Более того, «Житие» Митрополита Филиппа уже подвергалось исправлениям к нашему времени. В соответствии с данными исторической науки, еще в XIX веке из него был удалён важнейший фрагмент «Жития», фактически признанный Церковью недостоверным. Это фрагмент о якобы проходившем в конце 1566 или 1567 года Соборе по учреждению Опричнины, на котором якобы митрополит Филипп выступал против введения Опричнины. И в ныне издаваемом Московским Патриархатом Житии митрополита Филиппа (в том числе на сайте Патриархия.ру http://www.patriarchia.ru/db/text/909578.html ) этого недостоверного эпизода нет. Поэтому весьма актуальным и сегодня является уточнение жития угодника Божия Святителя Филиппа с учетом данных современной исторической науки и первоисточников, снимающих с Григория Скуратова-Бельского обвинение в его причастности к смерти митрополита Филиппа. Василий Вадимович Бойко-Великий , президент Просветительного Фонда имени святителя Василия Великого; Павел Геннадиевич Петин, кандидат исторических наук Если верна дата преставления святителя Филиппа 9 января, указанная в Прологе и установленная Царем Алексеем Михайловичем, то это полностью исключает какое-либо участие в смерти митрополита Малюты Скуратова, так как точно известно, что в это время он находился в Новгороде - за 400 верст от Твери. Это отмечал еще в 1927 году А.П. Приклонский (Приклонский А.П. Соловецкий монастырь//Материалы Соловецкого отделения Архангельского общества краеведения. Соловки, 1926. Вып. I. С. 21) О том, что это заявление Н. Сванидзе не соответствует действительности, говорит хотя бы то, что спустя два года — летом 1572 года — Царь Иоанн разместил в Новгороде свою ставку и вместе с Царицей Анной и двором пребывал там. Об обстоятельствах искоренения измены в Новгороде указано у профессора Александра Боханова в книге « Царь Иоанн Грозный» (М. ФИВ. 2015. С. 328-337). Браудо А.И. Послание Таубе и Крузе//Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб.: Типография В.С. Балашина, 1890. Ч. CCLX X I . С. 386–395.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Напоследок и она, и сын ее, самодержец Михаил, и освященный клир, и весь народ молили Бога о себе самих, неся честный крест, святые Евангелия и честные иконы, взывая: Господи помилуй! Совершив же Божественную Литургию, поставили иконы на своих местах и тем паки украсили Христову Церковь . После же сего священный Мефодий и святые исповедники узаконили, да ежегодно в воскресный день первой постной седмицы совершается память такового святого действия, да не паки сатана, совратив некоторых с истинного пути, погрузит в ереси иконоборства. Сего-то для ныне православная Христова Церковь , восхищаясь преславною памятию и спасительною радостию, ублажает соблюдших православно и неуклонно догматы веры, а тех, кои совратились с истинного пути, отлучает, предлагая на среду и ныне чтенное Евангелие, яко содержащее пример истинной Филиппа веры, и спасительного Нафанаила исповедания. Мы, с нашей стороны, постараемся истолковать ныне чтенные Евангельские слова; вы же с любовию внемлите сим, да сотворят в вас спасительные плоды. Ин.1:43–44 .  «Во время оно, восхоте Иисус изыти в Галилею, и обрете Филиппа, и глагола ему: гряди по Мне. Бе же Филипп от Вифсаиды, от града Андреова и Петрова.» Как пришествие Иисуса Христа в Галилею, так и пребывание Филиппа на том месте, были не без промысла, но по Божественному предвидению и строению. Иисус убо Христос, яко сердцеведец Бог, предусмотрев расположение Филиппа к принятию веры, соизволил придти в Галилею в то самое время, в которое там Филипп находился, да тако призовет и вчинит его в лик Своих учеников, чрез него же просветит верою и достойного веры Нафанаила: равно и Филипп, сущий от Вифсаиды, от града Андреева и Петрова, находился тогда в Галилеи по Божию смотрению. Но удивления достойны суть как средство, чрез которое Иисус Христос призвал Филиппа, так и совершенное повиновение Филиппа Иисусу Христу. Единое токмо Иисус сказал ему слово: «гряди по Мне», и он, не медля все оставив, пошел в след Его: из чего явствует, что Филипп либо прежде был научен о Иисусе Христе соотечественниками его, Андреем и Петром, либо могущественнейшая сила слова Иисуса Христа, либо и то и другое чудесным образом располагали благое его произволение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Следственно, в четвертом десятилетии 17 века, празднование дня мученической кончины святого Филиппа было повсеместно в