавания. Прежде, во время третьего обратного путешествия этот самый морской путь апостол совершил в пять дней, то же самое количество времени требовалось и теперь. Морская гавань, к которой должен был пристать корабль, был город Неаполь. Он находился при глубоком и поместительном заливе и представлял собой очень удобное место для стоянки кораблей. Он соединялся с городом Филиппы большой выложенной камнями дорогой, по которой и направился ап. Павел, спеша поскорее увидеть дорогих своему сердцу филиппийцев. Скоро совершил он этот веселый и короткий путь и скоро был в объятиях филиппийских христиан. С великой радостью был принят филиппийцами давно ожидаемый ими желанный гость. Епископы и диаконы, которым он писал приветствие из Рима, вышли к нему на встречу; вышел навстречу и радостно приветствовал его и Епафродит. Это тот самый филиппиец, который был прислан филиппийскими христианами с их пожертвованиями для апостола, и который, прибыв в Рим и исполнил свое поручение, не хотел, расстаться с апостолом, но, как пишет этот последний, сделался его братом, сотрудником и служителем в его нуждах ( Флп.2:25–30 ). – Как видно отсюда, Епафродит своими трудами помогал ап. Павлу добывать те скудные средства, которые необходимы были для узника, жившего на собственном иждивении. Пред своим освобождением из римских уз ап. Павел отослал этого нужного для себя человека на его родину, к его соотечественникам, ибо видел как хотелось ему быть среди них и знал, как он был нужен им и полезен своей христианской мудростью и благочестием. А в своем «Послании к филиппийцам» апостол пишет им: «примите же его, Епафродита, в Господе, со всякой радостью, и таких имейте в уважении. Ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности свою жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне» ( Флп.2:23–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Брент Аллен Скачать epub pdf 6. Игнатий и Поликарп И Лайтфут и Цан полагались в своей защите подлинности средней редакции на некоторые особенности текста Послания к Филиппийцам Поликарпа, свободного, по их мнению, от вставок. Каждый из авторов, рассмотренных нами в предыдущей главе, строил свои возражения в отношении подлинности средней редакции на отрицании свидетельства Послания к Филиппийцам Поликарпа в его существующей форме о собрании корпуса писем Игнатия. Все авторы считают, что отрывки, свидетельствующие о проходящей через Филиппы мученической процессии, и распоряжение собрать письма епископа-мученика Игнатия, возглавлявшего эту процессию, – поддельные дополнения. Поэтому рассмотрим достоверность существующего текста Поликарпа как свидетельство процесса собирания писем средней редакции в корпус писем Игнатия. 1. Собрание корпуса писем Игнатия Поликарпом Почему Игнатий написал только пяти церквам в Малой Азии и шестое письмо – в Рим? Сочинитель подделки, добавивший к пространной редакции такие псевдонимичные работы, как письма христианам Тарса, Филипп и Антиохии, хорошо знал о существовании важных христианских центров, которым Игнатий не писал. Конечно, если бы письма были подлинными, как заявляли критики до Лайтфута, то в нашем распоряжении было бы намного больше, чем просто шесть писем, в том числе и другим епископам, кроме Поликарпа. Ответ на этот резонный вопрос можно найти в письме Поликарпа филиппийцам. Игнатий действительно упоминает другие письма, которые он планирует написать. Он говорил о своем втором письме к эфесянам, как пишет им в первом: Если Иисус Христос, по вашей молитве, удостоит меня и будет воля Его, то я в другом послании, которое намерен написать вам, раскрою только что начатое мною домостроительство Божье относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение 351 . Его условие для написания этого письма следующее: Бог должен уверить его в видении, что «все вы до единого, без исключения по благодати Божьей соединены… так что повинуйтесь епископу и пресвитерству» 352 . Домостроительство, о котором он собирался им рассказать, связано с христианскими тайнами, уже отчасти изложенными, в частности «три тайны, о которых следовало кричать» 353 . Поэтому он желает, чтобы они собрались как мистериальный культ под руководством трехчастной иерархии, духовно отражающей собой божественные tupoi , для дальнейшего объяснения с его стороны. Он нуждается в божественном откровении ему, поскольку пишет в момент отправления из Смирны в Троаду, а затем – в Рим, и потому просто человеческий контакт с ним как заключенным с этого времени становился все более и более трудным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Глава II Увещание к единодушию и смирению и пример последнего – Господь Иисус Христос (1–18). О предполагаемом отправлении в Филиппы Тимофея и о возвращении к филиппийцам Епафродита (19–30 ). Флп.2:1 .  Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, Апостол в конце предыдущей главы сказал о том, каковы должны быть филиппийцы, а теперь указывает средства, при помощи которых они могут осуществить желание Апостола. Именно им нужно иметь для этого единомыслие, которое в свою очередь обуславливается необходимо смирением. В разъяснение того, что Апостол понимает под смирением, он указывает на Господа Иисуса Христа, Которой проявил высшую степень смирения в Своем уничижении на благо человечества. Указав затем, что за Свое смирение Господь Иисус Христос был возвышен Богом, Апостол приглашает филиппийцев действовать с особой осмотрительностью в деле достижения своего спасения и не впадать в сомнения. Отдел заканчивается сердечной похвалой той твердости, какую проявляют в сохранении Евангелия читатели послания. Флп.2:2 .  то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; У филиппийцев имеются уже различные добродетели. «Утешение во Христе» – правильнее: «увещание, братское взаимное увещание – такое, какому учил Христос» ( παρκλησις ν Χριστω). – «Отрада любви» – точнее: утешение, исходящее из чувства любви. – «Общение духа – ср. Флп.1:27 . – « Милосердие» – т. е. доброе сердце ( σπλγχνα). – «Сострадательность», – т. е. отдельные обнаружения любви ( οκτιρμο – ср. Рим 12:1 ). – Если такие добродетели есть у читателей, – а они есть на самом деле (такую мысль здесь необходимо вставить), – то это радует Апостола. Но радость его будет полной только в том случае, когда читатели будут иметь полное единомыслие между собой, и притом не только в отношении веры ( «одни мысли»), но и в отношении к любви ( «ту же любовь»). – «Единодушны и единомысленны» – усиленное обозначение внутреннего единения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Крэйг Кинер (протестант) ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ ВВЕДЕНИЕ Авторство. Подавляющее большинство исследователей Нового Завета считают автором этого послания (или посланий) Павла. Единство послания. Некоторые исследователи делят это послание на несколько более коротких писем. Пересылка письма была по тем временам нелегкой задачей, и Павел, скорее всего, послал одно большое, а не несколько коротких посланий с теми, кто по делам направлялся в Филиппы. Однако разделение послания на несколько не исключено: короткие письма были довольно обычным явлением в древности, а Павел поддерживал регулярные контакты с филиппийцами. Единство послания в итоге подкрепляется двумяважными факторами: 1) доказательства сторонников разделения послания на несколько писем весьма субъективны, поскольку разные письма обычно четко различаются в собрании посланий; 2) их доводы основываются на современных критериях написания писем и при этом подчас упускаются из виду древние риторические приемы и особенности эпистолярного жанра. Литературная структура. В гл. 1 обозначены темы послания и говорится о трудах фи-липпийцев на евангельском поприще (с использованием элементов древнего дружественного письма). В гл. 2 приводится модель для подражания (в которую автор включает элементы рекомендательного письма). В гл. 3 есть отступление (обычный прием в древних письмах). В гл. 4 раскрывается главная тема послания (благодарности и стремление избежать любых намеков на общепринятые в древности отношения между патрономпокровителем и «клиентом). Цель написания и обстановка. Павел пишет, что цель его послания – поблагодарить филиппийцев (4:10–20); но, находясь в тюремном заключении (вероятно, в Риме), он также хочет обратиться и к ряду других проблем, в том числе, возможно, к теме неизбежного преследования Церкви, что побуждает его призвать верующих сохранять единство и трудиться плечом к плечу. Верующие в Филиппах (вероятно, объединенные в составе нескольких домашних церквей) любили Павла, но среди них были разногласия и распри; такимобразом, повторяющиеся призывы к единству (1:27; 2:2,14) и взаимному служению (2:3–11) были для них актуальны. Эти раздоры, по крайней мере частично, отражали несогласия между двумя коллегами Павла, возможно, руководителями домашних церквей (4:2,3). Если существовала оппозиция Павлу, возможно, одной из ее причин было отношение христиан из иудеев к вопросу об обрезании язычников (если Павел считает, что они уже прибыли в Филиппы; 3:2–21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Древние Филиппы, где начал проповедь апостол Павел, могут включить в список ЮНЕСКО 18 февраля, 2014. Новостная служба Для христиан город важен тем, что здесь в сопровождении апостолов Силы, Тимофея и Луки высадился апостол Павел, по пути в Европу. Здесь он основал знаменитую в древности Церковь Филиппийскую. 