121 Имеется в виду естественнонаучная сторона деятельности Н. Я. Данилевского (он автор книги «Дарвинизм. Критическое исследование». В 2 т. СПб., 1885–1889) и медицинское образование К. Н. Леонтьева (за год до окончания медицинского факультета Московского университета он поступил на военно-медицинскую службу и отправился на Крымскую войну военным врачом). 122 Ср. I, 81. «Идея византизма крайне ясна и понятна... Ничего подобного мы не видим во всеславянстве. Представляя себе мысленно всеславизм, мы получаем только какое-то аморфическое, стихийное, неорганизованное представление, нечто подобное виду дальних и обширных облаков, из которых по мере приближения их могут образовываться самые разнообразные фигуры». 126 «Вопрос в том, как ослабить демократизм, либерализм, европеизм... как заглушить их, а не в том, как подбавить им еще чего-то архилиберального и архиевропейского... Если бы нужно было проиграть два сражения немцам, чтобы обстоятельства заставили нас с радостью отдать им чехов, то я, с моей стороны, желаю от души, чтобы мы эти два сражения проиграли!» (I, 301). Ср. 109: «На кой нам прах эти чехи!» 128 На с. 284 мы находим следующее наивное признание: «Под словом «своеобразная мировая культура» я разумею целую свою собственную систему отвлеченных идей: религиозных, политических, юридических, философских, бытовых, художественных и экономических». 132 Филарет, митрополит (в миру – Василий Михайлович Дроздов; 1783–1867) – крупный церковный и общественный деятель; составлял манифест 1861 г. об освобождении крестьян, автор ряда трудов по церковной истории и церковному управлению. 133 Гартман Эдуард фон (1842–1906)– немецкий философ, последователь А. Шопенгауэра, приверженец философии пессимизма; считал, что Вселенная идет к своему уничтожению путем осознания ее неразумия и нецелесообразности. Леонтьев неоднократно ссылается на фон Гартмана: см., например, ссылку на книгу «История и основание пессимизма» (СС VII, 236–243). На разборе взглядов фон Гартмана останавливался и Вл. С. Соловьев в своей магистерской диссертации «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

159 Этот вопрос должна бы поставить и апологетика, если она не хочет быть, близорукой, какою она обычно и оказывается, ограничиваясь защитой объективного значения религии, нравственности, права. 160 См. В. Erdmann Die philosophischen Voraussetzungen, der materialisti­schen Geschichtsauffassung в Jahrbuch für Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft im D. R. von G. Schmoller (1907 H. 3). 161 Ср. Маркс в Misère de la philosophie: Tout ce qui existe, tout се qui vit sur terre et sous l’eau, n‘existe, ne vit que par im mouvement quelconque. Ainsi, le mouvement de l’histoire produit les rapports sociaux, le mouvement industriel nous donne les produits industrieis etc. 165 Струве: „Генетическая связь экономического материализма и материалистической метафизики неоспоримо доказывается главой о французском материализме в Heilige Familie Маркса. В мировоззрении Энгельса материалистическое понимание истории и материалистическая метафизика составляли прочное психологическое единство. Но ни генетическая связь, ни психологическое единство этих учений у Маркса и Энгельса не обусловливает их систематического или логического единства“ (На разные темы). Эрдманн: „Und selbst wenn die ökonomische Geschichtsauffassung zutreffender wäre, als sie hiernach erscheinen muss, würde nach den vorstehenden Erwägungen sicher sein, dass ihr „Einklang mit der materialistischen Voraussetzung“ nicht in dem Sinne hergestellt ist, den Marx und Engels erstrebten. Diese Voraussetzung ist nicht die sachliche Grundlage, aus der die ökonomische Auffassung als Konsequenz abgeleitet werden könnte, als auch nicht das Fundament, auf dem die neue, Geschichtsauffassung „rekonstruiert“ worden ist. Es ist, logisch gesprochen, keine objektive Zusammengehörigkeit, sondern