727 Евгений, Слов. дух. пис., II, 401. Это подтверждается делом Максима Грека , как увидим в своем месте. Но показание Иоакима требует ограничения. Для составленной по благословению м. Варлаама, Кормчей Вассианом Патрикеевым по разным спискам, бывшим в России, Максим Грек перевел статьи из Номоканона Фотия в толкованиях Иоанна Зонары, Матфея Властаря , Феодора Вальсамона, Арменопула и Димитрия Хоматианоса. Подробн., см. А.С.Павлова (О Кормчей инока Вассиана Патрикеева, Уч. зап. Каз. ун. 1864, 1); Бычков, Опис. сборников, 355; Макарий, VIII, гл. vii; Жмакин, 151–157, 527; Лихачев Библ., моск. царей, 24–25; Соболевский, Переводн., литер. 32, 264, 279; Белокуров, 327–331; Жмакин, М. Даниил, 743–750 728 Царского, 191, 192. – Беседы И.Злат. на Еванг. Матфея, см. перечень у Белокурова, 22, 69 (XVI в.), 89, на 599 лл. (XVI в.), 90 (XVI в., 44 бес.), 94 (рукоп. XVIII ст. на 885 лл.), 95, (XVI в. с припиской о поруч. м. Даниила), 96, 123 124 (XVI в.), 135–139, 154, 155, (XVI в.), Беседы И.Злат. на Еванг. Иоанна: 24 (XVI в.), 27, 47, 91–92 (1–88 бес. на Матфея и Иоанна), 125 на Еванг. Иоанна (список 1545 г., по распоряжению Вас.Мих.Тучкова-Морозова); 135–139 (бес. на обоих, XVI-XVII вв.), 152–153 (бес. на Иоанна). В одной из рукописей (библ. Чудова мон.) приписывается, впрочем нерешителено, перевод Максиму Греку Толков. на 16 пророков (Памятн. древн. писем. 1879; в. IV, с.; Белокуров, 85; в других рукописях этого указания нет, см. 86–88) 730 Чтен. Моск. Общ. ист. 1847 г., 4 Оглавл. Чет. мин. Макария 6 сент. и 3 окт. Опис. рукоп. Хлудова, I, 190; Опис. Сборн. Новгород. Соф. библ. (Лет. зан. Арх. ком., III, 92; Отч. Им. Публ. библ. 1868 г, с. 66; Макарий, VII, 269; Белокуров хх, 85–88. О переводах из Метафраста и др. статей (Соболевский, Перевод. литер., 264–279). О жизни и трудах Симеона Метафраста , В.Г.Васильевскаго (Ж. М. H. Пр. 1880, 12, с. 379– 437). Ему же приписывают перев. пов. о нерукотв. образе из Константина Порфирогенета (Лет. зан. Арх. ком., III, 91–92); Соболевский (219, 433), и выбор путеводителя по св. местам, переведенного Сильваном (Чт. в Общ. ист. 1911, IV, 37–38), которому приписывается и редакция (вначале) сочин. М.Грека (Ягич, Рассуждения, 629)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

далее... Издревле известно о Чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Сошедший Огонь обладает уникальным свойством: он не обжигает первые минуты. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Петр. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 14-21 апреля. - Мария Египетская. - Вероисповедание граждан России. - Земля и Церковь. - Демографическая катастрофа. - Информационная политика Рима. - Реабилитация патриарха Тихона. - Вербное воскресенье. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 7-14 апреля. – Благовещение. – Новый митрополичий округ. – В рамках закона. – Цензура толерантного сознания. – Площадь шахидов. – Исчезающая война. – Русская Голгофа. – Маленькие подвиги Великого поста. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 30 марта - 6 апреля. - Спорный джихад. - Государство и Сербская Православная Церковь. - Адекватный дискурс. - Защитить от СМИ. - В поиске правых. - Энциклопедист. - Радость моя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24-31 марта. - Феодоровская икона Божией Матери. - Отлучение от Церкви. - Обращения и письма. - Война как шоу. - Статистические данные. - Имущественные вопросы. - Люди наизнанку. - Крестопоклонная неделя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17-24 марта. - Праздник святого Даниила. - Миротворческая миссия. - Американская агрессия. - Бомбы на историю. - Обедненный уран и пасхальные куличи. - В поисках идентичности. - Советы атеистов. - Музейное лобби. - Христианская Троя. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 марта. - Великий пост. - Диетические вопросы. - Духовное очищение. - Под диктовку жизни. - Лженаука и лжекультура. - Свобода любой ценой. - Чудо святителя Луки. - Торжество Православия. далее... Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 марта. - Масленица. - Выборы и конфессии. - Избирательная поддержка. - Рок и проповедь. - Церковь и здравоохранение. - Хозяин Москвы. - Семь дорог к храму. - Прыщавое язычество. - Религия как антураж. - Прощеное воскресенье.

