Много есть и таких, которые трудятся в лоне Русской Православной Церкви. Неоценимы его заслуги и перед Грузинской Православной Церковью , клириком которой он являлся почти полвека, а подвизался и того более, начиная с 1922 года, когда прибыл в Драндовский Успенский монастырь в Абхазии. Его старческому окормлению обязаны многие члены двух Поместных Церквей – Грузинской и Русской. Воспитав достойных пастырей, входящих в клир той и другой Церкви, он продлил до настоящего времени преемственность старческого окормления, ведущую свое начало от святого Паисия Величковского , продолжившуюся через игумена Филарета (Данилевского) в Глинской пустыни и через живое преемство ее старцев дошедшее до наших дней, вышедшее в трудных условиях для Церкви в своеобразное старческое делание из монастырских стен в мир по различным приходам. Он был одним из наиболее крупных источников, от которого потек благой поток вод благодати духовной, изобильно напояющий страждущие и иссохшие сердца грузинского и русского народов в XX столетии. Даже беглый взгляд теперь на нынешнее старчествование его учеников показывает, как много общего с ним имеют его продолжатели – он насадил а они поливают, возращает же все Бог. В последние годы владыка реже совершал богослужения, но уклада своей жизни не менял до самой кончины. Все, кто знал его, радовались этому, и хотя реже видели его, но по-прежнему чувствовали силу его молитвы. Между тем владыка Зиновий все чаще и чаще говорил о предстоящей своей кончине. Иногда об этом говорил прикровенно, иногда и прямо: «Скоро пойду к отцу Андронику». Невозможно было представить, что владыки не будет. Незадолго до своей кончины он говорил своему келейнику: «Вот я-то уйду скоро, а вы увидите, какая будет междоусобица». Мы видим сейчас, как исполняются слова старца. Этому же келейнику он не благословил брать дачный участок, говоря: «Если и посадишь что, не воспользуешься». Действительно скоро началась война и пришлось покинуть Тбилиси. Готовясь к переходу в вечность, владыка Зиновий принял схиму с именем Серафим в честь великого подвижника земли Русской преподобного Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Москва: Христианское издательство 1992, с. 19. 173 Из высказываний И.С. Аксакова о Русской Церкви//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 171–172. 174 Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Предисловие//Прот. Николай Балашов. На пути к литургическому возрождению. М., 2001, с. 3. 175 Прот. Николай Балашов. Введение//Там же, с. 6–7. 176 Сергей Аверинцев. Будущее христианства в Европе…, с. 402. 177 Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988, с. 22. 178 Там же, с. 22–23. 179 Владимир Соловьев. Великий спор//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 72, 74. 180 Владимир Соловьев. Ответ Н. Я. Данилевскому//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 77, 79. 181 Владимир Соловьев. История и будущность теократии. Предисловие//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 96. 182 Коран, 2, 212–215. 183 Письмо Председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла… 184 Валентина Чеснокова. Должно ли стать православие государственной религией России?//Отечественные записки, 1, 2001, с. 64–65. 185 Митрополит Филарет (Дроздов). Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в Кафедральном Чудове монастыре, 844 года, декабря 3-го дня. 186 Е. Сморгунова. Николай Голицын и его полемическое сочинение о соединении Церквей//Символ 41, июль 1999, с. 131–132. 187 Там же, с. 76. 188 В. Пельц. М.Н. Гаврилов.//Символ 41, июль 1999, с. 317–322. 189 Письмо Председателя ОВЦС МП… 190 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 169. 191 Зеньковский В. Апологетика. Рига 1992, с. 187. 192 Александр Гаврилин (историк, профессор Рижского университета). Архиерейское управление: абсолютизм или соборность?//Вестник русского христианского движения. 183. Париж — Нью-Йорк — Москва, 2001, с. 202. 193 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 195. 194 Там же. 195 Указ Московской Патриархии преосвященному митрополиту литовскому и виленскому Елевферию от 27 декабря 1935 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Названа пустынь, вероятно, по фамилии князей Глинских, благоустроителей обители. Основана на месте явления в начале XVI в. пчеловодам чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, которая получила название Пустынно-Глинской. Расцвет обители связан с деятельностью её настоятеля Филарета (Данилевского) , который управлял пустынью в 1817–1841 гг. В 1922 г. Глинская пустынь была закрыта; храмы и колокольня взорваны; местонахождение Пустынно-Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы неизвестно. В монастырских постройках была размещена сельскохозяйственная артель, которая была позднее реорганизована в комбинат по изготовлению сельхозинвентаря. В 1942 г., после оккупации Сумской области фашистскими войсками, по ходатайству верующих пустынь стала действовать. В 1961 г. под давлением властей Глинская пустынь вновь была закрыта. В 1994 г. началось возрождение монастыря. В 1996 г. обитель стала ставропигиальной пустынью Украинской Православной Церкви. 