Память перенесения нетленных и чудотворных мощей святителя Филиппа сохранена праздником, установленным в том же году 3 июля. Это день, в который честные мощи угодника Божия Филиппа встречены были жителями Москвы 1602 . Со времени перенесения нетленных мощей его установлено празднование, как в день преставления св. Филиппа, 9 япваря, так и в день перенесения мощей святителя, 3 июля, и имя его стали произносить при богослужении и иных случаях вместе со св. Петром, Алексием и Ионой, митрополитами Всероссийскими. На день перенесения мощей св. Филиппа написан особый канон около 1657 года 1603 . Церковь нарицает священномученика и святителя Филиппа преемником первопрестольников, столпом Православия, поборником истины, новым исповедником, положившим душу за паству 1604 . При богослужении во дни, посвященные памяти св. митрополита Филиппа, паримии произносятся те же, какие в день св. Алексия митрополита, 12 февраля; Евангелие утреннее то же, какое в день св. Алексия митрополита произносится на литургии; чтение Апостольское на литургии во днн св. Филиппа то же, какое во дни св. Алексия, и Евангельское на литургии то же, что в день св. Алексия, митрополита Всероссийского, на утрене. Дни российских св. отцов и пастырей, называемых только по имени своих епархий Со времени учреждения патриаршества в России Московским Собором определено быть в некоторых городах нашего отечества митрополитам, в иных – архиепископам, а в других – епископам. Из сих святителей особенно прославились святостью жизни своей: Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, и им Церковь празднует преимущественно. День св. Димитрия, митрополита Ростовского 21 сентября (4 октября) Святитель Димитрий 1605 (1701–1709) родился в 1651 году в Киевской губернии, в местечке Макарове, в 50 верстах от Киева, от родителей благочестивых – полкового сотника Саввы и Марии; до иночества назывался Даниилом. Наученный грамоте в доме родителей, Даниил поступил в братское училище при Богоявленской церкви в Киеве и показал отличные успехи в науках и примерное благонравие. На 18-м году своего возраста Даниил, следуя влечению своего сердца, оставил мир, принял иноческое пострижение в киевском Кирилловском монастыре, где отец его был ктитором, с именем Димитрия, и с лишком 30 лет провел в разных обителях благочестивого уединения, восходя по степеням духовного сана и совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В отношении того, что он виновник в смерти собственного сына и митрополита Филиппа, это все неверно. В отечественных источниках об этом ничего нет. Карамзин писал со слов иноземцев-авантюристов, типа Штадена-немца, который служил в Опричном войске некоторое время и особенно Поссевино – легата папы Римского, который был в России значительно позже смерти царевича Иоанна. Известно, что была эпидемия, царевич болел. Да, было что-то там во дворце, царю не понравилось, что супруга его сына, то есть невестка была одета не совсем так, как положено, вроде как вспылил и ударил по щеке сына, а кто-то приписал позднее – «и ударил его острым предметом», приписка такая была. Что касается митрополита Филиппа, то да, какие-то разногласия были. Филипп заступился за своих сродников Колычевых, которые подверглись опале, но никакого убиения по приказу царя не было. Были происки оппонентов Филиппа, того же Новгородского архиепископа Пимена. Были ложные обвинения Филиппа в безнравственном поведении. Царь приказал Собор собрать по этому поводу, и на Соборе Филипп был оправдан. И вот с этим сообщением об оправдании Филиппа, находившемся в Отрочь монастыре, направили Малюту Скуратова. Его остановили, не допустили до этой обители, он как-то прорвался, а уже было погребение Филиппа, его уже не стало. Что случилось? Есть данные о том, что была насильственная смерть, но никоим образом ни царь, ни Малюта Скуратов не были причастны к этому убиению. Сам Малюта Скуратов, поместье которого находилось здесь, у нас, сюда и Филиппа привозили, и Аввакум тоже был здесь, то есть наша Берсеневка - историческое место. Малюта погиб во время Ливонской войны при штурме одной из крепостей. Ливонская война, как известно, шла 25 лет. У нас был выход только в северные и южные моря, а была нужда еще в Балтике. Первоначально довольно успешно началась эта военная кампания, мы заняли почти всю Ливонию, крепости. Потом датчане настояли на перемирии и, как было в Чечне и на Украине, воспользовались этой передышкой, создалась мощная коалиция (немцы, шведы и так далее) и, в общем-то, не удалось эту войну довести до конца. Тем не менее, оккультный Ливонский орден был разгромлен.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/li...

