Житие митрополита Филиппа Подготовка текста, перевод и комментарии И. А. Лобаковой Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории России. Уже его строительная деятельность в Соловецком монастыре свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов Филиппа и должна была сохранить его имя потомкам. Но едва ли не более значительна роль Филиппа в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Справедливо считая эпоху Ивана Грозного одной из самых кровавых, жестоких и безнравственных, мы не можем не видеть, что и тогда были люди, которые привносили в жизнь смысл, красоту и незыблемость нравственных начал: это и Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чюдотворения меньше есть любви», и архиепископ Герман Казанский, и епископ Иосиф Коломенский, открыто выступавшие против опричнины, пыток и казней. Наиболее яркой личностью в этом ряду является, бесспорно, митрополит Филипп. Филипп (в миру – Федор Степанович Колычев) принадлежал к родовитому боярству: он вел свой род от Андрея Кобылы, к которому возводили свои родословные Романовы, Шереметевы, Епанчины, Боборыкины, Сухово-Кобылины, Неплюевы, Коновницыны. Мать Федора (по предположению М. Л. Боде-Колычева, издавшего в 1886 г. исследование «Боярский род Колычевых» под литерами Б. М. Л. Б. К.) была новгородкой: когда новгородцы молили Филиппа, направлявшегося в Москву, покровительствовать Новгороду, то просили его заступиться за «свое отечество». Хотя имя Филиппа упоминается во многих исторических источниках (Новгородские летописи, Соловецкий летописец, грамоты), литературно-публицистических сочинениях авторов самой различной ориентации – от Андрея Курбского до опричников-иноземцев Таубе, Крузе и Штадена, но достоверных и точных данных не так уж много. Филипп родился 11 февраля 1507 г., в 1537-м – ушел из Москвы, в 1539-м принял постриг, в 1545-м стал игуменом Соловецкого монастыря, 20 июля 1566 г., подписав грамоту с условием «в опришнину и в царский домовный обиход не вступаться», стал митрополитом Московским и всея Руси; не в силах оставаться безмолвным свидетелем беспредельной жестокости царя в течение двух лет борется с ней, 4 ноября 1568 г. был свержен с митрополичьего престола по наветам царского духовника и целым «книгам» оговоров, которые были будто бы привезены из Соловецкой обители (однако конкретных обвинений против Филиппа не содержится ни в одном из известных современных Филиппу источников), сослан в Тверской Отроч монастырь в заточение и 23 декабря 1569 г. был там задушен Малютой Скуратовым. Известно, что в 1591 г. его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он почитался как святой с момента гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гробница патриарха Никона в Ново-Иерусалимском Воскресенском мон-ре. Литография. 2-я пол. XIX в. Гробница патриарха Никона в Ново-Иерусалимском Воскресенском мон-ре. Литография. 2-я пол. XIX в. В 1651 г. Н. подал царю мысль перенести мощи митр. св. Филиппа II (Колычева) из Соловецкого мон-ря в Москву. Личность и деятельность свт. Филиппа были очень важны для Н.: в его домовой казне хранились частица мощей святителя, его образы, книги с Житием. Н. особо чтил дни памяти свт. Филиппа. Для Н. митр. Филипп был символом противостояния духовной власти светской, он делал акцент на мученичестве Филиппа от рук царя, экстраполировал на себя подвиг митр. Филиппа, когда началось его собственное противостояние со светской властью. В 1657 г. по заказу Н. для собора основанного им Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря была написана икона «Господь Вседержитель с припадающими Филиппом, митр. Московским, и Святейшим патриархом Никоном». В марте 1652 г. было принято решение о перенесении в Москву мощей митр. Филиппа и патриарха св. Иова . Погребение 2 святителей в Успенском соборе должно было стать актом торжества Церкви, ее единства со светской властью. 11 марта 1652 г. Н. выехал из Москвы, но достиг Соловков лишь 3 июня, попав в бурю на Белом м. 9 июля Н. вернулся в Москву с мощами митр. Филиппа и был встречен торжественным крестным ходом во главе с царем. 19 июля в Успенском соборе состоялись торжества, во время к-рых царь преклонил колени у мощей свт. Филиппа и просил о прощении прегрешений его «деда» Иоанна IV Васильевича . Митр. Филипп был общецерковно прославлен. Идея симфонии светской и духовной властей позднее отразилась в предисловии к Служебнику (М., 1655), где читалось: «Бог избра в начальство двоицу - великого государя царя Алексия Михайловича и великого патриарха Никона». На Соборе 1654 г. говорилось, что священство «действует Божественным служа», а «царство человеческим владея». Во время отсутствия Н., 15 апр., в Москве умер патриарх Иосиф. Есть сведения, что среди «боголюбцев» обсуждалась кандидатура на Патриарший престол Стефана Вонифатьева.