31 Житие при. Иоанникия Великого († 846) см.: Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (далее – Четьи-Минеи). М., 1991. Кн. 3 (Ноябрь, 4). С. 66. См. также «Из жития святого Иоанникия Великого» (часть 2 «Из другого мира», глава «Из житий святых»). 32 Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь была основана в 1762 г. Расцвет обители начался в середине XIX в.; Чуркинский монастырь стал одним из духовных центров Астраханской губернии. В начале XX в. в обители было около 150 насельников. В 1910 г. при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит. Монастырь имел кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, большое поголовье скота. В 1919 г. пустынь была закрыта, в 1930 г. – снесены колокольня и Успенский собор. В 2003 г. монастырь был возвращен Астраханской епархии. Началось возрождение обители. 33 Имеется в виду архимандрит Паисий (в миру – Петр Сипченко; 1802–1869), который управлял Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустынью в 1855–1869 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Немаловажную роль в укреплении миссионерского служения монашества сыграли Постановления Всероссийского Съезда представителей от монастырей, проходившего в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 16–23 июля 1917 г. Съездом были предложено: выделение организационно-иерархической структуры управления русским монашеством; конструктивное изменение устройства монастырской жизни и укрепление внутренней дисциплины; определение подходов к отношению к законам Временного правительства, затрагивающим Церковь ; формулировка от лица предстоящего Поместного Собора особого обращения к пастве с призывом об общенародном покаянии в греха, взаимном прощении и объединении и др. Особо говорилось о просветительской и благотворительной деятельности обителей, как части миссионерской работы. Значимую роль в истории миссионерской практики монастырей играло издание «миссионерских листков». Такие листки пользовались огромным спросом у народа, издавались во многих обителях к Православным праздникам, к памятным датам, также и тематические выпуски с духовно-просветительскими и церковно-учительными целями. Листки издавались и в Соловецком монастыре, но наиболее известны такого рода массовые издания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Оптиной и Глинской 8 пустынях. О последней, ставшей при настоятеле старце Филарете (Данилевском , †1841, в 2008 г. причислен УПЦ к лику святых в Соборе преподобных Глинских) одним из очагов духовного возрождения монашества, выдающийся миссионер прп Макарий (Глухарев) писал: «Это школа Христова; это одна из светлых точек на земном мире, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества» с. 112]. На основании специальных правил, утвержденных Курским епископом Иустином (Охотиным, в дальнейшем архиепископ Херсонский и Одесский, †1907), начиная с 1891 г. Глинская пустынь, на средства благотворителей, начала издавать духовно-просветительскую литературу. К середине 1893 г., среди прочих 22-х книжных изданий, бесплатно было роздано богомольцам уже 35 Глинских миссионерско-просветительских листков.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Нижний-Бурлук – при речке Большом Бурлуке, в 60 верстах от Волчанска и в 80 от Харькова. По переписи 1732 г. эта слобода, тогда владение Григория Даниловича Данилевского, населена в 1706 г. на жалованной царем земле(По той-же переписи, Средний Бурлук, тогда поместье Подпрапорнаго Феодора Картаваго, где живут 119 подданных Черкасов, заселен в 1727 г. на купленной земле Изюмскаго полка). В нынешнем храме Нижнего Бурлука хранится крест с надписью о построении храма Св. Троице в сем Бурлуке по благословению Антония, Митрополита Белгородского и Обоянского, в 1745 году. Но это был не первый храм в Нижнем Бурлуке. Указом в 1708 года «Села Ново-Нижняго Бурлучка Троицкий Священник Иван», обвинявшийся в духовном деле дьячком той-же церкви, признан невинным, а дьячек отослан на испытание в Святогорский монастырь. В донесении 1717 года «Троицкая Церковь Слободы Бурлуцкой – маетности Изюмскаго