России. Но полнейшее прославление Святого принадлежит другой эпохе. В 1646 году, 29 апреля присланы из Москвы на Соловки, к игумену Илии, грамоты от царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. Обрадованные иноки говели вторую неделю Петрова поста, и 31 день мая избрали для торжества. С обычными обрядами изнесли из земли гроб, переложили мощи в новую раку и поставили их в Преображенском соборе. При этом случае предполагали переменить одежду на Чудотворце, но нашли это излишним: погребальные ризы святителя нисколько не обветшали, хотя пролежали в земле 87 лет. Иеромонах Феодул был отправлен к царю и патриарху с просфорой, святой водой и образами нового Чудотворца. В начале 1652, собором определено перенести мощи святого Филиппа в московский Успенский собор. Такую же почесть определено воздать останкам двух патриархов: Иова, погребённого в Старице, и Гермогена – в Чудовой обители. Патриарх перенес прах Гермогена; за телом Иова отправили митрополита ростовского Варлаама; кого же было отправить за мощами Филиппа, если не Никона, митрополита Новгородского и Великолуцкого, наперсника царя. Никон провел много лучших лет своей жизни на островах Соловецких, и был свидетелем чудес благодати, изливавшейся от мощей Филиппа. Впоследствии, сделавшись другом Алексея Михайловича, он легко мог расположить набожного царя воздать должную честь новому таиннику неоскудевающей благодати Божией. Снаряжено было посольство на Соловки. 11 марта государь выходил в Успенский собор к молебну, после которого и отпустил Никона в дорогу. Митрополита сопровождали царский боярин князь Хованский, множество дворян, людей служилых и богомольцев. На дороге он получил от царя письмо, в котором, извещая о кончине, патрарха Иосифа, Алексей Михайлович просит Никона строже наблюдать за благочинием его спутников, чтобы все они ехали «со страхом и трепетом».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

А нас Феодосиевцев, как не молящихся за царскую особу, порицают и к еретикам (галилеянам) причитают, и в письмах своих к нам (Преображенцам) писанных, антихристовыми слугами называют нас: пропасти христианам, не сообщающимся с нами, ископовают. Неправое мудрование имеют о антихристе: впредь чувственно его быти ожидают 13 . Из выше выписанного показания Преображенцев можно видеть, как они далеко отстоят в своем учении не только от православия, но расходятся даже с старообрядцами. Филипповцы Основателем Филипповского толка был беглый стрелец новгородский, Фотий. Он жил сначала келейником у Андрея Денисова, одного из представителей Поморской секты; потом принял монашеское пострижение с именем Филиппа, от одного раскольничьего скитника. По смерти Андрея Денисова и Данилы Викулова, он хотел занять должность настоятеля в Даниловом поморском монастыре, и с этим намерением Филипп стал вмешиваться в дела нового настоятеля Семена Денисова, – вследствие чего и был в Выговской Даниловской обители собор из старцев. Мы представляем здесь самый акт первого отпадения Филиппа. Причины его на это были следующие: «1737 года Декабря 14, старец Филипп отказывается пред собором правления, а вину тому предлагает, первое: уставщики от службы церковной у него Филиппа не спрашиваются; второе: без волн его мирских человек вводят; третие: некоторые духовные его дети без службы на труды (работу) ходят; четвертое: в правлении его помешательство творил Семен Денисов; пятое: что он Денисов делает, у него Филиппа не спрашивает; шестое: которую старицу он Филипп определил «замолитвовать», а он (Денисов) не попустил». – Против этих обвинений Семен Денисов ответ пред собором чинил, который и был одобрен всеми старцами, а Филиппа за оные вины соборне обвинили 14 . С этого дня Филипп не пожелал более оставаться в обители, и отделившись основал свой особый толк. Филлиповцы уже совершенно отделились от Поморцев, вследствие введения этими последними, в своих молитвенных домах, моления «за предержащия власти». Это было во время комиссии Самарина, в 1739 году. Филипповцы, ради своего вероисповедания, обрекают себя на самопроизвольные мучения: самосожигаются, убивают друг друга ради царствия небесного, что, впрочем, случается не часто. Брачных отнюдь, как и Преображенцы, не допускают в свое согласие; покланяются кресту с надписью: . Н. Ц. ., чего Феодосиевцы не делают; в остальных своих верованиях они во всем почти согласны с Феодосиевщиною. Новожены 15

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/...

