Вернулись милости царя, но одна потеря была невознаградима для Соловецкой обители — лишение останков незабвенного ее настоятеля святого Филиппа. Прошло уже 20 лет со дня его кончины, и царский престол занимал не Грозный Иоанн, но кроткий и набожный сын его Феодор Иоаннович, а честное тело святителя Филиппа все еще покоилось в Тверском Отрочем монастыре. Горько скорбели об этом благочестивые иноки соловецкие, вспоминая неусыпные труды и попечения святого о благоустройстве их обители. Наконец решили просить своего настоятеля Иакова, чтобы он исходатайствовал пред царем позволение перенести останки святого Филиппа в родную ему обитель Соловецкую. Иаков и сам давно помышлял об этом и потому с любовью принял просьбу иноков, видя в ней как бы извещение Божие. Нимало не медля, он отравился в путь и, явившись к царю, сказал ему от лица всей братии соловецкой: «Благочестивый царь, даруй нам пустынного нашего гражданина Филиппа, изгнанного с своего престола наветами учеников и погребенного в чужом ему месте. От юности своей он нес труды вместе с отцами обители и ныне на нас висит клятва за то, что причинили ему неразумные. Твое же царское разрешение дарует нам опять благословение, которого мы лишились». Царь Феодор исполнил просьбу соловецких иноков и дал им грамоту к Тверскому епископу Захарии об отпуске мощей святого Филиппа на Соловки. Захария не мог ослушаться царского повеления и приказал настоятелю Отроча монастыря показать то место, где был погребен святитель. Когда раскопали могилу и вскрыли гроб, воздух наполнился благоуханием, которое разливалось от мощей, как бы от мира многоценного; тело святителя было найдено совершенно нетленным, и даже ризы его сохранились в целости. Со всех сторон стали стекаться граждане, чтобы поклониться страстотерпцу Христову. Растроганный епископ со слезами припал к гробнице святого Филиппа, умоляя его поминать в своих молитвах к Царю всех Богу тот град, в котором он довершил свой мученический подвиг и где много лет покоились его честные мощи. Вручив затем раку с мощами игумену Иакову, владыка со всем духовенством с крестами и хоругвями при великом стечении народа проводил святыню к берегу реки Волги, откуда старцы соловецкие с радостью повезли ее в свою далекую обитель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

История православной миссии знает примеры, когда миссионеры обладали особой харизмой для миссионерского служения. Сюда относятся святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, святитель Иннокентий Московский, святитель Николай Японский и многие другие. Но слова Спасителя «жатвы много, а делателей мало» (Лк 10:2) актуальны для всех времен и народов. На мой взгляд, Китай ждет такого православного миссионера, который бы не уступал по своей харизматичности этим великим мужам. И в этом отношении Дальневосточный центр несет определенную ответственность перед историей. У нас нет другой такой «кузницы кадров» для миссии в Китае. Очень важно, чтобы в воспитанниках, которые обучаются здесь, сочетались ученость и духовность. Миссия – дело особого промысла Божия    Когда речь идет о промысле Божием в контексте православной миссиологии, следует помнить о том, что Священное Писание всегда говорит о промысле Божием по отношению к конкретным людям, явленном через служителей Христовых. Так, в книге Деяний есть история о крещении евнуха, вельможи Эфиопской царицы (Деян 8:26-40). Сама встреча апостола Филиппа и евнуха с самого начала имела сверхъестественный промыслительный характер, так как Филипп пришел на дорогу, по которой ехал евнух, повинуясь слову ангела: «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения…» (Деян 8:26, 27). Основанием, на котором строился диалог Филиппа и евнуха, было пророчество Исаии о Мессии. В результате, когда колесница подъехала к воде, евнух попросил Филиппа покрестить его. После крещения на евнуха сошел Святой Дух, «а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию» (Деян 8:39, 40). Очевидно, что евнух оказался достоин такого о нем промышления Божия, так как был предрасположен к принятию веры во Христа. Евнух понимал, что перед ним был священный текст, и на вопрос Филиппа, понимает ли что читает, отвечал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним» (Деян 8:31). Из текста видно, что евнух был религиозным человеком, он приезжал в Иерусалим для поклонения. И его религиозность по духу оказалась близкой к христианству, так как после общения с Филиппом он принял крещение.

