898 Слово Григория Цамвлака перечисляет 35 обвинений, главным образ. по статье «О фрязех» (Попов, 316–325); Павлов (373). М. Фотий в послании во Псков писал против употребления латинского мура (Акты истор., I, 35; Рус. Истор. библ., VI, 58); Григорий Цамвлак, Н. Д. (Рус. Беседа, 1895, 1, стр. 148–151), по румын. источн., касающ. отношений флорент. унии к Византии. О других соч. см. ниже 901 С XI в. дочь Ярослава I Анна, вышедшая за франц. короля Генриха I, исполняла католич. обряды или приняла католичество (Ист. Вестн. 1894, 1, с. 206). В XII в. не требовалось от католич. принцесс, вышедших замуж за визант. членов царств. дома, перемены религии (Визант. Времен. 1898, I, 86–87) 903 Очевидец брака Зои, Феодор Газа поспешил послать описание торжества своему другу Франч. Филельфо (Пирлинг, Россия и Восток, xi) 904 Пирлинг, Рос. и Вост., xi, 134, 144. И.Григорович (Переписка пап с рос. госуд. в XVI в., Спб. 1834, снош. 1513–1526 гг.), стр. 1–26, 95–105) 905 Слово, избр. от св. писаний еже на латыню, около 1461, припис. неправильно старцу Аркадию (Филарет, Обз. дух. литерат., стр. 130), а А. Н.Поповым одному епископу (Ист. литер. обз. полемич. соч., 359–360). А.С.Павлов приписывает его Пахомию Логофету (рец. на предыдущ. Отчет о XX присужд. Уваров, наград, 292–294); Ф.И.Делекторский – Симеону Суздальскому (Ж. М. Н. Пр. 1895, 7, с. 145–59) 907 А.Шахматов, Хроногр. Филофея, 110. Папа Сикст IV именно указывал ¦на то, что патриарх назначается турками (P.Pierling, La Russie et le S.Siege I, 145–146) 908 А.Н.Попов, Истор. литер. обз. древне-рус. полемич. соч. против латин XI-XV в., М., 1875, стр. 12, 52–69. Современник Михаила Керулария – Лев архиеп. Охридский (Болгарский), писавший по поручению Михаила Керулария называет еще 4; Никита Стифат – 6; но они, как и Никита Никеец, уже выдвигают на первый план учение об опресноках (Павлов, рец. на Попова, 224–225) 909 Одо Диогильский, в изд. Гизо, XXIV, кн. 3 и 4; Никита Хониат , VI, 3 и прилож. (о памятниках Византии). Издан. Котелерием перечень обвинений против латинян в 60 пунктах присоединяет еще 22 жалобы на разные неистовства и кощунства, совершенные крестоносцами при взятии Конст-ля в 1204 г. (Павлов, 230)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Не только случаев поставления в сан епископа рукою святого Иоанна Предтечи, но и случаев подобного избрания во епископа мы не знаем. Избрание императором (а не патриархом) Василием студийского игумена Алексия в сан Цареградского патриарха, бывшее в 1025 г., сюда не относится (Филарета Истор. Р. Церкви 1. 172 потому что, хотя Алексий, пришедши посетить заболевшего императора, и принес с собою ради больного главу святого Иоанна Крестителя, но император Василий, совершенно неожиданно назначивший при этом Алексия на патриаршую кафедру, вовсе не осенял его святою главою в знак нового избрания (Cedren. Hist. Compend. 2. P. 479. Bonn., 1839 П. собр. р. лет. 1. 137; 2. 30; 5. 159 Степ. кн. 1. 251 П. собр. р. лет. 2. 30 Так именно сказано в Лаврентьевской, IV Новгородской и Софийской летописях (1. 137; 4. 7; 5. 159 «...И Мануил Смоленский епископ, иже бе бегал перед Климом» (2. 80 Там же. 1. 136; 2. 25. Никон. лет. 2. 95, 153 Татищ. 2. 301 Копыстенск. Катал. Киев. митрополитов (в Палинод. ); Димитр. Ростов. Катал. Киев. митрополитов (рукоп.); Евген. Опис. Киево-Соф. собора. 76 Филарет. Ист. Р. Ц. 1. 169. Изд. 2-е Такие мысли выражены в сводной летописи Татищева, хотя неизвестно, откуда им заимствованы (2. 301 П. собр. р. лет. 2. 15, 19 Житие Нифонта в Памятник. старинной русск. литер. 4. 2, 3. СПб., 1862 См. нашей «Истории» т. 1. Прим. 1. Известны канонические ответы Нифонта Кирику, которые рассмотрим в своем месте (гл. 5). Например, на вопрос, как поступать, если кто-либо из латинян захочет принять православие, Нифонт, давши подробное наставление, между прочим, отвечает: «В Царигороде только в лентьи станеть, коли мажють ?и миром, а маслом, рече, не мазати». Так же на вопрос: «Достоит попу своей жене молитва творити?» — Нифонт дал ответ: «По всей Гречьстей земли и области не дают своим женам попове; аже не будет иного попа близ, а створити» (Памятн. росс. слов. XII в. С. 176, 178 П. собр. р. лет. 2. 79 Никон. лет. 2. 96, 153 А самую грамоту патриарха, сохранившуюся в житии Нифонта (Памятн. стар. русск. литер. 4. 5 см. в приложен. 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

