В 1770-1781 гг. еп. Кирилл, радея о восстановлении пустыни, возвел первую холодную каменную ц. Рождества Богородицы. При игум. Филарете (Данилевском) икона была поставлена над царскими вратами и опускалась для поклонения во время соборного акафистного чтения в субботние дни. При игум. Евстратии (Яковлеве) отстроили теплую каменную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1848-1850), куда Г. и. помещали на зиму. Старцы мон-ря называли обитель «чудесным достоянием Царицы Небесной», а Богородицу - «покровительницей обители», произносили перед образом обеты. Связь истории обители с почитанием Г. и. нашла отражение в особых днях ее празднования, уставного субботнего чтения акафиста Благовещению в 1-ю и 5-ю недели Великого поста, а также в совершении крестных ходов (в расположенный на месте 1-го явления иконы Ближний скит и на источник) на Преполовение (1 авг., 9 сент.) и по частным просьбам. С иконой ежегодно устраивались утвержденные Синодом многодневные крестные ходы в г. Глухов (с 19 июля по 2 авг.) в честь исцеления от эпидемии холеры в 1848 г., в с. Шалыгине Путивльского у. в связи с избавлением в 1856 и 1857 гг. от саранчи. Последнее сообщение об иконе относится к 1922 г., когда после закрытия обители образ был унесен членами церковного совета с. Шалыгина. Существует мнение, что святыня и сейчас находится в этом селе и перед открытием Глинской пуст. появится на своем месте. Об изображении можно судить по литографическому воспроизведению в изданиях XIX в. и по описанию. Размер Г. и.- 20×16,7 см. Иконография не раз поновленной Г. и., возможно, сохраняет черты древнего образа. Традиц. извод иконы «Рождество Пресв. Богородицы» соединяет текст апокрифического Протоевангелия Иакова с прообразовательными символами: скинию завета символизирует 3-пролетная арка, на ее фоне представлена фигура прав. Анны на высоком ложе, а в проемах изображены жена, несущая дары, и прав. Иоаким; подле ложа прав. Анны - стол, прообразующий жертвенник, в правом нижнем углу, оформленном в виде картуша, рядом с женой с младенцем Марией на руках - купель, напоминающая об обновлении и очищении человеческого рода.

http://pravenc.ru/text/165145.html

В ходе паломнических поездок Костромина посетила Киев (1801-1802), Саровскую пуст., общалась со старцем иером. Исаией (Зубковым), ставшим ее наставником. По возвращении в 1802 г. Костромина передала привезенный ею Саровский устав еп. Пермскому (с 1799 Екатеринбург входил в состав Пермской епархии) Иустину (Вишневскому) , к-рый утвердил его. Приняв в общине Саровский устав, насельницы стали жить по нормам общежительного мон-ря более строгим, чем те, которых они придерживались прежде. Впосл. на основе Саровского устава усердием игум. Таисии (Костроминой) при помощи архим. Александро-Невской лавры Герасима и др. духовных лиц был составлен для сестер Е. м. особый устав, при этом кроме Саровского использовались еще Валаамский и Александро-Невский уставы. Последняя редакторская правка была поручена глинскому строителю игум. Филарету (Данилевскому) . В специально написанном для Е. м. уставе утверждались выборность игумении сестрами мон-ря из своего состава, общежительность, означавшая отказ сестер от личного имущества, присутствие на общей трапезе, соборное совершение молитвенного правила. Из всех мон-рей Урала лишь Е. м. имел специально разработанный для него устав (текст не сохр.). «Неесение Креста». Покров. Нач. XX в. Мастерская Новотихвинского мон-ря «Неесение Креста». Покров. Нач. XX в. Мастерская Новотихвинского мон-ря В нач. 1807 г. Костромина отправилась в С.-Петербург, чтобы ходатайствовать об обращении богадельни в мон-рь. В столице она жила в доме российского флотоводца св. прав. Феодора Ушакова , к-рый помог ей составить прошение в Синод, способствовал тому, чтобы Костромина попала на прием к обер-прокурору кн. А. Н. Голицыну , неоднократно обращался к Пермскому еп. Иустину с просьбой ускорить рассмотрение дела. Стараниями Ушакова состоялась аудиенция Костроминой у пермского ген.-губернатора К. Ф. Модераха. Также она пользовалась покровительством митр. Новгородского Амвросия (Подобедова) . 31 дек. 1809 г. указом императора богадельня была обращена в Новотихвинский общежительный жен. мон-рь в честь особо почитаемой сестрами Тихвинской иконы. (С 1-го дня существования общины насельницы молились перед этим образом в Тихвинском приделе Успенской ц.) После учреждения мон-ря Костромина еще неск. месяцев оставалась в столице, собирая пожертвования. 7 авг. 1810 г. в санкт-петербургском Смольном в честь Воскресения Господня монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия и указом Синода от 20 сент. 1810 г. была назначена настоятельницей мон-ря. В июне 1811 г. мон. Таисия вернулась на Урал и 11 июня того же года в Перми еп. Иустином (Вишневским) была возведена в сан игумении «во уважение ея усердия и богоугодных подвигов в учреждении и устроении пустыни». 26 июня того же года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, игум. Таисия вернулась в Екатеринбург.