Поучение 2-е. Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву (О причинах нетления св. мощей) Св. Филипп, митрополит Московский, перенесение многоцелебных мощей коего ныне празднуется, мученически окончил жизнь свою в Тверском Отроче монастыре, куда был сослан в заточение Иоанном Грозным за обличение его злодеяний, и где задушен был начальником царским опричников Малютой Скуратовым. Чрез несколько лет после кончины святителя игумен Соловецкого монастыря Иаков с братией испросили у царя Феодора Иоанновича разрешение перевезти тело усопшего в Соловецкий монастырь, в котором Филипп принял пострижение в монашество и был настоятелем. Там мирно покоились мощи святителя-мученика под кровом храма и молитв благоговейно чтившей его братии монастыря; там стали замечаться и чудеса при гробе Филиппа над теми, кто с верою и благоговением при них молился. Много лет прошло с тех пор, и смутных, тяжких лет не только для Москвы, но и для всего царства русского. Все говорили, что все случившееся произошло по попущению Божию, грех ради наших, в наказание и исправление. Вспоминались многим тяжкие времена Грозного, бесчиние и самоуправство опричнины, кровь несправедливо убиенных и мученическая кончина святителя Филиппа. Как только все пришло в обыкновенный порядок в царствование Алексия Михайловича, любимый и уважаемый им митрополит новгородский Никон, впоследствии патриарх всероссийский, в дружеской беседе с внимательным и благорасположенным к нему царем стал проводить мысль о духовном, высшем охранении столицы царства молитвами и предстательством усопших иерархов Московских: святителя митрополита Филиппа, патриархов Иова и Гермогена, печальников и страдальцев за землю русскую. Мысль Никона пришлась по сердцу царю благоговейному, который неоднократно видением во сне св. Филиппа, повелевавшего перенести в Москву его мощи, и сам уже приходил к мысли перенести их в Успенский собор. Составлен был немедленно собор, которому царь объявил свое желание перенести в Успенский собор мощи свв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Затем последовала еще одна публичная стычка царя с митрополитом. Она произошла 28 июля 1568 г. во время праздничного богослужения в Новодевичьем монастыре, куда царь прибыл вместе с своими опричниками. Филипп совершал после литургии крестный ход. Перед чтением Евангелия, преподавая «Мир всем!», он увидел, что один из опричников стоит в тафье. Филипп сказал на это царю, что Писание подобает слушать с непокрытой головой. Однако, когда Грозный обернулся, чтобы увидеть, о ком идет речь, опричник успел снять головной убор. Тут же царю стали нашептывать о том, что Филипп умышленно лжет, дабы досадить государю. Взбешенный Иоанн поносил Филиппа как мятежника и злодея. После этого эпизода Первосвятитель покинул митрополичий двор в Кремле и перебрался в монастырь Николы Старого в Китай-городе. Полный разрыв между царем и митрополитом стал очевидным. Иоанн окончательно укрепился в намерении низложить Филиппа с митрополичьего престола. Однако он не стал сводить его с митрополии сразу. Едва ли причина этого была в том, что царь всерьез оглядывался на мнение народа и хотел сначала убедить всех в том, что Филипп – не праведник, но грешник и преступник. Скорее всего Иоанн, верный своей болезненной привычке к лицедейству, вновь хотел обставить расправу, как очередной глумливый спектакль. Чтобы найти повод к расправе, царь (вероятно, уже в конце зимы 1568 г.) направил специальную комиссию на Соловки, чтобы расследовать на месте обстоятельства жизни бывшего игумена – в Москве все бытие митрополита протекало настолько на виду у всех, что нельзя было найти ничего предосудительного, тем более после неуклюжей первой попытки оклеветать Филиппа. Комиссия состояла из послушных наперсников царя – в нее входили князь Василий Темкин, архимандрит Спасо-Андроникова монастыря Феодосий и др. Во главе ее царь поставил ярого врага святителя Филиппа – Суздальского епископа Пафнутия. Увы, среди соловецкой братии нашлось несколько клеветников, которых разными посулами и угрозами удалось вовлечь в интригу против митрополита. Преемник Филиппа – игумен Паисий, которому обещали епископский сан, также дал показания против Первосвятителя, бывшего его духовным наставником.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

