Большое Филино. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:приблизительно 1800 - 1850. Адрес: Нижегородская обл., Ковернинский р-он, д. Б. Филино Координаты: 57.047624, 43.927767 Проезд:1. Нижний Новгород - Городец - не доезжая Ковернино в д. Гари поворот направо 2. Нижний Новгород - Семенов - не доезжая Ковернино в д.Бетино поворот налево Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Духовская церковь (кладбищенская) с колокольней (Тихоновское направление XVIII в., середина XIX в.). Закрыта в 1938 году, взята под охрану государства в 2000 г. По материалам краеведческого музея " Отчина " в р.п. Ковернино Храма Сошествия Святого Духа в селе Филино не было. " Церковь холодная, построена 1850 года, теплая, отдельностоящая, 1773 года, тщанием прихожан. Престол в холодной один, в честь Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня, в теплой один же во имя Святителя и Чудотворца Николая " - сведения из клировой ведомости архива ЦАНО за 1875 год. Духовского ни храма, ни придела в селе Филино не было. По храмам села Филино: ... " в холодном храме престол один - Воздвиженья Честнаго и Животворящего Креста, в теплом - тоже один - во имя Святителя и Чудотворца Николая... " . Старый Никольский был построен в 1773 году, а вот Крестовоздвиженский - в 1854 году. К 1917 году в селе Филино Ковернинского района находилось два деревянных храма: Крестовозвиженский (летний) и Никольский (зимний). До революции приход этот относился к первому благочинию Семеновского уезда. Первый храм был построен здесь в 1850 году, а освящен спустя несколько лет – 11 сентября 1854 года. Вторая церковь была построена в 1773 году. Оба приходских храма возводились «тщанием прихожан», то есть на их пожертвования. В приходских Клировых ведомостях XIX века про Филинские храмы писали: «Зданием деревянные; холодная на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, окрашенная краскою на манер каменной [покраска фасадов под кирпичную кладку - прим. авт. ], крепкая. Есть еще церковь деревянная, весьма ветхая, но в ней кроме Святого Престола утвари никакой не имеется».

http://sobory.ru/article/?object=12446

Г. Флоровский, «Пути русского богословия», Париж, 1937. 767 См. очень впечатляющее описание космического порядка в житии св. Стефана Пермского, составленном Епифанием Премудрым. 768 См. гл. 10. 769 230, с. 148. 770 215, с. 222–225. 771 См. гл. 10. 772 102. II, 192. 773 236, стлб. 178 и Приложение 8. 774 249, 21. XII, стлб. 1635; ср. 197, с. 247. Ср, аналогичные ссылки на каноны, осуждающие цезарепапизм, в посланиях митрополита Фотия против избрания Григория Цамблака (1416): 236, стлб. 341–342. 775 Ср. глава 5. 776 Ср. «Акты, относящиеся к Западной России», I, 25, с. 36; 236, стлб. 329. 777 236, стлб. 307–310. 778 Намек на избрание митрополита Климента Смолятича (1147–1155 гг.). 779 236, стлб. 309–314. 780 Широко распространенное мнение, что Григорий Цамблак был племянником Киприана, убедительно опровергнуто (см. гл. 9, прим. 8). 781 В послании, адресованном русским епископам, духовенству и князьям, Фотий говорит, что с тех пор, как Русь крестилась при Владимире, митрополит на Руси был один и что такой порядок церковного управления сохранится до конца времен (236, стлб. 318, 326, 327). 782 236, стлб. 357–360. 783 102, II, 18. 784 Тогда в Литве опять появился особый митрополит — Герасим (1434–1435 гг.). 785 Об этом см., в частности: А. Я. Шпаков, «Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества», I, Киев, 1904, с. 43–48. 786 236, стлб. 525–536. 787 236, стлб. 563–566. Однако кафедры Галиикая и Пере–мышльская были изъяты из его юрисдикции. Папа Пий II в 1358 году передал их митрополиту Григорию Болгарину (ср. 242, с. 147). 788 236, стлб. 623. 789 236, стлб. 684, 689; ср. признание defacto нового положения вещей патриархом Иерусалимским Иоахимом, который в 1464 году просил митрополита Феодосия и «собор Церкви Великой России» посвятить его протосиггела Иосифа в митрополита Кесарии Филипповой. (236. стлб. 925–940). 790 236, стлб. 451, прим. 3, стлб. 683, прим. 2; ср. 210, VI, с. 40. Эта крайняя формула в отношении константинопольской юрисдикции была направлена против назначения патриархатом Спиридона Сатаны на кафедру митрополита Киевского. Спиридон не был признан ни в Москве, ни в Киеве, и умер в монашеском уединении, получив определенную известность в качестве ученого и агиографа. (См.: Шпаков, ук. соч., с. 229–244 и библиография). 791