ein subjektives Zusammen­gehören, das beide Lehren zu einem Inbegriff vereinigt; kein innrer Zu­sammenhang von Grund und Folge, sondern ein äussrer des Nebeneinan­derbestehens. Psychologisch könnten wir sagen: es ist ein assoziativer Zu­sammenhang... Подобные же наблюдения и выводы даются у Карьева Этюды об историческом материализме, Лаппо-Данилевского Методология истории, Штерна Экономический и натур-философский материализм, Л. Гартмана Ueber historische Entwickelung (Об историческом развитии), М. Адлера Marx als Denker, Камифмейера Zur Kritik der philosophischen Grundlagen des Marxismus (Sozial. Monatsh.), Штампфера и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всё, свободное от служебных занятий, время, хотя его было очень не много, – я посвящал чтению книг. При соборе была очень порядочная библиотека, состоявшая преимущественно из святоотеческих творений в славянском переводе. Из неё я прочитал беседы Златоуста о покаянии; нашёл, впрочем, в ней первое издание проповедей знаменитого проповедника Филарета, 1820 года, когда он был ещё архиепископом Ярославским. Эта книга почти не выходила из моих рук. С 1843 года начали издавать при Московской дух. академии журнал: „Творения св. Отцов в русском переводе“. Напечатаны были, как известно, прежде всего творения св. Григория Богослова : их я прочитал от начала до конца. Одна духовная дочь моя, именно супруга городничего, преемника Макова, М. М. Пасенко привезла мне из Москвы в дар три тома сочинений известного витии, архиепископа Иннокентия, изданные в 1843 году Погодиным. Эти ораторские произведения были изучены мною почти наизусть. С светской литературой я меньше имел возможности знакомиться. —191— 1842 г. Помню только, что я, познакомившись с штатным смотрителем Муромского уездного училища, О. Я. Яковлевым, брал у него из училищной библиотеки Описание отечественной войны 1812 и следующих годов, Михайловского-Данилевского, и с увлечением читал оное, сделавши из него несколько листов выписок, которые и доселе целы у меня. Я не читал газет, но меня убедил читать их учитель уездного училища Иван Тихонович Остроумов, выпущенный из Петербургской дух. академии в 1831 году за какие-то непристойные выходки, с званием студента, хотя по своим дарованиям он мог быть в числе первых магистров. О. протоиерей Троепольский, любя сам читать медицинские книги, дал мне из своей библиотеки и рекомендовал прочитать сочинение Гуфеланда: „Искусство продлить человеческую жизнь (Макровиотика)“. В Муроме я начал заводить свою собственную библиотеку. Впрочем, основание её было положено ещё в семинарии. Кроме тех книг, которые я ежегодно получал в награду за успехи в науках, я приобрёл там на свои скудные средства славянскую Библию с параллельными местами, в четырёх томах. В Муроме же куплены были мной следующие сочинения: 1) Правила высшего красноречия, соч. М. Сперанского, СПб. 1844 года; 2) О воспитании детей в духе христианского благочестия, архимандр. Евсевия, М. 1844 года; 3) Письма о должностях свящ. сана, А. Стурдзы, Одесса, 1844 года и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее следует запись в русской транскрипции арабских слов (сирийский диалект); запись фонетическая и содержит некоторые неточности. Текст книжки, начинающийся этим словарем и заканчивающийся словами «В Назарете дождь задержал нас двое суток» (см. выше, стр. 371 ), относится ко времени палестинского путешествия Гоголя, т. е. падает на январь — апрель 1848 г., а записи, озаглавленные «В Полтаве» и «В Киеве», падают на май — июнь этого же года, когда Гоголь действительно побывал и в Полтаве и в Киеве, о чем известно из его писем к Данилевскому от 4 и 16 мая. Дальнейшие записи, начиная с озаглавленной «Вопросы Хомякову» и кончая записью «Филатов в Севске, Постоялый двор» (см. выше, стр. 383 ), охватывают московский период, от сентября 1848 г. до июня 1950 г., когда