Сапожникова, исходила от патриарха 514 . Житие митрополита Филиппа в его Хронографической редакции было включено как исторический источник в составленный при патриаршей кафедре Летописный свод 1652 г. 515 . Тот факт, что именно Никон переносит мощи митрополита Филиппа в Москву, как считает Е.К. Ромодановская, в значительной мере случаен, поскольку это входит в обязанности новгородского митрополита, пост которого занимал Никон 516 . С.В. Лобачев считает, что канонизацию митрополита Филиппа следует рассматривать в контексте процесса translatio relidionis, который заметно оживился в начале царствования Алексея Михайловича: собирание православных святынь и перенесение в столицу мощей церковных святителей свидетельствовало о стремлении властей превратить Москву в центр православного христианского мира 517 . Между тем перенесение мощей митрополита Филиппа приняло такой масштабный характер, что это событие не обошли вниманием находящиеся в России иностранные агенты: 23 марта 1652 г. в донесении королеве Христине из Москвы шведский агент Иоганн де Родес сообщил о посольстве на Соловки за мощами Филиппа 518 . Рассказ о случившемся в Соловецком монастыре видении митрополита Филиппа, как и о других «знаковые» видениях, Никон включил в свое послание к царю, чем определился тип повествования о чудесном явлении: видение описано кратко и документированно. В соответствии с требованиями жанра автор указывает обстоятельства видения: «Мало ми воздремавшу», Никон увидел святого митрополита Филиппа, лежащего в раке. Детально описаны действия святого, за которыми наблюдает Никон: святой Филипп приоткрыл покров, лежащий на нем. пошевелился, как бы желая сесть; немного привстав, святой, обратившись к Никону, стоявшему в стороне и не смевшему двинуться, приветствовал его словами: «Мир ти, братие!»; затем снова лег, и снова «восклонься», сел прямо и сказал: «Мир ти, брате, и не отходи от Мене». Никон, боясь приблизиться, робко произнес: «Прости мя, владыко святый, яко за многая своя согрешения к твоей святыни приближи ти ся не смею».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сей Зар’а Крестос не отказался от изгнания ради веры пока не скончал течения своего в изгнании 285 . Помощь сего мученика добропобедного да будет нам столп твердый перед лицом врага. Аминь. Глава 15. Вернемся к повествованию об отце нашем Филиппе и прочих верных монахах. Когда его вели, делили кожу плоти его, отделявшуюся от тела, как кора дерева, на мелкие части, и куски чистой одежды напитывали гноем язв его, чтобы они были врачеванием болящим, и клали на одержимых бесами кожу святого, говоря: «исцелитесь по молитве отца нашего Филиппа, мученика Христова», они тотчас исцелялись во мгновение. И сей отец наш уподобился Фоме в совлечении кожи своей, и этой кожей он исцелял больных, а гной отверзал очи слепым, и немые говорили, будучи помазаны ею, глухие слышали, хромые ходили, прокаженные очищались. И язвы Филиппа не болели у отца нашего, и оставались много дней, действуя силы, и он был подобен Павлу Апостолу, страдавшему от удара головы и удручения 286 тела, когда тот помолился Богу трехкратно, чтобы отступили от плоти его эти болезни. Не хотел и не благоволил Бог, чтобы успокоился сей Апостол от болезней, которые сокрушают тело, но даровал ему великий дар подавать дарования Святого Духа многообразно и силу исцелений для устранения болезни, обладающей всеми плотскими, которые приходили к нему с верой. Так и у отца нашего Филиппа, страдавшего от ударов, язвы исцеляли других для явления силы божественной. И все, веровавшие в молитву его, спасались. И если тот, у кого было похищено имущество, говорил: «Боже Филиппа не дай пропасть у меня», он находил свое имущество, терял ли он мула, или осла, или быка, или овцу, или козу, или коня, или верблюда. И когда заклинали зверей, говоря: «по молитве отца нашего Филиппа, не похищайте достояния нашего» упомянутые животные пребывали со зверями дикими, пасясь вместе, а воры, услышав призывание имени отца нашего Филиппа, не могли воровать. f.180. Послушайте братья мои, какое чудо совершил он по смерти своей. Была одна старуха в городе Зема, родине его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