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Согласно записям в Клировых ведомостях на 1909 год: у священника Николая Парамонова был деревянный дом общественный, построенный в 1902 году, а диакон (на псаломнической вакансии) Захарий Цветков проживал в церковном доме, который был пожертвован приходу в 1903 году крестьянином Венедиктом Павловым Пикуловым. Метрические книги и исповедные росписи хранились при Крестовозвиженской церкви начиная с 1812 года, а копии с циркулярных предписаний Нижегородской духовной консистории с 1847 года. В 1892 году при храме была построена церковно-приходская школа «на средства отпущенные генерал-лейтенантом Анненковым из сумм, состоящих в его распоряжении на предмет общественных работ». На 1902 год в этой школе обучалось 20 мальчиков и 18 девочек. Законоучителем состоял приходской священник Стефан Фигуров, а учителем крестьянский сын Михаил Флегонтович Бровкин. На 1909 год в школе уже 25 мальчиков и 12 девочек. Законоучителем состоял священник Николай Парамонов, а учительницей Клавдия Михайлова Остроумова. В июне 1912 года прихожане подают прошение в Нижегородскую духовную консисторию с просьбой разрешить им построить при Крестовозвиженской церкви новую каменную колокольню и произвести «сломку ветхой деревянной церкви». Проект колокольни был рассмотрен и одобрен в Строительном отделении Нижегородского губернского правления 4 июня 1912 года. Колокольню построили в 1912 году, а старый Никольский храм так и не был сломан. В мае 1926 года были выполнены обмерные (фиксационные) чертежи двух храмов села – Крестовоздвиженского и Никольского. Благодаря данным чертежам сегодня возможно представить облик обоих филинских храмов. Летом 1938 года на пленуме сельсовета и колхозного актива было вынесено решение о том, чтобы Крестовозвиженскую церковь в Филино закрыть и «потребовать от президиума сельсовета ускорить переоборудование из церкви клуба и организации вокруг клуба парка». Затем президиум Ковернинского райисполкома принимает аналогичное постановление о закрытии Филинского храма. Из протокола от 27 июля 1938 года: " 1) просьбу граждан селений Большое Филино, Демино, Мурени, М-Карпово, Гарель, Колесниково, Гришино, Лукино, Авдонино, Грачиха, Малахово о закрытии Филинской церкви – удовлетворить. 2) Средства в сумме 1100 рублей на переоборудование Филинской церкви под клуб разрешить сельсовету израсходовать из средств самообложения … " .

http://sobory.ru/article/?object=12446

Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 221. С. 223. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 232–235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 232–233. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 231. С. 235. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 235–236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 235–236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 236. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 232. С. 236. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. М.: Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2010. С. 29–30. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 149. С. 36. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 232–233. Фроянов И.Я. Драма Русской истории. На путях к Опричнине. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 226. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 249. С. 252–253. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 231–232.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