18 февраля, ПРАВМИР. В феврале 2015 года компетентная комиссия ЮНЕСКО откроет досье, касающееся археологического памятника древних Филипп, который находится недалеко от города Кавалы в Северной Греции, с тем, чтобы принять решение о том, включить или нет древние Филиппы в список памятников культурного наследия ЮНЕСКО, — сообщает сайт Императорского Православного Палестинского общества . Досье пока находится в муниципалитете Кавалы, который ставит перед собой задачу передать его до лета 2014 года в министерство культуры Греции, чтобы оно, в свою очередь, передало его в резиденцию ЮНЕСКО в Париже. Свое имя город получил в честь царя Филиппа, отца Александра Македонского, который с 356 года до н.э. значительно расширил и украсил древний город Криниды в Македонии, славившийся некогда золотоносными рудниками. Для христиан город важен тем, что здесь в сопровождении апостолов Силы, Тимофея и Луки высадился апостол Павел, по пути в Европу. Здесь он основал знаменитую в древности Церковь Филиппийскую. Первой последовательницей евангельского учения стала богатая горожанка по имени Лидия, которую апостол Павел крестил вместе с домашними. За избавление одной служанки от одержимости Павел с Силой по ложному обвинению в «возмущении» города были брошены в тюрьму. В полночь же, когда они пели псалмы, началось землетрясение, и оковы пали. Вскоре апостолы были освобождены и покинули город, хотя не раз еще Павел туда возвращался. Развалины города обозревал известный путешественник Павел-Лукас в конце VII-ro столетия; уже тогда среди них не сохранилось ни одного целого дома. Руины древних Филипп были включены греческим правительством в предварительный список ЮНЕСКО в 2003 году. В настоящее время в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКА числится 17 греческих объектов.

http://pravmir.ru/drevnie-filippy-gde-na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАМА [греч. ρμα], г. в Вост. Македонии, центр Драмской митрополии Элладской Православной Церкви. Следы первых поселений в окрестностях Д. относятся к раннему железному веку. В классическую эпоху, в V в. до Р. Х., на месте Д. существовал небольшой город, жители к-рого занимались виноградарством и почитали бога Диониса. В рим. период через город проходил важнейший торговый путь - Эгнатиева дорога (Via Egnatia). Однако росту значения Д. препятствовало соседство с таким крупным центром, как г. Филиппы. Точное время основания Драмской епископии, подчиненной Филиппийской митрополии, остается неизвестным. Нотиции N 15 и 17-18 свидетельствуют, что нек-рое время в средневизант. период Д. являлась архиепископией. В ранг митрополии Драмская епархия была возведена ранее Патриаршества Иоанна XIII Глики (1315-1319), в 1317 г. она была подчинена митрополиту Христополя (совр. Кавала), в 1395 г.- митрополиту Эноса. В 1345 г. Д. была захвачена серб. царем Стефаном Душаном. Его наместник кесарь Воихна в 1357 г. нанес поражение в окрестностях Д. Матфею Кантакузину, сыну имп. Иоанна VI Кантакузина. Зять и преемник кесаря Воихны деспот Иоанн Углеша († 1371) фактически был правителем независимого княжества со столицей в Д. После 1365 г. столицей становятся Серры ( Р. Kpaj Српског царства. Београд, 2001. С. 76). В болг. лит-ре высказывалось мнение, что в правление Иоанна Углеши Драмская митрополия подчинялась Охридскому архиепископу ( Снегаров И. История за Охридската архиепископия. София, 1924, 1995р. Т. 1. С. 335). Основанием для этого явилось неверно истолкованное исследователем упоминание архиеп. Григория в хрисовуле Иоанна Углеши (1369), посвященном решению имущественного спора между епископом Иерисса и Зографским мон-рем ( Острогорски Г. Buзahmuja и Словени. Београд, 1970. С. 536-537). В 1371 г. К-польский патриарх Филофей Коккин издал грамоту, согласно к-рой он доверял Драмскому митрополиту управление Филиппийской митрополией и назначал его экзархом во владениях Иоанна Углеши с передачей ему всех патриарших прав в этой области (Там же. С. 602-603).

http://pravenc.ru/text/180401.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010