Таково учение о предопределении Божием, глубокое знание которого в полном согласии с учением Православной Церкви показал в своих трудах святитель Феофан Затворник , ставшее камнем преткновения для сторонников ложного представления о предестинации как безусловной предустановленности в жизни каждого человека. 639       Дело «О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия»//РГИА. Ф. 796. Оп. 171. Ед. хр. 311. Л. 2. 641        Феофан Затворник , свт. На прощание с владимирскою паствою (Что будет впереди, кто определит? Спасайтесь о Господе!)//Сборник слов на разные случаи. М. : Правило веры, 2008; впервые опубликовано: Владимирские епархиальные ведомости. Неоф. 1866. Август 16. С. 845. 642       Речь преосвященного Никанора епископа Виленского, произнесенная в торжественном собрании членов «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» в память преосв. епископа Феофана//Прибавление к Церковным ведомостям. СПб., 1894. Февраль. 8. С. 253, 254. 644       Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Филаре- товском вечере в Московской духовной академии//Журнал Московской Патриархии. 1959. Январь. С. 12. 645       Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству (см.: Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М. : Изд-во «Сибирская Благозвонница», 2005. С. 35). 648       Макграт, Алистер. Богословская мысль Реформации. Одесса: ОБШ «Богомыс- лие», 1994/McGrath, Alister E. Reformation thought an introduction/пер. В.В. Петлю- ченко. OCR Палек, 1998. С. 152. 649       « " Я предопределен! Противиться предопределению, изменить или разрушить предопределение Божие не имею никакой возможности...». Провозглашается такое суждение неведением таинств христианства! Провозглашается оно лжеименными разумом и плотским мудрованием. Произносится в нем страшное, не понимаемое ими богохульство!»// Игнатий Брянчанинов , свт. Аскетические опыты. М. : Правило веры, 1993. Т. II. С. 85, 86.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

V. Смесь Известие о начале, учреждении и состоянии регулярного войска в России, с пока-занием перемен, какие по временам и обстоятельством в оном производимы были. С пре-дисловием покойного А.В. Терещенка Изъяснение раскола, именуемого Христовщина или Хлыстовщина, составленная Священником Иоанном Сергеевым, бывшим самовидце всех таинств оного раскола; из-влечено из рукописи Воскресенского Новоиерусалимского монастыря Д. Членом Архи-мандритом Леонидом Похороны Преосвященного Платона, Архиепископа Московского и оставшееся после него имение. Д. Члена Н.П. Розанова Переписка Князя А.Н. Голицына с Преосвященным Августином, Архиепископом Московским. Сообщ. Архимандрит Григорий Письмо Московского Митрополита Филарета к Г. Попечителю Московского Учебного Округа, Графу С.Г. Строганову. Его же Переписка Московского Митрополита Филарета с Епископом Рижским Филаре-том. Его же Раздел приходских дворов между Рождественским девичьим монастырем в Москве и смежной с ним Вознесенской церковью в 1775 году. Его же Письмо Митрополита Филарета к Московскому Военному Генерал-Губернатору Князю Д.В. Голицыну, и ответ на него. Его же Опыт Каталога всем отдельным сочинениям по 1872 год об Отечественной войне 1812 года. Отделение Первое. На русском языке. Собрал Д. Член И.П. Липранди Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1874. Октябрь-Декабрь. Книга четвертая I. Исследования Историческое описание Ставропигального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам Настоятелем оного, Д. Члена Общества, Архимандритом Леонидом. Главы II-VIII II. Материалы отечественные Русские поклонники в Иерусалиме. Сочинение Игумена Череменецкого монастыря Антония (Бочкова). С предисловием III. Материалы славянские История религиозного движения в Чехах (Продолжение.) Д. Члена А.С. Клеванова IV. Материалы иностранные Описание путешествия в Москву Посла Римского Императора Николая Варкоча, с 22-го Июля, 1593 года. Перевод с Немецкого Д. Члена А.Н. Шемякина. С предисловием и примечаниями переводчика