По этому вопросу см.: 231, с. 317-324. 236, стлб. 263. Ср. гл. 6. Quando stirpe mascula deesset imperatoria, ad Vestram Illustrissimam Dominationem jure vestri faustissimi conjugii pertineret. (Senato, Secreti, XXVI, 50, цит. по: А. Шпаков. ук. соч.. I, XVIII). Ср.: Д. С. Лихачев, «Некоторые задачи...», с. 110-112. 117. Ср., в частности: Н. Н. Розов, «Повесть о Новгородском белом клобуке как памятник общественной публицистики XV века», 245, IX, 1953, с. 178-219 (анализ разных редакций и изводов; хронология, библиография). Из последних исследований Повести: Labunka, неопубликованная диссертация. Колумбийский университет, Нью-Йорк, 1975 г. Глава 4, прим. 84. Архиепископ Василий Калика действительно носил искусно сделанный, драгоценный белый клобук, который нашли в его могиле. (Н. Н. Розов, ук. соч., с. 191-192). Клобук мог расцениваться как отличие, дополняющее полиставрион. Его преемник Моисей на фресках в Болотове тоже был изображен в белом клобуке. Ср. 239, с. 292-295. Соколов, однако, считал «Повесть» произведением XVII века, что теперь опровергается исследованиями рукописной традиции, проведенными Розовым и, позднее, Лабункой. Оригинальный текст см.: 190, III, с. 700-603; 236, прил., с. 13-19; 102, I, с. 267-271 (как часть соборного деяния патриарха Исидора по тому же вопросу). «Время смуты» - период гражданской войны в Византии (1341-1347 гг.). Патриарх Иоанн Калека (1333-1347) - сторонник антипаламитов, низложенный в 1347 г. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 520-522; 236, прил. стлб. 109. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 523-534; 236, прил. стлб. 117-120. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 577-578; 236, прил. стлб. 125-128. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 580-581; 236, прил. стлб. 135-140. О возможном значении слова «нагубник» (чиновничья должность в Литве) см.: 236. прил., ст.тб. 139, прим. 4. Оригинальный текст см.: 102, I, с. 320-322; 236, прил. 155-160. Славянский текст см.: 234, 1860, май с. 84-85; 233, с. 195. Славянский текст см.: 234. 1860, с. 85-102, 448-462; 236, стлб. 173-186, 233. с. 195-201.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Ф. 466. Оп. 1. Д. 80577. О рассмотрении чертежа на постройку новой каменной церкви в селе Казнаково Старицкого уезда. 17.03 – 12.05.1887. На 9 л. Каменная церковь в честь Троицы Живоначальной (ранее Михаила Архангела) построена в конце XIX в. на окраине села Казнаково вместо обветшавшего деревянного храма. Не действует. В клировых ведомостях Старицкого уезда за 1828 г. имеются сведения о деревянной церкви Архангела Михаила в селе Казнаково. Храм был построен в 1719 г. На момент описания земли при нем было отмежевано 36 десятин, приход состоял из 129 дворов с 916 душами обоего пола – 469 мужского и 447 женского. В церкви служили: священник Миронов Арсений (34 года, в священника произведен в 1817 г. из диаконов), дьячок Гаврилов Петр (27 лет, в дьячка определен в 1827 г. из псаломщика), пономарь Павлов Михаил (20 лет, в пономаря определен в 1825 г.), престарелый священник Васильев Гавриил (65 лет). Прихожан в селе Казнаково, деревнях: Крестцы, Матюково, Игуменка, Черниво, Филино, Жихорево, упраздненном селе Воеводино – 129 дворов (469 мужчин и 447 женщин). Каменная церковь в Казнакове построена вместо стоявшего здесь ранее деревянного храма в 1893 г. на окраине села по проекту В.И. Назарина, являвшегося в это время тверским епархиальным архитектором. Главный престол был освящен в честь Живоначальной Троицы, приделы – во имя Архангела Михаила (правый) и в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушницы» (левый). Живопись в храме выполнена старицким живописцем А. В. Симбировым. Рядом с церковью был установлен памятный знак в виде столба, напоминающий о находившемся здесь раньше деревянном храме (разобран после постройки каменного). Прихожане были из села Казнаково и деревень Игуменки, Крестцы, Матюково, Филина, Черново. В 1914 г. служили: священник Кавский Николай (42 года, на службе с 1894 г.), псаломщик Некрасов Иван (36 лет, на службе с 1899 г.). Прихожан в деревнях: Воеводино, Игуменка, Кириловка, Крестцы, Лопатино, Матюково, Филино, Чернево – 472 мужчины, 487 женщин. К церкви был приписан в 1817 г. деревянный храм в селе Воеводино с одним престолом Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1740 г.