http://pravoslavie.ru/4829.html

Речь идет об употреблении западной церковью в таинстве евхаристии бесквасного хлеба, или опреснока, подаваемого причащающимся в виде круглой пластинки, облатки. Все антилатинские полемисты, греческие и русские, постоянно касались вопроса об опресноках в своих сочинениях. 45 Этот пункт также был в послании патриарха Михаила Керулария. 46 О невольном попирании латинянами креста, начертанного ими прежде на земле, с осуждением говорилось и в Повести временных лет. В греческом сочинении «О фрягах и прочих латинах» этот пункт давался подробнее (см.:  Попов А.Историко-литературный обзор… С. 61–62). 47 О том, что латиняне не складывают руки покойникам на груди, а простирают вдоль тела, говорилось и в греческом трактате «О фрягах и прочих латинах» (см.: Попов А. Историко-литературный обзор… С. 65). 48 Очевидно, эта мысль Феодосия восходила к одному из пунктов послания патриарха Михаила Керулария, где осуждался тот факт, что у латинян два брата могли жениться на двух сестрах (см.: Попов А. Историко-литературный обзор… С. 49). 49 Этот пункт упоминался и в послании патриарха Михаила Керулария (см.: Попов А. Историко-литературный обзор… С. 49, 77). 50 Упоминание этого латинского обряда также есть в послании Михаила Керулария (см.: Попов А. Историко-литературный обзор… С. 49, 63). 51 Это положение также встречается в ряде антилатинских полемических сочинений (см.:Попов А. Историко-литературный обзор… С. 54; Павлов А. Критические опыты… С. 196). 52 Речь идет об основном католическом догмате, отделяющем западную церковь от греческой, догмате об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (filiogue). Обличение этого догмата входило почти во все антилатинские полемические сочинения, как греческие, так и русские (см.: Попов А. Историко-литературный обзор… С. 8, 12, 35, 48, 54–55, 59–60). 53 Речь идет о ереси Савелия (III b.). Савелий и его последователи отвергали ипостасное различие между лицами Троицы, отождествляя их и сливая в одно лицо, уча, что каждое из трех лиц Троицы есть особая форма выражения одного Божества, сменяющая другую во времени. 54

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Историко-литературный обзор. ... С. 61–62). О невольном попирании латинянами креста, начертанного ими прежде на земле, с осуждением говорилось и в Повести временных лет. 1021 Мертвеча же кладуть на западъ ногами, а руц... не на перьсхъ. – О том, что латиняне не складывают руки покойникам на груди, а простирают вдоль тела, говорилось и в греческом трактате «О фрягах и прочих латинах» (см.: Попов А. Историко-литературный обзор. ... С. 65). 1022 Женящеся у нихъ поимають дв сестрениц. – Очевидно, эта мысль Феодосия восходила к одному из пунктов послания патриарха Михаила Керулария, где осуждался тот факт, что у латинян два брата могли жениться на двух сестрах (см.: Попов А. Историко-литературный обзор. ... С. 49). 1023 А крещаются въ одино погруженье... – Этот пункт упоминался и в послании патриарха Михаила Керулария (см.: Попов А. Историко-литературный обзор. ... С. 49:77). 1024 ...соль сыплють крещаемому въ ротъ. – Упоминание этого латинского обряда также есть в послании Михаила Керулария (см.: Попов А. Историко-литературный обзор. ... С. 49:63). 1025 Имени же не нарицяють святаго, нъ како прозовуть родители, в то имя и крестять. – Это положение также встречается в ряде антилатинских полемических сочинений (см.: Попов А. Историко-литературный обзор. ... С. 54; Павлов А. Критические опыты. ... С. 196). 1026 ...глаголють и Духа Святаго исходящаго от Отца и от Сына. – Речь идет об основном католическом догмате, отделяющем западную церковь от греческой, догмате об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (filiogue). Обличение этого догмата входило почти во все антилатинские полемические сочинения, как греческие, так и русские (см.: Попов А. Историко-литературный обзор. ... С. 8, 12, 35, 48, 54–55, 59–60). 1027 ...въ Савьску ересь въступають. – Речь идет о ереси Савелия (III в.). Савелий и его последователи отвергали ипостасное различие между лицами Троицы, отождествляя их и сливая в одно лицо, уча, что каждое из трех лиц Троицы есть особая форма выражения одного Божества, сменяющая другую во времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 9 - 16 сентября. Усекновение главы Иоанна Предтечи. - Храм для Антарктиды. - Обращения православных граждан. - Комсомольский задор. - Без лукавых аргументов. - Жажда чуда. - Много шума из Ватикана. - Святотатство в Косове. - Школа ведьм. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 2 - 9 сентября. Юбилей Бородинского сражения. - Физиология глупостей. - Псевдонимика с придыханием. - Бей попов, спасай Россию! - Приют для брошенных детей. - Оккультный агитпроп в государственном университете. - Костры сатанистов. - Торжество политкорректности. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 августа - 2 сентября. Успение Богоматери. - Перепись и ее духовно-культурный смысл. - Преувеличенные слухи о смерти веры. - Путин против диктата конфессиям, либералы против Путина. - " Дело Русанцова " в зеркале СМИ. - Превращение " Яблока " в " Лепесток Лотоса " . - Поучения американского конгрессмена. - Отказ католиков от прозелитизма. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19 - 26 августа. Преображение Господне. - Конфликт ученика с учителем. - Давай Ламу! - Жара в религиозном Рунете. - " История Церкви " в Армении и Болгарии. - Наукообразное мракобесие. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 12 - 19 августа. Успенский пост. - Риторический тупик. - Отлучение православных от Ватикана. - Пантюркизм в Башкортостане. - Рекомендации Минобразования. - Беспокойство протестантов. - Когда Европа не указ. далее... Обзор публикаций СМИ по религиозной тематике: 5 - 12 августа. Споры о церковной земле. - Чужой пиар. - Жертвы сект. - Декрет Папы о грехе. - Вера негодяев. далее... Обзор публикаций СМИ по религиозной тематике: 1 - 7 июля. Письмо кардиналу. - Борьба за " потребителя " . - Искушение Ватиканом. - Анонимное горе. - Протест мировой общественности. - Журналисты-педагоги. - На страже интересов иностранцев. - Владимирская икона.