16/28 марта 1899. Вторник третьей недели Великого Поста. В одиннадцать часов было отпевание христианина из прихода Асакуса, Иова Наканиси. Принесли его в Собор очень торжественно: пять священников, три диакона, крестоносцы и священосец в парчовых воскресных облачениях; двадцать певчих пели всю дорогу «Святый Боже», за певчими – из Семинарии и Женской школы по десять человек – утром посланы были сюда «дзинрикися». Сопровождавших христиан и язычников было не менее ста. Неприятно бросилось в глаза то, что все христиане – с красными бантами, приколотыми к груди, в отличие от язычников. Где же было догадаться предупредить, что это к трауру не идет! Вероятно, от распорядителей разных празднеств заимствовали. Таково здесь смешение иностранного с японским, к ущербу того и другого! Я приготовился было сказать за отпеванием поучение язычникам, но их почти никого и в Церкви не было, – угощались здесь внизу и вверху в классных комнатах, приготовленных им от сына Наканиси – Варнавы – чаепитием и «кваси». Да и расположение духа у меня совсем упало к началу отпеванья: пришли сказать, что Анна Кванно умирает, – о. Роман отправился читать отходную, отцы Павел Сато и Феодор Мидзуно тоже пошли туда. Отпевали Иова мы втроем: я, отцы Симеон Юкава и Алексей Савабе, – при тех же двадцати певчих, тогда как предположено было иметь полные хоры. Во время отпевания вернулись священники, и о. Павел Сато, подошедши ко мне, шепнул, что Анне несколько лучше; страдалица и на сей раз осталась страдать, и в то же время печаловаться о своем детище – Женской школе, – Бог весть, на сколько дней дольше! 17/29 марта 1899. Среда третьей недели Великого Поста. О. Феодору Мидзуно пишут из Симооса катехизаторы Филипп Узава и Илья Хонда вместе с вдовой Дарьей Судзуки, что «к последней очень неприветливы в семье старшего брата ее умершего мужа; нудит он ее возвратиться в язычество и опять выйти замуж; старшую ее дочь, четырех лет, соглашается питать, чтобы потом взять ей приемыша для продолжения рода Филиппа Судзуки, но не иначе как воспитывая в язычестве. Плачет Дарья и просится служить в Женской школе Филиппа Узава». О. Феодор сегодня отправился в Симооса как уладить это дело, так и посетить Церкви там. Сказал я ему, чтобы он переговорил кротко и резонно с старшим братом умершего Филиппа. Убедил его, если можно, содержать семью Филиппа, ибо достаточные они люди, все братья Филиппа. Если же он не согласится или если поставит условием возвращение в язычество семьи Филиппа, то чтобы поместил Дарью у Филиппа Узава учительницей в его Женской школе с тем, чтобы Узава и содержал ее самое; для содержания же двоих детей ее будет высылаться ей из Миссии по три ен на каждое до возраста, пока они – девочки – будут приняты сюда в Женскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Вот и все главные известия о посте Рождественском до появления письменных уставов. Как видим, они не отличаются полнотою и определенностию относительно его продолжительности, способа пощения и литургических особенностей. Разрешение этих вопросов мы можем найти в древнейших уставах, где пост Рождественский и св. апостолов занимают определенное место в составе церковного года и пользуются устойчивым положением. За отсутствием канонических определений в типиках заключается главное основание церковной компетенции этих установлений, их обязательности и способа исполнения. Так, в самой ранней записи Студийского устава, называемой кратким начертанием устройства студийской обители, упоминается « τεσσαρακοστη το ποστλου Φιλππου» (§ 29), а началом этого поста полагается день памяти апостола Филиппа. Хотя в названной записи этот предел точно и не обозначен, но о нем можно заключать из того порядка, в котором ведется здесь распределение пищи применительно к постам. Так, здесь даны правила относительно трапезы от Пасхи до всех святых, затем в пост св. апостолов, в пост св. Филиппа и от памяти св. апостолов (29 июня конец петрова поста) до св. Филиппа, днем которого, очевидно, заканчивается мясоед перед постом Рождественским. В уставе Афанасия Афонского он называется четыредесятницею св. Филиппа и сравнивается относительно пищи с постом Петровым. В типике императрицы Ирины (1114 г.) он упоминается под именем τεσσαρακοστ τν το Χριστο γενεθλων (четыредесятницею Рождества Христова), в διδαχκαλα – νηστεα της το Χριστο γεννησεως, продолжается сорок дней – у Николая Грамматика τεσσαρακοστη τν Χριστο γεννν. В Славянском Уставе Синодальной библиотеки XII в. 330 – 380 – постом св. Филиппа. Правила о посте располагаются в нем по следующим рубрикам: в великую Четыредесятницу, от Пасхи до всех святых, от всех святых до памяти св. апостолов, от памяти св. апостолов до памяти св. Филиппа, от памяти апостола Филиппа до Рождества Христова. Таким образом, главное основание всего этого поста заключается в замыкавшем его празднике, и эта идея проходит во всех известиях о четыредесятнице св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

