Летописец Соловецкий на четыре столетия, от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833 год. Издание 3-е. Трудами настоятеля сего монастыря, архимандрита Досифея. М.: В Университетской типографии, 1833. С. 44. Новгородская Третья летопись/Полное собрание русских летописей. Т. III. СПб. В типографии Эдуарда Праца, 1841. С. 254. Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление Московского Самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб.: Алетейя, 2017. С. 17. Разрядная книга 1475–1605 гг. Том II. Часть II. М.: Наука, 1982. С. 226; Разрядная книга 1559–1605 гг. М.: Наука, 1974. С. 67–68. Воспитанник масонов, Николай Карамзин выбрал этот источник как основной не случайно, а как близкий по духу масонским братьям к которым несомненно были близки и члены окультного Ливонского ордена Таубе и Крузе наследников ордена Тампильеров от которого ведут свою историю и масоны. Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление Московского Самодержавия. СПб.: Алетейя, 2017. С. 372–373. Пимен Новгородский/Православная энциклопедия. Т. LVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2019. С. 448–450. Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление Московского Самодержавия. СПб.: Алетейя, 2017. С. 373–374. Лобакова. И.А. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 4. Лобакова. И.А. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 62. Лобакова. И.А. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 56. Лобакова. И.А. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 63. Лобакова. И.А. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 63. Карташев Л.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1993; Яхонтов И.А. Жития св. севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881; Приклонский А.П. Житие митрополита Филиппа XVII века//Материалы Соловецкого отделения Архангельского общества краеведения. Соловки, 1926. Вып. 1. С. 27–28.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

Прошло девять лет иноческой жизни святого Филиппа. Отягченный недугами престарелый Алексий захотел сложить с себя должность настоятеля. Имея в виду достоинства Филиппа и общую любовь к нему братии, он открыл о своем желании передать ему управление монастырем; затем призвал и высказал свое желание иметь его преемником своим. Но тот и слышать не хотел о предлагаемой ему власти, считая по своему смирению более для себя приличествующим повиноваться, нежели наставлять других. Тогда игумен собрал на совет всю братию и сказал: «Я стар, и немощные силы мои требуют успокоения: кого бы вы вместо меня избрали себе настоятелем?» На вопрос игумена все единогласно отвечали: «Нет лучше Филиппа к нашему наставлению, ибо никто не может сравниться с ним житием, разумом и опытностью». После того Филипп не смел прекословить общему избранию и согласился на принятие сана игуменского. Алексий немедленно отправил грамоту к архиепископу Новгородскому Феодосию, в которой просил его от имени всей братии возвести Филиппа в сан игумена соловецкого. Грамоту доставили в Новгород несколько старцев, посланных от обители. Приняв благословение архиепископа, они сказали ему: «Владыко святый! Собор Соловецкой обители молит тебя поставить нам в игумены посланного с нами монаха Филиппа». Феодосий благосклонно принял просьбу соловецких старцев, так как и раньше слышал о Филиппе, однако спросил их об избраннике, по смирению уклонившемся от представления своему владыке: «Отчего не вижу его между вами?» — и велел привести его к себе. Филипп вошел к святителю и принял от него благословение. Из беседы с ним архиепископ убедился в его опытности и дарованиях; поэтому он вскоре рукоположил святого Филиппа во пресвитера и вручил ему жезл игуменский. А обращаясь к сопровождавшей его братии, сказал: «Вот отец ваш, имейте его во Христов образ и подчиняйтесь ему со всяким послушанием». Получив от архиепископа для обители церковную утварь и от многих граждан богатые дары, соловецкие иноки отправились в обратный путь. Новому игумену устроена была в обители торжественная встреча. Бывший игумен Алексий, собрав свои дряхлые силы, со всей братией вышел навстречу. Святого Филиппа торжественно ввели в церковь и затем, когда по произнесении ектении за государя была во всеуслышание прочитана грамота от архиепископа, его возвели на настоятельское место. Потом новый игумен сказал братии свое первое поучение и предложил иереям и диаконам готовиться к Божественной службе. 17 августа 1548 года он соборне совершил первую литургию. В тот день вся братия приобщились из рук его, и все видели лицо его просветленным, как бы лицо Ангела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Сапожникова, исходила от патриарха 515 . Житие митрополита Филиппа в его Хронографической редакции было включено как исторический источник в составленный при патриаршей кафедре Летописный свод 1652 г. 516 . Тот факт, что именно Никон переносит мощи митрополита Филиппа в Москву, как считает Е.