В отделе проповедничества (до 80-ти названий) есть сочинения по истории проповедничества, теории проповедничества (гомилетике) и довольно большое количество проповедей русских проповедников, в особенности высокопреосвященного митроп. Московского Филарета. Отдел богослужебный (литургический) – до 80 названий – содержит в себе между прочим довольно значительное количество греческих сочинений и изданий и отдельных (славянских) служб и акафистов. Есть сочинения по истории и объяснению богослужения. Философский отдел (философия, психология, логика и педагогика ) заключает в себе до 80-ти названий. Есть сочинения по истории философии вообще и некоторых отдельных ее направлений; исследования (русские) о некоторых немецких философах (Канте, Гегеле); сочинения В.Д. Кудрявцева; некоторые русские сочинения по истории и теории воспитания, между прочим и собственно христианского. Отдел всеобщей истории невелик – 24 названия. Есть история Цез.Кантю, на русском языке – истории Вебера и Шлоссера («Всемирная история» и «История XVIII столетия»). Отдел русской истории больше: до 50 названий. Есть «История России» Соловьева, несколько сочинений по истории краев России, сочинения Михайловского-Данилевского по истории войн начала нынешнего столетия, известное иллюстрированное издание «Император Александр I и его сподвижники», а также (иллюстрированная) «Галерея русских деятелей» Баумана. Литературный отдел (около 40 названий) носит случайный характер. Здесь есть сочинения Шекспира, Пушкина, «Фауст» Гете, «Горе от ума» Грибоедова. Есть два-три сочинения по истории литературы. Но здесь заметили мы одну любопытную особенность. Литературные приложения к «Живописном у Обозрению» и некоторые другие современные литературные произведения разрезаны и, очевидно, читаны или по крайней мере просмотрены. Нам это обстоятельство не показалось странным. Мы решимся сказать даже больше: нам, пожалуй, скорее показалось бы странным, если бы ничего подобного не было. Дело в том, что преосвященный Феофан, удалившись от мира, не порвал связей с миром, а продолжал их – в лучшем значении этого выражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Первые письменные упоминания о Снятых Горах относятся еще к первой половине XVI века. Обитель неоднократно претерпевала набеги и разорения со стороны крымских татар в XVII веке. Историк XIX века Г. Кулжинский свидетельствует, что «Святогорская обитель приняла на себя не один удар диких орд, направленный на Россию и не раз отражала наезды поляков, желавших проникнуть в Русь Православную и полонить ее " . В то время, когда создавалось Русское государство, Святогорекая обитель настолько же поработала юго-западу нашего отечества, насколько Троицко-Сергиевская - северо-востоку. Святогорекая обитель пережила все ужасы времен Батыя и Тамерлана. Сюда стекался весь юг России славить Бога и просить Его милости, и во дни счастия и в злую годину; сюда на молитву и за благословением приходили русские князья; здесь в пещерах подвизались подвигом добрым молитвенники за благоденствие России, и многие из них скончались в плену даже мученическою смертию...» Несмотря на тяжелые условия жизни, обитель не запустела, в эти времена она становится также оплотом ревнителей Православия и опорой для многих переселенцев заднепровскоп Украины, бежавших от притеснений католиков и униатов с целью сохранить в чистоте Православную веру. Во времена правления Екатерины II обитель была упразднена, однако даже к упразднённой опустевшей обители а её праздничные престольные дни стекались многотысячные толпы народа. Усердие простых селян к Святогорской пустыни стало главным фактором для её возобновления. Расцвет обители связан с её возобновлением в 1844 году. Первыми насельниками Святогорского монастыря стали чада знаменитого старца Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского). За 70 лет существования - с 1844 по 1914 год возобновлённая обитель благодаря трудам настоятеля и братии стала одним из крупнейших монастырей Российской Империи, вследствие чего, ещё до революции по ходатайству верующих паломников, а также запорожского и донскою казачества, неоднократно поднимался вопрос о присвоении Святогорекой пустыни статуса Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Схиархимандрит Иоанн не только тщательно проанализировал весь опубликованный о монастыре материал, но, главное, восстановил утраченный после революции 1917 