Апокрифическое сказ. об Иуде, воспроизводя означенный рассказ, заканчивается описанием его ужасной смерти. 30 сребр., за которые продал Иуда Христа, будто бы были те сребр., за которые братья продали Иосифа египет. купцам, причем происходит целый ряд превращений, пока они дошли до Иуды. (Порфирьев, 49–55, 231–235). Сказание это приписывается блаж. Иерониму (ib., 50), но известно под именем Папия, ученика Иоанна Богослова; Аполлинарий (оба списка иерапольские, II века) помещает его в своем сочинении, хотя и без доверенности к нему (см. об этом Буассонад, Anecdota Judea, Paris, 1827; Филарет, М.Грек, 70), легенды об Иуде пред. (Бокль, I,234). Сказание Иеронима также у И.Е.Евсеева в Опис. рук., хранящ. в Орловск. древнехран., I, 1905, Сборн. 70. По рус. народ. сказаниям, Иуда повесился на осине, от чего листья осины постоянно дрожат. В сборниках охотно переписывались эти сказания. Так, существует рассказ, что Иуда не удавился, так как, по повелению божию, преклонился дуб: «и ходи отек два года» (по другим 30 лет), в ожидании покаяния: в улицу проходили колеса, а он не вмещался, тайные же уды его были более трупа его и гной шел из него, и, выйдя из города, он бросился под тополь и расселся (основа этого рассказа заимствована у Аполлинария Иерапольского). В другом сборнике помещено «Слово св. Кирилла о 30 сребр.», о способе вычисления древних монет на русский, счет 30 сребр. имеют 360 литр, каждая литра – 60 руб. Есть еще «Слово Евсевия, архиеп. александр. о сошествии Иоанна Предтечи во ад и о предательстве Иудине» (см. Опис. рукоп. Сборн. новгор. Соф. библ., Лет. зан. Арх. ком., III, 35, 48, 84, 105). Виз. Врем. 1895, III, 478; 1897, I, II; В.И.Перетц (Унив. Изв. 1907, 10, с. 85). Соболевский, Переводн. литер., 228. Апокриф. сказ. о Иуде Пред. (Костром. Епарх. Вед. 1895 г., 7, стр. 142–148) – сообщается апокриф об Иуде по одному из почитаемых русскими раскольниками сборников. Ср. еще об Иуде пред. в монг. легендах (Зап. Ак. Наук, LXXV, 43); литер. апокрифов (В.Н.Перетц, Из лекций по методологии, 428–437).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

1818 – вышло второе издание Филаретова Евангелия. 26 августа – Филарет награжден орденом Святой Анны 1-й степени. 1819, 15 августа – епископ Филарет назначен на тверскую кафедру в сане архиепископа; тогда же стал членом Синода. К Филарету приехала для беседы настоятельница православной женской общины на Бородинском поле вдова генерала Маргарита Тучкова. Она стала духовным чадом святителя. 1820, 26 сентября – Филарет назначен архиепископом Ярославским и Ростовским; Главным правлением училищ изданы Филаретовы «Чтения из четырех евангелистов и из книги Деяний апостольских, для употребления в гражданских училищах». 1821, 3 июля – архиепископ Филарет назначен на московскую кафедру, он же – священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры и присутствующий в Московской синодальной конторе. 13 августа – Филарет прибыл в Москву и поселился на подворье Троице-Сергиевой лавры. 1823 – вышло издание полного русского Нового Завета с предисловием архиепископа Филарета. 2 июня – Филарет получил орден Святого Александра Невского. В Петербурге архиепископ Филарет составил акт завещания императора Александра I о престолонаследии в пользу брата Николая Павловича. 1825, 18 декабря – архиепископ Филарет привел Москву к присяге Николаю I. 25 декабря – император пожаловал Филарету бриллиантовый крест для ношения на клобуке. 1826, 12 апреля – запрещена деятельность Российского библейского общества. 22 августа – архиепископ Филарет участвовал в коронации императора Николая I и в тот же день стал митрополитом Московским и Коломенским. 6 сентября – снято запрещение с катехизисов Филарета. 1828, 7 января – святителю Филарету объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов. 1829, 17 августа – митрополит Филарет освятил закладку Триумфальных ворот в Москве. 