К. Ромодановская, в значительной мере случаен, поскольку это входит в обязанности новгородского митрополита, пост которого занимал Никон 517 . С.В. Лобачёв считает, что канонизацию митрополита Филиппа следует рассматривать в контексте процесса translatio relidionis, который заметно оживился в начале царствования Алексея Михайловича: собирание православных святынь и перенесение в столицу мощей церковных святителей свидетельствовало о стремлении властей превратить Москву в центр православного христианского мира 518 . Между тем перенесение мощей митрополита Филиппа приняло такой масштабный характер, что это событие не обошли вниманием находящиеся в России иностранные агенты: 23 марта 1652 г. в донесении королеве Христине из Москвы шведский агент Иоганн де Родес сообщил о посольстве на Соловки за мощами Филиппа 519 . Рассказ о случившемся в Соловецком монастыре видении митрополита Филиппа, как и о других «знаковых» видениях, Никон включил в своё послание к царю, чем определился тип повествования о чудесном явлении: видение описано кратко и документировано. В соответствии с требованиями жанра автор указывает обстоятельства видения: «Мало ми воздремавшу», Никон увидел святого митрополита Филиппа, лежащего в раке. Детально описаны действия святого, за которыми наблюдает Никон: святой Филипп приоткрыл покров, лежащий на нём. пошевелился, как бы желая сесть; немного привстав, святой, обратившись к Никону, стоявшему в стороне и не смевшему двинуться, приветствовал его словами: «Миръ ти, братие»; затем снова лёг, и снова «восклонься», сел прямо и сказал: «Миръ ти, брате, и не отходи отъ мне». Никон, боясь приблизиться, робко произнёс: «Прости мя, владыко святый, яко за многая своя согрешения къ твоей святыни приближи ти ся не смю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Суд праведный постиг всех врагов Святителя Филиппа. Малюта Скуратов вскоре был тяжело ранен, а чрез три года был убит на войне. Прочие враги Святителя подверглись различной опале Царя; кто был дослан им в заточение, а кто был предан смерти. Этими казнями Царь хотел примириться с памятью мученика, но напрасно: совесть страшно карала его. Недолго покоились св. останки Святителя Филиппа в Тверском монастыре. По смерти Иоанна Васильевича вступил на престол сын его Феодор Иоаннович. На седьмом году его царствования чрез двадцать один год по преставлении Святителя Филиппа, игумен Соловецкого монастыря с братиею молил Царя дозволить им перенести останки Святителя из Отроча монастыря в Соловецкий. Когда с его дозволения приступили к перенесению их, тело Святителя обретено было нетленным; самая одежда на нем найдена в целости. От мощей источилось благовонное миро. Братия Соловецкого монастыря с подобающей честью перенесла мощи Святителя Филиппа в свой монастырь. Радостью исполнилась лавра Соловецкая, услышав о возвращении блаженного отца своего, и встретила при пении священных гимнов сокровище, которое не надеялась уже получить. Рака мощей внесена была в храм Преображения, сооруженный Филиппом, и когда, на другой день, ударили в било к утреннему славословию, настоятель, предваривший братию, изумился благовонию, исполнившему весь храм, от мира, источавшегося от св. мощей. По совершении службы, с подобающей честью было положено тело Святителя на том месте, где он сам указывал в дни своей жизни. Святость святителя-мученика вскоре же просияла обильными чудесами, слава о которых распространилась повсеместно: все северное поморье притекало в обитель Соловецкую, для поклонения гробу Святителя Филиппа. В этой обители покоились святые останки его в продолжение 55 лет. В 1646 г. 29 апреля, присланы из Москвы, на Соловки, к Игумну Илии, грамоты от царя Алексия Михайловича и Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей Святителя и Чудотворца Филиппа. Обрадованные иноки с обычными обрядами изнесли гроб из земли, переложили мощи в новую раку и поставили их в Преображенском соборе. При этом хотели было переменить одежду на Чудотворце, но нашли это излишним: погребальные ризы Святителя нисколько не обветшали, хотя пролежали в земле 87 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Вот и те трогательные в простоте своей слова благочестивого царя, которыми изображает он свои собственные впечатления при виде общерадостного торжества церковного. «А как принесли его света в соборную и апостольскую церковь и поставили на престоле его преждебывшем, – кто не подивится сему, кто не прославит и кто не прослезится? Изгнанный возвращается