г. архив Глинской пустыни, собрав рассеянные по различным хранилищам документы о жизни обители. В собрании о. Иоанна в подлинниках и копиях находится около двух тысяч документов монастыря, причем основная их часть никогда ранее в опубликованных материалах даже не упоминалась. Исследуя историю Глинской пустыни, о. Иоанн установил ее духовную связь с другими православными обителями. Так, важные документы об истории Глинской пустыни, сведения о ее старцах, собрание их писем он обнаружил в архивах Оптиной пустыни, Московского Донского и Путивльского Молченского монастырей, Софрониевой пустыни и др. В Патерик вошли жизнеописания всех Глинских подвижников, изданные до наших дней. Но они составляют лишь четвертую часть всего Патерика. Остальные жизнеописания написаны самим о. Иоанном. Эти жизнеописания вместе с библиографиями и ссылками на архивные документы, которые относятся к каждому из описываемых лиц, складываются в обширную впечатляющую картину, повествующую об истории пустыни со времен ее возникновения до закрытия в 1961 г. Автором была проделана огромная работа по собиранию, систематизации, написанию и сведению в единый труд колоссального количества исторических сведений, архивных документов, материалов личного архива и собственных жизненных наблюдений и переживаний. Достаточно сказать, что если ранее существовали жизнеописания только двух Глинских настоятелей: игумена Филарета (Данилевского) и архимандрита Иннокентия (Степанова), то о. Иоанн описал в Глинском Патерике жизнь 29 Глинских настоятелей. Кроме того схиархимандрит Иоанн существенно дополнил сведения о жизни выдающегося Глинского старца игумена Филарета (Данилевского) . Он впервые обнаружил в архивах письма старца Филарета (в том числе его письма к императорам Александру I и Николаю I) и написал две статьи, посвященные деятельности этого замечательного подвижника и его эпистолярному наследию. Важно подчеркнуть, что о. Иоанн существенно дополнил архивными сведениями почти все жизнеописания, составленные до него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В данной книге мы попытаемся описать жизнь старцев в трудное для Церкви время гонений, продолжавшееся на протяжении всего XX столетия, рассказать о первом прославлении данных старцев в начале XXI века. По историческим сведениям, еще в начале XX века собирались материалы для прославления в лике святых некоторых Глинских подвижников: игумена Филарета (Данилевского , 1877–1841), иеросхимонаха Василия (Кишкина, 1745–1831) и некоторых других, но кровавые революционные события 1917 года и последующие гонения на Церковь педали состояться канонизации. По Промыслу Божию это событие было перенесено на целый век, а к тем старцам, которых собирались канонизировать тогда, были добавлены еще другие, жившие не только в XVIII и XIX веках, но и в XX веке и перенесшие на себе всю тяжесть богоборческой политики и тяжелых гонений. Что бы ни говорили о значении любых преобразований в Церкви и обществе, в основе всего должна быть духовная жизнь. Фундамент этой жизни цементируется подвигом, а школой подвига всегда была обитель. Силой же обители было старчество, с которым мы познакомимся через биографии иноков Глинской пустыни дореволюционных десятилетий и послевоенных лет. В г оды, когда многие духовные понятия для большинства людей потеряли свое значение или приобрели чуждый им новый смысл, даже отдельные штрихи жизни по вере, искренности, цельности, верности заповедям Евангелия могут помочь желающим увидеть, что свет по тьме светит, и тьма не объяла его (Им 1,5). Свет духовной жизни виден и во тьме нашей суеты и окамененного нечувствия, если есть у нас готовность отозваться на призыв Церкви: «очистим чувствия и узрим» (канон Пасхи). Обращая свой взор в прошлое, просматривая «Жития подвижником благочестия», мы находим описания многих Глинских подвижников, рассказывающие о святости их жизни. Тем не менее до 2008 года не было ни одного канонизованного святого из данной обители, хотя Глинских старцев очень почитали и молитвенно обращались к ним за помощью и решением духовных вопросов. 8 мая 2008 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви к лику святых были причислены 13 старцев Глинского монастыря. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились чудесами в XIX-XX столетиях. Чин прославления Божьих угодников состоялся 16 августа 2008 года. В Собор преподобных отцов Глинских вошли сначала