http://pravenc.ru/text/189627.html

Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы) (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы) (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) После возвращения в Святогорье 12 мая 1847 г. свт. Иннокентием (Борисовым) Г. был рукоположен в сан иеромонаха, 23 дек. 1850 г. утвержден ризничим мон-ря. После кончины игум. Арсения 25 окт. 1859 г. Г. был избран настоятелем мон-ря, 30 окт. того же года еп. Макарием (Булгаковым) в харьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ре возведен в сан игумена, 16 дек. 1861 г.- в сан архимандрита. По преданию, после вступления в должность настоятеля Г. впал в уныние от непосильности предстоящего служения. Вскоре он сподобился увидеть в тонком сне Богородицу с тростью в руке, Которая дала ему обетование: «Не ты будешь управлять обителью, а Я. Ты в руках Моих будешь, как эта трость!» Ближайший ученик прп. Филарета (Данилевского), Г. неукоснительно соблюдал в Святогорской пуст. устав Глинской обители, сочетал в служении хозяйственные заботы с пастырской мудростью. При Г. были построены Успенский собор, 2-этажная Преображенская ц., трапезная Богородице-Рождественская ц., в память о первом настоятеле архим. Арсении в пещерах ископана ц. во имя Алексия, человека Божия, устроены больничный хутор с корпусами и домовой ц. в честь Ахтырской иконы Божией Матери (1865), скит прп. Арсения Великого, богослужение в к-ром совершалось по уставу скитов Афона, подсобные хозяйства с храмами в слободе Маяки и дер. Горожевке, подворья в г. Славянске и близ г. Изюма. В 1889 г. по инициативе Г. близ ст. Борки (на месте спасения царской семьи при крушении поезда 17 окт. 1888) был основан Спасский скит с Введенской ц. Попечением Г. в 15 км от мон-ря, в с. Голая Долина, открыто уч-ще для крестьянских детей. С 1863 г. Г. служил также благочинным мон-рей Харьковской епархии, участвовал в устроении Высочиновского Казанского муж. мон-ря в Змиёвском у., Рясненского Димитриевского муж. мон-ря в Ахтырском у., старобельского Луганского жен. мон-ря , посещал мон-рь и переписывался с его игумениями Ангелиной и Маргаритой.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Анализ содержания рукописи позволяет заключить, что «Поминовение...» и есть та самая исповедь, которую о. Макарий написал для строителя Глинской пустыни иеромонаха Филарета. «Некоторые черты жизни покойного преосвященного Иова, архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического, собранные и изложенные директором училищ Екатеринославской губернии Димитрием Мизко» (СПб., 1826). Это сочинение о. Макария было ошибочно напечатано под именем Д. Т. Мизко, который внес в полученную от автора рукопись, подготовленную к печати, дополнения о старце Ливерии и в таком виде передал своему брату. Последний отослал ее в редакцию, подписав именем Димитрия Мизко. Архимандрит Макарий только через несколько лет узнал о том, что жизнеописание преосвященного Иова опубликовано под именем его друга. «Сие обстоятельство не огорчает меня», – извещал он братьев Мизко С. 46]. Биографии архиепископа Иова отводится в работе сравнительно немного места. Архимандриту Макарию удалось осветить особенности характера преосвященного, опираясь на свои знания о его жизни и монашеских