полку Судьи, он же Андреевской Сотник, Даниила Данилова» названа уже окладной. Потому надобно положить, что первый Троицкий храм в Бурлуке построен был не позже 1706 г. В храме есть Иверская икона Божией Матери, принесенная в дар сей церкви в 1780 году помещицей Данилевской, в серебряном окладе. Она замечательна по древности своей и по тому уважению, которое питают к ней прихожане сей церкви. Из древних книг здесь только одна триодь постная, М. п. 1704 года. Церковной земли 49 десятин. В донесении Чугуевскаго протопопа 1717 г. о Бурлуцком Троицком священнике Дионисии сказано: «ставленная его грамата, по сказке его, в 1713 г. во время прихода неприятельских людей Некрасовцев в дому его с пожитки вкрадена». Следовательно, в 1713 г. были в Бурлуцком для грабежа раскольники некрасовцы. По другим сведениям, Некрасов и Безпалый еще в 1709 г. хотели с 10000 вторгнуться в слободские города. По ведомости генерального межевания 1785 года, в Нижнем Бурлуке 200 душ муж., 210 жен. при 6281 десятин земли. Число прихожан по разным актам: в 1730 г. 128 муж., 105 жен.; в 1750 г. 150 муж., 131 жен.; в 1770 г. 180 муж., 167 жен.; в 1790 г. 260 муж., 200 жен.; в 1810 г. 370 муж., 368 жен.; в 1830 г. 428 муж., 421 жен.; в 1850 г. 684 муж., 679 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Речь идет о митр. Макарии (Булгакове; 1816–1882), авторе многотомной «Истории Русской Церкви» и учебника по Догматическому богословию. 23 Схиигумен Антоний (в миру А.И Путилов; 1795–1865) — младший брат преп. Моисея. С 1821 г. — в Оптиной пустыни, с 1825 г. — скитоначальник, с 1839 г. — настоятель Малоярославского Николаевского монастыря, с 1853 г. — на покое в Оптиной. Канонизован в 1996 г. 24 Манатейное (или мантийное) монашество (также — малая схима) — вторая степень пострига, после рясофора. 25 Арий (256–336) — александрийский пресвитер, неправославно учил о сущности Сына Божия. Был осужден Вселенским Собором 325 г., но успел многих совратить в свою ересь. 26 Глинская Рождество-Богородицкая пустынь (недалеко от Путивля Курской обл.) основана в XVI веке. Духовное возрождение пережила в XIX веке при игумене Филарете (Данилевском) и старце иеросхиманахе Василии (Кишкине), ученике преп. Паисия (Величковского). Закрыта в 1922г., вновь открыта в 1942 г. и опять закрыта в 1961 г. Известна своими старцами. 27 Софрониев Рождество-Богородицкий монастырь (в 40 км от Путивля) основан в глубокой древности. Известен старчеством, восходящим к преп. Паисию. 28 Иеросхимонах Макарий (в миру М.Н. Иванов; 1788–1860) из дворянского сословия. В 1810 г. поступил в Площанскую Богородицкую пустынь, с 1834 г. — в Оптиной, с 1841 г. — скитоначальник. Известен как делатель умной молитвы, прозорливый старец. При нем Оптина предприняла новые переводы на русский язык святоотеческих творений. Канонизован в 1996 г. 29 Иеромонах Памва (в миру П.И. Панов; 1822–1891) в Оптину пустынь пришел в 1850 г. С 1888 г. был духовником богомольцев. 30 Троицкий монастырь близ Перемышля Калужской губернии основан в XVI веке. 31 Лужецкий Богородице-Рождественский мужской монастырь Московской губернии, Можайского уезда основан в XIV веке преп. Ферапонтом, собеседником преп. Сергия Радонежского. 32 Александро-Невская Лавра основана в XVIII веке, является усыпальницей знатных и знаменитых лиц Петербурга. 33 Схиархимандрит Исаакий (в миру И.И. Антимонов; 1810–1894) — настоятель Оптиной пустыни, ученик старца Макария. Канонизован в 1996 г. 34

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

С 1814 года усердие прихожан начало строить каменный храм и оконченный храм, освящён в 1816 году. Более других заботились о построении его священники Василий Погорелов, бывший и Благочинным, и Пётр Иваницкий и прихожане: Фёдор Кармилец и Гавриил Челомбитько. О возобновлении иконостаса старался унтер-офицер Алексей Петрович Челомбитько. На построение каменной колокольни Протоиерей Пётр Данилов пожертвовал 200 рублей серебром; им же внесены в храм серебряный крест в 35 рублей серебром, св. потир с прибором в 2 фунта 80? золотников, ценою 100 рублей, священническая риза и серебряная гробница. В нынешнем Петропавловском храме хранятся метрические книги с 1743 года и исповедные с 1763 года. В 1741 году, по просьбе Печенежского сотника Григория Данилевского, посвящён к сей церкви в священника Наум Саговский. В переписи 1717 года храм сей назван окладным. По делам Изюмского правления, в 1726 году видим Петропавловского Печенежского священника Тимофея поповским старостою, а в 1729 году определение об удалении от места Петропавловского священника Даниила. При этих данных, принимая во внимание наименование