1830, январь – святитель Филарет откликнулся своим стихотворением «Не напрасно, не случайно...» на стихотворение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный...», опубликованное в альманахе «Северные цветы». Осень – во время эпидемии холеры в Москве святитель Филарет в проповедях взывает к вере во имя спасения, проводит постоянные совместные молебны, крестные ходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 113. 845 Иларион, митрополит. Исповедание веры//Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I. С. 84–86. 846 Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. С. 63–64. 847 Он же. Обзор русской духовной литературы. С. 34. 848 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. С. 839. 849 Минея. Месяц маий, 23. Тропарь. 850 Минея. Месяц маий, 15. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 851 Там же. На Господи, воззвах, стихира 2. 852 Там же. Утреня. Канон. Песнь 4, тропарь 3. 853 Там же. Стихира по 50–м псалме. 854 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 37. 855 Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 55. 856 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 35. 857 См.: Журнал Московской Патриархии. 1983. 7. С. 18–20, 24–25. 858 Словашевич В., протоиерей. В день памяти святителя Кирилла, епископа Туровского//Журнал Московской Патриархии. 1983. 7. С. 24. — Ред. 859 Кирилл Туровский, епископ, святой. Канон. Песнь 7, тропари 1, 2//Творения. С. 256. 860 Он же. На стиховне, стихира 4//Творения. С. 262–265. 861 Он же. Блаженны//Творения. С. 264–265. 862 Он же. Молитвы на дни седмицы//Творения. С. 194–195. 863 Там же. С. 240–241. 864 Там же. С. 244–245. 865 Минея. Месяц маий, 23. [Приложение]. Великая вечерня. Тропарь. — Ред. 866 Минея. Месяц иуний. В Неделю 2–ю по Пятидесятнице. [Приложение]. Утреня. Канон. Песнь 5, тропарь 7. — Ред. 867 Там же. Песнь 1, тропарь 2. — Ред. 868 Минея. Месяц март, 7. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. 869 Там же. Песнь 1, тропарь 2. 870 Там же. Песнь 6, тропарь 3. 871 Там же. Песнь 9, тропарь 3. 872 См.: Улуханов И. С. О языке Древней Руси. С. 16. 873 Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. С. 78–82. 874 См.: Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 51–52. 875 Цит. по: Судьбы произведений св Кирилла Туровского в русской литературе и предисловие к настоящему изданию его творений// Кирилл Туровский, епископ, святой. Творения. С. XXXIV (первой пагинации). 877

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Минея. Месяц априллий, 4. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 2. 770 Там же. Кондак. 771 Там же. Канон. Песнь 5, тропарь 1. 774 Там же. Песнь 9, тропарь 2. 775 См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Апрель, 4. 776 Там же. 777 Минея. Месяц август, 25. Утреня. Канон, краегранесие. 778 См., например: Там же. Песнь 7. 779 Там же. Песнь 1, тропарь 1. 780 Цит. по: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 303–304. 781 Минея. Месяц ноемврий, 4. Утреня. Канон. Песнь 7, тропарь 2. Примечания ко II части (примечания без подписи принадлежат автору). 782 См.: Минея. Месяц иуний, 29. 783 Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. С. 10. 785 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 277 и далее. 786 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Пер. с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. 787 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 32–33. 788 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 789 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 15–16. 790 См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 58. 791 Там же. 792 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 793 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 794 См.: Минея. Месяц иулий, 24. 795 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 796 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 797 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 798 Там же. На стиховне, стихира на Славу. 799 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 2. 800 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 801 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 802 Там же. На Господи, воззвах, стихира 4. 803 Там же. Утреня. Канон, икос. 804 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 805 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 806 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 807

