В другой раз, 28 июля, в Новодевичьем монастыре, где был царь с опричниками, митрополит Филипп упрекнул одного из опричников в том, что он стоял в тафье (т. е. в шапке) во время чтения Евангелия. На этот раз царь не сдержал себя, назвал святителя лжецом, мятежником и злодеем. Царь стал проявлять ещё большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь святителя-исповедника была решена. Но Иван Грозный хотел соблюсти канонический порядок. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над главой Русской Церкви. Для сбора обвинительных материалов на Соловки отправили специальную комиссию. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его бывшие ученики и постриженики. Митрополита Филиппа обвиняли во множестве мнимых преступлений, вплоть до колдовства. «Я пришелец на земле, как и все отцы мои, – смиренно отвечал святитель, готов страдать за истину». Отвергнув все обвинения, святой страдалец пытался прекратить суд, объявив о добровольном сложении митрополичьего сана. Но отречение его не было принято. Царь хотел превратить извержение митрополита Филиппа из сана в подлинную демонстрацию. Он заявил ему, что «решил послушать в великий праздник, в день святого Михаила, его богослужение». Для развенчания митрополита Филиппа Иван Грозный избрал день Архангела Михаила, который, по представлению царя, олицетворял грозную карающую власть. Во время богослужения в церковь ворвались опричники во главе с царским любимцем Алексеем Басмановым, сорвали с митрополита Филиппа святительские одежды, вытолкали из храма и с бранью и побоями повезли на дровнях в Богоявленский монастырь, где скованного цепями и с колодкой на шее заточили в смрадную келью. Чтобы окончательно сломить дух святого, царь отправил ему в монастырь голову казнённого родственника. Вскоре опального митрополита Филиппа перевели в заточение в Тверской Отроч монастырь. Во время похода на Новгород Иван Грозный проезжал мимо этого монастыря, и начальник опричников, Малюта Скуратов, зашёл в келью святителя и задушил его «возглавием» (т. е. подушкой), а настоятелю монастыря сказал, что опальный митрополит умер от угара. Так 23 декабря 1569 года принял мученическую кончину митрополит Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Житие Филиппа, которое очень часто использовалось в качестве основного исторического источника сведений о нем, дошло до нас в значительном числе списков (их около 170). Однако все его редакции возводятся к трем основным: Тулуповской, Колычевской и Краткой. Во всех исторических исследованиях и сочинениях по истории Церкви рассказ о жизни Филиппа всегда велся по Тулуповской редакции, представленной более чем 150-ю списками. Вторая из пространных редакций – Колычевская – стала предметом специального исследования Г. Г. Латышевой. Исследовательница пришла к выводу, что именно эта редакция, дошедшая в единственном списке, сохранила текст, еще не расширенный монологами Филиппа, источником которых в Тулуповской стало сочинение византийского автора VI в. Агапита «Поучение благого царства». О Краткой редакции впервые упомянул И. Яхонтов . Отметив, что в пространных редакциях сильно «стремление к украшенному, витиеватому слогу и ощутимо влияние Житий Кирилла Белозерского, Александра Свирского , Александра Ошевенского», исследователь указал на существование Краткой редакции. Яхонтов подчеркнул, что ее составитель «нашел возможность выпустить не только пространное витиеватое предисловие, но и из самой биографии вычеркнул все типические места, разного рода амплификации и риторические фигуры, оставив единственно чисто исторические показания» (Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. 1881. С. 153). Хотя никто и никогда не приводил доказательств того, что Краткая редакция является сокращением пространных, это считалось очевидным, и почти 100 лет Краткая редакция никак не учитывалась при изучении Жития. Однако проведенное текстологическое исследование позволило прийти к выводу, что Краткая, Тулуповская и Колычевская редакции восходят к одному общему источнику. Текст этого источника наиболее близко к оригиналу передан Краткой, а составителем пространных расширен (см.: Лобакова И.