http://bogoslov.ru/article/2368082

Два последующих митрополита после святителя Макария занимали первосвятительскую кафедру по два года. Их объединяет также и то, что мы довольно много знаем об их домитрополичьем периоде жизни. Митрополита Филиппа следует также отнести к числу последователей митрополита Макария. В рукописном Житии святителя Филиппа говорится: «Блаженному Филиппу прилежащу о управлении благоверия всего православного християнства благий сей нрав подражая благолюбиваго Макария митрополита, усердно потщася последовати честным стопам его» 630 . Эту фразу обычно цитировали исследователи, писавшие о митрополите Макарии; те же, кто занимался Житием святителя Филиппа, об этом даже не упоминают. Условия опричнины препятствовали раскрытию богатых дарований митрополита Филиппа, и до нас не сохранилось сведений о его деятельности: в чем именно он «потщался последовать честным стопам митрополита Макария». Но по его монастырской деятельности мы знаем о его больших организаторских способностях: это почитатель святых основателей Соловецкого монастыря, богослов и создатель икон. Князь Андрей Курбский в своей «Истории о Великом князе Московском» сравнивает Московского самодержца с царем Иродом. Как тот замучил Пророка Иоанна Крестителя, так, по его мнению, Грозный – «Филиппа архиепископа» 631 . Митрополита Филиппа можно сравнить с архиепископом Кентерберийским Фомой (Томас) Бекетом (21.12.1118 – 29.12.1170), который выступал против политики короля Генриха II, стремившегося к подчинению Английской церкви светской власти, подчинению служителей церкви королевскому суду. В 1170 г. по приказу короля он был убит. На Соловках святитель Филипп почитался не только как святой, принявший страдальческую кончину, но и как устроитель обители; его многосторонняя хозяйственная деятельность отражена и в Житии, и в Сказании о Соловецком монастыре, в Написании о Соловецкой обители и Сказании о Филиппове строении – произведениях, которые, очевидно, были составлены в к. XVI – нач. XVII в. В 1596 г. 5 октября при первом Всероссийском патриархе Иове был учрежден праздник в честь трех святителей: Петра, Алексия и Ионы, а в 1875 г. при митрополите Московском Иннокентии († 1879; пам. 31 марта) к лику Московских чудотворцев был причислен и митрополит Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

– Спасибо вам. Рейтинг: 9.5 Голосов: 215 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгения 26 октября 2021, 12:16 Так что Вы правы когда говорите что пора вернутся к авторскому тексту святителя Дмитрия Ростовского и убрать из Жития митрополита Филиппа ложное утверждение что его якобы задушил опричник Малюта Скуратов. Евгения 26 октября 2021, 12:15 И в рукописных и в печатных святцах XVll века указано что митрополит Филипп " преставился " , а не был убит , как например Князья Борисе и Глебе . И сам Филипп назван новым исповедником , но не мучеником или страстотепцем . Об его убийстве нет упоминание и в службе 1636 года и в тропаре и кондаке 1590-х годов . А вот уже в XlX веке когда стали модны сочинения клятвопреступника Андрея Курского некие издатели без воли святителя Дмитрия Ростовского вставили в его сборник жития святых Житие святителя Филиппа которое было написано с использованием клеветы Андрея Курбского на Малюту Скуратова. Евгения 26 октября 2021, 12:13 2. Например, утверждается что опричина была введена на соборе когда Филипп был уже митрополитом . Сегодня и первокурснику известно что опрична была введена в феврале 1565 года указом Царя Иоанна Грозного при всеобщей народной поддержке против боярского правления кода игумен Филипп был ещё на Соловках . В Четьях Минеях изданых самим Святителем Дмитрием Ростовским в 1689-1709 годах нет никакого жития Митрополита Филиппа ! Святой Димитрий чуткий ко всякой недостоверности не стал перерабатывать и включать известное Житие Филиппа в свой