и с великою честию приемлется! Где гонимый, и где ложный совет, где обавники, где соблазнители, где мздоослепленные очи, где хотящие восприять власть гонимаго ради? Не все ли зле погибли; не все ли исчезли вовеки; не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего царя и великаго князя Ивана Васильевича, и там месть вечную приимут, если не покаялись? О блаженныя заповеди Христовы! О блаженна истина нелицемерная! О блажен воистину и треблажен, кто исполнил заповеди Христовы и за истину от своих пострадал! Ей! Нет ничего лучше, как веселиться и радоваться во истине и в правде и за нее пострадать». Сведения о Степане, по недостатку указаний в других источниках, почерпаем исключительно из того источника, которым руководствуемся при описании иноческой, настоятельской и святительской деятельности сына его, святого Филиппа. Мы разумеем рукописное сочинение под названием: «Житие и подвизи и отчасти чудес исповедание иже во св. отца нашего и исповедника, Филиппа митрополита московского и всея России». На основании слов сочинителя: «не от инаго слышах, сам видех», то есть святого Филиппа и дела его, можно признать это «Житие» современным памятником. Оно написано или, по крайней мере, явилось в полном составе вскоре по перенесении мощей святителя из Твери на Соловки, лет через двадцать пять по преставлении святого, и по тону изложения виден в сочинителе монах соловецкий. При описании первого из трех приводимых автором чудотворений от мощей святого Филиппа говорится: «малу же времени прешедшу по пренесении блаженнаго Филиппа, поведа мне вещь сицеву Феодосий иеромонах», а далее: «в наши дни содеяшася». Составителю жития довольно известна первоначальная жизнь святителя; сведения о пребывании Филиппа на Соловках почерпал он из свежих преданий на самом месте, и потому этот период описал с особенной подробностью и отчетливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

И начал молиться: «Владыко, Господи Вседержитель! Приими с миром дух мой и пошли ангела мирного от Пресвятой Славы Твоей, чтобы усердно наставлял меня Трисолнечному Твоему Божеству. Да не возбранен мне будет исход начальником тьмы с падшими его силами. И не посрами меня перед ангелами Твоими, и к лику избранных Твоих причти. Яко благословен вовеки. Аминь». Каменосердный муж зажал ему подушкою уста, обличающие неистовство суеумных. Так святой предал душу свою в руки Божий – увенчался мученическим венцом 23 декабря 1570 года. Жизнь окончил и подвиг совершил. Малюта Скуратов, свершив то, что хотел, вышел из келий и с пронырством начал говорить настоятелю обители и приставникам, что из-за их небрежения митрополит Филипп умер от печного угара. Они же, одержимые страхом, ничего не могли отвечать. Малюта велел вырыть глубокую яму и повелел погрести многострадальное тело блаженного Филиппа за алтарем великой церкви Пресвятой Богородицы 437 . 410 «Подвиг святого Филиппа всем памятен и запечатлен мученической смертью. Избранный на том же соборе, что и Герман (архиепископ Казанский, избранный Иоанном Грозным на митрополичий престол, но спустя два дня смещенный царем. – С. Б.), из игуменов соловецких, он прямо поставил предварительным условием своего избрания отмену опричнины. Царь и епископы убедили его отказаться от этого условия, сохранив за митрополитом лишь право печалования за опальных. Когда через полтора года возобновились казни, Филипп возвысил свой голос. Сперва увещевая царя наедине, он переносит потом свои обличения в Успенский собор... Для святого Филиппа исповедание правды было столь же обязательно, как и исповедание веры: «Иначе тщетна будет для нас вера наша, тщетно и исповедание апостольское». Впечатление этого слова правды, сказанного в лицо тирану, было велико, но в деморализованной опричниной России мало было охотников следовать путем Филиппа. Собор епископов по требованию царя низложил митрополита, обвиненного в неясных для нас преступлениях. Заточенный в Тверской Отрочь монастырь, через год страдалец был задушен Малютой Скуратовым во время карательного похода царя на Новгород». ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 126.) Житие митрополита Филиппа было создано в конце XVI – начале XVII в. Житие дошло до нас в большом количестве списков и в нескольких редакциях. Г. Г. Латышева, исследователь житий, определяет две редакции как основные. Условно она назвала их: одну – Колычевской, другую – Тулуповской, по списку в сборнике Германа Тулупова 1633 г. Сокращенный перевод дается по списку, хранящемуся в ЦГАДА, ф. 181, рукописное собрание МГА МИД, ед. хр. (дело) 336/781, Житийный соборник начала XVII в. Тулуповская редакция. Публикуется впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

