На этих словах они разошлись. Феофан пришел в гостинницу, поел и лег, но не мог уснуть, ибо скверные помыслы обуревали мысль его, в очах стоял неотступно образ красивого лица, в ушах раздавался приятный голос юноши. Феофан боролся с этими страстными воспоминаниями, но никак не мог отогнать их от себя. Однако ради молитв святого Господь сохранил его от более тяжкого поражения; враг восторжествовал только о победе в мысленной брани. Так промучился Феофан до самой утрени. Когда ударили в колокол, то он пошел в церковь, но вступить в нее не возмог: на его глазах, один за другим, шли монахи в церковь и входили в двери ее, Феофан же сколько раз ни старался тоже войти в те же двери — не мог обрести их, и каждый раз, думая, что входит в дверь, — упирался в стену. Наконец, отчаявшись, он пошел к Портаитиссе (чудотворная икона Матери Божией, которая стоит среди монастыря в часовне). Здесь Феофан, опустившись на ступеньки, стал всем сердцем молиться ко Пресвятой Богородице, чтобы Она спасла его от сей страсти. Там находился он, пока не рассвело, когда подошел к нему один монах и спросил: «Откуда ты, отче?» Феофан: «Из Кавсокаливы». «Чего беспрестанно сюда шляешься? Видно, нет у тебя старца, чтобы в строгости держал тебя? Доколе будешь таскаться сюда в обитель? Или у тебя своего хлеба нет, что сюда таскаешься?» Феофан обиделся и сказал: «Чего расходился? Я по делу хожу!» «По делу? Какие могут быть у тебя дела в монастыре? Кто поручал тебе здесь что? Обитель не есть постоялый двор, каким ты имеешь ее; входить в нее следует скромно, со страхом Божиим, с трепетом и с великим благоговением, а не так бесстрашно и бессознательно, как ты — приходишь и уходишь. Не видишь разве, что здесь невидимо присутствует Царица, т. е. благодатию почивая с Ее чудотворной иконою?» При этом старец ухватил Феофана за рукав и потащил его за ворота. Феофан не противился и, взяв в воротах оставленную там свою торбу, вышел из лавры и пошел в скит. Следующую неделю он провел дома, испытывая сильные нападения нечистых помыслов.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Паче всего прольем слезы молитвы к Господу Богу,... да воздвигнет Он среди нас делателей благих, ревнителей веры и благочестия». Такие же высокие мысли архимандрит Феофан проводил и в своих «Письмах о христианской жизни», написанных в это время, первый том которых был издан в 1859 году; а следующие томы уже позднее 9999 . Глава III. Служение преосвященного Феофана на Тамбовской кафедре (1859–1863) 9-го мая 1859 года по Высочайшему повелению ректор С.-Петербургской духовной академии архимандрит Феофан был сделан епископом Тамбовским и Шацким, вместо его предшественника и товарища преосвященного Макария, перемещенного но Харьковскую кафедру. Таким образом архимандрит Феофан прямо назначен был на самостоятельную архиерейскую кафедру, тогда как и помянутый его товарищ, и большая часть других архиереев его времена начинали свое епископское служение в звания викариев. 29-го мая состоялось наречено архимандрита Феофана во епископа, а 1-го июня – хиротония, которую совершил митрополит Григорий с другими епископами в Александро-Невской Лавре. При наречено во епископа, после торжественного произнесения исповедания веры, в присутствии всех членов Св. Синода Феофан произнес речь, начинающуюся словами: «Благодарю, приемлю и нимало же вопреки глаголю», в которой он выразил свою покорность воле Божией, свои смирение и недостоинство 100100 . Вскоре после хиротонии преосвященный Феофан отправился в Тамбов, куда и прибыл в начале июля. 5-го июля, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, преосвященный Феофан вступил в общение с своей паствой посредством слова, произнесенного с церковной кафедры. После приветствия и пожелания пасомым «всякого блага душевного и телесного» преосвященный Феофан в этом своем слове прежде всего указывает, каковы должны быть взаимные отношения между ним, как архипастырем, и ими, как его паствой. – «Мы уже не чужие друг другу, говорил он. В час наречения, еще не ведая вас, я уже вступил в общение с вами, дав обет Богу и св. церкви – вам принадлежать заботою, трудами и даже своею жизнью»...