храма, должны мы положить, что первый Петропавловский храм в Печенегах принадлежит времени Петра Великого. Ныне существующий каменный Петропавловский храм построен в 1803 году, усердием губернского секретаря Петра Каплуновского, и освящён Преосвященным Христофором Сулимой в 1806 году. В Петропавловском храме остаются от древних времён: а) Владимирская икона Божьей Матери в серебряно-позлащённой ризе: по местному убеждению она уже более 150 лет служит предметом благоговейного уважения в Петропавловском храме; б) Книги: три евангелия Московской печати; одно в 4-ю д. евангелие, благословением Иоасафа Патриарха 1668 года, с надписью: «року Божьего 7178 (1670) се аз раб Божий Иоанн Иванович с братьями своими Логгином и Данилом и Тимофеем и сёстрами своими Феодорою и Марьею, сию книгу отменили за здравие своё и отпущение грехов наших и надалисмо любовие ко Храму Покрова Пресвятой Богородицы в Печенежскую слободу на вечные часы, – при духовных наших будучих отцах Симеоне и Отце Иоанне и Степане Сотнике Щербиненко и Атамане Иване Величко»; другое евангелие, в 4-ю д Московской печати 1697 года; третье – 1735 года; триодион Пятидесятницы «тщанием Преподобного Петра Могилы Архимандрита Печерского, Воеводича земель Молдавских, киевской печати 1631 года» с предисловием к читателю, где объясняются слова: «учаще и наказующе самих себя, псалмы и имны и песнями духовными» и говорится о песнопевцах Триоди. Надпись по листам, отчасти сохранившаяся, говорит: «року тысяча шестьсот тридцать пятого… Корибута Вишневецкого местечка Горовиска за отпущение грехов, и за память родичев своих, надала её до церкви Успения Пресвятой Владычицы " … Очевидно, эта книга принесена в Печенеги из прежнего места жительства переселенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Став настоятельницей обители, Татиана Костромина, принявшая постриг с именем Таисия и возведенная в сан игумении 53 , в течение нескольких лет продолжала устроять духовную жизнь обители согласно уставу Саровской пустыни; затем он был переработан. Составлением нового устава занималась сама игумения Таисия «с помощию и советом мудрых и благочестивых мужей » 54 . Окончательная редакция была поручена Святейшим Синодом в 1821 году Глинскому строителю преподобному Филарету (Данилевскому) 55 , который как раз только что закончил работу над уставом для Глинской пустыни. Для уральской обители, как и для своего монастыря, он составил устав «по чину Святыя Горы Афонския». Игумен Филарет был высокопреуспевшим подвижником, обладавшим и духовными дарованиями. Одним из его первых наставников был архимандрит Феодосий (Маслов) 56 , ученик преподобного Василия Поляномерульского 57 . Именно благодаря трудам отца Филарета возобновленная им Глинская пустынь достигла своего процветания и стала одной из прославленных обителей России; жизнь в ней строилась на традиции умного делания. Этот подвижник повлиял на развитие многих женских монастырей, в том числе и на Урале. Так, известно, что он был духовным руководителем игумении Филареты (Бычковой), настоятельницы Уфимского Благовещенского монастыря. Опираясь на то, что над уставом Ново-Тихвинского монастыря трудились те, кто не понаслышке знал о святоотеческой традиции, можно предположить, что сестры имели для себя вполне достойный ориентир в духовной жизни 58 . Сама основательница монастыря игумения Таисия была ревностной подвижницей и духовно опытной наставницей. Об этом свидетельствует один необычный документ – «плачевные причеты», написанные сестрами монастыря сразу после кончины матушки Таисии и затем помещенные на так называемую икону-эпитафию, изображающую прощание сестер с настоятельницей. В «плачевных причетах по духовной матери своей» насельницы монастыря писали: «Рачительная попечительница матерскою любовию духовною поучала от златых уст и от медоточного языка услаждала спасительным наставлением... О, жестокий удар сей, о, несносное огорчение; лишившись духовной наставницы сей... О, предрагий духовный бисере, умолкли златые твои уста, иссох медоточный источник, из уст твоих текущий, от которого мы духовно услаждались, уведшее 59 плодовитая смоковница, от которой мы духовными плодами питались и ветвием от зноя покрывались, а ныне лишились». Эти искренние, трогательные строки свидетельствуют о том, что игумения Таисия была для сестер не только настоятельницей, строительницей монастыря, но и подлинной духовной наставницей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кроме книг о самой Глинской пустыни, являющейся предметом нашего исследования, большую ценность для настоящей работы представляют труды старца настоятеля Филарета (Данилевского) , возобновителя