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Во время перенесения нетленных мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву совершилось много чудесных исцелений. Торжественная встреча святых мощей в Москве состоялась 9 июля 1652 года. На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала). Ныне этот крест хранится в алтаре Знаменского храма. Вначале мощи святителя Филиппа поставили на Лобном месте на Красной площади, где пред ними был совершен торжественный молебен, затем их постадили в Кремле на площади у Грановитой палаты, откуда перенесли в Большой Успенский Собор. В течение многих дней мощи святителя Филиппа стояли в центре Успенского собора, и все это время не оскудевал поток приходивших к ним с молитвой верующих. Во все эти дни с утра до вечера был колокольный звон как в Пасхальную седмицу. 17 июля после торжественной службы мощи святителя Филиппа были переложены в серебряную гробницу у юго-восточной двери алтаря, возле иконостаса, где и пребывают доныне. Через три года на гробницу святителя Филиппа царь Алексей Михайлович возложил пелену, вышитую в «царицыных светлицах», замечательный памятник русского шитья. Празднование перенесения мощей святителя Филиппа вначале совершалось 17 июля. В 1669 году празднование было перенесено на 3 июля. Литература 1 . Досифей, архимандрит. Летописец Соловецкий на четыре столетия... 3-е изд. М., 1833. 2 . Леонид (Краснопевков) , епископ Дмитровский. Жизнь святого Филиппа, Митрополита Московского и всея России. – Душеполезное чтение, 1861, ч. 2, с. 21–83 и 127–194. 3 . Федотов Г. П. Святой Филипп, Митрополит Московский. Париж, 1928. 4 . Никитин В. А. Великий игумен Соловецкого монастыря. – Журнал Московской Патриархии, 1983, Святаго мученика Иакинфа ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Камень положися краеугольный, в Сионе избран,/и недвижимо основание,/на немже создашася мученик полцы,/с нимиже победоносец Иакинф/Небесною сияет светлостию./, О, неизреченнаго Твоего милосердия, Владыко!/Имже, Христе,/спаси души наша,/яко един Милосерд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Москва. Церковь Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе. Карта и ближайшие объекты Строительство по проекту М.Ф. Казакова и под руководством архитектора С. Карина длилось 10 лет. К 1787 году был выстроен храм в стиле раннего классицизма. Построенная церковь свт. Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе на месте старого одноименного храма XVII века, при трапезной 1752 года, была задумана в качестве домовой церкви подворья митрополита Платона, но проект подворья остался неосуществленным. Построенная церковь была освящена в 1788 году.  В 1827 году на средства князя Долгорукова к трапезной был пристроен придел преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке на территории храма были построены дома церковнослужителей.  В 1889 году купцом Н.Ф. Степановым была построена богадельня. В 1896 году при церкви свт. Филиппа была открыта церковно-приходская школа. После революции 1917 года для Церкви наступила эпоха разрушений. Храм свт.Филиппа был закрыт в 1939 году. С апреля 1991 года в храме возобновились богослужения.  16 июля 1992 года, в день праздника перененесения мощей свт. Филиппа, храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.  С 1993 года было начато восстановление внутреннего убранства и территории храма. В 1994 году был освящен придел преп. Сергия Радонежского. К 1997 году было закончено строительство часовни и двух зданий комплекса " Сибирского подворья " , которое знаменует собой духовное единение Москвы и сибирских земель. Церковь была построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей московского митрополита Филиппа (Колычева) во время их перенесения в Успенский собор Кремля в 1652 г. Первоначально в память о событии был установлен деревянной крест в часовне, а в 1677 году возведен деревянный храм во имя святителя Филиппа. В 1689 году старую церковь разобрали, на ее месте в 1691 году построили новый каменный храм. В 1710 году у церкви появился придел во имя Алексия человека Божия, в 1750-1752 годы перестроенный в трапезную церковь. Одновременно с постройкой придела была возведена колокольня

http://sobory.ru/article/?object=02277