http://pravoslavie.ru/4829.html

далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 28 октября - 3 ноября. - Задачи православной миссии. - Эхо теракта. - В ожидании мусульманского президента. - Дело о разрушении часовни. - Священник в военкомате. - Свобода совести: по-украински и по-белорусски. - " Праздник ведьм " . - Родительская суббота. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 21 - 28 октября. - " Страшное и бессмысленное злодейство " . - Националисты, террористы и диссиденты. - Обращение к Всевышнему. - " Бог нас услышал " . - Мечеть раздора. - Светское изучение религий. - Находка археологов. - Украинский визит Патриарха. - Косовская трагедия. - Стратегия добра. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 14-21 октября. - Покров Богородицы. - Приморский скачок. - Соглашение в Грузии. - А США против. - " Антироссийский шабаш " на Украине. - Анафема " филаретовцам " . - Неудобный медиа-продукт. - Священник-литератор. - Утопание национальных идей. - Помощь Косово. - Здесь и сейчас. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 7 - 14 октября. - О Синоде без умолчаний. - Под европейский горшок. - Споры о теологии. - Белорусский закон о религиях. - Идеологическая интервенция США. - Вандализм в Татарстане. - Сигнал " Маяку " . - Журналистика катастроф. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 30 сентября - 6 октября. - Новое разрушение храмов. - Неожиданный ход газетчиков. - Встречи Патриарха. - Отречение от оккультизма. - Вокруг переписи. - Путь Воронежского митрополита. - Феномен русского старчества. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 23 - 30 сентября. Воздвижение Креста. - Религия и СМИ. - Религия и выборы. - Парадоксы информационной политики. - Проект запрета убийств. - Цивилизованный фашизм. - Реабилитация наркоманов. - " Диснейлэнд " в душах. далее... Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 16 - 21 сентября. Рождество Богородицы. - " Перестраховщики " . - Эмансипированная литература. - Межконфессиональная дисгармония. - Война миров. - Игра в " третий лишний " . - Раскаяние с комфортом. - Храм для рожениц.