С 1989 года храм Воскресения Словущего вновь обрел статус Иерусалимского подворья; настоятелем назначили архимандрита Феофилакта (Георгиадиса), впоследствии архиепископа Иорданского. В 2001 году его сменил архимандрит Феофил (Яннопулос), ставший Патриархом Иерусалимским и всея Палестины. С 2003 года и по сей день настоятель - архимандрит Стефан (Диспиракис). Тогда, в 1989 году переулку еще не было возвращено исконное название, он носил имя писателя Аксакова, который когда-то здесь жил. Это было время, когда сердце «горело» от погруженности в мир Евангелия - все испытывают поначалу это неповторимое состояние, кто меньше, кто дольше, когда приходят к вере, как-то особенно остро воспринималась картина страданий Христа, Его одиночества на земле... Когда я впервые ступил в этот храм и увидел большое Распятие, в левом приделе, св. апостола Филиппа, слезы выступили сами... Много дней я не мог спокойно смотреть на Образ Страдающего Спасителя - душу мгновенно заполняла острая жалость и чувство вины... В этом храме я исповедовался и причастился, обстоятельства складывались так, что именно здесь находила душа облегчение, и в те дни и утром и вечером я пребывал в церкви - и св. Филиппа, и в других московских храмах, которые стал открывать для себя - Богоявленский собор, Данилов монастырь... Это была для меня во многом начальная школа покаяния и молитвы. Все в этом храме стало мне родным - икона св. Филиппа с частицей мощей, на которой он, слегка наклонившись, готов услышать тебя; Иерусалимская, Казанская и Ахтырская иконы Божией Матери, образы святителя Николая и преп. Сергия, «Скоропослушница» (Гефсиманская), у которой я, выходя из храма, просил благословения... (Она и дома у меня много лет). А первые службы - в храме св. Филиппа - когда приходилось стоять 3-4 часа - запомнились и тем, что после них ломило все тело. Это продолжалось, наверное, недели две. Ломота была, конечно, не от того, что приходилось стоять, я сначала не мог понять, почему, а со временем дошло: «перестройка» души тому причина! Она ведь, учат отцы, «влита» в тело, совпадает с телесностью, будучи сокровенной, бессмертной нашей субстанцией. Наша собственно личность и есть душа, проницающая всю телесность. И вот когда она начинает претерпевать огромной силы потрясения и изменения - вера, покаяние, плач, первые касания благодати! - то соответственно чувствует это и претерпевает и грубая наша «телесная периферия», приходя в должное соответствие...

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/27/...

Филиппа, Иова и Гермогена, и который с благодарностью и радостью просил царя поспешить с исполнением благочестивого желания. В Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа царь отправил самого Никона, как первого внушителя мысли о перенесении мощей его, тем более, что Никон и сам был пострижен в монашество в Соловецкой обители. Никону вручена была царем грамота, которую он должен был прочитать в Соловецком монастыре пред мощами святителя Филиппа. Замечательна эта грамота к почившему, как бы к живому, по тому духу смирения, с которым неповинный царь умоляет мученика простить согрешения предка его и в знаменование сего прощения даровать Москве святые мощи свои с присущей им благодатью молитвенного предстательства за землю русскую и чудодейственного хранения столицы царства. Прибыв в Соловецкий монастырь, Никон по прочтении грамоты, при обильных слезах братии, прощавшейся с своим дорогим настоятелем, при пении приличных случаю псалмов и песней церковных, поднял с места покоя нетленные мощи святителя, и сперва водою до Ярославля, потом сухим путем до Троицкой лавры сопровождал их, с каждого места остановки донося царю о своем шествии. Из лавры торжественно перенесены мощи св. Филиппа в Успенский собор в Москве 3 июля 1652 г., и поставлены открыто на южной стороне между иконостасом и южными дверьми собора. На этом месте и теперь почивают эти нетленные мощи открыто, источая благодать исцелений с верой молящимся. II. Мощи святителя Филиппа, как мы сказали, нетленно почивают, свидетельствуя тем о богоугодности его. Если бы кто из любопытствующих и сомневающихся спросил: какие причины нетления св. мощей, ему не трудно было бы ответить, зная святую жизнь великого святителя, положившего душу свою за паству свою и украсившего себя всеми христианскими добродетелями. а)  С одной стороны, сила Христова, вселившись во св. Божиих человеков, оживотворяет, освящает и проницает телеса их, сообщая им и нетление , так как сама она нетленна и чудодейственна и есть сила не человеческая, а божественная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Строительство по проекту М.