на пути в Васильевку с Максимовичем Гоголь, по воспоминаниям последнего, «в Севске, на Ивана-Купалу… неподалеку от постоялого двора» услышал заинтересовавшее его причитание трех сестер-девушек над покойницей матерью. Среди дальнейших записей некоторые могут относиться к тому же московскому периоду (книжка заполнялась не всегда в одной и той же последовательности). Такова запись: «Платье гадз зефир» и т. п. (см. выше, стр. 388 ), которая по своему положению в книжке должна быть отнесена к 1849–1850 гг. Но есть, несомненно, и более поздние. Таковы, например, записи об обязанностях мужа и жены (см. выше, стр. 386 ), во многом совпадающие с июльскими письмами 1851 г. к матери и сестрам по поводу предстоящего замужества одной из них; или запись о митрополите Филарете (см. выше, стр. 387 ), совпадающая, должно быть, с тем посещением его Гоголем, о котором идет речь в одной из записок конца 1851 г. к Шевыреву. Этой записной книжкой Гоголь, следовательно, пользовался в течение пяти лет, вплоть до последних месяцев своей жизни. Значительная часть записей падает на наиболее интенсивный период работы над вторым томом поэмы. Записи, относящиеся непосредственно к ней, проанализированы выше. Обе записные книжки публикуются здесь как дополнительный материал к работе над «Мертвыми душами», и этой задачей ограничен комментарий к ним. V.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Из нее я прочитал беседы Златоуста о покаянии; нашел, впрочем, в ней первое издание проповедей знаменитого проповедника Филарета, 1820 года, когда он был еще архиепископом Ярославским. Эта книга почти не выходила из моих рук. С 1843 года начали издавать при Московской дух. академии журнал: «Творения св. Отцев в русском переводе». Напечатаны были, как известно, прежде всего, творения св. Григория Богослова : их я прочитал от начала до конца. Одна духовная дочь моя, именно супруга городничего, преемника Макова, М.М. Пасенко привезла мне из Москвы в дар три тома сочинений известного витии, архиепископа Иннокентия, изданные в 1843 году Погодиным. Эти ораторские произведения были изучены мной почти наизусть. Со светской литературой я меньше имел возможности знакомиться. Помню только, что я, познакомившись со штатным смотрителем Муромского уездного училища, Ф.Я. Яковлевым, брал у него из училищной библиотеки Описание отечественной войны 1812 и следующих годов, Михайловского-Данилевского, и с увлечением читал оное, сделав из него несколько листов выписок, которые и доселе целы у меня. Я не читал газет, но меня убедил читать их учитель уездного училища Иван Тихонович Остроумов, выпущенный из Петербургской дух. академии в 1831 году за какие-то непристойные выходки, со званием студента, хотя по своим дарованиям он мог быть в числе первых магистров. О. протоиерей Троепольский, любя сам читать медицинские книги, дал мне из своей библиотеки и рекомендовал прочитать сочинение Гуфеланда: «Искусство продлить человеческую жизнь (Макровиотика)». В Муроме я начал заводить свою собственную библиотеку. Впрочем, основание ее было положено еще в семинарии. Кроме тех книг, которые я ежегодно получал в награду за успехи в науках, я приобрел там на свои скудные средства славянскую Библию с параллельными местами, в четырех томах. В Муроме же куплены были мной следующие сочинения: 1) Правила высшего красноречия, соч. М. Сперанского, Спб. 1844 года; 2) О воспитании детей в духе христианского благочестия, архимандр.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