подвигах. Давая характеристику архиепископу Иову, автор защищает его от нападок со стороны людей, незнакомых с «внутренним человеком» преосвященного. Рассматривая «странности» своего начальника и те черты его характера, которые мало кому казались привлекательными, он оценивает их с духовной точки зрения. «Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни, состоящей в Курской епархии и губернии в Путивльском уезде, составленное Николаем Самойловым, состоящего под Высочайшим покровительством Общества истории и древностей российских соревнователем» (В 2-х ч., СПб., 1835). Архимандрит Макарий является одним из авторов этой книги, опубликованной, как и предыдущая, под чужим именем, что видно из двух писем к нему строителя Пустыни иеромонаха Филарета (Данилевского) С. 108]. История обители освещается в «Описании» до первой трети XIX века включительно. Прочие сочинения архимандрита Макария – проповеди, стихотворения, письма – носят ярко выраженный нравственно-назидательный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Стремление к монашеству окончательно созрело в Алексее, а получение паспорта устранило препятствия к его осуществлению. Однажды вечером, полный решимости оставить мир, он приехал домой, распряг лошадь и вошел в хату. Отца дома не было, младший брат спал, мать готовила ужин. Акилина заметила, что в сыне что-то изменилось, и ее охватило непонятное волнение. «Что случилось с тобой?» – спросила она. Алексей, поспешно собравшись, попросил у матери благословения на уход в монастырь. «А отец?» – спросила она. «Мама, пустите меня, ведь вы знаете, он запретит мне идти... Он ведь и вас никогда не пускает в обитель... Я буду вечным вашим молитвенником... Дайте мне свое благословение», – ответил Алексей. Акилина сняла свой крестик и благословила им сына. Спросила, вернется ли он. «Не знаю... Как Матерь Божия устроит», – ответил Алексей и поспешил на вокзал. Он прибежал туда как раз к прибытию поезда, едва успел взять билет и впервые в жизни сел в вагон. В вагоне он уступил место старичку, который оказался паломником, решившим побывать в Глинской, Петропавловской и Софрониевой пустынях, поклониться святыням. Он согласился проводить Алексея до Глинской пустыни. В 1906 году Алексей впервые переступил порог обители. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь находилась в двенадцати верстах от города Глухова Черниговской губернии (ныне Сумская область Украины), на живописной равнине, на правом берегу реки Обесты, недалеко от впадения ее в Корсунь. Обитель возникла в первой половине XVI века, после явления в лесу на этом месте иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Название обитель получила, по-видимому, от князей Глинских, которым предположительно принадлежала местность, занимаемая пустынью. Своего расцвета обитель достигла в XIX веке, в пору игуменства преподобного Филарета (Данилевского) . Он был воспитанником Киево-Печерской лавры и Софрониевой пустыни. Его наставником был архимандрит Феодосий (Маслов), друг и сотаин- ник преподобного Паисия (Величковского) . В это время в обители подвизался иеромонах Василий (Кишкин), друг и последователь преподобного Паисия, наставник преподобных Льва и Макария Оптинских . Благодаря этим двум подвижникам Глинская пустынь стала одним