http://pravoslavie.ru/4829.html

Многие христиане убеждены в том, что легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии. Например, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспоримом факте: " Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении " . По предположению историка Семенова-Тян-Шанского, монастырь, в котором могли находится мощи апостола, ушел под воду. В статье рассказывается об истории расселения христиан в Центральной Азии. А также говорится о том, что " ученым предстоит проверить версию Семенова-Тян-Шанского относительно возможности существования монастыря и " матфеевой могилы " в Курментинской бухте " . Ученые знают о шести древних городах, ушедших под воду, но до сих пор ничего похожего на развалины монастыря до сих пор обнаружить не удалось. Но доктор исторических наук вице-президент Национальной академии наук Киргизии Владимир Плоских заявил: " У меня практически не осталось сомнений, что именно здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться остатки древнего монастыря. В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте. Возможно, уже в середине апреля в Курментинскую бухту будет снаряжена первая полномасштабная экспедиция " . А в Киргизии намерены над местом предполагаемой могилы апостола Матфея построить часовню, гостиницу и прочую " паломническую инфраструктуру " . В том, что верующие сюда потянутся, митрополит Ташкентский Владимир более чем уверен: " Как трон царя Соломона на Святой горе в Оше - вторая Мекка для мусульман всего мира, совершающих туда паломничество, так и к местам святого апостола, евангелиста Матфея тоже потечет людской поток " . Анна Гальперина 26/03/2003 Смотри также: Пресса: На посту. Обзор 10-17 марта. Праздники и посты. Обзор 3-10 марта. Ловцы человеков. Обзор 24 февраля - 3 марта. Между жизнью и смертью. Обзор 17-24 февраля. Остаться живым. Обзор 10-17 февраля. Галерея с топором. Обзор 3-10 февраля. Неделя Рождественских чтений. Обзор 27 января - 3 февраля.

http://pravoslavie.ru/press/obzor36.htm

Слово «о филипове посте» содержит приглашение к покаянию: «о любимии, в святыя сия дни о всех неправдах покайтесь» (Там же стр. 454). Встречаются и другие поучения русского происхождения, свидетельствующие о говенье в два поста кроме великого, в петров и филиппов (Опис. ркп. Син. б-ки, II, 3:115). В успенский пост говенья не было, да и поста этого, кажется, не соблюдали (Голубинский, История, I, 2, 401 стр.). 264 Это видно, между прочим, из недавно открытого поучения еп. Иоанна рост. (1346–1356 г.) Каталог собрания ркп. Ф.И. Буслаева , изд. И.А. Бычков, стр. 39–40, 338–340. Также Опис. ркп. син. б-ки II, 3, стр. 109; Пономарёв, III, 58; Ж. М. Н. Пр. 271, 188–189. См. также предыдущее примечание. Но от конца XV в. имеется свидетельство, что русские христиане говели и причащались на первой неделе великого поста. Пам. стар. р. литер. под ред. Пыпина и Костомарова, 1, стр. 195. 272 Р. И. Б. VI, 860, 861, 864, 865. «Должен есть иереи яко врач хитр взыскати канона, и расмотрив дати заповедь кающемуся». Ркп. Вол. Б-ки. 566, л. 103 и об. 277 «Заповедь св. Иоанна Златоустаг о. о законе иереом (о законе церковном)» известна нам по ркп. Вол. Б-ки 566, где встречается дважды (лл. 101–103 об., 478 об – 483). Она представляет собой, по-видимому, святительское поучение собору епархиального духовенства. Проповедник говорит: «собрах вас попове в кояждо (коеждо) села и всех поучих известно о святем церковнем законе и пакы поручаю и посылаю о церковнем законе да творите якоже вы научих и направих». Приведённые в тексте слова на л. 103 об. и 478 об. 279 Р. И. Б. VI, 53. Алмазов, III, 269. Епитимия в древней Руси понималась как врачество; вот как говорят о ней древнерусские поучения. «Аще исповедаем беззаконная наша Господеви и отцем духовным, да приложит ны и здравию былие, рекше епитимиями, да свяжет до времени, дóндеже язя не будет и паки раздрешите; рассмотрите, что будет успеха в заповедех Божиих» (Пр Соб. 1861, 1, 455; ср. Яковлев, К литер. ист. древнерусск. сборников, 133–134). Не соблюдающим епитимии древнее поучение говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И тут же прибавляет: «К сожалению, язык Толков. Псалтири и др. крупных переводных трудов М.Грека остается совершенно неисследованным» (Переводн. литер., 263). Ср. сетования И.В.Ягича (стр. 583). Конечно, это дело ближе всего касается филологов 772 А.И.Соболевский, Перев. литер. 285. Арсений Грек учился классическим наукам, но убоялся ереси и изрекал проклятия на Рим. веру (Ж. М. Н. Пр. 1881, 9, с. 78–80); Спафарий также учился в Италии и остался верен православию (Сборн. Неж. инст., I, 2) 786 Ibid., I, 289–290, 336, 349, 466; II, 16, 61, 76, 106, 107, 112, 115, 134, 161, 194, 202, 213, 229, 235–240, 247, 341, 372; III, 13–15, 23–25, 37, 50, 100, 141, 150, 159, 182, 200, 208, 219–229, 239, 245, 246, 249–255, 262 787 Ibid., III, 131. Есть ссылки также на Иоанна Богослова, в учении о Троице (I, 316–317, 318) и др. 792 Филарет, Максим Грек (Москвит. 1842, 11) и отд., 83, прим. Белокуров, CCXXXVII-COCXIV. Самое полное собрание их имеется в Хлудовской библ., в Москве, в единоверческом Преображенском мон., в Сборнике, составл. в 50-х годах XIX ст., причем 199 гл. помечена статья указ. выше (в моск. грамматике, XVII в.). Исслед. по рус. языку, изд. Им. Ак. Н., I, 613–614 794 Просветитель, Каз. 1855, предисл., с. 59 (отд. оттиск из Православного Собес). Некоторые видят более раннюю ред. в Сказании Иосифа, помещен. в Вел Минеях Макария, отличающуюся между прочим отсутствием нападок на еретичество м. Зосимы (см. Н.П.Попов, Иосифово сказ. об ереси жидовств. по спискам Великих Миней, Изв. Акад. Н. 1913, I, стр. 173–197) 795 Маркион, вслед за своим учителем Кердоном, видел в Ветхом Завете злое начало, и, подобно Сатурнину, проповедывал необходимость умерщвления плоти посредством поста и воздержания от чувственных удовольствий 796 Мессалиане, как и евхиты, отвергали церковную обрядность, даже крещение, и полагали, что в каждом человеке есть злой дух, которого следует изгонять постом и молитвой 800 Zonaras, I, 209; Никонов. летоп., II, 45. В Болгарии богомилов причисляли к мессалианам (Радченко, Религиозн.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