А. «Житие митрополита Филиппа». 1. Соотношение Краткой и Пространных редакций Жития//ТОДРЛ. Т. 50. СПб., 1997. С. 270–280).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своем послании Крузе и Таубе утверждали, что митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре с помощью веревки, а тело его было выброшено в Волгу . Фактически, они говорят о публичной казни митрополита, которую другие источники (за исключением, быть может, Андрея Курбкого) не подтверждают. Как известно, святые мощи святителя Филиппа были обретены в 1591 году нетленными в его гробу, покоившемся за алтарем Успенского храма Тверского Отроча монастыря, и, естественно, тело его в Волгу, которая в середине зимы покрыта толстым льдом, не выбрасывалось. Таубе и Крузе утверждают, что святителю Филиппу в год его сведения с митрополичьего престола было 79 лет, в то время как «Житие» святителя Филиппа называет годом его рождения 7015 от Сотворения мipa (1507 по Р.Х.), то есть в 7077 году (1568 по Р.Х.) ему было 62 года. Это значит, что Таубе и Крузе либо вообще в глаза не видели митрополита Филиппа, либо он имел вид на 17 лет старше своего возраста. Таубе и Крузе пишут, что поход на Новгород из Александровской Слободы Царь Иоанн Васильевич якобы начал 20 января 1569 года, 30 января был в Клину, а Митрополит Филипп опричниками якобы был задушен в феврале 1569 года! Из многочисленных материалов других достоверных источников известно, что этот поход Царь начал в середине декабря 1569 года, то есть на 11 месяцев позже! А умер митрополит Филипп, согласно «Житию», 23 декабря 1569 года, либо, как установила Церковь по Прологу 1659 года и по указу Царя Алексея Михайловича, 9 января 1570 года. Такая «достоверность» в датах передвижения опричного войска, к которому причисляли себя Таубе и Крузе, свидетельствует о том, что они не участвовали в этом походе, а информацию о нём получили много позже, не являлись очевидцами этих событий и потому путаются в датах. Таубе и Крузе путают и родовую фамилию святителя Филиппа, сообщая, что он то ли из Колычевых, то ли из Челядниных! Видимо, с 1667 года они проводили большую часть времени в русских войсках в Ливонии и не могли знать, что происходит в Москве, Клину, Твери, Новгороде, Пскове и других русских городах, а пользовались лишь слухами оттуда.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Филипп происходил из старинного боярского рода Колычевых, состоявшего в родстве с царским домом. Мальчиком Филипп принимал участие в играх царевича, даже подружился с ним. Иоанн Грозный, оказавшись во враждебном окружении, вспомнил о товарище детских игр и решил сделать его митрополитом Московским. Царь надеялся, что получит в лице Филиппа опытного духовника, который сумеет усовестить бояр и утихомирить их ненависть. Но также надеялся, что смиренный игумен не станет вмешиваться в дела правления и предоставит царю поступать так, как тот посчитает нужным. Игумен Филипп приехал, получив послание государя. Путешествие с Соловков в Москву длилось, наверное, не одну неделю. Но вот, наконец, он прибыл в Москву. Ему был устроен пышный прием. Царь сам приветствовал будущего владыку. Впечатление от встречи с товарищем детства для соловецкого игумена было скорее тяжелым. Перед ним был другой человек, которого он не знал. На предложение принять митрополию Филипп ответил отказом, объяснив, что недостоин сана митрополита. Однако царь настаивал. Тогда Филипп согласился, но выставил одно условие: должна быть уничтожена опричнина. Царь не согласился. Соловецкий игумен уже не мог ответить отказом, потому что его самого и его детище — Соловецкую обитель — ожидали бы неприятности. А соглашаясь, он готовил себе незавидную участь. Архиереи уговорили Филиппа принять сан митрополита, но не вмешиваться в дела двора. В июле 1566 года Филипп был посвящен в сан митрополита, а в декабре 1569 года принял мученическую кончину от руки царского любимца Малюты Скуратова, более года проведя в заключении в темнице. О времени перед кончиной митрополита Филиппа