Митрополит Никон в сопровождении князя И. Н. Хованского и большой свиты добрался до берега Белого моря 13 мая. Первая попытка достичь Соловецких островов оказалась неудачной: буря разметала суда и выбросила их на берег. Лишь 3 июня цель была достигнута. После трех дней поста, совершив праздничную литургию в Духов день, митрополит Никон зачитал с амвона покаянную грамоту царя и вложил ее в руки святителя Филиппа. Чтение грамоты сопровождалось плачем братии. После чтения митрополит Никон, по просьбе братии Соловецкого монастыря, отделил часть мощей святителя Филиппа для оставления их обители. Вечером 7 июня митрополит Никон с мощами святителя отбыл в обратный путь. На материке, в устье Онеги, его ожидали царские гонцы с письмом из Москвы, в котором царь Алексей Михайлович извещал о кончине Патриарха Иосифа и просил поспешить с возвращением. На обратном пути в Каргополе 20 июня в соборе в честь Рождества Христова митрополит Никон совершил пред мощами святителя Филиппа молебен. Достигнув Кирилло-Белозерского монастыря, далее двинулись на речных судах по Шексне и 30 июня были в Ярославле. 4 июля в Троице-Сергиевом монастыре вновь был совершен молебен пред мощами святителя Филиппа. В 12-ти верстах от обители, в селе Воздвиженском, к сопровождению мощей святителя Филиппа присоединилось почетное посольство из Москвы: митрополит Казанский Корнилий (†1656), архиепископ Вологодский Маркелл (†1663) с духовенством и князь Трубецкой со своей свитой. Митрополит Никон по царскому повелению отбыл в Москву, чтобы подготовить торжественную встречу святых мощей в первопрестольном граде. 8 июля мощи святителя Филиппа были перенесены в село Ростокино. Утром 9 июля из Кремля двинулся крестный ход, возглавляемый митрополитом Никоном и митрополитом Ростовским Варлаамом, за которыми следовал царь Алексей Михайлович со своей свитой и несметное множество москвичей. Крестный ход был на некоторое время задержан у храма во Имя Святой Троицы, что «на камельках», из-за внезапной кончины престарелого митрополита Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиепископ Пимен был отправлен в ссылку в Тульский Венёв Свято-Никольский монастырь, а спустя год с небольшим, принеся покаяние, почил в Бозе и был там похоронен. Новгородская Вторая (Архивская) летопись сообщает: «В лта 7000 восмъдесятого (1572). Мсяца сентября в 25 день вторник преставись владыко Ноугородцкои Пимин на Тул в монастыре у чюдотворца Николы в Вении, томо и положенъ быстъ. А в Новгороде был владыкою Пимин 17 лт и два месяца и 9 дней. А сведенъ бысть на Москв владыко Пиминъ пять мсяцъ и десять дней, а посл своего владычество жиль год и два мсяца без шести день» . Могила его почитается в этом монастыре на протяжении столетий . 3) Теперь рассмотрим третий источник — «Житие» митрополита Филиппа. Как отмечал известный советский историк Р.Г. Скрынников в одной из своих работ, посвящённых эпохе Царя Иоанна Васильевича Грозного: « “Житие Митрополита Филиппа” было написано много позже, в 90-х годах XVI века в Соловецком монастыре. Авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: старца Симеона (Стефана Кобылина), бывшего пристава у Филиппа Колычева, и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом» . Об этом же пишет современный исследователь В.А. Колобков: « “Житие Святителя Филиппа” было написано примерно через 20 лет после того, как И. Таубе и Э. Крузе описали гибель Митрополита в тексте своего “Послания”. На много лет опередило создание агиографического памятника также и сочинение князя А.М. Курбского. Можно ли в этой связи доверять относительно позднему житийному рассказу?» Есть все основания полагать, что «Житие» митрополита Филиппа написано еще позднее, уже после Смутного Времени, во время Царствования Михаила Федоровича Романова, самый ранний его список уверенно датируется 1626 годом, когда прошло 57 лет после смерти митрополита. И «Житие» митрополита Филиппа, составленное, скорее всего, в Соловецком монастыре и описывающее его труды в этом монастыре, не может считаться вполне достоверным источником в отношении деяний митрополита Филиппа в Москве и обстоятельств пребывания в Тверском Отроче монастыре.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