Краткая редакция Жития отличается не только отсутствием общих мест, витиеватости и риторической выспренности. В Краткой в отличие от пространных нет стремления перенести большую часть вины с Ивана Грозного на его окружение. В Краткой редакции единственно он – главная сила творимого зла: и Малюта, и Грязной, и Басманов, и Пимен – лишь покорные исполнители его воли. Именно ему нравственно противостоит Филипп, причем противостоит без злобы и ненависти, борясь с самим Иваном за доброе в его душе. Осуждающий опричнину Филипп изображен как неизменный противник крови, ненависти, беззакония (этим объясняется смещение в тексте ряда дат, наличие элементов легендарных сюжетов и т. п.). Традиционный для житийной литературы конфликт царя-мучителя и святого в «Житии митрополита Филиппа» перенесен в область нравственно-политическую: именно отсутствие нравственного начала в политике и делает Ивана Грозного в изображении автора Жития царем-мучителем. Особое значение приобретает исторический «фон»: строительство в Соловецком монастыре помогает раскрыть созидательную силу Филиппа; трагически звучит тема Новгорода (мольбы к Филиппу о заступничестве на его пути в Москву – предательство новгородским архиепископом Филиппа – гибель Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород Ивана IV, который завершился гибелью самого Новгорода как центра севернорусской культуры); тема мучения и гибели людей «разделенного царства» и др. Создание Краткой редакции может быть отнесено ко времени между 1591 (временем перенесения на Соловки мощей митрополита Филиппа, о чем рассказано в Житии) и 1597 г. (датой перевода игумена Иакова, главного инициатора перенесения мощей Филиппа, из Соловецкого в Костромской Ипатьевский монастырь). То, что в Краткой редакции Жития не содержится описания чудес у гроба Филиппа, также поддерживает мысль о первичности этой редакции. Для настоящего издания текст «Жития митрополита Филиппа» приводится по Краткой редакции (рукопись 3-й четверти XVII в., хранящаяся в РНБ, Соловецкое собр., 191/191, л. 1–23 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди причин, по которым Патриарх Никон стремился принизить Царя Иоанна Васильевича и возвысить митрополита Филиппа, было то, что сам Никон был воспитанником Соловецкого монастыря (его Анзерского скита), где особо почитался святитель Филипп и где было составлено указанное выше его «Житие», но главное — то, что Патриарх стремился духовную власть первоиерарха Церкви (то есть, в том числе, и свою власть) поставить наравне с Царской властью или даже выше её не только в духовной сфере, но и в светских государственных делах. Покаяние и молитвы за своих предков — важнейшие деяния христианина. Православный Царь Алексей Михайлович считал Государя Иоанна Васильевича своим пращуром и внимательно исследовал его взаимоотношения с митрополитом Филиппом, наверняка располагая в XVII веке гораздо большим количеством первоисточников (в том числе из Тверского Отроча монастыря), утраченных впоследствии в пожарах и войнах или сознательно уничтоженных врагами Русского Царства. Поэтому его свидетельству о невиновности Царя Иоанна Васильевича в смерти митрополита Филиппа вполне можно доверять. На основании этих семи достоверных свидетельств, которые не были никем опровергнуты, и базируется позиция многих историков прошлого и современности, уверенно утверждающих, что ни Малюта Скуратов, ни Царь Иван Васильевич Грозный не виновны в смерти митрополита Филиппа, а гонения на святителя Филиппа осуществляли архиепископ Пимен Новгородский и Псковский, епископы Филофей Рязанский и Пафнутий Суздальский и, возможно, Алексей и Фёдор Басмановы, а также князь Афанасий Вяземский. Именно эти гонители митрополита Филиппа вскоре после его смерти, как известно из разных источников, были подвергнуты жёсткой опале. Архиепископ Пимен Новгородский, епископы Филофей Рязанский и Пафнутий Суздальский были лишены сана и отправлены в ссылку, Алексей Басманов был казнён, Фёдор Басманов отправлен в заточение, где скончался, а князь Афанасий Вяземский умер под следствием. Наказаны были и монахи Соловецкого монастыря во главе с игуменом Паисием, давшие на Соборе 1568 года ложные показания против святителя Филиппа. Они были разосланы по другим монастырям в заточение. Н аказанию подвергся и пристав Стефан Кобылин, который недосмотрел за святителем Филиппом и попустил его смерть, возможно, наступившую из-за тяжелых условий содержания в Тверском Отроче монастыре. Он бы пострижен в монахи и отправлен в Соловецкий монастырь в ссылку. Нельзя исключить и того, что противники митрополита Филиппа, обличённые в заговоре, могли быть виновниками его смерти, дабы святитель Филипп не мог обличить их перед Царём Иваном Васильевичем Грозным, как об этом пишет митрополит Иоанн (Снычев).