Ф.Казакова и под руководством архитектора С.Карина длилось 10 лет, и к 1787 году был выстроен величественный храм в стиле раннего классицизма. Построенная церковь свт. Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе, на месте старого одноименного храма XVII века, при трапезной 1752 года, была задумана в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона, но проект подворья остался неосуществленным. Внутреннее пространство храма поражало обилием лепнины, полукольцами колонн, высоким светлым куполом, прорезанными окнами-люкарнами. Нужно добавить, что стройная гармония архитектурных форм создает еще и великолепный акустический эффект. Иконостас в своей нижней части принадлежал Казакову, верхняя часть была выполнена в конце XIX века. Вновь построенная церковь была освящена в 1788 году. В 1827 году на средства князя Долгорукова к трапезной был пристроен придел преподобного Сергия Радонежского . В XIX веке на территории храма были построены дома церковнослужителей. В 1889 году купцом Н.Ф.Степановым была постороена богадельня. В 1896 году при церкви свт. Филиппа была открыта церковно-приходская школа, об этом сообщали Московские церковные ведомости: " ...прошлый 1896-1897 учебный год ознаменовался открытием нескольких церковно-приходских школ в Московской епархии, как в самой столице, так и в уездах губернии. В городе Москве, с началом учебного года, открыта церковно-приходская школа в Филипповской, что в Мещанской слободе церкви. Вновь открытая школа совершает свою деятельность под руководством Совета Кирилло-Мефодиевского братства учителей и учительниц... " . Помимо церковно-приходской школы в приходе существовали Николаевский детский приют Московского благотворительного общества, Городское начальное училище и Железнодорожное училище, где должность законоучителей исполняли члены причта храма свт.Филиппа. При храме находились дома причта, здание церковно-приходской школы и богадельни. После революции 1917 года для Церкви наступила эпоха разрушений. Храм свт.Филиппа был закрыт в 1939 году. После войны на месте домов священнослужителей была построена школа. При строительстве спорткомплекса " Олимпийский " было снесено все, кроме самого здания храма. В храме находилось государственное учреждение.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Молитвенно прославляя святую память первоверховных апостолов Петра и Павла, дорогие братия и сестры, будем подражать им в вере, уповании, любви, чистоте, кротости, смирении, терпении и полной преданности воле Божией; будем стремиться воплотить эти добродетели в своей жизни самоотвержением, воздержанием, нестяжанием, мужеством, будем проникаться и оживляться их духом. По молитвам святых апостолов да дарует это нам Господь, Своею благодатию да укрепит нас и наставит на путь спасения. Аминь. В день памяти святого апостола Филиппа Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Сегодня Святая Церковь, вступая на порог сорокадневного поста, готовя нас к достойной встрече великого праздника Рождества Христова, преславно величает того, кто является покровителем, молитвенником и заступником для всех нас нас в этот период времени, — святого апостола Филиппа. В лице святого апостола Филиппа мы имеем яркий пример высокой нравственной чистоты и святости. Святой апостол Филипп родился в Вифсаиде и был из числа тех людей, которые пламенно ждали скорейшего явления в мире Спасителя. Услышав об Иоанне Крестителе, он сразу же оставил родительский дом и стал одним из ближайших учеников Предтечи. С восторгом он узнал от Иоанна, что ожидаемый Мессия уже пришел. Когда Спаситель после крещения и сорокадневного поста вышел на проповедь, то однажды Он встретил апостола Филиппа и сказал ему: «Гряди по Мне ». Святой апостол Филипп беспрекословно последовал за Господом, привел к Нему своего друга Нафанаила и с этой минуты сделался неотлучным последователем и ревностным учеником Спасителя. За ревностное проповедание Евангелия апостол Филипп претерпел мученическую кончину: был распят на кресте вниз головой. Дорогие братия и сестры! Мы видели, что лишь только божественный глагол «Иди за Мною» коснулся слуха Филиппа, он сразу оставил все, и последовал за Христом, и уже никогда, до самой смерти, не оставлял Его. Такова сила божественного гласа! Но не одних святых апостолов звал и зовет к Себе Господь — и сейчас зовет Он каждого из нас, и зовет непрестанно.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010