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Содержание Предисловие к русскому изданию. Предисловие Введение. Общие основы церковного права. § 1. Церковь и ее задача § 2. Церковь в области права § 3. Церковное право § 4. Церковное право в общей системе права § 5. Наука церковного права. § 6. Способ изложения церковного права § 7. Вспомогательные науки церковного права § 8. Система церковного права. § 9. Литература православного церковного права. Отдел I. Источники и сборники церковного права § 10. Общий обзор Глава первая. Об источниках церковного права вообще § 11. Священное писание. § 12. Св. Предание § 13. Церковное законодательство. § 14. Обычное право § 15. Гражданские законы § 16. Каноническое право Глава вторая. Применение правовых источников § 17. Применение и обязательная сила церковных законов § 18. Толкование законов § 19. Отмена законов Глава третья. Источники церковного права § 20. Общий обзор I. Общие источники церковного права А. Основные источники § 21. 1. Св. Писание и Св. предание § 22. 2. Каноны Б. Дополнительные источники § 23. Канонические постановления патриарших синодов В. Вспомогательные источники § 24. Мнения известных канонистов § 25. Церковно-гражданские законы II. Частные источники церковного права § 26. Общий обзор § 27. Константинопольский патриархат § 28. Церковь в Российской империи § 29. Карловацкая митрополия § 30. Церковь в Греческом королевстве § 31. Сибинская митрополия. § 32. Болгарский экзархат § 33. Буковинско-Далматинская митрополия § 34. Церковь в королевстве Сербском § 35. Церковь в королевстве Румынском Б. Сборники церковного права § 36. Общий обзор I. Период до Миланского эдикта § 37. Сборники с именем апостолов II. Период до издания основного канонического сборника православной церкви § 38. Общий обзор § 39. Сборники исключительно канонические § 40. Сборники церковно-гражданские § 41. Номоканоны III. Период после издания основного канонического сборника православной церкви § 42. Общий обзор § 43. Греческие канонические сборники § 44. Славянские канонические сборники § 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Как это, так и следующие обвинения латинян находят себе аналогии в современных Феодосию и более ранних произведениях греческой антилатинской полемики. В сочинении «Стязание с латиною», приписываемом киевскому митрополиту Георгию (1062–1079 г.г.), подобное обвинение выражено более ясно и помогает понять данное место в послании Феодосия: «Иже ядять съ пьсы въ одиномъ съсуд, сами ядъше, а избытокъ поставляють пъсомъ, да полижуть, и потомь пакы сами ядять» (см.: Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XV bb.). М., 1875. С. 71; Павлов А. С.Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 195). 38 Об этом есть в сочинениях византийских авторов (см. Попов А. Историко-литературный обзор… С. 71). 39 В большинстве греческих полемических произведений против латинян говорится только об употреблении латинянами в пищу удавленины. Но в сочинении «О фрягах и прочих латинах», ходившем и в славянском переводе, находится близкое к посланию Феодосия перечисление различных видов «скверноядения» латинян (см.: Попов А. Историко-литературный обзор… С. 62). 40 Речь идет о нарушении латинянами первой седмицы Великого поста. 41 Возможно, речь здесь идет о папских индульгенциях. В греческих полемических трактатах индульгенциям посвящался особый раздел (см.: Попов А. Историко-литературный обзор… С. 74). 42 Речь идет о целибате, принятом в западной церкви принципе безбрачия духовенства. Об этом говорилось и в послании Константинопольского патриарха Михаила Керулария к Антиохийскому патриарху Петру, написанном во время окончательного разделения церквей в 1054 г. (см.: Попов А.Историко-литературный обзор… С. 48–49). 43 Смысл этого обвинения становится более ясным, если сравнить его с отрывком из послания патриарха Михаила Керулария; вот его древний славянский перевод: «Епископи их… на брани же исходяще, кръвми свои руц помазують и къ симъ душа убивающе и убиваеми» (см.: Попов А. Историко-литературный обзор… С. 49). 