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но особенно выделялась Глинская пустынь среди других монастырей процветавшим в ней старчеством. Это была одна из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено уставом. Сущность такого окормления, как это отражает устав Глинской пустыни, состояла в том, что все поступавшие в обитель с первого дня «поручались искусному старцу в повиновение» 12 . Ежедневно они приходили к старцу, очищали совесть подробным исповеданием всех своих помыслов, желаний и поступков, во всем должны были «советоваться со старцем... ни в чем не составлять своего разума» 13 , то есть полностью отказаться от своей воли, беспрекословно выполнять все указания старца. В начале XX века архиереи Курской епархии свидетельствовали, что «старчество, как духовный институт, издавна существует в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблуждающихся. Благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении» 14 . В обители подвизалось много старцев, известных своей прозорливостью и святостью 15 . Но после Октябрьской революции, в 1922 году Глинскую пустынь закрыли. Она была открыта лишь в 1942 году и до второго закрытия в 1961 году поистине являлась центром духовного просвещения и возрождения старчества. Об одних Глинских подвижниках написаны книги, о других – статьи, а о поучительной жизни третьих от поколения к поколению из уст в уста передавались рассказы. Начало создания жизнеописаний Глинских подвижников относится к первой трети XIX beka. В 1829 году было составлено рукописное жизнеописание возобновителя Глинской обители игумена Филарета (Данилевского) его учениками 16 . Позднее, в середине и особенно в конце XIX – начале ХХ века, когда Глинская пустынь находилась в расцвете духовной жизни и материального достатка, появилась возможность издавать жизнеописания наиболее известных Глинских старцев. В 1856 году было опубликовано «Жизнеописание игумена Филарета» 17 , в 1887 году – «Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В патриотической среде утвердилось мнение, что в развале России в 1917 году виноваты большевики. Но очевидно, что октябрьской революции не было бы вовсе, не будь февральской. Октябрь был скорее контрреволюцией по отношению к Февралю. Но об этом в другой раз. Каковы же итоги Февральской революции 1917 года? Они действительно эпохальны. Была изменена система Государственной Власти. Самодержавная форма правления, просуществовавшая более тысячи лет, при которой власть (княжеская, царская, императорская) передавалась по наследству, была отменена. Но республиканская власть в России не прижилась. Родилась новая - Советская. Однако сам принцип Единовластия (несмотря на всяческое подчёркивание коллегиальности правления новыми властителями) сохранился после всех революций, вплоть до наших дней. Была почти полностью уничтожена Династия Романовых, правившая в России более 300 лет. Оставшиеся в живых Романовы скончали свои дни вне пределов Родины и в политической жизни почти не участвовали. После 200-летнего перерыва было восстановлено Патриаршество. Правда, это не относится к заслугам февралистов, а скорее традиционалистов. Было изменено сословное устроение общества, но не законодательным актом, а путём уничтожения «эксплуататорских» классов (дворянства и буржуазии). На грани уничтожения было и духовное сословие. Но Божиим Промыслом оно было сохранено и возрождено. Вместо победного окончания Второй Отечественной войны, которое ожидало Россию в 1917 году, и овладения проливами с выходом в Средиземное море, страна была разрушена. Многие земли Империи были потеряны. Число погибших в годы революции и гражданской войны составило около 8 миллионов человек. Покинуло родину около 3 миллионов человек. Ещё несколько миллионов остались в Польше, Финляндии и Прибалтике. Изменилась и сама жизнь. Многие до сих пор считают Царскую Россию «тёмной и лапотной». Но если бы этим людям довелось пожить в той «утраченной» России, то скорее всего, они бы не захотели возвращаться «оттуда». Доказательства? Извольте. Почитайте произведения писателей «старого режима»: Пушкина , Гоголя, Чехова... послушайте музыку Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова... Обратитесь к лучшим представителям русской мысли: А.С. Хомякову, Н.Я. Данилевскому, Ивану и Константину Аксаковым, нашим духовным светочам: митрополиту Филарету, Игнатию Брянчанинову, Иоанну Кронштадскому... Все они из той «старорежимной» жизни.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Отец Феодот был причислен к лику местночтимых святых в 2008 году.  16. Преподобный Макарий (Шаров) Родился в 1802 г. в г. Ефремове Тульской губернии. По примеру родителей подвижник еще в миру отличался стремлением к благочестию. В Глинскую пустынь пришел в 1828 г. Долгое время вел затворнический образ жизни, однако через некоторое время к нему явился Ангел Божий и молвил «Принимай народ». Преподобный Макарий повиновался и возобновил прием людей у себя. Советы подвижника отличались точностью и духовной глубиной. Скончался в 1864 году, незадолго до кончины принял постриг в схиму. 17. Преподобный Мартирий (Кириченко) Родился в 1800 году в Курской губернии, в 1840 принял постриг с именем Мартирий в Глинской пустыни. Подвижник был известен строгостью своей жизни. Во всё время своего жития в Глинской пустыни отличался воздержанием, непрерывной молитвой и послушанием. К концу жизни достиг полного бесстрастия. Скончался на второй день Святой Пасхи в 1865 году.   18. Победоносный Евфимий (Любимченко) Родился в 1795 году, с 1818 года числился послушником Глинской пустыни. Несколько лет послушник Евстахий был келейником у преподобного отца Филарета Данилевского. Перед кончиной плакал и говорил окружающим, что это слезы радости.  «Столько лет душа моя стремилась ко Господу, а теперь приближается желанное время: я скоро предстану Тому, к Которому всю жизнь мою стремилась душа моя, и увижу Его; вот слёзы и текут». 19. Преподобный Досифей (Колченков) Родился в Курской губернии в 1811 году, с 1840 года числится в списках братии Глинской пустыни. «Поведения благонравного, к церкви усерден, к монашеству имеет большую склонность, в послушании прилежен и беспрекословен», — писали о послушнике Досифее. Известно, что отцу Досифей пришлось бороться с искушением: бесы возбуждали в нем тоску о мире и плотскую похоть. Видя это, братия всячески поддерживала его и установила за него особую молитву. Постепенно искушение ушло и в душе монаха воцарил мир. После этого, он принял на себя суровый подвиг: перестал поддерживать чистоту в келье, на вопросы отвечал знаками, не менял ветхую одежду.