http://sobory.ru/article/?object=09942

Ветхая Никольская церковь, о которой 5 ревизской сказке за 1795 год записано так: «села Урлина, Филино тож, бывшая в 4 ревизию двухприходною, при разборе 1784 года учрежденной одноприходною, после тогож по соизволению Преосвященного Домаскина епископа бывшаго Нижегородского так и учиненной и ныне состоящей двуприходною же Святителя и Чудотворца Николая…». В середине XIX столетия Крестовоздвиженская церковь видимо была уже отапливаемая, имела металлическую кровлю и в ней богослужения совершались круглый год. Филинский приход не был богатым, так как в нем проживало много раскольников. Поэтому все иконы и утварь находились в одной церкви. В Клировых священнослужители отмечали, что: «при церкви имеется ветхая церковь не имеющая иконостаса и полов, ветхая сторожка и каменная ограда. Утварью и ризницею снабжена недостаточна. Так же имеется недостаток и в облачениях: на престол и жертвенник, в одеяниях на аналои, подсвечники и лампады». На 1875 год Филинский церковный причт состоял из одного священника и двух псаломщиков. А спустя десять лет в штате было уже два священника и два псаломщика. На 1893 год – два священника, диакон и два псаломщика. На 1902 год был тот же штат, но «дьяконское место числится временно прикрытым, за неимением помещения [видимо жилья для диакона не было – прим. авт. ]». При Крестовозвиженской церкви было три десятины усадебной земли. Имели священно-церковнослужители еще пахотную и сенокосною землю в размере 33 десятин. Некоторая часть этих наделов они обрабатывали сами, и при этом в архивных документах отмечали что: «по каменисто-песчанному грунту в аренду не отдается, к хлебородию не очень удобна». На 1875 год дома у священоцерковнослужителей были собственные деревянные, стояли на церковной земле. К 1885 году у 1-го священника и псаломщиков собственные деревянные на церковной земле. А у второго священника общественный, деревянный, на церковной земле. На 1902 год – у одного священника общественный, новый деревянный дом, у другого церковный, пожертвованный крестьянином Пикуловым, ветхий. Псаломщик же имеет собственный, а диакон проживал в ветхом общественном доме.

http://sobory.ru/article/?object=12446

В архивных документах сохранилась пояснительная записка инженера Адучаева к проекту переоборудования Кретовозвиженской церкви села Филина Ковернинского района Горьковской области: " …церковь деревянная построена в 1868 году, которая по своему расположению и состоянию вполне отвечает для переоборудования в сельский, колхозный клуб. Алтарь, расположенный 0,5 м, который может служить сценой, и для переоборудования не потребуется большой затраты средств. Восточный зал можно использовать для зрительного зала вместительностью 70-80 человек, западная зала требуется использовать под фойе и буфет. Переднюю комнату под раздевалку " . Составил он пояснительную записку и по зданию старой Никольской церкви. «При осмотре в натуре оказалось: церковь построена 250–300 лет тому назад, которая от давности лет пришла в ветхое состояние, половые балки подгнили, и пол просел ввиду чего при скоплении народа, в данном помещении, может получится авария с человеческими жертвами» . Инженер Адучаев сделал вывод, что переоборудование церкви в культурное учреждение «непригодое , как и непригодное для совершения тех или иных религиозных обрядов, по тем же обстоятельствам». В дальнейшем решение о закрытии Филинской церкви было утверждено постановлением Горьковского Облисполкома от 11 ноября 1938 года. А 1 декабря того же года секретарь Ковернинского райисполкома об этом объявил приходскому церковному совету, в лице двух местных жителей: Метелькова Якова Васильевича и Зерновой Анны Семеновны. Однако, по воспоминаниям старожилов села Крестовоздвиженский храм так и не был переоборудован под клуб. Новый клуб был построен чуть позднее, находился он между селом Филино и деревней Деминой, а в самих храмах долгое время было зернохранилище. В 1960-х годах рухнул Никольский храм и был разобран на дрова, а в 1970-х Крестовоздвиженкая церковь пришла в негодность и в последствие рухнула. Осталась только каменная колокольня. В наши дни, в престольный праздник 27 сентября, на месте утраченного храма проводятся праздничные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=12446