сборник а лишь вставил один абзац из месяцеслова о Филиппе где не упомянул ни Малюту Скуратова ни Царя Иоанна Грозного. Евгения 26 октября 2021, 12:11 1. Ваше высокопреподобие ! Отец Владислав ! Мне нравятся Ваши взвешенные и глубокие книги по истории Церкви . Понимаю что история не простой предмет и некоторые неточности могут допускать и маститые профессора что никак не умоляет их глубоких и всесторонних знаний . Хотела бы заделать маленькое уточнение к высказанной Вами обоснованной позиции по поводу Жития Митрополита Филиппа . Само это Житие написано где то после смутного времени вначале XVl века не святителем Дмитрием Ростовским , а неизвестным талантливым богословом, но плохим историком . В первоначальном Житии святителя Филиппа много грубых исторических ошибок.

http://pravoslavie.ru/142463.html

Третий день. Поучение 2-ое. Святитель Филипп, митрополит Московский (перенесение его мощей из Соловецкого монастыря в Москву). (О значении страха Божия). I. Св. Филипп, митрополит Московский, в мире Феодор, из рода бояр Колычевых, родился февраля 11-го, 1507 г. Он был воспитан материю в строгом благочестии, и потому, служа при дворе царском, не искал мирских удовольствий, не стремился к славе и почестям, но непрестанно помышлял о спасении души. 30 лет от роду он ушел в Соловецкий; монастырь, принял монашество под именем Филиппа, а чрез 9 лет, посвященный в игумены, привел монастырь в цветущее состояние и построил храмы Успения и Преображения, завел скит на Заяцком острове, провел дороги и каналы, осушил болота, завел скотный двор, устроил больницу, и написал устав иноческого жития. В 1566 г. Иоанн Грозный вызвал Филиппа в Москву, долго с. ним беседовал и предложил ему сан митрополита. Сделавшись первосвятителем русской церкви, Филипп стал благотворно действовать на царя и на окружавших его. При дворе наступила тишина, прекратились веселья и казни, потому что все боялись пустынного святителя. Но когда, в 1567 г., возобновились доносы и убийства и Филипп смело обличал царя, а на угрозы его отвечал, что он, «боясь Бога», не может молчать при виде зла и неправды, и готов претерпеть заточение и смерть, тогда царь отверг святителя, изгнал его из храма, а потом заточил в Тверской-Отрочь монастырь. В 1570 г. св. Филиппа задушил свирепый опричник Малюта Скуратов. Чрез 20 лет по кончине Филиппа нетленное тело его, по просьбе соловецких иноков, отвезено в монастырь Соловецкий, где прославилось чудесами. При царе Алексее Михайловиче мощи святителя были торжественно открыты в 1652 г. новгородским митрополитом (впоследствии патриархом) Никоном, перевезены в Москву и положены в Успенском соборе. Раку с св. мощами сам царь нес на раменах своих. 9-го января воспоминается кончина св. Филиппа, а 3-го июля – перенесение мощей. II. Жизнь, деяния и страдания святителя Филиппа доказывают нам ту истину, что страх Божий есть основание всякой добродетельной жизни и источник всех великих подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Существующий ныне храм - результат реконструкции, выполненный в 1777-1788 гг. под руководством архитектора С.А. Карина по проекту М.Ф. Казакова. Перестроенный храм должен был стать домовой церковью подворья митрополита Платона. Но задуманный проект не был осуществлен, и храм остался приходским. В 1827 году на средства князя Долгорукого к трапезной был пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке на прихрамовой территории возвели дома для церковнослужителей, богадельню, в 1896 году была открыта церковно-приходская школа. Храм свт.