В то же время недоброжелатели св. Филиппа поняли, что избранная Филиппом линия неуклонно приведет митрополита к падению. Желая скорее погубить его и одновременно угодить Иоанну, недруги Филиппа стали злоумышлять против него. Печально, но среди этих лиц оказалось несколько архиереев, которые сначала из угождения царю избрали Филиппа на митрополию, а теперь, видя перемену в отношениях государя и Первоиерарха, старались избавиться от неудобного для них митрополита-праведника. Это были: архиепископ Новгородский Пимен, мечтавший занять место Филиппа, епископ Суздальский Пафнутий, епископ Рязанский Филофей. К ним примкнул и духовник царя – Благовещенский протопоп Евстафий, обиженный на митрополита, который запретил его в служении за недостойное поведение. Через некоторое время Иоанн в сопровождении опричников вновь пришел на митрополичье богослужение в Успенский собор – царь и его присные были в традиционном черном одеянии опричников, пародировавшем монашеские одежды. Царь трижды просил у митрополита благословения, но Филипп не отвечал. Когда же сопровождавшие Иоанна лица обратили внимание Первосвятителя на то, что государь требует благословения, св. Филипп вновь произнес обличительную речь: «Царь благой, кому поревновал ты, приняв на себя такой вид и изменив свое благолепие? Убойся суда Божия: на других закон ты налагаешь, а сам нарушаешь его. У татар и язычников есть правда – в одной России нет ее; во всем мире можно встречать милосердие, а в России нет сострадания даже к невинным и правым. Здесь мы приносим Богу Бескровную Жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская. Ты сам просишь прощения во грехах своих пред Богом, прощай же и других, согрешающих пред тобою...» Филипп, продолжая обличать Иоанна, сказал, что готов принять мучительную смерть. после чего царь пришел в крайний гнев. Недруги Филиппа мгновенно сориентировались в ситуации: здесь же в соборе они подговорили некоего отрока – чтеца домового митрополичьего храма – выступить с обличениями Первосвятителя в содомии. Пимен Новгородский при этом лицемерно заметил: «Царя укоряет, а сам творит такие неистовства». На это Филипп ответствовал архиепископу: «Ты домогаешься восхитить чужой престол, но скоро лишишься и своего». Филипп простил оклеветавшего его отрока, и тот отказался от своих слов. Попытка опорочить святителя не удалась, и тогда по приказу царя были арестованы наиболее приближенные к митрополиту лица, от которых под пыткой стали домогаться сведений, порочащих Филиппа. Однако никто из митрополичьих служителей не оклеветал Первосвятителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

митрополита Филиппа, патриархов Иова и Гермогена, печальников и страдальцев за землю русскую. Благовременным и благонадежным находил он собрание и упокоение нетленных мощей их в соборном храме Кремля московского Успения Богородицы. Мысль Никона пришлась по сердцу царю благоговейному, который неоднократно видением во сне св. Филиппа, повелевавшего перенести в Москву его мощи, и сам уже приходил к мысли перенести их в Успенский собор. Составлен был немедленно собор, которому царь объявил свое желание перенести в Успенский собор мощи свв. Филиппа, Иова и Гермогена, и который с благодарностию и радостию просил царя поспешить исполнением благочестивого желания. Тело патриарха Гермогена, почивавшее в Чудовом монастыре, тогда же перенесено было в Успенский собор и поставлено поверх земли близ шатра над ризою Господнею. В Старицу за мощами патриарха Иова отправлен с многочисленною свитою митрополит ростовский и ярославский Варлаам. В Соловецкий же монастырь за мощами святителя Филиппа царь назначил отправить самого Никона, как первого внушителя мысли о перенесении мощей его, тем более, что Никон и сам был пострижен в монашество в Соловецкой обители. В свите Никона были из ближайших к царю придворных вельмож князь Хованский, дьяк Леонтьев и другие. Никону вручена была царем грамота, которую он должен был прочитать в Соловецком монастыре пред мощами святителя Филиппа. Замечательна эта грамота к почившему, как бы к живому, по тому духу смирения, с которым неповинный царь умоляет мученика простить согрешения предка его, и в знаменование сего прощения даровать Москве святыя мощи свои с присущею им благодатию молитвенного предстательства за землю русскую и чудодейственного хранения столицы царства. С сею грамотою, напоминающею собою другую подобного же содержания, которую некогда греческий царь Феодосий отправил в Команы к мощам св. Иоанна Златоустог о (сосланного туда и там преждевременно скончавшегося по настоянию матери царя Евдоксии), когда заблагорассудил перенести их из Коман в Константинополь, Никон торжественно отправился в Соловецкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Потом опричники бросились на святого, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями 367 . Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь 368 , причем святой много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святой находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород 369 и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келью святого. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем: – Вот приблизился конец моего подвига, – и причастился честных и животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал: – Владыка святой, дай благословение царю идти в великий Новгород. Но Святой отвечал Малюте: – Делай, что хочешь, но дара Божьего не получают обманом. Тогда бессердечный злодей задушил праведника подушкою 370 . Между тем врагов святого Филиппа, восставших на него, в скором времени постигло наказание Божье. Царь, сознав свою несправедливость против святого мужа и лукавство его врагов, повелел разослать их в заточение по различным монастырям, а иных предал смерти 371 . По смерти царя Иоанна Васильевича престол русского царства занял сын его, благочестивый царь и великий князь Феодор Иоаннович 372 . В седьмой год его царствования, в 21-м году по преставлении святого Филиппа, игумен Соловецкого монастыря Иаков и братия обратились с молением к благочестивому царю, чтобы он повелел перенести тело святого из Отроча монастыря в Соловецкий. Царь дал им на сие разрешение, и они нашли тело святого целым и неповрежденным, что тление не коснулось даже его одежд, а от мощей святого истекло миро и наполнило воздух благовонием. С честью перенесли иноки тело святого Филиппа в свой монастырь и погребли на том самом месте, которое сам он для сего приготовил 373 . В царствование благочестивейшего царя Алексия Михайловича 374 нетленные мощи святого митрополита Филиппа с честью были перевезены митрополитом Новгородским Никоном 375 из Соловецкого монастыря в первопрестольную Москву и положены в новой раке в Успенском соборе, где и почивают открыто доныне 376 . Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 349 «Отроками» назывались в древней Руси младшие члены княжеской дружины, потом вообще доверенные служители при князе, опытные, большей частью, и в военном искусстве и исполнявшие разные поручения своего господина. Были свои отроки и у бояр. 351 Иоанн IV Васильевич Грозный – с 1533 – великий князь Московский, в 1547 году принял титул царский и царствовал по 1584 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но так как торжество первого праздника ослаблялось службою наступавшего сочельника перед Рождеством, то иногда оно переносилось на Рождественские праздники и на первые числа января, даже на февраль месяц 103 . Праздник в честь перенесения мощей святителя Филиппа по разным обстоятельствам тоже переносился на другие числа июля, даже на август месяц 104 . Только в 1669 г. 3 января издано было царское распоряжение о перенесении праздников в честь святителя Филиппа с 23 декабря на 9 января и с 17 июля на 3 число этого месяца, о чем тогда же объявлено на печатном дворе при исправлении следованной Псалтири 105 . Во имя святителя Филиппа патриарх Никон в 1653 г. приступает к постройке Иверского Валдайского монастыря и в нем строит особую церковь в честь Святителя — своего патрона 106 ; другую в память его церковь строит на патриаршем московском дворе вверху на сенях 107 . Имя святителя Филиппа теперь открыто выставляется наряду с именами других святых митрополитов Петра, Алексия и Ионы в царских и патриарших указах, касавшихся церковных дел в России. Что касается практического выполнения другой задачи, с которою предпринято было перенесение мощей святителя Филиппа, то есть установления добрых отношений между властью церковной и светской и достижения той государственной правды на началах христианской веры и церковных установлений, за которую ратовал митрополит Филипп, то царь Алексей Михайлович и прежде в послании к мощам этого Святителя открыто свидетельствовал об устранении всякой вражды к церковной власти в своем государстве, и при избрании патриарха Никона поклялся в повиновении его архипастырскому слову и правилам церковным и вскоре по вступлении его на патриаршество считал нужным особо напоминать воеводам о соблюдении правды в делах по управлению и полном согласовании последнего с законом христианским. В этом отношении особенную цену имеет послание государя к казанскому воеводе князю Никите Ивановичу Одоевскому, главному деятелю при издании “Соборного уложения” и устройстве монастырского приказа.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

В этом месте послания Дионисий мог разуметь никого других, кроме Александра Севера и Филиппа Аравитянина. Но достаточно ли это свидетельство для того, чтобы подтвердить Евсевия? Едва ли. Во-первых, Дионисий говорит только о христианстве Филиппа и ничего о случае в Антиохии: если бы с Филиппом произошел тот случай, о каком говорит Евсевий, случай всенародный, исключительный, имевший место в обширнейшем из городов, то почему случившегося не знал (и не рассказал) Дионисий? Во-вторых, и о христианстве Филиппа, Дионисий знал не с полною достоверностью: «носится молва». В-третьих, христианство Филиппа он уравнивает с христианством Александра Севера, а так как Александр не был действительным христианином, а