сохранилось следующее свидетельство. Святитель был арестован во время богослужения царским приспешником Басмановым. Некоторое время он содержался в Богоявленском монастыре, а затем переведен в Николаевский. Московский люд очень любил митрополита Филиппа. Его заключение вызвало сильное волнение, отчасти победившее даже страх опричнины. Грозный испугался и решил немедленно избавиться от опасного узника. В келье Николаевского монастыря святителя Филиппа заковали в цепи, а кроме того, туда поместили голодного медведя. Грозный надеялся, что зверь сразу же бросится на человека. На следующий день сам царь вошел в келью, чтобы убедиться в смерти митрополита. Но лютый зверь мирно спал в углу темницы, а святитель совершал положенные молитвы. Народ продолжал волноваться за своего пастыря. Грозный окончательно разъярился и сослал святителя в Тверь, в Отроч Успенский монастырь , где тот и принял мученическую кончину.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит  Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае. Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней. 24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

http://sobory.ru/article/?object=00327

не нашла никаких признаков человеческого жилья. Но это помещение некоторыми, (особенно случайными корреспондентами), признано было за место кончины святителя Филиппа и в 1901 году на средства разных почитателей его памяти (особенно г. В. М. Окнова) приведена была в возможно приличный вид и на стенах оного написаны картины из жизни святителя, как то: Последнее служение его в Успенском Московском соборе (копия с картины Пукирева), «Последние минуты жизни митрополита Филиппа», (копия с картины Новооскольцева), «Посмертное явление его Грозному царю Иоанну» и «Перенесение мощей святителя из Отроча монастыря в Соловецкую обитель» и икона св. Филиппа (в рост), пред коей по четвергам еженедельно отправляется молебен святителю с прочтением акафиста. – Перед входом в подвальную келью устроен тамбур, в виде часовни, в коей написаны изображения святых, особо чтимых в Отроче монастыре (святителей Московских, Филиппа и Петра, св. Великомученицы Варвары, св. Тихона Задонского , Максима Грека и др.). – От времён святителя Филиппа сохраняется древняя икона св. Великомученицы Варвары, по преданию, его келейная икона. В Отроче – при настоятельских кельях – в верхней церкви – устроен тёплый храм в честь св. Московских митрополитов Петра и Филиппа; до 1895 г. было два отдельных престола (в ряд), посвящённых один святителю Петру, а другой святителю Филиппу. Изображается святитель Филипп, согласно Иконописному Подлиннику (Филимонов под 9 января): «иже во святых отец наш Филипп, митрополит Московский и всея России; подобием изчерна надсед, власы с ушей кратки, брада аки Николина, покороче, надсед мало, на главе шапка святительская, риза святительская, саккос, в омофоре, в руках евангелие». (И. Барсуков. Источники русской Агиографии) 1 . Святителю Филиппу первоначально (в Москве) праздновали в день его кончины – 23 декабря (в Декабрьской Минее 1636 г. помещается ему служба). Но затем, по случаю предпразднества Рождества Христова (вероятно, во 2 половине 17 в.) было перенесено празднование ему на 9 января. – В «Выходах Царей» за 1661 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грезх, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе 26 ничто же скверно входить, в царствие небесное. Аминь (Канонник. Киев 1762 г.). 9-е число. Память Святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель Филипп родился в 1507 г,, происходил от знатных бояр Колычевых. Родители его были очень добры и благочестивы. Обучаясь наукам, св. Филипп полюбил чтение Свящ. писания и других душеполезных книг. Окончив образование, поступил на службу ко двору. Царь Иоанн, впоследствии Грозный, очень полюбил Филиппа. Но сердце Филиппа не лежало к земному. При дворе-то он и увидел всю суету Мира, непрочность земных благ и бушевание страстей и тайно ушел в отдаленный Соловецкий монастырь. Здесь настоятель полюбил юного инока и, приближаясь к смерти, назначил его своим