http://pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih...

Святая Русь Михаил Нестеров. Святая Русь Идеи русской цивилизации и русского мира придуманы вовсе не Путиным и не патриархом Кириллом: они обоснованы в трудах славянофилов – Хомякова , Самарина , Киреевского , а также в фундаментальном труде Николая Данилевского «Россия и Европа». Эти идеи проводили в своих трудах такие святые, как святитель Филарет Московский , епископ Богучарский Серафим (Соболев) , многие новомученики и исповедники Церкви Русской. Данилевский в своей книге обосновывает наличие различных цивилизаций – китайской, арабской, романо-германской, византийской, славянской (или русско-славянской). Что в этом плохого? Возникает вопрос: почему авторы не восстают против идеи арабского или англо-саксонского мира или греческого единства? По щелчку пальцев не отменишь ни прошлое Российской империи, ни наследия Советского Союза, всего того огромного влияния (пусть иногда и противоречивого), которое русский народ оказывал на окружающий мир. И что плохого в том, чтобы воцерковить это огромное наследие и привести в Православную Церковь всех русских людей, где бы они ни находились, а для легкости воцерковления проводить его в рамках Московского Патриархата, тем более что искони большинство русских людей исторически отождествляют себя с русским Православием? Что же касается Украины и Белоруссии, то, несмотря на украинизацию и белоруссизацию, для большинства жителей этих республик русский язык по-прежнему остается родным и знакомым. Возникает законный вопрос: зачем авторы документа спорят с очевидными вещами вроде того, что Киев действительно назывался «мати городов Русских», и выступают против спасения миллионов душ человеческих? Но продолжим чтение. Авторы как некую великую тайну провозглашают и исповедуют следующие истины, известные ученикам воскресной школы: «Мы утверждаем, что Божественным предназначением и свершением истории ее телос (конечной целью) является приход Царства Господа нашего Иисуса Христа, Царства праведности, мира и радости в Святом Духе, Царства, засвидетельствованного Священным Писанием, по авторитетному толкованию Отцов…. Это Царство является единственным основанием и авторитетом для православных, а также для всех христиан. Нет отдельного источника откровения, никакой основы для сообщества, общества, государства, закона, личной идентичности и учения для православия как Тела Христа Живого – кроме того, что открылось через Господа нашего Иисуса Христа и через него Духом Божиим».

http://pravoslavie.ru/145690.html

Скончался в 1917 году. 13. Преподобный Василий (Кишкин) Родился в 1745 году в обедневшей дворянской семье, с детства избегал игр и любил церковные богослужения. В 1783 году был пострижен в монашество. В 1800 году на Василия было наложено послушание начальника пребывавшей в запустении Белобережской пустыни Орловской губернии. Вскоре после назначения нового настоятеля в монастырь пришли более 60 новых монахов. Во время его руководства на средства благотворителей были отремонтированы кельи и трапезные. В 1829 году во время рубки деревьев упал и несколько часов был без сознания. После того, как отец Василий пришел в себя, он сказал, что скончается через 18 месяцев. После этого ушел в затвор и принялся готовиться к смерти. Перед смертью старца принял у себя всех желающих, чтобы примириться и попросить у всех прощения и молитв.   14. Преподобный Филарет (Данилевский) Родился в семье благочестивых казаков в 1777 году. В юношестве прожил три года келейником у настоятеля Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры иеромонаха Трифиллия. В 1802 году Фому Данилевского приняли в Софрониевой пустыни. Через 4 года был назначен благочинным монастыря. В 1817 году о. Филарета назначили строителем и настоятелем в Глинскую пустынь, которая в то время находилась в печальном состоянии запустения и разрухи. Отец управлял обителью 24 года и за эти годы она умножилась численно и преуспела духовно. В 1841 году скончался. В 2008 году настоятель Глинской пустыни был пречислин к лику святых. 15. Преподобный Феодот (Левченко) Был уроженцем Черниговской губернии, происходил из простых казаков. Всю свою жизнь провел в послушании на кухне в Глинской пустыни, там же и жил, не имея своей кельи. Он рубил дрова, выносил помои, делал все самые грязные и тяжелые кухонные работы. Некоторые люди, окружающие отца Феодота, видели его простоту и обращались с ним грубо, часто подвергали побоям. Без ропота перенося это испытание, Феодосий освобождался от страстей и пламенел ревностью к Богу. В нем стал виден дар прозорливости и он стал пользоваться всеобщим уважением.

http://pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009