Филиппа был закрыт в 1939 году. В последующие годы были разрушены все постройки рядом с храмом, а саму церковь заняли госучреждения. Церковь возвращена верующим в 1991 году. В 1992 году состоялось освящение церкви, начались восстановительные работы, завершившиеся в 1997 году. С 1994 года здесь размещается Сибирское подворье. Главный престол освящен в честь свт. Филиппа, митрополита Московского, приделы - во имя прп. Алексия, человека Божия, и преподобного Сергия Радонежского. Первый храм во имя митрополита Филиппа (Колычева), открыто выступившего против политики террора Ивана Грозного. Сегодня это не только память о значительнейшем духовном деятеле России, но и уникальный памятник архитектуры XVIII в. В июле 1652 г. мощи митрополита Филиппа были привезены из Соловецкого монастыря, где он погиб, в Москву для общецерковного прославления в Успенском соборе. Во главе процессии находился митрополит Новгородский Никон, в том же месяце ставший патриархом. В Мещанской слободе мощи были встречены крестным ходом с участием царя и духовенства. На этом месте поначалу была установлена часовня с памятным крестом, а в 1677 г. поставлена деревянная церковь во имя святителя Филиппа. В 1691 г. она была заменена каменным зданием в стиле " барокко " . Но и эта постройка со временем обветшала, грозя обрушиться. Митрополиту Московский Платон дал разрешение на возведение нового здания. Работы продолжались в течение 1777–1788 гг. Трапезная и колокольня остались от 1750–1752 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02277

Официальный акт о настоловании Филиппа на Московский митрополичий престол показывает, что и после предложения Ивана выбрать в митрополиты Филиппа положение оставалось напряженным, ибо новый кандидат сделал царю замечание относительно опричнины, соглашаясь взойти на кафедру лишь при условии ее отмены. Хотя это предложение вызвало гнев царя, все же он подтвердил свое желание видеть Филиппа митрополитом. Царь отклонил требование об отмене опричнины, объявив Собору, что опричнина не входит в компетенцию митрополита, но согласился, чтобы Филипп как митрополит сохранил древнее право (и долг) печалования, которое во времена опричнины было формально и фактически устранено. Эта уступка Ивана и, может быть, давление Собора епископов вынудили Филиппа отказаться от своего требования и согласиться на настолование. Акт от 20 июля 1566 г. интересен также тем, что в нем содержится обещание будущего митрополита не вмешиваться в дела опричнины, скрепленное подписями Филиппа и архиереев. Этот замечательный акт — единственный в своем роде во взаимоотношениях между Церковью и государством в Московской Руси. Если бы мы жили в ту эпоху, мы бы почувствовали, какой сокрушительный удар получила тем самым грандиозная идеологическая конструкция «Москва — третий Рим»! С самого начала положение митрополита было нелегким, поскольку он не хотел проходить мимо преступлений царя. 1566–1568 гг. были временем особенно частых казней и других злодеяний. В житии митрополита говорится, что все это заставило его наконец использовать оставленное ему право печалования. Поскольку практически из этого ничего не вышло, митрополит решился на открытые действия. Однажды в марте 1568 г. в церковь, где в это время служил митрополит, вошел царь в окружении опричников и сам одетый в черное одеяние опричника. Митрополит не стал благословлять царя, а когда опричники-бояре напомнили митрополиту, что царь ждет от него благословения, Филипп громко произнес увещевательную речь. Следующее столкновение между митрополитом и царем, случившееся тоже за богослужением, усилило гнев царя, однако тогда он не решился открыто действовать против Филиппа, сильного своей уверенностью в том, что исполняет долг архипастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436588/