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Предав себя и свое дело воле Божией, подвижник оставляет келлию и идет в город. По плану, придуманному Феофаном для успешного исполнения дела, ему нужно было иметь богатую одежду и изрядное количество денег. И вот он является к своему отцу, объявляет, что переменяет род и образ жизни, хочет женитъся и просит дать ему нарядную одежду и 10 фунтов золота. Отец, язычник, рад был такой перемене в жизни сына и οхотно дал ему все, что тот просил. В богатом наряде, с большою суммою золота, явился Феофан к Пансемнии, как один из поклонников ее красоты. Начался разговор. Между прочим Феофан спросил Пансемнию, давно ли она так живет, как живет теперь. Двенадцать уже лет, отвечала Пансемния. Феофан произвел на нее приятное впечатление; она поспешила высказаться об этом, призналась, что из всех мужчин, какие бывали у нее, ни один ей так не нравился, как Феофан, и она готова полюбить его. Феофан этого и ждал. Хорошо, оказал он, выслушав признание Пансемнии, я готов сблизиться с тобою, но под условием. Под каким, прервала его Пансемния. Чтобы сближение наше было чистое, честное, нравственное, а не было бы распутством. При этом, вынув деньги и показывая Пансемнии, Феофан сказал: вот здесь 10 фунтов; все это количество золота отдам тебе, если только дашь мне честное слово сохранять супружескую верность. Хотя Пансемния была язычница и глубоко падшая женщина, понимала, однако же, что она постыдным занимается делом и принадлежит к числу презренных женщин, и что прекрасный теперь представляется ей случай выйти из этого положения и возвратить себе честное имя. Подумав немного, она дала честное слово Феофану, что на все согласна. Оставив Пансемнию, Феофан с радостью возвратился в свою келлию: начало к спасению погибшей души сделано, и начало, обещающее успех. В глубоком смирении пал он на колена пред образом Спасителя и со слезами молил Господа благословить начавшееся благое дело полным успехом. Тотчас же Феофан принялся близ своей келлии строить другую келлию. Когда келлия была готова, он снова явился к Пансемнии и сказал, что пришел покончить с нею дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 Инок-богослов святитель Феофан Затворник за святость своей жизни и за бессмертные труды свои может быть назван учителем Русской Церкви. Родился святитель Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии, в семье священника. Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в духовном училище в городе Ливнах. Затем в 1829 году он поступил в Орловскую духовную семинарию. Отлично окончив семинарию, Георгий Говоров в 1837 году поступил в Киевскую Духовную академию. 15 февраля 1841 года студент Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан ректором Академии архимандритом Иеремией 1 . 6 апреля того же года ректор Иеремия, в то время уже епископ Чигиринский, викарий Киевского митрополита, рукоположил инока Феофана в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил Академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение “Обозрение подзаконной религии” и был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. 7 декабря 1842 года отец Феофан определен инспектором Новгородской Духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а в конце 1844 года его перевели в Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года на иеромонаха Феофана возложена должность помощника инспектора Академии, а 3 июля он был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. 21 августа 1847 года отец Феофан назначен членом Русской духовной Миссии в Иерусалиме, возглавляемой архимандритом Порфирием (Успенским), известным церковным археологом. В 1854 году Духовная Миссия была отозвана из Иерусалима в Россию. За свои труды и заслуги в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую Духовную академию бакалавром канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-sv...