По этому вопросу см.: 231, с. 317–324. 792 236, стлб. 263. 793 Ср. гл. 6. 794 Quando stirpe mascula deesset imperatoria, ad Vestram Illustrissimam Dominationem jure vestri faustissimi conjugii pertineret. (Senato, Secreti, XXVI, 50, цит. по: А. Шпаков. ук. соч.. I, XVIII). 795 Ср.: Д. С. Лихачев, «Некоторые задачи…», с. 110–112. 117. 796 Ср., в частности: Н. Н. Розов, «Повесть о Новгородском белом клобуке как памятник общественной публицистики XV века», 245, IX, 1953, с. 178–219 (анализ разных редакций и изводов; хронология, библиография). Из последних исследований Повести: Labunka, неопубликованная диссертация. Колумбийский университет, Нью–Йорк, 1975 г. 797 Глава 4, прим. 84. Архиепископ Василий Калика действительно носил искусно сделанный, драгоценный белый клобук, который нашли в его могиле. (Н. Н. Розов, ук. соч., с. 191–192). Клобук мог расцениваться как отличие, дополняющее полиставрион. Его преемник Моисей на фресках в Болотове тоже был изображен в белом клобуке. 798 Ср. 239, с. 292–295. Соколов, однако, считал «Повесть» произведением XVII века, что теперь опровергается исследованиями рукописной традиции, проведенными Розовым и, позднее, Лабункой. 799 Оригинальный текст см.: 190, III, с. 700–603; 236, прил., с. 13–19; 102, I, с. 267–271 (как часть соборного деяния патриарха Исидора по тому же вопросу). 800 «Время смуты» — период гражданской войны в Византии (1341–1347 гг.). 801 Патриарх Иоанн Калека (1333–1347) — сторонник антипаламитов, низложенный в 1347 г. 802 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 520–522; 236, прил. стлб. 109. 803 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 523–534; 236, прил. стлб. 117–120. 804 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 577–578; 236, прил. стлб. 125–128. 805 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 580–581; 236, прил. стлб. 135–140. 806 О возможном значении слова «нагубник» (чиновничья должность в Литве) см.: 236. прил., ст.тб. 139, прим. 4. 807 Оригинальный текст см.: 102, I, с. 320–322; 236, прил. 155–160. 808 Славянский текст см.: 234, 1860, май с. 84–85; 233, с. 195. 809

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Евсевий, епископ Анвирский (в Галатии): 52. Евсевий, пресвитер (Александрийский): 60 . 61. 62. Евстафий, епископ Антиохийский: 89. 145. 151. 170. Евстафий, пресвитер: 186. Евтихий (еретик): CXIII. Евфратисия: 37. Евфроний, военный чиновник: 79. Египетская река (Нил): 225. Евфалий, пресвитер: 209. Евферий, епископ Тианский: 112. 231. 254. Египет: 50. 86. LXXXVI. 149. 151. 161. 162. 174. 177. 236. 237. 239. 245. 252. 264. Египтяне: 236. 237. 264. Ефесский собор: 82. Ефес, город: 112. 113. 121. 139. 152. 154. 156. 157. 161. 162. 163. 167. 168. 169. 178. 229. 230. 236. 240. 241. 243. 250. 254. 263. 264. 265. 266. 267. Едессцы (клирики Озроинские): 87. 111. Елисей, епископ: 232. Елладий, епископ Тарсийский: 163. 254. 257. 263. Епиктет, епископ Коринфский: 86. LXXXVI. 233. 234. 235. Ефрем Сирин: 145. 151. Запад, область: 70 112. 145. 149. 162. 264. Зевгма, город: 243. 244. Ива, епископ Едесский: 111. 181. Игнатий Богоносец : 89. 145. 151. Илиад, епископ: 149. 248. 250. Илия, пресвитер: 87. Илия, пророк: 3. Иллирийский диоцез: 167. Имерий, епископ Никомидийский: 163. 165. 170. 256. 240. Ипатий, хорепископ: 113. Ипатий, чтец: 11. Ипполит, западный писатель, епископ: 145. 151. Ириней, епископ Лионский: 145. 151. Ириней, епископ Тирский: 110. Ириней, комит: 149. 158. Ирод Агриппа I-й: 3. Ирод великий: 151. Исаак, диакон Долихийский: 131. Исаврийский народ, Исавряне: 216. 231. 259. 260. Исав: 246. Исидор (бывший консулом в 436 г.): 42. 47. Италийский диоцез: 167. 170. Италия: 264. Иаков, ветхоз. патриарх: 78. 144. 156. Иаков (младший, Кирский подвижник): 42. 44. 200. 253. Иамвлих, пресвитер и монах: 97. Иезавель: 3. Иераполь, город в Ефратисии: 37. 183. 238. 243. 244. 247. 250. Иерусалим: 72. 151. 252. Иефеай, епископ: 232. Иоанн Богослов: 146. 154. 161. 229. 264. Иоанн, епископ Антиохийский: 81. 83. 112. 149. 152. 163. 165. 170. 178. 233. 244. 247. 248. 249. 250. 253. 256. 257. 258. 259. 260. 261. 263. 264. 266. 268. Иоанн, епископ Дамаскинский: 163. 165. 232. 268. Иоанн Златоуст: 89. 145. 151. 170.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010