С 1891 года, заботясь о духовном просвещении народа, Глинская пустынь под руководством старца-настоятеля архимандрита Исаии (Гомолко) сама начала издавать духовно-нравственную литературу. Одной из задач этой деятельности было издание жизнеописаний замечательных подвижников Глинской пустыни. И уже в 1892–1894 гг. ею были изданы три книги: об игумене Филарете (Данилевском) (2-е дополненное издание его жизнеописания), иеросхимонахе Макарии (Шарове) и старце Феодоте (Левченко) 19 . В журнале «Богословский библиографический листок» за 1894 год, приложении к журналу «Руководство для сельских пастырей», появилась рецензия, в которой высокую оценку получили все три жизнеописания известных Глинских подвижников. Особенно выделено среди этих книг второе издание «Жизнеописания старца игумена Филарета...», которое, как отмечено в рецензии, «и по содержанию интересно, и по изложению прекрасно; тон и слог речи древнеотеческий. Жизнеописание старца Макария в высшей степени назидательно: наставления этого старца отличаются замечательной меткостью и духовной проницательностью. Сказания о старце Феодоте, отличавшемся глубоким смирением, терпением и послушанием, заслуживают полного внимания любителей духовной жизни и может быть прочитано с великой душевной пользой» 20 . Особенно много книг о Глинских подвижниках издала обитель в начале ХХ века. В 1901 году вышло второе издание книги о старце Макарии (Шарове) 21 ; в 1902 году опубликовано жизнеописание старца Архиппа (Шестакова) 22 ; в 1905 году появилось третье, значительно дополненное и переработанное издание книги о возобновителе Глинской пустыни игумене Филарете 23 ; в 1906 году – очерк жизни настоятеля архимандрита Иннокентия (Степанова) 24 ; в 1907 году – жизнеописание старца схимонаха Луки (Швеца) 25 ; в 1909 году – очерк жизни монаха Петра (Лешенко) 26 ; значительно дополненное жизнеописание старца Феодота (Левченко) 27 ; наконец, в 1910 году вышли книги о Глинских подвижниках: монахе Мартирии (Кириченко) 28 и схимонахе Евфимии (Любимченко) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Афонские традиции – Сегодня в Глинской пустыни возрождается афонский устав по древнему образцу. Насколько он отличается от устава других монастырей? – Поначалу важно было возродить монашескую жизнь, и поэтому совершались богослужения по такому же уставу, что и в приходских храмах. Добавлялись только повечерие, полунощница, а службы совершались ежедневно. Теперь богослужебный ритм такой, как в период второго открытия обители. Но есть желание и стремление возродить дореволюционный устав Глинской пустыни. Мне удалось найти в Петербурге рукопись самого преподобного Филарета. Мы сняли с нее копию, изучали этот документ, но многое было непонятно. Однако когда попали на Афон , то увидели, что там всё в точности так соблюдается до сих пор. Все эти мелочи – и по трапезе, и как на службу братию созывать, и распорядок. Будем надеяться, что здесь этот устав возродится в полной мере. Протоиерей Александр Чурочкин и Александра Драчева – Почему в Глинской пустыни действовал именно этот устав? – Это связано с именем преподобного Феодосия Молченского. Он жил в веке – время для Русской Православной Церкви крайне неблагоприятное. Реформы Петра I, секуляризация церковных имуществ привели к закрытию монастырей. Монахов считали тунеядцами и переводили их на другие работы. Постригали только калек и пожилых людей. Однако в Молдавии и Валахии, которые находилась тогда под властью турок, условия были более благоприятные. Монастыри, поддерживая тесную связь с Афоном, славились высотой уровня монашеской жизни и именами старцев. Именно туда отправился уроженец города Глухова Феодосий (в миру Феодор Маслов), где впоследствии стал настоятелем Тисманского монастыря. Потом отец Феодосий перешел с братией к нам сюда – в Софрониеву пустынь – и принес оттуда Афонский устав. Он постриг будущего преподобного Филарета (в миру Фому Данилевского). Преподобный Филарет был с 16 лет уставщиком Софрониевой пустыни и афонский устав знал досконально. Когда братия Глинской пустыни его выбрала себе настоятелем, он принес с собой традиции своей обители. Однако в Софрониевой пустыни старчество вскоре угасло, а в Глинской оно расцвело и передалось отсюда в 12 других монастырей Российской империи.