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у змеиного храма апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Все оставшиеся в живых – и верующие, и язычники – были ужасно напуганы и с криками и слезами просили апостолов сжалиться над ними и умолить единого истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их. Поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять с креста, потому что он был повешен высоко. Вися, таким образом, апостол Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию истины. Господь преклонился к молению его – все, кроме градоначальника и жрецов, были найдены живыми. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять с креста апостола Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу душу свою, и сняли его мертвым. Его сестра Мариамна погребла его тело. Апостол Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. На том месте, где истекла кровь апостола Филиппа, произросла в три дня виноградная лоза. Гробница апостола Филиппа Первоначальная гробница апостола Филиппа была устроена на месте его казни в Иераполе Фригийском. Город Иера-поль сыграл важную роль в распространении христианства после того, как здесь мученически погиб святой Филипп. После этого события город стали называть «Святым городом». Равноапостольный царь Константин сделал его столицей области Фригия и местом размещения епископской кафедры. Возведенная здесь церковь во имя святого апостола Филиппа стала одним из мест паломничества в Малой Азии. В IV веке на месте кончины апостола Филиппа был построен храм восьмиугольной формы размерами 20 × 20 метров. Храм-мартирий имел центральное помещение, где и находится гробница апостола Филиппа. Около 1210 года эта местность была завоевана турками. После этого храм был разорен и разграблен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Что же касается конфликта Иоанна Грозного и митрополита Филиппа - этот сюжет в историографии имеет весьма неоднозначные оценки. Нельзя считать доказанным, что сведенный с митрополии и заточенный в монастырь владыка был задушен по приказу царя. Многие историки склоняются к тому, что такого быть не могло (тщательно составленные царские синодики с поминовением опальных имени митрополита не содержат, а царь не имел обыкновения лукавить перед Богом). Первым попытался приписать царю вину в смерти святителя Патриарх Никон, автор церковного раскола XVII века. Никон, обладавший огромным влиянием на царя Алексея Михайловича, сначала заставил его принять участие в покаянной церемонии, связанной с канонизацией свт. Филиппа. В лице царя Алексея власть должна была как будто покаяться за деяния Иоанна Грозного. В соответствии с этой церемонией и замыслом Патриарха было составлено и отредактировано и Житие Филиппа. Существуют сведения, что это Житие писалось на основании данных, предоставленных лицами, лжесвидетельствовавшими против самого Филиппа на соборе 1568 года (История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVI вв. - М., 1996. - С. 368). Многие из деталей этого Жития были заимствованы из более древних житий по принципу перенесения канонических сюжетных линий, некоторые из этих деталей были исторически недостоверны. Любопытно, что голова брата или племянника, которую целует после казни владыка Филипп, перекочевала в лунгинского «Царя» именно из этого странного жития. Митрополит Иоанн (Снычев) считал, что владыку погубили не царь с Малютой Скуратовым, а новгородские заговорщики, видя в нем опасного свидетеля в «новгородском деле». Историк Ю.Е. Кондаков в своем исследовании приводит аргументы в пользу того, что канонизация митрополита Филиппа была непосредственно связана с наложением запрета на деяния Стоглавого собора: «Филипп привлекал Никона тем, что не побоялся воспротивиться царю и напомнил ему о праве Церкви выносить приговор светским правителям. На Соборе 1666 года, где проходил суд над Никоном, Алексей Михайлович еще раз подтвердил, что историю конфликта Ивана IV и Филиппа ему преподнесли в неверном свете. На Соборе была зачтена грамота Никона Константинопольскому патриарху, в которой упоминалось, что Никон переносил из Соловецкого монастыря мощи Филиппа, неправедно мучимого Иваном IV. Алексей Михайлович по этому поводу заявил: " Для чего он, Никон, такое бесчестие и укоризну блаженные памяти великому государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руси написал " (последняя цитата приводится Кондаковым по книге: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М. 1996. Т. 2. С. 126).

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/04/...