лишь сочувственно относился к христианству, ценил его добрые стороны, то естественнее всего предположить, что и христианство Филиппа было одного и того же рода, и свойств, как и христианство Александра. Итак, Дионисий дает очень мало даже и для того, чтобы утверждать, как факт, самую принадлежность Филиппа к церкви. Тем, кто с большею или меньшею настойчивостью утверждает мысль о том, что Филипп был христианином, следует наперед с возможною обстоятельностью и твердостью решить следующие возражения: если Филипп был христианином, то почему он ничего не сделал в пользу христианства, решительно ничего? Почему его образ действий был вполне языческим, почему, например, он принял такое деятельное участие, от всей души и всего сердца, в языческом празднике тысячелетия Рима, который совершался в его время? Почему эмблемы на его монетах не обличают его приверженности к христианству, а обличают напротив тяготение к язычеству? Почему современная Филиппу литература не записала факта обращения его к христианству? В частности, по отношению к случаю в Антиохии, если таковый был: можно ли допустить, чтобы Филипп скромно подчинился той епитимье, какую налагает на него епископ, – Филипп, характеризуя которого Златоуст называет: «тираном, злодеем, человекоубийцею, зверем»? Не естественнее ли ожидать от него, что за сопротивление он наказал епископа так, как говорит об этом Златоуст (что однако же исторически неверно)? Часть этих вопросов разрешается исследователями (Обэ, Ульгорном), но едва ли удовлетворительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обстоятельства смерти Святителя Филиппа, Митрополита Московского и Всея Руси 07.11.2021 2959 Время на чтение 62 минут Кому подобает нам доверять более: клятвопреступникам иноземцам Таубе и Крузе, предателю Андрею Курбскому, осужденному приставу Стефану Кобылину — либо составителям Покаянного Синодика, то есть, в том числе, самому Православному Царю Иоанну Васильевичу Грозному, свидетельствам благословенного Царя Алексея Михайловича и составителям Соловецкого летописца конца XVI века, Коряжемских и первых русских печатных Святцев, и самой Церкви, прославившей митрополита Филиппа как святителя и исповедника, но не как мученика и страстотерпца? Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей 30 августа 2021 года заявил, что есть разные мнения историков об обстоятельствах смерти святителя Филиппа (Колычева), Митрополита Московского и Всея Руси. Развивая свою мысль в ответе на вопрос Сергея Брилёва на Восточно-Экономическом форуме, Президент России указал, что Малюта Скуратов, один из руководителей опричнины в то время, возможно, мимо монастыря, где находился святитель Филипп, вообще не проезжал, или проезжал, но мог не иметь никакого отношения к смерти святителя Филиппа. В дискуссии, разгоревшейся после этого, прозвучали обычные либерально-масонские и большевицкие штампы о Царе Иване Васильевиче Грозном. Так, Николай Сванидзе на радио «Эхо Москвы» заявил, что Царь Иван Васильевич Грозный не только виновен в убийстве святителя Филиппа, но и уничтожил почти весь Новгород, и после него Новгород уже не поднялся, что явно не соответствует фактическим обстоятельствам . Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин в публичных комментариях слов Президента России о Малюте Скуратове заметил, что жития святых не являются каноническими соборно утверждаемыми текстами и могут исправляться в случае обнаружения исторически недостоверных данных. Дмитрий Быков в «Новой газете» обвинил представителей Русской Православной Церкви в том, что они следуют всем указаниям руководителя Государства и якобы готовы исправлять Священное Писание и Священное Предание Церкви. В своих виршах Быков умудрился оклеветать и Президента, и Церковь, изобразив ее какой-то угоднической политической организацией, и оскорбить чувства верующих, для которых Церковь является святыней.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Составители «Жития» черпают информацию о жизни святого Филиппа на Соловках из монастырских летописей и преданий, что вполне обоснованно, а вот откуда Соловецкие монахи через полвека берут грешащую многими явными ошибками информацию о деятельности Митрополита в Москве и о его пребывании в Тверском Отроче монастыре? К сожалению, после Смутного времени, в середине и во второй половине XVII века среди русского дворянства сочинение Курбского стало популярным и, по наущению любителей польских порядков распространялось в России. Написанное в этом сочинении, безусловно, оказало влияние на составителей «Жития» и, видимо, было ими использовано как один из источников. Доктор исторических наук Александр Боханов подробно разбирает и сопоставляет сочинение Курбского и «Житие» и приходит к выводу: « О чём же можно говорить