Глинской пустыни в первой половине XIX века. Первой и наиболее значительной работой игумена Филарета был составленный им по чину Святой Афонской Горы устав Глинской пустыни, утвержденный Святейшим Синодом в 1821 году 37 . Изучение этого устава было особенно важно при написании настоящей работы, поскольку именно устав определял все стороны как духовной, так и материальной жизни Глинского братства. С введением устава, составленного о. Филаретом, в Глинской пустыни навсегда были упрочены стройность, благолепие богослужений и полный порядок иноческого общежития 38 . Устав послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» 39 не только Глинской пустыни, но и многих других монастырей, в которых он был введен. Это было одним из проявлений того огромного духовного влияния, которое оказывала Глинская пустынь на жизнь всей России 40 . «Записки игумена Филарета», написанные им в 1823 и в 1828 годах, хранились ранее в архиве Глинской пустыни и послужили многим авторам материалом для характеристики истории и духовной жизни этой обители. Ссылки на них приводятся во многих литературных источниках о Глинской пустыни 41 . Перу о. Филарета принадлежат и первые исторические сведения о Глинской обители, представленные им в Курскую Консисторию в 1837 году 42 . Характеристика других произведений игумена Филарета приведена в посвященной этому настоятелю отдельной главе данной работы. Наряду с трудами игумена Филарета, важные сведения об истории и духовной жизни Глинской пустыни содержат жизнеописания этого великого Глинского старца. Первое рукописное жизнеописание о. Филарета было составлено в 1829 году его учениками 43 . Оно содержало не только сведения биографического характера, но и подробное изложение бесед императора Александра I с о. Филаретом, описание встречи императрицы Елизаветы Алексеевны с Глинской братией во главе со старцем Филаретом. В этом жизнеописании рассказано также об общении Глинского настоятеля с архиепископом Филаретом (Дроздовым) и министром духовных дел и народного просвещения князем А. Н. Голицыным, об обличении о. Филаретом мистиков, о его руководстве духовной жизнью не только Глинской пустыни, но и женских монастырей 44 . Рукопись 1829 года содержала и другие ценные сведения, использованные в последующих жизнеописаниях Глинского аввы и описаниях Глинской пустыни 45 . Она находилась в архиве Глинской пустыни еще в начале ХХ века 46 , однако не сохранилась до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Печатается по подлиннику ( ЛБ). Первоначально напечатано: с пропусками — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 473; с пропуском последней фразы и подписи — в «Письмах», IV, стр. 220-221. Полностью печатается впервые. Датируется 1848 годом по связи с ответным письмом Смирновой от 20 октября 1848 г. («Русская Старина» 1890, 11, стр. 355-357). Веневитиновы — Алексей Владимирович и Аполлинария Михайловна (рожд. гр. Вьельгорская). 59. Н. Н. ШЕРЕМЕТЕВОЙ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Публикуется впервые. Датируется на основании почтового штемпеля: «Москва... 1848. Октября 26». ... передайте поклон мой вашему достойному сыну... — Алексею Васильевичу Шереметеву. 60. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 133-135. Ответ Вьельгорской, от 7 ноября , см. там же, стр. 135-136. В этом письме особенно ярко выражена одна из центральных идей Гоголя последнего периода его жизни — необходимость всестороннего изучения России. ... адъюнкт-профессор... — Гоголь называет так в шутку В. А. Соллогуба, начавшего читать лекции по истории русской литературы жене и свояченице, А. М. Вьельгорской. Соллогуб, впрочем, скоро охладел к этим занятиям и прекратил их. Сочинение Филарета Рижского — имеется в виду «История русской церкви» в 5 частях (1-е издание — М. и Рига, 1847-1848) епископа рижского, впоследствии архиепископа черниговского, Филарета (Гумилевского, 1805-1866). Даль, Владимир Иванович (1801-1872) — писатель-этнограф, очень ценившийся Гоголем. Писал под псевдонимом «Казак Луганский». Впоследствии автор «Толкового словаря живого великорусского языка» (1-е изд. 1861-1867). 61. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ЦГЛА). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1890, 2, стр. 603-604. Ответ Данилевского, от 21 декабря 1848 г., — там же, стр. 604-605. ... твое письмо — это письмо до нас не дошло. ... сведения насчет службы в Москве. А. С. Данилевский в июне этого года оставил службу в Киеве и, очевидно, в не дошедшем до нас письме обратился к Гоголю с просьбой помочь ему устроиться в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009