преемником. Неохотно принял на себя сан игумена св. Филипп. В сане игумена он сделал весьма многое для монастыря, вполне благоустроив его. В 1566 г. царь потребовал игумена Филиппа к себе в Москву для духовного совета. В это время царь Иоанн уже изменился: сделался подозрительным и жестоким, окружил себя особенною стражею-опричниками. Филипп приготовил себя к борьбе. Иоанн просил Филиппа принять сан митрополита. Долго не соглашался Филипп на принятие сего сана – , требовал было уничтожения опричнины, которая делала много зла, но должен был уступить непреклонной воле царя, видя в ней Божие избрание. При посвящении, после литургии, на речь царя святитель, Филипп ответил трогательным словом, в котором умолял его быть отцом для подданных и не слушать льстецов. Царь был тронут, и на некоторое время в Москве водворилась тишина. Но это было не долго, и опять начались грабежи и убийство мирных граждан. Св. Филипп не один раз, наедине, вразумлял царя, но царь, не внимал его вразумлениям, и тогда Филипп решился обличить его открыто, хотя бы пришлось, самому и пострадать за это. В воскресенье Крестопоклонной недели, когда святит. Филипп служил литургию и в начале ее стоял среди храма на кафедре. (возвышении), вошел в собор царь со своими опричниками. Все они и сам царь, были в особенных одеждах. Царь подошел к святителю со стороны и наклонил свою голову для принятая благословения. Св. Филипп стоял, устремив свой взор на икону Спасителя, и как-бы не замечал царя. Тогда бояре сказали: «Владыка святый! царь требует твоего благословения». Святитель обратился к царю и, посмотрев на него пристально, как-бы не узнавая его в странном одеянии, сказал: «Благочестивый царь! кому ты поревновал, исказив себя таким образом? Мы, государь, здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется кровь неповинная. Хотя почтен и саном царским, однакож ты перстный человек, и Господь взыщет за все от руки твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис.9:1-2). Уже тем самым, что Он отверз Свои Божественные уста сперва в этой Галилее, представлявшей собою смешение народов, Господь подчеркнул всечеловеческое предназначение Своего Евангелия. Явившись же сперва в сем темном и заброшенном уголке Палестины, Он тем показал как Свое смирение, так и приговор безумной гордости помраченного и развращенного Иерусалима. Андрей прежде всех сам пошел за Господом и без призыва и привел своего брата Симона Петра (Ин.1:35 и ниже); Филиппа же Господь призывает: иди за Мною. Филипп сразу последовал призванию без каких бы то ни было колебаний; это ясно из того, что он, возгоревшись ревностью о Христе, тотчас же начинает набирать и других добровольцев и приводить их ко Господу своему. Быстрое решение Филиппа немедленно последовать за Господом можно объяснить тем, что он, вероятно, прежде слышал о Христе от своих соседей Андрея и Петра (поскольку все они были из одного города, Вифсаиды), а быть может, и от других. Однако, скорее всего, притягательная личность Самого Господа вмиг подвигла его все оставить, все забыть и пойти за Ним. И притом могучая личность Христова настолько покорила Филиппа, что, как уже сказано, он не только пошел за Господом, но тут же начал и апостольское служение, то есть стал привлекать ко Христу иных людей, ибо говорится далее: Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Как просты слова Филиппа! Се, беседуют две алчущие души человеческие, душа Филиппа и душа Нафанаила! Филипп не говорит: " Мы нашли обетованного Мессию " , или " Сына Давидова " , или " Царя Израилева " , или " Господа Христа " ; он только дает Нафанаилу понять: они нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки. Сие глаголет душа, исполненная удивления и радости. Наисильнейшие чувства не выбирают слов, но выражают себя просто, иногда и препросто, как будто они сами о себе уверены: их сила проявится и в простейших словах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