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его наставниками были такие маститые старцы и духовные светочи, как иеросхимонах Макарий (Шаров) и схиархимандрит Илиодор (Голованицкий). Схиархимандрит Илиодор окормлял Иакова с первых дней его поступления в обитель. Однако в 1854 году о. Илиодор (тогда еще архимандрит Иоанникий) хотел совершенно уйти в затвор для сокровенных подвигов и советовал своему ученику при постриге взять в старцы о. Макария (Шарова). Отец Макарий хорошо знал и ценил Иакова. Однажды в храме он сказал одному из послушников: «Учись, брат, монашеской жизни у Иакова» 1221 . 7 августа 1854 года игуменом Евстратием Иаков был пострижен в мантию и наречен Иннокентием 1222 . В своих записках он писал, что старец Макарий, ставший его восприемником, велел ему заступаться за братию перед настоятелем, «правило соразмерять по времени и при недосуге сокращать, избегать праздных разговоров, рассеянности и хранить зрение» 1223 . Старец Макарий высоко ценил рассудительность своего ученика. По благословению старца о. Иннокентий помогал ему вести обширную переписку с лицами, просившими духовных советов и назиданий. После кончины игумена Филарета (Данилевского) многие ученики и ученицы почившего аввы перешли под духовное водительство о. Макария, так что иногда о. Макарию присылалось сразу до 70 писем, и он на все отвечал 1224 . Оказывая старцу значительную помощь в переписке, о. Иннокентий воспринял многое из его старческой мудрости. Многие письма, приходившие на имя о. Макария, о. Иннокентий тоже читал. Ответы писались или под диктовку о. Макария, или непосредственно самим о. Иннокентием. Все это способствовало тому, что он основательным образом познавал человеческую душу с ее тайными изгибами, с ее немощами и силами, учился любить страждущего человека до самопожертвования. Имея беспрекословное послушание, строго исполняя монашеские обеты, подвизаясь в терпении и смирении под духовным окормлением старцев, он скоро преуспел в святой жизни. 10 июня 1855 года о. Иннокентий был рукоположен во иеродиакона, а 23 сентября 1856 года – во иеромонаха. За усердное служение обители 30 сентября 1861 года он был награжден набедренником 1225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841) иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников. После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий. Украшением обители, ее округи были Казанский собор, освященный 13 сентября 1861 года. Колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью были освящены 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесен на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители. Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя. Советский период [ править править код ] Монастырь имел важное духовное значение для жителей Оренбургской и Самарской губерний. По уставу почитаемых в православном мире Глинской и Софрониевой пустынь (преемство от которых вел Бузулукский монастырь) велись службы, и была устроена монашеская жизнь. Каждый год обитель посещали несколько десятков тысяч паломников, начиная от губернаторов, представителей дворянства, интеллигенции и заканчивая крестьянами, приходившими на престольные и двунадесятые праздники. В монастыре, как исторически ценная редкость, сохранялись фелонь и два стихаря малинового бархата с золотыми оплечьями и коронами, присланными сюда в дар в 1862 году Ее Императорским Величеством, Императрицей Марией Александровной.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

На пути в лавру М. посетил Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , более 2 ч. беседовал с прп. Серафимом Саровским. В 1841 г., находясь в Улале (ныне г. Горно-Алтайск), в центральном стане АДМ, он писал благотворительнице миссии П. П. Глебовой-Стрешневой: «Пришло на память мне изречение, которым угостил меня блаженной памяти отец Серафим, когда Провидение Божие привело меня в 25 году в Саровскую общину. «Добро добра добрейши» (или добрее, т. е. лучше),- говорил старец». В другом письме он так пояснил слова прп. Серафима: «Добро добра добрее, Божественное выше всего человеческого, вечное дороже всего временного, богоугодное вернее всего, что сегодняшнему вкусу многолюдной толпы угодно, духовное благороднее всего чувственного» (Письма. 