44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Но браки поженившихся до перекрещивания Феодосий Васильев называл законными по 72-му правилу шестого вселенского собора, и дозволял таковым пребывать в единодомовном сожитии, допускал их до совокупного моления и ядения; при этом однако же требовал от них обещания на чистое житие, а за чадородие наказывал епитимией, что впоследствии и подтверждено Феодосеевскими статьями. Ещё Феодосий принимал на поклонение крест Христов с надписанием на дщице четырёх литер: И. Ц. почитая сие надписание за едино с подписанием Хс.%] Поморские же наставники Данилова скита отвергали и то и другое: браки до перекрещивания венчанных в православной церкви полагали за едино с браками поженившихся после перекрещивания с венчанием в православной церкви, или без венчания, самовольно, о чём Андрей Денисов писал Феодосию Васильеву пространное послание; также и кресту Христову с надписанием на дщице титлы И. Ц. не допускали поклонения, почитая оную титлу нововведением Никона. И ещё брашно, купленное на торжище, Феодосий Васильев требовал очищать положением поклонов с молитвой Исусовой; а поморские учители не почитали нужным такое очищение. Феодосий Васильев ездил в Поморский Данилов скит уговаривать их, чтобы отказались от сих разномыслий; но Поморцы остались при своём мнении. Из-за этого произошло между перекрещенцами первое разделение: одна беспоповская перекрещенская секта распалась на два толка. Разделение это совершилось 7214 (1706) г. О нём повествуется в житии Феодосия Васильева и в Филипповском Стостатейнике. По преданию повествуется здесь, что когда Феодосий Васильев приехал в Данилов скит и была беседа о кресте с надписанием четырёх литер, означающих положенную Пилатом титлу, тогда поморские настоятели, бия руками по столу, говорили с восклицанием: „нам ваш Назарянин не надобен!“ 34 Услышав это, Феодосий Васильев с товарищами вышли из обители, разулись и отрясли прах от обуви, говоря: „несть нам с вами части и жребия“. Эта беседа была в отсутствие Андрея Денисова. Узнав об ней, Денисов понял, что она служит не в похвалу Поморцам и не принесёт им ни чести, ни пользы: он поехал вслед за Феодосием, догнал ero и примирился с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

При таком обостренном восприятии бедствий народной жизни Достоевский, задумывая продолжение «Братьев Карамазовых», мог даже и своего положительного героя, «раннего человеколюбца» Алешу, провести через период увлечения революционным движением. После сообщенной выше беседы с Сувориным о политических преступлениях Достоевский сказал, что вслед за «Братьями Карамазовыми» напишет роман, где героем будет Алеша Карамазов. «Он хотел, — сообщает Суворин, — провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (стр. 16). Роман «Братья Карамазовы» Достоевский печатал в «Русском Вестнике» Каткова. Какие мотивы побудили Достоевского после печатания «Подростка» в «Отечественных Записках» вернуться опять в консервативный журнал? Л. Е. Оболенский рассказывает, что на обеде профес–Г. Чулков. «Последнее слово Достоевского о Белинском» Сборник «Достоевский». Труды Госуд. Акад. Худож Наук, Литер, секция, 1928. 2 Долинин. «К истории создания «Братьев Карамазовых», стр. 33. В сборнике «Φ. Μ. Достоевский». Под ред. Долинина Акад наук СССР. Литер, архив, 1935   соров и литераторов в честь Тургенева 13 марта 1879 г. «два молодых и горячих сотрудника «Недели» (Юзов и Червинский) стали упрекать Достоевского за то, что он–печатает свои романы в «Русском Вестнике» — и этим содействует распространению журнала, направление которого, конечно, не может разделять. Достоевский стал горячо оправдываться тем, что ему нужно жить и кормить семью, а между тем журналы с более симпатичным направлением отказывались его печатать. Он сослался на Н. П. Вагнера, который подтвердил, что ездил с предложением Достоевского в один из лучших журналов, но там категорически отказались даже вести переговоры по этому вопросу " . Об этом обеде имеем мы еще более ценные сведения в страстном письме А. Н. Майкова к Достоевскому: «Любезнейший Федор Михайлович! Вернулся я с Тургеневского обеда измятый, встревоженный, несчастный, одинокий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=889...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010