В иночестве Ирина угодила Богу и совершила много чудес, получив от Бога дар исцелять болезни и изгонять бесов. Об этих чудесах впоследствии поведал святейший патриарх Цареградский Мефодий . По пострижении своей блаженной невесты, девицы Ирины, святой Феофан раздал нищим в Царьграде остаток своего имения и, оставив только немного денег, отправился к вышеупомянутому прозорливцу Григорию Стратигию. Им-то Феофан и был пострижен в иноческий образ. Там от оставшихся денег святой Феофан создал сему старцу монастырь и жил при нем довольно продолжительное время, совершенствуясь в иноческих подвигах. Потом, по совету того же старца, святой Феофан отправился на остров, называемый Калонимос 1883 ; на этом острове у Феофана было небольшое, оставшееся от родителей селение, которое он еще не успел раздать нищим. Там он устроил монастырь, куда перевел всю братию из Феодоровской обители, именуемой Монохерария; вызвал и поставил им и игумена – мужа благоговейного и опытного. Сам же Феофан затворился в свою келию и стал заниматься списыванием книг, ибо он был искусным писцом. Эти книги он продавал и на вырученные деньги прокармливал не только себя, но и других. По прошествии нескольких лет скончался игумен того монастыря, и братия стали настойчиво просить преподобного Феофана, чтобы он сам согласился быть их игуменом. Но святой не согласился и снова отправился в гору Сигрианскую; вспомнив же ту пустыню, где он удостоился явления ангела, когда плыл в Кизик, Феофан пошел туда и стал жить в той пустыне угождая Богу. Скоро преподобный Феофан населил ту пустыню богоугодными пустынножителями, ибо многие стали приходить к нему и селиться около него, так что вскоре явилась нужда устроить монастырь. В сей пустыне было некое место, принадлежавшее одному земледельцу; место это называлось «Великое Село». Святой Феофан, послав к своим знакомым и заняв у них денег, купил это место и устроил здесь монастырь при помощи Господа, подающего по Своему Божественному промыслу все потребное для нас. Вскоре преподобный и занятые деньги отдал, и в монастыре своем в изобилии имел все нужное для пропитания собравшейся к нему братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Через 20 дней после своего исцеления, на день свт. Николая, Феофан пришел в скит, сначала к духовнику Тимофею, а потом вместе с ним пошел на бдение в келлию старца Филарета, где был храмовой праздник. На празднике его попотчевали весьма радушно и отпустили Феофана восвояси, нагрузив его торбу всякими оставшимися от праздника припасами. На следующий день по возвращении домой Феофан, покушав! досыта и выпив вина, почувствовал вдруг сильнейшее разжи жение плоти и, чтобы успокоить кровь, вышел в лес поискать! укропу. Возвращаясь домой, увидал он у дверей своей келлии святого Нила во образе старца Игнатия, но не догадался, что! это святой. После взаимного приветствия святой спросил:! «Где ты был, чадо угорелое?» Феофан: «Ходил пособрать укропу. Собираюсь позвать братий — мастеров помочь сложить каменную стенку вокруг огорода,! а то дикие козлы приходят по ночам и поедают мой лук». Святой: «И я вижу это, однако терпение — и Бог поможет»,! Феофан открыл дверь в келлию и они вошли. Святой сотво рил крестное знамение и поклон перед иконою Пресвятой Богородицы, сел на скамью, указал Феофану рукою на эту икону и сказал: «Прибегай к этой иконе, и она защитит тебя»! Обведя взором келлию и увидав в ней верстак для делания! ложек, святой спросил: «Это что такое?» Феофан: «Верстак для ложек». Святой: «Разве ложки делаешь?» Феофан: «А ты разве только сегодня услыхал о том, что я делаю ложки?» Святой: «Брось это дело и твори рукоделие отцов. Желание, явившееся в тебе, изучить это мастерство, внушено тебе диаволом с той целью, чтобы увлечь тебя сим делом и не дать тебе прийти в мирное устроение». Феофан: «Что же прикажешь мне делать, старче Игнатие?! Не видишь разве, что калива мала, а двух станков для расчески шерсти и для свивания ниток в ней не поместить». Святой: «Твори рукоделие отцев, и хватит тебе на прожитие». После этого святой спросил: «Что кушаешь ты, чадо угорелое?» Феофан: «А что мне кушать?» Святой: «Всеми силами воздерживайся от вина, рыбы и прочей живности. Сходи к подобию образа моего (т. е. к старцу Игнатию, ибо в его образе явился святой), и прикажи ему от меня помочь тебе окончить поскорее стенку твоего огорода, ибо спустя несколько дней, в седьмом часу ночи (т.е. по-нашему, зимой в два часа), тебя должно постигнуть великое искушение, но ты яви терпение. Восстанут на тебя семь смертных грехов, в которых ты раньше согрешал (т. е. те нечистые духи, которые некогда ввели Феофана в смертные грехи), кровь твоя потечет рекой из твоего носа. Эти смертные грехи и впредь во всю жизнь твою не отступят от тебя и будут бороть тебя, так как ты некогда поддался им; поэтому, от совета духовника да не отступиши (т. е. не предпринимай ничего, не посоветовавшись предварительно с духовником, и не верь помыслам твоим, ибо ты, по причине прежней греховности твоей, подвержен мысленному влиянию страстей, мысль твоя превратна и легко доступна лукавым помыслам)».