1905. С. 177, 385-386). Посетив также о. Ливерия, жившего на покое в Самарском Пустынном во имя святителя Николая Чудотворца монастыре Екатеринославской епархии, и екатеринославских друзей, весной 1825 г. М. прибыл в Киев. Многолюдная лавра показалась М. «слишком шумною», поэтому вскоре он переехал в Китаевскую пуст. ( Китаевский киевский во имя Святой Троицы мужской монастырь ). В пустыни М. получил известие о кончине старца Ливерия. Узнав о благочестивой жизни настоятеля Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Филарета (Данилевского) , в кон. дек. 1825 г. с разрешения Синода М. переселился в Глинскую обитель. Еще в Киево-Печерской лавре М. начал заниматься переводом на русский язык святоотеческих творений. В Глинской пуст. он продолжил перевод «Слов» прп. Феодора Студита, копию к-рого позже по просьбе архиеп. Воронежского свт. Антония (Смирницкого ; бывш. настоятель Киево-Печерской лавры) выполнил для него. Затем М. приступил к переводу бесед свт. Григория I Великого, «Исповеди» блж. Августина и «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника. За новый перевод на рус. язык «Лествицы» М. взялся ввиду того, что имевшийся печатный рус. перевод, по его мнению, изобиловал неточностями. Перевод книги прп. Иоанна М. выполнил с рукописного слав. перевода, сделанного прп. Паисием (Величковским), с привлечением греч. оригинала и франц. перевода Р. Арно д " Андийи, содержащего примечания из толкований св. отцов. Этот перевод М. завершил уже в АДМ и в февр. 1838 г. отправил в Синод. Дальнейшая судьба рукописи неизвестна, однако биографы отмечали, что труд М. был принят «в соображение при издании Лествицы Козельской Оптиной пустынью» (см. примеч. К. В. Харламповича к письму М. в Синод: Там же. С. 198). Переводы М. ценил свт. Филарет: «До половины мая могу еще я в Петербурге получить от вас рукопись Иоанна Лествичника, если рассудите послать ее ко мне для предложения к напечатанию,- писал ему святитель 28 марта 1829 г.- Желал бы я читать и перевод Исповедания блаженного Августина, а до перевода бесед святителя Григория Великого чувствую такую жадность, что хотел бы получать оный по частям, по мере, как отделается» (Там же. С. 42).

http://pravenc.ru/text/2561310.html

Преподобный Макарий (Глухарев), о котором упоминал старец Макарий, – известный миссионер и переводчик. Кроме Библии он переводил на русский язык святоотеческие творения. Еще в Киево-Печерской лавре он начал переводить «Огласительные слова» прп. Феодора Студита. В Глинской пустыни архимандрит Макарий под руководством прп. старца Филарета (Данилевского) провел три с половиной года (1825–1829), продолжив работу над переводом «Огласительных слов», а также переводил «Беседы» святителя Григория Двоеслова, «Исповедь» блаженного Августина и «Лествицу» Иоанна Лествичника. Над «Лествицей» прп. Макарий продолжил работать в Тобольске и на Алтае, окончив перевод в 1838 году. Летом 1850 года о. Амвросий (Гренков), Иван Андреевич (Половцев), о. Варсонофий (Светозаров) и Андрей Федорович Сланский в скиту переписывали русскую и славянскую Лествицы . Ивану Андреевичу старец советовал: «Лествицу пиши рукою, а делом восходи по ней на благое устроение; борясь со страстьми, познавай свои немощи, прогоняй гордыню и тщеславие всегдашним самоукорением и смирением; следи за своими мыслями и находи недостатки, а неисправлении» . Работа над переводами под руководством старца Макария была духовной школой для всех его сотрудников Работа над переводами под руководством старца Макария была духовной школой для всех его сотрудников: «Старец, одаренный от природы живым энергичным характером, в этих занятиях точно забывал себя, почасту жертвуя для них и тем кратким отдыхом, который был очевидно необходим его утружденному и немоществующему телу. Хотя и у всех участвовавших в сих трудах не было недостатка в усердии, но нельзя не сознаться, что если кто чувствовал по временам изнеможение от усиленных занятий, то отнюдь не старец, он был неутомим. Но за то, как щедро были награждены мы за малые труды наши! Кто из внимающих себе не отдал бы нескольких лет жизни, чтобы слышать то, что слышали уши наши: это объяснения старца на такие места писаний отеческих, о которых, не будь этих занятий, никто из нас не посмел бы и вопросить его, а если бы и дерзнул на сие, но несомненно получил бы смиренный ответ:

http://pravoslavie.ru/159657.html