Велика была радость царя Алексея Михайловича по поводу состоявшегося перенесения мощей святителя Филиппа. Эту радость он выразил прежде всего в новых милостях к своему “собинному другу” митрополиту Никону. Кроме обычных ежедневных посылок с почетным столом от всех членов царской семьи, 17 июля, на праздник перенесения мощей святителя Филиппа, государь прислал митрополиту особые богатые дары, состоявшие из серебряных кубков, соболей, атласа и камки 97 . Желая оказать ему особенный знак внимания, государь приступил к избранию его в Патриархи. По царскому повелению составлен был подробный чин избрания и поставления его на патриаршество 98 . 22 июля после молебна пред мощами первосвятителей Московских происходило избрание нового Патриарха; Никон долго и упорно отказывался от патриаршества, против воли был приведен в Успенский собор и здесь только по усиленной просьбе государя, духовенства и бояр, после клятвы, данной ими пред мощами святителя Филиппа во всем повиноваться правилам церковным, точно соблюдать постановления прежних благочестивых царей в пользу Церкви и слушаться воли Патриарха, Никон изъявил согласие принять патриарший сан. 25 июля торжественно совершено самое посвящение его на патриаршество 99 . 28 июля, на праздник в честь Смоленской иконы Богоматери, в Новодевичьем монастыре за царским столом объявлено было государем жалованье и спутнику митрополита Никона в Соловецкий монастырь, князю Ивану Никитичу Хованскому; ему высказана царская благодарность за понесенные труды и поднесены дорогие подарки 100 . Не обойдены наградами и другие светские лица, участвовавшие с ним в поездке в Соловки 101 . Вслед за перенесением мощей святителя Филиппа видимо было и удовлетворение тех задач, которые преследовались правительством в этом деле. Память святителя Филиппа с этих пор стала чествоваться более торжественно. День страдальческой кончины Святителя 23 декабря с этих пор празднуется в Москве соборным служением Патриарха 102 . Летом 17 июля отправлялся новый праздник в честь перенесения мощей святителя Филиппа.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

Стефана, в Риме Стефана, во Фригии Стефана и Кассиана, в Риме Стефана de Fonte, в Галлиполе Стефана Мессанского Стефана Первомученика, в Аете Стефана Первомученика, в Фессалонике Стефана Первомученика, или мученика Eremitarum, близ Кротоны Стефана το Βωσκο, близ Гиераце Стила, близ Неаполя Стила, в Арзафии Стила, на Крите Стила, или св. Павла, на Латре Стратоникийский, на Афоне Студийский, в Константинополе Сухого Потока, на Афоне Т арасия, в Даматрии Тарасия, в Константинополе Терретский, в Калабрии Трахала, на Афоне Траяна, на реке Сангарисе Триглейский, на Олимпе вифинском Трифона, в Халкидонской митрополии Трифона, на Афоне Трихаликс, на Олимпе вифинском Трогалла, на Афоне Троицы, в Апулии Троицы, в Афинах Троицы, в Иерусалиме Троицы, в пределах Салерно Троицы, в Хилиокоме в Армениакской феме Троицы, на Афоне Троицы, или Новый Сион, на острове Халки Троицы Βενουσ ς, в Южной Италии Троицы de Cancellario, в Панорме Троицы Mileti, в Апулии Туррийский во имя Богородицы, в Италии У спения Божьей Матери, в Константинополе Утотелаос, на Олимпе вифинском Ф аворский, на горе Фаворе Факина, на Афоне Фалакра, на Афоне Фантина Praetoriati, в Южной Италии Феликса de Marco, в Калабрии Феодора у источника, в Константинополе Феодора Milatii, в Сицилии Феодора Никотера, в Калабрии Феодора Тирона, в Константинополе Феодосии, в Константинополе Феодосия патриция, в Константинополе Феодосия, в Палестине Феодосия патриарха, на острове Теревинфе Феоктиста, в Палестине Феоктиста, на Афоне Фессалоникийский, или Пантелеимона, на Афоне Фиваида (пустыня), в Египте Филадельфа, на Афоне Филарета, или Назария, в Калабрии Филиппа, в Константинополе Филиппа, в Локрах Филиппа, в Луции в Сицилии Филиппа, на Афоне Филиппа Агирского, или Великого, в Мессане Филиппа de Fragala, в Деманской долине Филиппа и Николая, в Таренте Филиппика, в Хрисополе Филокала, или Филокалии, в Фессалонике Философа, во имя Богородицы, в митрополии Древних Патр Филофея, в Константинополе Филофея, или Фтери, на Афоне Флора и Лавра, в Константинополе

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010