3) В древнейших сохранившихся рукописных Святцах Николо-Коряжемского монастыря, писанных в 1621 году, под 23 декабря святитель Филипп назван новым исповедником, но не мучеником. То есть не христианином, принявшим смерть за Христа, а пострадавшим, гонимым за Христа, но умершим своей смертью. «В то и же день — память иже во святыхъ отьца нашего Филиппа, митрополита Московьскаго и всеа Pyciu, новаго исповдника. Преставися Филиппъ, митрополитъ Mockobьckiu, Калычевъ в лто 7078.» «Преставися Филипп, митрополит Московский Колычев», а не был убиен или казнён — свидетельствуют и составители святцев известного крупного монастыря, расположенного близ Устюга Великого на пути к Холмогорам, Архангельску и Соловкам. Об убиенных в этих святцах писали, например, так: «В тои же дьнь — cmpaдahie святаго великомученика, новаго страстотерпца Христова Abpaaмiя. Сеи убиенъ в болгарехъ за православную веру». Коряжемские святцы составлены в 1621 году, за 15 лет до общецерковного прославления святителя Филиппа, что явно указывает на тесную связь и общение братии Николо-Коряжемского монастыря с братией Соловецкого монастыря и обмене свидетельствами о подвигах и трудах митрополита Филиппа, что делает свидетельство Коряжемских святцев о мирной кончине святителя особенно ценным. 4) Четвертым несомненным свидетельством того, что к смерти митрополита Филиппа не причастны ни Царь Иван Васильевич Грозный, ни опричники, является то, что митрополит Филипп был прославлен как святитель и исповедник в 1590-х годах местночтимо на Соловках, а в 1636 году как общероссийский святой, а не как священномученик. Это подтверждено 400-летней духовной практикой Русской Церкви. Хотя Андрей Курбский много раз в своей «Истории…» именует Филиппа священномучеником, Церковь митрополиту Филиппу этот чин святости не усваивает, прямо отвергая клевету Курбского на Царя Иоанна Васильевича и Григория Скуратова-Бельского. В службах святителю Филиппу, составленных и в 1636 году и позднее в Царское время, не упоминается то, что он был умерщвлён опричниками или был убит по указанию Царя, хотя в одном из стихов службы 1636 года и говорится, что кровь святителя Филиппа вопиет Богу как кровь Авеля.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Это дало повод сказать Давиду, что от Филиппа «миротворных действ не окажется». Между тем на Выге испытывалась большая нужда в «духовном отце». «Чего ради и дозволение дано отцу Филиппу, дабы исправлял духовное дело по правилам св. отец». По смерти Даниила Викулова, Филипп выразил «желание забрать всю должность отца Даниила, и нача не покорятися» Выговскому настоятелю Семену Денисову, «предлагая всем равномерное послушание и почитание себе быти, как и отцу Даниилу». Началась распря: Филипп и Семен Денисов сделались открытыми врагами. «Сего ради всем братством судиша быти собору, да общим советом вины рассмотряются, и праведно и законно судимы будут». На «соборе» спрашивали Филиппа: «чего ради настоятелю Симеону, якоже и прежним отцем, не повинуется, и жалобы и клеветы на него наносит, и какими винами его облагавши?» Филипп много жаловался на Семена Денисова: по разрешению Семена «уставщики о службе церковной у него, Филиппа, не спрашивают; без воли его мирских человек вводят; некоторые духовные его дети без службы на труды ходят; Семен Денисов что делать у него, Филиппа, не спрашивает; которую старицу он, Филипп, определил замолитвовать, Семен ее не пустил». На эти обвинения Семен держал ответ, слушая который, собор оправдал Семена и обвинил Филиппа. Это соборное определение состоялось 14 октября 1737 года; его подписали 17-ть человек «старейшей братии». Однажды Филипп ездил в Лумбышский скит «без дозволения настоятельского, и приобщи там на моление, без всякого общественного и настоятельского совета, в зазоре живущих, и легкомысленные люди, от общества отлучая, присвоивание в свое согласие». Семен Денисов делал всякие попытки привести Филиппа к примирению, но совершенно безуспешно. Когда, чрез три года после «собора» на Филиппа, выговцы, вследствие доноса Круглого, вынуждены были «написать тропарь», то Филипп протестовал против этого, и это было причиной полного его отделения от Выговской пустыни. «Не благослови такого тропаря говорити, что не по древнему отец преданию неблагочестивого благочестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Отрадно, что