— То, что там происходило и происходит, — это трагедия. Когда идут боевые действия и гибнут люди, это всегда страшно. На Украине очень сильно переплелись желания политиков разыграть религиозную карту и личные амбиции Филарета Денисенко, обиженного за то, что его не избрали Патриархом Московским, и создавшего Киевский патриархат. Украинская власть попыталась привнести земную человеческую логику в религиозную жизнь и привести церковные границы в соответствие с границами государственными. Да, Церковь всегда уважала государственные границы, но Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации, мы присутствуем в шестнадцати странах. Зачем же ломать то, что духовно едино? — Вам ведь часто приходилось бывать на Украине с Патриархом Кириллом во время его визитов в эту страну? Как принимали там Святейшего? — Патриарх ездил на Украину ежегодно, даже по нескольку раз в год, начиная с 2009 и до 2014 года. И тогда уже было понятно, что наши «партнеры» работали там по полной программе. А вот мы, как оказалось, слишком уповали на то, что «мы же братья». Я не разделяю позиции «они плохие, а мы хорошие» именно потому, что мы в полной мере несем ответственность за случившееся с Украиной. На днях один наш депутат вернулся из Донбасса и привез школьные учебники. Читаешь их — волосы дыбом встают. А ведь так годами учили детей. Но я тяжело воспринимаю, когда, критикуя другую сторону, мы делаем то же самое. Иногда приходится видеть, как люди в патриотическом порыве просто дышат ненавистью. Как можно в здравом уме предлагать использовать на Украине тактическое ядерное оружие и всерьез призывать «шарахнуть»? — Противоречия с Западом — это экзистенциальные и непреодолимые цивилизационные противоречия, о которых писали многие русские философы, например Данилевский? Или мы все-таки перебарщиваем с «разностью»? — Я с большим уважением отношусь к труду Данилевского «Россия и Европа», считаю его очень глубоким и важным. Отвечая на Ваш вопрос, замечу, что у европейской или западной культуры есть три основания — Афины, Рим и Иерусалим.

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legojda-nam-...

7 – Учение его в Шуйском духовном училище, а затем во Владимирской духовной семинарии шло с наилучшим успехом. Он всегда отличался и способностью легко понимать и усваивать уроки (а также хорошо писать задачи и сочинения), и образцовой аккуратностью в исполнении своих ученических обязанностей, и добрым поведением, а при том имел постоянно сильную охоту к чтению книг, к списыванию из них стихов и литературных статей, не будучи в состоянии, по бедности, приобретать эти книги в собственность. Не удивительно, поэтому, что он окончил семинарский курс (в 1840 году) в числе самых первых студентов, и семинарское начальство уже предназначило его, в числе немногих других, для отправления в академию, но неожиданная болезнь остановила его на сем пути, не дозволив ему держать предварительное к сему испытание в академии. Не смотря, однако, на это препятствие, Господь привел его на тот же путь, хотя и несколько позже. Между тем, по окончании семинарского курса, И. М. Тихомиров, пользовавшийся дотоле казенным содержанием, как круглый сирота, оказался в безвыходном положении относительно содержания своего, и потому обратился к частным урокам и занятиям, исполняя между прочим, по расположению к нему семинарского начальства, обязанности смотрителя семинарской больницы за право жить при ней и пользоваться жалованьем по 2 рубля в месяц, и не оставляя заветной мысли об академии, а потом, в конце 1841 года, определен был и на штатную должность учителя в Муромском духовном училище. Вместе с тем ему предоставлено было место священника в Муромском соборе. В 1842 году 12 января он вступил в брак с сиротой умершего соборного священника г. Мурома, Анной Васильевной Царевской; 18 того же января преосвященным Пареением (Чертковым) архиепископом Владимирским († 1853) рукоположен был в диакона, а 25 января и в священника. Таким образом он еще более приблизился к дому Божию, соделавшись одним из строителей таин в нём. Исполнение обязанностей священнических и учительских с его стороны отличалось всегдашней тщательностью, причём прежняя охота к чтению книг теперь удовлетворяема была главным образом книгами духовного содержания (например с увлечением читал он проповеди митрополита Московского Филарета, архиепископа Херсонского Иннокентия и др.), а из светских – преимущественно исторического содержания (например Михайловского – Данилевского описание Отечественной войны 1812 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009