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Наиболее же полным выразителем пустынножительского направления из соловецких подвижников этого времени, несомненно, является старец Феофан, жизнь которого поэтому и опишем подробнее. III. Старец Феофан Старец Феофан был из малороссийских крестьян, 12-ти лет он лишился родителей, а с 16-ти должен был взяться за хозяйственные работы. Однажды, во время работы на поле, ему пала на сердце мысль оставить все и последовать Христу. Немедленно он оставил волов и, не простясь даже с братом и сестрой, ушел в Киево-Печерскую Лавру, где и был принят в качестве послушника. Семнадцать лет провел Феофан в различных испытаниях, а затем был отдан под начало прозорливому затворнику Досифею. Под руководством мудрого старца он быстро совершенствовался в духовной жизни, и у него родилось желание видеть святые места. О своем желании он сказал учителю, но тот не благословил его на путь. «Нет тебе пути ни в Иерусалим, ни в Святую Гору, в свое время тебе предлежит другой путь. А теперь, если желаешь, ступай в Молдавию», – говорил прозорливый старец своему ученику и указал двух спутников. Вместе с указанными старцем спутниками, Феофан отправился в Молдавию. Перенеся массу всевозможных дорожных трудов и притеснений от турок, странники благополучно прибыли в Нямецкий монастырь Паисия Величковского . Феофан был принят с любовью и стал продолжать здесь свои иноческие подвиги. Проведя несколько времени в этой обители и посетив другие, Феофан был поражен строгостью жизни молдавских старцев и просил игумена Паисия дозволить ему остаться тут навсегда. Но Паисий не исполнил его просьбы и велел идти в Россию. «Иди теперь в Россию и еще немного послужи старцу, имеющему скоро скончаться и, по благословению его, иди спасаться, куда он укажет», – говорит подвижник и велит передать братский привет старцу. Снабженный всем необходимым, Феофан отправился на родину и, благополучно прибыв в Китаевскую пустынь, по-прежнему стал служить своему духовному отцу. Однако это недолго продолжалось. Старец Досифей почувствовал приближение смерти и, призвав своего любимого ученика, дал ему такой совет: «Возлюбленное чадо мое, ты много послужил мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силой помыслы, насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их, когда ты один в келье, гласною внимательною молитвою, произнося слова ее неспешно с умилением (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 186). Источник. Когда явятся тебе помысл и мечтание греховные, нисколько не обращай внимания на них. Лишь увидишь их умом твоим, тем усиленнее затвори ум в слова молитвы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 355). Источник. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбудившихся не по воле его не удерживает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 119). Источник. Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие или сласть, как только покажется, – подавлять надо всеми силами... Тут главный пункт внутренней брани... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 119–120). Источник. Борьба с помыслами конца не имеет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 181). Источник. ...Помыслы – не вменяются, когда не приемлются (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 247). Источник. ...Когда мысли лезут сами, душа же их не хочет и противится им, тут нет греха, а борьба добрая (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 85–86). Источник. Иногда мысль пролетит сквозь голову – недобрая... Это вражья стрела. Пускает ее враг, когда внимание желает отвлечь от молитвы и занять чем-либо небожеским (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 116). Источник. Если, заметив страстный помысл, вы остановитесь на нем произвольно вниманием, вы виновны, зачем занялись тем, о ком знаете, что он враг Божий и вам (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 207). ...Если сразу прогоните страстный помысл, то всей борьбе положите конец (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 208). Откровение помыслов ...Для демонов нет большей радости, как когда человек скрывает свои помыслы, лукавые ли они, или благие (прп. авва Исаия , 59, 28). Не открывай своих помыслов перед всеми, дабы это не послужило ближнему претыканием (прп. авва Исаия , 59, 64). ...Открывай помыслы свои отцам твоим, чтобы благодать Божия покрыла тебя (прп. авва Исаия , 89, 331).