без всякого ёрнического налета, так это о том, что лексика и стилистика некоторых фрагментов «Жития» Филиппа очевидным образом совпадают со стилистикой, словами и фразами из «обличительных творений» князя Курбского. К сожалению, нельзя не признать, что при составлении Жития использовался этот заведомо фальшивый источник» . Кроме того, как это видно из «Жития», в Соловецкий монастырь был заточён и пристав Стефан Кобылин, призванный охранять святителя Филиппа в Тверском Отроче монастыре и виновный в том, что недосмотрел за святителем. Кобылин мог оправдывать свой недосмотр, в том числе и взваливая вину за смерть митрополита на опричников, и его рассказы могли быть включены в «Житие» без должной проверки и критического осмысления. Само «Житие» носит крайне противоречивый характер и содержит ряд заведомо недостоверных исторических сведений о деяниях митрополита Филиппа в Москве и пребывании его в Тверском монастыре, что отмечали большинство историков, исследовавших «Житие» . Например, введение опричнины на Руси в «Житии» происходит якобы по решению Собора в Москве и отнесено ко времени пребывания Святителя Филиппа на митрополичьем престоле (с 20 июля 1566 года) и указывается, что митрополит был против этого введения . В действительности, опричнина была введена Царским указом полутора годами раньше – в феврале 1565 года , когда Московским Митрополитом был Афанасий, а Филипп был игуменом далёкого Соловецкого монастыря. И Царь Иоанн Васильевич его мнения не спрашивал. Царь получил в то время всеобщую народную поддержку против своих оппонентов из отдельных бояр, и Опричнина была духовным и воинским орудием по искоренению боярского разделения Царства. На это указывал и доктор исторических наук И.Я. Фроянов .

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Прошло с тех пор 13 лет. Никон был уже митрополитом Новгородским и другом царя Алексия Михайловича. В 1652 году он был послан царем в Соловки для перенесения оттуда в Москву мощей Святителя Филиппа. На обратном пути из Соловецкого монастыря он посетил Кий остров, видел Крест, поставленный им в благодарность Богу за свое спасение и возобновил обет устроить монастырь здесь. В память сего вторичного посещения Кия острова Никоном впоследствии была поставлена - и ныне существует - на другом конце острова, к материку, часовня, с Крестом же внутри оной. Во время отсутствия Никона, умер в Москве патриарх Иосиф, и возвратившийся с мощами Святителя Филиппа, Новгородский митрополит Никон упрошен был царем и народом быть патриархом Московским и всея Руси. Сделавшись патриархом, Никон решился привесть в исполнение свой давний обет и испросил у царя грамоту на построение монастыря на Кие острове, которая и была дана в 1656 г. Грамота эта следующего содержания. " От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца в Каргополь Воеводе нашему Федору Игнатьевичу Малыгину. Бил нам челом отец наш и Богомолец, Великий Государь Святейший Никон Патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России; в прошлом де 147 году, как он Великий Государь Святейший Никон Патриарх ехал из Анзерского скита, и в те де поры от морского великого волнения едва не потоплен, но уповая на силу Животворящего Креста спасен пред Онежским устьем к пристанищу к Кию острову, и будучи де на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузил на том месте Святый Животворящий Крест. И как де по нашему Великого Государя указу в 160 году послан он Великий Государь Святейший Никон Патриарх по мощи Филиппа Митрополита в Соловецкий монастырь и с его чудотворными мощами морем едучи, на том месте благоволил Бог ему Великому Государю пристать и тот Честный Крест, который он прежде на том месте водрузил, силою Распятого на нем стоит в целости, а тот де остров пуст и ничьих и никаких угодий на нем нет; и быть тут жилецким людям нельзя, потому что на том месте камень голый, и силою де того Животворящего Креста, который на том месте водрузил, мнози веру держаще к нему, от морского потопления спасаются, а как де с мощами Чудотворца Филиппа стоял и обещался на том месте поставить Церковь и монастырь соградить, гречески Ставрос и русски Крестный, во имя Честного и Животворящего Креста и святого Священномученика Чудотворца Филиппа Митрополита, и нам Отца нашего и Богомольца, Великого Государя Святейшего Никона Патриарха Московского и всея Великия и Малыя России пожаловать, повелеть ему на том острову, идеже Честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырь соградить во имя Честного и Животворящего Креста и святого Чудотворца Филиппа Митрополита, и жити ту иноком, вземши Крест свой на рамо и последовати Распятому на кресте Иисусу Христу.

http://sobory.ru/article/?object=03558

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010