Перенесение нощей святителя Филиппа, митрополита Московского, всея России чудотворца. После мученической кончины святителя Филиппа 23 декабря 1569 года, умерщвленного в Тверском Отроче монастыре опричником Малютой Скуратовым, тело святителя было предано погребению в названном монастыре. В 1591 году, по ходатайству игумена Соловецкой обители Иакова, в которой святитель Филипп был долгие годы игуменом (1548–1566), гроб с нетленным телом святителя был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь, где стал благоговейно почитаться. Нетленное тело святителя Филиппа было положено в могилу, приготовленную им для себя еще во время пребывания в этом монастыре, под папертью храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба своего бывшего наставника, духовника и уставщика Соловецкой обители иеромонаха Ионы (Шамина). 31 мая 1646 года, после получения игуменом Соловецкого монастыря Илией грамоты Патриарха Московского и всея Руси Иосифа от 29 апреля того же года об открытии мощей святителя Филиппа, его святые мощи были торжественно переложены в новую гробницу и поставлены в Преображенском соборе Соловецкой обители. В начале 1652 года митрополит Новгородский Никон (впоследствии Святейший Патриарх), в епархии которого находился Соловецкий монастырь, обратился к Патриарху Иосифу с предложением перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Святейших Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон в марте 1652 года отправился на Соловки с покаянной грамотой царя Алексея Михайловича, в которой он молитвенно просил святителя Филиппа о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного. Текст грамоты, вероятно, был продиктован царю митрополитом Никоном. В грамоте Алексей Михайлович обращался к почившему святителю как к живому и просил его возвратиться в Москву: «Ничто столько не печалит души моей, пресвятый Владыко, как то, что ты не находишься в нашем Богохранимом царствующем граде Москве, во святой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, вместе с бывшими до тебя и по тебе святителями, чтобы ради ваших совокупных молитв, всегда неподвижной пребывала Святая Соборная и Апостольская Церковь и вера Христова, которою спасаемся. Молю тебя, приди сюда и разреши согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно, завистию и несдержанною яростию. Хотя я и не повинен в досаждении тебе, но гроб прадеда приводит меня в жалость, что ты со времени изгнания твоего и доселе пребываешь вдали от твоей святительской паствы. Преклоняю пред тобою сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение его своим к нам пришествием и да упразднится поношение, которое лежит на нем за изгнание тебя. Молю тебя о сем, о священная главо, и преклоняю честь моего царства пред твоими честными мощами, повергаю на умоление тебе всю мою власть...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Трудами управления многочисленным братством и обширным хозяйством монастыря не ограничивалась деятельность игумена Филиппа. Царь Иван Васильевич помнил любимца своего детства, и в лице уже знаменитого игумена, ему приятно было продолжать свое благоволение к тому, кто в памяти его сохранялся под именем и наружностью Феодора Колычева. Возвышение Филиппа было современно началу светлых дней Иоанна, когда, свергнув с себя оковы бедственной опеки боярства, явился он истинным самодержцем, царем мира и правды. К числу знаменитейших людей, которых тогда приблизил к себе Иоанн, надобно, по справедливости, отнести и Филиппа. Как Анастасия была образцом добродетелей для женщины, Сильвестр образцом практического благочестия, Адашев – образцом лучшей стороны «простаго всенародства», Воротынский – лучшей части мужественного высшего боярства, Макарий – примером архипастыря: так Филипп был для набожного царя образцом и примером инока-подвижника. Никто из настоятелей не удостаивался в то время больших милостей, и свет царского благоволения к нему отразился и на его родичах. В самом начале самодержавствования Иоанна и игуменства Филиппа, фамилия Колычевых, совсем забытая во все время боярщины, является в списках чиновников московских. Один за другим, два родные дяди Филиппа, Иван Рудак и Иван Умной (тот самый, который был замешан в деле Андрея Старицкого) были