2188 Сказания Курбского, 122–123. Показание автора об его отравлении неверно. В 1595 г. причислен к лику святых (Строев, 287; Барсуков, Агиогр., 129) 2193 Н.Попов , Рукоп. Моск. Синод. библ. (Патриаршей) В. И. Новоспасское собрание, М. 1905 г.; В.Н.Перетц, Нов. труды по источниковед. древн. рус. литер. и палеогр., XVI-XXIV, Киев, 1906 (из Унив. Изв., стр. 18–21); замеч. М.Н.Сперанского (Изв. Ак. Н. 1906, 3, с. 500–501) 2198 P. Pierling, Un nonce du pape en Moscovie, P. 1890, pp. 81–85, 169–179; Е.Ф.Шмурло, Известия Дж. Тедальди о России времен Ивана Грозного (Ж. М. Н. Пр., 1891, 5 и отд., с дополн.) 2199 Соболевский, Перевод. литер., 260. При этом, однако, автор сказания замечает, что хотя М.Грек оставил множество писаний, но многим людям неведом, кто Максим (Опис. Сборн. Им. публ. библ., I, 92). В 1559 г. за долг совести сочли просить конст. патр. Иеремию, во время пребывания его в Москве, чтобы торжественно было произнесено разрешение умершему Максиму и патриарх дал прощальную грамоту. (Филарет, 64). Защита его от еретичества (Бычков, Опис. Сборников, I, 89, 92) 2203 Опис. рукоп. Синод. библ., II, 586, 605. Подолянин Исаия, прибывший в Москву и подвергшийся заключению, пишет в темнице «Плач» в подражание М.Греку (Чт. в Общ. ист. 1912, IV, Ист. Вестн. 1912, 10, с. 402). Ему же принадлежит краткая биографич. записка о М.Греке (Белокуров, прилож. I-III) 2207 Опис. рукоп. Царского, 200–211. Об Ионе см. Ключевского, Жития, 312–313. – Писаны полуустав XVI в., в 2-х переплетах, 228344 листов (82 главы). Вклад этот считался ценным, так как ежегодно полагалось братии два корма, а монастырь был многолюдный. Ср. также Книговедение, 1896, 1, с. 016; 2, с. 023–024. Книга М.Грека названа «святой» 2218 Обличение Соловец. челобитной (Опис. рук. Синод. библ., I, 283, стр. 388–397; Смирнов, Серб. попа Ю.Крижанича опроверж. Соловец. челобитн. (Твор. св. отц. 1860, кн. IV, прибавл.); А.Бессонов (Правосл. Обозр., 1870, I, 365–378); А.Маркевич, Юрий Крижанич, 210–215. Новооткрытое соч. Крижанича о соединении церквей М.Соколова

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010