великого князя Петра Николаевича Их Величества время от времени встречали Распутина. «Старец» из Сибири делал свои первые шаги в Свете, он еще не обладал достаточными средствами и производил впечатление славного человека, простого и скромного. Одетый в голубую рубашку и грубые ботинки, он приходил к вечерне в Дивеевскую общину. Привлек он внимание и моих людей, и мы начали за ним следить. Хотя и были установлены его отношения с домом великого князя Петра Николаевича, однако сведения, собранные о нем, не показали нечего подозрительного, и мы оставили его в покое. Вопреки этому, прислуга великого князя распространяла по его поводу странные слухи. В связи с этим вспомнили имена Филиппа и Папюса. С именем Филиппа связано много легенд и воспоминаний, его часто называли «шарлатаном». Мне хотелось бы посвятить ему несколько слов. Француз Филипп был известен в Лионе в 90-е годы как хороший, мягкий человек, очень набожный и исцеливший молитвой большое число больных. Квартира Филиппа в Леоне привлекала толпу людей, ищущих исцеления от болезней, от которых они страдали. Филипп внимательно расспрашивал каждого больного, после чего начинал молиться и громко читать «Отче наш» («Pater»). Затем он клал руку на больного и приказывал ему во имя Господа исцелиться. И больной исцелялся. Врач, находящийся на службе у Филиппа, освидетельствовал пациента и подтверждал факт его выздоровления. Однако официальные медицинские структуры начали против Филиппа целую кампанию. В то же время ему была объявлена настоящая война со стороны иезуитов. Одни считали, что он исцеляет внушением, другие же говорили, что причина исцелений - молитва: он молился сам и приглашал больных молиться вместе с ним. Сам же он утверждал, что достигнутым исцелениям он обязан искренности своей молитвы, тому, с каким воодушевлением Филипп читал Отче наш (Notre реге) и особенно слова «Господи, да будет воля твоя». Такова была репутация Филиппа, когда один из его французских друзей привел к нему в Лионе одного уважаемого русского, принадлежавшего к старинной аристократической семье и занимавшего высокий пост.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/10/...

Память о заточении митрополита Филиппа в Отроче монастыре издавна сохраняется в этой обители. В стене арки соборного Успенского монастырского храма сохранилась следующая надпись, вырезанная на камне, вделанном в стену; «Лета 7026 (1698) августа в 24 день преставися раб Божий сея обители, архимандрит-схимник Иона Болотников и погребён в сей часовне Филиппа митрополита... против сея летописи». Из этого видно, что в XVII b. над местом погребения м. Филиппа в Отроче была сооружена особая часовня. На северном столбе этого храма в сороковых годах XIX века находилась медная вызолоченая доска с надписью: «на сем месте погребен был иже во святых отец наш Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец, от сотворения мира 7078 г., а от Рождества Христова 1570 г. декабря в 23 день; его же мощи в Отроче монастыре были 21 год, потом взяты в Соловки». Рака, в которой мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского в Соловецкий монастырь, в настоящее время находится в Отроче монастыре. По местному преданию, эту раку прислал из Москвы патриарх Никон для переложения в неё мощей св. Арсения, епископа Тверского, а затем, по устройству серебряной раки для мощей сего святителя, рака эта, по распоряжению Тверского архиепископа Павла (Зернова), была передана в Отроч монастырь, в память того, что святитель Филипп, бывши в Отроче монастыре в изгнании, принял страдальческую кончину, и что в этой же раке мощи его были отправлены из Отроча Монастыря в Соловки». – Вопрос о месте заключения святителя Филиппа в Отроче монастыре и доселе остаётся неразрешимым. Одни (и большинство) признают, что митрополит Филипп заключён был в келье, под тёплой церковью, где ныне устроена церковь во имя св. Великомученицы Варвары; в воспоминание чего на алтарной стене этого храма написана (художницей Жировой) картина кончины святителя, задушенного Малютой, – который, зверски озираясь на святителя, выходит по лестнице вверх из кельи. – По мнению других келья св. Филиппа была внизу сей церкви, в подвале тёмном, в котором Тверская учёная архивная комиссия в 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Приведём, по краткой редакции жития святителя Филиппа (по рукописи Московского Румянцевского Музея по пересказу г. Колосова (см. Митрополит Филипп и место его заточения в м. Отроче, Тверь, 1902) сведения о пребывании святителя в Отроче и его кончине: «В Отроче монастыре приставили к митрополиту Филиппу самых лютых надзирателей. Много святитель Филипп испытал здесь бед, лишений и всяческих надругательств, но всё переносил он с христианским долготерпением...» Когда я был, говорил