пожалованы в знатный чин окольничего. Уважение 59 к мудрости и благочестию Филиппа побудило царя призывать его с отдалённого острова в столицу ради совета. Известно нам, что в 1550 г., по случаю составления Судебника, и в 1551, по случаю церковного собора, он был призываем в Москву вместе с прочими настоятелями знатнейших монастырей внутренней России 60 . Свидание с человеком, некогда близким, напоминало государю дни счастливого детства при матери, воспоминание о которых становилось еще любезнее чрез сравнение бедствий, постигших его после разлуки с Филиппом и по смерти Елены. Как памятник свидания с царем и усердия царского к Соловецкой обители, Филипп привез из Москвы в 1550 два атласные лазоревые покрова на гробы чудотворцев, а в следующий год облачение священническое и диаконское белой камки, низанное жемчугом 61 . Бывал ли после этого Филипп на Москве, неизвестно; но знаем, что и после этого времени государь и святители не переставали употреблять его способности и опытность в важных делах церковных. Так, например, к нему прислан был бывший Троицкий игумен Артемий, лишенный священства по обвинению в соучастии с еретиком рационалистом Башкиным. В соборной грамоте к Филиппу предписывается не только держать Артемия в самом строгом заключении, но навещать его и вразумлять своими 6еседами 62 . Знаменитый Сильвестр, приняв монашество с именем Спиридона, кончил жизнь в Соловецком монастыре, «любимый, уважаемый Филиппом» 63 , без сомнения, за те высокие христианские добродетели, которыми отличался этот необыкновенный человек в жизни частной 64

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Некоторые думают, что в Иераполе жил действительно диакон Филипп, но он малоазийцами считался за апостола. Все эти объяснения, допускающие смешения диакона с апостолом, нам кажутся не совсем вероятными, потому что не может быть, чтобы Поликрат, «читавший все священное писание», не знал о существовании диакона Филиппа в Кесарии и следовательно не мыслимо, чтобы он, перенеся его прибывание в Иераполе, переименовал его в апостола. Напротив, из слов Поликрата видно, что он как бы намеренно, с целью различить диакона от апостола, называет Филиппа «одним и 7 диаконов», как в книге Деяний, а «одним из 12 апостолов», подобно тому, как он называет Иоанна «возлежавшим на груди Господа», в отличии от всякого другого какого-нибудь Иоанна, напр. пресвитера. Более вероятные объяснения свидетельства Поликрата о Филиппе дают Лютард и особенно Штейц. (Trad. von Wirks. Apost. Ioh. in. Ephes. Theol. Stud. und Krit. 1860.). Лютард не признает самого противоречия между свидетельством Поликрата и показанием книги Деяний, так как в последней говорится о четырех пророчествующих дочерях Филиппа, Поликрат же о трех, из которых две уже умерли только в девстве, а третья была в замужестве, как говорит об этом и Климент Александрийский (Strom. III). Диакон Филипп жил в Кесарии и имел 4-х дочерей, а апостол Филипп жил в Иераполе и ничто не заставляет предполагать здесь у Поликрата указание именно на Филиппа, упоминаемого в Деяниях Апостольских. Таким образом все указанный до сих пор мнения оставляют неприкосновенным показание книги Деяний относительно Диакона Филиппа и его дочерей. Но еще в 1829 году Целлер (Die Apostelgesch. 1829. s. 154) в словах XX, 8. Деяний: ντος τν πτ при очевидном их отношении к VI, 52 той же книги, видел прибавление переписчика к известию очевидца. В недавнее время, это, нам кажется, вероятное мнение нашло себе подражателя и защитника в Штейце. Он видит прибавление не только в словах: ντος τν πτ, но и название Филиппа υανγελιστς считает подозрительным, так как во всем Новом Завете слово «евангелист» почти не употребительно (только Еф. 4:11 ; 2Тим. 6:5 ) и видит в нем также прибавку позднейшего происхождения, заимствованную из VIII, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010