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В исполнении должности ректора семинарии архимандриту Феофану предстояло много дел и хлопот. Олонецкая духовная семинария в это время была еще совершенно не устроена, даже не имела своего здания. Архимандрит Феофан занимается организацией строительства здания для семинарии. Однако главной заботой, отвечавшей высоким стремлениям души отца Феофана, было воспитание учащихся Олонецкой семинарии. Помимо семинарии на архимандрита Феофана были возложены многие дела по епархии из-за отсутствия Олонецкого архиепископа Аркадия, который был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Исполняя поручения в этой сфере, он должен был соприкасаться с жизнью и деятельностью приходского духовенства. 17 октября 1855 года отец Феофан определен членом Олонецкой духовной консистории. Архимандрит Феофан заботился об улучшении проповеднической деятельности приходского духовенства и выработал целый ряд мер борьбы с расколом, который утвердился в форме даниловщины, филипповщины, аристовщины и странничества. В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе. Выбор отца Феофана на столь важный и ответственный пост обусловливался тем обстоятельством, что он был хорошо знаком с православным Востоком и был вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, озабоченные скорейшим прекращением этой распри, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, которые могли бы осветить положение греко-болгарской распри. Отец Феофан исполнил возложенную на него миссию и представил от 9 марта 1857 года отчет, в котором писал о движении среди болгар и о состоянии Константинопольского патриарха. Этот отчет имел впоследствии большое значение при обсуждении греко-болгарской распри Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием к его законным требованиям, своим искренним желанием помочь им отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Озабоченный сложной ситуацией в Болгарской Церкви архимандрит Феофан не забывал и о благе Константинопольской Церкви. Он близко познакомился с внутренней жизнью Константинопольского патриарха, епископов, священников, содержанием церквей и духовенства, и ему открылась бедственная картина. Обо всем этом отец Феофан писал в своем отчете, взывая о помощи к «великодушной» России, которой «не следует оставлять своей матери по вере в этом беспомощном состоянии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В день сорока мучеников (9 марта) Феофан ходил в скитский собор к преждеосвященной литургии. В тот же день возвратился домой и вечером отошел ко сну спокойно (т. е. почувствовав в себе успокоение блудной брани), и заснул. Проснувшись, он увидал, что за ночь выпал снег и покрыл землю толстым слоем, вершка на полтора. Феофан совершил утреню. Когда рассвело, сел за рукодел. Вдруг кот Феофана начал беситься, стремительно бросаться на Феофана, прыгать на него, стараясь достать лица его когтями. Наконец, с ужасом взвизгнув, кот бросился прямо в очаг, где горел костер, чтобы через трубу выскочить из келлии. Феофан выхватил кота из очага и крепко держал его в руках, не давая ему доставать до лица когтями и не пуская его вырваться. В это самое время Феофан услыхал за дверьми голос: «Старец, дома ты?» Феофан: «Чего тебе здесь надо в такое время?» «Не видал ли, где стадо?» «Разве я ходил туда, чтобы мог знать, где стадо?» «Не могу никак найти его, чтобы волки их поели!» При этих словах пришедший отворил дверь и вошел в келлию (т. е. без молитвы и без благословения Феофана). Феофан взглянул и увидал юного отрока, весьма схожего лицом с тем юношей, к которому имел пристрастие в лавре. Феофан подумал, что это сын ланаря, т. е. покупщика и продавца козлов, который часто приезжал на Афон и в лавру, продавая молодых козлят на выпаску и покупая откормленных; поэтому Феофан спросил: «Давно пришли?» Явившийся же под видом юноши был бес, умысливший, воспользовавшись пристрастием Феофана к тому красивому лицу, погубить его. Бес отвечал: «Вчера вечером». Феофан: «Кто из вас еще пришел? Отец пришел ли?» «Пришли еще братья, старший и младший». В это мгновение кот 159 вырвался из рук Феофана и выскочил за дверь; Феофан сказал: «Что сделал ты моему коту, что он так боится тебя?» Бес: «Разве я когда трогал твоего кота, что ты меня спрашиваешь? Что мог я ему сделать?» Феофан: «Нет, так он не стал бы тебя бояться; наверное, ты с ним что-нибудь сделал?» Бес, не отвечая на эти слова, подошел к очагу и без стеснения поднял полы своей одежды, якобы с целью просушить их на огне костра, сел у огня на корточки, оголив ноги. Феофан смутился от такого беззастенчивого поступка и сказал: «Бесстыжие твои глаза! Пропади ты совсем! Разве не совестно тебе так делать?»

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010