в нескольких сувенирных киосках православные паломники могут приобрести иконки с изображением св. апостола Филиппа, изготовленные в России. На территории самого храма-мартирия и рядом с ним можно встретить и паломников-христиан. Сюда приезжают группы католиков, отмечающих здесь 3 мая память святого апостола. По данным того же информационного центра Памуккале, уже несколько лет представители Армянской Апостольской Церкви торжественно отмечают на месте храма-мартирия день памяти св. апостола Филиппа. К ним присоединяются и прибывающие сюда группами или одиночками верующие других Православных Церквей. Литература: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юрий 17 сентября 2014, 09:17 А разве источники Памуккале не есть отрытый Архангелом Михаилом " источник, всякий недуг телесный врачующий " " иже в Хонех " ? По географическому описанию я так понял, что это он и есть. Или я ошибаюсь? Эдуард 16 июля 2014, 23:52 на месте мортирия ведутся археологические работы. если получиться договориться, то можно подойти непосредственно к мортирию и заглянуть внутрь. интересно и познавательно. Юрий 21 марта 2014, 19:58 Последний раз были с супругой в Иераполисе в октябре 2013, ехали целенаправленно чтобы посетить места жития и казни св.апостола Филиппа. Договорились с гидом и поднялись самостоятельно на гору, где расположены мартирион и место захоронения св. Филиппа. Всюду установлены указатели с подробным описанием что было на местах развалин. К сожалению описание на Турецком и Английском языках. Склеп, само захоронение св. Филиппа, выглядит лучше, надо отдать должное Турецкому правительству, идут реставрационные работы. Склеп размурован, на месте входа установлены решетчатые двери, правда они закраты на замок. Паломников в том месте не много, единицы - греки, армяне, немцы и как не странно китайцы. Место захоронения св. Филиппа похоже готовится к поломничеству, но к сожалению ни один из туоператоров пока к этому не готов. Так что, господа, надо просто проявить активность, и может пожертвовать купанием в " бассейне Клеопатры " в пользу посещения святых мест. Духовные печатления, которые Вы получите не изгладимые и грандиозные.

http://pravoslavie.ru/57821.html

Москва. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Федоровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Феодоровской иконы Божией Матери , Филиппа, митрополита Московского Год постройки:Между 1834 и 1837. Ссылки:   Адрес: г. Москва, деревня Ворсино, д.3 Координаты: 55.342699, 37.242115 Проезд:на автобусе 36 от станции «Подольск», проезд до села Ворсино на автомобиле, двигаясь по Старо-Варшавскому шоссе (40 км от МКАДа, 20 км от города Подольска) до поворота на село Юдановка, далее ориентироваться дорожными указателями Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе Ворсине Подольского района Московской области, бывшем родовом имении Колычевых, начиная с XVI в. в каждом столетии воздвигался новый храм. Во времена святителя Филиппа, митрополита Московского, была в нем деревянная церковь во имя святого мученика Андрея Стратилата, построенная прадедом святителя боярином Андреем Колычевым. Через 50 лет в Ворсине был уже новый храм с приделом святителя Филиппа. В 1748 г. помещиком Колычевым построен новый храм, также деревянный, но только с одним престолом в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Во все времена храм и причт села Ворсина содержался на средства бояр Колычевых. В 1834 г. новая владелица села Татьяна Сергеевна Карина испросила разрешение построить новый храм - каменный, также в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Святитель Филарет, митрополит Московский, посоветовал ей устроить в этом храме придел во имя святителя Филиппа. Храм освящен в 1837 г. Местная Феодоровская икона Божией Матери почиталась как чудотворная. На ней находились два креста с частью Ризы Божией Матери. На иконе святителя Филиппа висела архиерейская панагия. Панагия эта была деревянная, в середине ее резное изображение Святой Троицы (посещение Авраама). В пещере, устроенной под приделом святителя Филиппа, погребен его двоюродный дядя Григорий Семенович Колычев. Храмоздательница, Т.С. Карина, рассказывала, что в пещере рядом с боярином Григорием погребены родители святителя Филиппа. Над могилами были надгробные камни, но при постройке церкви, когда недоставало белого камня, их раскололи и положили под амвон.

http://sobory.ru/article/?object=09187

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010