впоследствии старец Симеон, в мире Стефан Кобылин, приставом в монастыре у преосвященного митрополита Филиппа, я видел крепкое терпение его во всех скорбях, и от нас он принял немало напастей, которые мы причиняли ему по особому повелению. Пробыл он в заточении (в Отроче) без малого год. За три дня до своей кончины он стал нам говорить: «приходит время моей кончины». Мы ничего не понимали, а он причастился Тела и Крови Христовой. На 8-й день после этого приехал в Отроч монастырь первый во всех злых замыслах, свирепый мучитель, Малюта Скуратов. Суровый он вошёл в келью святителя, и сначала стал ему говорить с лестью, чтобы митрополит благословил Государя Царя ехать в Великий Новгород. Святитель же сказал ему: «говори правду, говори, чего тебе приказано; за три дня до твоего прихода открыл мне Господь время моей кончины». Малюта быстро предал его страстотерпческой смерти (удавил). Одна горсть крови, замечает повествователь, была в святителе и та была пролита за благочестие. И выйдя из кельи, Малюта сказал игумену (Феодосию) и мне: «по вашему нерадению умер митрополит Филипп от чаду келейного». После сего он приказал при себе погребсти тело святителя в том же монастыре за алтарём соборного храма, глубоко закопав тело его в землю. Совершив это, Малюта отправился к царю, бывшему на пути в Новгород. Святитель Филипп скончался мучеником 23 декабря 1569 г. Через 20 лет братия Соловецкой обители, во главе с игуменом Иаковом, испросили у благочестивого царя Феодора Ивановича, разрешение перенести в их монастырь тело митрополита Филиппа, незабвенного для их обители»... Царь благосклонно отнёсся к этому ходатайству и послан был особый приказ Тверскому епископу Захарии. Епископ Захария без замедления приказал настоятелю Отроча Монастыря (игумену Феодосию 3-му) указать место погребения святителя Филиппа. Со скорбью исполнил это игумен, не желая расстаться с телом святого... Открыв гроб, обрели в нём мощи святителя нетленными. Тление не коснулось даже его риз. Епископ Захария и весь народ со слезами прикладывались к мощам св. Филиппа, которые Соловецкий игумен Иаков с братией взял в свою обитель. Это было в 1590 г. В 1652 г. мощи святителя Филиппа, с разрешения царя Алексея Михайловича, по настойчивому желанию митрополита Никона (впоследствии патриарха) были перенесены в Москву (3 июля) и в настоящее время открыто почивают в большом Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Конечно, с точки зрения академического богословия можно сказать, что не всегда голос литургических текстов фактографически достоверен. Можно было бы на эту тему устроить дискуссию. Но чтобы ее развернуть, чтобы заглушить голос литургического предания, нужно столько эшелонов аргументов пригнать! Подлаживать литургию под свои политические " вкусы " нельзя. Иначе это будет откровеннейший модернизм. Я не хочу быть модернистом, поэтому я лучше поверю голосу литургического предания. Есть еще голос церковной агиографии: в Житии свт. Филиппа ясно говорится о роли царя в его смерти. Но опричные модернисты прямо говорят о том, что Житие свт. Филиппа содержит " ложь " . Для модернистов чудеса (которые, как им кажется, совершают написанные ими же «иконы» тех персонажей, в святости которых они уверены) важнее, чем праведно—назидательная жизнь самого этого персонажа. Поэтому они считают неверным «представление о том, что каждое житие должно быть назидательным для православного человека. Это не совсем так. То или иное житие может быть назидательным, а может быть и только констатацией каких—то известных фактов. По крайней мере назидательность не критерий святости» . Понятно: какая уж назидательность в Иване Грозном… Есть еще голос церковной истории. Мы верим в то, что история – это пространство диалога Бога и людей, в то, что церковная история и русская история – это часть священной истории, продолжение библейской истории. И поэтому голос исторического предания для нас очень значим. Так вот, когда царь Алексей Михайлович пожелал перенести мощи свт. Филиппа в Москву, Никон отвез на Соловки царскую грамоту – " молю тебя, разреши согрешение прадеда нашего царя Иоанна, совершенное против тебя завистию и несдержанною яростию " . Это значит, что в церковном сознании XVII века в конфликте св. Филиппа и Ивана Грозного виновной стороной считался Царь. А вот голос соловецкого инока Герасима Фирсова. Он пишет " Службу на перенесение мощей свт. Филиппа, митрополита Московского и всея Руси в Соловецкую церковь Преображения " – то есть еще до возвращения св. Филиппа в Москву. И тут читаем: " По истинне побарая, мужески царя обличил еси, им же в заточение отсылаем неправедно от престола отгоняешися нов, яко вторый Златоуст " .

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010