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– В связи с указанными богословскими трудами м. Платона следовало бы осветить вопрос о принадлежности Платону приписываемых ему примечаний на книгу г-на Дютенса о Греко-Российской Церкви (1793 г.) и «примечаний на энциклопедические вопросы г-на Волтера». В области исторической науки м. Платон знаменит, как ученый труженик, давший в своей двухтомной «Краткой Российской Церковной Истории» «первый опыт систематической разработки русской церковной истории»; по взгляду проф. П.В. Знаменского – труд, редкий по талантливости, полный обилием фактов, метких замечаний и серьезной критики 1647 , по мнению С.М. Головьева – труд, запечатленный печатью могучего юного таланта 1648 . Обстоятельный разбор этого труда, вышедшего в 1805 г. и переизданного с характерными изменениями, санкционированными м. Филаре- —210— том, в 1823 и 1829 годах 1649 дал бы очень много ценных данных для характеристики м. Платона, как ученого, а также вообще для характеристики его нравственной личности и мировоззрения 1650 . В связи с этим главным историческим трудом стоят еще: «путешествие высокопреосвященнейшего Платона, м. Московского , в Киев и по другим городам в 1804 г., собственной рукой с замечаниями его писанное» (Спб. 1818) 1651 и «путевые записки о путешествии в Переяславль, Ростов, Ярославль, Кострому и Владимир 1792 г.» 1652 (Кроме Русск. Вестника 1841 г., напечатаны при четвертом издании кн. Снегирева «Жизнь») 1653 . Интересно было бы также обследовать принадлежащие м. —211— Платону переводы (числом восемь) с греческого святоотеческих поучений и 21 письмо Григория Богослова 1654 . Проповеднические труды м. Платона, напечатанные в 16 томах (I–V, X–XX) двадцатитомного собрания сочинений 1779–1806 гг. были предметом специального исследования г. Надеждина. Но сам же автор заявляет, что он исследовал не вполне «тщательно» и всесторонне. «Сознаем, – говорить он в заключение исследования, – мы сказали далеко не все, что следовало бы сказать о м. Платоне, как проповеднике; но кажется, довольно и сказанного, чтобы иметь хотя некоторое представление об этом знаменитом, но почти забытом в духовной литературе проповеднике.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

36 (по преж. кат. 74). Четвероевангелие в лист, чистым полууставом 478 л. XVI в. Изящные заставки перед Евангелиями и месяцесловом и первые заглавные буквы расписаны золотом и красками. Перед Евангелиями главы и предисловия Феофилакта Болгарского (перед Ев. Луки полное), а в конце (кроме Ев. Марка) замечания о времени написания Евангелий и о числе стихов. На поле означены, кроме обыкновенных зачал, и помянутые пятидневные чтения для каждого Евангелия. Сверх того, выставляются параллельные места по главам, согласно с нынешним разделением, а в Новозаветных книгах к этому прибавляется ещё одна из 7 букв а–з, показывающая в частности отделение главы. Сии указания параллельных мест совершенно сходны с находящимися в полных сп. Библии и оканчиваются при Мф. 10:37 . – За месяцесловом помещены те же самые статьи, и в том же почти порядке, как и в предыдущем списке. Правописание Русское, без юсов. С буквами г, х и к пишется ы. Встречаются полугласные: л. 34 об. влънами, 34 и 35. плъ (вм. пол), 216. гръды, 407 об. нъ, въ нъ (вм. вон); также удвоенное а. 37 (по преж. кат. 62). Четвероевангелие, в большой лист, красивым уставом 406 л. 1537 г. Перед Евангелиями и месяцесловом находятся прекрасно оттиснутые и расписанные золотом и красками заставки; также украшены заглавные буквы, и показания пяти чтений, на которые делится каждое Евангелие. Заглавия Евангелий, зачала, времена, первые слова чтений и мн. др. писаны золотом. Перед текстом Евангелий статьи те же, как и в предыдущих списках, только в другом порядке. На об. 387 приписка писца: .. в л. съвершиш ста В конце на белом листе написано: по приказ и по блгословению великаго гдр стишаго киръ филарета никитича московскаго и все велено проходити и смотрити печатны кни спраьщико бговленъском игмесн с товарищи. писмное с переводо. Дл тово чтобы было сходно с печатны переводо. игменъ с товарищи проходи и смотри. и писмное противо печатново перевод несходно во многи и недописо в немъ пере печатны переводо добр много. и в чернила и в киноварю. и в точка и в заптыхъ и в рчехъ. инд рчи одное нтъ а инд полстроки а и гд и цлые строки и болши. тако и в зачалхъ и в писменахъ азбчных и в сллахъ. да и в свтца. во весь го в се писмно перевод пере печатны переводо многи стыхъ нтъ и дл тово сем писманом впредь ни в которои цркви нигд на престол не быти. и ни в которои монастырь ие дати. К сему присоединена собственноручная подпись: игуме иль рк приаожи. Над сим рукою патриарха Филарета написано: с спра в ки игумена и л и с товарищи слуша и свидтество с печаны переводо в положи туже в че не схоно во влогалище да списыва с не не дава смирены филаре млтию парирхъ моско в все рги рку приложилъ. – Упомянутого свидетельства, в чём не сходен сей список с тогдашними печатными изданиями, ныне в рукописи не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009