413 Повесть душеполезна старца Никодима соловецкого монастыря о некоем иноке. СПб., 2003, с. 212. 414 ММК. 1238. Вкладная книга Соловецкого монастыря XVI–XVII вв, л. 23–23 об. Другие данные о вкладе Патриарха см. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI–XVII веков, Л., 1977, с. 41–42. 415 Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. Каталог выставки. М., 2001, с. 234–235. См. также Архимандрит Досифей. Летописец Соловецкий... с. 62–63. 417 Архимандрит Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Ч. 1, с. 292; Сохраненные святыни Соловецкого монастыря, с. 176–178. 419 Рамазанова Н. В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба Святому в источниках XVII–XVIII вв.)//Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб., 1997. Вып. 4, с. 7–18. 420 3наменский П. Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII века//Православное обозрение. 1882. Февраль, с. 283. См. также: Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым//Альфа и Омега. 2002. 3(32); Он же. Похвальное слово русским преподобным//Альфа и Омега. 2001. 427 Сапожникова О. С. Сказание о Яренгских чудотворцах и методы работы древнерусского автора//Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005, с. 597. 428 Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей Митрополита Филиппа (Колычева)//КЦДР: Соловецкий монастырь. СПб., 2001, с. 443. 429 По описи Успенского собора начала XVIII века известны надгробные иконы Митрополитов Макария, Фотия и Феогноста (РИБ. Т. 3. СПб., 1876, стб. 314, 328, 368), но икона Митрополита Филиппа при этом не названа. Житие Митрополита Филиппа I см. Архимандрит Макарий. Первосвятители Московские//Вышенский паломник. Православный журнал. Рязань, 2000. 2(10), с. 90, прим. 25. В 1479 году после построения нового здания Успенского собора, когда открыли гроб Митрополита Филиппа I, «и видеша его лежаща всего цела в теле, яко же и Преосвященный Митрополит Иона». – Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стб. 565. Все это в целом свидетельствует о почитании Первосвятителя XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Далее в церковном летописце прибавлено: «И от того времени минуло 36 лет, как церковь древяная погорела, до церкве каменного строения святого Апостола Филиппа и великого чудотворца Николы на Нутной улицы». Согласно с этим указано и в Новг. I, II и IV летописях, что в 1383 году заложена каменная церковь святого Филиппа на Нутной улице 909 ; а в Новг. III летописи указаны «строители Родислав Данилович, Устин да Филипп посадники» 910 . На другой год осенью Филипповская церковь была совершена и освящена архиепископом Алексием 911 . Сказание печатных летописей о каменной Филипповской церкви поясняется и дополняется церковною летописью: «В лето 6891 (1383), сказано здесь 912 , заложиша храм каменный святого Апостола Филиппа и придел великого чудотворца Николы Мирликийского на одной основы обе церкве каменные; в церкви у св. Апостола Филиппа на полатех придел каменной над правым крылосом Воскресение Христово. А строители у храмов сих новг. посадники: Родислав Данилович, Устин, Филипп, Александръ». Эти-то строители избрали особого священника с полным причтом для церкви Ап. Филиппа и придельной Воскресения Христова, и особого священника с дьячком и сторожем для придела Никольского. В обеспечение, первому пожаловали пожни и сенные покосы, а с ними деревни в Бежецкой пятине, второму причту пожаловали в Деревской пятине 8 деревень с пожнями и сенными покосами 913 . С пожалованных деревень и пожней собиралась церковная дань каждогодно; и служба совершалась вседневная как в Филипповской церкви, так и в Никольском приделе. Эти пожалованные деревни и получаемая с них руга были утверждены в XVI и XVII веках царскими жалованными грамотами 1589 и 1589 годов от царя Феодора Иоанновича, 1602 и 1603 годов от царя Бориса Феодоровича Годунова, 1663 года от царя Алексея Михайловича 914 . В прежнем своем виде церковь Филипповская существовала 153 года до 1536 года, хотя и упоминается в Соф. временнике об освящении Филипповской церкви архиепископом Макарием в 1524 году 915 . А в 1536 году жители Нутной улицы восхотели иметь полати и в придельном храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010