http://pravoslavie.ru/105768.html

В 1828 г. по инициативе прп. Филарета (Данилевского) на месте явления Глинской иконы был основан Ближний скит с деревянной часовней и кельей, в к-рой поселился братский духовник иеросхим. Пантелеимон. В 1829 г. к нему присоединились неск. иноков. В 1848 г. вместо часовни был построен и 26 окт. 1860 г. освящен каменный храм во имя праведных Иоакима и Анны, колокольня. Ок. скита сохранялся сосновый пень, на к-ром, по преданию, явилась Глинская икона. В XIX в. здесь находилась точная копия явленного образа. Илиодоровский скит. Фотография. Нач. ХХ в. Илиодоровский скит. Фотография. Нач. ХХ в. Дальний (Илиодоровский) скит был основан схиархим. Иоанникием (Гомолко) в 1893 г. в 3 км от обители, на месте подвигов схиархим. Илиодора (Голованицкого), при деревянном храме в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 11 мая 1892). 4 авг. 1893 г. Синод утвердил устав скита, составленный схиархим. Иоанникием (Гомолко) и одобренный свт. Феофаном Затворником, с к-рым переписывался настоятель. В воскресные и вел. праздники совершалась литургия, в остальные дни - обедница с акафистом: в понедельник - арх. Михаилу, во вторник - св. Иоанну Предтече, в среду - вмч. Пантелеимону, в четверг - свт. Николаю Чудотворцу, в пятницу - Страстям Господним, в субботу - Пресв. Богородице, в воскресенье - Спасителю. Будничные скитские службы в отличие от монастырских имели особенности. На утрене читали 12 псалмов с разделением на 4 части, после каждой части из них полагалось 200 Иисусовых молитв и 100 Богородичных с поклонами. Затем читалось 100 Богородичных молитв, 100 - ангелу-хранителю и 100 - всем святым. На вечерне вычитывалось 12 псалмов (без сотниц), акафист Спасителю или Божией Матери попеременно и сотница за упокой братии и благотворителей. На повечерии, пред молитвой «Владыко Человеколюбче», читалось по главе из Евангелия и Апостольского послания. Также совершалось непрерывное чтение Псалтири. В зимнее время после 14 часов скитяне собирались для духовных бесед или чтения, старцы разрешали вопросы и недоумения, если они возникали. В скиту, так же как в Г. п., было введено ежедневное откровение помыслов. Свт. Феофан определил келейные занятия скитян: молитва, чтение и рукоделие. Вход в скит женщинам был воспрещен, миряне посещали скит только по благословению схиархим. Иоанникия. По совету свт. Феофана для духовных бесед с посетителями за оградой была построена особая часовня-приемная. Кельи скита отличались аскетической обстановкой, свт. Феофан писал, что там находились «столик, табурет или скамейка, койка, на коей рогожка или войлок, и все». На трапезе в понедельник, среду, пятницу было положено сухоядение, в проч. дни - щи и каша. Для приготовления такого стола было достаточно 2-3 послушников, к-рые успевали участвовать во всех богослужениях.

http://pravenc.ru/text/165143.html

Прп. Макарий Алтайский. Икона. Нач. XXI в. (Болховский Троицкий Оптин мон-рь) Прп. Макарий Алтайский. Икона. Нач. XXI в. (Болховский Троицкий Оптин мон-рь) Помимо образовательных заведений, по мнению М., «организм миссионерского дела в Российской Церкви» должны также составлять Российское миссионерское об-во, учрежденное при Синоде под покровительством императора, и Братство образовательной миссионерской общины. Описав структуру этих 2 объединяющих центров миссионерской деятельности, М. предложил назначить настоятелем миссионерской общины иером. Филарета (Данилевского) из Глинской пуст. «Я уверен,- писал М.,- что в улей, порученный ему, летело бы множество пчел. По институту он мог бы получить благонамеренного помощника из ученых монахов». Рукопись «Мыслей о способах к успешнейшему распространению христианской веры…» долгое время хранилась в б-ке МДА. Извлечения из нее публиковались в ж. «Миссионер» (1874, 1875, 1878). Полностью миссионерский проект М. был опубликован только в ж. «Православный благовестник» (1893-1894), хотя содержание труда хорошо знали алтайские миссионеры - сподвижники и преемники М., к-рые старались по возможности осуществлять его миссионерские планы. Некоторые элементы этого проекта позже были приняты Бийским миссионерским катехизаторским уч-щем, в к-ром готовились учителя, катехизаторы, диаконы и священники для АДМ. Педагогический опыт алтайских миссионеров был известен в Томской ДС и в Томском ДУ, поскольку большинство Томских архиереев 2-й пол. XIX - нач. XX в. являлись воспитанниками АДМ. В Казанской ДА была налажена подготовка переводчиков для нужд правосл. духовных миссий Сибири. Однако в полной мере осуществить планы М. не удалось ни одной из миссий, имевших больше материальных проблем, чем возможностей и средств для реализации таких масштабных миссионерских проектов, как, напр., создание и финансирование образовательных миссионерских общин или миссионерских институтов. «Алфавит Библии» - большая миссионерская проповедь о спасении, составленная М. исключительно из цитат Свящ. Писания. Текст сохранился в рукописи объемом более 120 листов, заполненных с обеих сторон. Он состоит из 4 частей. В 1-й части, непосредственно обращенной к новокрещеным, М. говорит о том, что основанием христ. веры является Свящ. Писание, а ядро и сущность всего Писания - «Единый во всех и за всех Иисус Христос». Во 2-й части содержится свидетельство Писания о Боге, мире и человеке: о Боге - Творце мира и человека, о существе Божием, о свойствах Божиих по отношению к человеку (благость, человеколюбие и милость Божия). Третья часть посвящена домостроительству спасения рода человеческого, 4-я, самая большая, отражает церковную сотериологию - учение о спасении человека. Завершается текст молитвой о верных. Рукопись «Алфавита Библии» хранилась в РГИА (Ф. 834. Оп. 4. Д. 381). Полностью текст опубликован в 2012 г.

http://pravenc.ru/text/2561310.html

Всматриваясь в темноту сада, я вспомнил рассказ мамы о том, что ночь Воскресения Христова была темная, что гроб Господень находился в саду, и что Мария Магдалина приняла за садовника явившегося ей воскресшего Господа. «В такой темноте, — подумал я, — действительно можно ошибиться». Я снова всматривался в темноту, снова вслушивался в торжественную тишину и чувствовал приближение большой, необъяснимой радости. Вдруг в этой тишине поплыл, расширяясь и заполняя ее всю, густой, бархатный, неотразимый по своей красоте звук. Казалось, что от этого звука ночь проснулась и посветлела. Это был первый удар кремлевского колокола (этот колокол, весом в 4000 пудов, и сейчас висит на Филаре-товской пристройке колокольни Ивана Великого). По принятому в то время обычаю благовест в Святую ночь мог начинаться в Москве только после «Ивана-звонаря», так называли москвичи Ивановскую колокольню в Кремле. Звук затих и повторился… Опять затих, и когда повторился в третий раз, все наполнилось неизъяснимым ликованием — звонила вся Москва. Звон шел отовсюду: звонило небо, звонила земля. Это был океан звона.. Он пронизывал все. Я чувствовал, как колеблется подо мною пол, казалось, я сам был весь наполнен этим ликующим, могучим звоном. Прошло несколько минут в этом ликовании и радости всего моего маленького существа, и вдруг еще большая волна ликования — Москва затрезвонила… — Пошли крестные ходы, — сказала мама, перекрестившись, и тихо запела: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангел и поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», — голос ее дрогнул. Я посмотрел на маму: в ее глазах стояли слезы. Мама опять перекрестилась, пошла в спальню, отворила дверцу киота с иконами и зажгла перед киотом свечу, радостно осветившую святые лики. Мне запомнилось, что из океана мощного звона Москвы ясно выделялся звон небольших колоколов ближних к нам домовых храмов Ляпин-ской, Прикащицкой, Третьяковской, Солодовни-ковской и Гурьевской богаделен. Но вот звон прекратился. Опять торжественная тишина и, казалось, еще большая темнота. Так продолжалось несколько.минут.

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009